5.3. РП Шахматы

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования: объём,
содержание, планируемые результаты»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Шахматы» разработана в соответствии и на основании основных
действующих нормативных и программных документов РФ, с учетом
приоритетов развития системы дополнительного образования. Данная программа
составлена на основе авторской программы И. Г. Сухина «Шахматы – школе»,
которая рекомендована Министерством образования Российской Федерации.
Программа разработана в соответствии с
нормативно-правовыми
документами ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.12 № 273-ФЗ, ст. 15, 16, 28 и
др., Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 2765-р «О
Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020
гг.»., приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам», метод. Рекомендации
Минобрнауки РФ по проектированию дополнительных образовательных
общеразвивающих программ от 18.11.15., Концепция развития дополнительного
образования детей от 04.09.14 № 1726-р и план мероприятий по её реализации от
24.04.15 № 729-р.
Программе физкультурно-спортивной направленности реализуется один
раз в неделю по 1 часу, реализуется программа по 34 часа, по 9 месяцев в год,
всего 1 год.
Программа «Шахматы» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий
становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают,
сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности. При этом предусматривается широкое использование
занимательного материала, включение на занятиях игровых ситуаций, чтение
дидактических сказок, загадок, просмотр мультфильмов и т. д.
Обучение игре в шахматы с раннего возраста помогает детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям
некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть
замкнутость.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок,
особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы
стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования
носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка
происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в
человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность,
волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость,
расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся
обстановке и т.д.
Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и
искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем
другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в
мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него результата

способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя
определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно
судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций,
занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных
шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований.
Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей
и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя
гармоничному развитию личности.
Шахматы это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного
развития, формирования внутреннего плана действий – способности действовать
в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует
зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость,
целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее,
самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться
до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено,
что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так
же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением.
А. Алехин писал: «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая
фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто
модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть
объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав
свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (1924 г.)1.
Новизна
Новое направление вызывает у учащихся естественный, вполне обоснованный
интерес и желание активно участвовать в творческом процессе решения
шахматных задач, что способствует их самовыражению и самореализации.
Актуальность данной программы состоит в том, что в центре
современной концепции дополнительного образования лежит идея развития
личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание
важных личностных качеств и направлена на формирование умственного
развития, то есть способность действовать в уме.
Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в
шахматы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают
всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех
возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная

1

* А. Алехин – 4 Чемпион Мира по шахматам «На пути к высшим шахматным достижениям»,

Минск, 1982 г.

шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна
семья».
Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в
шахматы.
Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих
воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств
выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение
смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и
обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе»,
но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать
внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду,
критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта.
Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры
вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному
развитию.
Кроме этого, шахматы – это уникальный инструмент развития творческого
мышления.
Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из
одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения. Как
говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы – нечто большее, чем просто игра.
Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть определённые
художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы
шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный
путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…»2.
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является
приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся
спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как жизненная
неудача.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа опирается на тенденции развития современных учащихся,
способствует созданию «ситуации успеха» и осуществлению психологопедагогической поддержки каждого учащегося.
Отличительные особенности программы.
Отличительными особенностями программы являются:

ориентированность
на
развитие
личностных
качеств,
коммуникативных навыков, социальную адаптацию в окружающем мире путем
педагогической поддержки в процессе специально организованной практической
деятельности;

подбор содержания программы основан на системно-деятельностном
подходе - учащиеся получают теоретические знания через практическую
деятельность;

в практическую деятельность включены интерактивные формы
обучения.

Адресат программы.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной рабочей программы, от
13 до 15 лет.
Группы учащихся разновозрастные. Наполняемость групп – 15 человек.
Формы обучения очная. Формы организации
деятельности: в парах.
Режим занятий.
1 раз в неделю по 1 учебному часу, всего 34 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы постоянный. В программе используются следующие формы
проведения занятий: ролевая, деловая и коммуникативная игра, мастер-класс,
тренинг, практическое занятие.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга
посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные (предметные) задачи:
 познакомить с историей шахмат;
 дать учащимся теоретические и практические знания по шахматной
игре и о правилах проведения соревнований, правилах турнирного поведения;
Личностные задачи:
 Включить в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания
 Формировать установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации мыслительной деятельности
 Ориентировать на становление гуманистических ценностей.
 Формировать социально-ориентированный взгляд на мир.
Метапредметные задачи:
 Готовность конструктивно разрешать конфликты.
 Овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи
занятия.
 Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
 Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности
 Находить способы решения и осуществления поставленных задач.
 Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
учебной деятельностью.
 Осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
 Учиться понимать причины успеха и неудач своей деятельности.
 Овладевать логическими действиями, устанавливать аналогии, строит
рассуждения, овладевать новыми понятиями.
 Овладевать начальными сведениями об изучаемом объекте (шахматах)
учиться работать в информационной среде по поиску данных изучаемого
объекта.
 Определение общей цели и путей ее достижения.

