РП русский язык 1-4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО
УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового
от « 30» августа 2021 года протокол № 1
Председатель ________ Г.П.Власова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По русскому языку
Уровень образования (класс) начальное общее образование (1-4 класс)
Количество часов 630
Учитель Клименко Надежда Григорьевна
Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку
федерального
государственного
образовательного
стандарта
общего
начального образования ( приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г с
изменениями), включённой в содержателный раздел примерной основной
образовательной программы НОО, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию ( протокол от 08.04. 2015г
№ 1\5)

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.),,Концепции духовно –
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также
планируемых результатов начального общего образования, на основе примерной
программы по русскому языку ФГОС, включенной в содержательный раздел
примерной основной образовательной программы НОО, одобренной решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 08.04.2015 № 1/15)
Реализуется на основе УМК «Перспектива», учебник «Русский язык» Л.Ф.
Климанова, Т.В.Бабушкина. При составлении рабочей программы использованы
авторские рабочие программы по русскому языку Л.Ф. Климановой,
Т.В.Бабушкиной.
В системе предметов начальной общеобразовательной школы предмет
«Русский язык» реализует две основные цели:
1) познавательную (ознакомление с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления учащихся);
2) социокультурную (формирование коммуникативной компетенции учащихся:
развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также
навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека).
Современное обучение русскому языку не ограничивается знакомством учащихся с
системой языка и его правилами, формированием элементарных речевых умений и
навыков. Данный предмет играет важную роль в становлении основ гражданской
идентичности и мировоззрения, формировании основ умения учиться и способности
к организации своей деятельности, духовно-нравственном развитии и воспитании
младших школьников.
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтением,
обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области
«Филология»:
• формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
• развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
• развитие коммуникативных умений;
• развитие нравственных и эстетических чувств;
• развитие способностей к творческой деятельности.
• задавать вопросы;
3

• использовать речь для регуляции своего действия;
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта
интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей
деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения предмета «Русский язык» при получении начального общего
образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в
текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных,
учебных, научно- познавательных текстов, инструкций.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
определять тему и главную мысль текста;
делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их
последовательность;
- упорядочивать информацию по заданному основанию;
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3
существенных признака;
понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в
тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы
элементов);
4

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но
и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое,
выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски)
для поиска нужной информации;
работать с несколькими источниками информации;
сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
показанные в тексте напрямую;
I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

ОСВОЕНИЯ

Личностные результаты.
1.Гражданско-патриотическое воспитание:
-становление ценностного отношения к своей Родине — России;
-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края;
-уважение к своему и другим народам;
-первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственное воспитание:
-признание индивидуальности каждого человека;
-проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;
-неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3.
Эстетическое воспитание:
5

-уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость
к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
-стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью
5.
Трудовое воспитание:
-осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к
результатам труда, интерес к различным профессиям .
6.
Экологическое воспитание:
-бережное отношение к природе;
-неприятие действий, приносящих ей вред.
Формирование представлений о ценности научного познания:
-первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
-

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
-самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
6

необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в
том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире
и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения в устной и письменной форме;
-основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую
очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,
свойствах и связях;
Выпускник получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание
(в том
числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра
в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
7

формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
-

формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы,
подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание,
отвечая на поставленный вопрос.
-

Выпускник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего
использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять
место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых
сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную
(противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ­компетентности обучающихся
(метапредметные результаты)
В результате изучения предмета «Русский язык» при получении начального общего
образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы
в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут
8

опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых
объединяются текст, наглядно графические изображения, цифровые данные,
неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые
могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий
или размещаться в Интернете.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно
- двигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и другими
средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения
(минизарядку);
организовывать систему папок для хранения собственной информации
в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения,цифровых данных
Выпускник научится:
вводить информацию в компьютер с использованием различных
технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять
полученную информацию;
владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на
родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный
перевод отдельных слов;
рисовать изображения на графическом планшете;
сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу
распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
- подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и
техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать
сменные носители (флэшкарты);
9

описывать по определённому алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя
инструменты ИКТ;
- редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии
с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек
изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений;
- пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,
следовать
основным
правилам
оформления
текста;
использовать
полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и
удалять ссылки в сообщениях разного вида;
-

Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать запросы
при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и
сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к
выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Выпускник научится:
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать,
оформлять и сохранять их;
- создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с
использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;
- готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план
презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы
для презентации;
- пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в
коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной
среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
- представлять данные.
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
- планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Выпускник получит возможность научиться:
10

- моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении
начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство
человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт
формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и
родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и
родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством
развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и
письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в
творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска
необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных
заданий. В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную
образовательную программу начального общего образования, будет сформирован
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной
деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на
следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные
твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие;
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в
нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных
словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом
на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска
необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
11

Выпускник получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в
учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения
слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью
к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
-находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень,
приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным
учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
- использовать результаты
выполненного морфемного анализа для
решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового
словаря.
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения,
обстоятельства; выполнять в соответствии с предложенным в учебнике
алгоритмом разбор простого
предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность
разбора; различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
- применять правила правописания (в объёме содержания курса);
12

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
- писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными
правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять
орфографические и пунктуационные ошибки.
-

Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы
избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
Выпускник получит возможность научиться:
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении
(простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать
слова из ряда предложенных для успешного решения
коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
- распознавать грамматические признаки слов;
- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы
отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей
речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить
морфологический
разбор
имён
существительных,
имён
прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать
правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия,
предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они
относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
13

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в
словосочетании и предложении;
- классифицировать
предложения по
цели высказывания, - -находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- выделять предложения с однородными членами.
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять
способы действий,
-

-

помогающих предотвратить её в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
-оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с
людьми разного возраста;
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного
общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
-выражать собственное мнение и аргументировать его;
-самостоятельно озаглавливать текст;
-составлять план текста;
-сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты
для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
-создавать тексты по предложенному заголовку;
-подробно или выборочно пересказывать текст;
-пересказывать текст от другого лица;
-составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных
типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать
и корректировать тексты с нарушенным порядком
предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
-корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над
изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный
текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения
(для самостоятельно создаваемых текстов);
14

- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении
sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Система оценки планируемых результатов
В 1-м классе осуществляется текущая проверка знаний, умений и навыков. В период
обучения грамоте она проводится посредством небольших работ, включающих в
себя письмо под диктовку изученных прописных и строчных букв, отдельных
слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему
предложений с рукописного и печатного шрифтов. В конце учебного года
проводятся контрольные работы типа списывания с печатного шрифта и письмо
под
диктовку
небольших
по
объему
текстов.
В качестве контрольных работ (текущих и итоговых) во 2-4-х классах проводятся
обычно диктанты (списывание) с грамматическим заданием (полным или
частичным разбором слов и предложений), за которые ставятся две оценки,
отдельно за каждый вид работы.
Контрольное списывание - служит способом проверки орфографических и
пунктуационных навыков. Работа может содержать одно - два дополнительных
задания, связанных с текстом, проверяющие знания по лексике, морфологии,
фонетике,тсинтаксису.
Класс

Кол-во
год

за

На контроле
администрац
ии
2

1
2

2
3

3

3

2

4

2

2

2

Примерные темы
1.Предложение, слово, звук, буква
1.Ударные и безударные гласные
2.Разделительный мягкий знак
1.Приставки и предлоги
2.Падежи и падежные окончания имен
существительных
1 .Правописание безударных падежных
окончаний имен прилагательных
2.Правописание безударных личных
окончаний глаголов

Объём текста для списывания (2-4 классы)
ствительных
Классы 1 четверть
2
3
4

20-25 слов
40-45 слов
60-65 слов

2 четверть

3 четверть

25-30 слов
45-50 слов
65-70 слов

30-35 слов
50-55 слов
70-75 слов

15

4
четверть
35-40 слов
55-65 слов
75-80 слов

Критерии оценивания списывания
Допустимое количество ошибок
Оценки 2 класс
3 класс
«5»

4 класс

Нет ошибок. Допускается Нет ошибок.
один недочет графического
характера.

Нет ошибок.

«4»
1-2
ошибки
исправление

и

1 1 ошибка и
исправление.

1 1
ошибка
исправление.

и

1

«3»
3 ошибки и 1 исправление.

2 ошибки
исправление

и

1 2 ошибки и 1 исправление

«2»
4
ошибки
исправления.

и

1-2 3 ошибки и
исправления

1-2 3
ошибки
исправления

и

1-2

Диктант (может быть с грамматическим заданием)
Тексты предлагаемых диктантов должны соответствовать требованиям
минимума содержания образования с учетом развивающих программ

кла
сс

Кол- Кол-во
Кол-во слов
во за работ на диктанте
год
контроль

1
2

-

-

4

2

3

10

3

4

10

4

в Кол-во
граммат
ических
заданий
-

1 пол. - 25-30 слов 1 - 2
2 пол. - 35-40
слов
1 ч. - 35 - 45 слов
2-3
2 ч. - 45 - 50 слов
З ч. - 50 - 55 слов
4 ч. - 55 - 60 слов
1 ч. - 60 - 65 слов
3-4
2 ч. - 65 - 70 слов
З ч. - 70 - 75 слов
4 ч. - 75 - 80 слов

16

Примерные темы для контроля

1.Безударные гласные в корне
слова
2. Звонкие и глухие согласные
1. Разделительный ь знак
2. Непроизносимые согласные
3. Слова с сочетаниями гласных с
шипящими (сочетание чн, чк,)
1. Существительные мужского и
женского рода с шипящими на
конце
2. Безударные окончания имен
прилагательных
3. Личные окончания глаголов

