РП ОБЖ 8-9 21г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО

УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового
от « 30» августа 2021 года протокол № 1
Председатель

________

Г.П.Власова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По основам безопасности жизнедеятельности
Уровень образования (класс) основное общее образование (8 – 9 класс)
Количество часов - 68 часов (1 час в неделю)
Учитель: преподаватель – организатор ОБЖ Косов И.А.

Программа разработана в соответствии и на основе ФГОС основного общего
образования, примерной программы и авторской программы «Основы
безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией Н.Ф. Виноградовой,
Д.В.Смирнов, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2017 г.

1

I.

Планируемые результаты

Личностные результаты
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности
в
соответствии
с
традиционными
российскими
социокультурными и духовно-нравственнымиценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения. Способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности и проявляются в индивидуальных социально-значимых
качествах, которые выражаются, прежде всего, в готовности обучающихся к
саморазвитию,
самостоятельности,
инициативе
и
личностному
самоопределению; осмысленному ведению здорового и безопасного образа
жизни и соблюдению правил экологического поведения; к целенаправленной
социально значимой деятельности; принятию внутренней позиции личности
как особого ценностного отношения к себе, к окружающим людям и к жизни в
целом.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения учебного предмета
ОБЖ, должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе.
1. Патриотическое воспитание:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране; формирование
чувства гордости за свою Родину, ответственного отношения к выполнению
конституционного долга — защите Отечества.
2. Гражданское воспитание:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие
в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе;
представление
о
способах
противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное
участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной
деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
2

сформированность активной жизненной позиции, умений и навыков личного
участия в обеспечении мер безопасности личности, общества и государства;
понимание и признание особой роли России в обеспечении государственной и
международной безопасности, обороны страны, осмысление роли государства
и общества в решении задачи защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера; знание и
понимание роли государства в противодействии основным вызовам
современности: терроризму, экстремизму, незаконному распространению
наркотических средств, неприятие любых форм экстремизма, дискриминации,
формирование веротерпимости, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, развитие способности к
конструктивному диалогу с другими людьми.
3. Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального
и общественного пространства; развитие ответственного отношения к
ведению здорового образа жизни, исключающего употребление наркотиков,
алкоголя, курения и нанесение иного вреда собственному здоровью и
здоровью окружающих; формирование личности безопасного типа,
осознанного и ответственного отношения к личной безопасности и
безопасности других людей.
4. Эстетическое воспитание:
формирование гармоничной личности, развитие способности воспринимать,
ценить и создавать прекрасное в повседневной жизни; понимание
взаимозависимости счастливого юношества и безопасного личного поведения
в повседневной жизни.
5. Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений
об основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
формирование современной научной картины мира, понимание причин,
механизмов возникновения и последствий распространённых видов опасных и
чрезвычайных ситуаций, которые могут произойти во время пребывания в
различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных
местах и на массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии
рисков культурной среды); установка на осмысление опыта, наблюдений и
поступков, овладение способностью оценивать и прогнозировать неблагоприятные факторы обстановки и принимать обоснованные решения в опасной
(чрезвычайной) ситуации с учётом реальных условий и возможностей.
3

6. Физическое воспитание: формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия: понимание личностного смысла изучения
предмета ОБЖ, его значения для безопасной и продуктивной
жизнедеятельности человека, общества и государства; осознание ценности
жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыков
безопасного
поведения
в
интернет-среде;
способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не
осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, уметь
управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность
навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
7. Трудовое воспитание:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого
рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда
различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом
личных и общественных интересов и потребностей; укрепление
ответственного отношения к учёбе, способности применять меры и средства
индивидуальной защиты, приёмы рационального и безопасного поведения в
опасных и чрезвычайных ситуациях; овладение умениями оказывать первую
помощь пострадавшим при потере сознания, остановке дыхания, наружных
кровотечениях, попадании инородных тел в верхние дыхательные пути,
травмах различных областей тела, ожогах, отморожениях, отравлениях;
установка на овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и
чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных средах (в
помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной
среды).
8. Экологическое воспитание:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение
4

уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина
и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной сред; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
освоение основ экологической культуры, методов проектирования
собственной безопасной жизнедеятельности с учётом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Метапредметные результаты
(универсальные учебные действия)
Познавательные:
- использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение,
классификация и др.) для оценки, интерпретации, обобщения получаемой
информации;
- сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из
разных источников (текст, иллюстрация, графическое представление);
- сравнивать чрезвычайные ситуации, классифицировать их по степени
опасности для жизни и здоровья людей;
- осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных
решений в чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной
школьной
жизнью,
отдельными
природными
и
техногенными
происшествиями.
Регулятивные:
- планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность,
ориентируясь на изученные правила поведения в различных ситуациях;
- контролировать своё поведение, проявлять желание и способность
предвидеть последствия своих действий и поступков;
- оценивать неординарные, чрезвычайные ситуации, определять ошибки в
действиях их участников, намечать способы их устранения.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к
разным мнениям, объективно оценивать суждения участников);
- формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;
- составлять обоснованные суждения о правилах поведения в различных
чрезвычайных ситуациях;
- характеризовать понятия (в рамках изученных), пользоваться словарями
для уточнения их значения и смысла;
- характеризовать причины происходящих событий, делать выводы о
возможных способах их устранения.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
■ объяснять смысл основных понятий (в рамках изученного материала);
5

характеризовать
государственную
политику,
связанную
с
предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и борьбой с ними (в
рамках изученного материала);
раскрывать
особенности
семьи
как
социального
института;
характеризовать факторы благополучных взаимоотношений в семье;
■ выявлять факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;
■ раскрывать особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр
и занятий;
■ классифицировать и характеризовать виды чрезвычайных ситуаций,
особенности каждого вида;
■ анализировать и оценивать ситуации, связанные с опасностями для
здоровья и жизни человека в близком окружении и в масштабах региона;
■ различать
чрезвычайные ситуации разного вида (природные,
биологические, техногенные, социальные); приводить примеры разных видов
чрезвычайных ситуаций;
■ предвидеть возможные последствия своих действий и поведения;
■ проявлять желание противостоять негативным влияниям окружающей
социальной среды, коллектива сверстников, взрослых;
■ организовывать режим, двигательную активность, закаливание и др.;
■ проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр,
пользовании бытовыми электроприборами;
■ ориентироваться в дорожной обстановке, соблюдать правила дорожного
движения;
■ оказывать первую помощь в различных чрезвычайных ситуациях;
■
классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые
ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания;
чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее
вероятные для региона проживания;
■
анализировать и характеризовать причины возникновения различных
опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе
возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных
происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды,
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
■
выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в
возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения
уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в
современных условиях;
■ формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению
правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на
дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по
минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной
окружающей среды;
■
разрабатывать личный план по охране окружающей природной
среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному
отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного
■

6

поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей
обстановки в регионе;
■
руководствоваться рекомендациями специалистов в области
безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера.
Учащиеся получат возможность научиться:
■
систематизировать основные положения нормативно-правовых
актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их
значение для обеспечения национальной безопасности России в современном
мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера на национальную безопасность
Российской Федерации;
■
прогнозировать
возможность
возникновения
опасных
и
чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
■
характеризовать роль образования в системе формирования
современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения
страны;
■
проектировать план по повышению индивидуального уровня
культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных
жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
■
формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным
учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
■
подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи
гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных
ситуаций мирного и военного времени»;
■
обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании
культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской
Федерации»;
■
различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера, классифицировать их по предназначению и
защитным свойствам.
■
формировать индивидуальные основы правовой психологии для
противостояния идеологии насилия;
■
формировать личные убеждения, способствующие профилактике
вовлечения в террористическую деятельность;
■
формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
■
использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах
и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к
любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и
наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической
деятельности.
7

использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность
методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального
здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.
■
готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания
само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту
повреждениях и травмах.
■

8

II. Содержание курса
Тематическое распределение часов
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Раздел
Введение
Здоровый образ жизни
Когда человек сам себе враг
Современная семья как институт
воспитания
Человек и окружающая среда
Опасности, подстерегающие нас
в повседневной жизни
Разумная предосторожность
Опасные игры
Современный транспорт и
безопасность
Безопасный отдых и туризм
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации
социального характера
Повторение пройденного
материала

Итого:

Итого
8 кл.

9 кл.

2
4

-

4

2
4
5
4

4
6

4
6

2
2
9

2
2
9

5

10
12

10
12

6

6

1

1

2

34

34

68

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8—9 классов
включает следующие содержательные линии (разделы)
(68 часов, в том числе 2 часа практических работ)
Введение (2 часа)
Почему это нужно знать?
Почему человеку необходимы знания о безопасности жизни? Задачи
предмета ОБЖ. Что такое чрезвычайная ситуация, классификация
чрезвычайных ситуаций. При каких условиях можно избежать или хотя бы
уменьшить отрицательные последствия чрезвычайных ситуаций?
Здоровый образ жизни (4 часа)
Что это такое? Что такое репродуктивное здоровье. Влияние семьи на
здоровье подрастающего поколения, его психическое и эмоциональное
благополучие. Социальные (общественные) институты и организации,
участвующие в охране жизни и здоровья граждан.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Физическое
здоровье и условия его сохранения. Психическое здоровье человека.
Эмоциональное благополучие и здоровье человека. Внешние признаки
9

