МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО
УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового
от «30» августа 2022 года протокол №1
Председатель
________ Г.П.Власова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кубановедению
Уровень образования: основное общее образование, класс 5
Количество часов: 170 (1 час в неделю)
Учитель – разработчик:
Захарова Людмила Алексеевна, учитель
кубановедения
Программа разработана:
в соответствии с требованиями обновленного Федерального
государственного стандарта основного общего образования;
с учетом примерной программы по истории;
с учетом авторской программы курса «Кубановедение» под редакцией
А.А. Зайцева и др. /ОИПЦ «Перспективы образования»;
с учетом тематического раздела «Духовные истоки Кубани» (письмо
министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского
края от 07.03.2017 г. № 47-3870/17-11 «О преподавании раздела "Духовные
истоки Кубани" учебного предмета "Кубановедение"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ»
Рабочая программа составлена на основе программы «Кубановедение» для 5-9
классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края под редакцией А. А.
Зайцева, переработана и дополнена с учетом требований ФГОС И.В.Антиповой и А.Н.
Верич, И. В. Ивко. Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2020г.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель курса кубановедения: систематизация знаний о Кубани, накопленных в
различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского
социума и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной
части Российского государства.
Задачи курса кубановедения:
• комплексное изучение своей малой родины в о бщероссийском контексте,
соответствующее современному уровню знаний;
• воспитание патриотизма, гражданственности;
• формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной,
политической и экологической культуры;
• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями
различных этнических, религиозных и социальных групп, развитие познавательного
интереса;
• социализация школьников в современной социокультурной среде и регионе; •
приобщение молодёжи к сохранению национальных культур и традиций в условиях
многонационального государства и региона.
МЕСТО
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«КУБАНОВЕДЕНИЕ»
В
УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
и методическими рекомендациями для образовательных
организаций Краснодарского края «О преподавании учебного предмета «Кубановедение»
в 2022-2023 учебном году общее количество времени составляет 34 часа: 30 часов –
основная программа и 4 часа тематический раздел «Духовные истоки Кубани». Система
оценивания знаний в период изучения раздела «Духовные истоки Кубани»–
«безоценочная».
В соответствии с учебным планом
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс – 34 (30+4)часа
Введение - 1 час
Что и как изучает предмет «Кубановедение». Историческая память народа.
Историческая карта Кубани. Человек в истории.
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века - 5 часов
Тема 1. Древние собиратели и охотники
Каменный век на Кубани, его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит.
Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида.
Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита. Человеческое
стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).
Стоянки среднего палеолита. Изменения в общественной (элементы родового
строя) и хозяйственной (добывание огня) жизни. Искусственные жилища (землянки,
шалаши).
Работа с текстом «Удачный день».
Тема 2. Появление человека современного облика «Человек разумный» в позднем
палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной век»: комбинированные орудия труда,
техника шлифования. Памятники позднего палеолита. Мезолит. Изобретение первых
«механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной.
Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники.
Работа с текстом «Охота на мамонта».
Тема3. Земледельцы и скотоводы
«Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство,
ремёсла. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Энеолит
(медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани и
Адыгеи. Майкопская культура.
Работа с текстом «Весенний праздник».
Раздел II. Земледельцы Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы - 5 ч.
Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры
Кубань в эпоху бронзы. Особенности производства бронзы на Северном Кавказе.
Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена.
Археологические
культуры.
Майкопская
культура,
Майкопский
и
Новосвободненские курганы. Поселение Мешоко (пос. Каменномостский). Ямная
культура (правобережье Кубани). Особенности погребального обряда. Основные занятия
племён ямной культуры
Тема 5. Дольменная культура
Дольмены и их типы (плиточные, составные, корытообразные, монолиты). Легенды
о происхождении дольменов. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и на
Черноморском побережье: ст. Даховская и Новосвободная (Майкопский район, Адыгея),
ст. Баговская (Мостовский район); пос. Каменномостский (Майкопский район, Адыгея);
окрестности Геленджика и Сочи. Образ жизни, занятия представителей племён
дольменной культуры.
Работа с текстом «Каменное святилище».
Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры
Северокавказские племена на территории Кубани. Памятники Северокавказской
рхеологической культуры: окрестности аулов Уляп (Красногвардейский район, Адыгея),
Хатажукай (Шовгеновский район, Адыгея); ст. Казанской Кавказского района и др. Образ
жизни, хозяйственная деятельность. Общественный строй.
Катакомбная культура. Особенности погребального обряда. Памятники племён
катакомбной культуры.
