5.5. РП Развитие талантов 13-17

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модифицированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Развитие талантов» создана на основе авторской
программы Л.Богдановой «Раскрытие индивидуальных талантов подростков для
целей профориентации «PRO. Развитие талантов» в рамках деятельности
автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального
образования «Творческие Образовательные Технологии», рассчитана на 1 год
обучения 34 часа (39 часов в авторской). Это связано с тем, что программа
впервые открывается на базе МБОУ СОШ №18 пос.Паркового как апробация
заинтересованности учащихся и их родителей в данном направлении..
Направленность программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Развитие талантов» имеет социально-педагогическую направленность и
ориентирована на оказание психолого-педагогической и информационной
помощи подросткам в социальном и профессиональном самоопределении.
Новизна.
Программа «PRO. Развитие талантов» разработана кандидатом психологических
наук, коучером Л.Богдановой с учетом многолетнего опыта работы в области
детской психологии и раннего развития детей и реализуется с 2016 года в 31
городе России.
Новое направление вызывает у учащихся естественный, вполне
обоснованный интерес и желание активно участвовать в творческом процессе
создания собственных проектов, для привлечения внимания детей и подростков
к актуальным проблемам общества, что способствует их самовыражению и
самореализации.
Актуальность.
Мир переходит из эпохи массовой экономики в эпоху креативной экономики,
когда важным становится талант, творчество и технологии. Успех теперь зависит
больше от
личных качеств (softskills), таких как креативность,
коммуникативность, упорство и целеустремленность, так как именно они
помогают реализовать свои таланты. На курсе ребята определяют свои таланты,
готовят собственные проекты и нарабатывают личные качества (softskills),
помогающие им успешно реализовывать свои таланты и сделать любой проект в
своей жизни.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа опирается на тенденции развития современных
учащихся, способствует созданию «ситуации успеха» и осуществлению
психолого-педагогической поддержки каждого учащегося.

В процессе раскрытия своего творческого потенциала учащиеся не только
получают необходимые знания, умения, навыки для создания собственных
информационных и социальных продуктов, но и раскрывают свои таланты и
выбор на их основе наиболее подходящей для каждого профессии или
направления деятельности.
Формирование ключевых компетенций, а именно коммуникативной,
деятельностной, информационной, социальной, креативной, способствует
готовности учащихся к эффективной и продуктивной деятельности.
Сочетание
системно-деятельностного
подхода
и
современных
педагогических технологий, которые способствуют формированию у учащихся
ключевых компетенций, является педагогически целесообразным.
Отличительные особенности программы.
Анализ программ по развитию навыков будущего (soft skills), размещенных
в свободном доступе в сети Интернет показал следующее: отличительными
особенностями программы «Развитие талантов» от существующих ранее
программ являются:
- ориентированность на развитие личностных качеств, коммуникативных
навыков, социальную адаптацию в окружающем мире путем педагогической
поддержки в процессе специально организованной практической деятельности;
- модульно-блочный принцип построения учебного плана;
- подбор содержания программы основан на системно-деятельностном подходе учащиеся получают теоретические знания через практическую деятельность;
- в практическую деятельность включены интерактивные формы обучения;
- планируемым результатом программы являются созданные учащимися
собственные проекты различной направленности;
Адресат программы.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной рабочей программы,
от 13 до 18 лет. В объединении могут заниматься учащиеся, не имеющие
противопоказаний по состоянию здоровья.
Группы учащихся одновозрастные. Наполняемость групп – 15 человек.
Набор в объединение производится по желанию учащихся и их родителей.
Программа предназначена для учащихся с различными психофизическими
возможностями здоровья.
Уровень программы, объем и сроки реализации программы.
Программа «Развитие талантов» реализуется на ознакомительном уровне и
рассчитана на 1 год обучения. При разработке использован модульно-блочный
принцип построения.
Формы обучения.

Форма обучения по программе «Развитие талантов» - очная. Формы
организации деятельности: индивидуальная, в парах, работа по подгруппам,
групповая.
Режим занятий.
1 раз в неделю по 1 учебному часу, всего 34 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса.
Состав группы постоянный. Групповая очная работа в учебном помещении.
Для более глубокой проработки полученных навыков и умений существенный
объём часов посвящен самостоятельной работе дома, индивидуальным
консультациям и беседам, работе в пространстве расширенного социального
действия – познавательные интернет-ресурсы, экскурсии, дистанционные лекции
и вебинары, ролевая, деловая и коммуникативная игра, мастер-класс, тренинг,
практическое занятие, эвристическая беседа, дискуссия, диспут, мозговой
штурм, круглый стол, защита творческих проектов.
Цель программы.
Цели программы:
1) Помочь каждому найти свой талант
2) Сформировать проектное мышление.
3) Раскрыть каждому творческий потенциал.
4) Сформировать понимание стратегий достижения успеха.
5) Воспитать ответственность за свои результаты.
6) Развить навыки будущего - softskills.
Задачи программы:
Образовательные (предметные) задачи:
1) Оказание адресной помощи в профессиональном самоопределении
слушателей в зависимости от индивидуальных интересов, склонностей
и способностей, состояния здоровья
2) Получение первичных навыков грамотного целеполагания, социального
проектирования и экономического прогнозирования;
3) Познакомить учащихся с источниками информации;
4) Обучить навыкам выбора необходимых источников информации;
Личностные задачи:
1) Освоение психологических практик и технологий в целях
самосовершенствования личности;
2) Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству, его народу,
культуре, языку, святыням, природе;
3) Формировать сплоченность, групповую согласованность, доверие,
ответственность за себя и других;
4) Повышение уровня креативности подростков;