здорового человека: уверенная походка, правильная осанка, приятное
выражение лица, активность.
Факторы, определяющие физическое здоровье человека: наследственность,
экология, условия проживания, медицинское обслуживание, желание и воля
человека. Физическая культура и здоровье.
Психическое здоровье и условия его сохранения: осознание человеком
своего «Я», объективная оценка своих возможностей, способностей,
успешности деятельности. Адекватность реакций на различные жизненные
ситуации, способность к самооценке, самоуправлению с учётом социальных
норм и правил; стремление планировать свою жизнедеятельность при смене
жизненных ситуаций, в том числе при чрезвычайных.
Социальные факторы, отрицательно воздействующие на психическое
здоровье человека: социальные конфликты, нестабильность в обществе,
нарушение взаимоотношений людей и др.
Эмоциональное здоровье подростка и условия его сохранения:
благополучная адаптация к коллективу сверстников, демократический стиль
отношений со взрослыми и сверстниками, интересная познавательная среда,
объективная самооценка, правильная организация жизни и деятельности и др.
Негативные факторы воздействия на эмоциональное здоровье и благополучие
подростка: проблемы в семейных отношениях, неумение общаться (дружить),
неблагоприятный школьный климат, необъективная оценка своего «Я» и др.
Социальное здоровье и условия его сохранения. Осознанное и добровольное
принятие нравственных ценностей общества и их добровольное исполнение
как критерий социального здоровья.
Когда человек сам себе враг (5 часов)
Вредные привычки, их пагубное влияние. Алкоголь. Вред алкоголя для
здоровья, умственной деятельности, поведения человека. Особая опасность
приёма алкоголя в подростковом возрасте. Курение. Вред курения для
здоровья. Особая опасность курения в подростковом возрасте.
Вредные привычки и их факторы (навязчивые действия, игромания,
употребление алкоголя и наркотических веществ, курение табака и
курительных смесей), их влияние на здоровье. Причины приобщения
подростка к курению. Негативное влияние курения на организм подростка.
Физическое состояние подростка-курильщика. Алкоголь — разрушитель личности: воздействие алкоголя на организм человека. Отравление алкоголем.
Наркотики — яд. Влияние наркотиков на организм: распад личности человека
под влиянием наркотиков. Токсикомания — страшная зависимость. Детская
игромания — болезненное состояние, которое отражает неуправляемую
зависимость человека от процесса игры, неоправданное желание с её
помощью устранить свои проблемы. Самовоспитание: предупреждение
привыкания к компьютерным играм.
Современная семья как институт воспитания (4 часа)
Характеристика современной семьи как института воспитания.
10

Какие бывают семьи (типы современной семьи). Семья как ячейка
общества, социальный институт. Функции современной семьи. Условия
благополучия в семье. Эмоциональная атмосфера и семейные отношения.
Уважение к личности ребёнка создание демократического стиля
взаимоотношений в семье — гарантия эмоционального, психического,
душевного благополучия и здоровья детей.
Человек и окружающая среда (4 часа)
Неблагополучная экологическая ситуация и зоны риска. Факторы
неблагополучной экологической обстановки: загрязнение воздуха и его
причины. «Безобидный воздух», «загрязнённый воздух». Негативное влияние
хозяйственной деятельности человека на чистоту воздуха. Ухудшение качества воды и его причины. Типы загрязнений пресных водоёмов:
промышленное загрязнение, бытовые отходы, химические вещества,
применяемые в сельском хозяйстве, работа водного транспорта.
Основные факторы, влияющие на загрязнение почвы, и последствия
загрязнения.
Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье органов
чувств.
Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни (6 часов)
Причины и последствия пожара. Правила пожарной безопасности. Правила
поведения при пожаре. Первичные средства пожаротушения. Меры
безопасности при пользовании пиротехникой.
Чрезвычайные ситуации в быту. Безопасность при использовании бытового
газа, предметов бытовой химии. Правила поведения при заливе квартиры.
Правила пользования электроприборами.
Разумная предосторожность (2 часа)
Предвидение опасностей при выборе места отдыха. Внимательное
отношение к объявлениям технических, экологических, санитарных служб.
Поведение на улицах населённого пункта. Опасное время суток. Меры
предосторожности в лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении.
Опасные игры (2 часа)
Неразорвавшиеся боеприпасы. Экстремальные виды спорта и развлечений.
Способность предвидеть последствия своего поведения, умение справиться с
эмоциями при выборе занятий и развлечений.
Современный транспорт и безопасность (9 часов)
Транспорт в современном мире. Чрезвычайные ситуации на дорогах.
Дорожно-транспортные происшествия. Причины и последствия. Нарушение
ПДД как главная причина дорожных происшествий. Опасные игры на дорогах.
Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Знаки
дорожного движения для велосипедистов. Поведение в дорожнотранспортных происшествиях. Опасные ситуации в метро. Правила поведения
11