Изученных орфограмм - 60% в диктанте
Критерии оценивания диктантов
При оценке диктанта во 2-4-х классах следует руководствоваться следующими
критериями.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений
орфограмм. Работа написана аккуратно, четко. Письмо в целом соответствует
требованиям каллиграфии. Допускаются единичные случаи отступления от норм
каллиграфии, а также одно исправление (вставка пропущенной буквы, исправление
неточно написанной буквы и т. п.).
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более 2
орфографических (фонетико-графических) ошибок и 1 пунктуационной или 1
орфографической и 2 пунктуационных ошибок. Работа выполнена аккуратно, но
имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается по
одному исправлению любого характера.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено от 3 до 5
орфографических (фонетико-графических) ошибок в следующих возможных
вариантах: а) 3 орфографических и 2-3 пунктуационные, б) (4 орфографических и 2
пунктуационные, в) 5 орфографических и 1 пунктуационная ошибка. Работа
выполнена небрежно, имеются существенные отклонения от норм
каллиграфии. Допускается дополнительно по одному исправлению любого
характера.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено 6 и более
орфографических (фонетико-графических) ошибок. Работа выполнена небрежно,
имеется
много
серьёзных
отклонений
от
норм
каллиграфии.
Общие итоговые контрольные работы проводятся после изучения наиболее
значительных тем программы, в конце учебной четверти, полугодия, года и, как
правило, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.
Ошибкой в диктанте следует считать:
• нарушение правил орфографии при написании слов;
• пропуск и искажение букв в словах;
• замену слов;
•
отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
неправильное написание словарных слов.
За ошибку в диктанте не считаются:
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово
следующего предложения записано с заглавной буквы;
17

• единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.
За одну ошибку в диктанте считаются:
• два исправления;
• две пунктуационные ошибки;
• повторение ошибок в одном и том же слове.
Негрубыми ошибками считаются следующие:
• повторение одной и той же буквы в слове;
• недописанное слово;
•
перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая
опущена;
• дважды записанное одно и то же слово в предложении.
Грамматические задания
Оценка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.
Оценка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
Оценка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
Оценка "2" ставится, если ученик не справился с большинством граммати-ческих
заданий.
Словарные диктанты
проводятся в качестве текущих проверочных работ. Их содержание составляют
слова, написание которых не регулируется правилами (списки таких слов даны в
программе каждого класса).
Объем словарных диктантов
Класс

Кол-во за год

2
3
4

3
16
10

На
контроле
администрации
2
4
3

Кол-во слов
8-10
10-12
15-17

Критерии оценивания словарных диктантов
Оценка
«5»
ставится,
если
вся
работа
выполнена
безошибочно.
Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1 ошибка, 1 исправление.
Оценка «3» ставится, если в работе допущены 2 ошибки, 1 исправление.
Оценка «2» ставится, если в работе допущено 5 ошибок.
18

Изложения и сочинения
Оценка "5" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически
последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство
словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой
неточности);
б) грамотность:
- нет орфографических и пунктуационных ошибок;
- допускается 1 --2 исправления.
Оценка "4" ставится:
а)
по
содержанию
и
речевому
оформлению:
- правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта
тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения
мыслей;
- имеются отдельные фактические и речевые неточности;
- допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и
построении текста.
б) грамотность:
- две орфографические и одна пунктуационная ошибки.
Оценка "3" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- допущены отклонения от авторского текста;
- отклонение от темы;
- допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;
- беден словарь;
- имеются речевые неточности;
- допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;
б) грамотность:
- 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится:
а) по содержанию и речевому оформлению:
- работа не соответствует теме;
- имеются значительные отступления от авторской темы;
- много фактических неточностей;
19

-

нарушена последовательность изложения мыслей;
во всех частях работы отсутствует связь между ними;
словарь беден;
более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:
- более 3 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.
Примечание. Сочинения в начальной школе проводятся только в виде обучающих
работ.
Проверка и оценка устных ответов
Устный опрос является важным способом учета знаний, умений и навыков
учащихся начальных классов по данным разделам. При оценке устных ответов во
внимание принимаются следующие критерии: 1) полнота и правильность ответа; 2)
степень осознанности усвоения излагаемых знаний; 3) последовательность
изложения и культура речи.
Полный ответ ученика, особенно 3-4-х классов, должен представлять собой
связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об
осознанном усвоении им изученного материала: умении подтверждать ответ
(правила, определения) своими примерами, опознавать в тексте по заданию
учителя те или иные категории (члены предложения, части речи, склонение, падеж,
род, число и др.), слова на определенные правила; умении объяснять их написание,
самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических
упражнений и, прежде всего, при проведении разного рода разборов слов
(звукобуквенного, по составу, морфологического) и предложений.
Оценка «5» ставится, если ученик дает полный и правильный ответ,
обнаруживает осознанное усвоение программного материала, подтверждает ответ
своими примерами, самостоятельно и правильно применяет знания при проведении
анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических
категорий, объяснении написания слов и употребления знаков препинания,
отвечает связно, последовательно, без недочетов или допускает не более одной
неточности в речи.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ , близкий к требованиям,
установленным для оценки «5», но допускает 1-2 неточности в речевом
оформлении ответа, в подтверждении верно сформулированного правила
примерами, при работе над текстом и анализе слов в предложении, которые легко
исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

20

Оценка «3» ставится, если ученик в целом обнаруживает понимание
излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам учителя,
затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки
при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только с
помощью учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно,
допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и
предложений.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание ведущих
положений или большей части изученного материала, допускает ошибки в
формулировке правил, определений, искажающие их смысл, в анализе слов и
предложений, не может исправить их даже с помощью наводящих вопросов
учителя, речь прерывиста, непоследовательна, с речевыми ошибками.
Знания учащихся по вопросам программы, которые рассматриваются только в
ознакомительном плане, не оцениваются.
I.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие
звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом
тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями
общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое
овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными
монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание,
повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность,
обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной
интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью
нахождения необходимого материала.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе
обучения грамоте.
Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении
вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов
повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам
собственных игр, занятий, наблюдений.
21

Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в
слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых
согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости — мягкости
согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и
непарных по звонкости— глухости согласных звуков. Определение качественной
характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный;
согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой,
парный — непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и
сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного
языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости
согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол,
конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми
согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака
переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов,
значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или
уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных
и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные)
слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми
морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении
суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и
приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена
собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?»
22

и «что?». Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода.
Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам.
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение
падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности
имён существительных к 1, 2, 3­му склонению. Морфологический разбор имён
существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных
по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ­ий, ­ья, ­ов, ­ин.
Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения,
значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3­го лица единственного
и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола.
Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?».
Изменение требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под
диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение
содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное).
Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям
тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сю- жетных картин,
серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его
значения. Установление числа и последовательности звуков в слове.
Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных,
согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение
позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как
показатель твёрдости— мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я.
Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.
23

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение
с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие
осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и
стихотворений.
Знакомство
с
орфоэпическим
чтением
(при
переходе
к
чте­
нию целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство
самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой
моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на
пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.
Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением
гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их
произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания
текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами,
знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка.
Орфография.
Знакомство с правилами правописания и их
применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
- прописная
(заглавная) буква в
начале предложения, в
име­ нах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения глаголов по временам. Изменение глаголов
по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы
определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение
глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор
глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребляемыми предлогами. Функция предлогов:
образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие
предлогов от приставок.
24

Союзы и, а, но и их роль в речи. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их
сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания:
повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске
(интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение
главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи
смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами
без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в
предложениях с одно­
родными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости,
использование разных способов выбора написания в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- сочетания чк—чн, чт, щн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне
слов)
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (ночь, нож, рожь,
мышь);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных
на ­мя, ­ий, ­ья, ­ье, ­ия, ­ов, ­ин);
- безударные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- не с глаголами
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2­го лица единственного
числа (пишешь, учишь);
- мягкий
знак
в
глаголах
в
сочетании
­ться;
25

- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки
препинания
в конце предложения: точка, вопросительный
и восклицательный знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где
происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи.
Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными
умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь
внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и
бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Текст. Признаки
текста.
Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста
(абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных
текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом
точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи;
использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания
определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами
сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.
3.1.Таблица тематического распределения часов (2 вариант):
Количество часов
Примерная
программа

Рабочая
программа

Рабочая
классам
1 кл.

Русск
ий
язык

№
Разделы, темы
п/п

Итого

1
2
3
4

Обучение
грамоте
(русский
язык
и
115
литературное чтение)
Фонетика.
Графика
Чтение.
Письмо.

115

89
26

89

программа по

5
6
7

1
2
3
4
5
6
7
8

Слово и предложение.
Орфография.
Развитие речи.
итого
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия
Графика.
Лексика (изучается во
всех разделах).
Состав
слова
(морфемика)
Морфология
Синтаксис
Орфография
и
пунктуация
Развитие речи
Резерв
Итого

115
560
15
5

16
10
115
515
23 (15+8 р.ч)
19(5+ 14р.ч)

16
10
115
1кл
10
12

2кл
10
7

3кл
3
0

4кл
0
0

20

39(20+19 р.ч)

13

18

8

0

27

27

10

14

3

118
42

118
42

5

17
10

66
6

35
21

163

163

3

63

38

59

102
68
675

84

28

28

28

84

163

163

146

630

515+ 115=630

27

43ч

115
итого
23
19
39
27
118
42
163

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
(2 вариант)
Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности
учащихся

Основные
направления
воспитательной
деятельности в рамках
программы воспитания

Обучение грамоте -115ч
Письмо (89ч)
Усвоение
гигиенических
требований при письме. Развитие
мелкой моторики пальцев и
свободы
движения
руки.
Развитие умения
ориентироваться
на
пространстве листа в тетради и
на пространстве классной доски.
Овладение
начертанием
письменных заглавных
и
строчных
букв. Письмо букв,
буквосочетаний, слогов, слов,
предложений
с соблюдением
гигиенических норм. Овладе- ние
разборчивым
аккуратным
письмом. Письмо под диктовку
слов и предложений, написание
которых не расходится с их
произношением.
Освоение
приемов
и последовательности

2,3,5
Гигиенические требования
к
положению тетради, ручки, к
правильной
посадке.
Пространственная ориентация на
листе тетради. Анализ начертаний
письменных заглавных
и
строчных букв. Создание
единства звука, зрительного образа
обозна- чающей его буквы и
двигательного образа этой буквы.
Письмо
букв,
буквосочетаний,
слогов, слов с соблюдением
гигиенических
норм. Развитие мелких мышц
пальцев и свободы движения руки.
Алгоритм
списывания
с
письменного и печатного шрифта.
Письмо
под
диктовку
слов,
звуковой и буквенный состав
которых совпадает

Анализировать поэлементный состав
букв.
Различать
буквы,
имеющие
оптическое и кинетическое сходство.
Моделировать буквы из набора
элементов, из различных материалов
(проволока,
пластилин
и
др.).
Выкладывать слова из разрезной азбуки.
Анализировать
деформированные
буквы,
определять
недостающие
элементы, реконструировать буквы.
Контролировать
правильность
написания буквы, сравнивать свои
буквы с предло- женным образцом.
Записывать под диктовку слова и
предло- жения, состоящие из трехпяти слов со звуками в сильной
позиции.
Сравнивать: соотносить печатный и
пись- менный шрифт, записывать

правильного
списывания
текста.
Понимание функ- ции
небуквенных
графических
средств: пробела между словами,
знака переноса
Орфография -16ч
Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после
шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу);
• заглавная
буква в начале
предложения,
в
именах
собственных;
• перенос слов по слогам без
стечения согласных.
Знаки препинания в конце предложения
Развитие речи (10)
Понимание прочитанного текста
при самостоятельном чтении
вслух и при его прослушивании.
Составление
небольших
рассказов
повествовательного
характера по серии сюжетных
картинок,
материалам
собственных
игр,
занятий,
наблюдений.

