АООП НОО 5.1

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
ПОСЕЛОК ПАРКОВЫЙ
СОГЛАСОВАНО:
Управляющий совет
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового
Протокол № 7 от 23.06.2023 года
__________Г.П. Власова
Приказ от 24.06.2023 года №114

Е.В.Колесникова
23.06.2023года

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
(ВАРИАНТ 5.1)
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы №18 посёлка Паркового муниципального
образования Тихорецкий район имени Героя Советского Союза Павла
Федотовича Головко
(в новой редакции в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 24ноября
2022г №1023 «Об утверждении федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи»)

352104 Россия, Краснодарский край, Тихорецкий район п.Парковый,
улица Гагарина,26

1

Содержание

I

II

III

Общее положение
Целевой раздел АООПНОО
Пояснительная записка
Планируемые результаты освоения учащимися
АООПНОО
Система оценки достижения планируемых результатов
освоения АООП НОО
Содержательный раздел
Программа коррекционной работы
Программа внеурочной деятельности
Организационный раздел
Учебный план
Календарный учебный график
Система условий

2

2-4
5
5-9
10-16
16-17
17
17-25
25-27
28
28
28
28

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее –
АООП) начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная
программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей
их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования,
ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Структура адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи:
АООП НОО обучающихся с ТНР состоит из двух частей: обязательной
части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
АООП НОО обучающихся с ТНР содержит три раздела: целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые
результаты реализации АООП НОО, а также способы определения
достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает
пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с
ТНР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов
освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО
обучающихся с ТНР и включает следующие программы, ориентированные на
достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
программу формирования универсальных учебных действий;
программу отдельных учебных предметов, курсов коррекционноразвивающей области и курсов внеурочной деятельности;
программу воспитания обучающихся с ТНР;
программу формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни;
программу коррекционной работы;
программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает учебный план НОО (реализующий
предметные и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной
деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО
обучающихся с ТНР.
В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены
дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО
обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных
потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого
развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой
3

функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям
освоения содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с
дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
требованиями к:структуре образовательной программы; условиям реализации
образовательной программы; результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для
педагогического творчества, создания вариативных образовательных
материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию,
развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их
возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной
психологической
науки,
раскрывающих
основные
закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру
образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития
обучающихся с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что
развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста
определяется характером организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в
образовании является обучение как процесс организации познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей
овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования
обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной
деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в
изучаемых предметных областях;
существенное повышение мотивации и интереса к учению,
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
создание условий для общекультурного и личностного развития
обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных
действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы
научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование
на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу
социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает
организация детского самостоятельного и инициативного действия в
образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и
4

способов обучения, ориентация на личностно-ориентированные, проблемнопоискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о
языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или
знакового характера, которая используется как средство общения.
Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов
языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами
одного уровня и разных уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык
существует и реализуется через речь, в сложном строении которой
выделяются
различные
компоненты
(фонетический,
лексический,
грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах
развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании
обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной
деятельности обучающихся.
В контексте разработки АООП начального общего образования
обучающихся с ТНР реализация системного подхода обеспечивает:
тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и
интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями,
умениями и навыками;
воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного
недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей,
предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области;
реализацию
интегративной
коммуникативно-речевой
цели
–
формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций
(познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии
с различными ситуациями.

5

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
1.1.Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа(далее –АООП)
начального общего образования(далее НОО) обучающихся с тяжелыми
нарушениями
речи
(вариант
5.1)
муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы
№18 п. Паркового определяет содержание и организацию образовательной
деятельности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) с
учетом
образовательных
потребностей
и
запросов
участников
образовательных отношений АООП НОО (вариант 5.1) разработана в
соответствии со следующими нормативными документами:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 No
273-ФЗ, федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ ;
-постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
иобучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания»;
- федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФот 19 декабря 2014 г. № 1598.
- с учетом Примерной основной образовательной программы начального
общего образования, одобренной решением федерального учебно методического объединения по общему образованию (протокол 1/15 от
08.04.2015);
- с учетом федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы
начального общего образования обучающихся с ТНР,
одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол 4/15 от 22.12.2015);
-Уставом Школы,
АООП НОО (вариант 5.1) представляет собой систему взаимосвязанных
программ, каждая из которых является самостоятельным звеном,
обеспечивающим духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное и
общекультурное личностное направление развития обучающихся при
получении НОО.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования.
6