Срубная культура. Погребальный ритуал. Памятники срубной культуры на
территории Кубани.
Работа с текстом «Тайны Литейщика».
Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке 8 часов.
Темы 7. Кочевники кубанских степей
Кубань в раннем железном веке. Орудия труда, хозяйственная деятельность и образ
жизни людей. Сыродутный способ получения железа. Технический переворот, вызванный
распространением железа. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла от
земледелия.
Кочевые племена кубанских степей. Киммерийцы. Территория расселения,
особенности быта и занятия.
Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни, обычаи. Общественный строй.
Вооружение. Звериный стиль в искусстве скифов. Скифская военная история.
Погребальный ритуал. Курганы. Усыпальницы воинов и вождей. Взаимоотношения
скифов с другими племенами, населявшими территорию Кубани. Памятники скифской
культуры: Костромской (Мостовский район), Келермесский и Ульский (Республика
Адыгея) курганы.
Сарматы. Особенности быта, образ жизни, погребальный обряд. Памятники
сарматской культуры: курганы ст. Динской, Раздольнои, х. Бойкопонура и др.
Сираки. Территория расселения.
Античные авторы о кочевниках: Геродот, Страбон, Овидии и др.
Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».
Тема 8. Меоты - земледельческие племена Северо-Западного Кавказа
Племена меотов на Кубани. Территория проживания меотов. «Меотида - мать
Понта». Племенной состав меотских племён. Памятники меотской культуры. Занятия и
общественный строй.
Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».
Тема 9. Мифология. Искусство и быт кочевого и оседлого населения
Прикубанья
Материальная культура народов Прикубанья. Оружие, одежда, предметы быта,
украшения, найденные в скифских курганах. «История» Геродота. Легенды о
происхождении скифов. Верования скифов. Скифские божества. Обряды. Культ предков.
Культ плодородия.
Работа с текстом «Бычья шкура».
Раздел IV. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей - 10 ч.
Тема 10.Начало древнегреческой цивилизации
Великая греческая цивилизация. Причины переселения древних греков на северное
и восточное побережье Черного моря. Основание колоний. Греки и местное население.
Темы 11. Античная мифология и Причерноморье. Миф о путешествии
аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера. Мифы об Ахилле. Миф об
Ифигении. Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках.
Миф о Прометее. Тема 12. Союз греческих
городов-полисов.
Повседневная жизнь. Земледелие. Огородничество. Садоводство. Ремесло.
Мастерские по изготовлению керамики. Торговля: торговые партнёры, предметы вывоза и
ввоза.
Работа с текстом «Микка - дочь Стратоника».
Работа с текстом «Битва на реке Фат».
Тема 13. Культура и быт греческих городов-колоний и Боспора римского
времени.
Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в Северном
Причерноморье. Морские поргы. Рынки. Строительство крепостных сооружений. Полис и
его структура. Повседневная жизнь. Дворцы и жилища простых граждан. Одежда.
Ювелирные украшения. Микротехника. Домашняя утварь. Терракотовые статуэтки.
Традиционная пища.
Верования. Языческий пантеон. Святилища и храмы. Культовая скульптура. Жрецы
и жрицы. Празднества. Погребальный обряд. Школа. Философия (Дифил, Смикр, Сфер).
Исторические хроники. Театр. Пьесы: «Скифы» Софокла; «Ифигения в Тавриде»
Эврипида. Спортивные состязания.
Влияние культуры Рима. Шедевры античного искусства, найденные археологами на
территории Кубани. Богатство и художественная ценность археологических находок на
территории Северного Причерноморья. Взаимодействие античной и местной (варварской)
скифско-сарматской традиций.
Архитектура. Новые типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые
технологии: известковый раствор, обожжённый кирпич.
Скульптура. Демократизация персонажей. Скульптурные портреты правителей.
Статуя Неокла (Горгиппия).
Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые сюжеты.
Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла.
Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки.
На пути к христианству. Тайные общины первых христиан. Апостол Андрей
Первозванный. Боспорская и Зихская епархии. Базилики.
Работа с текстом «Тиргатао - царица синдов».
Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 час.
Появление первобытных людей на территории Кубани. Древний период в истории
Кубани. Основные изменения в производственной деятельности и общественной жизни
населения региона в период между древностью и Средневековьем.
Вклад археологов, проводивших раскопки на Кубани, в развитие отечественной и
мировой науки: Е.Д. Фелицын, Н.И. Веселовский, Н. В. Анфимов, В. Е. Щелинский, И. И.
Марченко, В. И. Марковин, Н. Е. Берлизов.
