РП окружающий мир 1-4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО

УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового
от « 30» августа 2021 года протокол № 1
Председатель ________ Г.П.Власова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По окружающему миру
Уровень образования (класс) начальное общее образование (1-4 класс)
Количество часов 135
Учитель Черницына Ольга Александровна
Программа разработана на основе примерной программы по русскому
языку федерального государственного образовательного стандарта общего
начального образования ( приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября
2009г с изменениями), включённой в содержателный раздел примерной
основной образовательной программы НОО, одобренной решением
федерального учебно- методического объединения по общему образованию
( протокол от 08.04. 2015г № 1\5)

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования на основе примерной программы по
окружающему миру ФГОС, включенной в содержательный раздел примерной
основной образовательной программы НОО, одобренной решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 08.04.2015 № 1/15) с учётом авторской программы по курсу
«Окружающий мир» авторов: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая (Сборник рабочих
программ «Перспектива», 1-4 классы, Москва «Просвещение», 2011год.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе —
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
2.Планируемые результаты.
Личностные результаты.
1.Гражданско-патриотическоевоспитание:
Становление ценностного отношения к своей Родине—России;
Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственное воспитание:
Признание индивидуальности каждого человека;
Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому
человеку;
Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического
и морального вреда другим людям.
3.
Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов;

стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью
5.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к
результатам труда, интерес к различным профессиям
6.
Экологическое воспитание:
Бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред
Формирование представлений о ценности научного познания:
Первоначальные представления о научной картине мира;
Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании
Метапредметные результаты.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне
начального общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить
исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как
компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных
знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его
историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в
контексте ценностей многонационального российского общества, а также
гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих
формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к
миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социальногуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ
(метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений

окружающего мира более

понятными, знакомыми и

предсказуемыми,

определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства
рационально-научного

познания

и

эмоционально-ценностного

осмысления

личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой
уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества,
начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты,
научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в
окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в
том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что
поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТсредствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом
Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и
видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку
собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том
числе

в

информационной

деятельности,

на

основе

представлений

о

нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей
экологической и культурологической грамотности, получат возможность
научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила
здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и
культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:

узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую
классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты,
используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественно­научные тексты (на бумажных и электронных
носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и
извлечения

информации,

ответов

на

вопросы,

объяснений,

создания

собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию,
определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том
числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения
явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой
природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить
примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и
безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил
безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании
организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:

использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ
(фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации,
готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с
использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из
конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность
за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту
(раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для
сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального
питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной
среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе
познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего
региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить
на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и
его главный город;
различать

прошлое,

настоящее,

будущее;

соотносить

изученные

исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место
изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и
электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить
факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на
основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития
этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально­нравственной

отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и
детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов
на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных
высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и
фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее,
приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира
человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах
образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и
сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной
коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее
достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.

3. Содержание учебного предмета.
3.1. Таблица тематического распределения часов

№
п/п

Разделы, темы

Человек и природа
Мы и наш мир
Наш дом и семья
Город и село
Родная страна
Вселенная, время,
5.
календарь
6. Осень
7. Зима
8. Весна и лето
9. Мир как дом
10. Дом как мир
По родным
11.
просторам
Человек и
II.
общество
1. Мы и наш мир.
2. Наш класс
3. Наш дом и семья
4. Город и село
5. Родная страна
Человек и
6.
окружающий мир
Вселенная, время,
7.
календарь
8. Осень
9. Зима
10. Весна и лето
11. Радость познаний
12. Дом как мир
В поисках
13. Всемирного
наследия
Мы – граждане
14.
единого Отечества
Путешествие по
15.
Реке времени
Мы строим будущее
16.
России
Правила
III.
безопасной жизни
1. Наш класс
2. Наш дом и семья
3. Осень
I.
1.
2.
3.
4.

Пример
Рабо
ная
чая
програм програм
ма
ма
62
4
4
3
4

Рабочая программа по
классам
1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

15
4
4
3
4

24
-

14
-

9
-

6

-

6

-

-

6
6
6
10
4

-

6
6
6
-

10
4

-

9

-

-

-

9

63

15

7

16

25

1
5
1
3
2

1
5
1
3
2

-

-

-

3

3

-

-

-

1

-

1

-

-

2
2
2
4
6

-

2
2
2
-

4
6

-

6

-

-

6

-

7

-

-

-

7

13

-

-

-

13

5

-

-

-

5

10

3

3

4

-

1
2
1

1
2
-

1

-

-

4.
5.
6.
7.

Зима
Весна и лето
Радость познаний
Дом как мир
Итого:

270

1
1
2
2
135

33

1
1
34

2
2
34

34

3.2.Человек и природа ( 62 ч.)
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая
и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и
др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад,
перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ:
соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие
практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме
и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план.
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие
природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности.
Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и
ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли
вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае
на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки,
ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение
в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее
представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности
поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование
человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе
наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,
животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе,
значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот
воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное
отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края
(2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни
человека.

Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники,
травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края,
названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных
(воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные).
Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние
животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение
человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая
характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет,
воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в
природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные
– распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные
сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе
наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны
(климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей,
влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение
человеком законов жизни природы посредством практической деятельности.
Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий
сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в
природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых,
растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в
охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители
растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы.
Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы
чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность
каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его
людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными
возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество ( 63ч.)

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовнонравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того,
как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее
представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных
воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми.
Культура общения с представителями разных национальностей, социальных
групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому
мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих
свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной
помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого
человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные
ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к
учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира.
Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление
режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,
культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к
сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в
ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии
людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и
профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный
и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе
железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф,
телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.
Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях
сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое
содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная
символика России: Государственный герб России, Государственный флаг
России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании
гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность
главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной
солидарности
и
упрочения
духовно-нравственных
связей
между
соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России,
День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и
памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к
общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и
др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой
(основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение
Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний
дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.),
города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный
город родного края: достопримечательности, история и характеристика
отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их
обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов
России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к
своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение
спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего
края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион
(область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи,
театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их
профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их
обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного
края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события
общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды:
Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская
Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции
людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и
культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего
края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран,
народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с
контрастными особенностями): название, расположение на политической карте,
столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни (10 ч).

Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная
гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека
за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.
Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах
(ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на
транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в
лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные
правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного,
итогового)
При оценке предметных результатов в 1 классах исключается система
балльного (отметочного) оценивания. Для оценивания итоговых контрольных
работ применяется зачетная система оценивания.
Для оценивания предметных результатов учащихся 2 -4 классов принята
четырехбальная шкала отметок «5» - отлично; «4» - хорошо; «3» удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно.
«5» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для
продолжения обучения на уровне осознанного произвольного овладения
учебными действиями и при выполнении промежуточных итоговых работ
обучающийся выполняет более 75% заданий (более 75% максимального балла):
заданий базового уровня (от 95% до 100% максимального балла) и заданий
повышенного уровня (от 50% до 65% максимального балла).
«4» - обучающийся владеет опорной системой знаний и учебными действиями,
необходимыми для продолжения образования и при выполнении
промежуточных итоговых работ обучающийся выполняет от 50% до 75%
заданий (от 50% до 75% максимального балла): задания базового уровня (не
менее 50% максимального балла) и задания повышенного уровня (50%
максимального балла).
«3» - обучающийся владеет опорной системой знаний, необходимой для
продолжения образования и способен использовать их для решения простых
учебно-познавательных и учебно-практических задач, т.е. при выполнении
текущих и промежуточных итоговых работ обучающийся выполняет не менее
50% заданий (не менее 50% максимального балла) базового уровня.
«2» - обучающийся не владеет опорной системой знаний и учебными
действиями, т.е. при выполнении текущих и промежуточных итоговых работ
обучающийся выполняет менее 50% заданий (менее 50% максимального балла)
базового уровня.

Содержательный контроль и оценка предметных компетентностей
учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества
усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверочных и контрольных работ учитываются учителем в
классном журнале, при количестве ошибок больше 25% планируется
коррекционная работа.
Виды контроля предметных результатов: текущий, тематический и
итоговый.
Текущий контроль сопутствует процессу усвоения опорной системы
знаний, поэтому школьник имеет право на ошибку. Текущие отметки
заносятся в табель успеваемости по желанию учащихся. За задачи, решённые
при изучении новой темы, отметка ставится только пожеланию ученика. Такой
подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение
ученика к контролю.
Тематический контроль заключается в проверке достижения планируемого
результата по каждой крупной теме или разделу учебного предмета, курса.
Оценки тематического контроля обязательны. За проверочные
(контрольные) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как
каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик
не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право
пересдать(хотя бы один раз) не устраивающую его отметку (отметка за
повторную проверочную (контрольную) работу выставляют в табель в
следующей графе).
Итоговый контроль проводится как оценка результатов за определенный
промежуток учебного времени – четверть, полугодие, год. При выставлении
четвертных (полугодовых) отметок по учебному предмету следует не допускать
тенденции формального «накопления» оценок и ориентировку на «среднюю»
отметку, выведенную путем арифметических подсчетов. Итоговая четвертная
(полугодовая) оценка выставляется с учетом фактического уровня достижения
планируемого результата, достигнутого учеником к концу четверти (полугодия).
Так как ученик получает право исправить не устраивающую его отметку по
тематическим контрольным работам, то при выставлении четвертной
(полугодовой) оценки учитывается более высокие баллы. Такое положение
означает, что первая оценка недействительна, исправлена и не учитывается при
выведении четвертной (полугодовой) оценки. Итоговая оценка за год обучения
складывается из четвертных (полугодовых) оценок с учетом итоговой
контрольной работы по предмету в конце учебного года. При выставлении
итоговых оценок по предмету за четверть, полугодие, год все спорные вопросы
трактуются в пользу ученика.
Особенности оценки планируемых предметных результатов, методы и формы
организации контроля, классификация ошибок и недочетов по отдельным
учебным предметам осуществляется в соответствии с методическим письмом
Министерства общего и профессионального образования РФ «Контроль и оценка
результатов обучения в начальной школе», но с учетом требований ФГОС НОО.

Итоговая оценка по предмету за курс начальной школы складывается из
результатов промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику
их индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования и результатов итоговых работ,
характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых
способов действий в отношении опорной системы знаний, необходимых для
обучения на следующей ступени образования.
4.Тематическое планирование с определением основных видов
учебной деятельности
Класс 1 – 33 часа
Раздел

Кол-во
часов

Темы

I.Человек
и природа

15

1.Что такое
окружающий мир.
2.Природа.
3.Неживая и живая
природа.
4.Мы – люди.
1.Комнатные растения у
нас дома.
2.Овощи и фрукты на
нашем столе.
3.Дикорастущие и
культурные растения.
4.Дикие и домашние
животные.
1.Красота любимого
города и села.
2.Что растёт в городе.
3.Кто живёт в зоопарке.
Природа России.
Охрана природы.
Красная книга России.
Заповедные тропинки.

Кол-во
часов

Основные виды
деятельности обучающихся
( на уровне универсальных
учебных действий)

Основные
направления
воспитательн
ой
деятельности

1

Сравнивать и различать
объекты
живой
или
неживой
природы.
Группировать
(классифицировать)
объекты
живой
или
неживой
природы
по
отличительным
признакам.
Различать
растения и животных,
используя информацию,
полученную
в
ходе
наблюдений,
чтения,
работы с иллюстрациями.
Сравнивать и различать
разные группы живых
организмов по признакам.
Группировать
по
названиям
известные
дикорастущие
и
культурные
растения,
дикие
и
домашние
животные (на примере
своей
местности).
Группировать
(классифицировать)
объекты
природы
по
признакам:
домашние–
дикие
животные;

7

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

культурные
дикорастущие растения.
Характеризовать
особенности
дикорастущих
и
культурных
растений,
диких
и
домашних
животных (на примере
своей
местности).
Приводить
примеры
съедобных и ядовитых
грибов(на примере своей
местности).
Приводить
примеры
особенностей человека как
разумного
существа.
Объяснять роль человека
как разумного существа в
окружающем
мире.
Обсуждать в группах и
объяснять
правила
поведения в различных
ситуациях (в парке, в лесу,
на реке и озере). Оценивать
конкретные
примеры
поведения
в
природе.
Проводить диспут и анализ
жизненных ситуаций и
выбирать
допустимые
формы поведения, которые
не вредят природе, в парке,
в лесу, на реке и озер.
Оценивать
конкретные
примеры
поведения
в
природе. Сравнивать и
различать разные формы
земной
поверхности
и
водоёмы на примере своей
местности. Находить на
физической карте России и
полушарий
разные
водоёмы, формы земной
поверхности, равнины и
горы,
определять
их
названия.
Определять
направления течения рек по
карте и глобусу. Извлекать
(по
заданию
учителя)
необходимую информацию
из
учебника
и
дополнительных
источников
знаний

II.Человек
и
общество

15
Люди творцы культуры.

