5.4. РП Развитие талантов 9-10 лет

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Развитие талантов» создана на основе авторской
программы Л.Богдановой «Раскрытие индивидуальных талантов подростков для
целей профориентации «PRO. Развитие талантов» в рамках деятельности
автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального
образования «Творческие Образовательные Технологии», рассчитана на 1 год
обучения 34 часа (39 часов в авторской). Это связано с тем, что программа
впервые открывается на базе МБОУ СОШ №18 пос.Паркового как апробация
заинтересованности учащихся и их родителей в данном направлении.
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Развитие талантов» имеет социально-педагогическую направленность и
ориентирована на организацию проектной деятельности учащихся
Новизна.
Программа «PRO. Развитие талантов» разработана кандидатом психологических
наук, коучером Л.Богдановой с учетом многолетнего опыта работы в области
детской психологии и раннего развития детей и реализуется с 2016 года в 31
городе России.
Новое направление вызывает у учащихся естественный, вполне
обоснованный интерес и желание активно участвовать в творческом процессе
создания собственных проектов, для привлечения внимания детей и подростков
к актуальным проблемам общества, что способствует их самовыражению и
самореализации.
Актуальность.
Медиатворчество и проектная деятельность современны, востребованы,
привлекательны для учащихся всех возрастов. Они способно реализовать
эмоциональные потребности учащихся и спектр творческих возможностей с
помощью информационно-коммуникационных технологий через обучение
универсальным практическим навыкам. Успех теперь зависит больше от личных
качеств (softskills), таких как креативность, коммуникативность, упорство и
целеустремленность, так как именно они помогают реализовать свои таланты.
Проектная деятельность позволяет интегрировать знания учащихся из различных
предметных областей для решения одной проблемы, даёт возможность
применять полученные знания, как в учебной деятельности, так и за её
пределами. Основной целью программы является раскрытие талантов
слушателей, а также получение первичных навыков создания фото и видео
продуктов, защиты проекта по выбранному виду деятельности.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа опирается на тенденции развития современных
учащихся, способствует созданию «ситуации успеха» и осуществлению
психолого-педагогической поддержки каждого учащегося.
В процессе медиатворчества учащиеся не только получают необходимые
знания, умения, навыки для создания собственных информационных продуктов,

но и развивают такие качества личности, как инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Формирование ключевых компетенций, а именно коммуникативной,
деятельностной, информационной, социальной, креативной, способствует
готовности учащихся к эффективной и продуктивной деятельности.
Сочетание
системно-деятельностного
подхода
и
современных
педагогических технологий, которые способствуют формированию у учащихся
ключевых компетенций, является педагогически целесообразным.
Отличительные особенности программы.
Анализ программ по медиатворчеству и проектной деятельности,
размещенных в свободном доступе в сети Интернет показал следующее:
отличительными особенностями программы «Развитие талантов» от
существующих ранее программ являются:
- ориентированность на развитие личностных качеств, коммуникативных
навыков, социальную адаптацию в окружающем мире путем педагогической
поддержки в процессе специально организованной практической деятельности;
- модульно-блочный принцип построения учебного плана;
- подбор содержания программы основан на системно-деятельностном подходе учащиеся получают теоретические знания через практическую деятельность;
- в практическую деятельность включены интерактивные формы обучения;
- планируемым результатом программы являются созданные учащимися
собственные проекты различной направленности;
Адресат программы.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной рабочей программы,
9-10 лет. В объединении могут заниматься учащиеся, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Группы учащихся одновозрастные. Наполняемость групп – 15 человек.
Набор в объединение производится по желанию учащихся и их родителей.
Программа предназначена для учащихся с различными психофизическими
возможностями здоровья.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы.
Программа «Развитие талантов» реализуется на ознакомительном уровне и
рассчитана на 1 год обучения. При разработке использован модульно-блочный
принцип построения.
Формы обучения.
Форма обучения по программе «Развитие талантов» - очная. Формы
организации
деятельности: индивидуальная, в парах, работа по подгруппам, групповая.
Режим занятий.
1 раз в неделю по 1 учебному часу, всего 34 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы постоянный. Групповая очная работа в учебном помещении.
Для более глубокой проработки полученных навыков и умений существенный