Раздел V. Духовные истоки Кубани – 4 часа
Тема 14. Нравственные принципы христианства в притчах и легендах
Нравственные основы христианства. Значение воскресного дня. Притчи и легенды
– источник мудрости и знаний. Нравственные принципы в афоризмах, притчах, баснях,
сказках, легендах, пословицах. Духовная мудрость в притчах «О сеятеле», «О
милосердном самаритянине», «О блудном сыне» и др.
Тема 15. Появление первых христиан на территории нашего края. Первые
христианские храмы
Христианские храмы как очаги культуры. Храмы, их назначение, типы храмов,
памятники раннехристианского зодчества. Стенопись: первые изображения Богоматери Оранта. Археологические находки, связанные с христианством. Ильичевское городище.
Тема 16. Истоки христианства на Северном Кавказе.
Северный Кавказ — одна из древнейших колыбелей христианства в России. Роль
Византии в распространении христианства на Северо-Западном Кавказе. Христианство на
Северном Кавказе по письменным источникам.
Тема 17. Духовные подвижники. Святые апостолы Андрей Первозванный,
Симон Кананит.
Жития святых. Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит проповедники христианства и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Кубановедение" в 5 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:
1.
Гражданского воспитания:
• Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного ношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
• Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
2. Патриотического воспитания и
формирования
российской идентичности:
• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего к основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед диной.
3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских
традиционных ценностей:
• Формирование целостного мировоззрения, соответствующего coвременному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического
воспитания):
• Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
5. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного
познания):
• Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт ;
соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе творческой,
исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и
эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для
выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;
сформированность навыков рефлексии.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения: •
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах.
• Формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками
саморазвития и самообразования.
• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
8. Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
6. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, умозаключения и делать выводы.
7. Смысловое чтение.
8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками.
9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение целостными представлениями о природных особенностях
своего региона и его историческом пути.
2. Систематизация знаний о природе, истории особенностях развития
хозяйства кубанского региона и культуры народов, проживающих на его
территории.
3. Чтение исторических и географических карт Краснодарского края с
опорой на легенду.
4. Определение и объяснение своего отношения к наиболее значительным
событиям и личностям в истории Кубани.
5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности курсе
«Кубановедение».
6. Выполнение
информационно-творческих
проектов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета знать/понимать
-географическое положение кубанского региона;
-рельеф территории и природно-ресурсный потенциал;
-климатические условия Кубани и внутренние воды;
-типы почв Краснодарского края и каково их хозяйственное использование;
-растительный и животный мир Кубани и своей местности;
-редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края.
-природные и природно-хозяйственные комплексы на территории Кубани;
-экологические проблемы и пути их разрешения;
-особенности населения и хозяйственного развития региона;
-основные этапы и ключевые события истории Кубани в контексте российской
истории;
-открытия кубанских учёных и их вклад в сокровищницу отечественной и мировой
науки;
-значение диалектных слов в произведениях кубанского фольклора;
-выдающихся представителей художественной культуры Кубани прошлого и
настоящего (художников, архитекторов, скульпторов, мастеров ДПИ);
-особенности
декоративно-прикладного искусства
местных
этнических общностей; уметь
-показывать на карте основные географические объекты края;
-характеризовать наиболее известные природные объекты, памятники истории и
культуры своей местности;
-объяснять последствия влияния человека на природные компоненты;
-описывать внешний вид представителей живого мира Кубани;
-находить необходимую информацию по кубановедению в разных источниках
краеведческой литературы: материалах местных СМИ, Интернета;
-систематизировать разнообразную информацию о Краснодарском крае на основе
собственных представлений об основных закономерностях развития общества;
-показывать на исторической карте территорию Кубани и различные
исторические эпохи, и периоды, расселение народов, основные населенные пункты,
места важнейших исторических событий;
-излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению,
участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие
работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-определения опасных для человека растений, грибов и животных, встречающихся
в своей местности;
-понимания роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов
Краснодарского края;
-познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества
и пространства;
-понимания причин и значимости происходящих событий и явлений, и определения
собственного отношения к ним;
-объяснения обычаев и традиций, распространённых на Кубани;
-сохранения и дальнейшего развития культурных традиций своего народа;
-высказывания собственных суждений о культурно-историческом наследии
народов многонациональной Кубани;
-адекватной оценки собственных способностей и возможностей их применения в
будущем.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
Наименование
разделов
и
тем
программы
ВВЕДЕНИЕ
Виды
Количество часов
Дата
всего контрольные практические изучения деятельности
работы
работы
1.1 Что и как изучает 1
предмет
«Кубановедение».