1

Наш класс - в школе.
Учитель – наставник и
друг.
Мир за стеклянным
берегом.
Кто ещё у нас живёт.
Потехе – час.

1
1
1

Мы в семье.
Войдём в музей.
Экскурсия.
Все профессии важны.

1
1
1
1

Россия – наша Родина.
Москва – столица
России.

1
1

Взгляни на человека.
Всему свой черёд.
У каждого времени свой
плод.

1
1

1
1
1

(словари,
энциклопедии,
справочники)
об
особенностях поверхности
и водоёмах родного края,
подготавливать доклады и
обсуждать
полученные
сведения.
Познакомиться
с 3 1
учителем
и
одноклассниками.
Учиться находить класс,
своё место в классе и т.п.
во время экскурсии по
школе. Познакомиться и
обсудить
правила
поведения
в
школе,
особенности
взаимоотношений
со
взрослыми,
сверстниками.
Моделировать
и
оценивать
различные
ситуации поведения в
школе
и
других
общественных
местах.
Различать
формы
поведения,
которые
допустимы
или
не
допустимы в школе и
других
общественных
местах.
Практическая
работа: составить режим
дня. Моделировать и
оценивать
различные
ситуации использования
слов,
показывающих
направление. Работать в
группах и самостоятельно
с
источниками
информации
об
окружающем
мире.
Называть
окружающие
предметы и их признаки.
Различать предметы и
выделять их признаки.
Сопоставлять признаки
предметов и органов
чувств,
с
помощью
которых они узнаются.
Объяснять, как
с
помощью органов чувств,
памяти
и
ума мы

р а з л и ч а е м предметы и
их признаки. Объяснять,
какую
роль
играют
родителя, учителя и книги
в становлении и обучении
человека.
Подготовить
рассказ о семье, домашнем
хозяйстве,
профессиях
членов семьи на основе
бесед
школьников
с
родителями. Практическая
работа:
составление
перечня
обязанностей
школьника в семье и
обсуждение
его
с
одноклассниками.
Приводить
примеры
заботы школьников о
младших членах семьи,
престарелых и больных.
Выбирать
оптимальные
формы
поведения
во
взаимоотношениях
с
одноклассниками,
друзьями. Моделировать и
оценивать
различные
ситуации поведения с
друзьями.
Различать
формы
поведения,
которые допустимы или не
допустимы
в
дружбе.
Моделировать
ситуации
общения с людьми разного
возраста.
Оценивать
реальные
и
игровые
ситуации
общения.
Объяснять
основные
правила
обращения
с
газом,
электричеством,
водой.
Практическая
работа по освоению правил
поведения
в
доме.
Моделировать ситуации, в
которых необходимо знать
правила
пользования
телефоном.
Записывать
телефоны
экстренной
помощи.
Подготовить
рассказ о занятиях людей в
родном городе (селе) на
основе бесед школьников с
родителями, со старшими

родственниками,
местными
жителям.
Объяснять роль людей
различных профессий в
нашей жизни. Подготовить
небольшие сообщения о
достопримечательностях
родного города (села) на
основе
дополнительной
информации. Подобрать к
своему
сообщению
иллюстрации, видеокадры.
Выполнять
правила
уличного движения в ходе
учебных игр. Проиграть
учебные
ситуации по
соблюдению
правил
уличного
движения.
Познакомиться
с
соблюдением
безопасности в дороге
домой во время экскурсии.
Характеризовать разные
виды
транспорта.
Демонстрировать
в
учебной игре правила
пользования
разными
видами
транспорта.
Моделировать
ситуации
вызова
экстренной
помощи по телефону.
Характеризовать
роль
разделения труда между
людьми как основу их
жизни.
Приводить
примеры действий людей
разных
профессий
в
создании окружающих нас
вещей.
Приводить
примеры использования
человеком
богатств
природы. Анализировать
примеры использования
человеком
богатств
природы. Сравнивать и
различать
природные
объекты
и
изделия
(искусственные предметы).
Характеризовать
их
свойства. Сравнивать и
различать твёрдые тела,
жидкости и газы на

III.
Правила
безопасно
й жизни

3
Делу время.

1

Откуда в наш дом
приходят вода, газ,
электричество.
С утра до вечера.

1

1

примере воды и её
состояний.
Составлять
вместе
со
старшими
родственниками
родословное древо своей
семьи,
собирая
и
представляя информацию
об именах, фамилиях и
родственных связях, а
также
о
судьбе,
представителей
разных
поколений.
Объяснять
личное значение («для
меня»)
понятий«малая
Родина»,
«Родина»,
«общество»,
«государство»,
«Отечество». Находить на
ленте времени века, годы,
точку
отсчёта
(эру);
соотносить
годы
с
конкретными
веками.
Находить и извлекать
необходимую
информацию
о
настоящем нашей страны,
родного края из текста,
иллюстраций,
карт
учебника,
из
дополнительных
источников
знаний
(словари, энциклопедии,
справочники).
Преобразовывать
извлечённую
информацию
в
соответствии с заданием
(выделять
главное,
сравнивать,
выражать
своё отношение)и
представлять её в виде
устного или письменного
текста, рисунка.
Моделировать ситуации, 5
при которых экстренно
необходимы
средства
связи
и
массовой
информации.
Демонстрировать правила
пользования
разными
видами
транспорта,
телефонами
экстренной