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования обучающихся с ТНР направлена на формирование у них
общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, интеллектуальное, физическое), овладение
учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе
духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
Принципы и подходы к формированию адаптированной
общеобразовательной программы начального общего образования
Представлены в разделе 1 Общие положения.
Общая
характеристика
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту
завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым
развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения
АООП НОО составляет 4 года. Вариант 5.1 предназначается для
обучающихся с фонетико-фонематическим фонетическим недоразвитием
речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания;
ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней
речевого развития различного генеза (например, при минимальных
дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются
нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями
чтения и письма.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных
на удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с
ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения
обучающимися программы коррекционной работы.
Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с
ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная
работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи
наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы
родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и
восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными
признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и
может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как
правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное
произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного
языка).

7

Определяющим признаком фонематического недоразвития способность
к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава
родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением
формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что
проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры
слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования
отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только
звукопроизношения звукопроизношения и звукослоговой структуры слова).
Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевой материал,
с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной
речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи
характеризуются
остаточными
явлениями
недоразвития
лексикограмматических и фонетико-фонематических компонентов языковой
системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений
звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются
в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне
отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная
внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление
общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком
уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и
являющееся
важным
показателем
незакончившегося
процесса
фонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой
стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем
отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений,
профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые
и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное
значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по
ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности
передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих
внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с
установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на
материале слов с абстрактным значением.
Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических
словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее
употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в
продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие
словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в
нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов,
препятствует своевременному формированию навыков группировки
однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что
8

впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому
языку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка
особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с
переносным значением. В грамматическом оформлении
речи часто
встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с
придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов,
инверсии. Лексико-грамматические средства языка у обучающихся
сформированы неодинаково. С стороны, может отмечаться незначительное
Количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с
возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и
неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в
самостоятельной речи. Отличительной особенностью является своеобразие
связной
речи,
характеризующееся
нарушениями
логической
последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками
главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа
на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При
рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на
свободную тему с элементами творчества используются, в основном,
простые малоинформативные предложения. Наряду с расстройствами устной
речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма,
проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при
чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен
недостаточной сформированностью базовых высших психических функций,
обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с
ТНР относятся:
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска
(совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение
логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков
отклонения речевого развития;
- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным
нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания
и методов дошкольного и школьного образования и воспитания,
ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений
речевого и личностного развития;
- получение начального общего образования в условиях образовательных
организаций общего или специального типа, адекватного образовательным
потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого
недоразвития;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого как
9

через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и
специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой
логопедической работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших
психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и
регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода
при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих
нарушений;
- координация педагогических, психологических и медицинских средств
воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения;
-получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или
минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы,
состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при
изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с
учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации
коммуникативных навыков учащихся;
- гибкое варьирование организации процесса обучения путем
расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей,
изменения количества учебных часов и использования соответствующих
методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном
пространстве для разных категорий, обучающихся с ТНР;
-постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и
динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого
дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том
числе специализированных компьютерных технологий, дидактических
пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных
путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих
контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии
медицинских показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации
путем максимального расширения образовательного пространства,
увеличения социальных контактов;
-обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные
стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного
включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация
партнерских отношений с родителями.
10