0
0
Виды,
Электронные (цифровые)
формы
образовательные ресурсы
контроля
Объяснять
Устный
специфику
опрос
предмета
«Кубановедение».
Самостоятельно
находить на карте
России
Краснодарский
край и
Республику
Адыгея.
www.admkrai.kuban.ru
-www.yuga.ru
www.krasnodar.intergrad.ru
Устный
Раскрывать
значение понятий опрос
культурный слой,
питекантроп,
первобытное
человеческое
стадо,
присваивающее
хозяйство,
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
Итого
1
2. РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В ЭПОХУ КАМЕННОГО ВЕКА
2.1
Древние
собиратели и
охотники.
2
0
0
палеолит,
мезолит, неолит,
энеолит.
2.2
2.3
Итого
3.
Появление
человека
современного
облика
Земледельцы и
скотоводы.
2
0
0
1
0
0
5
0
0
Устный
Показывать на
опрос
карте Кубани
территорию
расселения первобытных людей в
позднем
палеолите.
Рассказывать о
Устный опрос
переходе древнего
человека от
собирательства и
охоты к
мотыжному
земледелию.
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
РАЗДЕЛ II.
ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЭПОХУ БРОНЗЫ
3.1
3.2
3.3
Итого
4.
4.1
1
Майкопская и
ямная
археологические
культуры
2
Дольменная
культура
Северокавказская, 2
катакомбная и
срубная
культуры.
0
0
0
0
0
0
5
0
0
Объяснять понятие
археологическая
культура.
Рассказывать об
особенностях
производства бронзы
на
Северном Кавказе, о
первом
общественном
разделении труда.
Выделять
специфические
черты
мегалитических
памятников.
Называть и
показывать на карте
основные
мегалитические
памятники,
находящиеся на
территории Кубани
РАЗДЕЛ III.
КОЧЕВЫЕ И ОСЕДЛЫЕ ПЛЕМЕНА ПРИКУБАНЬЯ В РАННЕМ
ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ
3
0
0
Раскрывать значение
Кочевники
понятий акинак,
кубанских степей.
Устный
опрос
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
Устный
опрос
Устный
опрос
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
Устный
опрос
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
4.2
4.3
Итого
5.
5.1
5.2
5.3
5.4
Меоты земледельческие
племена
СевероЗападного
Кавказа.
Мифология.
Искусство и быт
кочевого и
оседлого
населения
Прикубанья.
2
0
0
3
0
0
8
0
0
звериный стиль,
плацдарм,
бальзамирование.
Называть дату
перехода от эпохи
бронзы к раннему
железу на территории
СевероЗападного
Кавказа. Сравнивать
обряды захоронения у
скифов и сарматов.
РАЗДЕЛ IV.
ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ НА БЕРЕГАХ ЧЁРНОГО И АЗОВСКОГО
МОРЕЙ
Начало
1
0
0
Объяснять понятия
древнегреческой
аргонавты,
колонизации
лестригоны, амазонки,
миф. Рассказывать о
3
0
0
Античная
мифология и
том, как представляли
себе древние греки
Причерноморье.
Причерноморье и
3
0
0
Союз греческих
народы, его
городов – полисов.
населявшие.
4
0
0
Культура и быт
Раскрывать
греческих городов
– колоний и
Устный
опрос
Устный
опрос
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
Устный
опрос
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
Устный
опрос
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
Устный
опрос
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
Устный
опрос
Устный
опрос;
Контрольная
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
значение понятий:
работа
Боспор
Киммерийский,
архонт, готы, гунны.
Рассказывать об
образовании
Боспорского
царства, знать его
столицу.
Боспора римского
времени.
Итого
6.
6.1
6.2
6.3
11
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
0
РАЗДЕЛ V.
ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ
Нравственные
1
0
принципы
христианства в
притчах и легендах
Появление первых 1
христиан
на
территории нашего
края. Первые
христианские
храмы
Истоки
1
христианства на
Северном Кавказе.
0
0
0
0
0
Нравственные
основы
христианства.
Значение
воскресного дня.
Притчи и легенды источник мудрости
и знаний.
Христианские
храмы как очаги
культуры. Храмы,
их назначение, типы
храмов, памятники
раннехристианского
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
6.4
Духовные
подвижники.
Святые Апостолы
Андрей
Первозванный,
Симон Кананит.
Итого
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
1
0
0
Устный
зодчества.
Северный Кавказ — опрос
одна из древнейших
колыбелей
христианства в
России.
Жития святых.
Святые Апостолы
Андрей
Первозванный и
Симон Кананит проповедники
христианства и др.