I.Человек
и природа

24

помощи
в
игровых
ситуациях. Обмениваться с
одноклассниками
сведениями (полученными
из разных источников) о
правилах жизни людей в
современном
обществе.
Применение полученных
знаний и
умений на уроках в жизни .
Класс 2 – 34 часа
Определять по рисунку и
Мы – жители
моделям форму Солнца,
1
вселенной.
Земли,
Луны.
Наш космический
Анализировать схему в
1
корабль – Земля. Время.
учебнике и рассказывать
1
Месяц и год.
по ней о движении Земли
1
Погода.
и Луны в космическом
1
Календарь – хранитель
пространстве. Определять
времени.
по схеме в учебнике число
1
планет
Солнечной
системы, их названия и
Осенние месяцы.
1
порядок расположения,
Трава у нашего дома.
1
сравнивать
размеры
Деревья и кустарники
1
планет.
Перечислять
осенью.
небесные тела в порядке
Птичьи секреты.
1
увеличения их размеров,
Невидимые нити в
1
осуществлять
осеннем лесу.
самопроверку. Узнавать
небесные
тела
по
Зимние месяцы.
1
описанию.
Находить
на
Растения в домашней
1
фотографиях в учебнике и
аптечке.
на местности
линию
Зимняя жизнь птиц и
1
горизонта.
зверей.
Анализировать схему в
Невидимые нити в
1
учебнике и устанавливать
зимнем лесу.
способ
определения
В феврале зима с весной 1
сторон
горизонта
по
встречается впервой.
Солнцу. Определять по
схеме способ обозначения
Весна в неживой
1
сторон
горизонта.
природе.
Практическая работа в
Весна в мире насекомых. 1
группе:
изучить
Весна в мире птиц и
1
устройство
компаса;
определить
стороны
зверей.
горизонта (действуя по
Невидимые нити в
1
и н ст р ук ц и и );
весеннем лесу.
зафиксировать результаты
Летокрасное
1
определения, расставляя
таблички. Находить на
глобусе
океаны
и
материки, определять их

763

названия
и
число;
находить на глобусе нашу
страну,
определять
материк, на котором она
расположена;
осуществлять
самопроверку. Работая в
паре, предлагать маршрут
кругосветного
путешествия
и
соответствующие
средства транспорта. По
рисункам
учебника
определять
настоящее,
прошлое
и
будущее,
выделять
приметы
времени.
Предлагать
рисункисимволы,
обозначающие
настоящее, прошлое и
будущее, обосновывать
своё
решение.
По
фотографиям в учебнике
определять
временные
характеристики
изображённых событий.
Располагать
единицы
измерения времени в
порядке их увеличения
(уменьшения).
Практическая работа в
группе:
изучать
устройство
часов,
определять время по
часам, моде по схеме в
учебнике
объяснять
причину смены дня и
ночи.
Придумывать
сказочное
объяснение
смены дня и ночи,
иллюстрировать
его
рисунком.
Определять
количество дней в неделе.
Называть дни недели,
выстраивать
их
последовательность.
Работать со взрослыми:
написать
рассказ
об
интересном событии в
семье, происходившем в
воскресенье.
Контролировать время на

часах.
Сравнивать
достоинства и недостатки
различных
видов
старинных
часов.
Перечислять времена года
в
правильной
последовательности,
называть (опираясь на
годовой круг в учебнике)
месяцы каждого сезона,
предлагать для каждого
времени года рисункисимволы.
По
схеме
устанавливать
связь
сезонных изменений в
природе с движением
Земли вокруг Солнца и
наклоном земной оси.
Объяснять
причины
смены
времён
года.
Приводить
примеры
явлений в неживой и
живой природе, в том
числе
сезонных.
С
помощью
рисунков
рассказывать о се зонных
явлениях. Инсценировать
мини-спектакли о жизни
природы
в
разные
времена года. Работать со
взрослыми: наблюдать и
определять
реальную
длительность
сезонов
своего края, выявлять
среди них специфические
сезонные
явления,
подбирать
в
языках
народов
своего
края
названия времён года и
соответствующих
им
явлений
природы.
Соотносить
народные
приметы, связанные с
погодой, с ощущениями
разных органов чувств и с
наблюдениями за живой и
неживой
природой.
Проверять
народный
прогноз на погоду по
ближайшему
дню.
Сравнивать результат с
прогнозом метеорологов.

Наблюдать за поведением
животных, изменениями в
мире
растений
в
помещении и на улице, в
неживой
природе.
Отражать наблюдения в
календаре долгосрочных
прогнозов
погоды.
Сопоставлять реальные
наблюдения и данные
народных примет своего
края.
На
основе
наблюдений рассказывать
о
впечатлениях
от
созерцания
звёздного
неба. Сравнивать древние
и
современные
представления
о
созвездиях.
Анализировать
схемы
созвездий
Большая
Медведица и Лебедь.
Оценивать эмоциональноэстетические впечатления
от восприятия растений
цветника,
выделять
наиболее понравившиеся
растения,
объяснять
причины
своих
предпочтений. Узнавать
изученные растения на
фотографиях, рисунках и
в природе. Различать
реальные
свойства
растений и отражение их
в
культуре
разных
народов,
проявлять
уважение к культурным
традициям, связанным с
растениями. Работая в
парах,
сочинять
сказочные истории из
жизни осеннего цветника,
разыгрывать сценки на
эту тему. Работать со
взрослым и определять
растения цветников возле
дома и (или) в его
окрестностях. Сравнивать
грибы по внешнему виду,
с помощью схемы в
учебнике
узнавать
и

рассказывать о строении
гриба,
самостоятельно
рисовать схему строения
гриба,
осуществлять
самопроверку.
Осваивать
способ
нахождения
на
небе
Полярной
звезды,
определять по Полярной
звезде стороны горизонта.
Придумывать сказку о
созвездии
Малая
Медведица и Поляр ной
звезде. Работая в паре,
анализировать
схему
созвездия
Орион,
соотносить
её
со
старинным
рисунком.
Осваивать способ на
хождения на небе звезды
Сириус.
Достраивать
схему созвездия Орион в
рабочей
тетради.
Сравнивать старинные и
современные
названия
весенних
месяцев,
соотносить
их
внутренний
смысл
с
природными
особенностями весенних
месяцев и с событиями в
жизни
людей.
Характеризовать
погодные
явления
весенних месяцев по
картинам художников с
помощью выразительных
средств
русского
(и
родного) языка, сочинять
устный
рассказ
по
картине. Находить общее
и различное в праздниках
весеннего равноденствия
разных народов России;
на схеме круглого года
обозначать
пору
весеннего равноденствия.
По своим наблюдениям
рассказывать о весенних
изменениях в мире птиц и
зверей. Знакомиться по
учебнику с жизнью птиц и

II.Человек
и
общество

7

Мы – союз народов
России.
Народные праздники в
пору осеннего
равноденствия.
Осенний труд.
Зимние праздники.
Зимний труд
Весенний труд.
Летние праздники и
труд.

