РП физика 7-9 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО

УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового
от « 30» августа 2022 года протокол № 1
Председатель

________

Г.П.Власова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физике
Уровень образования основное общее образование, 7-9 класс
Количество часов 238
Учитель Солдатова Дарья Анатольевна, учитель физики МБОУ СОШ №18
пос. Паркового
Программа разработана в соответствии с положениями и требованиями к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования (ФГОС ООО),
учётом Примерной программы воспитания и Концепции преподавания
учебного предмета «Физика» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы
авторской рабочей программой Гутник Е.М. к линии УМК
И.М. Перышкина, Е.М. Гутник, А.И. Иванова (Москва, Просвещение,
2021)

Пояснительная записка
Предлагаемая

рабочая

программа

по

физике

для

средней

(полной)

общеобразовательной школы реализуется при использовании учебников «Физика» для 7-9
классов авторов И. М. Перышкина, Е. М. Гутник, А. И. Иванова
Программа составлена на основе:
— требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного

общего

образования

(ООП

ООО),

представленных

в

Федеральном

государственном образовательном стандарте (ФГОС) основного общего образования;
— Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
— Авторской программы по физике для предметной линии УМК И. М. Перышкина,
Е. М. Гутник, А. И. Иванова (Москва : Просвещение, 2021)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
— проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической
науки;
— ценностное отношение к достижениям российских учёных-физиков.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
— готовность к активному участию в обсуждении общественно-значимых и
этических проблем, связанных с практическим применением достижений физики;
— осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Эстетическое воспитание:
— восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения,
строгости, точности, лаконичности.
Ценности научного познания:
— осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира,
основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
— развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом
мире, важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и
тепловым оборудованием в домашних условиях;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права у другого человека.
Трудовое воспитание:
— активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города,
края) технологической и социальной направленности, требующих в том числе и физических
знаний;
— интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой.

Экологическое воспитание:
— ориентация на применение физических знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
— осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды:
— потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов
физической направленности, открытость опыту и знаниям других;
— повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность;
— потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы о физических объектах и явлениях;
— осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
— планирование своего развития в приобретении новых физических знаний;
— стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики, в том числе с использованием физических знаний;
— оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных
глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения;
— выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, относящихся к физическим явлениям;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и
процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
выдвигать гипотезы о взаимосвязях физических величин; самостоятельно выбирать способ
решения учебной физической задачи (сравнение нескольких вариантов решения, выбор
наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных критериев)
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический
эксперимент, небольшое исследование физического явления;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования или эксперимента;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, опыта, исследования;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных с учётом предложенной учебной физической задачи;

— анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
— в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и
проектов задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные
на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
— выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;
— публично представлять результаты выполненного физического опыта
(эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность (сотрудничество):
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной физической проблемы;
— принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её
достижению: распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы;
обобщать мнения нескольких людей;
— выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему
направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
— выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения
физических знаний;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана
исследования с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретённому опыту;
— вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического
исследования или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
— ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную
тему, понимать мотивы, намерения и логику другого.

Принятие себя и других:
— признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в
утверждениях на научные темы и такое же право другого
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 класс
Предметные результаты должны отражать сформированность у обучающихся
умений:
— использовать понятия: физические и химические явления; наблюдение,
эксперимент, модель, гипотеза; единицы физических величин; атом, молекула, агрегатные
состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное); механическое движение (равномерное,
неравномерное, прямолинейное), траектория, равнодействующая сил, деформация (упругая,
пластическая), невесомость, сообщающиеся сосуды;
— различать явления (диффузия; тепловое движение частиц вещества; равномерное
движение; неравномерное движение; инерция; взаимодействие тел; равновесие твёрдых тел
с закреплённой осью вращения; передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами;
атмосферное давление; плавание тел; превращения механической энергии) по описанию их
характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление;
— распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в
том числе физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в
живой и неживой природе; действие силы трения в природе и технике; влияние
атмосферного давления на живой организм; плавание рыб; рычаги в теле человека; при этом
переводить практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки
физических явлений;
— описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила
упругости, сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твёрдого тела, жидкости, газа),
выталкивающая сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы,
коэффициент полезного действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия); при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения
и единицы физических величин, находить формулы, связывающие данную физическую
величину с другими величинами, строить графики изученных зависимостей физических
величин;
— характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила
сложения сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило
равновесия рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической
энергии; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое
выражение;
— объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте
ситуаций практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи,
строить объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства
физических явлений, физических закона или закономерности;
— решать расчётные задачи в 1—2 действия, используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, подставлять физические величины в формулы и проводить расчёты, находить

