МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Муниципальное образование Тихорецкий район
МБОУ СОШ № 18 пос.Паркового
УТВЕРЖЕНО
директор
___________ Власова Г.П.
Приказ №379
от "31" 08 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5100322)
учебного курса
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
для 6 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Захарова Людмила Адексеевна
учитель технологии и кубановедения
пос. Парковый 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
(далее — ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с:
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31 мая 2021 г. № 287);
требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным,
метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для
основного общего образования.
В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и
психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования,
необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная
дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что
именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской
идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший
результат обучения ОДНКНР.
Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части
культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных
приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию
российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским
духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение,
историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные
российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и
многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как
ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся.
Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который
формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества,
культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих
ей на протяжении всей её истории.
В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать,
расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и
представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной
страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного
коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности.
Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с
принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору
информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии.
В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях
между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного
общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России.
Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности
личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как
гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как
многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами,
общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная
идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и
религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не
конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в
содержании предмета и его смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность
терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению
культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и
формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и
содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и
социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных
учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности
обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности
наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как
основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен
быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их
культуре, религии и историческом развитии.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»
Целями изучения учебного курса являются:
— формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение
культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов
этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного
сосуществования народов, религий, национальных культур;
— создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к
многонациональному народу Российской Федерации;
— формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных
национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений;
— идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного,
исторического и цивилизационного развития страны.
Цели курса определяют следующие задачи:
— овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для
формирования гражданской идентичности обучающегося;
— приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как
основополагающих элементах духовной культуры современного общества;
— развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм
для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему
отцовству и материнству;
— становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности
вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и
сохранении собственной культурной идентичности;
— формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и
представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства,
музыки;
— обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через
развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов;
— воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и
культурному наследию народов России;
— содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на
приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
— формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли
личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской
идентичности для процветания общества в целом.
Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный
вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
— расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных
традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ
религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других
предметов начальной школы;
— углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли
в развитии современного общества;
— формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и
религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными
идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством;
— воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям
своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры,
умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты,
способствующие взаимному обогащению культур;
— пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к
сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов;
— осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в
преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и
эгоистическими;
— раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих
светскость и духовность;
— формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
— получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия
с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении
социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать
нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
— развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и
структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной
познавательной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 6 классе 0,6
часа в неделе, общий объем составляет 20 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура. Культура России: многообразие регионов.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и
социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс
как один из источников формирования социального облика общества.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с
многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем
культурам народов России.
Тема 2. История быта как история культуры. Прогресс: технический и социальный.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные
исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития
народов России.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний
труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества?
Тема 3. Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная
обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира.
Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Тема 4. Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и
гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации.
Тема 5. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные
религии как источник духовно-нравственных ценностей.
Тема 6. Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с
точки зрения материальной и духовной культуры народов России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 7. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Взросление
человека в культуре народов России.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах.
Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и
качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство
духовной жизни.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема
одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как
ценность.
Тема 8. Религия как источник нравственности. Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в
контексте духовно-нравственных ценностей.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал
человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека.
Тема 9. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Самопознание (практическое
занятие).
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему
нравственность важна?
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 10. Труд делает человека человеком. Подвиг: как узнать героя?
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство.
Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда.
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время.
Милосердие, взаимопомощь.
Тема 11. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Проблемы
современного общества как отражение его духовно-нравственногосамосознания.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика
предпринимательства. Социальная помощь.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре
общества.
Тема 12. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Гуманизм как сущностная
характеристика духовнонравственной культуры народов России.
Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в
историко-культурном наследии народов России
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство.
Общественные блага
Тема 13. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика
общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовнонравственные качества, необходимые представителям этих профессий.
Тема 14. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для
духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом.
Тема 15. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса
общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны.
Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных.
Тема 16. Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 17. Гражданин. Патриотизм. Защита Родины: подвиг или долг?
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества
гражданина.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма.
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги.
Честь. Доблесть.
Тема 18. Государство. Россия — наша родина. Гражданская идентичность (практическое занятие).
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон.
Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская
гражданская идентичность.
Тема 19. Какими качествами должен обладать человек как
гражданин.. Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Тема 20. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек и культура (проект).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека.
