МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Муниципальное образование Тихорецкий район МБОУ СОШ № 18 пос.Паркового УТВЕРЖЕНО директор ___________ Власова Г.П. Приказ №379 от "31" 08 2022 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 5100322) учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год Составитель: Захарова Людмила Адексеевна учитель технологии и кубановедения пос. Парковый 2022 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Целями изучения учебного курса являются: — формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; — создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; — формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; — идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: — овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; — приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; — развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; — становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; — формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; — обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; — воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; — содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; — формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: — расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; — углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; — формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; — воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; — пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; — осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; — раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; — формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; — получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; — развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 6 классе 0,6 часа в неделе, общий объем составляет 20 час. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1. Мир культуры: его структура. Культура России: многообразие регионов. Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 2. История быта как история культуры. Прогресс: технический и социальный. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Тема 3. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей. Тема 4. Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 5. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государствообразующие и традиционные религии как источник духовно-нравственных ценностей. Тема 6. Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры народов России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 7. Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал человека. Взросление человека в культуре народов России. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность. Тема 8. Религия как источник нравственности. Наука как источник знания о человеке и человеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема 9. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Самопознание (практическое занятие). Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 10. Труд делает человека человеком. Подвиг: как узнать героя? Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда. Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь. Тема 11. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственногосамосознания. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь. Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в культуре общества. Тема 12. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага Тема 13. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский, социальный работник. Духовнонравственные качества, необходимые представителям этих профессий. Тема 14. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом. Тема 15. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности учёных. Тема 16. Моя профессия (практическое занятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей профессии. Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 17. Гражданин. Патриотизм. Защита Родины: подвиг или долг? Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма. Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть. Тема 18. Государство. Россия — наша родина. Гражданская идентичность (практическое занятие). Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 19. Какими качествами должен обладать человек как гражданин.. Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 20. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек и культура (проект). Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека. Итоговый проект: «Что значит быть человеком?». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: — умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); — смысловое чтение; — развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); — умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); — формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: — умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание); — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование); — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция); — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (оценка); — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) деятельности. Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1. Мир культуры: его структура. Культура России: многообразие регионов — Знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления; — понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от природных явлений; — уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно-нравственным состоянием общества; — понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов; — уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и этапами развития социума. — Характеризовать административно-территориальное деление России; — знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа, уметь показать их на административной карте России; — понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных этносов; — объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к тому или иному народу; — понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации; — демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России; — характеризовать духовную культуру всех народов России как общее достояние и богатство нашей многонациональной Родины. Тема 2. История быта как история культуры. Прогресс: технический и социальный — Понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его типы; — понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов России и особенностями исторического периода; — находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов России от их локализации в конкретных климатических, географических и культурно-исторических условиях. — Знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда, характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе; — осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически благоприятной среды; — демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его социальной и духовнонравственной важности; — понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и изменениями социальных взаимосвязей в обществе; — осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности общества. Тема 3. Образование в культуре народов России — Иметь представление об истории образования и его роли в обществе на различных этапах его развития; — понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от процесса познания; — понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных общественных процессах; — обосновывать важность образования в современном мире и ценность знания; — характеризовать образование как часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека. Тема 4. Права и обязанности человека — Знать термины «права человека», «естественные права человека», «правовая культура»: — характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с правами; — понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и обязанности человека; — понимать необходимость соблюдения прав человека; — понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между правами и обязанностями человека в обществе; — приводить примеры формирования правовой культуры из истории народов России. Тема 5. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие — Знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм», «свободомыслие»; — характеризовать основные культурообразующие конфессии; — знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе общественного развития; — понимать и обосновывать роль религий как источника культурного развития общества. Тема 6. Современный мир: самое важное (практическое занятие) — Характеризовать основные процессы, протекающие в современном обществе, его духовнонравственные ориентиры; — понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития человека и общества в целом для сохранения социально-экономического благополучия; — называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории и культуры России. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 7. Духовно-нравственный облик и идеал человека .Взросление человека в культуре народов России — Объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание личных качеств человека; — осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными моральными и нравственными ценностями; — понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь; — обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных процессах; — характеризовать взаимосвязь таких понятий как «свобода», «ответственность», «право» и «долг»; — понимать важность коллективизма как ценности современной России и его приоритет перед идеологией индивидуализма; — приводить примеры идеалов человека в историко-культурном пространстве современной России. — Понимать различие между процессами антропогенеза и антропосоциогенеза; — характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а также потребности человека для гармоничного развития и существования на каждом из этапов; — обосновывать важность взаимодействия человека и общества, характеризовать негативные эффекты социальной изоляции; — знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми. Тема 8. Религия как источник нравственности. Наука как источник знания о человеке. — Характеризовать нравственный потенциал религии; — знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих конфессий России; — знать основные требования к нравственному идеалу человека в государствообразующих религиях современной России; — уметь обосновывать важность религиозных моральных и нравственных ценностей для современного общества. — Понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»; — определять нравственный смысл гуманитарного знания, его системообразующую роль в современной культуре; — характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества, как его внутреннюю самоактуализацию; — осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного знания. Тема 9. Этика и нравственность как категории духовной культуры. Самопознание (практическое занятие) — Характеризовать многосторонность понятия «этика»; — понимать особенности этики как науки; — объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и культуре народов России и соотносить их с личным опытом; — обосновывать важность и необходимость нравственности для социального благополучия общества и личности. — Характеризовать понятия «самопознание», «автобиография», «автопортрет», «рефлексия»; — уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне; — доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 10. Труд делает человека человеком. Подвиг: как узнать героя? — Характеризовать важность труда и его роль в современном обществе; — соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое благополучие»; — объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя; — оценивать общественные процессы в области общественной оценки труда; — осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых подвигов, социальной ответственности за свой труд; — объяснять важность труда и его экономической стоимости; — знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны, а также «общественная оценка труда». — Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»; — понимать отличия подвига на войне и в мирное время; — уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества; — знать и называть героев современного общества и исторических личностей; — обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через значимость для общества и понимание последствий. Тема 11. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственногосамосознания — Характеризовать понятие «социальные отношения»; — понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в приложении к его нравственному и духовному развитию; — осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном состоянии личности; — обосновывать понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы; — обосновывать важность и находить нравственные основания социальной взаимопомощи, в том числе благотворительности; — понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в социальном аспекте. — Характеризовать понятие «социальные проблемы современного общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей; — приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья», «сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на доступном для понимания уровне; — обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со стороны общества. Тема 12. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной культуры народов России — Характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи; — анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных этносов и религий; — уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания. — Характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно-нравственных ценностей российского народа; — находить и обосновывать проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России; — знать и понимать важность гуманизма для формирования высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в обществе; — находить и объяснять гуманистические проявления в современной культуре. Тема 13. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного обликаобщества — Характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие профессии»; — иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых представителям социальных профессий; — осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе социальных профессий; — приводить примеры из литературы и истории, современной жизни, подтверждающие данную точку зрения. Тема 14. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг — Характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в истории России; — доказывать важность меценатства в современном обществе для общества в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената; — характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную роль в жизни общества; — приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и современной России; — понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской деятельности, аргументированно объяснять её важность. Тема 15. Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогрессаобщества — Характеризовать понятие «наука»; — уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным прогрессом; — называть имена выдающихся учёных России; — обосновывать важность понимания истории науки, получения и обоснования научного знания; — характеризовать и доказывать важность науки для благополучия общества, страны и государства; — обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад в доказательство этих понятий. Тема 16. Моя профессия (практическое занятие) — Характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель труда в определённой профессии; — обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека, необходимые в этом виде труда. Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Тема 17. Гражданин. Патриотизм. Защита Родины: подвиг или долг? — Характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их взаимосвязь; — понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей гражданского самосознания; — понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина. — Характеризовать понятие «патриотизм»; — приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе; — различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре; — уметь обосновывать важность патриотизма. — Характеризовать понятия «война» и «мир»; — доказывать важность сохранения мира и согласия; — обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина; — понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре; — характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»; обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений. Тема 18. Государство. Россия — наша родина. Гражданская идентичность (практическое занятие) — Характеризовать понятие «государство»; — уметь выделять и формулировать основные особенности Российского государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности; — характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской идентичности человека; — характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это понятие с необходимыми нравственными качествами человека. — Охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие: этническую, религиозную, гендерную идентичности; — обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина, указывать их источники. Тема 19. Моя школа и мой класс (практическое занятие) — Характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных действий, их нравственного характера; — находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к потребностям класса. Тема 20. Человек: какой он? (практическое занятие ) Человек и культура (проект) — Характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал; — приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре; — формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые ему присущи. — Характеризовать грани взаимодействия человека и культуры; — уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров образ человека, создаваемый произведениями культуры; — показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние; — характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с положительной, так и с отрицательной стороны. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Тематический блок 1. «Культура как социальность» 6 час. 1.1. Мир культуры: его структура Культура России: 1 многообразие регионов 0 0 01.09.2022 02.09.2022 понимать специфику социальных явлений, их отличия от мира природы; уметь объяснять взаимосвязь материальной культуры с духовнонравственным состоянием общества; слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации; Устный опрос; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 1.2. История быта как история культуры Прогресс: технический и социальный 1 0 0 05.09.2022 09.09.2022 понимать и объяснять важность сохранения исторической памяти разных народов, культурных традиций разных регионов России; характеризовать духовную культуру народов России как общее достояние нашей Родины; работать с картой регионов, разграничивать понятия по теме, слушать объяснения учителя; Устный опрос; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 1.3. Образование в культуре народов России 1 0 0 12.09.2022 16.09.2022 понимать и объяснять взаимосвязь хозяйственной деятельности, быта людей с историей народа, климатом, географическими условиями его жизни; работать с учебником, а также научно-популярной литературой; просматривать и анализировать учебные фильмы; Устный опрос; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 1.4. Права и обязанности человека 1 0 0 19.09.2022 23.09.2022 понимать и объяснять, что такое труд, разделение труда, какова роль труда в истории и современном обществе; работать с учебником, научно-популярной литературой; решать проблемные задачи, анализировать и разграничивать понятий; Устный опрос; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 1.5. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие 1 0 0 26.09.2022 30.09.2022 ; понимать и объяснять важность образования в современном мире и ценность знаний; понимать, что образование — важная часть процесса формирования духовно-нравственных ориентиров человека; слушать объяснения учителя, рефлексировать собственный опыт, разграничивать понятия; Устный опрос; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 1.6. Современный мир: самое важное (практическое 1 занятие) 0 0 03.10.2022 07.10.2022 ; понимать и объяснять, в чём заключается смысл понятий «права человека», правовая культура» и др.; понимать необходимость соблюдения прав и обязанностей человека; слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с текстом учебника и с источниками; Устный опрос; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 0 10.10.2022 14.10.2022 ; понимать и объяснять смысл понятий «религия», «атеизм» и др.; знать названия традиционных религий России, уметь объяснять их роль в истории и на современном этапе развития общества; слушать объяснения учителя, решать текстовые задачи; Устный опрос; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» 3час. .2.1 Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека Взросление человека в культуре народов России 1 0 2..2. Религия как источник нравственности. Наука как источник знания о человеке и человеческом 1 0 1 17.10.2022 21.10.2022 понимать, в чём заключаются основные духовно-нравственные ориентиры современного общества; подготовить проект (или доклад, сообщение); работать с научнопопулярной литературой, разграничивать и систематизировать понятия; Практическая работа; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 2..3. Этика и нравственность как категории духовной культуры .Самопознание (практическое занятие) 1 0 0 24.10.2022 28.10.2022 понимать и объяснять взаимосвязь таких понятий, как «свобода», ответственность, право и долг; слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации; Устный опрос; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 Тематический блок 3. «Человек как член общества» 7.час. 3.1.. Труд делает человека человеком.. Подвиг: как узнать героя? 1 0 0 07.11.2022 11.11.2022 ; объяснять важность взаимодействия человека и общества, негативные эффекты социальной изоляции; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать информацию из нескольких источников, анализировать собственный опыт; Устный опрос; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 3.2.. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Проблемы современного общества какотражение его духовнонравственногосамосознания 1 0 0 14.11.2022 18.11.2022 понимать, какой нравственный потенциал несут традиционные религии России; слушать объяснения учителя, работать с учебником, просматривать учебные фильмы по теме; Устный опрос; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 3.3. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений .Гуманизм как сущностная характеристикадуховно- нравственной культуры народов России 1 0 0 21.11.2022 25.11.2022 понимать и объяснять смысл понятия «гуманитарное знание»; осознавать, что культура помогает человеку понимать самого себя; слушать объяснения учителя, работать с учебником, с дополнительной научно-популярной литературой; Тестирование; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 3.4. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества 1 0 0 28.11.2022 02.12.2022 объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров из истории и культуры народов России, соотносить эти понятия с личным опытом; решать проблемные задачи, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт; Устный опрос; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 3.5. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг 1 0 1 05.12.2022 09.12.2022 уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность» с самопознанием на доступном для возраста детей уровне; формировать представления о самом себе; воспитывать навыки само- презентации, рефлексии; слушать и анализировать доклады одноклассников; Практическая работа; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 3.6 Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества 1 0 0 12.12.2022 16.12.2022 осознавать важность труда объяснять его роль в современном обществе; понимать и осознавать трудолюбие как ответственность перед людьми и самим собой; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 3.7.. Моя профессия (практическое занятие) 1 0 0 19.12.2022 23.12.2022 понимать и объяснять отличие подвига на войне и в мирное время; знать и называть имена героев; Устный опрос; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» 4.час. 4.1 Гражданин. Патриотизм. Защита Родины: подвиг или долг? 1 0 0 26.12.2022 30.12.2022 понимать и объяснять понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм», «благотворительность»; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника; Устный опрос; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 4.2.. Государство. Россия — наша родина. Гражданская идентичность (практическое занятие) 1 0 0 12.01.2023 13.01.2023 понимать и объяснять понятия «бедность», «инвалидность», «сиротство»; предлагать пути преодоления проблем современного общества на доступном для понимания детей уровне; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника; Устный опрос; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 4.3. Моя школа и мой класс (практическое занятие) 1 0 0 16.01.2023 20.01.2023 понимать и объяснять понятия «милосердие», «взаимопомощь», «благотворительность», «волонтёрство»; выявлять общие черты традиций милосердия, взаимной помощи, благотворительности у представителей разных народов; слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника; Устный опрос; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 4.4. Человек: какой он? (практическое занятие) Человек и культура (проект) 1 0 0 23.01.2023 27.01.2023 понимать и характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовно-нравственных ценностей народов России; осознавать важность гуманизма для формирования личности, построения взаимоотношений в обществе; слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой; Письменный контроль; https://resh.edu.ru/specialcourse/1 20 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