справочные данные, необходимые для решения задач, оценивать реалистичность
полученной физической величины;
— распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
в описании исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и
интерпретировать полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по
его результатам;
— проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств
тел: формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного
оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы;
— выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и
температуры с использованием аналоговых и цифровых приборов; записывать показания
приборов с учётом заданной абсолютной погрешности измерений;
— проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от
времени движения тела; силы трения скольжения от веса тела, качества обработки
поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел; силы
упругости от удлинения пружины; выталкивающей силы от объёма погружённой части тела
и от плотности жидкости, её независимости от плотности тела, от глубины, на которую
погружено тело; условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков); участвовать в
планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять измерения, следуя
предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических
величин в виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования;
— проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества
жидкости и твёрдого тела; сила трения скольжения; давление воздуха; выталкивающая сила,
действующая на погружённое в жидкость тело; коэффициент полезного действия простых
механизмов), следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать
экспериментальную установку и вычислять значение искомой величины;
— соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
— указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы,
термометр, динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и
неподвижный блок, наклонная плоскость;
— характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств
с опорой на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода,
гидравлический пресс, манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя знания
о свойствах физических явлений и необходимые физические законы и закономерности;
— приводить примеры / находить информацию о примерах практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в окружающей среде;
— осуществлять отбор источников информации в сети Интернет в соответствии с
заданным поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения различных
источников выделять информацию, которая является противоречивой или может быть
недостоверной;

— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами
конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую;
— создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2—3
источников информации физического содержания, в том числе публично делать краткие
сообщения о результатах проектов или учебных исследований; при этом грамотно
использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление
презентацией;
— при выполнении учебных проектов и исследований распределять обязанности в
группе в соответствии с поставленными задачами, следить за выполнением плана действий,
адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы; выстраивать
коммуникативное взаимодействие, учитывая мнение окружающих.
8 класс
Предметные результаты должны отражать сформированность у обучающихся
умений:
— использовать понятия: масса и размеры молекул, тепловое движение атомов и
молекул, агрегатные состояния вещества кристаллические и аморфные тела, насыщенный и
ненасыщенный пар, влажность воздуха; температура, внутренняя энергия, тепловой
двигатель; элементарный электрический заряд, электрическое поле, проводники и
диэлектрики, постоянный электрический ток, магнитное поле;
— различать явления (тепловое расширение/сжатие, теплопередача, тепловое
равновесие, смачивание, капиллярные явления, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизации (отвердевание), кипение, теплопередача (теплопроводность, конвекция,
излучение); электризация тел, взаимодействие зарядов, действия электрического тока,
короткое замыкание, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с
током) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное
физическое явление;
— распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в
том числе физические явления в природе: поверхностное натяжение и капиллярные явления
в природе, кристаллы в природе, излучение Солнца, замерзание водоёмов, морские бризы,
образование росы, тумана, инея, снега; электрические явления в атмосфере, электричество
живых организмов; магнитное поле Земли, дрейф полюсов, роль магнитного поля для жизни
на Земле, полярное сияние; при этом переводить практическую задачу в учебную, выделять
существенные свойства/признаки физических явлений;
— описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины (температура, внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоёмкость
вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота
сгорания топлива, коэффициент полезного действия тепловой машины, относительная
влажность воздуха, электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение,
сопротивление проводника, удельное сопротивление вещества, работа и мощность
электрического тока); при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных
зависимостей физических величин;
— характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя
основные положения молекулярно-кинетической теории строения вещества, принцип

