МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО УТВЕРЖДЕНА решением педагогического совета МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового от «30» августа 2022 года протокол №1 Председатель ________ Г.П.Власова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кубановедению Уровень образования: основное общее образование, класс 5 Количество часов: 170 (1 час в неделю) Учитель – разработчик: Захарова Людмила Алексеевна, учитель кубановедения Программа разработана: в соответствии с требованиями обновленного Федерального государственного стандарта основного общего образования; с учетом примерной программы по истории; с учетом авторской программы курса «Кубановедение» под редакцией А.А. Зайцева и др. /ОИПЦ «Перспективы образования»; с учетом тематического раздела «Духовные истоки Кубани» (письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 07.03.2017 г. № 47-3870/17-11 «О преподавании раздела "Духовные истоки Кубани" учебного предмета "Кубановедение" ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» Рабочая программа составлена на основе программы «Кубановедение» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края под редакцией А. А. Зайцева, переработана и дополнена с учетом требований ФГОС И.В.Антиповой и А.Н. Верич, И. В. Ивко. Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2020г. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Цель курса кубановедения: систематизация знаний о Кубани, накопленных в различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского социума и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. Задачи курса кубановедения: • комплексное изучение своей малой родины в о бщероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний; • воспитание патриотизма, гражданственности; • формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры; • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп, развитие познавательного интереса; • социализация школьников в современной социокультурной среде и регионе; • приобщение молодёжи к сохранению национальных культур и традиций в условиях многонационального государства и региона. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ и методическими рекомендациями для образовательных организаций Краснодарского края «О преподавании учебного предмета «Кубановедение» в 2022-2023 учебном году общее количество времени составляет 34 часа: 30 часов – основная программа и 4 часа тематический раздел «Духовные истоки Кубани». Система оценивания знаний в период изучения раздела «Духовные истоки Кубани»– «безоценочная». В соответствии с учебным планом СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 5 класс – 34 (30+4)часа Введение - 1 час Что и как изучает предмет «Кубановедение». Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. Раздел I. Кубань в эпоху каменного века - 5 часов Тема 1. Древние собиратели и охотники Каменный век на Кубани, его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита. Человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты). Стоянки среднего палеолита. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной (добывание огня) жизни. Искусственные жилища (землянки, шалаши). Работа с текстом «Удачный день». Тема 2. Появление человека современного облика «Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной век»: комбинированные орудия труда, техника шлифования. Памятники позднего палеолита. Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной. Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники. Работа с текстом «Охота на мамонта». Тема3. Земледельцы и скотоводы «Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство, ремёсла. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани и Адыгеи. Майкопская культура. Работа с текстом «Весенний праздник». Раздел II. Земледельцы Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы - 5 ч. Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры Кубань в эпоху бронзы. Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена. Археологические культуры. Майкопская культура, Майкопский и Новосвободненские курганы. Поселение Мешоко (пос. Каменномостский). Ямная культура (правобережье Кубани). Особенности погребального обряда. Основные занятия племён ямной культуры Тема 5. Дольменная культура Дольмены и их типы (плиточные, составные, корытообразные, монолиты). Легенды о происхождении дольменов. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и на Черноморском побережье: ст. Даховская и Новосвободная (Майкопский район, Адыгея), ст. Баговская (Мостовский район); пос. Каменномостский (Майкопский район, Адыгея); окрестности Геленджика и Сочи. Образ жизни, занятия представителей племён дольменной культуры. Работа с текстом «Каменное святилище». Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры Северокавказские племена на территории Кубани. Памятники Северокавказской рхеологической культуры: окрестности аулов Уляп (Красногвардейский район, Адыгея), Хатажукай (Шовгеновский район, Адыгея); ст. Казанской Кавказского района и др. Образ жизни, хозяйственная деятельность. Общественный строй. Катакомбная культура. Особенности погребального обряда. Памятники племён катакомбной культуры. Срубная культура. Погребальный ритуал. Памятники срубной культуры на территории Кубани. Работа с текстом «Тайны Литейщика». Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке 8 часов. Темы 7. Кочевники кубанских степей Кубань в раннем железном веке. Орудия труда, хозяйственная деятельность и образ жизни людей. Сыродутный способ получения железа. Технический переворот, вызванный распространением железа. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла от земледелия. Кочевые племена кубанских степей. Киммерийцы. Территория расселения, особенности быта и занятия. Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни, обычаи. Общественный строй. Вооружение. Звериный стиль в искусстве скифов. Скифская военная история. Погребальный ритуал. Курганы. Усыпальницы воинов и вождей. Взаимоотношения скифов с другими племенами, населявшими территорию Кубани. Памятники скифской культуры: Костромской (Мостовский район), Келермесский и Ульский (Республика Адыгея) курганы. Сарматы. Особенности быта, образ жизни, погребальный обряд. Памятники сарматской культуры: курганы ст. Динской, Раздольнои, х. Бойкопонура и др. Сираки. Территория расселения. Античные авторы о кочевниках: Геродот, Страбон, Овидии и др. Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)». Тема 8. Меоты - земледельческие племена Северо-Западного Кавказа Племена меотов на Кубани. Территория проживания меотов. «Меотида - мать Понта». Племенной состав меотских племён. Памятники меотской культуры. Занятия и общественный строй. Работа с текстом «Городок у дубовой рощи». Тема 9. Мифология. Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья Материальная культура народов Прикубанья. Оружие, одежда, предметы быта, украшения, найденные в скифских курганах. «История» Геродота. Легенды о происхождении скифов. Верования скифов. Скифские божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия. Работа с текстом «Бычья шкура». Раздел IV. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей - 10 ч. Тема 10.Начало древнегреческой цивилизации Великая греческая цивилизация. Причины переселения древних греков на северное и восточное побережье Черного моря. Основание колоний. Греки и местное население. Темы 11. Античная мифология и Причерноморье. Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера. Мифы об Ахилле. Миф об Ифигении. Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках. Миф о Прометее. Тема 12. Союз греческих городов-полисов. Повседневная жизнь. Земледелие. Огородничество. Садоводство. Ремесло. Мастерские по изготовлению керамики. Торговля: торговые партнёры, предметы вывоза и ввоза. Работа с текстом «Микка - дочь Стратоника». Работа с текстом «Битва на реке Фат». Тема 13. Культура и быт греческих городов-колоний и Боспора римского времени. Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в Северном Причерноморье. Морские поргы. Рынки. Строительство крепостных сооружений. Полис и его структура. Повседневная жизнь. Дворцы и жилища простых граждан. Одежда. Ювелирные украшения. Микротехника. Домашняя утварь. Терракотовые статуэтки. Традиционная пища. Верования. Языческий пантеон. Святилища и храмы. Культовая скульптура. Жрецы и жрицы. Празднества. Погребальный обряд. Школа. Философия (Дифил, Смикр, Сфер). Исторические хроники. Театр. Пьесы: «Скифы» Софокла; «Ифигения в Тавриде» Эврипида. Спортивные состязания. Влияние культуры Рима. Шедевры античного искусства, найденные археологами на территории Кубани. Богатство и художественная ценность археологических находок на территории Северного Причерноморья. Взаимодействие античной и местной (варварской) скифско-сарматской традиций. Архитектура. Новые типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые технологии: известковый раствор, обожжённый кирпич. Скульптура. Демократизация персонажей. Скульптурные портреты правителей. Статуя Неокла (Горгиппия). Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые сюжеты. Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла. Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки. На пути к христианству. Тайные общины первых христиан. Апостол Андрей Первозванный. Боспорская и Зихская епархии. Базилики. Работа с текстом «Тиргатао - царица синдов». Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 час. Появление первобытных людей на территории Кубани. Древний период в истории Кубани. Основные изменения в производственной деятельности и общественной жизни населения региона в период между древностью и Средневековьем. Вклад археологов, проводивших раскопки на Кубани, в развитие отечественной и мировой науки: Е.Д. Фелицын, Н.И. Веселовский, Н. В. Анфимов, В. Е. Щелинский, И. И. Марченко, В. И. Марковин, Н. Е. Берлизов. Раздел V. Духовные истоки Кубани – 4 часа Тема 14. Нравственные принципы христианства в притчах и легендах Нравственные основы христианства. Значение воскресного дня. Притчи и легенды – источник мудрости и знаний. Нравственные принципы в афоризмах, притчах, баснях, сказках, легендах, пословицах. Духовная мудрость в притчах «О сеятеле», «О милосердном самаритянине», «О блудном сыне» и др. Тема 15. Появление первых христиан на территории нашего края. Первые христианские храмы Христианские храмы как очаги культуры. Храмы, их назначение, типы храмов, памятники раннехристианского зодчества. Стенопись: первые изображения Богоматери Оранта. Археологические находки, связанные с христианством. Ильичевское городище. Тема 16. Истоки христианства на Северном Кавказе. Северный Кавказ — одна из древнейших колыбелей христианства в России. Роль Византии в распространении христианства на Северо-Западном Кавказе. Христианство на Северном Кавказе по письменным источникам. Тема 17. Духовные подвижники. Святые апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит. Жития святых. Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит проповедники христианства и др. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета "Кубановедение" в 5 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 2. Патриотического воспитания и формирования российской идентичности: • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего к основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед диной. 3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских традиционных ценностей: • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего coвременному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 4. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспитания): • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 5. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного познания): • Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. 6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт ; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии. 7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения: • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. • Формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками саморазвития и самообразования. • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. 8. Экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 6. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. 7. Смысловое чтение. 8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. 9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. Овладение целостными представлениями о природных особенностях своего региона и его историческом пути. 2. Систематизация знаний о природе, истории особенностях развития хозяйства кубанского региона и культуры народов, проживающих на его территории. 3. Чтение исторических и географических карт Краснодарского края с опорой на легенду. 4. Определение и объяснение своего отношения к наиболее значительным событиям и личностям в истории Кубани. 5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности курсе «Кубановедение». 6. Выполнение информационно-творческих проектов. Планируемые результаты изучения учебного предмета знать/понимать -географическое положение кубанского региона; -рельеф территории и природно-ресурсный потенциал; -климатические условия Кубани и внутренние воды; -типы почв Краснодарского края и каково их хозяйственное использование; -растительный и животный мир Кубани и своей местности; -редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края. -природные и природно-хозяйственные комплексы на территории Кубани; -экологические проблемы и пути их разрешения; -особенности населения и хозяйственного развития региона; -основные этапы и ключевые события истории Кубани в контексте российской истории; -открытия кубанских учёных и их вклад в сокровищницу отечественной и мировой науки; -значение диалектных слов в произведениях кубанского фольклора; -выдающихся представителей художественной культуры Кубани прошлого и настоящего (художников, архитекторов, скульпторов, мастеров ДПИ); -особенности декоративно-прикладного искусства местных этнических общностей; уметь -показывать на карте основные географические объекты края; -характеризовать наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности; -объяснять последствия влияния человека на природные компоненты; -описывать внешний вид представителей живого мира Кубани; -находить