Метапредметные задачи:
1) Пробудить интерес к специальным знаниям о своих талантах;
2) Развить эмоциональную отзывчивость, умение выражать собственные
мысли, аргументировать;
3) Способствовать развитию воображения и фантазии, творческих
способностей учащихся;
4) Способствовать развитию навыков общения, коммуникабельности и
толерантного отношения друг к другу.

1

Учебный план
Наименование
Кол-во часов
раздела/модуля, темы Всего Теория Практик
а
Талант
3ч
2ч
1ч

2

Успех

3ч

2ч

1ч

3

Идея

3ч

1ч

2ч

4

Проект

3ч

1ч

2ч

5

Видение

3ч

2ч

1ч

6

Процесс
8Отношения

3ч
3ч

2ч
2ч

1ч
1ч

№
№
п/п

7

Формы
аттестации/контроля
Тест «В чем ты видишь
мой талант?»
Открытый
микрофон, практикум
Тест на определение
психотипа
Итоговые упражнения,
практикум
Практикум «Что я хочу
создать?»
Игровые упражнения,
практикум «Как
успешно воплотить
свою идею: проектный
подход»
Игровые
упражнения,
практикум «Первый
ключ успеха: как
ставить цели и
разрабатывать
стратегии их
достижения
Упражнение «Коллаж»
Игровые упражнения
«как верить в себя и
создавать команду»

8Результаты

3ч

2ч

1ч

9Ресурсы

3ч

1ч

2ч

1Презентация

4ч

2 ч.

2 ч.

1Итоговое занятие
(защита проекта)
1Всего:

3ч

-

3ч.

34 ч.

17ч

17 ч

8

9

10

11

Практикум «Как
доводить дела до конца
и превращать
результаты в ресурсы»
Упражнение
«Претензии
родителям» и письмо
родителям
Практикум
«Возможные
источники
финансирования
проекта»
Защита проектов

Содержание учебного плана
1. Талант.
Теория: Зачем нам нужен талант?- Обсуждение с группой
Хартия таланта
Обсуждение с группой - что такое талант?
Притча о талантах и монета.
Признаки таланта
Практика: Упражнение на знакомство «Предмет, который меня отражает»
Тест «Книжный магазин»
Упражнение- Матрица талантов
Упражнение «Какой талант ты видишь во мне?»
Упражнение «Создай свой шедевр»
2. Успех.
Теория: Теория - составляющие успеха
Теория - психотипы
Теория о качествах каждого психотипа с примерами известных
исторических личностей и современных успешных подростков
Теория - потребности психотипов
Сферы реализации таланта
Практика: Упражнение «Качества для реализации таланта»

Тест на определение психотипа
Упражнение «Walk in someone's shoes»
Упражнение «Иллюстрация потребностей» (со стулом)
Упражнение «Чем ты готов поделиться?»
3. Идея.
Теория: Какие идеи изменили мир
Теория - что такое идея и как она рождается
Природа возникновения идей
Теория - 8 источников вдохновения
Обсуждение идей в кругу
Теория - озарение. Критерии выбора идеи
Практика: Упражнение «Выбор темы своего проекта»
Упражнение «Совместить несовместимое»
Упражнение «Кельтский крест»
Упражнение «Смятый лист»
4. Проект.
Теория: что такое проект и признаки проекта
стадии реализации проекта, разделы плана написания проекта
Работа над разделом «Содержание проекта»
Пилотный проект
Что важно для реализации проекта
Презентация проекта за 1 минуту
Практика: Исследовательское упражнение «Домик из спичек»
Групповое задание - нарисовать стадии реализации проекта
Упражнение «Парашют для яйца»
Презентации проектов по одной минуте - питчинг
5. Видение.
Теория: Мотивационный блок - Теория про выпускников Гарварда
Теория - что такое видение?
Теория - качества, необходимые для видения
Теория - планирование SMART
Теория - что мешает двигаться к цели (страхи)
Практика: Упражнение «Поезд в будущее»
Упражнение «Мишень»
Упражнение «Мишень цели»
Упражнение «Арена страхов»
6. Процесс
Теория: Теория - что такое творчество?