1
1
1
1
1
1
1

зверей весной.
С
помощью текста учебника
определять
последовательность
возвращения перелётных
птиц из тёплых краёв,
фиксировать её в рабочей
тетради. Узнавать птиц на
рисунке,
осуществлять
самопроверку с помощью
атласа-определителя.
Обсуждать
отношение
людей
к
птицам,
формулировать
соответствующие правила
экологической
этики.
Играть в старинную игру,
связанную с птицами, по
правилам, описанным в
учебнике. Работая в паре,
придумывать
диалоги
зверей-родителей и их
детёнышей, разыгрывать
сценки.
Работать
со
взрослыми: наблюдать за
птицами города, села.
Сравнивать
результаты
наблюдений в разные
сезоны
года,
делать
выводы об изменениях
погоды в течение года.
Называть, находить и
показывать
на
карте
Россию, субъект РФ. в
котором
находится
город(село) и школа .
Называть некоторые его
природные
иисторикокультурные
достопримечательности.
Соотносить
святыни
России и своего края с
традиционными
религиями. Определять
самое
важное
и
интересное в культуре
своего народа, в культуре
народов,
к
которым
принадлежат
одноклассники.
Моделировать ситуацию
общения игровых кукол

1
35

35
35

III.
Правила
безопасно
й жизни

3

Класс 3 – 34 часа
I.Человек
14
и природа

Будь здоров! Охрана
природы осенью.

1

Будь здоров! Охрана
природы зимой.
Будь здоров! Охрана
природы весной.

Мир природы в нашем
творчестве.
Из чего состоит всё.
Невидимое сокровище.
Самое главное вещество.
Кладовые Земли.
Мир растений.
Мир животных.
Невидимые нити в
живой природе.
Лес – волшебный
дворец.
Водоём – дом из воды.
Строение тела человека.
Как работает наш
организм.
Что такое гигиена.
Наши органы чувств.

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

на
разных
языках.
Высказывать на основе
своего
опыта
мотивированное
суждение о роли русского
языка в РФ. Определять
различие
между
государственными
праздниками России и
международными
праздниками.
Характеризовать
содержание
общегражданских
государственных
праздников современного
российского календаря.
Называть,
обсуждать 45
правила
безопасного
поведения
в
природе. 45
Проявлять
заботу
о
здоровье и безопасности 45
окружающих
людей.
Обмениваться
с
одноклассниками
сведениями (полученными
из разных источников)о
правилах жизни людей в
современном
обществе.
Применение полученных
знаний и умений на уроках
в жизни.
Характеризовать способы
изучения окружающего
мира. Различать этапы
исследования
(от
постановки
цели
до
вывода). Различать виды
оборудования
для
изучения окружающего
мира, узнавать и называть
предметы оборудования,
объяснять их назначение.
Оценивать свои успехи
при
выполнении
практических
работ.
Сравнивать рисунок и
план местности. Работая в
паре, изучать условные
знаки плана местности,
применять их для чтения

367

74

плана. Различать наиболее
распространённые виды
планов, обсуждать их
значение в нашей жизни.
В
ходе практической
работы
в
группах
извлекать информацию из
туристических
планов,
оценивать свои успехи в
овладении
способами
чтения плана. Различать
природные объекты и
созданные
человеком
предметы, объекты живой
и неживой
природы,
твёрдые тела, жидкости и
газы (на иллюстрациях
учебника и в окружающей
действительности).
Приводить
примеры
веществ,
узнавать
вещества по описанию,
устно
описывать
знакомые
вещества.
Работая
в
группе,
проводить опыт «Вода —
растворитель»
(предлагать
порядок
проведения
опыта,
выбирать
необходимое
оборудование, выполнять
действия по инструкции,
фиксировать результаты
опыта,
формулировать
вывод,
осуществлять
самопроверку, оценивать
свои успехи. Значение для
жизни
на
Земле.
Извлекать
из
текста
учебника
цифровые
данные
о
Солнце,
выписывать их в рабочую
тетрадь и использовать
при рассказе о Солнце.
«Различие
звёзд
по
цвету»,
используя
сведения из учебника и
других источников, в том
числе Интернета. Работая
в группе, моделировать
строение
Солнечной
системы. Узнавать образы

воздуха,огня,
воды
в
произведениях
словесного
и
изобразительноприкладного народного
творчества.
Предлагать
для совместной игры
несколько загадок об огне,
воде
и
воздухе из
творчества народов своего
края;
находить
и
характеризовать
эти
образы в словесных и
изобразительно
прикладных
произведениях народного
творчества своего края.
Различать
разные
проявления этих стихий
(вода в водоёмах разного
типа, дождь,
солнце,
молния, огонь на земле и
др.).
Сравнивать
размножение и развитие
животных разных групп.
Работая
в
парах,
моделировать
развитие
животных с помощью
схем-аппликаций.
Высказывать
аргументированные
суждения
о
роли
животных в природе и
жизни людей. Проектное
задание (проект): готовить
фото рассказ о мире
животных (в том числе
родного края), выражать
своё отношение к нему.
Классифицировать
животных
по
особенностям
питания.
Работая
в
парах,
моделировать
цепи
питания с помощью схемаппликаций. Оценивать
эмоциональноэстетическое впечатление
от восприятия леса (на
картине, фотографии, в
природе).
По
иллюстрации
учебника

знакомиться
с
разнообразием
организмов
в
лесу.
Обнаруживать
взаимосвязи в лесном
сообществе. Составлять
цепи
питания,
характерные для лесного
сообщества,
моделировать
их
освоенными способами.
Прослеживать по схеме в
учебнике
круговорот
веществ в лесу. Работая в
группах,
использовать
атлас-определитель для
распознавания
лесных
организмов своего края и
подготовки со общений о
них. Использовать книгу
«Великан на поляне» для
поиска
необходимой
информации (по заданиям
рабочей
тетради).
Оценивать эмоциональноэстетическое впечатление
от восприятия луга (на
картине, фотографии, в
природе).
По
иллюстрации
учебника
знакомиться
с
разнообразием
организмов
на
лугу,
сравнивать
луговое
сообщество с лесным.
Обнаруживать
взаимосвязи в луговом
сообществе. Составлять
цепи
питания,
характерные для луга,
моделировать
их
освоенными способами.
Рисовать
схему
круговорота веществ на
лугу.
Давать определения органа
и
системы
органов.
Обозначать
внутренние
органы на схеме. Работая в
группе, изучать строение и
роль
в
организме
различных систем органов.

