ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В модели «Российского образования до 2020 года» для экономики, основанной на знаниях, образование рассматривается как обеспечивающий ресурс экономики и стратегический ориентир в ее инновационном развитии. Важными приоритетами социально-экономической политики сегодня становятся привлечение молодёжи в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий – от рабочих до инженеров и от изобретателей до инноваторов. Широкое внедрение в образовательную практику и определение новой стратегии развития системы технического творчества может стать ответом на изменившиеся образовательные запросы общества и инновационной экономики посредством создания условий для формирования актуальных технологических, предпринимательских и личностных компетенций каждого обучающегося и предоставлением возможностей для развития талантов детей и молодежи в сфере науки, техники и технологии. Одним из факторов, способствующих развитию интереса обучающихся к специальностям технической сферы является формирование их осознанного профессионального выбора, при организации занятий научно-техническим творчеством. Усвоение основ научно-технического творчества, творческого труда приведет к сознательному профессиональному самоопределению по профессиям технической сферы, повышению производительности, качества труда, ускорению развития научно – технической сферы производства. Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к профессии. Актуальность данной программы заключается в удовлетворении запросов общества (развитии технически грамотного человека) и заинтересованности учащихся и их родителей в содержательном досуге, получении практических навыков. Программа направлена на подготовку школьников 7-9 классов, возраст обучающихся 12-16 лет (по возрастным подгруппам: 12-14 лет и 14-16 лет). Содержание программы составлено с учетом современных требований социума и возрастных особенностей учащихся, рассчитана на 204 часа. В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Освоение программы «Кузовной ремонт» рассчитано сроком на 1 год. Расписание строится из расчета 3 занятия в неделю по 2 часа каждое. Цель и задачи программы Цель программы – создание условий для развития личности, учащихся в соответствии с их индивидуальными способностями через занятия техническим творчеством. При реализации программы решаются следующие задачи: Образовательные: - формировать интерес к технике и техническим видам деятельности; - формировать навыки работы с инструментами и приспособлениями, используемыми при ремонте кузова автомобиля; - отработать базовые операции технологического процесса ремонта структурных и неструктурных элементов кузова. Метапредметныее: – развивать мотивацию учащихся к творческому поиску; - развивать творческое мышление; Личностные: - воспитывать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело; - приобщать к нормам социальной жизнедеятельности. Планируемые результаты (компетенции или предметные, личностные или метапредметные) В результате освоения программы учащийся должен уметь: Правильно использовать пневматический и электрический инструмент, обычно применяемый для кузовного ремонта; правильно настраивать и использовать оборудование для ремонта или замены кузовных деталей; снимать и заменять такие детали, как двери, капот и т.п.; определять тип и объем структурных деформаций корпуса безрамного кузова при помощи специализированного измерительного оборудования, применяемого для кузовного ремонта. В результате освоения программы учащийся должен знать: - особенности конструкции кузовов; - материалы, применяемые при изготовлении и обслуживании кузовов; - основные повреждения кузовов, виды коррозионных разрушений, типовые аварийные повреждения кузовов; - оборудование и инструмент, применяемый при ремонте и техническом обслуживании кузовов. Результатом освоения программы является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности по выполнению рихтовочных работ, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями: Код Наименование результата обучения ПК 1.1 Выполняет правку, рихтовку, вытяжку при ремонте деталей кузова автомобиля ПК 1.2 Выполняет полную и частичную замену деталей кузова автомобиля ОК 1 Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес ОК 2 Умеет организовывать собственную профессиональную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем ОК 3 Анализирует рабочую проблемную ситуацию, проводя самооценку и самоанализ, коррекцию собственной деятельности, несет ответственность за результаты своего труда. ОК 4 Осуществляет поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач ОК 5 Использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности ОК 6 Умеет работать в команде, устанавливает позитивный стиль общения с членами команды и с руководством ОК 7 Использует профессиональные умения при выполнении воинского долга (для юношей) Учебно-тематический план № Название раздела, Всего Количество часов Форма контроля п/п темы часов Теория Практика 1 Тема 1.1. Общие 36 6 30 Наблюдение. сведения о рихтовочных Текущий контроль: работах и материалах, - проверочные используемых при работы по теме; ремонте - тестирование; - экспертное оценивание выполнения практических работ; - самооценка выполненной работы. 