письменными
буквами
текст,
написанный печатными буквами.

2,3,5,7
Раздельное написание слов.
Гласные после шипящих в ударных
слогах (жи-ши, ча-ща, чу-щу).
Заглавная буква в начале предложения. Заглавная буква в именах
собственных. Знаки препинания в
конце предложения.
Деление слов на слоги

Анализировать текст: находить в нем
слова с буквосочетаниями чаща, чу—
щу, жи—ши, выписывать слова с
данными буквосочетаниями.
Объяснять случаи употребления
заглавной буквы.
Оформлять
начало
и
конец
предложения.
Соблюдать пробелы между словами.
Применять изученные правила при
списывании и записи под диктовку

Составление рассказов по серии
сюжетных
картинок.
Использование прочитанных слов
для построения связного рассказа.
практическое
овладение
диалогической
формой
речи.
Работа над речевым этикетом в
ситуациях учебного и бытового
общения: приветствие, прощание,
извинение,
благодарность,
обращение с просьбой. Сочинение

Анализировать предлагаемые серии
сюжетных картин:
определять
последовательность
;устанавливать
правильную последовательность при
ее нарушении.
Сочинять
небольшие
рассказы
повествовательного и описательного
характера
Составлять рассказ по опорным
словам.

небольших
рассказов
повествовательного характера по
материалам
собственных
игр,
занятий, наблюдений.

Участвовать в учебном диалоге,
высказывать и
объяснять свою точку зрения.

Систематический курс (515ч)
Фонетика и орфоэпия - 15ч+8ч из резерва=23ч
Различение
гласных
и
согласных звуков. Нахождение в
слове ударных и безударных
гласных
звуков.
Различение
мягких и твёрдых согласных
звуков, определение парных и
непарных по твёрдости – мягкости
согласных звуков. Различение
звонких и глухих соглас- ных
звуков, определение парных и и
непар- ных по звонкости –
глухости согласных зву -ков.
Определение
качественной
характерис- тики звука: гласныйсогласный, гласный ударныйбезударный, согласный твёрдыймягкий,
парный-непарный;
согласный
твёрдый-глухой,
парный-непарный. Деление слов
на слоги. Ударение, произношение
зву- ков, согласных звуков и

Различение гласных и согласных
звуков. Нахождение в слове
ударных и безударных гласных
звуков. Различение мягких и
твёрдых
согласных
звуков,
определение парных и непарных по
твёрдости – мягкости согласных
звуков. Различение звонких и
глухих
согласных
звуков,
определение парных и
и непарных по звонкости – глухости
согласных зву -ков. Определение
качественной характерис- тики
звука: гласный-согласный, гласный
ударный-безударный,
согласный
твёрдый-мягкий, парный-непарный;
согласный твёрдый-глухой, парныйнепарный. Деление слов на слоги.
Ударение, произношение зву- ков,
согласных звуков и сочетаний
звуков в соответствии с нормами

2,3,6,7
Различать
звуки:
гласные
и
согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и
глухие.
Объяснять
(характеризовать)
особенности гласных,
согласных
звуков.
Определять
звук
по
ег
характеристике.
Сравнивать
(соотносить) звук 9выбирая из ряда
предложенных) и его качественную
характеристику.
Характеризовать ( устно) звук.
Группировать звуки по заданному
основанию.
Оценивать
правильность
предложенной характеристики звука,
находить допущенные в ней ошибки.
Наблюдать: находить ( из ряда
предложенных) слова с заданными
характеристиками

сочетаний звуков в соответствии с современного
русского
нормами современного рус- ского литературного языка. Фонетический
литературного
языка. разбор слова
Фонетический разбор слова
Графика - 19ч (5ч + 14р.ч)
Различение
звуков
и
букв.
Обозначение на письме твёрдости
и мягкости согласных звуков.
Использование
на
письме
разделительных ь и ъ.
Установление
соотношения
звукового и буквенного состава
слова в словах типа стол, конь; в
словах
с
йотированными
гласными е, ё, ю, я; в словах с
непроизносимыми согласными.
Использование
небуквенных
графических средств: пробела
между словами, знака переноса,
абзаца.
Алфавит: правильное называние
букв,
знание
их
последовательности.
Использование
алфавита
при
работе
со
словами,
справочниками, каталогами.
Лексика - 39ч (20ч + 19 р.ч)
Понимание слова как единицы