1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО.
Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП НОО
(вариант 5.1) обучающихся с ТНР (далее - Планируемые результаты)
соответствует ООП НОО .
Планируемые результаты освоения АООП НОО (вариант 5.1) дополняются
результатами освоения программы коррекционной работы. Учебные
программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне
начального общего образования для обучающихся с ТНР по АООП НОО
(вариант 5.1), соответствуют ООП НОО. В учебные программы, в которых
устанавливаются планируемые результаты начального общего образования
для обучающихся с ТНР АООП НОО (вариант 5.1), включаются программы
курсов коррекционно-развивающей области.
Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 5.1)
соответствует ООП НОО.
Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 5.1)дополняется
Планируемыми результатами, характеризующие личностное развитие
обучающихся, коррекцию недостатков в речевом развитии:
-содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области,
-оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая,
итоговая диагностика),
-объектом оценки является достижение уровня речевого развития,
оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм
логопедического воздействия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
обучающимися с ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО
.
Личностные и метапредметные результаты освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования,
для всех предметных и коррекционно-развивающей областей являются
общими и заключаются в следующем.
Личностные
результаты
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования отражают
индивидуально-личностные
качества
и
социальные
компетенции
обучающегося, включающие:
-готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду,
социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные
компетенции, личностные качества;
- основ гражданской идентичности.
Личностные
результаты
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования должны
отражать:
11

-сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
-патриотизм, чувство гордости за свою Родину, российский народ,
национальные свершения, открытия, победы;
-осознание роли своей страны в мировом развитии;
-уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории,
культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
-осознание своей этнической и национальной принадлежности,
формирование ценностей многонационального российского общества,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-сформированность уважительного отношения и иному мнению, истории и
культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
-самостоятельность и личную ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных
нормах, социальной справедливости и свободе;
-сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-сформированность этических чувств, доброжелательность и эмоционально
-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других
людей;
-сформированность чувства прекрасного, умение воспринимать красоту
природы, бережно относиться ко всему живому;
-умение чувствовать красоту художественного слова, стремление к
совершенствованию собственной речи;
-владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе коллективной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального
взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в
том числе с использованием информационных технологий;
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и
окружающих людей;
-овладение навыком самооценки, умением анализировать свои действия и
управлять ими;
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
-овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;

12

-сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования включают
освоенные
обучающимися
универсальные
учебные
действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения
учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и
жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного
общего образования, которые отражают:
-владение всеми типами учебных действий, направленных на организацию
своей работы в образовательной организации и вне ее;
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения
типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их
осуществления;
-освоение способов решения задач творческого и поискового характера;
-сформированность умений планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, определять наиболее эффективные способы достижения
результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на
основе оценки и с учетом характера ошибок;
-умение составлять план решения учебной задачи, умение работать по плану,
сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-владение знаково-символическими средствами представления информации
для создания моделей изучаемых объектов и процессов, широким спектром
действий и операций решения практических и учебно-познавательных задач;
-умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео-и графическим сопровождением;
-соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
-владение навыками смыслового чтения произведений различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами, умение осознанно строить
речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять
тексты в устной и письменной формах;
13

-умение работать с учебной книгой для решения коммуникативных и
познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими
особенностями обучающихся;
-умение адекватно использовать речевые средства и средства
информационно-коммуникативных технологий для решения различных
познавательных и коммуникативных задач, владеть монологической и
диалогической формами речи;
-владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установлением аналогий и причинно
-следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои
наблюдения и действовать разными способами
(словесными, практическими, знаковыми, графическими);
-готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения в оценке данных;
-готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества;
-умение определять общую цель и пути её достижения;
-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
-использование речи в целях налаживания продуктивного сотрудничества со
сверстниками при решении различных учебно-познавательных задач;
регуляции своих действий;
-построения монологического высказывания;
-умение организовывать и поддерживать коммуникативную ситуацию
сотрудничества, адекватно воспринимать и отражать содержание и условия
деятельности;
-владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
-владение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
-умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета.
Предметные
результаты
освоения
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с ТНР, включающие освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их
применения, представлены в рабочей программе учебного предмета.
14

Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант
5.1) дополняются требованиями к результатам освоения программы
коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области).
Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы
(коррекционно-развивающей области) отражают:
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению
нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений
чтения и письма:
1) отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и
неправильное произнесение звука;
2) умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую
структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;
3) правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное
использование интонационных средств выразительной четкой речи;
4) умение произвольно изменять основные акустические характеристики
голоса; умение правильно осуществлять членение речевого потока
посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;
5) минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на
слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим
признакам);
6) умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне
предложения и слова; практическое владение основными закономерностями
грамматического и лексического строя речи;
7) сформированность лексической системности; умение правильно
употреблять
грамматические формы слов и пользоваться как
продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;
8) овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их
использование; владение связной речью, соответствующей законам логики,
грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию;
9) сформированность языковых операций, необходимых для овладения
чтением
и
письмом;
сформированность
психофизиологического,
психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение
чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации
(техническими и смысловыми компонентами чтения и письма);
10) позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;
понимание роли языка в коммуникации, как основного средства
человеческого общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией
отражают:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно
оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической
15

нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации;
написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать
взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую
проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей;
умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение
достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей
проблемы;
2) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту
и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение
адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и
осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций;
умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение
адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в
общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении
функций в совместной деятельности; стремление ребѐнка участвовать в
подготовке и проведении праздника; владение достаточным
запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении
праздника;
3) овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать
разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание,
опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и
недовольство,
благодарность,
сочувствие;
умение
поддерживать
продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать
информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии
информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной
установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному
использованию
разнообразного
арсенала
средств
коммуникации,
вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести
диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение
использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных
ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи;
4) дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового
поведения ребѐнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и
окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков;
понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих
опасность и умение действовать в соответствии с их значением; осознание
ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в
нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями
жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и
растительном
мире
на
основе
наблюдений
и
практического
экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного
16

порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать
этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание
собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции
речи;
5) дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального
окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил
поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с
близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в
транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений
для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного
социального статуса; представления о вариативности социальных
отношений; готовность к участию в различных видах социального
взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия;
умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося
социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе
моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной
функции речи.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
(курсов
коррекционно-развивающей
области)
конкретизируются
применительно к каждому обучающемуся в соответствии с его
потенциальными
возможностями
и
особыми
образовательными
потребностями.
Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы
«Формирование универсальных учебных действий» АООП НОО (вариант
5.1),ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся» соответствуют ООП НОО школы.
Планируемые результаты освоения учебных программ АООП НОО
(вариант 5.1)по учебным предметам соответствуют ООП НОО школы.
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
АООП НОО
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов АООП НОО вариант 5.1(далее —Система оценки) соответствует
ООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения АООП НОО (вариант 5.1)предусматривает оценку
достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии
различных видов деятельности.
Оценка результатов программы коррекционной работы представляет
собой оценку достижения обучающимся Планируемых результатов
программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей
области).
17

Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы включает отслеживание
индивидуального прогресса в достижении Планируемых результатов
освоения программ НОО, оценку динамики индивидуальных достижений
обучающихся.
Объектом оценки результатов программы коррекционной работы служит
достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося с
ТНР при реализации вариативных форм логопедического воздействия, с
сохранением
базового
объема знаний и
умений
в
области
общеобразовательной подготовки. В качестве метода оценки результатов,
помимо указанных в ООПНОО Школы, используется метод экспертной
оценки (заключения специалистов ПМПк) на основе мнений группы
специалистов школьного психолого медико-педагогического консилиума
(шПМПк), работающих с ребенком
II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ АООП НОО
2.1.Программа формирования универсальных учебных действий
АООП НОО обучающихся с ТНР (далее -Планируемые результаты)
соответствует ООП НОО школы.
2.2Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности
соответствуют ООП НОО школы.
2.3.Программа воспитания обучающихся с ТНР соответствует ООП НОО
школы.
2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни соответствует ООП НОО школы.
2.5. Программа коррекционной работы. Программа коррекционной работы
направлена на осуществление специальной поддержки (сопровождения)
освоения АООП НОО (вариант 5.1) обучающимися с ТНР.
Программа коррекционной работы.
Программа коррекционной работы направлена на осуществление
специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант
5.1) обучающимися с ТНР.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с
требованиями:
Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№273- ФЗ,
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 года № 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
18

