РП кубановедение 5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО

УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового
от «30» августа 2022 года протокол №1
Председатель

________ Г.П.Власова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по кубановедению
Уровень образования: основное общее образование, класс 5
Количество часов: 170 (1 час в неделю)
Учитель – разработчик:
Захарова Людмила Алексеевна, учитель
кубановедения
Программа разработана:
в соответствии с требованиями обновленного Федерального
государственного стандарта основного общего образования;
с учетом примерной программы по истории;
с учетом авторской программы курса «Кубановедение» под редакцией
А.А. Зайцева и др. /ОИПЦ «Перспективы образования»;
с учетом тематического раздела «Духовные истоки Кубани» (письмо
министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского
края от 07.03.2017 г. № 47-3870/17-11 «О преподавании раздела "Духовные
истоки Кубани" учебного предмета "Кубановедение"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ»

Рабочая программа составлена на основе программы «Кубановедение» для 5-9
классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края под редакцией А. А.
Зайцева, переработана и дополнена с учетом требований ФГОС И.В.Антиповой и А.Н.
Верич, И. В. Ивко. Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования», 2020г.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цель курса кубановедения: систематизация знаний о Кубани, накопленных в
различных предметных областях, выявление общего и особенного в развитии российского
социума и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной
части Российского государства.
Задачи курса кубановедения:
• комплексное изучение своей малой родины в о бщероссийском контексте,
соответствующее современному уровню знаний;
• воспитание патриотизма, гражданственности;
• формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной,
политической и экологической культуры;
• содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями
различных этнических, религиозных и социальных групп, развитие познавательного
интереса;
• социализация школьников в современной социокультурной среде и регионе; •
приобщение молодёжи к сохранению национальных культур и традиций в условиях
многонационального государства и региона.
МЕСТО

УЧЕБНОГО

ПРЕДМЕТА

«КУБАНОВЕДЕНИЕ»

В

УЧЕБНОМ

ПЛАНЕ

и методическими рекомендациями для образовательных
организаций Краснодарского края «О преподавании учебного предмета «Кубановедение»
в 2022-2023 учебном году общее количество времени составляет 34 часа: 30 часов –
основная программа и 4 часа тематический раздел «Духовные истоки Кубани». Система
оценивания знаний в период изучения раздела «Духовные истоки Кубани»–
«безоценочная».
В соответствии с учебным планом

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс – 34 (30+4)часа
Введение - 1 час
Что и как изучает предмет «Кубановедение». Историческая память народа.
Историческая карта Кубани. Человек в истории.
Раздел I. Кубань в эпоху каменного века - 5 часов
Тема 1. Древние собиратели и охотники

Каменный век на Кубани, его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит.
Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида.
Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита. Человеческое
стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).
Стоянки среднего палеолита. Изменения в общественной (элементы родового
строя) и хозяйственной (добывание огня) жизни. Искусственные жилища (землянки,
шалаши).
Работа с текстом «Удачный день».
Тема 2. Появление человека современного облика «Человек разумный» в позднем
палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной век»: комбинированные орудия труда,
техника шлифования. Памятники позднего палеолита. Мезолит. Изобретение первых
«механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной.
Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники.
Работа с текстом «Охота на мамонта».
Тема3. Земледельцы и скотоводы
«Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство,
ремёсла. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Энеолит
(медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани и
Адыгеи. Майкопская культура.
Работа с текстом «Весенний праздник».
Раздел II. Земледельцы Северо-Западного Кавказа в эпоху бронзы - 5 ч.
Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры
Кубань в эпоху бронзы. Особенности производства бронзы на Северном Кавказе.
Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена.
Археологические
культуры.
Майкопская
культура,
Майкопский
и
Новосвободненские курганы. Поселение Мешоко (пос. Каменномостский). Ямная
культура (правобережье Кубани). Особенности погребального обряда. Основные занятия
племён ямной культуры
Тема 5. Дольменная культура
Дольмены и их типы (плиточные, составные, корытообразные, монолиты). Легенды
о происхождении дольменов. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и на
Черноморском побережье: ст. Даховская и Новосвободная (Майкопский район, Адыгея),
ст. Баговская (Мостовский район); пос. Каменномостский (Майкопский район, Адыгея);
окрестности Геленджика и Сочи. Образ жизни, занятия представителей племён
дольменной культуры.
Работа с текстом «Каменное святилище».
Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры
Северокавказские племена на территории Кубани. Памятники Северокавказской
рхеологической культуры: окрестности аулов Уляп (Красногвардейский район, Адыгея),
Хатажукай (Шовгеновский район, Адыгея); ст. Казанской Кавказского района и др. Образ
жизни, хозяйственная деятельность. Общественный строй.
Катакомбная культура. Особенности погребального обряда. Памятники племён
катакомбной культуры.
Срубная культура. Погребальный ритуал. Памятники срубной культуры на
территории Кубани.
Работа с текстом «Тайны Литейщика».

Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке 8 часов.
Темы 7. Кочевники кубанских степей
Кубань в раннем железном веке. Орудия труда, хозяйственная деятельность и образ
жизни людей. Сыродутный способ получения железа. Технический переворот, вызванный
распространением железа. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла от
земледелия.
Кочевые племена кубанских степей. Киммерийцы. Территория расселения,
особенности быта и занятия.
Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни, обычаи. Общественный строй.
Вооружение. Звериный стиль в искусстве скифов. Скифская военная история.
Погребальный ритуал. Курганы. Усыпальницы воинов и вождей. Взаимоотношения
скифов с другими племенами, населявшими территорию Кубани. Памятники скифской
культуры: Костромской (Мостовский район), Келермесский и Ульский (Республика
Адыгея) курганы.
Сарматы. Особенности быта, образ жизни, погребальный обряд. Памятники
сарматской культуры: курганы ст. Динской, Раздольнои, х. Бойкопонура и др.
Сираки. Территория расселения.
Античные авторы о кочевниках: Геродот, Страбон, Овидии и др.
Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».
Тема 8. Меоты - земледельческие племена Северо-Западного Кавказа
Племена меотов на Кубани. Территория проживания меотов. «Меотида - мать
Понта». Племенной состав меотских племён. Памятники меотской культуры. Занятия и
общественный строй.
Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».
Тема 9. Мифология. Искусство и быт кочевого и оседлого населения
Прикубанья
Материальная культура народов Прикубанья. Оружие, одежда, предметы быта,
украшения, найденные в скифских курганах. «История» Геродота. Легенды о
происхождении скифов. Верования скифов. Скифские божества. Обряды. Культ предков.
Культ плодородия.
Работа с текстом «Бычья шкура».
Раздел IV. Греческие колонии на берегах Черного и Азовского морей - 10 ч.
Тема 10.Начало древнегреческой цивилизации
Великая греческая цивилизация. Причины переселения древних греков на северное
и восточное побережье Черного моря. Основание колоний. Греки и местное население.
Темы 11. Античная мифология и Причерноморье. Миф о путешествии
аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера. Мифы об Ахилле. Миф об
Ифигении. Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках.
Миф о Прометее. Тема 12. Союз греческих
городов-полисов.
Повседневная жизнь. Земледелие. Огородничество. Садоводство. Ремесло.
Мастерские по изготовлению керамики. Торговля: торговые партнёры, предметы вывоза и
ввоза.
Работа с текстом «Микка - дочь Стратоника».
Работа с текстом «Битва на реке Фат».