 Активно использовать речевые средства в процессе общения с
товарищами во время занятий в кружке.
 Учится слушать собеседника, напарника по игре быть сдержанным,
выслушивать замечания и мнение других людей, излагать и аргументировать
свою точку зрения.
 Учиться договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы «Шахматы» направлено на развитие компетентных и
успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной,
общественной и профессиональной деятельности.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен
учащимся. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально
организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания
учебных заданий, создания игровых ситуаций.
В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и
заданий, дается вариант распределения программного материала, приводится
перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые
можно использовать в процессе занятий и сделать своими руками, а также
включен список художественной литературы и список методической литературы
для педагога.
Особенность программы в том, что ребенок делает первые шаги в мире
шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры,
шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические
задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки
игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится
изучению "доматового" периода игры.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей:
мультфильмы, загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и
инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей,
в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу
фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои
первые шаги на шахматной доске.
Включен также перечень диафильмов, список художественной литературы,
которую можно читать на занятиях, и список методической литературы для
педагога.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
– Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка,
развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности.
– Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной
игре.
– Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания,
игровые упражнения, соревнования).

Формирования и развития метапредметных и личностных компетенций
Планируемые
результаты (предметные)

Знать шахматные термины: белое
и черное поле, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр,
партнёры. Различать диагональ,
вертикаль, горизонталь.
Обобщать, делать несложные
выводы.
Знать начальное положение.
Уметь ориентироваться на
шахматной доске.
Знать названия шахматных
фигур: ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.
Знать правила хода и взятия
каждой фигурой.
Уметь выявлять закономерности
и проводить аналогии.
Уметь проводить элементарные
комбинации;
планировать нападение на
фигуры противника, организовать
защиту своих фигур.
Уметь определять
последовательность событий.

Личностные
результаты

Активное включение в общение и
взаимодействие со сверстниками
на принципах уважения и
доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания
Формирование установки на
безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации
мыслительной деятельности
Проявление
дисциплинированности,
трудолюбия и упорства в
достижение поставленной целей.
Ориентироваться на становление
гуманистических
ценностей.
Формировать социально
-ориентированный взгляд
на мир.

Планируемые результаты
(личностные и метапредметные),
характеристика деятельности
учащихся
Готовность конструктивно
разрешать конфликты.
Овладевать способностью
принимать и сохранять цели и
задачи занятия.
Находить способы решения и
осуществления поставленных
задач.
Учиться понимать причины
успеха и неудач своей
деятельности
Находить способы решения и
осуществления поставленных
задач.
Овладение способностью
принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельностью.
Осваивать начальные формы
познавательной и личностной
рефлексии.
Учиться понимать причины
успеха и неудач своей
деятельности.
Овладевать логическими
действиями, устанавливать
аналогии, строит рассуждения,
овладевать новыми понятиями.
Овладевать начальными
сведениями об изучаемом объекте
(шахматах) учиться работать в
информационной среде по поиску
данных изучаемого объекта.
Определение общей цели и путей
ее достижения.
Активно использовать речевые
средства в процессе общения с
товарищами во время занятий в
кружке.
Учится слушать собеседника,
напарника по игре быть
сдержанным, выслушивать
замечания и мнение других людей,
излагать и аргументировать свою
точку зрения.
Учиться договариваться о
распределении функций и ролей в
совместной деятельности.

Ожидаемые результаты образовательной деятельности:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка,
развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности.

Приобретение теоретических знаний и практических навыков в
шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания,
игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам
шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную
прочность знаний и умение применять их на практике.
Учащиеся, закончившие обучение по программе , совершенствуют свои
знания, умения и навыки.
Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение
детьми системы ценностей.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и
правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества,
понимания закономерностей, лежащих в основе социальных
явлений.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,
представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и
будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей
стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином
России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса
которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к
многообразию иных культур.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой
составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов
культуры.
Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий
формы аттестации»
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
N
п/п

Месяц Число

Время
Форма Колпроведения занятия во
занятия
часов

Тема занятия

Место
проведения

Форма
контроля

1

14.0015.00

Лекция, 2
играпрактика

«Знакомство
шахматной
доской»

с

«Точка роста» тесты
кабинет
проектной
деятельности

2

14.0015.00

Виктори
на

«В
гостях
Горизонталика
Вертикалика»