Итоговый проект: «Что значит быть человеком?».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок
и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу
образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному
самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к
целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции
личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
1. Патриотическое воспитание
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской
гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему
многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов
России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской
государственности.
2. Гражданское воспитание
Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных
норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания
способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание
веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их
отсутствию.
3. Ценности познавательной деятельности
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному
самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
4. Духовно-нравственное воспитание
Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на
их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных
понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия
(познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной,
познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и
осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение
навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных
форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории.
1. Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия включают:
— умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД);
— умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование);
— смысловое чтение;
— развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других
поисковых систем.
2. Коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
— умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество);
— умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
(коммуникация);
— формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
3. Регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
— умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые
задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности (целеполагание);
— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
(планирование);
— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция);
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её
решения (оценка);
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)
деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов
действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа
мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов.
Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Тема 1. Мир культуры: его структура. Культура России: многообразие регионов
— Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
— понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений;
— уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной
структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным состоянием общества;
— понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов;
— уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития
социума.
— Характеризовать административно-территориальное деление России;
— знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на
административной карте России;
— понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном
государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов;
— объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности
к тому или иному народу;
— понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
— демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в
России;
— характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство
нашей многонациональной Родины.
Тема 2. История быта как история культуры. Прогресс: технический и социальный
— Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы;
— понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями
исторического периода;
— находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации
в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях.
— Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль
и значение в истории и современном обществе;
— осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и
добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды;
— демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовнонравственной важности;
— понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных
взаимосвязей в обществе;
— осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества.
Тема 3. Образование в культуре народов России
— Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его
развития;
— понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания;
— понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных
процессах;
— обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания;
— характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных
ориентиров человека.
Тема 4. Права и обязанности человека
— Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»:
— характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами;
— понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека;
— понимать необходимость соблюдения прав человека;
— понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и
обязанностями человека в обществе;
— приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России.
Тема 5. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
— Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»;
— характеризовать основные культурообразующие конфессии;
— знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного
развития;
— понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества.
Тема 6. Современный мир: самое важное (практическое занятие)
— Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовнонравственные ориентиры;
— понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в
целом для сохранения социально-экономического благополучия;
— называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать
теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России.
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Тема 7. Духовно-нравственный облик и идеал человека .Взросление человека в культуре
народов России
— Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств
человека;
— осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и
нравственными ценностями;
— понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
— обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к
правам человека, его месту и роли в общественных процессах;
— характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и
«долг»;
— понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед
идеологией индивидуализма;
— приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной
России.
— Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза;
— характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности
человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов;
— обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные
эффекты социальной изоляции;
— знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии
личности, во взаимодействии с другими людьми.
Тема 8. Религия как источник нравственности. Наука как источник знания о человеке.
— Характеризовать нравственный потенциал религии;
— знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий России;
— знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих
религиях современной России;
— уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для
современного общества.
— Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
— определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в
современной культуре;
— характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его
внутреннюю самоактуализацию;
— осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания.
Тема 9. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Самопознание (практическое
занятие)
— Характеризовать многосторонность понятия «этика»;
— понимать особенности этики как науки;
— объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов
России и соотносить их с личным опытом;
— обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия
общества и личности.
— Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»;
— уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и
рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
— доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
Тематический блок 3. «Человек как член общества»
Тема 10. Труд делает человека человеком. Подвиг: как узнать героя?
— Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
— соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»;
— объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь обосновать
необходимость их преодоления для самого себя;
— оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда;
— осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной
ответственности за свой труд;
— объяснять важность труда и его экономической стоимости;
— знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и
«трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная
оценка труда».
— Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
— понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
— уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
— знать и называть героев современного общества и исторических личностей;
— обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для
общества и понимание последствий.
Тема 11. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Проблемы современного
общества как отражение его духовно-нравственногосамосознания
— Характеризовать понятие «социальные отношения»;
— понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его
нравственному и духовному развитию;
— осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности;
— обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить
примеры из истории, культуры и литературы;
— обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в
том числе благотворительности;
— понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте.
— Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как
многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных
идеалов и ценностей;
— приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать
и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне;
— обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также
необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества.
Тема 12. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Гуманизм как сущностная
характеристика духовно-нравственной культуры народов России
— Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие»,
«волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность»,
«общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;
— анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия,
добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий;
— уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских и
социальных проектах в регионе своего проживания.
— Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно-нравственных ценностей
российского народа;
— находить и обосновывать проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов
России;
— знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности,
государственной политики, взаимоотношений в обществе;
— находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре.
Тема 13. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного
обликаобщества
— Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»;
— иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям
социальных профессий;
— осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий;
— приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную
точку зрения.
Тема 14. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг
— Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России;
— доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для
духовно-нравственного развития личности самого мецената;
— характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни
общества;
— приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России;
— понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности,
аргументированно объяснять её важность.
Тема 15. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного
прогрессаобщества
— Характеризовать понятие «наука»;
— уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе,
прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом;
— называть имена выдающихся учёных России;
— обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного
знания;
— характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и
государства;
— обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство
этих понятий.
Тема 16. Моя профессия (практическое занятие)
— Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой
профессии;
— обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество;
называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда.
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Тема 17. Гражданин. Патриотизм. Защита Родины: подвиг или долг?
— Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь;
— понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского
самосознания;
— понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.
— Характеризовать понятие «патриотизм»;
— приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
— различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности
толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
— уметь обосновывать важность патриотизма.
— Характеризовать понятия «война» и «мир»;
— доказывать важность сохранения мира и согласия;
— обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
— понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
— характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность,
приводить примеры их проявлений.
Тема 18. Государство. Россия — наша родина. Гражданская идентичность (практическое
занятие)
— Характеризовать понятие «государство»;
— уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на
исторические факты и духовно-нравственные ценности;
— характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности
человека;
— характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с
необходимыми нравственными качествами человека.
— Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую,
религиозную, гендерную идентичности;
— обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники.
Тема 19. Моя школа и мой класс (практическое занятие)
— Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их
нравственного характера;
— находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса.
Тема 20. Человек: какой он? (практическое занятие ) Человек и культура (проект)
— Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
— приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
— формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи.
— Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
— уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека,
создаваемый произведениями культуры;
— показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
— характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и
культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной
стороны.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
всего
контрольные
работы
практические
работы
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Тематический блок 1. «Культура как социальность» 6 час.
1.1.
Мир культуры: его структура Культура России: 1
многообразие регионов
0
0
01.09.2022
02.09.2022
понимать специфику социальных явлений, их отличия от мира
природы;
уметь объяснять взаимосвязь материальной культуры с духовнонравственным состоянием общества;
слушать объяснения учителя, работать с учебником,
анализировать проблемные ситуации;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
1.2.
История быта как история культуры Прогресс:
технический и социальный
1
0
0
05.09.2022
09.09.2022
понимать и объяснять важность сохранения исторической памяти
разных народов, культурных традиций разных регионов России;
характеризовать духовную культуру народов России как общее
достояние нашей Родины;
работать с картой регионов, разграничивать понятия по теме,
слушать объяснения учителя;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
1.3.
Образование в культуре народов России
1
0
0
12.09.2022
16.09.2022
понимать и объяснять взаимосвязь хозяйственной деятельности,
быта людей с историей народа, климатом, географическими
условиями его жизни;
работать с учебником, а также научно-популярной литературой;
просматривать и анализировать учебные фильмы;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
1.4.
Права и обязанности человека
1
0
0
19.09.2022
23.09.2022
понимать и объяснять, что такое труд, разделение труда, какова
роль труда в истории и современном обществе;
работать с учебником, научно-популярной литературой; решать
проблемные задачи, анализировать и разграничивать понятий;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
1.5.
Общество и религия: духовно-нравственное
взаимодействие
1
0
0
26.09.2022
30.09.2022
;
понимать и объяснять важность образования в современном мире
и ценность знаний;
понимать, что образование — важная часть процесса
формирования духовно-нравственных ориентиров человека;
слушать объяснения учителя, рефлексировать собственный опыт,
разграничивать понятия;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
1.6.
Современный мир: самое важное (практическое 1
занятие)
0
0
03.10.2022
07.10.2022
;
понимать и объяснять, в чём заключается смысл понятий «права
человека», правовая культура» и др.;
понимать необходимость соблюдения прав и обязанностей
человека;
слушать и анализировать выступления одноклассников, работать
с текстом учебника и с источниками;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
0
10.10.2022
14.10.2022
;
понимать и объяснять смысл понятий «религия», «атеизм» и др.;
знать названия традиционных религий России, уметь объяснять
их роль в истории и на современном этапе развития общества;
слушать объяснения учителя, решать текстовые задачи;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» 3час.
.2.1
Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека
Взросление человека в культуре народов
России
1
0
2..2.