Теория - качества, необходимые для творчества
3 подхода к творчеству
Теория - модель SCAMPER
Теория - атмосфера творчества
Практика: Упражнение «Вылепить из шара»
Упражнение «Варианты пути»
Упражнение «Преобразование логотипа»
Упражнение «20 способов использования чашки, лампочки, прищепки»
Упражнение «Пройти своим путём»
Упражнение «Преобразование мягкой игрушки»
Упражнение «Коллаж»
7. Отношения
Теория: Теория - что такое общение?
Теория - качества, необходимые для эффективного общения
Теория - вера в себя и вера в других
Теория - принципы формирования команды, роли в команде
Теория - 6 принципов организации командной работы
Практика: Упражнение «Восточный базар»
Упражнение «Круг любви»
Упражнение «Давай договоримся»
Упражнение «Я из фольги»
Упражнение «Команда из фольги»
Упражнение «Зефиринка и спагетти»
8. Результаты.
Теория: Теория - что такое результат?
Теория - качества, необходимые для получения результатов
Теория - отрицательные результаты
Теория - виды результатов и психотипы
Процесс «Празднование результатов»
Практика: Упражнение «Оригами»
Упражнение Килиманджаро
Упражнение «Крылья»
Упражнение «Такие разные результаты»
9. Ресурсы
Теория: Теория - деньги, источники получения денег и денежные шлюзы
Теория - распределение денег
Оптимизация бюджета проекта
Род как наш ресурс
Теория - пирамида поколений

Практика: Упражнение «Коллаж ресурсов»
Упражнение «Касса взаимопомощи»
Упражнение «Печатаем деньги»
Упражнение с конвертами
Упражнение «Альтернативные ресурсы»
Упражнение «Что я унаследовал от родителей?»
Упражнение «Претензии родителям» и письмо родителям
Медитация «Рождение»
10. Презентация
Теория: Как подготовить и представить свой проект
Практика: Практикум «Возможные источники финансирования проекта»
11. Итоговые занятия.
Планируемые предметные результаты:
- знать о требованиях современного общества к профессиональной деятельности
человека; необходимых условиях достижения успеха в профессии;
психологических основах принятия решения о выборе профессии.
- находить выход из проблемной ситуации; работать с большими массивами
информации и рационально выбирать необходимую; объективно оценивать свои
индивидуальные возможности и способности; ставить цели и планировать
действия для их достижения; решать жизненные задачи с максимально
креативным подходом к их выполнению.
- владеть навыками применения различных способов и методов самоанализа и
самооценки личности; использования различных технологий и практик в
решении кризисных и нестандартных жизненных и профессиональных задач;
написания и защиты социального проекта; самопрезентации.
Планируемые личностные результаты:
- сформировано позитивное отношение к себе и окружающему миру;
- привить чувство любви и уважения к своему Отечеству, его народу, культуре,
языку, святыням, природе;
- сформировать интерес к себе и окружающему миру;
- сформировать интерес к выбранному виду деятельности;
- сформировать творческое воображение;
- сформировать внутренняя позиция учащихся;
- сформировать личностную мотивация к учебной деятельности;
- сформировать ориентацию на моральные нормы и их выполнение.
Планируемые метапредметные результаты:
- сформировать интерес к специальным знаниям о своем таланте;
- создать предпосылки для развития эмоциональной отзывчивости;

- развить умение выражать собственные мысли, аргументировать;
- создать предпосылки для развития воображения и фантазии, творческих
способностей учащихся;
- сформировать навыки общения, коммуникабельности и толерантного
отношения друг к другу.
Календарный учебный план
№

Тема занятия

1.

беседа

Тест «В чем Кабинет
ты видишь проектной
мой
деятельности
талант?»

2.

Введение
в 1
образовательную
программу. Инструктаж
по ТБ. Зачем нам нужен
талант?Признаки таланта

беседа

Открытый
микрофон

3.

Матрица талантов

1

мозговой
штурм

текущий
контроль

4.

Составляющие успеха

1

тренинг

текущий
контроль

5.

Теория психотипов

потребности 1

тренинг

фронтальны
й опрос

6.

Сферы
таланта

реализации 1

тренинг

текущий
контроль

7.

Какие идеи изменили мир 1
Что такое идея и как она
рождается?

круглый
стол

текущий
контроль

8.

Природа возникновения 1
идей.
8 источников вдохновения
«Выбор
темы
своего 1
проекта»

практичес
кое
занятие
мозговой
штурм

карточки
контроля

10.

Что такое проект
признаки проекта

беседа

текущий
контроль

11.

Стадии

9.