суперпозиции полей (на качественном уровне), закон сохранения заряда, закон Ома для
участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон сохранения энергии; при этом давать словесную
формулировку закона и записывать его математическое выражение;
— объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить
объяснение из 1—2 логических шагов с опорой на 1—2 изученных свойства физических
явлений, физических законов или закономерностей;
— решать расчётные задачи в 2—3 действия, используя законы и формулы,
связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выявлять недостаток данных для решения задачи, выбирать законы и формулы,
необходимые для её решения, проводить расчёты и сравнивать полученное значение
физической величины с известными данными;
— распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать
правильность порядка проведения исследования, делать выводы;
— проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел
(капиллярные явления, зависимость давления воздуха от его объёма, температуры; скорости
процесса остывания/нагревания при излучении от цвета излучающей/поглощающей
поверхности; скорость испарения воды от температуры жидкости и площади её поверхности;
электризация тел и взаимодействие электрических зарядов; взаимодействие постоянных
магнитов, визуализация магнитных полей постоянных магнитов; действия магнитного поля
на проводник с током, свойства электромагнита, свойства электродвигателя постоянного
тока): формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного
оборудования; описывать ход опыта и формулировать выводы;
— выполнять прямые измерения температуры, относительной влажности воздуха,
силы тока, напряжения с использованием аналоговых приборов и датчиков физических
величин; сравнивать результаты измерений с учётом заданной абсолютной погрешности;
— проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с
использованием прямых измерений (зависимость сопротивления проводника от его длины,
площади поперечного сечения и удельного сопротивления вещества проводника; силы тока,
идущего через проводник, от напряжения на проводнике; исследование последовательного и
параллельного соединений проводников): планировать исследование, собирать установку и
выполнять измерения, следуя предложенному плану, фиксировать результаты полученной
зависимости в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;
— проводить косвенные измерения физических величин (удельная теплоёмкость
вещества, сопротивление проводника, работа и мощность электрического тока): планировать
измерения, собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, и
вычислять значение величины;
— соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
— характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств
с опорой на их описания (в том числе: система отопления домов, гигрометр, паровая турбина,
амперметр, вольтметр, счётчик электрической энергии, электроосветительные приборы,
нагревательные электроприборы (примеры), электрические предохранители; электромагнит,
электродвигатель постоянного тока), используя знания о свойствах физических явлений и
необходимые физические закономерности;

— распознавать простые технические устройства и измерительные приборы по
схемам и схематичным рисункам (жидкостный термометр, термос, психрометр, гигрометр,
двигатель внутреннего сгорания, электроскоп, реостат); составлять схемы электрических
цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные
обозначения элементов электрических цепей;
— приводить примеры/находить информацию о примерах практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в окружающей среде;
— осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет, на
основе имеющихся знаний и путём сравнения дополнительных источников выделять
информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной;
— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами
конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в
другую;
— создавать собственные письменные и краткие устные сообщения, обобщая
информацию из нескольких источников физического содержания, в том числе публично
представлять результаты проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно
использовать изученный понятийный аппарат курса физики, сопровождать выступление
презентацией;
— при выполнении учебных проектов и исследований физических процессов
распределять обязанности в группе в соответствии с поставленными задачами, следить за
выполнением плана действий и корректировать его, адекватно оценивать собственный вклад
в деятельность группы; выстраивать коммуникативное взаимодействие, проявляя готовность
разрешать конфликты.
9 класс
Предметные результаты должны отражать сформированность у обучающихся
умений:
— использовать понятия: система отсчёта, материальная точка, траектория,
относительность механического движения, деформация (упругая, пластическая), трение,
центростремительное ускорение, невесомость и перегрузки; центр тяжести; абсолютно
твёрдое тело, центр тяжести твёрдого тела, равновесие; механические колебания и волны,
звук, инфразвук и ультразвук; электромагнитные волны, шкала электромагнитных волн,
свет, близорукость и дальнозоркость, спектры испускания и поглощения; альфа-, бета- и
гамма-излучения, изотопы, ядерная энергетика;
— различать явления (равномерное и неравномерное прямолинейное движение,
равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, равномерное движение
по окружности, взаимодействие тел, реактивное движение, колебательное движение
(затухающие и вынужденные колебания), резонанс, волновое движение, отражение звука,
электромагнитная индукция, прямолинейное распространение, отражение и преломление
света, полное внутреннее отражение света, разложение белого света в спектр и сложение
спектральных цветов, естественная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра
излучения) по описанию их характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих
данное физическое явление;

— распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире (в
том числе физические явления в природе: приливы и отливы, движение планет Солнечной
системы, реактивное движение живых организмов, восприятие звуков животными,
землетрясение, сейсмические волны, цунами, эхо, цвета тел, оптические явления в природе,
биологическое действие видимого, ультрафиолетового и рентгеновского излучений;
естественный радиоактивный фон, космические лучи, радиоактивное излучение природных
минералов; действие радиоактивных излучений на организм человека), при этом переводить
практическую задачу в учебную, выделять существенные свойства/признаки физических
явлений;
— описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические
величины (средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном движении, ускорение,
перемещение, путь, угловая скорость, сила трения, сила упругости, сила тяжести, ускорение
свободного падения, вес тела, импульс тела, импульс силы, механическая работа и мощность,
потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли, потенциальная энергия
сжатой пружины, кинетическая энергия, полная механическая энергия, период и частота
колебаний, длина волны, громкость звука и высота тона, скорость света, показатель
преломления среды); при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, обозначения и единицы физических величин, находить формулы, связывающие
данную физическую величину с другими величинами, строить графики изученных
зависимостей физических величин;
— характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя закон
сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, принцип
относительности Галилея, законы Ньютона, закон сохранения импульса, законы отражения
и преломления света, законы сохранения зарядового и массового чисел при ядерных
реакциях; при этом давать словесную формулировку закона и записывать его
математическое выражение;
— объяснять физические процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций
практико-ориентированного характера: выявлять причинно-следственные связи, строить
объяснение из 2—3 логических шагов с опорой на 2—3 изученных свойства физических
явлений, физических законов или закономерностей;
— решать расчётные задачи (опирающиеся на систему из 2—3 уравнений), используя
законы и формулы, связывающие физические величины: на основе анализа условия задачи
записывать краткое условие, выявлять недостающие или избыточные данные, выбирать
законы и формулы, необходимые для решения, проводить расчёты и оценивать
реалистичность полученного значения физической величины;
— распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
используя описание исследования, выделять проверяемое предположение, оценивать
правильность порядка проведения исследования, делать выводы, интерпретировать
результаты наблюдений и опытов;
— проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел
(изучение второго закона Ньютона, закона сохранения энергии; зависимость периода
колебаний пружинного маятника от массы груза и жёсткости пружины и независимость от
амплитуды малых колебаний; прямолинейное распространение света, разложение белого
света в спектр; изучение свойств изображения в плоском зеркале и свойств изображения
предмета в собирающей линзе; наблюдение сплошных и линейчатых спектров излучения):

самостоятельно собирать установку из избыточного набора оборудования; описывать ход
опыта и его результаты, формулировать выводы;
— проводить при необходимости серию прямых измерений, определяя среднее
значение измеряемой величины (фокусное расстояние собирающей линзы); обосновывать
выбор способа измерения/измерительного прибора;
— проводить исследование зависимостей физических величин с использованием
прямых измерений (зависимость пути от времени при равноускоренном движении без
начальной скорости; периода колебаний математического маятника от длины нити;
зависимости угла отражения света от угла падения и угла преломления от угла падения):
планировать исследование, самостоятельно собирать установку, фиксировать результаты
полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по
результатам исследования;
— проводить косвенные измерения физических величин (средняя скорость и
ускорение тела при равноускоренном движении, ускорение свободного падения, жёсткость
пружины, коэффициент трения скольжения, механическая работа и мощность, частота и
период колебаний математического и пружинного маятников, оптическая сила собирающей
линзы, радиоактивный фон): планировать измерения; собирать экспериментальную
установку и выполнять измерения, следуя предложенной инструкции; вычислять значение
величины и анализировать полученные результаты с учётом заданной погрешности
измерений;
— соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным
оборудованием;
— различать основные признаки изученных физических моделей: материальная
точка, абсолютно твёрдое тело, точечный источник света, луч, тонкая линза, планетарная
модель атома, нуклонная модель атомного ядра;
— характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств
с опорой на их описания (в том числе: спидометр, датчики положения, расстояния и
ускорения, ракета, эхолот, очки, перископ, фотоаппарат, оптические световоды, спектроскоп,
дозиметр, камера Вильсона), используя знания о свойствах физических явлений и
необходимые физические закономерности;
— использовать схемы и схематичные рисунки изученных технических устройств,
измерительных приборов и технологических процессов при решении учебно-практических
задач; оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей
линзе;
— приводить примеры/находить информацию о примерах практического
использования физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при
обращении с приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения
норм экологического поведения в окружающей среде;
— осуществлять поиск информации физического содержания в сети Интернет,
самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения достоверности
полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников;
— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу
физического содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет; владеть приёмами
конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в
другую;