Религия как источник
нравственности. Наука как
источник знания о человеке и
человеческом
1
0
1
17.10.2022
21.10.2022
понимать, в чём заключаются основные духовно-нравственные
ориентиры современного общества;
подготовить проект (или доклад, сообщение); работать с научнопопулярной литературой, разграничивать и систематизировать
понятия;
Практическая работа;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
2..3.
Этика и нравственность как категории
духовной культуры .Самопознание
(практическое занятие)
1
0
0
24.10.2022
28.10.2022
понимать и объяснять взаимосвязь таких понятий, как «свобода»,
ответственность, право и долг;
слушать объяснения учителя, работать с учебником,
анализировать проблемные ситуации;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
Тематический блок 3. «Человек как член общества» 7.час.
3.1..
Труд делает человека человеком..
Подвиг: как узнать героя?
1
0
0
07.11.2022
11.11.2022
;
объяснять важность взаимодействия человека и общества,
негативные эффекты социальной изоляции;
слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи,
анализировать информацию из нескольких источников,
анализировать собственный опыт;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
3.2..
Люди в обществе: духовно-нравственное
взаимовлияние. Проблемы современного
общества какотражение его духовнонравственногосамосознания
1
0
0
14.11.2022
18.11.2022
понимать, какой нравственный потенциал несут традиционные
религии России;
слушать объяснения учителя, работать с учебником,
просматривать учебные фильмы по теме;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
3.3.
Духовно-нравственные ориентиры социальных
отношений .Гуманизм как сущностная
характеристикадуховно- нравственной
культуры народов России
1
0
0
21.11.2022
25.11.2022
понимать и объяснять смысл понятия «гуманитарное знание»;
осознавать, что культура помогает человеку понимать самого
себя;
слушать объяснения учителя, работать с учебником, с
дополнительной научно-популярной литературой;
Тестирование;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
3.4.
Социальные профессии; их важность для
сохранения духовно-нравственного облика
общества
1
0
0
28.11.2022
02.12.2022
объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров из
истории и культуры народов России, соотносить эти понятия с
личным опытом;
решать проблемные задачи, работать с учебником,
рефлексировать собственный опыт;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
3.5.
Выдающиеся благотворители в истории.
Благотворительность как нравственный долг
1
0
1
05.12.2022
09.12.2022
уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность» с
самопознанием на доступном для возраста детей уровне;
формировать представления о самом себе; воспитывать навыки
само- презентации, рефлексии; слушать и анализировать доклады
одноклассников;
Практическая работа;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
3.6
Выдающиеся учёные России. Наука как
источник социального и духовного прогресса
общества
1
0
0
12.12.2022
16.12.2022
осознавать важность труда объяснять его роль в современном
обществе;
понимать и осознавать трудолюбие как ответственность перед
людьми и самим собой;
слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи,
анализировать тексты учебника;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
3.7..
Моя профессия (практическое занятие)
1
0
0
19.12.2022
23.12.2022
понимать и объяснять отличие подвига на войне и в мирное
время;
знать и называть имена героев;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» 4.час.
4.1
Гражданин. Патриотизм. Защита
Родины: подвиг или долг?
1
0
0
26.12.2022
30.12.2022
понимать и объяснять понятия «дружба», «предательство»,
«честь», «коллективизм», «благотворительность»;
слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи,
анализировать тексты учебника;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
4.2..
Государство. Россия — наша родина.
Гражданская идентичность
(практическое занятие)
1
0
0
12.01.2023
13.01.2023
понимать и объяснять понятия «бедность», «инвалидность»,
«сиротство»;
предлагать пути преодоления проблем современного общества на
доступном для понимания детей уровне;
слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи,
анализировать тексты учебника;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
4.3.
Моя школа и мой класс (практическое
занятие)
1
0
0
16.01.2023
20.01.2023
понимать и объяснять понятия «милосердие», «взаимопомощь»,
«благотворительность», «волонтёрство»;
выявлять общие черты традиций милосердия, взаимной помощи,
благотворительности у представителей разных народов;
слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи,
анализировать тексты учебника;
Устный опрос;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
4.4.
Человек: какой он? (практическое
занятие) Человек и культура (проект)
1
0
0
23.01.2023
27.01.2023
понимать и характеризовать понятие «гуманизм» как источник
духовно-нравственных ценностей народов России;
осознавать важность гуманизма для формирования личности,
построения взаимоотношений в обществе;
слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной
литературой;
Письменный
контроль;
https://resh.edu.ru/specialcourse/1
20
0
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