на станции метро, эскалаторе, в вагоне поезда. Поведение в салоне
авиалайнера. Пожар на борту лайнера или другие чрезвычайные ситуации:
правила поведения. Авиакатастрофы. Железнодорожные катастрофы: правила
поведения. Опасные игры на железнодорожном транспорте. Отрицательное
отношение к ним.
Безопасный отдых и туризм (10 часов)
Виды туризма. Объективные и субъективные трудности туристского
похода. Групповое снаряжение походной туристской группы. Обеспечение
безопасности в туристских походах: виды опасностей. Движение по
маршруту, график движения. Правила преодоления естественных
препятствий. Обеспечение безопасности при переправах через водные
препятствия. Правила разведения костра. Правила поведения туриста, если он
отстал от группы. Сигналы бедствия. Туризм и экология окружающей среды.
Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Снаряжение для
водного туризма. Правила безопасного поведения на воде. Узлы в туристском
походе.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (12 часов)
Что такое чрезвычайная ситуация: основные понятия. Классификация
чрезвычайных ситуаций (ЧС), их характер и особенности. Система
оповещения в ЧС, общие правила эвакуации.
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от них.
Характеристика наиболее распространённых и опасных ЧС. Геофизические
чрезвычайные ситуации: землетрясение как геофизическое природное
явление; наводнения, природные пожары, извержения вулкана, цунами, сели,
оползни и др. Предвестники природных ЧС. Поведение во время природных
ЧС.
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита от них:
эпидемии, энзоотии, эпизоотии (без обязательного усвоения термина). Пути
заражения. Способы предупреждения заражения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: причины и виды.
Безопасное поведение в техногенных ЧС.
Чрезвычайные ситуации социального характера (6 часов)
Национальная безопасность Российской Федерации
Экстремизм и терроризм. Крайние проявления экстремизма. Проявления
терроризма. Законодательство России о противодействии экстремизму и
терроризму. Государственные мероприятия по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Пути снижения угрозы теракта. Личная безопасность при похищении
или захвате в заложники (попытке похищения), при обнаружении
неизвестного предмета. Поведение во время взрыва в местах скопления
людей, в жилом доме.

12

Медицинские знания и умения
Условия репродуктивного здоровья: гигиена, знание своего организма,
риски старшего подросткового возраста. Правильное питание. Продукты,
содержащие кальций. Ценность употребления витамина С. Диета: «за» и
«против».
Ожоги. Первая помощь при ожогах. Действия при отравлении угарным
газом, химическими веществами, ядохимикатами. Первая помощь при
электротравмах. Переломы. Правила поведения при подозрении на перелом,
первая доврачебная помощь. Соблюдение осторожности и внимательности
при оказании помощи.
Телесные повреждения при ДТП. Виды кровотечений и первая помощь
пострадавшему.
Растения, опасные для туриста. Первая помощь при отравлении.
Курение и его влияние на организм. Первая помощь при отравлении
алкоголем. Наркотики: губительное воздействие на организм. Запрещённые в
России наркотические и психотропные вещества. Внешние проявления
токсикомании.
Первая помощь при травмах различной степени тяжести, при отравлении
химическими веществами.
Что нужно знать о гриппе, других эпидемиях. Заболевания животных,
опасные для человека.
Чрезвычайные ситуации на гидротехнических сооружениях. Последствия
аварий на гидротехнических сооружениях и правила поведения во время ЧС.
Первая помощь при ранениях, вызванных взрывами.
Практические работы (2 часа)
Первая помощь при травмах(ранах). Первая помощь при кровотечениях.
III.
Тема

Введение.
Почему это
нужно знать?

(2 часа)

Современная

Тематическое планирование
8 класс

Содержание
урока
1.Почему человеку
необходимы знания о
безопасности жизни?
Задачи предмета ОБЖ.
Что такое чрезвычайная
ситуация,
классификация
чрезвычайных
ситуаций. 2.При каких
условиях можно
избежать или
уменьшить отрицательные последствия ЧС?
1.Типы современной

Характеристика основных
видов учебной
деятельности учащихся

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Коммуникативная
деятельность: объяснять и
соблюдать правила участия в
диалоге. Работа с
информацией: соотносить
текстовую и иллюстративную
информацию. Аналитическая
деятельность: оценивать
информацию, представленную
в разных формах;
характеризовать понятия:
чрезвычайная ситуация,
безопасная жизнедеятельность
Коммуникативная

7

13

3

семья как
институт
воспитания

(4 часа)

Здоровый
образ жизни

(4 часа)

Человек и
окружающая
среда

(4 часа)