объём часов посвящен самостоятельной работе дома, индивидуальным
консультациям и беседам, работе в пространстве расширенного социального
действия – познавательные интернет-ресурсы, экскурсии, дистанционные лекции
и вебинары, ролевая, деловая и коммуникативная игра, мастер-класс, тренинг,
практическое занятие, эвристическая беседа, дискуссия, диспут, мозговой
штурм, круглый стол, защита творческих проектов.
Цели:
 Формирование умений действенно-практического характера, требующего
практического применения знаний и умений, полученных на уроках, а
также создание условий, способствующих освоению новых для ребёнка
знаний и выработке собственных эффективных надпредметных действий
по организации деятельности.
 Овладение учащимися общими алгоритмами решения теоретикопрактических задач на примере знакомства с алгоритмом работы над
проектом.
 Создание условий для приобретения социальной практики за пределами
школы.
 Поддержка и развитие индивидуальных склонностей, способностей,
интересов, познавательной активности, самостоятельности и инициативы
учащихся.
 Создание условий для ситуации успеха ребёнка.
Образовательные (предметные) задачи:
Познакомить учащихся с источниками информации;
Обучить навыкам выбора необходимых источников информации;
Обучить навыкам фотографирования;
Познакомить с основными техниками создания видео проектов;
Личностные задачи:
Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству, его народу, культуре,
языку, святыням, природе.
Формировать сплоченность, групповую согласованность, доверие,
ответственность за себя и других.
Метапредметные задачи:
Пробудить интерес к специальным знаниям создания фото и видео
продуктов;
Развить эмоциональную отзывчивость, умение выражать собственные
мысли, аргументировать;
Способствовать развитию воображения и фантазии, творческих
способностей учащихся;
Способствовать развитию навыков общения, коммуникабельности и
толерантного отношения друг к другу.
Получение информации по определенной теме.
Повышение уровня познавательной, информационной, коммуникативной и
других компетенций учащегося.

Выявление талантов, склонностей ученика и общее повышение мотивации к
учебной деятельности, воспитание потребности к самообучению и
саморазвитию.
№
№
п/п
1

Учебный план
Наименование
Кол-во часов
раздела/модуля, темы Всего Теория Практик
а
Вводное занятие.
2
1
1

2

Информация.

6

3

Фотография.

8

4

Мультипликацио
нный фильм.
Основы
телевидения.

8

Итоговые
занятия.
Итого:

2

5

6

8

34

17

Формы
аттестации/контроля
Тест «Я журналист?»
Открытый
микрофон, практикум
Итоговые
упражнения, практикум
Контрольные
фотоснимки, практикум
Игровые
упражнения, практикум
Игровые
упражнения, практикум.
Созданные видеоролики,
сюжеты
Защита творческих
проектов

17

Содержание учебного плана
1.Вводное занятие.
Теория: Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ.
Практика: Решение организационных вопросов.
2.Информация.
Теория: Источники информации. Каналы информации. Методы сбора
информации.
Практика: Игры на знакомство. Упражнения для развития творческого
воображения. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности.
Упражнения на развитие памяти. Игры на развитие речи и мышления.
3.Фотография.
Теория: Фотографии - застывшее мгновение. Фотографии семейные.
Фотографии в газетах, журналах, книгах. Виды и жанры фотографий.
Фотография и картина. Практика: Отработка навыков фотографирования.
4.Мультипликационный фильм.
Теория: Основные техники выполнения мультфильмов. И снова о кадре.
Законы монтажа. Сюжет и образы героев мультфильма. Характеры и поступки
героев, настроения и чувства. Озвучивание и музыка в мультфильмах.