— создавать собственные письменные и устные сообщения на основе информации из
нескольких источников физического содержания, публично представлять результаты
проектной или исследовательской деятельности; при этом грамотно использовать изученный
понятийный аппарат изучаемого раздела физики и сопровождать выступление презентацией
с учётом особенностей аудитории сверстников
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ФИЗИКА»
7 класс (68 часов)
Раздел 1. Физика и ее роль в познании окружающего мира
Физика — наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя.
Физические свойства тел. Основные методы изучения, их различие. Понятие о физической
величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена
деления шкалы прибора. Нахождение погрешности измерения. Современные достижения
науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние
технологических процессов на окружающую среду.
Демонстрации:
1. Механические, тепловые, электрические, магнитные, световые явления.
2. Физические приборы и процедура прямых измерений аналоговым и цифровым
прибором.
3. Измерение дальности полёта тела, брошенного горизонтально. Определение
среднего значения.
Лабораторные работы и опыты.
1. Определение цены деления измерительного прибора.
2. Измерение расстояний
3. Измерение объёма жидкости и твёрдого тела
4. Определение размеров малых тел
Темы проектов: «Физические приборы вокруг нас», «Физические явления в
художественных произведениях», «Нобелевские лауреаты в области физики»
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое
движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых
телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения
твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на
основе молекулярно-кинетических представлений.
Демонстрации
1. Наблюдение броуновского движения.
2. Наблюдение диффузии.
3. Наблюдение явлений, объясняющихся притяжением или отталкиванием частиц
вещества.
Лабораторная работа.
1. Оценка диаметра атома методом рядов (с использованием фотографий)
2. Опыты по обнаружению действия сил молекулярного притяжения
Темы проектов: «Зарождение и развитие научных взглядов о строении вещества»,
«Диффузия вокруг нас», «Удивительные свойства воды
Раздел 3. Взаимодействия тел
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение.
Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция.
Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность
вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой
тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил,

направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая
природа небесных тел Солнечной системы.
Демонстрации
1. Наблюдение механического движения тела.
2. Измерение скорости прямолинейного движения.
3. Наблюдение явления инерции.
4. Наблюдение изменения скорости при взаимодействии тел.
5. Сравнение масс по взаимодействию тел.
6. Сложение сил, направленных по одной прямой.
Лабораторные работы и опыты
1 Определение скорости равномерного движения (шарика в жидкости, модели
электрического автомобиля и т.п. )
2 Определение средней скорости скольжения бруска или шарика по наклонной
плоскости
3 Определение плотности твёрдого тела
4 Опыты, демонстрирующие зависимость растяжения (деформации) пружины от
приложенной силы
5 Опыты, демонстрирующие зависимость силы трения скольжения от веса тела и
характера соприкасающихся поверхностей
Темы проектов: «Инерция в жизни человека», «Плотность веществ на Земле и
планетах Солнечной системы», «Сила в наших руках», «Вездесущее трение».
Раздел 4. Давление твердых тел, жидкостей и газов
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе
молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон
Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного
давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия
плавания тел. Воздухоплавание.
Демонстрации
1. Зависимость давления газа от температуры.
2. Передача давления жидкостью и газом.
3. Сообщающиеся сосуды.
4. Гидравлический пресс.
5. Проявление действия атмосферного давления.
6. Зависимость выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и плотности
жидкости.
7. Равенство выталкивающей силы весу вытесненной жидкости.
8. Условие плавания тел: плавание или погружение тел в зависимости от соотношения
плотностей тела и жидкости.
Лабораторные работы и опыты
1. Исследование зависимости веса тела в воде от объёма погружённой в жидкость
части тела
2. Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погружённое в
жидкость
3. Проверка независимости выталкивающей силы, действующей на тело в жидкости,
от массы тела
4. Опыты, демонстрирующие зависимость выталкивающей
5. силы, действующей на тело в жидкости, от объёма погружённой в жидкость части
тела и от плотности жидкости
Темы проектов: «Тайны давления», «Нужна ли Земле атмосфера», «Зачем нужно
измерять давление», «Выталкивающая сила».
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия

равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного
действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
Демонстрации 1. Примеры простых механизмов
Лабораторные работы и опыты
1 Определение работы силы трения при равномерном движении тела по
горизонтальной поверхности
2 Исследование условий равновесия рычага
3 Измерение КПД наклонной плоскости
4 Изучение закона сохранения механической энергии
Темы проектов: Рычаги в быту и живой природе», «Дайте мне точку опоры, и я
подниму Землю».
8класс (68 часов)
Раздел 1. Тепловые явления
Модели твёрдого, жидкого и газообразного состояний вещества Кристаллические и
аморфные тела Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе положений
молекулярно-кинетической теории Смачивание и капиллярные явления Тепловое
расширение и сжатие. Температура Связь температуры со скоростью теплового движения
частиц Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии: теплопередача и
совершение работы Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение.
Количество теплоты Удельная теплоёмкость вещества Теплообмен и тепловое равновесие
Уравнение теплового баланса Плавление и отвердевание кристаллических веществ Удельная
теплота плавления Парообразование и конденсация Испарение (МС) Кипение Удельная
теплота парообразования Зависимость температуры кипения от атмосферного давления.
Влажность воздуха Энергия топлива Удельная теплота сгорания Принципы работы тепловых
двигателей КПД теплового двигателя Тепловые двигатели и защита окружающей среды
(МС) Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах (МС).
Демонстрации
1. Наблюдение броуновского движения.
2. Наблюдение диффузии.
3. Наблюдение явлений смачивания и капиллярных явлений.
4. Наблюдение теплового расширения тел.
5. Изменение давления газа при изменении объёма и нагревании или охлаждении.
6. Правила измерения температуры.
7. Виды теплопередачи.
8. Охлаждение при совершении работы.
9. Нагревание при совершении работы внешними силами.
10. Сравнение теплоёмкостей различных веществ.
11. Наблюдение кипения.
12. Наблюдение постоянства температуры при плавлении.
13. Модели тепловых двигателей.
Лабораторные работы и опыты
1. Исследование явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды
2. Определение количества теплоты, полученного водой при теплообмене с
нагретым металлическим цилиндром
3. Определение удельной теплоёмкости вещества
4. Исследование процесса испарения
5. Определение относительной влажности воздуха
6. Определение удельной теплоты плавления льда
Темы проектов: «Теплоемкость веществ, или как сварить яйцо в бумажной
кастрюле», «Несгораемая бумажка, или Нагревание в огне медной проволоки, обмотанной
бумажной полоской», «Тепловые двигатели, или Исследование принципа действия тепловой