семьи. Функции семьи.
2.Условия
благополучия в семье.
Демократический
стиль взаимоотношений в семье, уважение
к личности ребёнка.
3.Семья и здоровье
детей. Социальные
(общественные)
институ-ты и
организации, участвующие в охране
жизни и здоровья
граждан.
4.Репродуктивное
здоровье

деятельность: участвовать в
диалоге (современная семья и
её особенности);
характеризовать функции
семьи. Работа с
информацией', соотносить
текстовую и иллюстративную
информацию.
Аналитическая
деятельность', оценивать
полученную информацию по
теме урока; работа с
документами: Конвенция о
правах ребёнка; сообщения
на темы «Может ли любовь
навредить?», «Когда слово
излечивает?», «Рядом с
ребёнком или вместе с ним?»
1.Что такое здоровье?
Аналитическая
Физическое здоровье и
деятельность', анализировать
условия его сохранения. информацию — текстовую и
2.Психическое здоровье иллюстративную; обобщение
человека.
учебного материала.
3.Эмоциональное
Коммуникативная
благополучие и здоровье деятельность', выявлять
человека. Условия
факторы, определяющие
сохранения здоровья
здоровье человека, риски
4. Социальное здоровье
эмоционального благополучия
человека; участвовать в
диалоге (приведение
доказательств своих суждений;
дополнение, исправление
высказываний собеседников).
Рефлексивная деятельность'.
адекватно реагировать на
различные жизненные
ситуации, проявлять
способность к самооценке,
самоуправлению с учётом социальных норм и правил;
стремиться планировать свою
жизнедеятельность при смене
жизненных ситуаций, в том
числе при чрезвычайных.
Проводить самооценку своего
физического развития,
составлять программу
закаливания.
Исследовательская деятельность'. оценить связь
заболеваний с изменениями
погоды, например с увеличением влажности воздуха
или резким похолоданием
1.Неблагополучная
Деятельность восприятия',
экологическая ситуация человек и мир звуков (влияние
и зоны риска. Факторы городской экологии на здонеблагополучной
ровье органов чувств).
экологической
Наблюдать в природе
обстановки.
результаты хозяйственной

14

6

8

2.Негативное влияние
хозяйственной
деятельности человека
(загрязнение воды,
воздуха, почвы).
3.Источники
загрязнения. Оценка
качества окружающей
природной среды.

деятельности людей.
Исследовательская
деятельность'. оценить
качество воды, воздуха, почвы.
Аналитическая и
коммуникативная деятельность'. обобщать
результаты наблюдений и
исследований, формулировать
4. Человек и мир звуков. выводы. Совместная
деятельность', разъяснять
правила взаимодействия при
парной (групповой) работе.
Проектная деятельность'.
определить уровень
экологического благополучия
родного края
Опасности,
1.Чрезвычайные
Аналитическая
подстерегающие нас ситуации в быту.
деятельность', анализировать
в повседневной
2.Причины и
причины чрезвычайных
жизни
последствия пожара.
ситуаций в быту.
3.Безопасность при
Коммуникативная
(6 часов)
использовании бытового деятельность'.
газа, предметов бытовой формулировать обобщения и
химии.
выводы по теме уроков.
4.Правила поведения
Практическая деятельность'.
при заливе квартиры.
подготовить памятки на
5.Правила пользования случай непредвиденных
электроприборами
ситуаций; о приёмах первой
медицинской помощи в
6. Компьютер и
чрезвычайных бытовых
безопасное его
ситуациях. Рефлексивная
использование.
деятельность:
последовательно оценивать
свои действия в различных
бытовых ситуациях. Проект ная деятельность', по
материалам изученной темы
Разумная
1.Предвидение
Аналитическая и
предосторожность
опасностей при выборе
коммуникативная дея(2 часа)
места отдыха.
тельность'. предложить
Поведение на улицах
гипотезу о возможных
населённого пункта.
последствиях своего
«Опасное» время суток.
поведения, формулировать
2.Меры предостоправила поведения в ЧС.
рожности в лифте и на
Рефлексивная деятельность',
лестнице. Правила
контролировать свои действия
поведения при
и поведение в потенциально
нападении
опасных ситуациях.
Практическая деятельность',
разыграть ролевое поведение
при нападении
Опасные игры
1.Неразорвавшиеся
Аналитическая и
(2 часа)
боеприпасы.
коммуникативная деяЭкстремальные виды
тельность: предложить
спорта и развлечений.
высказывание о последствии
2.Способность преднепродуманных поступков;
видеть последствия
соотносить текстовую и
своего поведения,
иллюстративную
умение справиться с
информацию; формулировать

15

7

7

2

эмоциями при выборе
занятий и развлечений

Современный
транспорт и
безопасность

(9 часов)