Практика: Упражнения на развитие памяти. Упражнения на
командообразование и групповую согласованность. Магическое «если бы..».
Предлагаемые обстоятельства. Упражнения на публичное одиночество.
Сценические этюды. Игры-упражнения на развитие инициативы и активности
учащихся.
6. Основы телевидения.
Теория: Телевидение и кино. Беседа о передачах, которые смотрят в семье.
Телевидение как домашнее кино. Особенности телевидения: фильм и
телепередача, их различия. Специфика телевидения: эффект присутствия,
быстрота
передачи
информации,
массовость
аудитории.
Основные
телевизионные жанры. Телевизионная программа - сочетание передач различных
жанров. Знакомство с понятиями «сюжет», "репортаж", "интервью". Зарисовка.
Анонс и дайджест. Роль автора в создании телевизионной передачи. Реклама на
телевидении. Назначение рекламы.
Социальная реклама.
Практика: Построение видеоряда. Эффекты и переходы. Звуковой ряд
телесюжета. Работа с титрами. Создание видеосюжетов. Отработка навыка
видеомонтажа. Экспорт готового материала. Анализ видеоработ.
7. Итоговые занятия.
Планируемые предметные результаты:
В процессе занятий по программе учащийся приобретет:
 знания об источниках, каналах и методах сбора информации;
 знания о жанрах и видах фотографии;
 знания об основных техниках выполнения видеопродуктов;
 знания о процессе фотосъемки, видеосъемки и монтажа;
 знания о правилах участия в беседе при обсуждении кинопродукта;
 умение наблюдать, сравнивать, анализировать;
 умение определять основных героев кинопроизведения, рассказывать об
их характере, поступках;
 умение понимать главную идею фильма, сюжета, ролика;
 умение выражать свое отношение к увиденному;
 умение слушать и слышать другого человека, уважительно относиться к
его мнению;
 навык создания небольшого фильма в программах AVS, Movie maker;
 навык соблюдения правил поведения и техники безопасности на занятиях.
Планируемые личностные результаты:
 сформировано позитивное отношение к себе и окружающему миру;
 привито чувство любви и уважения к своему Отечеству, его народу,
культуре, языку, святыням, природе;
 сформирован интерес к себе и окружающему миру;
 сформирован интерес к выбранному виду деятельности;
 сформировано творческое воображение;
 сформирована внутренняя позиция учащихся;

 сформирована личностная мотивация к учебной деятельности;
 сформирована ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Планируемые метапредметные результаты:
 сформировано умение выбрать из ряда предложенных тем тему по своему
интересу.
 сформировано умение нахождения источников, из которых можно
получить информацию по теме.
 сформировано умение подобрать иллюстрированный материал к данной
теме.
 сформировано умение представить проект перед аудиторией слушателей (
одноклассники).
 сформировано умение работать по заданному алгоритму создания проекта.
Календарный учебный план
№

Тема занятия

1.

Введение в образовательную
1
программу. Инструктаж по
ТБ.
Решение
организационных
вопросов.

беседа

3.

Источники информации.
Игры на знакомство.

1

мозгово
й штурм

текущий
контроль

4.

Источники информации.
Упражнения для развития
творческого воображения.
Источники информации.
Упражнения
на
развитие
внимания и
наблюдательности.
Каналы
информации.
Упражнения
на
развитие
памяти.
Каналы
информации.
Упражнения
на
развитие
памяти.
Методы сбора информации.
Игры на развитие речи и
мышления
Отработка
навыков
фотографирования.

1

тренинг

текущий
контроль

1

тренинг

фронтальн
ый опрос

1

тренинг

текущий
контроль

1

круглый
стол

текущий
контроль

1

практич
еское
занятие
мозгово
й штурм

карточки
контроля

беседа

текущий
контроль

2.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Отработка
фотографирования.

Кол- Форма
во
занятия
часов

1

навыков 1

беседа

Форма
контроля

Место
проведения

тест
«Журналис
т ли ты?»
Открытый
микрофон

Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности

текущий
контроль

Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности

Дата

Время
проведе
ния

11.

Фотографии школьные.
Отработка
навыков 1
фотографирования.

практич
еское
занятие

текущий
контроль

Кабинет
проектной
деятельности

12.

Фотографии школьные.
1
Отработка
навыков
фотографирования.

практич
еское
занятие

текущий
контроль

Кабинет
проектной
деятельности

13.