машины на примере опыта с анилином и водой в стакане», «Виды теплопередачи в быту и
технике (авиации, космосе, медицине)», «Почему оно все электризуется, или Исследование
явлений электризации тел»
Раздел 2. Электрические явления
Электризация тел Два рода электрических зарядов Взаимодействие заряженных тел
Закон Кулона (зависимость силы взаимодействия заряженных тел от величины зарядов и
расстояния между телами). Электрическое поле Напряжённость электрического поля.
Принцип суперпозиции электрических полей (на качественном уровне). Носители
электрических зарядов Элементарный электрический заряд. Строение атома Проводники и
диэлектрики Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток Условия
существования электрического тока Источники постоянного тока. Действия электрического
тока (тепловое, химическое, магнитное) Электрический ток в жидкостях и газах.
Электрическая цепь Сила тока Электрическое напряжение Сопротивление проводника
Удельное сопротивление вещества Закон Ома для участка цепи Последовательное и
параллельное. Соединение проводников Работа и мощность электрического тока Закон
Джоуля—Ленца Электрические цепи и потребители электрической энергии в быту Короткое
замыкание
Демонстрации
1. Электризация тел.
2. Два рода электрических зарядов и взаимодействие заряженных тел.
3. Устройство и действие электроскопа.
4. Электростатическая индукция.
5. Закон сохранения электрических зарядов.
6. Проводники и диэлектрики.
7. Моделирование силовых линий электрического поля.
8. Источники постоянного тока.
9. Действия электрического тока.
10. Электрический ток в жидкости.
11. Газовый разряд.
12. Измерение силы тока амперметром.
13. Измерение электрического напряжения вольтметром.
14. Реостат и магазин сопротивлений.
Лабораторные работы и опыты
1. Сборка и проверка работы электрической цепи постоянного тока
2. Измерение и регулирование силы тока
3. Измерение и регулирование напряжения
4. Исследование зависимости силы тока, идущего через резистор, от сопротивления
резистора и напряжения на резисторе
5. Опыты, демонстрирующие зависимость электрического сопротивления
проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала
6. Проверка правила сложения напряжений при последовательном соединении двух
резисторов
7. Определение работы электрического тока, идущего через резистор
8. Определение мощности электрического тока, выделяемой на резисторе
9. Исследование зависимости силы тока, идущего через лампочку, от напряжения на
ней
10. Определение КПД нагревателя
Темы проектов: «Почему оно все электризуется, или Исследование явлений
электризации тел», «Электрическое поле конденсатора, или Конденсатор и шарик от
настольного тенниса в пространстве между пластинами конденсатора», «Изготовление
конденсатора», «Электрический ветер», «Светящиеся слова», «Гальванический элемент»,
«Строение атома, или Опыт Резерфорда».