1.2.3.4.5
Различение
звуков
и
букв. Сравнивать звуковой и буквенный
Обозначение на письме твёрдости и состав слова.
мягкости
согласных
звуков.
Объяснять функции букв ь и ъ.
Использование
на
письме
Называть правильно буквы алфавита,
разделительных ь и ъ.
знать их последовательность
Установление
соотношения
звукового и буквенного состава
слова в словах типа стол, конь; в
словах с йотированными гласными
е, ё, ю, я; в словах с
непроизносимыми согласными.
Использование
небуквенных
графических
средств:
пробела
между словами, знака переноса,
абзаца.
Алфавит: правильное называние
букв,
знание
их
последовательности. Использование
алфавита при работе со словами,
справочниками, каталогами.
6.7.
Понимание слова как единицы

Ориентироваться самостоятельно в

звучания и значения. Выявление
слов, значение которых требует
уточнения.
Определения значения слова по
тексту или уточнение значения с
помощью
толкового словаря.
Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и
переносном
значении
слова.
Наблюдение об использовании в
речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика) – 27ч

звучания и значения. Выявление
слов, значение которых требует
уточнения.
Определения значения слова по
тексту или уточнение значения с
помощью
толкового
словаря.
Представление об однозначных и
многозначных словах, о прямом и
переносном
значении
слова.
Наблюдение об использовании в
речи синонимов и антонимов.

Овладение
понятием
«родственные
(однокоренные)
слова». Различение однокоренных
слов и различных форм одного и
того
же
слова
различение
однокоренных слов и синонимов.
Однокоренных слов и слов с
омонимичными
корнями.
Выделение в словах с однозначно
выделенными
морфемами
окончания, корня. Приставки,
суффикса. Различение изменяемых
и
неизменяемых
слов.
Представление
о
значении
суффиксов
и
приставок.
Обозначение однокоренных слов с
помощью суффиксов и приставок.
Разбор слова по составу.

Овладение понятием «родственные
(однокоренные) слова». Различение
однокоренных слов и различных
форм одного и того же слова
различение однокоренных слов и
синонимов. Однокоренных слов и
слов с омонимичными корнями.
Выделение в словах с однозначно
выделенными
морфемами
окончания,
корня.
Приставки,
суффикса. Различение изменяемых
и
неизменяемых
слов.
Представление
о
значении
суффиксов
и
приставок.
Обозначение однокоренных слов с
помощью суффиксов и приставок.
Разбор слова по составу.

толковом словарике учебника: находить
значение неизвестных слов, выписывать
его.
Подбирать синонимы для заполнения
пропуска в предложении, в тексте,
объяснять
целесообразность
выбранного синонима.

1.2.3.4.5.6.7
Анализировать таблицу «Правильно
изменяй формы слов», использовать ее
как алгоритм при самостоятельном
изменении слова.
Группировать слова по заданному
принципу (с общим корнем, с
одинаковыми приставками или
суффиксами).
Контролировать
правильность
объединения слов в группу (уметь
обнаруживать «лишнее» слово в ряду
предложенных: синоним в группе
родственных слов или слово с
омонимичным
корнем
в
ряду
родственных слов).
Анализировать
заданную
схему
состава слова и подбирать к ней слова.
Подбирать максимальное количество

родст- венных слов с опорой на словарь
(в процессе парной, групповой работы и
самостоятельно).
Анализировать текст с установкой на
поиск в нем родственных слов; слов с
заданными прис тавками, суффиксами.
Объяснять значение слова - давать
развернутое его толкование.
При определении состава слова
приводить доказательства (в игровых
упражнениях типа: «Докажи, что в
слове... корень...»; «Докажи, что в
слове... нет приставки...", «Докажи,
что
записанные
слова
являются
родственными»)
Морфология - 118ч
Части речи, деление частей речи
на
самостоятельные
и
служебные.
Имя существительное. Значение
и употреб- ление в речи. Умение
осознавать имена собственные.
Различение имён существительных, отвечающих на вопросы
«кто?» и «что?» Различение имён
существительных
мужского,
женского
и
среднего
рода.
Изменение сущес-твительных по
числам. Изменение существительных по падежам. Определение

1.2.3.4.5.6.7
Части речи, деление частей речи
на
самостоятельные
и
служебные.
Имя существительное. Значение и
употреб- ление в речи. Умение
осознавать имена собственные.
Различение имён существительных, отвечающих на вопросы
«кто?» и «что?» Различение имён
существительных
мужского,
женского
и
среднего
рода.
Изменение сущес-твительных по
числам.
Изменение
существительных по падежам. Определение

Классифицировать (группировать)
слова по частям речи, объяснять
основания классификации (части речи;
самостоятельные и служебные части
речи).
Выдвигать
предположения:
находить основания для классификации
имён существительных (по родам,
числам, склонениям), глаголов (по
вопросам, временам, спряжениям).
Характеризовать
признаки
изученных частей речи.
Контролировать
правильность
выполнения морфологического разбора

падежа, в котором употреблено
имя существительное. Различение
падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение
склонения имён существительных
(1,
2
и
3-е
склонение).
Морфологический разбор имён
существи-тельных.
Имя прилагательное. Значение и
употреб -ление в речи. Изменение
прилагательных по родам, числам
и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.
Морфологический разбор имён
прилагательных.
Местоимение. Общее представление о мес -тоимении. Личные местоимения, значение и
употребление в речи. Личные
местоимения 1, 2, 3-го лица
единственного и множественного
числа.
Склонение
личных
местоимений.
Глагол. Значение и употребление
в речи. Неопределённая форма
глагола. Различение глаголов,
отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение
глаголов по временам. Изменение
глаголов по лицам и числам в
настоящем и будущем времени