II.Человек
и
общество

16

Свет знаний.
Книга – источник
знаний.
О чём рассказывает
план.

1
1
1
1

С помощью иллюстраций и
схемы
в
учебнике
рассказывать
о
работе
опорно-двигательной
и
пищеварительной систем.
Используя информацию из
учебника,
вписывать
цифровые данные в текст
рабочей тетради. Работая в
паре,
формулировать
правила
выработки
хорошей осанки (с опорой
на иллюстрации учебника).
Корректировать
собственное поведение с
учётом этих правил. В ходе
групповой
практической
работы осваивать приёмы
ухода за зубами, оценивать
свои
успехи.
Классифицировать
продукты
по
происхождению
(растительного
и
животного происхождения).
Обсуждать опасность для
здоровья
быстрой еды
(фастфуда). Формулировать
правила гигиены органов
чувств (с опорой
на
материалы
учебника).
Оценивать своё отношение
к собственному здоровью.
Корректировать
своё
поведение в соответствии с
изученными
правилами
гигиены.
Высказывать
обоснованные суждения о
взаимном
дополнении
органов
чувств
при
восприятии окружающего
мира.
Использовать
дополнительную
литературу, Интернет для
подготовки
собственных
сообщений по теме урока.
Формулировать мысль о 27
том, что стремление к
творческому
познанию
окружающего мира есть
отличительная черта чело

Планета на листе
бумаги.
Родной дом – уголок
Отчизны.
В красном углу сесть –
великая честь.
На свет появился – с
людьми породнился.
Муж и жена – одна
душа.
Добрые дети – дому
венец.
Дом велик, а стоять не
велит.
Всемирное наследие.
Московский Кремль.
Озеро Байкал.
Путешествие в Грецию.
Путешествие в Китай.
Всемирные духовные
сокровища.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

века. Определять сферы
познания:
природа
и
культура.
Вы
являть
особенности
познания.
Высказывать
мотивированное суждение 23
об
ответственности
познающего человека за то,
как,
в
каких
целях
используются его открытия
и
изобретения.
Характеризовать способы
изучения
окружающего
мира. Различать этапы
исследования
(от
постановки
цели
до
вывода). Различать виды
оборудования для изучения, 123
окружающего
мира,
узнавать
и
называть
предметы
оборудования,
объяснять их назначение.
Работая
в
группах,
осваивать
в
ходе
практических
работ
способы
изучения
окружающего мира, этапы
исследования,
приёмы
использования
оборудования. Сравнивать
рисунок и план местности.
Работая в паре, изучать
условные
знаки
плана
местности, применять их
для чтения плана. Различать
наиболее распространённые
виды планов, обсуждать их
значение в нашей жизни.
Формулировать
цель
путешествия,
соотносить
личные
интересы
с
интересами
своих
спутников,
находить
необходимые сведения для
определения
маршрута,
оформлять
дневник
путешествия. Участвовать в
посильных общественных
делах
и
праздниках.
Выявлять роль и назначение
красного угла как почётного
места в старинном доме;

находить его аналог в
устройстве
старинного
жилища народов своего
края, а также название в
местных
языках.
Моделировать
функции
духовного
центра
в
современном
доме,
презентовать
традиции
гостеприимства.
Сопоставлять особенности
старинного жилища разных
народов; отмечать общие и
различные
черты.
Моделировать
ситуации
приёма гостей и прихода в
гости. Различать способы
составления родословного
древа. Составлять схему
родственных связей в своей
семье
до трёх-четырёх
поколений. Рассказывать о
профессиях
старших
членов семьи, друзей семьи.
Творчески выражать мысль
о родительской любви к
детям
в
рукотворной
игрушке,
в
кукольном
спектакле по одной из
сказок народов своего края;
высказывать
мотивированное суждение
о почтении к родителям как
нравственной норме всех
народов России и мира.
Сравнивать и различать
особенности в воспитании
девочки и мальчика, в том
числе в старинной и
современной
культуре
воспитания
детей
и
подростков народов своего
края. Творчески выражать
нравственный
смысл
личного имени как образец
для
самовоспитания;
характеризовать
личностные
качества
человека, выбранного в
качестве
образца
для
подражания. Презентовать
несколько народных игр,

определять их назначение в
своём
развитии;
характеризовать
заложенный
в
них
нравственный
смысл,
необходимый
для
самовоспитания. Излагать
правила
игры
и
организовывать её в среде
сверстников.
Объяснять
смысл
эмблемы
Всемирного
наследия,
различать
объекты
природного и культурного
Всемирного
наследия.
Рассказывать об одном двух объектах Всемирного
наследия (по выбору — в
России, в том числе и в
своем крае, и в мире),
оформлять
наглядный
матери ал для презентации
рассказа. По внешнему виду
определять
проездные
башни
Московского
Кремля,
называть
их;
узнавать на фотографии
строения
ансамбля
Большого
Кремлёвского
дворца, различать среди
них более древнюю и более
позднюю
постройку;
рассказывать
наиболее
понравившихся
достопримечательностях и
святынях
Московского
Кремля
(по
выбору).Узнавать
на
фотографии
облик
египетских
пирамид,
рассказывать о наиболее
понравившихся
достопримечательностях и
святынях
Египта
(по
выбору),
оформлять
наглядный материал для
презентации
рассказа.
Показывать
местоположение Греции и
Афин на карте. Узнавать на
фотографии
облик
достопримечательностей и

4

Путешествуя, познаём
мир.