Фотографии школьные.
Отработка
навыков
фотографирования.
Фотографии школьные.
Отработка
навыков
фотографирования.
Фотографии школьные.
Отработка
навыков
фотографирования.
Фотографии школьные.
Отработка
навыков
фотографирования
Создание буклетов.

практич
еское
занятие
практич
еское
занятие
практич
еское
занятие
практич
еское
занятие
мозгово
й штурм

14.

15.

16.

17.

18.

Упражнения
памяти.

19.

И снова о кадре.
Упражнения
на
командообразование
и
групповую согласованность.
Законы монтажа.
Магическое
«если
бы..».
Предлагаемые
обстоятельства.
Игры-упражнения на развитие
инициативы и активности
учащихся.
Озвучивание и музыка.
Игры-упражнения на развитие
инициативы и активности
учащихся.

1

1
1

1

текущий
контроль
текущий
контроль
текущий
контроль
текущий
контроль

1

тренинг

текущий
контроль

1

коммун
икативн
ая игра

текущий
контроль

Кабинет
проектной
деятельности

1

мозгово
й штурм

текущий
контроль

1

мозгово
й штурм

23.

Озвучивание и музыка.
1
Игры-упражнения на развитие
инициативы и активности
учащихся.

мозгово
й штурм

24.

Озвучивание и музыка.
1
Игры-упражнения на развитие
инициативы и активности
учащихся.

мозгово
й штурм

промежуто
чный
контроль:
карточки с
заданиями
промежуто
чный
контроль:
карточки с
заданиями
промежуто
чный
контроль:
карточки с
заданиями

Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности

21.

22.

развитие 1

текущий
контроль
текущий
контроль

мозгово
й штурм

20.

на

1

Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности

Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности

25.

Создание репортажа

1

26.

Создание репортажа.

1

27.

Создание репортажа

1

28.

Специфика
телевидения:
эффект присутствия, быстрота
передачи
информации,
массовость аудитории.
Звуковой ряд телесюжета.
Знакомство
с
понятием
«сюжет».
Создание видеосюжетов.
Знакомство
с
понятием
«сюжет».
Создание видеосюжетов.
Знакомство
с
понятием
«сюжет».
Создание видеосюжетов.
Дайджест.
Отработка
навыка
видеомонтажа.
Социальная реклама.
Анализ видеоработ.

1

Инструктаж по ТБ.
Подведение итогов года.

1

29.

30.

31.

32.

33.

34.

коммун
икативн
ая игра
коммун
икативн
ая игра
телешоу

текущий
контроль

открыто
е
занятие

карточки
контроля

дискусс
ия

практическ
ое задание

1

дискусс
ия

практическ
ое задание

1

тренинг

практическ
ое задание

1

тренинг

практическ
ое задание

1

творчес
кий
отчет

итоговый
контроль

1

текущий
контроль
карточки
контроля

итоговый
контроль

Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности

Итого: 34 ч

Условия реализации программы
Характеристика помещения, используемого для реализации программы
«Развитие талантов», соответствует СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей"" и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к
персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
Перечень оборудования, инструментов и материалов:

проектор1 шт.

экран1 шт.

компьютер5 шт.

компьютерная программа (видеоредактор) «Movie maker» для
каждого ПК

видеокамера2 шт.

микрофон4 шт.








фотоаппарат4 шт.
штатив4 шт.
наушники4 шт.
световое оборудование4 шт.
Акустическая система4 шт.
МФУ1 шт.