падежа, в котором употреблено имя
существительное.
Различение
падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение
склонения имён существительных
(1,
2
и
3-е
склонение).
Морфологический разбор имён
существи-тельных.
Имя прилагательное. Значение и
употреб -ление в речи. Изменение
прилагательных по родам, числам и
падежам, кроме прилагатель- ных
на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение.
Общее
представление о мес -тоимении. Личные
местоимения,
значение
и
употребление в речи. Личные
местоимения 1, 2, 3-го лица
единственного и множественного
числа.
Склонение
личных
местоимений.
Глагол. Значение и употребление
в речи. Неопределённая форма
глагола.
Различение
глаголов,
отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение
глаголов по временам. Изменение
глаголов по лицам и числам в
настоящем и будущем времени

(спряжение).
Способы
определения I и II спряжения
глаголов (практическое овладение).
Изменение
глаголов
прошедшего времени по р о д а м
и
числам.
Морфологический
разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее
употреби- тельными предлогами.
Функция предлогов: образование
падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие
предлогов от приставок.
Союзы и, а, но и их роль в речи.
Частица не, её значение
Синтаксис – 42ч

(спряжение). Способы определения
I и II спряжения глаголов
(практическое
овладение).
Изменение глаголов прошедшего
времени по р о д а м и числам.
Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление
в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее
употреби- тельными предлогами.
Функция предлогов: образование
падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие
предлогов от приставок.
Союзы и, а, но и их роль в речи.
Частица не, её значение

Различение
предложения,
словосочетания, слова (осознание
их
сходства
и
различия).
Различение предложений по цели
высказывания:
повествовательные,
вопросительные и побудительные; по
эмоциональной
окраске
(интонации): восклицательные и
невосклица- тельные
Нахождение главных членов
предложения: подлежащего и

Различение
предложения,
словосочетания, слова (осознание
их
сходства
и
различия).
Различение предложений по цели
высказыва- ния: повествовательные,
вопросительные и побудительные;
по
эмоциональной
окраске
(интонации): восклицательные и
невосклица- тельные
Нахождение
главных
членов
предложения:
подлежащего
и
сказуемого. Различение глав- ных и

Анализировать деформированный текст:
определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.
Классифицировать предложения по цели
высказывания,
находить
в
тексте
повествовательные/побудительные/вопроси
тельные предложения.
Распространять
предложения
по
опорным вопросам.
Задавать смысловые вопросы (от слова к
слову).
Анализировать текст, находить в тексте
предложения с однородными членами

сказуемого. Различение глав- ных
и второстепенных
членов
предложения Установление связи
(при
помощи
смысловых
вопросов) между словами в
словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное
составле- ние предложений с
однородными членами без союзов
и
с
союзами
и,
а,
но.
Использование
интонации
перечисления в предложениях с
однородными членами.
Различение простых и сложных
предложе- ний
Орфография и пунктуация- 163ч

второстепенных
членов
предложения Установление связи
(при помощи смысловых вопросов)
между словами в словосочетании и
предложении.
Нахождение и самостоятельное
составле- ние предложений с
однородными членами без союзов и
с союзами и, а, но. Использование
интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных
предложе- ний

Формирование орфографической
зоркости. Разные способы выбора
написания в зависи- мости от
места орфограммы в слове.
Использование
орфографического словаря.
Применение
правил
правописания:
• сочетания жи—ши, ча - ща,
чу—щу;
• сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
• прописная буква в начале
предложения, в именах собст-

Формирование орфографической
зоркости. Разные способы выбора
написания в зависи- мости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение
правил
правописания:
• сочетания жи—ши, ча - ща, чу—
щу;
• сочетания чк—чн, чт, щн;
перенос слов;
• прописная буква в начале
предложения, в именах собственных;

1.2.3.4.5.6.7
Обосновывать
написание
слов
(«Докажи, что в слове гора пишется
буква о»).
Прогнозировать
наличие
определённых орфограмм.
Контролировать
правильность
написания: письмо со знаками вопросов
на месте сомне- ния. Составлять словарик слов, в которых были допущены
ошибки.
Моделировать в ходе коллективной
работы
алгоритмы
применения
орфографических правил.
Группировать слова по месту и типу

венных;
•
проверяемые
безударные
гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие
согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и
согласные в корне слова (на
ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительный ь и ь;
• мягкий знак после шипящих на
конце имён существительных
(ночь, рожь, мышь);
•
безударные падежные окончания имён существительных
(кроме существительных на -мя, ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные окончания имён
прилагатель- ных;
• раздельное написание предлогов
с личными местоимениями;
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на
конце
глаголов
2-го
лица
единственного числа (пишешь,
учишь);
• мягкий знак в глаголах в
сочетании -ться;

• проверяемые безударные гласные
в корне слова;
• парные звонкие и глухие
согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
•
непроверяемые
гласные
и
согласные в корне слова (на
ограниченном перечне слов);
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительный ь и ь;
• мягкий знак после шипящих на
конце имён существительных (ночь,
рожь, мышь);
• безударные падежные окончания
имён
существительных
(кроме
существительных на -мя, -ий, -ья, ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные окончания имён
прилагатель- ных;
• раздельное написание предлогов с
личными местоимениями;
• не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на
конце
глаголов
2-го
лица
единственного числа (пишешь,
учишь);
• мягкий знак в глаголах в
сочетании -ться;
• безударные личные окончания
глаголов;