1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 28.08.2020 г. № 442 «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ»,
утвержденный постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства
образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011,
18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г.
№1598,
Уставом Школы, а также с учетом опыта работы Школы по данной
проблематике.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных
условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые
образовательные потребности обучающихся с ТНР посредством
индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности.
Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты
специального сопровождения детей с ТНР:
обучение в общеобразовательном классе по АОП;
обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и
(или) дистанционной формы обучения;
организация логопедического сопровождения, в рамках коррекционноразвивающих занятий педагогов, специалистов сопровождения школы.
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего
образовательного процесса:
через содержание и организацию образовательной деятельности
(индивидуальный и дифференцированный подход, развитие сознательного
использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с
целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению);
19

в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей
области в форме специально организованных индивидуальных и групповых
занятий (по оказанию коррекционной помощи в овладении базовым
содержанием обучения, коррекции нарушений устной речи, коррекции и
профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному
усвоению программы по всем предметным областям);
в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения
обучающихся; степень участия специалистов сопровождения Школы
варьируется по необходимости.
Целью программы коррекционной работы является комплексное психологомедико- педагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО
(вариант
5.1)
на
основе
осуществления
индивидуального
и
дифференцированного
подхода
в
образовательной
деятельности,
позволяющего
учитывать
особые
образовательные
потребности
обучающихся с ОВЗ (ТНР), в том числе детей –инвалидов.
Задачи программы: своевременное выявление детей с ТНР;
-определение особых образовательных потребностей детей с ТНР;
определение особенностей организации образовательной деятельности для
рассматриваемой
категории
обучающихся
в
соответствии
с
индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и
степенью его выраженности;
создание условий, способствующих освоению обучающимися с ТНР АООП
НОО, их интеграции в школе;
осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи рассматриваемой категории обучающихся с учетом
особенностей их психического и (или) физического развития,
индивидуальных возможностей;
-организация
индивидуально-ориентированного
коррекционнологопедического
воздействия (занятий) по преодолению нарушений фонетического
компонента речевой функциональной системы;
фонологического
дефицита
и
совершенствованию
лексикограмматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции
нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков
обучающихся с ТНР;
разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при
необходимости);
реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим
вопросам.
20

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие
принципы:
Принцип соблюдения интересов обучающегося – специалист призван
решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.
Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу
особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, т.е. единство диагностики,
коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий
специалистов в решении проблем обучающегося, участие в данном процессе
всех участников образовательной деятельности.
Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к ее решению.
Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для
получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в
физическом и (или) психическом развитии.
Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми
образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность,
защищать законные права и интересы детей.
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ТПМПК, ИПР.
Этапы реализации программы коррекционной работы:
1. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая
деятельность). Результат: оценка контингента обучающихся для учета
особенностей развития детей, определение специфики и их особых
образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет
соответствия
требованиям
программно-методического
обеспечения,
материально-технической и кадровой базы организации.
2. Этап планирования, организации, координации (организационноисполнительская деятельность). Результат: организация образовательной
деятельности коррекционно- развивающей направленности, а также процесса
специального сопровождения детей указанной категории обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья при целенаправленно созданных
(вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации
рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды
(контрольно- диагностическая деятельность). Результат: констатация
соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и
образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.
4. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная
деятельность).
Результат:
внесение
необходимых
изменений
в
21

образовательный процесс и процесс сопровождения детей указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Программа коррекционной работы школы включает взаимосвязанные
направления, которые отражают ее содержание:
-развивающая работа;
-просветительская работа.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление
обучающихся с ТНР, проведение их комплексного обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической
помощи в условиях Школы.
Диагностическая работа включает:
раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в школе) диагностику
отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
комплексный сбор сведений об обучающемся на основании
диагностической информации от специалистов школы;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития
обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания
ребенка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации обучающегося
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и
динамикой развития ребенка;
анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая
работа
обеспечивает
своевременную
специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания
образования и коррекции нарушений устной речи, коррекции и
профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному
усвоению программы по всем предметным областям, способствует
формированию универсальных учебных действий у указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (личностных,
регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Коррекционно-развивающая работа включает:
22