2 Тема 1.2. Правила 2 2 Наблюдение. безопасности труда при Опрос по ОТ и ТБ рихтовочных работах 3 6 6 Наблюдение. Тема 1.3. Инструменты, Текущий контроль: приспособления, - проверочные оборудование, работы по теме; применяемые для - тестирование; рихтовочных работ - экспертное оценивание выполнения практических работ; - самооценка выполненной работы. 4 Тема 1.4. Технология 36 6 30 Наблюдение. ремонта съемных Самоанализ. деталей кузова Взаимоанализ. 5 Тема 1.5. Технология 30 6 24 Наблюдение. замены навесных Текущий контроль: (съемных) деталей - проверочные оперения кузова работы по теме; - тестирование; - экспертное оценивание выполнения практических работ; - самооценка 6 Тема 1.6. Контактноточечная сварка 36 6 30 7 Тема 1.7. Правила безопасности труда при сварочных работах Тема 1.8. Измерение геометрии кузова 2 2 - 30 6 24 8 9 Тема 1.9. Ремонт пластиковых элементов кузова 8 2 6 10 Подготовка к чемпионатам Worldskills 18 - 18 выполненной работы. Наблюдение. Текущий контроль: - проверочные работы по теме; - тестирование; - экспертное оценивание выполнения практических работ; - самооценка выполненной работы. Наблюдение. Опрос по ОТ и ТБ Наблюдение. Текущий контроль: - проверочные работы по теме; - тестирование; - самооценка выполненной работы. Наблюдение. Текущий контроль: - проверочные работы по теме; - тестирование; - самооценка выполненной работы. Текущий контроль: - проверочные работы по теме; - экспертное оценивание выполнения практических работ; - самооценка выполненной работы. 204 42 162 ИТОГО КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Условия реализации программы Реализация программы модуля предполагает наличие: учебного кабинета «Технология кузовных работ»; мастерской для кузовных работ. Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Технология кузовных работ»: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя, оборудованное ПК; интерактивная классная доска; учебные наглядные пособия: комплекты инструкционно-технологических карт и бланков технологической документации; комплект ручного инструмента рихтовщика кузовов; презентации по курсу «Рихтовочные работы при ремонте автомобиля» (диск, плакаты, слайды). Технические средства обучения: средства ИКТ, устройства для записи визуальной и звуковой информации. Учебная мастерская оснащается основным оборудованием и приспособлениями (Приложение №1), индивидуальными учебными местами для выполнения различных видов рихтовочных работ и нормокомплектом ручного инструмента рихтовщика кузовов (Приложение №2), деталями и элементами кузова автомобиля. Формы аттестации/контроля Образовательное учреждение обеспечивает организацию и проведение текущего, промежуточного и итогового контроля, демонстрируемых обучающимися знаний умений и компетенций. Текущий контроль проводится преподавателем, мастером производственного обучения в процессе теоретических и практических занятий. Промежуточный и итоговый контроль проводится экзаменационной комиссией (независимые сертифицированные эксперты). Формы и методы текущего и промежуточного контроля по программе кружка технического творчества «Кузовной ремонт» разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Для текущего и промежуточного контроля создаются фонды оценочных средств. Фонды оценочных средств включают в себя педагогические контрольноизмерительные материалы, предназначенные для определения соответствия или несоответствия индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (См. таблицу). Результаты Формы и (освоенные Основные показатели методы контроля профессиональн оценки результата и оценки ые компетенции) ЗНАНИЕ: ПК 1.1 Текущий - основного оборудования и контроль: Выполнять инструмента, применяемого при - проверочные правку, рихтовочных работах; работы по теме; рихтовку, - технологии ремонта каркаса и - тестирование; вытяжку при - экспертное ремонте деталей оперения кузова автомобиля; - оценки качества выполняемых работ. оценивание кузова ПРАВИЛЬНОСТЬ: выполнения автомобиля - определения объемов работ; практических - использования специального работ; инструмента, оборудования, - самооценка приспособлений; выполненной - соблюдение технологии ремонта работы. рихтовочных работ; Итоговая - оформления учетной документации. аттестация в СВОЕВРЕМЕННОСТЬ: форме - контроля за качеством выполняемых демонстрационног работ; о экзамена ПК 1.2. Выполнять полную и частичную замену деталей кузова автомобиля -соблюдения сроков, отведенных на выполнение задания; - оформления отчетной документации. ТОЧНОСТЬ: - исполнения правил безопасности труда; - соответствия с эталоном. ЗНАНИЕ: - технологического процесса замены несъемных деталей кузова автомобиля. ПРАВИЛЬНОСТЬ: - выбора инструментов при выполнении данной работы. СВОЕВРЕМЕННОСТЬ: - контроля качества выполняемых работ; - соблюдение сроков, отведенных на выполнение задания; - оформления отчетной документации. ТОЧНОСТЬ: - исполнения правил безопасности труда; - соответствия с эталоном. Текущий контроль: - проверочные работы по теме; - тестирование; - экспертное оценивание выполнения практических работ; - самооценка выполненной работы. Итоговая аттестация в форме демонстрационногоэкзамена Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умений: Результаты Основные Формы и методы (освоенные показатели оценки контроля и оценки общие компетенции) результата OK 1. Понимать Проявление Экспертное наблюдение сущность и устойчивого интереса к и оценка деятельности социальную будущей профессии. обучаемого в процессе значимость своей освоения образовательной будущей профессии, программы на лабораторнопроявлять к ней практических занятиях, при устойчивый интерес выполнении работ по учебной и производственной практике, при проведении учебновоспитательных мероприятия профессиональной направленности ОК 2. Применение методов и Экспертное наблюдение Организовывать способов решения и оценка деятельности собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности профессиональных задач при организации рабочего места, выполнении производственных задач и решении экстремальных ситуаций. Точность, правильность и полнота выполнения профессиональных задач Умение анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести ответственность за результаты своей работы. Оперативность поиска и использования необходимой информации для качественного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Широта использования различных источников информации, включая электронные Оперативность и точность использования различных программных обеспечений и специализированных программных приложений для качественного выполнения профессиональных задач. обучаемого в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ. Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучаемого в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении индивидуальных домашних заданий. Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучаемого в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении индивидуальных домашних заданий. Экспертное наблюдение и оценка использования обучающимися информационных технологий в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, в ходе компьютерного тестирования, подготовки электронных презентаций, при выполнении индивидуальных домашних заданий. ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами Коммуникабельность при взаимодействии с обучающимися, преподавателями, руководителями практики в ходе обучения и членами бригады. Экспертное наблюдение и оценка коммуникативной деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной и производственной практике, а также при подготовке и проведении учебновоспитательных мероприятий различной тематики. ОК-7. Исполнять Соблюдение правил Экспертное наблюдение воинскую внутреннего распорядка и оценка на практических и обязанность, в том ОУ.Ориентация на лабораторных занятиях при числе с применением воинскую службу с учетом выполнении работ. полученных профессиональных профессиональных знаний.Соблюдение знаний (для юношей) техники безопасности. Список литературы и источников (для педагога и участников) 1. Синельников, А.Ф. Кузова легковых автомобилей: Техническое обслуживание и ремонт / А.Ф. Синельников, С.К. Лосавио, С.А. Скрипников, Р.А. Синельников. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2014. – 495 с. 2. Синельников, А.Ф. Ремонт аварийных кузовов легковых автомобилей отечественного и иностранного производства / А.Ф. Синельников, С.К. Лосавио, Р.А. Синельников. – М.: Транспорт, 2011. – 334 с. 3. Техническое обслуживание и текущий ремонт кузовов автомобилей: учебное пособие / А. В. Коновалов, М. Ю. Петухов; Пермский государственный технический университет. - Пермь: Изд-во ПГТУ, 2017. - 194 с. 4. Чумаченко, Ю.Т. Кузовные работы. Легковой автомобиль / Ю.Т. Чумаченко, А.А. Федорченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 256 с. Электронные образовательные ресурсы: 1. Оборудование предприятий автосервиса: [Электронный документ]. http://www.autoruservis.ru 2. Журнал «Автомобиль и Сервис» http://www.abs-magazine.ru 3. Журнал «Кузов» http://www.kuzov-media.ru 4. http://standard.gost.ru - Росстандарт. 5. http://www.iprbookshop.ru /21750 - Иванов В.П. Ремонт автомобилей: учебное пособие/ Иванов В.П., Ярошевич В.К., Савич А.С. - Минск: Вышэйшая школа, 2009. - 383 c. РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА на заседании методического совета Заместитель директора по УМР протокол №1 от 30.08.2019г. _______ О.В.Мирошниченко руководитель методсовета ______________ Н.А.Беляева