1
1

святынь
Греции.
Рассказывать о наиболее
понравившихся
достопримечательностях и
святынях
Греции
(по
выбору),
оформлять
наглядный материал для
презентации
рассказа.
Показывать
на
карте
местоположение
Иерусалима в Израиле.
Узнавать на фотографии
облик
его
достопримечательностей и
святынь, рассказывать о
наиболее понравившихся
достопримечательностях и
святынях Иерусалима (по
выбору). Показывать на
карте
местоположение
Китая и Пекина. Узнавать
на
фотографии
облик
Великой Китайской стены,
рассказывать о наиболее
понравившихся
достопримечательностях и
великих
культурных
изобретениях
Древнего
Китая
(по
выбору).
Обобщать
полученные
знания о многих достойных
людях
художниках,
писателях,
учёных,
исторических
деятелях.
Сравнивать
пословицы
разных народов России и
мира
о
человеческих
достоинствах
и
соответствующие
фрагменты
из
текстов
Священных
книг.
Формулировать понятие о
Всемирных
духовных
сокровищах.
Называть
имена своих земляков,
соотечественников,
представителей
других
стран, которые воплотили в
себе лучшие человеческие
качества (по выбору).
Формулировать
правила 1
ответственного туризма по

III.
Правила
безопасно
й жизни

4 класс – 34 часа
I.Человек
9
и природа

Средства информации и
связи.
Школа первой помощи.
Здоровью цены нет.

Карта – наш
экскурсовод.
По равнинам и горам.
Наши реки.
По морским просторам.
В ледяной пустыне.
В холодной тундре.
Среди лесов.
В широкой степи

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

отношению к природе и к
местным
обычаям
и
традициям.
Различать
средства
связи,
используемые в личной и
общественной
жизни,
средства связи и средства
массовой
информации,
участвовать
в
дидактической
игре.
Рассказывать о сюжетах
теле- и радиопередач,
публикаций в прессе о
природе,
культуре,
выдающихся людях России
и мира (по выбору в
соответствии с личными
интересами)
Знать
и
применять
правила
безопасности
на
транспорте.
Сравнивать
устройство медицинских
термометров (ртутного и
электронного). В ходе
групповой практической
работы учиться измерять
температуру
тела
с
помощью
ртутного
и
электронного
термометров, фиксировать
результаты
измерений,
оценивать свои успехи.
Работая в паре, записывать
номера телефонов
экстренной помощи,
запоминать их,
осуществлять
взаимопроверку.
Сравнивать
масштаб
физической карты России
и карты мира, объяснять
разницу. Работая в паре,
изучать условные знаки
физической карты России,
выделять среди них уже
известные. Рассказывать
по физической карте о
нашей стране. Находить
на физической карте
России
природные
объекты, изображённые

4

67

на
фотографияхвучебнике.А
нализироватьтекстучебни
ка,различатьинформацию
,
которую
можно
получить с помощью
карты, и ту, которая
содержится только в
тексте.
Учиться
показывать равнины и
горы
на
карте.
Характеризовать
крупнейшие равнины и
горы России. Сравнивать
формы
земной
поверхности: холм и гору,
балку и овраг. Раскрывать
значение рек в жизни
людей.
Обсуждать
особенности и значение
главной реки своего края,
выражать своё отношение
к ней. Характеризовать
крупнейшие и наиболее
известные реки России.
Различать озёра и моря по
существенному признаку
(море — часть океана).
Раскрывать
значение
морей в жизни людей.
Работая в паре, находить
на физической карте
России моря, упомянутые
в тексте и представленные
на
фотографиях
в
учебнике.
Учиться
показывать
моря
на
карте. Соотносить моря с
океанами, прослеживать
по
карте
связь
Балтийского, Чёрного и
Азовского
морей
с
Атлантическим океаном.
Сравнивать
Белое
и
Чёрное
моря
(на
основании информации в
учебнике).
Обсуждать
свои
впечатления
от
пребывания на море.
Определять по карте
природные зоны России,
рассказывать о них по

карте. Находить на карте
природных зон России
арктические
пустыни,
рассказывать по карте об
этой
зоне,
учиться
показывать её на карте.
Устанавливать причинноследственные
связи
между
положением
Солнца и природными
условиями
зоны
арктических
пустынь.
Находить
на
карте
природных зон России
лесные
зоны,
рассказывать о них по
карте, учиться показывать
на карте эти зоны.
Устанавливать
зависимость
природы
лесных
зон
от
распределения тепла и
влаги. Работая в паре,
знакомиться по рисунку
учебника с животным
миром тайги. Сравнивать
природу лесных зон с
природой
тундры.
Приводить
примеры
экологических связей в
лесных
сообществах.
Составлять характерные
для тайги цепи питания,
моделировать
их
освоенными способами.
Находить
на
карте
природных зон России
зоны лесостепей и степей.
Работая
в
паре,
знакомиться по рисунку
учебника с животным
миром степей. Сравнивать
природу зоны степей с
природой лесов и тундры.
Приводить
примеры
экологических связей в
степном
сообществе.
Составлять характерные
для степи цепи питания,
моделировать
их
освоенными способами.
Находить
на
карте

природных зон России
зоны полупустынь
и
пустынь, рассказывать о
них по карте, учиться
показывать на карте эти
зоны.
Устанавливать
зависимость
природы
полупустынь и пустынь от
распределения тепла и
влаги.
Сравнивать
природу зоны пустынь с
природой
степей.
Приводить
примеры
экологических связей в
пустынном сообществе.
Составлять характерные
для
пустыни
цепи
питания, моделировать их
освоенными способами.
Находить
на
карте
Черноморское побережье
Кавказа. Субтропическая
зона. Природные условия,
растительный и животный
мир
Черноморского
побережья
Кавказа,
экологические связи в
природе этих мест. Городкурорт Сочи — главная
здравница
страны.
Приводить
примеры
экологических связей на
Черноморском побережье
Кавказа.
Составлять
характерные для этих
мест
цепи
питания,
моделировать
их
освоенными способами.
Рассказывать
о
собственных
впечатлениях
от
посещения
городакурорта Сочи и его
окрестностей. Выполнять
задания
в
рабочей
тетради.
Готовить
сообщение
классу,
презентовать
его.
Коллективно обсуждать
сообщения,подготовленн
ыегруппамиучащихся,дел
атьвыводыпотемеурока.