4
34
0
0
0
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Что и как изучает
предмет
«Кубановедение».
2.
Древние собиратели
и охотники
Стоянки среднего
палеолита на
Кубани. Работа с
текстом «Удачный
день».
Древние люди в
позднем палеолите.
Зачатки
древнего
искусства. Работа с
текстом «Охота на
мамонта»
Земледельцы
и
скотоводы. Работа
с
текстом
«Весенний
праздник»
Майкопская и ямная
культуры.
Общественное
разделение труда на
Северном Кавказе
Дольменная
археологическая
культура.
Типы дольменов.
Работа с текстом
«Каменное
святилище»
Северокавказская и
катакомбная
археологические
культуры.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Дата
изучения
Виды,
формы
контроля
0
07.09.2022
Устный
опрос
0
0
14.09.2022
1
0
0
21.09.2022
Устный
опрос
Устный
опрос
1
0
0
28.09.2022
1
0
0
05.10.2022
1
0
0
12.10.2022
Устный
опрос
1
0
0
19.10.2022
Устный
опрос
1
0
0
26.10.2022
Устный
опрос
1
0
0
09.11.2022
Устный
опрос
1
0
0
16.11.2022
Устный
опрос
всего
1.
3.
Количество часов
контроль
ные
работы
практичес
кие работы
0
1
1
Устный
опрос
Устный
опрос
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
Племена срубной
культуры. Работа
с текстом «Тайны
Литейщика»
Кочевники
кубанских степей.
Киммерийцы
и
скифы.
1
0
0
23.11.2022
Устный
опрос
1
0
0
30.11.2022
Устный
опрос
Племена сарматов в
степях Кубани.
Античные авторы о
кочевниках.Работа с
текстом «Курган в
степи».
Меотыземледельческие
племена
СевероЗападного Кавказа
Занятия
и
общественный
строй меотов.
Работа
с
текстом
«Городок у дубовой
рощи»
Мифология скифов,
меотов, сарматов.
Верования скифов.
Обряды и культ
предков у скифов,
меотов, сарматов.
Работа с текстом
«Бычья шкура».
Материальная
культура кочевого и
оседлого населения
Прикубанья.
Звериный стиль в
искусстве.
Начало
древнегреческой
колонизации
1
0
0
07.12.2022
1
0
0
14.12.2022
Устный
опрос
Устный
опрос
1
0
0
21.12.2022
Устный
опрос
1
0
0
11.01.2023
Устный
опрос
1
0
0
18.01.2023
Устный
опрос
1
0
0
25.01.2023
Устный
опрос
1
0
0
01.02.2023
Устный
опрос
1
0
0
08.02.2023
Устный
опрос
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Миф о путешествии
аргонавтов.
Северное
Причерноморье
в поэмах Гомера
.
Мифы об Ахилле,
Ифигении, Боспоре
Киммерийском и Ио.
1
0
0
15.02.2023
Устный
опрос
1
0
0
22.02.2023
Устный
опрос
Мифы о Геракле,
Прометее и
амазонках.
Боспорское царство
1
0
0
01.03.2023
Устный
опрос
1
0
0
11.03.2023
Работа с текстом
«Битва на реке Фат»
Занятятия
жителей
колоний
1
0
0
15.03.2023
1
0
0
22.03.2023
Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос
Культура и быт
греческих
городовколоний.
Культура и быт
Боспора римского
времени.
Работа с текстом
«Тиргатао - царица
синдов»
Контрольная работа.
Кубань в древности
Нравственные
принципы
христианства в
притчах и легендах
Появление первых
христиан
на
территории нашего
края. Первые
христианские храмы
Истоки христианства
на Северном
Кавказе.
1
0
0
05.04.2023
Устный
опрос
1
0
0
12.04.2023
Устный
опрос
1
0
0
19.04.2023
Устный
опрос
1
1
0
26.04.2023
1
0
0
03.05.2023
Контрольная
работа
Устный
опрос
1
0
0
10.05.2023
Устный
опрос
1
0
0
17.05.2023
Устный
опрос
34.
Духовные
подвижники.
Святые
Апостолы
Андрей
Первозванный,
Симон Кананит.
1
0
Учитель кубановедения
0
24.05.2023
Устный
опрос
Захарова Л.А.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Учебник 5 класс «Кубановедение» Трехбратов
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Методическое пособие «Поурочное планирование уроков»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Электронный учебник, интерактивное пособие, видео фильм «История Кубани с
древнейших времен до наших дней»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
1.Интерактивная доска, мультимедийный проектор