Тема 13. Культура и быт греческих городов-колоний и Боспора римского
времени.
Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в Северном
Причерноморье. Морские поргы. Рынки. Строительство крепостных сооружений. Полис и
его структура. Повседневная жизнь. Дворцы и жилища простых граждан. Одежда.
Ювелирные украшения. Микротехника. Домашняя утварь. Терракотовые статуэтки.
Традиционная пища.
Верования. Языческий пантеон. Святилища и храмы. Культовая скульптура. Жрецы
и жрицы. Празднества. Погребальный обряд. Школа. Философия (Дифил, Смикр, Сфер).
Исторические хроники. Театр. Пьесы: «Скифы» Софокла; «Ифигения в Тавриде»
Эврипида. Спортивные состязания.
Влияние культуры Рима. Шедевры античного искусства, найденные археологами на
территории Кубани. Богатство и художественная ценность археологических находок на
территории Северного Причерноморья. Взаимодействие античной и местной (варварской)
скифско-сарматской традиций.
Архитектура. Новые типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые
технологии: известковый раствор, обожжённый кирпич.
Скульптура. Демократизация персонажей. Скульптурные портреты правителей.
Статуя Неокла (Горгиппия).
Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые сюжеты.
Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла.
Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки.
На пути к христианству. Тайные общины первых христиан. Апостол Андрей
Первозванный. Боспорская и Зихская епархии. Базилики.
Работа с текстом «Тиргатао - царица синдов».
Итоговое повторение и проектная деятельность – 1 час.
Появление первобытных людей на территории Кубани. Древний период в истории
Кубани. Основные изменения в производственной деятельности и общественной жизни
населения региона в период между древностью и Средневековьем.
Вклад археологов, проводивших раскопки на Кубани, в развитие отечественной и
мировой науки: Е.Д. Фелицын, Н.И. Веселовский, Н. В. Анфимов, В. Е. Щелинский, И. И.
Марченко, В. И. Марковин, Н. Е. Берлизов.
Раздел V. Духовные истоки Кубани – 4 часа
Тема 14. Нравственные принципы христианства в притчах и легендах
Нравственные основы христианства. Значение воскресного дня. Притчи и легенды
– источник мудрости и знаний. Нравственные принципы в афоризмах, притчах, баснях,
сказках, легендах, пословицах. Духовная мудрость в притчах «О сеятеле», «О
милосердном самаритянине», «О блудном сыне» и др.
Тема 15. Появление первых христиан на территории нашего края. Первые
христианские храмы
Христианские храмы как очаги культуры. Храмы, их назначение, типы храмов,
памятники раннехристианского зодчества. Стенопись: первые изображения Богоматери Оранта. Археологические находки, связанные с христианством. Ильичевское городище.
Тема 16. Истоки христианства на Северном Кавказе.

Северный Кавказ — одна из древнейших колыбелей христианства в России. Роль
Византии в распространении христианства на Северо-Западном Кавказе. Христианство на
Северном Кавказе по письменным источникам.
Тема 17. Духовные подвижники. Святые апостолы Андрей Первозванный,
Симон Кананит.
Жития святых. Святые Апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит проповедники христианства и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение предмета "Кубановедение" в 5 классе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части:
1.
Гражданского воспитания:
• Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного ношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания.
• Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
2. Патриотического воспитания и
формирования
российской идентичности:
• Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего к основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед диной.
3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских
традиционных ценностей:
• Формирование целостного мировоззрения, соответствующего coвременному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического
воспитания):
• Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
5. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного
познания):

• Развитие морального сознания, повышение уровня компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт ;
соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в процессе творческой,
исследовательской деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и
эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для
выражения своего состояния, в том числе в процессе повседневного общения;
сформированность навыков рефлексии.
7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения: •
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах.
• Формирование ответственного отношения к учению, овладение навыками
саморазвития и самообразования.
• Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми.
8. Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, навыками принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
6. Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, умозаключения и делать выводы.
7. Смысловое чтение.
8. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками.

9. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение целостными представлениями о природных особенностях
своего региона и его историческом пути.
2. Систематизация знаний о природе, истории особенностях развития
хозяйства кубанского региона и культуры народов, проживающих на его
территории.
3. Чтение исторических и географических карт Краснодарского края с
опорой на легенду.
4. Определение и объяснение своего отношения к наиболее значительным
событиям и личностям в истории Кубани.
5. Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности курсе
«Кубановедение».
6. Выполнение
информационно-творческих
проектов.
Планируемые результаты изучения учебного предмета знать/понимать
-географическое положение кубанского региона;
-рельеф территории и природно-ресурсный потенциал;
-климатические условия Кубани и внутренние воды;
-типы почв Краснодарского края и каково их хозяйственное использование;
-растительный и животный мир Кубани и своей местности;
-редкие и исчезающие виды растений и животных Краснодарского края.
-природные и природно-хозяйственные комплексы на территории Кубани;
-экологические проблемы и пути их разрешения;
-особенности населения и хозяйственного развития региона;
-основные этапы и ключевые события истории Кубани в контексте российской
истории;
-открытия кубанских учёных и их вклад в сокровищницу отечественной и мировой
науки;
-значение диалектных слов в произведениях кубанского фольклора;
-выдающихся представителей художественной культуры Кубани прошлого и
настоящего (художников, архитекторов, скульпторов, мастеров ДПИ);
-особенности
декоративно-прикладного искусства
местных
этнических общностей; уметь
-показывать на карте основные географические объекты края;
-характеризовать наиболее известные природные объекты, памятники истории и
культуры своей местности;
-объяснять последствия влияния человека на природные компоненты;
-описывать внешний вид представителей живого мира Кубани;
-находить необходимую информацию по кубановедению в разных источниках
краеведческой литературы: материалах местных СМИ, Интернета;

-систематизировать разнообразную информацию о Краснодарском крае на основе
собственных представлений об основных закономерностях развития общества;
-показывать на исторической карте территорию Кубани и различные
исторические эпохи, и периоды, расселение народов, основные населенные пункты,
места важнейших исторических событий;
-излагать в устной и письменной форме полученные знания по кубановедению,
участвуя в дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие
работы (сочинения, отчёты об экскурсиях, рефераты);
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-определения опасных для человека растений, грибов и животных, встречающихся
в своей местности;
-понимания роли антропогенного фактора в изменении природных комплексов
Краснодарского края;
-познания себя как представителя этнокультурного, конфессионального сообщества
и пространства;
-понимания причин и значимости происходящих событий и явлений, и определения
собственного отношения к ним;
-объяснения обычаев и традиций, распространённых на Кубани;
-сохранения и дальнейшего развития культурных традиций своего народа;
-высказывания собственных суждений о культурно-историческом наследии
народов многонациональной Кубани;
-адекватной оценки собственных способностей и возможностей их применения в
будущем.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

1.

Наименование
разделов
и
тем
программы
ВВЕДЕНИЕ

Виды
Количество часов
Дата
всего контрольные практические изучения деятельности
работы
работы

1.1 Что и как изучает 1
предмет
«Кубановедение».

0

0

Виды,
Электронные (цифровые)
формы
образовательные ресурсы
контроля

Объяснять
Устный
специфику
опрос
предмета
«Кубановедение».
Самостоятельно
находить на карте
России
Краснодарский
край и
Республику
Адыгея.

www.admkrai.kuban.ru
-www.yuga.ru
www.krasnodar.intergrad.ru

Устный
Раскрывать
значение понятий опрос
культурный слой,
питекантроп,
первобытное
человеческое
стадо,
присваивающее
хозяйство,

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

Итого
1
2. РАЗДЕЛ I. КУБАНЬ В ЭПОХУ КАМЕННОГО ВЕКА
2.1

Древние
собиратели и
охотники.

2

0

0

палеолит,
мезолит, неолит,
энеолит.

2.2

2.3

Итого
3.

Появление
человека
современного
облика

Земледельцы и
скотоводы.

2

0

0

1

0

0

5

0

0

Устный
Показывать на
опрос
карте Кубани
территорию
расселения первобытных людей в
позднем
палеолите.
Рассказывать о
Устный опрос
переходе древнего
человека от
собирательства и
охоты к
мотыжному
земледелию.

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

РАЗДЕЛ II.
ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО КАВКАЗА В ЭПОХУ БРОНЗЫ

3.1

3.2
3.3

Итого
4.

4.1

1
Майкопская и
ямная
археологические
культуры
2
Дольменная
культура
Северокавказская, 2
катакомбная и
срубная
культуры.