обобщение и выводы.
Рефлексивная деятельность:
обсуждать последствия
экстремальных видов спорта и
занятий; определять своё отношение к ним. Проектная
деятельность: по материалам
изученной темы
Аналитическая
1.Транспорт в
деятельность: давать оценку
современном мире.
2.ЧС на дорогах. Причи- причин различных ЧС;
ны и последствия ДТП. сравнивать потенциально
опасные ситуации на транс3.Правила поведения
велосипедистов и других порте. Коммуникативная
деятельность: формулировать
участников дорожного
правила поведения на
движения.
транспорте; составлять выводы
4. Правила поведения и
по материалам уроков.
меры безопасности на
Практическая деятельность:
железнодорожном
предложить план своего
транспорте Поведение в
поведения в авиасалоне.
метро.
Разыграть ролевое поведение
5.Авиакатастрофы.
участника ЧС.
Правила поведения на
Рефлексивная деятельность:
борту авиалайнера.
выработать отношение к
6.Железнодорожные
опасным видам занятий на
катастрофы.
дорогах, на транспорте.
7.Опасные игры на
Совместная деятельность (в
железной дороге.
парах, группах): составить
8.Зацепинг-опасная
правила взаимодействия
игра.
9.Практическая работа

7

«Первая помощь при
кровотечениях».

Обобщение
пройденного
материала
(1час)

Обобщение
пройденного
материала

О чём мы узнали из курса
ОБЖ? Чему научились? Что
ещё хотим узнать об
основах безопасности
жизнедеятельности
подростка?
Учебный диалог: «Зададим
друг другу вопросы по
пройденному материалу».
Решение тестовых заданий:
вспомним изученное.

7

Итого: 34 часа

Тематическое планирование
9 класс
Тема

Безопасный
отдых и

Содержание
урока

1.Виды туризма.
Обеспечение безопасности

Характеристика
основных видов
учебной
деятельности
учащихся
Аналитическая
деятельность: анализиро-

16

Основные
направления
воспитательной
деятельности
6,7

туризм

(10 часов)

Когда человек
сам себе враг

(5 часов)

Чрезвычайные
ситуации
природного и
техногенного
характера

(12 часов)

в туристском походе.
2.Объективные трудности
туристского похода.
Правила и безопасность
дорожного движения в
части, касающейся
пешеходов,
велосипедистов,
пассажиров и водителей
транспортных средств.
3.Правила безопасности в
турпоходе. Правила
поведения и меры
безопасности на
железнодорожном
транспорте
4. Групповое снаряжение. Правила
безопасности в туристском походе
(пешем).
5.График движения.
6.Если турист отстал от
группы.
7.Туризм и экология
окружающей среды.
8.Безопасность в водном
турпоходе.
9.Узлы в турпоходе.
10. Сигналы бедствия.
1.Причины приобщения
подростка к курению.
Негативное влияние курения на организм
подростка.
2.Физическое состояние
подростка- курильщика.
3.Алкоголь — разрушитель личности.
Отравление алкоголем.
4.Наркотики — яд.
Их влияние на
организм: распад
личности человека под
влиянием наркотиков
5.Игромания – вредная
зависимость.

1.Основные понятия,
обсуждаемые в теме.
2.Классификация
чрезвычайных
ситуаций, их
особенности.
3. Система оповещения
в ЧС.
4. Общие правила при
эвакуации.
5.. Характеристика
наиболее

вать причины возникающих в
походе трудностей;
классифицировать объективные и субъективные
трудности. Коммуникативная деятельность:
формулировать правила
поведения в турпоходе; участвовать в диалоге, соблюдать
культуру речевого
взаимодействия.
Практическая
деятельность', определять
необходимое снаряжение для
похода, режим дня туриста;
перечислять правила
разведения костра;
овладевать навыками вязки
узлов; подачи сигналов
бедствия. Рефлексивная
деятельность', оценить
ситуацию при отставании от
группы, планировать свои
действия. Совместная
деятельность (в парах,
группах): составлять правила
взаимодействия

Исследовательская
деятельность', оценить
статистическую информацию
— влияние вредных
привычек на человека.
Коммуника-тивная
деятельность: участвовать в
дискуссии: характеристика
понятия «распад личности»;
конструировать обобщение по
теме и формулировать вывод.
Рефлексивная деятельность',
заниматься самовоспитанием
(предупреждение курения,
принятия алкоголя,
привыкания к компьютерным
играм). Проектная
деятельность', по
материалам темы
Аналитическая и
коммуникативная деятельность'. выделять
особенности разных ЧС,
классифицировать их,
описывать разные виды.
Работа с информацией',
классификация видов ЧС,
правила безопасного
поведения с учётом опасной
ситуации. Характеризовать
разные виды ЧС. Рефлек-

17

3,6

7

Чрезвычайные
ситуации
социального
характера

(6 часов)

распространённых и
опасных ЧС природного
характера.
Предвестники ЧС.
6. Безопасное поведение
в ЧС природного
характера.
7.. Безопасное поведение
в ЧС природного
характера.
8.Характеристика
наиболее
распространённых и
опасных ЧС
техногенного характера.
9. Безопасное поведение
в ЧС техногенного
характера.
10. Безопасное поведение в ЧС техногенного
характера.
11.Виды пожаров.
12.Предупреждение
распространения
инфекции.
1.Национальная
безопасность Российской
Федерации.
2.Законодательство РФ
о противодействии
экстремизму,
терроризму.
3.Экстремизм и
терроризм.
4. Поведение подростка
в ситуациях проявления
терроризма
(обнаружение
подозрительного
предмета, поведение
при захвате в
заложники).