Фотоисточники:
1.
Все
о
конкурсах
фотографий.
http://allphotocontests.ru/category/fotokonkursy-2016/
2.
Конкурс
фоторабот
"Дети
России-2017".
http://concours.nazaccent.ru/foto2017/
3. Союз фотохудожников России.
http://www.photounion.ru/FOTOSOUZ_2016_MORE.php
4. Фотоконкурс «Армия России. Фотовзгляд-2017».
http://vsekonkursy.ru/?goto=http%3A%2F%2Ffunction.mil.ru%2Fnews_page%2
Fcountry%2Fmore.htm%3Fid%3D11904922%40egNews
5. Фотоконкурс «(За)фиксируй мир! – 2017».
http://vsekonkursy.ru/?goto=http%3A%2F%2Ffixfest.ru%2F
6. Фотоконкурс «Крепкая семья и Экология».
http://vsekonkursy.ru/?goto=http%3A%2F%2Fks-er.ru%2Fkrepkaya-semyapriglashaet-k-uchastiyu-v-konkurse-fotografij-v-instagram-krepkaya-semya-iekologiya%2F
7. Фотоконкурс «Мой Русский мир» 2017.
http://vsekonkursy.ru/?goto=http%3A%2F%2Fphoto.russkiymir.ru%2F%3Fconte
st%3Dcontest-condition
8. Фотоконкурс «Самая красивая страна». ВОО «Русское географическое
общество. http://photo.rgo.ru/ru/gallery/2015
9. Фотоконкурс Welcome to My World.
http://vsekonkursy.ru/?goto=http%3A%2F%2Fwww.momondo.ru%2Fcontent%2
Fwelcometomyworld
10.Фотоконкурс «Фотолайк-2017».
http://vsekonkursy.ru/?goto=http%3A%2F%2Fмпгу.рф%2Fanonsyi%2Fnachinae
tsya-priem-rabot-na-konkurs-fotolayk-2017%2F
11.Фотоконкурс «Фотомания-2017».
http://vsekonkursy.ru/?goto=http%3A%2F%2Fwww.kaliningradfoto.ru%2F
Аудиозаписи:
1. Великие композиторы. Бетховен. ООО «Де Агостини», 2006 г.
2. Веселый праздник. Любимые мелодии. TARGET HIT INTERNATIONAL,
Москва, 1999 г.
3. Волшебные голоса природы.TARGET HIT INTERNATIONAL,
Москва,1999г.
4. Волшебство природы. Москва, 1999 г.
5. Классика в современной обработке. РОФФ Текнолоджиз, Москва,2003 г.

6. Мультконцерт, антология детского шлягера. ТВИК-Лирек, аудио-и
видеопродукция для детей, учебная литература, 1999 г.
7. Танцы. Шопен, Шуберт. TARGET HIT INTERNATIONAL, Москва,1999 г.
8. Шедевры камерной музыки в исполнении оркестра «Времена года».
Городисский и партнеры, Москва, 2003 г.
Список литературы для педагогов:
1. Авидон И., Гончукова О. 100 разминок, которые украсят ваш тренинг. Санкт-Петербург.: Речь, 2010 г.
2. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. - М: Искусство,1967 г.
3. Евтихов О.В. Тренинг лидерства. Санкт-Петербург: Речь, 2007 г.
4. Косолапова Д. И. Медиаобразование в Перми: Опыт работы ювенильных
СМИ. - Пермь, 2014 г.
5. Кривцова С.В., Мухатулина Е.А. Тренинг. Навыки конструктивного
взаимодействия с подростками. - М.: Генезис,1997 г.
6. Кривцова С.В. Москва. Тренинг. Учитель и проблемы дисциплины.:
Генезис,
1997 г.
7. Курапцева Н.П., Сурина Л.Г. Наш друг - театр. - Лениздат, 1982 г.
8. Мочалов Ю.А. Первые уроки театра. - М.: Просвещение,1986 г.
9. Немов Р.С. Общие основы психологии. - М.: Просвещение,1994.
10. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М: Советская Россия,1969 г.
11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов на /Д.:Феникс,1997 г.
12. Титов А.В. Детское телевидение.Введение в журналистику. ООО
«Лучший», 2015 г.
13. Фопель Клаус. Как детей научить детей сотрудничать? - М. Генезис,
1999 г.
14. Шильгави В.П. Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1980 г.
15. Юнусов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М.: SvR-Аргус, 1995 г.
РАССМОТРЕНА
на заседании методического совета
протокол №1 от 30.08.2019г.
руководитель методсовета
______________ Н.А.Беляева

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УМР
_______ О.В.Мирошниченко


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».