необходимую информацию по кубановедению в разных источниках краеведческой литературы: материалах местных СМИ, Интернета; -систематизировать разнообразную информацию о Краснодарском крае на основе собственных представлений об основных закономерностях развития общества; -показывать на исторической карте территорию Кубани и различные исторические эпохи, и периоды, расселение народов, основные населенные пункты, места важнейших исторических событий; -излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению, участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -определения опасных для человека растений, грибов и животных, встречающихся в своей местности; -понимания роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов Краснодарского края; -познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества и пространства; -понимания причин и значимости происходящих событий и явлений, и определения собственного отношения к ним; -объяснения обычаев и традиций, распространённых на Кубани; -сохранения и дальнейшего развития культурных традиций своего народа; -высказывания собственных суждений о культурно-историческом наследии народов многонациональной Кубани; -адекватной оценки собственных способностей и возможностей их применения в будущем. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1. Наименование разделов и тем программы ВВЕДЕНИЕ Виды Количество часов Дата всего контрольные практические изучения деятельности работы работы 1.1 Что и как изучает 1 предмет «Кубановедение». 0 0 Виды, Электронные (цифровые) формы образовательные ресурсы контроля Объяснять Устный специфику опрос предмета «Кубановедение». Самостоятельно находить на карте России Краснодарский край и Республику Адыгея. www.admkrai.kuban.ru -www.yuga.ru www.krasnodar.intergrad.ru Устный Раскрывать значение понятий опрос культурный слой, питекантроп, первобытное человеческое стадо, присваивающее хозяйство, www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - Итого 1 2. РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В ЭПОХУ КАМЕННОГО ВЕКА 2.1 Древние собиратели и охотники. 2 0 0 палеолит, мезолит, неолит, энеолит. 2.2 2.3 Итого 3. Появление человека современного облика Земледельцы и скотоводы. 2 0 0 1 0 0 5 0 0 Устный Показывать на опрос карте Кубани территорию расселения первобытных людей в позднем палеолите. Рассказывать о Устный опрос переходе древнего человека от собирательства и охоты к мотыжному земледелию. www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - РАЗДЕЛ II. ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЭПОХУ БРОНЗЫ 3.1 3.2 3.3 Итого 4. 4.1 1 Майкопская и ямная археологические культуры 2 Дольменная культура Северокавказская, 2 катакомбная и срубная культуры. 0 0 0 0 0 0 5 0 0 Объяснять понятие археологическая культура. Рассказывать об особенностях производства бронзы на Северном Кавказе, о первом общественном разделении труда. Выделять специфические черты мегалитических памятников. Называть и показывать на карте основные мегалитические памятники, находящиеся на территории Кубани РАЗДЕЛ III. КОЧЕВЫЕ И ОСЕДЛЫЕ ПЛЕМЕНА ПРИКУБАНЬЯ В РАННЕМ ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ 3 0 0 Раскрывать значение Кочевники понятий акинак, кубанских степей. Устный опрос www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - Устный опрос Устный опрос www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - Устный опрос www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - 4.2 4.3 Итого 5. 5.1 5.2 5.3 5.4 Меоты земледельческие племена СевероЗападного Кавказа. Мифология. Искусство и быт кочевого и оседлого населения Прикубанья. 2 0 0 3 0 0 8 0 0 звериный стиль, плацдарм, бальзамирование. Называть дату перехода от эпохи бронзы к раннему железу на территории СевероЗападного Кавказа. Сравнивать обряды захоронения у скифов и сарматов. РАЗДЕЛ IV. ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ НА БЕРЕГАХ ЧЁРНОГО И АЗОВСКОГО МОРЕЙ Начало 1 0 0 Объяснять понятия древнегреческой аргонавты, колонизации лестригоны, амазонки, миф. Рассказывать о 3 0 0 Античная мифология и том, как представляли себе древние греки Причерноморье. Причерноморье и 3 0 0 Союз греческих народы, его городов – полисов. населявшие. 4 0 0 Культура и быт Раскрывать греческих городов – колоний и Устный опрос Устный опрос www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - Устный опрос www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - Устный опрос www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - Устный опрос www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - Устный опрос Устный опрос; Контрольная www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - значение понятий: работа Боспор Киммерийский, архонт, готы, гунны. Рассказывать об образовании Боспорского царства, знать его столицу. Боспора римского времени. Итого 6. 