РП Родной язык (русский) 5-8кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕКИЙ РАЙОН ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО

УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового
от « 30» августа 2022 года протокол № 1
Председатель

________

Г.П.Власова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку (русскому)
Уровень образования (класс): основное общее образование, 5-7 класс
Количество часов 21ч.
Учитель Казак Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 пос.Паркового
Программа разработана в соответствии с ФГОС, на основе примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, пр. от 25.08.2020 года; с учетом программы ГБДОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края», 2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Русский родной язык» для учащихся 5-8х классов
разработана на основании документов:
1.ФГОС;
2. Примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для
общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, пр. от 25.08.2020 года;
3. Программы ГБДОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского
края»,2022г.
Цель рабочей программы соотносится с главными задачами реализации основной образовательной программы основного общего образования:
- воспитание ценностного отношения к родному ( русскому ) языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к языковому наследию своего народа;
- познание языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности,
позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека.
- осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение родного языка народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным ( русским ) языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Общая характеристика учебного предмета
Родной язык (русский) – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Родной язык(русский)» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся,
так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о родном русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа.
Задачи изучения родного языка (русского) в школе:
• формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю
культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку
межнационального общения;

• усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление
и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
• овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
• овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания.
Родной язык(русский) является основой развития мышления и средством
обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Родной язык (русский)» в 5,6,7,8 классах отводится
по7ч.
ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ
(5, 6,7,8 классы)
Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладевают обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 5-м и 6-м классах.
1. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
У обучающихся будет сформировано:
1)
представление о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому
языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка.
2)
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный,
этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.
Обучающиеся приобретают опыт:
1) осознания роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в
жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание
национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
2) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
У обучающихся может быть сформировано:

1) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
2) способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря;
расширение круга используемых языковых и речевых средств родного
языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся научится:
1) анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
2) идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
3) выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
4) ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
5) формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;
 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия
для выполнения учебной и познавательной задачи;
 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
 определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
1) определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
2) систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
3) отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий
и требований;
4) оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
5) находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
6) работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность
на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных
характеристик продукта/результата;
7) устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
8) сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения.
Обучающийся научится:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;
 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы
действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся научится:

1) наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
2) соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
3) принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
4) самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;
5) ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи
или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся научится:
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие,
способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и
от частных явлений к общим закономерностям;
 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
 словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или
обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные
/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:
 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
 преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных
критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный,
научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся научится:
 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
 выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся научится:
 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;





осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД
11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Обучающийся научится
 работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
 формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью.
12. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции.
13. Развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
14. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Обучающийся научится:
1) целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью
средств ИКТ;
2) выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
3) использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов)
для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в
том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Обучающийся получит возможность научиться:
1) анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и
уметь объяснять их;  оценивать собственную и чужую речь с точки
зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;  опознавать различные выразительные средства языка;
2) писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады,
интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
3) осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; пла-

нирования и регуляции своей деятельности;
4) участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную
позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
5) характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
6) использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
7) самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
8) самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-8 классах должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования. Предметные результаты изучения учебного
предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования
ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
«Язык и культура»:
1) характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более
поздние) (в рамках изученного, с использованием словарей), сфере функционирования;
2) определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической
окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова;
3) характеризовать основные особенности современного русского речевого
этикета;
4) регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, об особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
1) соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён
существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
2) различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
3) употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической
нормы;

4) понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка;
5) выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
6) анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь;
7) корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка;
8) соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях
делового общения;
9) использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и
правописания.
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
1) уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы,
завершение диалога и др.;
2) создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной
форме;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 5-8 КЛАССЫ
5 КЛАСС (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура.
1.1. Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства.
Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры,
народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народнопоэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи –
несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка),
прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич,
сивка-бурка, жар-птица и т.п.) в русских народных и литературных сказках,
народных песнях, былинах, художественной литературе.
1.2. Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка
про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источ-