Раздел 3. Электромагнитные явления
Постоянные магниты Взаимодействие постоянных магнитов Магнитное поле
Магнитное поле Земли и его значение для жизни на Земле Опыт Эрстеда Магнитное поле
электрического тока Применение электромагнитов в технике Действие магнитного поля на
проводник с током Электродвигатель постоянного тока Использование электродвигателей в
технических устройствах и на транспорте
Демонстрации
1. Взаимодействие постоянных магнитов.
2. Моделирование невозможности разделения полюсов магнита.
3. Моделирование магнитных полей постоянных магнитов.
4. Опыт Эрстеда.
5. Магнитное поле тока. Электромагнит.
6. Действие магнитного поля на проводник с током.
7. Электродвигатель постоянного тока.
Лабораторные работы и опыты
1. Исследование магнитного взаимодействия постоянных магнитов
2. Изучение магнитного поля постоянных магнитов при их объединении и
разделении
3. Исследование действия электрического тока на магнитную стрелку
Темы проектов «Постоянные магниты, или Волшебная банка», «Действие
магнитного поля Земли на проводник с током (опыт с полосками металлической фольги)».
Раздел 4. Световые явления
Лучевая модель света Источники света Прямолинейное распространение света
Затмения Солнца и Луны Отражение света Плоское зеркало Закон отражения света.
Преломление света Закон преломления света Полное внутреннее отражение света
Использование полного внутреннего отражения в оптических световодах. Линза Ход лучей
в линзе Оптическая система фотоаппарата, микроскопа и телескопа (МС) Глаз как
оптическая система. Близорукость и дальнозоркость.
Демонстрации:
1 Прямолинейное распространение света
2 Отражение света
3 Получение изображений в плоском, вогнутом и выпуклом зеркалах
4 Преломление света
5 Оптический световод
6 Ход лучей в собирающей линзе
7 Ход лучей в рассеивающей линзе
8 Получение изображений с помощью линз
9 Принцип действия фотоаппарата, микроскопа и телескопа
10 Модель глаза
11 Разложение белого света в спектр
12 Получение белого света при сложении света разных цветов
Лабораторные работы и опыты
1. Исследование зависимости угла отражения светового луча от угла падения
2. Изучение характеристик изображения предмета в плоском зеркале
3. Исследование зависимости угла преломления светового луча от угла падения на
границе «воздух—стекло»
4. Получение изображений с помощью собирающей линзы
5. Определение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы
Темы проектов «Распространение света, или Изготовление камеры-обскуры»,
«Мнимый рентгеновский снимок, или Цыпленок в яйце».
9 класс (102 ч)

Раздел 1. Законы взаимодействия и движения тел
Механическое движение Материальная точка Система отсчёта Относительность
механического движения Равномерное прямолинейное движение Неравномерное
прямолинейное движение Средняя и мгновенная скорость тела при неравномерном
движении. Ускорение Равноускоренное прямолинейное движение Свободное падение
Опыты Галилея Равномерное движение по окружности Период и частота обращения
Линейная и угловая скорости Центростремительное ускорение. Первый закон Ньютона.
Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона Принцип суперпозиции сил. Сила упругости
Закон Гука Сила трения: сила трения скольжения, сила трения покоя, другие виды трения.
Сила тяжести и закон всемирного тяготения Ускорение свободного падения Движение
планет вокруг Солнца (МС) Первая космическая скорость Невесомость и перегрузки.
Равновесие материальной точки. Абсолютно твёрдое тело. Равновесие твёрдого тела с
закреплённой осью вращения Момент силы Центр тяжести. Импульс тела Изменение
импульса Импульс силы Закон сохранения импульса Реактивное движение (МС).
Механическая работа и мощность Работа сил тяжести, упругости, трения Связь энергии и
работы Потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли Потенциальная
энергия сжатой пружины Кинетическая энергия Теорема о кинетической энергии Закон
изменения и сохранения механической энергии
Демонстрации
1. Наблюдение механического движения тела относительно разных тел отсчёта
2. Сравнение путей и траекторий движения одного и того же тела относительно
разных тел отсчёта
3. Измерение скорости и ускорения прямолинейного движения
4. Исследование признаков равноускоренного движения
5. Наблюдение движения тела по окружности
6. Наблюдение механических явлений, происходящих в системе отсчёта «Тележка»
при её равномерном и ускоренном движении относительно кабинета физики
7. Зависимость ускорения тела от массы тела и действующей на него силы
8. Наблюдение равенства сил при взаимодействии тел
9. Изменение веса тела при ускоренном движении
10. Передача импульса при взаимодействии тел
11. Преобразования энергии при взаимодействии тел
12. Сохранение импульса при неупругом взаимодействии
13. Сохранение импульса при абсолютно упругом взаимодействии
14. Наблюдение реактивного движения
15. Сохранение механической энергии при свободном падении
16. Сохранение механической энергии при движении тела под действием пружины
Лабораторные работы и опыты
1. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без
начальной скорости.
2. Проверка гипотезы: если при равноускоренном движении без начальной скорости
пути относятся как ряд нечётных чисел, то соответствующие промежутки времени
одинаковы.
3. Определение работы силы трения при равномерном движении тела по
горизонтальной поверхности.
4. Изучение закона сохранения энергии.
Темы проектов «Экспериментальное подтверждение справедливости условия
криволинейного движения тел», «История развития искусственных спутников Земли и
решаемые с их помощью научно-исследовательские задачи»
Раздел 2. Механические колебания и волны. Звук
Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания.
Колебательная система. Маятник. Амплитуда, период, частота колебаний. Гармонические