орфограммы.
Объяснять
написание
слов,
используя орфографический словарик
учебника.
Анализировать текст с точки зрения
наличия в нём слов с определённой
орфограм- мой.
Контролировать
правильность
записи текста, находить неправильно
записанные слова и исправлять ошибки.
Обосновывать написание слов с
непроверя- емыми орфограммами с
помощью
различных
опор
при
запоминании слов.
Моделировать
предложения,
включая в них слова с непроверяемыми
орфограммами.
Объяснять написание слов в ходе
предвари- тельного анализа текста
диктанта.
Оценивать собственный диктант,
анализиро- вать допущенные ошибки

• безударные личные окончания
глаголов;
раздельное написание предлогов с
другими словами;
• знаки препинания в конце
предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в
предложениях с однородными
членами
Развитие речи – 84ч
Осознание ситуации общения:
где, с кем и с какой целью
происходит общение.
Практическое
овладение
диалогической
формой
речи.
Выражение собственного мнения,
его аргументация. Овладение
основ- ными умениями ведения
разговора (начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь
внимание и т. п.). Овладение
нормами речевого этикета в
ситуациях учебного и бытового
общения (приветствие, прощание,
извинение,
благодарность,
обращение
с
просьбой).
Особенности
речевого этикета в условиях
общения с людьми, плохо владею-

раздельное написание предлогов с
другими словами;
• знаки препинания в конце
предложения:
точка,
вопросительный и восклицательный знаки;
• знаки препинания (запятая) в
предложениях
с
однородными
членами

1.2.3.4.5.6.7
Осознание ситуации общения:
где, с кем и с какой целью
происходит общение.
Практическое
овладение
диалогической
формой
речи.
Выражение собственного мнения,
его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора
(начать, поддержать,
закончить
разговор, привлечь внимание и т.
п.). Овладение нормами речевого
этикета в ситуациях учебного и
бытового общения (приветствие,
прощание,
извинение,
благодарность, обращение
с просьбой). Особенности речевого
этикета в условиях общения с
людьми, плохо владею- щими
русским языком.

Анализировать
уместность
использования средств устного общения
в разных речевых ситуациях: во время
монолога и диалога, накапливать
опыт
собственного
использования речевых средств.
Оценивать правильность выбора
языковых и неязыковых средств устного
общения на уроке.
Использовать
нормы
речевого
этикета в повседневной жизни.
Моделировать правила участия в
диалоге, полилоге (умение слышать,
точно реагиро- вать на реплики,
поддерживать разговор).
Анализировать
успешность
участия
в
диалоге.
Выражать
собственное мнение, аргументировать
его с учётом ситуации общения (умения

щими русским языком.
Практическое
овладение
устными
моноло- гическими
высказываниями на определённую тему с использованием
разных типов речи ( описание,
повествование, рассужде-ние).
Текст.
Признаки
текста.
Смысловое единство предложений
в тексте. Заглавие текста.
Последовательность
предложений в тексте.
Последовательность
частей
текста (абзацев).
Комплексная
работа
над
структурой
текста:
озаглавливание, корректирование
порядка предложений и частей
текста (абзацев).
План текста. Составление планов
к задан- ным текстам. Создание
собственных
текстов
по
предложенным планам.
Типы
текстов:
описание,
повествование, рассуждение, их
особенности.
Знакомство с жанрами письма и
поздравления.
Создание собственных текстов и
корректирование
заданных
текстов с учётом точности,

Практическое овладение устными
монологическими
высказываниями
на определённую тему с использованием разных
типов
речи
(
описание,
повествование, рассужде-ние).
Текст.
Признаки
текста.
Смысловое единство предложений
в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений
в тексте.
Последовательность
частей
текста (абзацев).
Комплексная
работа
над
структурой текста: озаглавливание,
корректирование
порядка
предложений и частей текста
(абзацев).
План текста. Составление планов
к задан- ным текстам. Создание
собственных
текстов
по
предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование,
рассуждение,
их
особенности.
Знакомство с жанрами письма и
поздравления.
Создание собственных текстов и
корректирование заданных текстов
с учётом точности, правильности,
богатства и выразительности

слышать, точно реагировать на реплики,
поддерживать разговор), в том числе
при общении с носителями нерусского
языка.
Соотносить тексты и заголовки,
выбирая
наиболее
подходящий
заголовок из ряда предложенных.
Воспроизводить текст в соответствии
с заданием: подробно, выборочно.
Анализировать и корректировать
тексты с нарушенным порядком
предложений, нахо -дить в тексте
смысловые пропуски.
Составлять план текста.
Сочинять письма, поздравительные
открыт- ки.
Оценивать
текст,
находить
в
тексте смысловые ошибки смысловые
пропуски.

правильности, богатства и выразительности
письменной
речи;
использование
в
текстах
синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами
изложений и сочинений( без
заучивания
определений):
изложения
подробные
и
выборочные,
изложения
с
элементами
сочинения;
сочинения-повествования,
сочинения-описания,
сочинениярассуждения.

письменной речи; использование в
текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами
изложений и сочинений( без
заучивания
определений):
изложения
подробные
и
выборочные,
изложения
с
элементами сочинения; сочиненияповествования,
сочиненияописания, сочинения-рассуждения.

СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания кафедры учителей
начальных классов МБОУ СОШ №18 п.Парковый
от 30.08.2021 протокол №1
руководитель кафедры ______О.А. Черницына

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
________Н.Г. Клименко


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».