ники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения.
Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок,
народного ума и особенностей национальной культуры народа.
Загадки. Метафоричность русской загадки.
Раздел 2. Культура речи (2 часа).
2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые
варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть,
рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
2.2. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора
слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Синонимы и точность речи. Смысловые‚
стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность
речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в
речи.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
3.1. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки.
Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей
текста.
3.2. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп),
способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог
3.3. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.
Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой.
6 КЛАСС (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура ( 1 час)
1.1. Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и
мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований.
Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль
заимствованной лексики в современном русском языке.
Раздел 2. Культура речи (3 часа)
2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час).
Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. (1 час)
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т.
д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной
степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен –
медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической
нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию»,
стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья
– не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями
окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной
степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен –
медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической
нормы в словарях и справочниках.
2.3. Речевой этикет (1 час)
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность,

вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику.
Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль;
этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы.
Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы
начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (1 час)
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного
ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа).
Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного
ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа).
Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Итоговая аттестация – защита проекта
7 КЛАСС (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура (1 час)
1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории.
Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной
жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национальнобытовых реалий.
Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение
пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.
Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Раздел 2. Культура речи (3 часа)
2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час)

Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической
сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (1 час)
Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий,
горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий.
Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Литературный и разговорный варианты грамматической норм.
2.3. Речевой этикет (1 час)
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚
средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная
интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.
Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения.
Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3.
Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа)
3.1. Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре,
как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы.
Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля
речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Итоговая аттестация – защита проекта
8 КЛАСС (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура (1 час)
1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории.
Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике.
Иноязычная лексика в русском языке. Характеристика заимствованных
слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени
вхождения (самые древние и более поздние; в рамках изученного, с использованием словарей), сфере функционирования.
Раздел 2. Культура речи (3 часа)
2.1. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи (1 час)

Произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударного [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по
твёрдости-мягкости согласных перед [э] в словах иностранного происхождения. Произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетаний чн
и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф’] и [в’]; произношение мягкого [н] перед ч и щ. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.
2.2. Типичные акцентологические ошибки в современной речи (1
час)
Особенности постановки ударения в диалектах русского языка.
2.3. Особенности современного речевого этикета (1 час)
Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа)
3.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности (1 час)
Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.
3.2. Текст как единица языка и речи (аргументация) (1 час)
Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в
учебно-научном общении.
(Или (по выбору учителя):
3.2. Доказательство и его структура. Виды доказательств (1 час)
Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства.
Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента:
критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации).
Итоговая аттестация – защита проекта (1 час)
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК
(РУССКИЙ)» 5-8 класс
5 класс (7 часов)
№
п/п

Раздел

Количество часов в год
(час)

Темы

1. Раздел 1.
Язык и
культура

2

2. Раздел 2.

2

Русский язык-национальный язык русского народа.
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок
источники, значение и употребление в
современных ситуациях речевого общения.
Основные орфоэпические нормы со-

Направления
воспит.
деятельности

2
1

5

Культура
речи
3. Раздел 3.
Речь. Речевая деятельность.
Текст.
4. Защита проекта

2

1

Итого

временного русского литературного
языка.
Основные лексические нормы совре- 4
менного русского литературного языка
Текст как единица языка и речи. Язык 5
и речь.
Функциональные разновидности языка.
Виды речевой деятельности.

3

Примерные темы проектных и исследовательских работ
1. Из истории русских имён.
2. Русские пословицы и поговорки о
гостеприимстве и хлебосольстве.
3. Словарь одного слова.
4. Календарь пословиц о временах года.
5. Карта «Интересные названия городов моего края».
6. Как быть вежливым?
7. Межнациональные различия невербального общения и др
7

2

6 класс (7 часов)
№
п/п

1.

2.

3.

4.