ограниченными
возможностями
здоровья
с
коррекционных
программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его
особыми образовательными потребностями;
ведение педагогами и специалистами индивидуальных
и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для
преодоления нарушений развития и трудностей обучения (согласно
расписанию коррекционно-развивающих занятий специалистов);
системное
воздействие
на
учебно-познавательную
деятельность
обучающегося в динамике образовательного процесса, направленное на
формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в
развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию
его поведения;
социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации
дифференцированных
психолого-педагогических
условий
обучения,
воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
работку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимся, единых для всех участников
образовательного процесса;
ориентированных методов и приемов работы с обучающимся;
и приемов коррекционного обучения ребенка.
Информационно-просветительская
работа
направлена
на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории обучающихся, со всеми
участниками образовательного процесса — обучающимися (каким
имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
информационные стенды, печатные материалы), направленные на
разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как
23

имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям
(законным представителям), педагогическим работникам — вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
ческих выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация указанных направлений по системному сопровождению
(специальной
поддержке)указанной
категории
обучающихся
с
ограниченными возможностями здоровья в Школе обеспечивается наличием
в Школе специалистов разного профиля (педагогов-психологов, учителейлогопедов, учителей-дефектологов, социального педагога) и школьного
психолого-медико-педагогического консилиума (далее – ПМПк), которые
входят в его постоянный состав. Школьный ПМПк является основным
механизмом взаимодействия специалистов.
Персональный состав ПМПк утверждается приказом директора школы.
Основные требования к условиям реализации программы:
психолого-педагогическое обеспечение;
программно-методическое обеспечение;
кадровое обеспечение;
материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение:
режим
учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и
специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии, ИПР;
обеспечение
психолого-педагогических
условий
(коррекционная
направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных
особенностей ребенка;
-соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование
современных педагогических технологий, в том числе информационных,
компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его
эффективности, доступности);
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
- введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на
решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования
нормально развивающегося сверстника;
-использование специальных методов, приемов, средств обучения,
специализированных образовательных и коррекционных программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей;
24

дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом
специфики нарушения развития ребенка;
-комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на
индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно- гигиенических правил и норм);
обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений
их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении
воспитательных, культурно- развлекательных, спортивно-оздоровительных и
иных досуговых мероприятий;
развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные
нарушения психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение. В процессе реализации
Программы коррекционной работы используются:
адаптированные основные общеобразовательные программы начального
общего образования,
коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий
инструментарий,
необходимый
для
осуществления
профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального
педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога;
в случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и
(или) физического развития по индивидуальному учебному плану –
использование адаптированных образовательных программ.
Кадровое
обеспечение.
Коррекционная
работа
осуществляется
специалистами
соответствующей
квалификации,
имеющими
специализированное образование, и педагогами, прошедшими обязательную
курсовую профессиональной подготовку.
В штатное расписание школы введены ставки учителя-логопеда, педагогапсихолога, социального педагога. Уровень квалификации работников
образовательного
учреждения
соответствует
квалификационным
характеристикам по соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми,
имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной
подготовки педагогического коллектива школы. Для этого обеспечено
повышение квалификации работников образовательных учреждений,
занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ.
Материально-техническое
обеспечение.
Материально-техническое
обеспечение заключается в создании надлежащих материально-технических
условий для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического
25

и (или) психического развития в здание и помещения школы, организацию их
пребывания, обучения в школе (архитектурная среда для обучающихся с
ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среды Школы:
наличие кабинетов для занятий с педагогом-психологом;
наличие кабинетов для логопедических занятий;
Планируемые результаты Программы коррекционной работы:
1. Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня
содержания образования – достижение личностных, метапредметных,
предметных результатов АООПНОО.
2. Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или
психического развития.
3. Социальная адаптация обучающихся.
Планируемые
результаты
Программы
коррекционной
работы
конкретизируются в программах обязательных коррекционно-развивающих
курсов. Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий
АООП НОО
2.6.Программа внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 5.1) разработан на
основе следующих нормативно-правовых документов:
-Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
No273-ФЗ,
-постановление главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
иобучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановление главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания»;
-СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения и воспитания в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ»,
утвержденный постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 10.07.2015 No 26,
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования (далее –ФГОС), утвержденным приказом Министерства
образования и науки РФ от 6.10.2009 No373, Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом
Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. No1598
26