II.Человек
и
общество

25

Общество – это мы!
Конституция России.
Государственное
устройство России.
Государственная
граница России.
Сокровища России и их
хранители.
В путь по Реке времени.
Истоки древней Руси.
Наследница Киевской
Руси.
Начало Московского
царства.
Подвижники Руси и
землепроходцы. Начало
Российской империи.
Отечественная война
1812 года.
Век бед и побед.
«Вставай, страна
огромная!»
Трудовой фронт России.
После Великой войны.
Достижения 1950-1970хгг.
Современная Россия.
«Хороша честь, когда
есть, что есть».

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

Приводить примеры редких
и
исчезающих
видов
растений и животных своего
края, рассказывать об их о
хранении, оценивать своё
реальное (или возможное)
участие
в
этой
деятельности. Работая в
группах, знакомиться по
материалам
учебника
(карта, текст, таблица) с
заповедниками
и
национальными парка ми
России. Выполнять задания
в рабочей тетради. Готовить
сообщение
классу,
презентовать
его.
Коллективно
обсуждать
сообщения,
подготовленные группами
учащихся, делать выводы по
теме урока.
Систематизировать уже 123
имеющиеся
представления
о
необходимости
объединения людей в
сообщества.
Характеризовать общие
цели
и
интересы
различных сообществ и 123
общественных
групп;
определять сообщества, в
которые человек входит в
течение
жизни.
Сопоставлять
понятия
«гражданин»
и
«соотечественник»,
выявлять
общее
и
различное.
Систематизировать уже
имеющиеся
представления
о
российском
народе;
называть объединяющие
факторы,
приводить
примеры этих факторов из
реальной жизни своего
края
как
проявление 12
общенациональной
российской солидарности;
характеризовать

Умная сила России.
Светлая душа России.

1
1

государственную
символику
России;
оформлять
Календарь
памятных дат и нормы
отношения к детям в
культуре народов России.
Употреблять
специальную
лексику
документов.
Различать
права
и
обязанности
гражданина
России;
приводить
конкретные
примеры
свобод,
гарантируемых
гражданам России её
Конституцией;
устанавливать
соответствие
статей
Конституции
РФ
и
нравственных
правил
отечественной и мировой
культуры;
употреблять
специальную
лексику
Конституции.
Устанавливать
соответствие внутреннего
смысла статей о правах
ребёнка
и
нормы
отношения к детям в
культуре народов России;
объяснять связь между
правами и обязанностями;
обсуждать
вопрос
о
расширении
прав
и
обязанностей ребёнка по
мере его взросления.
Характеризовать
особенности
субъектов
РФ в зависимости от их
принадлежности к той или
иной
группе;
презентовать
заочное
путешествие в одну из
республик: показывать её
положение
на
карте;
называть и показывать
столицу;
составлять
рассказ о природных и
культурных
достопримечательностях;
объяснять символический
смысл герба и флага.

Устанавливать
связь
особенностей
государственного
устройства
России
и
положений
её
Конституции; объяснять,
в чём состоит роль
Президента и трёх ветвей
власти
в
России,
выдвигать предположение
о том, зачем необходима
независимость
трёх
ветвей власти друг от
друга. Называть имя,
отчество,
фамилию
действующего
Президента. По карте
определять, с какими
государствами
Россия
граничит на суше и на
море. Оценивать роль
русского
языка
и
культуры в их творчестве.
Высказывать
мотивированное
суждение
о
диалоге
культур народов России
как способе взаимного
духовного и культурного
обогащения.
Презентовать
произведения писателей
своего края на родном
языке и (или) в переводе
на
русский
язык(по
выбору); называть имена
их авторов; рассказывать
овыдающихсяхудожниках,
музыкантах,учёных—
уроженцахсвоегокраяпоо
бразцу
рассказов
учебника.
Составлять
страницу
Календаря
памятных
дат,
посвящённую одному из
деятелей
родной
культуры;
различать
границы на суше и на
море;
называть
сопредельные с Россией
страны.
Пересказывать
своими словами текст

учебника и обсуждать его
(о событии, историческом
деятеле,
памятнике
культуры). Работать с
информацией: извлекать
(по заданию учителя)
необходимую
информацию из учебника
и
дополнительных
источников
знаний
(словарей, энциклопедий,
справочников)
и
обсуждать
полученные
сведения о прошлом
нашего государства.

Перечень экскурсий, проектных работ и практических работ.
класс

1
класс

Количество
экскурсии и проектов
экскурсии
проекты
6
2

2
класс

3

3

3
класс

6

3

Темы экскурсии

Проектная
деятельность

1. Экскурсия в парк «Осенняя
природа».
2. Экскурсия в парк «Зимняя
природа».
4. Экскурсия в парк «Весенняя
природа».
5. Экскурсия «Безопасная
дорога в школу».
6. Экскурсия по своему району,
городу.
7. Экскурсия к одной из
достопримечательностей
населённого пункта.
1. Экскурсия «Формы земной
поверхности» (проводится
весной).
2. Экскурсия «Знакомство с
природой своей природной
зоны». Правила безопасного
путешествия.
1. Экскурсия «Обитатели озера,
луга, леса».
2. Экскурсия в зоопарк или
ботанический сад,
краеведческий музей, тема
«Многообразие растений и
животных».
3. Экскурсия к памятнику
истории и культуры района.

1. Проект «Одежда»
2.
Проект
«Растения»

1. Проект «Жизнь
леса»
3. Проект «Наши
питомцы»

1.
Проект
«Сохраним историю
родного края»
2. Проект «Отмечаем
государственные
праздники»
3.
Проект
«Сохраним красоту
природы»

4
класс

4

3

4. Экскурсия «Разнообразие
неживой и живой природы в
окрестностях школы.
5. Экскурсия «Ориентирование
на местности
1. Экскурсия в краеведческий
музей для знакомства с
некоторыми особенностями
быта народов региона (по
выбору).
2. Очная или заочная (с
помощью ИКТ) экскурсия в
Москву, Санкт-Петербург, по
городам Золотого кольца
России (по выбору).
3. Очная или заочная экскурсия
в дом-музей выдающегося
человека России (по выбору).

1.
Проект
«Сохраним чистоту
рек и озёр нашей
родины»
2. Проект
«Культурное
наследие древней
Руси»
3.
Проект
«По
местам
боевой
славы»

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры
учителей начальных классов
МБОУСОШ №18
от 30.08.2021 года № 1
Руководитель кафедры ______О.А.Черницина

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________
Н.Г.Клименко
30.08.2021..года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».