Кол-во Форма
часов занятия

и 1

реализации

Форма
контроля

текущий
контроль

практичес текущий

Место
проведения

Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет

Дата

Время
прове
дения

12.

13.

проекта, разделы плана 1
написания проекта
Работа
над
разделом 1
«Содержание проекта»
Что такое видение?
1

14.

Качества,
необходимые 1
для видения

15.

Планирование SMART
1

17.

Что такое творчество? 1
Качества,
необходимые
для творчества.
Модель SCAMPER
1

18.

Атмосфера творчества

19.

Что
такое
общение? 1
Качества,
необходимые
для
эффективного
общения
Вера в себя и вера в 1
других

16.

20.

1

кое
занятие
практичес
кое
занятие
практичес
кое
занятие
практичес
кое
занятие
практичес
кое
занятие
практичес
кое
занятие
мозговой
штурм

контроль

мозговой
штурм

текущий
контроль

тренинг

текущий
контроль

коммуник
ативная
игра
мозговой
штурм

текущий
контроль

промежуточ
ный
контроль:
карточки с
заданиями
промежуточ
ный
контроль:
карточки с
заданиями
промежуточ
ный

21.

6 принципов организации 1
командной работы

22.

Что такое результат?
1
Качества,
необходимые
для
получения
результатов

мозговой
штурм

23.

Отрицательные
1
результаты
Виды
результатов и психотипы

мозговой
штурм

24.

«Празднование
результатов»

мозговой
штурм

1

текущий
контроль

текущий
контроль
текущий
контроль
текущий
контроль
текущий
контроль
текущий
контроль

текущий
контроль

проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности
Кабинет
проектной
деятельности

Кабинет
проектной
деятельности

Кабинет
проектной

25.

26.

27.

Деньги,
источники 1
получения
денег
и
денежные шлюзы
Распределение
денег. 1
Оптимизация
бюджета
проекта
Пирамида поколений
1

коммуник
ативная
игра
коммуник
ативная
игра
дискуссия

Как
подготовить
и 1
представить свой проект
Практикум
Как
подготовить
и
представить свой проект
1

дискуссия

30.

«Возможные источники 1
финансирования проекта»

дискуссия

31.

Практикум

1

32.

Защита проектов.

1

коммуник
ативная
игра
творчески
й отчет

33.

Защита проектов.

1

творчески
й отчет

34.

Защита проектов.
Инструктаж по ТБ.
Подведение итогов года.

1

творчески
й отчет

28.

29.

дискуссия

контроль:
деятельности
карточки с
заданиями
текущий
Кабинет
контроль
проектной
деятельности
текущий
Кабинет
контроль
проектной
деятельности
карточки
Кабинет
контроля
проектной
деятельности
карточки
Кабинет
контроля
проектной
деятельности
практическо Кабинет
е задание
проектной
деятельности
практическо Кабинет
е задание
проектной
деятельности
практическо Кабинет
е задание
проектной
деятельности
итоговый
Кабинет
контроль
проектной
деятельности
итоговый
Кабинет
контроль
проектной
деятельности
итоговый
Кабинет
контроль
проектной
деятельности

Итого: 34 ч

Условия реализации программы
Характеристика помещения, используемого для реализации программы
«Развитие талантов», соответствует СанПиН 2.4.4.3172-14
"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей"" и СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к
персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы".
Перечень оборудования, инструментов и материалов:







проектор1 шт.
экран1 шт.
компьютер1 шт.
фотоаппарат 1 шт.
МФУ1 шт.

Список использованной литературы:
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе Текст./ В.А.Болотов, В.В.Сериков // Педагогика. 2003.-№10.-С.130-139.
2. Борисов П.П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация
содержания общего образования Текст./ П.П. Борисов// Стандарты и мониторинг
в образовании, 2003г, №3 с.58-61.
3. Браверманн Э.М. Развитие самостоятельности учащихся – требование
нашего времени Текст. / Э.М. Браверманн //Физика в школе - 2006. - №2. -15-19.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб.
пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений Текст. / И.Г.Захарова. - М.:
Издательский центр «Академия», 2003.
5. Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследование: от
замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель: 3-е изд.
– М.: 5 за знания, 2008.
6. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие Текст. / Г.К.Селевко. -М.: Народное образование, 1998.
7. Управление талантами [Электронный ресурс] // Википедия: свободная
энцикл. – Электрон. дан. – [Б. м.], 2012. – URL: httр://ru.wikiрediа.оrg/wiki/
Управление талантами (дата обращения: 28.06.2015).
8. РwC Экспресс-исследование 2013: управление талантами и ценностным
предложением для сотрудника [Электронный ресурс] // – URL:
httр://www.рwc.ru/en_RU/ru/hr-cоnsulting/рublicаtiоns/аssets/hr-рulse_survey-tmevр-2013.рdf (дата обращения: 29.06.2015).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».