План внеурочной деятельности направлен на достижение обучающимися
планируемых результатов освоения АООП начального общего образования и
обеспечивает реализацию индивидуальных особенностей, образовательных
потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных
представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Цели и задачи внеурочной деятельности.
Цель: содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов
обучающихся в соответствии с образовательной программой начального
общего образования.
Задачи:
организация досуга обучающихся во внеучебное время;
сохранение и преумножение традиций школы;
создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды,
направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности;
создание условий для раскрытия и развития творческих способностей,
гражданского
самоопределения
и
самореализации,
гармонизации
потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, культурном
и физическом развитии;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
Реализация
внеурочной
деятельности
осуществляется
через
оптимизационную модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов
образовательной организации), разовые мероприятия осуществляются на
каникулах.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся;
разнообразие направлений внеурочной деятельности и форм занятий;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка;
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
преемственность с технологиями учебной деятельности, включение
обучающихся в активную деятельность;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной
деятельности в школе;
опора на ценности воспитательной системы школы.
При организации внеурочной деятельности обучающихся образовательной
организации используются возможности самой образовательной организации
и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся и
составляет не более 1350 часов за 4 года обучения. В зависимости от
возможностей
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность, особенностей окружающего социума внеурочная
27

деятельность
осуществляется
непосредственно
в
образовательной
организации.
Основное
преимущество
организации
внеурочной
деятельности
непосредственно в МБОУСОШ №18 п.Паркового заключается в создании
условий для полноценного пребывания ребёнка в образовательной
организации во внеурочное время, содержательном единстве учебной,
воспитательной и развивающей деятельности в рамках основной
образовательной программы МБОУ СОШ №18 п.Паркового. Внеурочная
деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части
создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в
художественную, техническую, спортивную и другую деятельность.
Основное преимущество совместной организации внеурочной деятельности
заключается в предоставлении широкого выбора занятий для ребёнка на
основе спектра направлений детских объединений по интересам,
возможности свободного самоопределения ребёнка, привлечения к
осуществлению
внеурочной
деятельности
квалифицированных
специалистов, а также практико- ориентированной и деятельностной основы
организации образовательной деятельности. Координирующую роль в
организации внеурочной деятельности выполняет классный руководитель,
который взаимодействует с педагогическими работниками, организует
систему отношений через разнообразные формы воспитательной
деятельности
коллектива,
обеспечивает
внеурочную
деятельность
обучающихся в соответствии с их выбором.
План внеурочной деятельности формируется образовательной организацией
и направлен в первую очередь на достижение обучающимися планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального
общего образования. Продолжительность занятия внеурочной деятельности
для обучающихся первых классов не превышает 35 минут, для остальных
обучающихся составляет 40 минут. Между занятиями по внеурочной
деятельности предусмотрен перерыв не менее 10 минут в зависимости от
расписания. Величина недельной образовательной нагрузки (количество
занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за
пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися
учебного плана, но не более 10 часов. Обучающимся предоставлена
возможность посещать занятия в музыкальных и художественных школах,
спортивные секции, кружки в учреждениях и отделениях дополнительного
образования, другие дополнительные занятия по выбору родителей
(законных представителей) обучающихся.
Объем программы: 1 класс -33 часа в год, 2-4классы –34 часов в год.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в
объеме до 10 часов в неделю (включая коррекционно-развивающую область
и составляет до 1350 часов за четыре года обучения) по следующим
направлениям:
спортивно-оздоровительное
28

общекультурное
общеинтеллектуальное
духовно-нравственное
социальное.
Для обучающихся с ТНР обязательной частью внеурочной деятельности
является коррекционно-развивающая область. Коррекционно-развивающая
область поддерживает процесс освоения содержания
АООП НОО,
обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся.
Часы, отводимые на коррекционно -развивающую область, включаются в
часы, отводимые на внеурочную деятельность и являются обязательными.
Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на основе
рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, включая коррекционноразвивающую область (до 10 часов в неделю), составляет до 1350 часов за
четыре года обучения.
(Приложении 1. План – внеурочной деятельности)
Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП НОО
вынесены в ( Приложение 2.- рабочая программа логопеда)
III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

