МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО УТВЕРЖДЕНА решением педагогического совета МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового от « 30» августа 2022 года протокол № 1 Председатель ________ Г.П.Власова РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному языку (русскому) Уровень образования (класс): основное общее образование, 5-7 класс Количество часов 21ч. Учитель Казак Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18 пос.Паркового Программа разработана в соответствии с ФГОС, на основе примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, пр. от 25.08.2020 года; с учетом программы ГБДОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края», 2022г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по предмету «Русский родной язык» для учащихся 5-8х классов разработана на основании документов: 1.ФГОС; 2. Примерной программы по учебному предмету «Родной язык (русский)» для общеобразовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, пр. от 25.08.2020 года; 3. Программы ГБДОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края»,2022г. Цель рабочей программы соотносится с главными задачами реализации основной образовательной программы основного общего образования: - воспитание ценностного отношения к родному ( русскому ) языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к языковому наследию своего народа; - познание языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека. - осознание взаимосвязи между своим интеллектуальным и социальным ростом, способствующим духовному, нравственному, эмоциональному, творческому, этическому и познавательному развитию; - формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение родного языка народа; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным ( русским ) языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета. Общая характеристика учебного предмета Родной язык (русский) – национальный язык русского народа и государственный язык Российской Федерации, являющийся также средством межнационального общения. Изучение предмета «Родной язык(русский)» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа. Задачи изучения родного языка (русского) в школе: • формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения; • усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов; • овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств; • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания. Родной язык(русский) является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования. Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение предмета «Родной язык (русский)» в 5,6,7,8 классах отводится по7ч. ПЕРВЫЙ, ВТОРОЙ, ТРЕТИЙ ГОДЫ ОБУЧЕНИЯ (5, 6,7,8 классы) Программа направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладевают обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Русский родной язык» в 5-м и 6-м классах. 1. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА У обучающихся будет сформировано: 1) представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка. 2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания. Обучающиеся приобретают опыт: 1) осознания роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; 2) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. У обучающихся может быть сформировано: 1) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; 2) способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; 3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Регулятивные УУД 1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся научится: 1) анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; 2) идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; 3) выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; 4) ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; 5) формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся научится: 1) определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; 2) систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; 3) отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; 4) оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; 5) находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; 6) работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; 7) устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; 8) сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Обучающийся научится: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся научится: 1) наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; 2) соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; 3) принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; 4) самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; 5) ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности. Познавательные УУД 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся научится: определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся научится: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 8. Смысловое чтение. Обучающийся научится: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста. 9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся научится: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся научится: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Обучающийся научится работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 12. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции. 13. Развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 14. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации Обучающийся научится: 1) целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; 2) выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; 3) использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. Обучающийся получит возможность научиться: 1) анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; 2) писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; 3) осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; пла- нирования и регуляции своей деятельности; 4) участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; 5) характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; 6) использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; 7) самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 8) самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-8 классах должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях. «Язык и культура»: 1) характеризовать заимствованные слова по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках изученного, с использованием словарей), сфере функционирования; 2) определять значения лексических заимствований последних десятилетий; характеризовать неологизмы по сфере употребления и стилистической окраске; целесообразно употреблять иноязычные слова; 3) характеризовать основные особенности современного русского речевого этикета; 4) регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, об особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов. «Культура речи»: 1) соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, имён прилагательных, глаголов (в рамках изученного); 2) различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной орфоэпической нормы; 3) употреблять слова с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы; 4) понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и ударения современного русского языка; 5) выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи; 6) анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; 7) корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам современного литературного языка; 8) соблюдать нормы русского этикетного речевого поведения в ситуациях делового общения; 9) использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативных вариантов произношения и правописания. «Речь. Речевая деятельность. Текст»: 1) уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при дистантном общении: сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.; 2) создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме; строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии. 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 5-8 КЛАССЫ 5 КЛАСС (7 часов) Раздел 1. Язык и культура. 1.1. Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народнопоэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе. 1.2. Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источ- ники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской загадки. Раздел 2. Культура речи (2 часа). 2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях. Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах. Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс. Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия). 2.2. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. 3.1. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста. 3.2. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог 3.3. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой. 6 КЛАСС (7 часов) Раздел 1. Язык и культура ( 1 час) 1.1. Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. Раздел 2. Культура речи (3 часа) 2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час). Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. 2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. (1 час) Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.). Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.). Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. 2.3. Речевой этикет (1 час) Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (1 час) Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Итоговая аттестация – защита проекта 7 КЛАСС (7 часов) Раздел 1. Язык и культура (1 час) 1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национальнобытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.). Раздел 2. Культура речи (3 часа) 2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час) Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи. 2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка (1 час) Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм. 2.3. Речевой этикет (1 час) Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа) 3.1. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча. Итоговая аттестация – защита проекта 8 КЛАСС (7 часов) Раздел 1. Язык и культура (1 час) 1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Иноязычная лексика в разговорной речи, дисплейных текстах, современной публицистике. Иноязычная лексика в русском языке. Характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние; в рамках изученного, с использованием словарей), сфере функционирования. Раздел 2. Культура речи (3 часа) 2.1. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи (1 час) Произношение гласных [э], [о] после мягких согласных и шипящих; безударного [о] в словах иностранного происхождения; произношение парных по твёрдости-мягкости согласных перед [э] в словах иностранного происхождения. Произношение безударного [а] после ж и ш; произношение сочетаний чн и чт; произношение женских отчеств на -ична, -инична; произношение твёрдого [н] перед мягкими [ф’] и [в’]; произношение мягкого [н] перед ч и щ. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. 2.2. Типичные акцентологические ошибки в современной речи (1 час) Особенности постановки ударения в диалектах русского языка. 2.3. Особенности современного речевого этикета (1 час) Речевая агрессия. Этикетные речевые тактики и приёмы в коммуникации‚ помогающие противостоять речевой агрессии. Синонимия речевых формул. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа) 3.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности (1 час) Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. 3.2. Текст как единица языка и речи (аргументация) (1 час) Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении. (Или (по выбору учителя): 3.2. Доказательство и его структура. Виды доказательств (1 час) Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации). Итоговая аттестация – защита проекта (1 час) 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 5-8 класс 5 класс (7 часов) № п/п Раздел Количество часов в год (час) Темы 1. Раздел 1. Язык и культура 2 2. Раздел 2. 2 Русский язык-национальный язык русского народа. Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Основные орфоэпические нормы со- Направления воспит. деятельности 2 1 5 Культура речи 3. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст. 4. Защита проекта 2 1 Итого временного русского литературного языка. Основные лексические нормы совре- 4 менного русского литературного языка Текст как единица языка и речи. Язык 5 и речь. Функциональные разновидности языка. Виды речевой деятельности. 3 Примерные темы проектных и исследовательских работ 1. Из истории русских имён. 2. Русские пословицы и поговорки о гостеприимстве и хлебосольстве. 3. Словарь одного слова. 4. Календарь пословиц о временах года. 5. Карта «Интересные названия городов моего края». 6. Как быть вежливым? 7. Межнациональные различия невербального общения и др 7 2 6 класс (7 часов) № п/п 1. 2. 3. 4. Раздел Раздел 1. Язык и культура Раздел 2 Культура речи Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Защита проекта Количество часов в год (час) Темы 1 1.1.Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур 2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. 2.3. Речевой этикет 5 1 3.1.Функциональные разновидности языка 5 2 Примерные темы проектных и исследовательских работ 1. Русские пословицы и поговорки 3 Направления воспит. деятельности 1 1 3 3 о характере, качествах человека. 2. Роль и уместность заимствований в современном русском языке. 3. Этимология обозначений имен прилагательных, обозначающих цвет, в русском языке. 4. Названия денежных единиц в русском языке. 5. Этикетные формы обращения. 6. Межнациональные различия невербального общения. 7. Этикет приветствия в русском и иностранном языках. 8. Синонимический ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель: общее и различное. 9. Русизмы в языках народов России и в иностранных языках. 10. Словарь одного слова Итого 7 7 класс (7 часов) № Раздел КоличеНаправления п/п ство часов Темы вопитательв год ной деятель(час) ности 1.1. Устаревшие слова как живые 2 1. Раздел 1. Язык и 1 свидетели истории культура 2.1. Основные лексические нормы 1 2. Раздел 2 Куль3 современного русского литературтура речи ного языка. 2. Основные грамматические нор- 1 мы современного русского литературного языка 2.3. Речевой этикет 3 3. 4. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Защита проекта 2 3.1.Функциональные разновидно- 5 сти языка 2 1. Примерные темы проектных 5 и исследовательских работ 2. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке. 3. Типы устаревших слов в русском языке. 4. Русские пословицы и пого- ворки о вежливости и обходительности. 5. Этикетные формы обращения. 6. Являются ли жесты универсальным языком человечества? 7. Межнациональные различия невербального общения. 8. Как быть вежливым? 9. Искусство комплимента в русском и иностранных языках. 10. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков). 11. Этикет приветствия в русском и иностранных языках. 12. Анализ типов заголовков в современных СМИ. Заголовки и лиды в современных средствах массовой информации 1. Примерные темы проектных и исследовательских работ 2. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке. 3. Типы устаревших слов в русском языке. 4. Русские пословицы и поговорки о вежливости и обходительности. 5. Этикетные формы обращения. 6. Являются ли жесты универсальным языком человечества? 7. Межнациональные различия невербального общения. 8. Как быть вежливым? 9. Искусство комплимента в русском и иностранных языках. 10. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков). 11. Этикет приветствия в русском и иностранных языках. 12. Анализ типов заголовков в современных СМИ. 13. Заголовки и лиды в современных средствах массовой информации. 14. Подготовка сборника притч. 15. Разработка личной странички для школьного портала. 16. Памятка на тему «Как правильно употреблять слова эффектный и 17. эффективный» и т. п. 18. Язык современной рекламы. 19. Разработка рекомендаций «Как быть убедительным в споре» 7 8 класс (7 часов) Итого № п/п Раздел Количество часов в год (час) 1. Раздел 1. Язык и культура Раздел 2 Культура речи 1 1.1. Иноязычная лексика в русском языке. 3 2.1. Типичные орфоэпические и акцентологические ошибки в современной речи. 2.2. Типичные акцентологические ошибки в современной речи. 2. 3. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст 2 4. Защита проекта 1 Темы 2.3. Особенности современного речевого этикета. 3.1. Язык и речь. Виды речевой деятельности. 3.2. Текст как единица языка и речи (аргументация) или 3.2. Доказательство и его структура. Виды доказательств (по выбору учителя) Примерные темы проектных и исследовательских работ: 1. О происхождении фразеологизмов. Итого СОГЛАСОВАНО Протокол заседания кафедры филологической направленности МБОУ СОШ №18 пос.Паркового от 29.08.2022 №1 _____________ Печенкина В.А. 2. Источники фразеологизмов в русском языке. 3. Искусство комплимента в русском и иностранных языках. 4. Сборник правил ведения корректной дискуссии. 5. Разработка рекомендаций «Вредные советы оратору». 6. Разработка рекомендаций «Как избегать речевой агрессии». 7. Новые слова-заимствования в дисплейных текстах. 8. Словарный бум в русском языке новейшего периода. 9. Новые иноязычные слова в русском языке: благо или зло? 7 СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УМР ____________ О.В.Мирошниченко 30.08.2022