сивная деятельность',
составлять пошаговое
планирование действий в ЧС.
Совместная деятельность (в
парах, группах): оценить свой
вклад в результат совместной
деятельности. Практическая
деятельность: овладевать
навыками оказания первой
помощи в ЧС; разъяснять
порядок использования
огнетушителей. Проектная
деятельность: по темам
уроков

Аналитическая и
коммуникативная деятельность: овладевать
навыками работы с
документами (законы
Российской Федерации);
анализировать информацию
о противодействии
экстремизму и терроризму.
Практическая работа:
планировать линию
поведения в ЧС социального
характера. Рефлексивная
деятельность: предположить
возможность предсказания
действий участников ЧС,
отработать приёмы развития
5.Поведение после
психологической готовности к
взрыва в жилом доме, во ЧС. Проектная
время спецоперации по деятельность: по темам
уроков
освобождению

заложников.
6. Практическая работа
«Первая помощь при
травмах(ранах)».

18

3,7

Обобщение
пройденного
материала
(1час)

Обобщение
пройденного
материала

О чём мы узнали из курса
ОБЖ? Чему научились?
Что ещё хотим узнать об
основах безопасности
жизнедеятельности
подростка?
Учебный диалог: «Зададим
друг другу вопросы по
пройденному материалу».
Решение тестовых заданий:
вспомним изученное.

7

Итого: 34 часа

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
по основам безопасности жизнедеятельности
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или
письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам
темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся
после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного
года. Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает
индивидуально - тематический контроль знаний обучающихся. Причем при
проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме
обязательным является оценивание двух основные элементов: теоретических
знаний и умений применять их при выборе практических. Для контроля
знаний по ОБЖ используются устный опрос и различные виды работ
(письменное и компьютерное тестирование, проверочные и контрольные
работы, подготовка проектов, докладов (сообщений), а также практические
занятия). В конце учебного года в каждом классе проводится промежуточная
аттестация в форме письменного тестирования из 20-30 вопросов
Критерии оценки
Оценка устных ответов обучающихся
Оценка «5» ставится в том случае, если обучающийся показывает верное
понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и
истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану,
сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации
при выполнении практических заданий; может установить связь между
изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с
материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным
требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного
плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без
использования связей с ранее изученным материалом и материалом,
усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну
19

ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно
или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если обучающийся правильно понимает суть
рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросов курса ОБЖ. не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала; умеет применять полученные знания при решении
простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при
решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и
событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более
одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых
ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять
недочетов.
Оценка «2» ставится, если обучающийся не овладел основными знаниями и
умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше
ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
При оценивании устных ответов обучающихся целесообразно проведение
поэлементного анализа ответа на основе программных требований к
основным знаниям и умениям обучающихся, а также структурных элементов
некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать
обязательными результатами обучения.
Оценка письменных контрольных и проверочных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочетов. Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при
наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более
трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не
более одной грубой одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,
одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти
недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для
оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка письменных и компьютерных тестовых заданий
Тесты, состоящие из 5 вопросов можно использовать на каждом уроке после
изучения учебного материала, с целью проверки знаний материала
предыдущего урока или в конце текущего урока для закрепления полученных
знаний. Тесты из 10-15 вопросов используются для периодического контроля
после изучения нескольких общих тем или раздела. Тесты из 20-30 вопросов
используются для промежуточной аттестации В конце учебного года.
При оценивании используется следующая шкала:
20

За каждый правильный ответ - 1 балл;
За отсутствие ответа или неправильный ответ - 0 баллов.
Для тестов из 5 (пяти) вопросов:
оценка «5» - нет ошибок;
оценка «4» - одна ошибка;
оценка «3» - две ошибки;
оценка «2» - три ошибки.
Для тестов из 10-30 вопросов:
оценка «5» - от 90% и более правильных ответов;
оценка «4» - от 60% до 89% правильных ответов;
оценка «3» - от 40% до 59% правильных ответов:
оценка «2» - менее 40% правильных ответов.
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если обучающийся выполняет практическую работу в
полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий,
самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все
приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение
правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники
безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было
допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного
недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем
выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и
вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем
выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если
приемы выполнялись
неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники
безопасности.
Критерии оценки докладов (сообщений) обучающихся
№ Оцениваемые параметры
п/п
1
Качество доклада;
- производит выдающееся впечатление, сопровождается
иллюстративным материалом;
- четко выстроен;
- рассказывается, но не объясняется суть работы;
- зачитывается.