А ООП НОО

3.1Учебный план АООП НОО
Учебный план АООП НОО вариант 5.1(обязательные предметные области
учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО школы.
3.2.Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному
графику ООП НОО школы.
3.3.Система условий реализации АООП НОО
Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых
документов федерального, регионального, муниципального и школьного
уровней. Разработана и реализуется мониторинга метапредметных
универсальных учебных действий (УУД) на уровне начального общего
образования (данную работу проводит педагог – психолог совместно с
учителями начальных классов). Разработаны и реализуются рабочие
программы на ступень обучения по учебным предметам, курсам внеурочной
деятельности, курсам коррекционно- развивающей области.
29

Организационно-содержательные условия
В рамках ШМО учителей начальных классов на заседаниях рассматриваются
различные вопросы реализации АООП НОО (вариант 5.1), работа по
самообразованию педагогов планируется с учетом необходимости
реализации коррекционной направленности
учебно-воспитательного
процесса. Проводятся школьные семинары для учителей начальных классов,
в рамках которых учителя дают открытие уроки по разным учебным
предметам с использованием личностно-ориентированного, деятельностного
, дифференцированного подходов в обучении, ИКТ технологий. Формируется электронная база методических материалов, виртуальный методический
кабинет с рабочими программами на ступень обучения и календарнотематическим планированием по учебным предметам, курсам внеурочной
деятельности, курсам коррекционно-развивающей области.
Реализуется
оптимизационная
модель
организации
внеурочной
деятельности. Данная модель наиболее соответствует возможностям школы:
в ее реализации могут принимать участие все педагогические работники
учреждения (учителя, учителя-логопеды, социальный педагог, педагогпсихолог, воспитатель и др.), происходит оптимизация внутренних ресурсов
школы.
Кадровые условия
Учителя начальной школы, учитель-логопед, учителя-предметники,
специалисты имеют высшее профессиональное образование, планово
поэтапно проходят курсовую переподготовку на базе ИРО.
Ежегодно
организуется
психолого-педагогическое
сопровождение
участников образовательных отношений на уровне начального общего
образования в рамках школьного ПМПк, в постоянный состав которого
входят учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальный педагог.
Организовано взаимодействие со специалистами ПМПК (на договорной
основе). Психологическое сопровождение образовательного процесса
реализуется во время проведения коррекционной работы на уроках и во
внеурочное время. В школе уделяется большое внимание профилактике
правонарушений, ведется индивидуальная работа с учащимися группы
риска, осуществляется контроль посещаемости данными учащимися
школьных занятий, организуются встречи с инспекторами КДН, встречи с
родителями, консультации социального педагога, обследование семей
Материально-технические условия
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с
недостатками физического и (или) психического развития в здание и
помещения школы, организацию их пребывания, обучения в школе
30

(архитектурная среда для обучающихся с ОВЗ), также позволяющих
обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды школы:
наличие кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)
наличие кабинета для логопедических занятий (1)
наличие кабинета для занятий ритмикой (1)
Реализация АООП НОО требует обеспечение оснащенности учебного
процесса и оборудования учебных помещений в соответствии с
Федеральными требованиями в части минимальной оснащенности учебного
процесса и оборудования учебных помещений (приказ Министерства
образования и науки РФ от 04 октября 2010г. N 986).
Реализация
данного
направления
определяет
необходимость
укомплектования начальной школы современным оборудованием,
обеспечивающим возможность использования и создания информации, в том
числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео
-и графическим сопровождением (компьютер, проектор, интерактивная доска
и т.п.), возможность осуществления информационного взаимодействия в
локальных и глобальных сетях, доступа к печатным и электронным
образовательным ресурсам федеральных и региональных центрах
информационно-образовательных ресурсов.
Поэтапно проводится оснащение подобным оборудованием кабинетов
начальной школы. Интерактивными досками, принтерами оборудованы все
кабинеты начальных классов
Данное оборудование используется педагогами для учащихся 1-4-х классов
для проведения уроков с применением образовательных ИКТ
(использованием электронных приложений к учебникам, осуществления
проектной деятельности и т.п.). Кабинет педагога-психолога оборудован
компьютером, принтером, кабинет логопеда оборудован компьютером,
принтером.
Информационные условия
Особенности организации учебного процесса в классах АООП НОО
размещаются на сайте школы; рассматриваются в ежегодном публичном
отчете школы; являются обязательными вопросами на проводимых в течение
года общешкольных родительских собраний для будущих первоклассников, а
также на классных родительских собраниях.

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».