0

0

0

0

0

0

5

0

0

Объяснять понятие
археологическая
культура.
Рассказывать об
особенностях
производства бронзы
на
Северном Кавказе, о
первом
общественном
разделении труда.
Выделять
специфические
черты
мегалитических
памятников.
Называть и
показывать на карте
основные
мегалитические
памятники,
находящиеся на
территории Кубани

РАЗДЕЛ III.
КОЧЕВЫЕ И ОСЕДЛЫЕ ПЛЕМЕНА ПРИКУБАНЬЯ В РАННЕМ
ЖЕЛЕЗНОМ ВЕКЕ
3
0
0
Раскрывать значение
Кочевники
понятий акинак,
кубанских степей.

Устный
опрос

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

Устный
опрос
Устный
опрос

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

Устный
опрос

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

4.2

4.3

Итого
5.

5.1

5.2

5.3
5.4

Меоты земледельческие
племена
СевероЗападного
Кавказа.
Мифология.
Искусство и быт
кочевого и
оседлого
населения
Прикубанья.

2

0

0

3

0

0

8

0

0

звериный стиль,
плацдарм,
бальзамирование.
Называть дату
перехода от эпохи
бронзы к раннему
железу на территории
СевероЗападного
Кавказа. Сравнивать
обряды захоронения у
скифов и сарматов.

РАЗДЕЛ IV.
ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ НА БЕРЕГАХ ЧЁРНОГО И АЗОВСКОГО
МОРЕЙ
Начало
1
0
0
Объяснять понятия
древнегреческой
аргонавты,
колонизации
лестригоны, амазонки,
миф. Рассказывать о
3
0
0
Античная
мифология и
том, как представляли
себе древние греки
Причерноморье.
Причерноморье и
3
0
0
Союз греческих
народы, его
городов – полисов.
населявшие.
4
0
0
Культура и быт
Раскрывать
греческих городов
– колоний и

Устный
опрос

Устный
опрос

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

Устный
опрос

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

Устный
опрос

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

Устный
опрос

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

Устный
опрос
Устный
опрос;
Контрольная

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

значение понятий:
работа
Боспор
Киммерийский,
архонт, готы, гунны.
Рассказывать об
образовании
Боспорского
царства, знать его
столицу.

Боспора римского
времени.

Итого
6.

6.1

6.2

6.3

11

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

0

РАЗДЕЛ V.
ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ
Нравственные
1
0
принципы
христианства в
притчах и легендах
Появление первых 1
христиан
на
территории нашего
края. Первые
христианские
храмы
Истоки
1
христианства на
Северном Кавказе.

0

0

0

0

0

Нравственные
основы
христианства.
Значение
воскресного дня.
Притчи и легенды источник мудрости
и знаний.
Христианские
храмы как очаги
культуры. Храмы,
их назначение, типы
храмов, памятники
раннехристианского

Устный
опрос

Устный
опрос

Устный
опрос

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

6.4

Духовные
подвижники.
Святые Апостолы
Андрей
Первозванный,
Симон Кананит.

Итого
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

0

0

Устный
зодчества.
Северный Кавказ — опрос
одна из древнейших
колыбелей
христианства в
России.
Жития святых.
Святые Апостолы
Андрей
Первозванный и
Симон Кананит проповедники
христианства и др.

4
34

0
0

0

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

www.arcaucasica.ru/treasure/treasure
http://school40.kubannet.ru/ -

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Тема урока

Что и как изучает
предмет
«Кубановедение».

2.

Древние собиратели
и охотники
Стоянки среднего
палеолита на
Кубани. Работа с
текстом «Удачный
день».
Древние люди в
позднем палеолите.
Зачатки
древнего
искусства. Работа с
текстом «Охота на
мамонта»
Земледельцы
и
скотоводы. Работа
с
текстом
«Весенний
праздник»
Майкопская и ямная
культуры.
Общественное
разделение труда на
Северном Кавказе
Дольменная
археологическая
культура.
Типы дольменов.
Работа с текстом
«Каменное
святилище»
Северокавказская и
катакомбная
археологические
культуры.