21

Оценка
в баллах

3
2
1
0

2

3

4

5

Использование демонстрационного материала:
- автор представил демонстрационный материал и
прекрасно в нем ориентировался;
- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть
неточности;
- представленный демонстрационный материал не
использовался докладчиком или был оформлен плохо,
неграмотно
Качество ответов на вопросы:
- отвечает на вопросы;
- не может ответить на большинство вопросов;
- не может четко ответить на вопросы.
Владение научной и специальной терминологией:
- показано владение научной и специальной
терминологией;
- использованы общенаучные и специальные термины;
- показано владение базовой терминологией.
Четкость выводов:
- полностью характеризуют выполненную работу;
- нечетки;
- имеются, но не доказаны.
Итого максимальное количество баллов:

2
1
0

3
2
1
3
2
1
3
2
1
14

Шкала оценки:
Оценка «5» - от 11 до 14 баллов
Оценка «4» - от 8 до 10 баллов
Оценка «3» - от 4 до 7 баллов
При количестве баллов менее 4 - рекомендовать обучающимся
дополнительно поработать над докладом (сообщением).
Критерии оценивания проектной деятельности обучающихся по ОБЖ
Проект по основам безопасности жизнедеятельности может
разрабатываться обучающимися 5 - 1 1 классов. Проект может включать
в себя презентацию, видеоролик, разработка буклетов, памяток,
рисунков по правилам безопасного поведения и выступление с
демонстрацией и защитой проекта
Оформление проекта

Презентация, видеоролик, памятки,
буклеты и материалы выступления

Защита проекта

Процесс защиты проекта, выступление
с демонстрацией

Рекомендации по созданию презентации
22

•
•

•

•

Общие требования к презентации:
Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.
Первый лист - это титульный лист, на котором обязательно должны
быть представлены: название проекта; название МБОУ«СОШ №3 ст.
Фастовецкой»; фамилия, имя, отчество автора.
Дизайн
-эргономические
требования:
сочетаемость
цветов,
ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста, размер
шрифта.
Последним слайдом презентации должен быть список используемой
литературы.
Критерии оценивания презентаций (баллы)
Параметры оценивания презентации

Раскрытие выбранной темы

Насколько
грамотно
изложены
и
структурированы сформированные идеи
Слайды
представлены
в
логической
последовательности
Эстетика оформления

Таблица 1

Выставляемая оценка (балл)
за представленный проект
(от 1 до 3)

Полностью раскрыта - 3
балла,
не достаточно раскрыта - 2
балла,
не раскрыта - 1 балл
Максимум3
балла,
минимум - 1 балл
Максимум - 3 балла,
минимум - 1 балл
Максимум - 3 балла,
минимум -- 1 балл

Итоговое количество баллов:
На каждую представленную презентацию заполняется данная таблица, где
по каждому из критериев присваиваются баллы от 1 до 3, что соответствует
определённым уровням развития ИКТ- компетентности: 1 балл - это низкий
уровень владения ИКТ- компетентностью, 2 балла - это средний уровень и,
наконец, 3 балла - высокий уровень владения ИКТ- компетентностью. Для
определения уровней владения ИКТ- компетентностью воспользуемся
таблицей 2.
Определение уровня владения ИКТ- компетентностью
Таблица 2
Количество набранных
Уровни владения ИКТ баллов за представленный
компетентностью
проект
От 12 баллов
Высокий уровень (оценка «отлично»)
до 10 баллов
23

От 9 баллов
до 7 баллов
менее 6 баллов

Средний уровень (оценка «хорошо»)
Низкий уровень (оценка «удовлетворительно»)

Критерии оценки публичного выступления
Логичность построения выступления
Грамотность и выразительность речи
Раскрытие теоретической части
вопроса
Оригинальность формы
представления
Заинтересованность слушателей

Максимум – 1 балл
Максимум – 1 балл
Максимум – 1 балл
Максимум – 1 балл
Максимум – 1 балл

Выставляемая итоговая максимальная оценка за выступление – 5 баллов
Итоговая оценка за проект выставляется как средний балл за презентацию и
выступление.

Преподаватель-организатор ОБЖ

И.А.Косов

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры
эстетического цикла
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового
от 29.08.2021 г. № 1
Руководитель __________/Малова О.И./

24

СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УМР
_______ /Мирошниченко О.В./
«___» августа 2021 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».