у
и

«Точка роста» тесты
учебный
кабинет

3

14.0015.00

Беседа,
5
играпрактика

«Знакомство с
шахматными
фигурами. Пешка»

«Точка роста» тесты
учебный
кабинет

4

14.00-

Решение 2

«Бесхитростная

«Точка роста» тесты

1

15.00

задач,
играпрактика

фигура – ЛАДЬЯ»

учебный
кабинет

5

14.0015.00

Решение 5
задач

«Король
боя»

жаждет

«ЦДО» «Точка тесты
роста» учебный
кабинет

6

14.0015.00

Решение 3
задач,
играпрактика

«Могучая
ФЕРЗЬ»

фигура

«Точка роста» тесты,
учебный
диагностиче
кабинет
ские
задания и
упражнения

7

14.0015.00

Решение 3
задач

Слон

«Точка роста» тесты,
учебный
диагностиче
кабинет
ские
задания и
упражнения

8

14.0015.00

Мастер - 5
классы

«Могучая фигура»
Ферзь

«Точка роста» тесты,
учебный
диагностиче
кабинет
ские
задания и
упражнения

9

14.0015.00

Сеанс
2
одноврем
енной
игры

Конь

«Точка роста» тесты,
учебный
диагностиче
кабинет
ские
задания и
упражнения

10

14.0015.00

Решение 2
шахматн
ых задач

Сравнительная
характеристика и
относительная
ценность фигур.

«Точка роста» тесты,
учебный
диагностиче
кабинет
ские
задания и
упражнения

11

14.0015.00

Решение 2
шахматн
ых задач

«Шах – что это?»

«Точка роста» тесты,
учебный
диагностиче
кабинет
ские
задания и
упражнения

12

14.0015.00

Решение 2
шахматн
ых задач

Мат - цель игры.
«Волшебный мир
комбинаций»

«Точка роста» тесты,
учебный
диагностиче
кабинет
ские
задания и
упражнения

Итого

34

1. Модуль: «Там клетки чёрно – белые чудес и тайн полны».
I. Шахматная доска.
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и
черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.

Дидактические игры и игровые задания.
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из
горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т.п.)
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий
шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется она из диагоналей шахматной
доски.
II. Шахматные фигуры.
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
Дидактические игры и игровые задания.
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все
шахматные фигуры, каждый из учеников пытается на ощупь определить, какая
фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе в ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры кроме секретной, которая выбирается заранее;
вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети пытаются
угадать, какая фигура загадана.
«Что общего?». Педагог берет две шахматные фигуры, и дети говорят, чем
похожи друг на друга фигуры, чем отличаются (цвет, форма).
«Большая и маленькая». Педагог ставит на стол шесть разных фигур. Дети
по одному выходят и называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону.
Вскоре все фигуры расставлены по росту.
«Кто сильнее?». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает:
«Какая фигура сильнее? На сколько очков?».
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до пяти фигур и
просит ребят расположить на своих досках другие наборы фигур так, чтобы
суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.
III. Начальная расстановка фигур.
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур
в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь
между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой
фигур.
Дидактические игры и игровые задания.
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и
постепенно расставляют начальную позицию.
«Да или нет?». Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают,
стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.
«Не зевай!». Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении,
например: «Ладья стоит в углу», и бросает кому-либо из учеников мяч; если
утверждение верно, то мяч следует поймать.
2. Модуль: «Играем и выигрываем».
I. Ходы и взятие фигур. (основная тема учебного курса)

Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные
и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и
тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки.
Взятие на проходе. Превращение пешки.
Дидактические игры и игровые задания.
«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. Именно здесь все плюсы
шахмат начинают «работать» на воспитанника – формируется внутренний план
действий, аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с
ребятами ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры);
выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре
(черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски,
не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля,
находящиеся под ударом черных фигур.
«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры;
избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы ни разу не оказаться под
боем черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна
достичь определенной клетки шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не на
уничтожение, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом
запрещается ставить фигуры на поля, находящиеся под ударом фигуры
противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной
игре обеих сторон не имеет победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть
на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные
фигуры, но так, чтобы не оказаться под боем.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищенную фигуру.
«Защита». Нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под
боем.
Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже
такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт» и т.п., где присутствуют
«заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для
детей виде те или иные ситуации, с которыми шахматисты сталкиваются в
игре за шахматной доской. При этом все игры и задания являются
занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу
образного и логического мышления.
II. Цель шахматной партии.

Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии.
Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие
случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и игровые задания.
«Шах или не шах». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны
определить: стоит ли король под шахом или нет.
«Объяви шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному
королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны
определить: дан ли мат черному королю.
«Мат в один ход». Требуется объявить мат неприятельскому королю в один
ход.
«Рокировка». Приводится ряд позиций, в которых ученики должны
определить: можно рокировать или нет.
III. Игра всеми фигурами из начального положения.
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как
начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
Дидактические игры и игровые задания.
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать
угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога
ученик отвечает двумя своими ходами подряд.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Образовательная деятельность осуществляется учителем математики МБОУ
СОШ № 18 п. Паркового
Кадровое обеспечение:
педагог умеющий играть в шахматы, имеющий педагогическое образование,
занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей.
Информационное обеспечение:
методические пособия,
методические разработки занятий,
специальная литература по всем разделам программы для работы педагога
с детьми:
1.
И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или «Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны»: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней
начальной школы. – Обнинск «Духовное возрождение», 1998. Рекомендовано
Министерством общего и профессионального образования Российской
Федерации
2.
И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или «Учусь и учу». Пособие для
учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Практикум, контрольная работа, конкурс, лекция, беседа, соревнование,
турнир, сеанс одновременной игры, турнир, блиц -турнир, семинар, анализ
партий, консультационная партия.. На первых занятиях проходит начальная
диагностика знаний, умений и навыков по шахматной игре.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики.
Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного
материала, степень сформированности умений осваивать новые виды
деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и
социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения,
позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её
протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста
знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его
индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог
вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения
поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении
диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и
индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в
торжественной соревновательной обстановке.
-текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется
педагогом в форме наблюдения;
- промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме
- итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме
тестирования, выполнению тестовых упражнений по определению уровня
освоенных навыков (решение задач), также письменный опрос для определения
объема освоенных теоретических знаний, турниры и соревнования различного
уровня.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Материально-техническое обеспечение для реализации дополнительной
общеобразовательной программы детей секции «Шахматы»
Оборудование кабинета:
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных
фигур;
- настольные шахматы разных видов;
- шахматные столы;
- шахматные часы;
- обучающие видеоуроки по шахматам;
Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место
учителя (ПК, проектор, акустическая система, принтер).
Методическое обеспечение программы

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до
творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ
от общепринятых стереотипов.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный
методы. Они применяются:
1.
При знакомстве с шахматными фигурами.
2.
При изучении шахматной доски.
3.
При обучении правилам игры.
4.
При реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах
шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того
чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим
арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм
мышления: анализ позиции — мотив — идея — расчёт — ход. Продуктивный
метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ
позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и
эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частичнопоисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в
том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное
составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат
в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений,
творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный
подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение
самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Обучающие компьютерные шахматные диски:
1.«Аладдин волшебные шахматы»
2.«Динозавры учат шахматам»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или «Там клетки черно-белые
чудес и тайн полны»: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней
начальной школы. – Обнинск «Духовное возрождение», 1998. Рекомендовано
Министерством общего и профессионального образования Российской
Федерации
2.
И. Г. Сухин. Шахматы, первый год, или «Учусь и учу». Пособие для
учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
Дидактические шахматные сказки:
1. Сухин И. Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по
внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
3. Сухин И. От сказки – к шахматам.
4. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И.
Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT,
1993.
5. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски.
6. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.
7. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книгавыручалочка по внеклассному чтению. –.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
8. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране.
– М.: Педагогика, 1991.
Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах:
1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.
2. Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши
открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
3.Добрыня, посол князя Владимира (былина).
4.Драгунский В. Шляпа гроссмейстера.
5.Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
6.Кумма А., Рунге С. Шахматный Король.
7.Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или
Фосфорический мальчик.
8.Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).
9. Остер Г. Полезная девчонка.
10. Пермяк Е. Вечный Король.
11.Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
12.Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде.
13.Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин.
14.Шаров А. Сказка о настоящих слонах.
Стихотворения о шахматах и шахматистах:
1. Берестов В. В шахматном павильоне.
2.Берестов В. Игра.
3.Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
4.Ильин Е. Средневековая легенда.
5. Квитко Л. Турнир.
6.Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
7.Сухин И. Волшебная игра.
Художественная литература для детей по шахматной тематике:
1.Булычев К. Сто лет тому вперед.
2.Велтистов Е. Победитель невозможного.
3.Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
4.Крапивин В. Тайна пирамид.
5.Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
6.Лагин Л. Старик Хоттабыч.
7.Надь К. Заколдованная школа.
8.Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
9.Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.

10.Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
11.Раскатов М. Пропавшая буква.
12.Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
13.Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному
чтению. – М.: Новая
школа, 1995. – Вып. 4, 5.
14.Томин Ю. Шел по городу волшебник.
15.Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
16.Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».