Раздел

Раздел 1.
Язык и
культура
Раздел 2
Культура
речи

Раздел 3.
Речь. Речевая деятельность.
Текст
Защита
проекта

Количество часов
в год (час)

Темы

1

1.1.Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур
2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного
языка.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка.
2.3. Речевой этикет

5

1

3.1.Функциональные разновидности
языка

5

2

Примерные темы проектных и исследовательских работ
1.
Русские пословицы и поговорки

3

Направления
воспит.
деятельности

1

1

3

3

о характере, качествах человека.
2.
Роль и уместность заимствований в современном русском языке.
3.
Этимология обозначений имен
прилагательных, обозначающих цвет,
в русском языке.
4.
Названия денежных единиц в
русском языке.
5.
Этикетные формы обращения.
6.
Межнациональные
различия
невербального общения.
7.
Этикет приветствия в русском и
иностранном языках.
8.
Синонимический ряд: врач –
доктор – лекарь – эскулап – целитель
– врачеватель: общее и различное.
9.
Русизмы в языках народов России и в иностранных языках.
10. Словарь одного слова
Итого
7
7 класс (7 часов)
№
Раздел
КоличеНаправления
п/п
ство часов
Темы
вопитательв год
ной деятель(час)
ности
1.1. Устаревшие слова как живые 2
1. Раздел 1. Язык и
1
свидетели истории
культура
2.1. Основные лексические нормы 1
2. Раздел 2 Куль3
современного русского литературтура речи
ного языка.
2. Основные грамматические нор- 1
мы современного русского литературного языка
2.3. Речевой этикет
3
3.

4.

Раздел 3. Речь.
Речевая деятельность. Текст
Защита проекта

2

3.1.Функциональные разновидно- 5
сти языка

2

1.
Примерные темы проектных 5
и исследовательских работ
2.
Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.
3.
Типы устаревших слов в
русском языке.
4.
Русские пословицы и пого-

ворки о вежливости и обходительности.
5.
Этикетные формы обращения.
6.
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
7.
Межнациональные различия
невербального общения.
8.
Как быть вежливым?
9.
Искусство комплимента в
русском и иностранных языках.
10.
Формы выражения вежливости (на примере иностранного и
русского языков).
11.
Этикет приветствия в русском и иностранных языках.
12.
Анализ типов заголовков в
современных СМИ.
Заголовки и лиды в современных
средствах массовой информации
1.
Примерные темы проектных
и исследовательских работ
2.
Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.
3.
Типы устаревших слов в
русском языке.
4.
Русские пословицы и поговорки о вежливости и обходительности.
5.
Этикетные формы обращения.
6.
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
7.
Межнациональные различия
невербального общения.
8.
Как быть вежливым?
9.
Искусство комплимента в
русском и иностранных языках.
10.
Формы выражения вежливости (на примере иностранного и

русского языков).
11.
Этикет приветствия в русском и иностранных языках.
12.
Анализ типов заголовков в
современных СМИ.
13.
Заголовки и лиды в современных средствах массовой информации.
14.
Подготовка сборника притч.
15.
Разработка личной странички для школьного портала.
16.
Памятка на тему «Как правильно употреблять слова эффектный и
17.
эффективный» и т. п.
18.
Язык современной рекламы.
19.
Разработка
рекомендаций
«Как быть убедительным в споре»
7
8 класс (7 часов)

Итого
№
п/п

Раздел

Количество
часов
в год (час)

1.

Раздел 1. Язык и
культура
Раздел 2 Культура речи

1

1.1. Иноязычная лексика в русском языке.

3

2.1. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи.
2.2. Типичные акцентологические ошибки
в современной речи.

2.

3.

Раздел 3. Речь.
Речевая деятельность. Текст

2

4.

Защита проекта

1

Темы

2.3. Особенности современного речевого
этикета.
3.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности.
3.2. Текст как единица языка и речи (аргументация)
или
3.2. Доказательство и его структура. Виды
доказательств
(по выбору учителя)
Примерные темы проектных и исследовательских работ:
1. О происхождении фразеологизмов.

Итого
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры филологической направленности МБОУ
СОШ №18 пос.Паркового от
29.08.2022 №1
_____________ Печенкина В.А.

2. Источники фразеологизмов в русском
языке.
3. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.
4. Сборник правил ведения корректной
дискуссии.
5. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору».
6. Разработка рекомендаций «Как избегать
речевой агрессии».
7. Новые слова-заимствования в дисплейных текстах.
8. Словарный бум в русском языке новейшего периода.
9. Новые иноязычные слова в русском языке: благо или зло?
7
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
____________ О.В.Мирошниченко
30.08.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».