6.1 6.2 6.3 11 www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - 0 РАЗДЕЛ V. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ Нравственные 1 0 принципы христианства в притчах и легендах Появление первых 1 христиан на территории нашего края. Первые христианские храмы Истоки 1 христианства на Северном Кавказе. 0 0 0 0 0 Нравственные основы христианства. Значение воскресного дня. Притчи и легенды источник мудрости и знаний. Христианские храмы как очаги культуры. Храмы, их назначение, типы храмов, памятники раннехристианского Устный опрос Устный опрос Устный опрос www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - 6.4 Духовные подвижники. Святые Апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит. Итого ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 0 0 Устный зодчества. Северный Кавказ — опрос одна из древнейших колыбелей христианства в России. Жития святых. Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит проповедники христианства и др. 4 34 0 0 0 www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - www.arcaucasica.ru/treasure/treasure http://school40.kubannet.ru/ - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Тема урока Что и как изучает предмет «Кубановедение». 2. Древние собиратели и охотники Стоянки среднего палеолита на Кубани. Работа с текстом «Удачный день». Древние люди в позднем палеолите. Зачатки древнего искусства. Работа с текстом «Охота на мамонта» Земледельцы и скотоводы. Работа с текстом «Весенний праздник» Майкопская и ямная культуры. Общественное разделение труда на Северном Кавказе Дольменная археологическая культура. Типы дольменов. Работа с текстом «Каменное святилище» Северокавказская и катакомбная археологические культуры. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Дата изучения Виды, формы контроля 0 07.09.2022 Устный опрос 0 0 14.09.2022 1 0 0 21.09.2022 Устный опрос Устный опрос 1 0 0 28.09.2022 1 0 0 05.10.2022 1 0 0 12.10.2022 Устный опрос 1 0 0 19.10.2022 Устный опрос 1 0 0 26.10.2022 Устный опрос 1 0 0 09.11.2022 Устный опрос 1 0 0 16.11.2022 Устный опрос всего 1. 3. Количество часов контроль ные работы практичес кие работы 0 1 1 Устный опрос Устный опрос 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Племена срубной культуры. Работа с текстом «Тайны Литейщика» Кочевники кубанских степей. Киммерийцы и скифы. 1 0 0 23.11.2022 Устный опрос 1 0 0 30.11.2022 Устный опрос Племена сарматов в степях Кубани. Античные авторы о кочевниках.Работа с текстом «Курган в степи». Меотыземледельческие племена СевероЗападного Кавказа Занятия и общественный строй меотов. Работа с текстом «Городок у дубовой рощи» Мифология скифов, меотов, сарматов. Верования скифов. Обряды и культ предков у скифов, меотов, сарматов. Работа с текстом «Бычья шкура». Материальная культура кочевого и оседлого населения Прикубанья. Звериный стиль в искусстве. Начало древнегреческой колонизации 1 0 0 07.12.2022 1 0 0 14.12.2022 Устный опрос Устный опрос 1 0 0 21.12.2022 Устный опрос 1 0 0 11.01.2023 Устный опрос 1 0 0 18.01.2023 Устный опрос 1 0 0 25.01.2023 Устный опрос 1 0 0 01.02.2023 Устный опрос 1 0 0 08.02.2023 Устный опрос 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера . Мифы об Ахилле, Ифигении, Боспоре Киммерийском и Ио. 1 0 0 15.02.2023 Устный опрос 1 0 0 22.02.2023 Устный опрос Мифы о Геракле, Прометее и амазонках. Боспорское царство 1 0 0 01.03.2023 Устный опрос 1 0 0 11.03.2023 Работа с текстом «Битва на реке Фат» Занятятия жителей колоний 1 0 0 15.03.2023 1 0 0 22.03.2023 Устный опрос Устный опрос Устный опрос Культура и быт греческих городовколоний. Культура и быт Боспора римского времени. Работа с текстом «Тиргатао - царица синдов» Контрольная работа. Кубань в древности Нравственные принципы христианства в притчах и легендах Появление первых христиан на территории нашего края. Первые христианские храмы Истоки христианства на Северном Кавказе. 1 0 0 05.04.2023 Устный опрос 1 0 0 12.04.2023 Устный опрос 1 0 0 19.04.2023 Устный опрос 1 1 0 26.04.2023 1 0 0 03.05.2023 Контрольная работа Устный опрос 1 0 0 10.05.2023 Устный опрос 1 0 0 17.05.2023 Устный опрос 34. Духовные подвижники. Святые Апостолы Андрей Первозванный, Симон Кананит. 1 0 Учитель кубановедения 0 24.05.2023 Устный опрос Захарова Л.А. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Учебник 5 класс «Кубановедение» Трехбратов МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Методическое пособие «Поурочное планирование уроков» ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Электронный учебник, интерактивное пособие, видео фильм «История Кубани с древнейших времен до наших дней» МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 1.Интерактивная доска, мультимедийный проектор