4.
5.

6.

7.

8.

9.

10.

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

0

07.09.2022

Устный
опрос

0

0

14.09.2022

1

0

0

21.09.2022

Устный
опрос
Устный
опрос

1

0

0

28.09.2022

1

0

0

05.10.2022

1

0

0

12.10.2022

Устный
опрос

1

0

0

19.10.2022

Устный
опрос

1

0

0

26.10.2022

Устный
опрос

1

0

0

09.11.2022

Устный
опрос

1

0

0

16.11.2022

Устный
опрос

всего

1.

3.

Количество часов
контроль
ные
работы

практичес
кие работы

0

1

1

Устный
опрос
Устный
опрос

11.

12.

13.
14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

Племена срубной
культуры. Работа
с текстом «Тайны
Литейщика»
Кочевники
кубанских степей.
Киммерийцы
и
скифы.

1

0

0

23.11.2022

Устный
опрос

1

0

0

30.11.2022

Устный
опрос

Племена сарматов в
степях Кубани.
Античные авторы о
кочевниках.Работа с
текстом «Курган в
степи».
Меотыземледельческие
племена
СевероЗападного Кавказа
Занятия
и
общественный
строй меотов.
Работа
с
текстом
«Городок у дубовой
рощи»
Мифология скифов,
меотов, сарматов.
Верования скифов.
Обряды и культ
предков у скифов,
меотов, сарматов.
Работа с текстом
«Бычья шкура».
Материальная
культура кочевого и
оседлого населения
Прикубанья.
Звериный стиль в
искусстве.
Начало
древнегреческой
колонизации

1

0

0

07.12.2022

1

0

0

14.12.2022

Устный
опрос
Устный
опрос

1

0

0

21.12.2022

Устный
опрос

1

0

0

11.01.2023

Устный
опрос

1

0

0

18.01.2023

Устный
опрос

1

0

0

25.01.2023

Устный
опрос

1

0

0

01.02.2023

Устный
опрос

1

0

0

08.02.2023

Устный
опрос

21.

22.

23.

24.
25.
26.

27.

28.

29.

30.
31.

32.

33.

Миф о путешествии
аргонавтов.
Северное
Причерноморье
в поэмах Гомера
.
Мифы об Ахилле,
Ифигении, Боспоре
Киммерийском и Ио.

1

0

0

15.02.2023

Устный
опрос

1

0

0

22.02.2023

Устный
опрос

Мифы о Геракле,
Прометее и
амазонках.
Боспорское царство

1

0

0

01.03.2023

Устный
опрос

1

0

0

11.03.2023

Работа с текстом
«Битва на реке Фат»
Занятятия
жителей
колоний

1

0

0

15.03.2023

1

0

0

22.03.2023

Устный
опрос
Устный
опрос
Устный
опрос

Культура и быт
греческих
городовколоний.
Культура и быт
Боспора римского
времени.
Работа с текстом
«Тиргатао - царица
синдов»
Контрольная работа.
Кубань в древности
Нравственные
принципы
христианства в
притчах и легендах
Появление первых
христиан
на
территории нашего
края. Первые
христианские храмы
Истоки христианства
на Северном
Кавказе.

1

0

0

05.04.2023

Устный
опрос

1

0

0

12.04.2023

Устный
опрос

1

0

0

19.04.2023

Устный
опрос

1

1

0

26.04.2023

1

0

0

03.05.2023

Контрольная
работа
Устный
опрос

1

0

0

10.05.2023

Устный
опрос

1

0

0

17.05.2023

Устный
опрос

34.

Духовные
подвижники.
Святые
Апостолы
Андрей
Первозванный,
Симон Кананит.

1

0

Учитель кубановедения

0

24.05.2023

Устный
опрос

Захарова Л.А.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Учебник 5 класс «Кубановедение» Трехбратов
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Методическое пособие «Поурочное планирование уроков»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1. Электронный учебник, интерактивное пособие, видео фильм «История Кубани с
древнейших времен до наших дней»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1.Интерактивная доска, мультимедийный проектор


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».