колебания. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания.
Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в упругих средах.
Поперечные и продольные волны. Длина волны. Связь длины волны со скоростью ее
распространения и периодом (частотой). Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и
громкость звука. Эхо. Звуковой резонанс. Интерференция звука.
Демонстрации
1. Наблюдение колебаний тел под действием силы тяжести и силы упругости
2. Наблюдение колебаний груза на нити и на пружине
3. Наблюдение вынужденных колебаний и резонанса
4. Распространение продольных и поперечных волн (на модели)
5. Наблюдение зависимости высоты звука от частоты
6. Акустический резонанс
Лабораторные работы и опыты
1. Определение частоты и периода колебаний математического маятника
2. Определение частоты и периода колебаний пружинного маятника
3. Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к нити груза от
длины нити
4. Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы
груза
5. Проверка независимости периода колебаний груза, подвешенного к нити, от
массы груза
6. Опыты, демонстрирующие зависимость периода колебаний пружинного маятника
от массы груза и жёсткости пружины
Темы проектов «Определение качественной зависимости периода колебаний
пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины», «Определение качественной
зависимости периода колебаний нитяного (математического) маятника от величины
ускорения свободного падения», «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине»
Раздел 3. Электромагнитное поле
Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий
его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой
руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная
индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции.
Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в
электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения
электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и
телевидения. Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света.
Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Спектрограф и спектроскоп. Типы
оптических спектров. Спектральный анализ. Поглощение и испускание света атомами.
Происхождение линейчатых спектров.
Демонстрации
1. Исследование явления электромагнитной индукции.
2. Опыты Фарадея
3. Зависимость направления индукционного тока от условий
его возникновения
4. Электрогенератор постоянного тока
5. Свойства электромагнитных волн
6. Волновые свойства света
7. Разложение белого света в спектр
8. Получение белого света при сложении света разных цветов
Лабораторные работы и опыты

1. Изучение явления электромагнитной индукции.
2. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
3. Опыты по разложению белого света в спектр
4. Опыты по восприятию цвета предметов при их наблюдении через цветовые
фильтры
Темы проектов «Развитие средств и способов передачи информации на далекие
расстояния с древних времен и до наших дней», «Метод спектрального анализа и его
применение в науке и технике»
Раздел 4. Строение атома и атомного ядра
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гаммаизлучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения
атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Экспериментальные методы исследования частиц. Протонно-нейтронная модель ядра.
Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения для альфа-и
бета-распада при ядерных реакциях. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана.
Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных
электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние
радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии
Солнца и звезд.
Лабораторные работы и опыты
6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8. Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа
радона.
9. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Темы проектов: «Негативное воздействие радиации (ионизирующих излучений) на
живые организмы и способы защиты от нее»
Раздел 5. Строение и эволюция Вселенной
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела
Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция
Вселенной.
Темы проектов «Естественные спутники планет земной группы», «Естественные
спутники планет-гигантов».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
7 класс (68 часов)

Раздел

Физика и
её роль в
познании
окружающ
его мира

Колво
часов

Темы

Колво
часов

Физика
— наука о
природе

2

Физическ
ие
величины

2

4

Основные
направления
воспитатель
ной деят-и
Выявление различий между физическими 1, 7, 5
и
химическими.
Распознавание
и
классификация физических явлений:
механических, тепловых, электрических,
магнитных и световых. Наблюдение и
описание физических явлений
Определение цены деления шкалы 4, 5
измерительного прибора. Измерение
линейных размеров тел и промежутков
времени с учётом погрешностей.
Основные виды деятельности
обучающихся на уровне универсальных
учебных действий)

Строение
вещества

Первонача
льные
сведения о
строении
вещества

5

Движение
и
взаимоде
йствие
частиц
вещества

Агрегатн
ые
состояния
вещества

Движение
и
взаимодейс
твие тел

Механиче
ское
движение

1

2

2

4

23
Инерция,
масса,
плотность

4

Измерение объёма жидкости и твёрдого
тела. Измерение температуры при
помощи жидкостного термометра и
датчика
температуры.
Выполнение
творческих заданий по поиску способов
измерения
некоторых
физических
характеристик, например, размеров малых
объектов (волос, проволока), удалённых
объектов, больших расстояний, малых
промежутков
времени.
Обсуждение
предлагаемых способов
Наблюдение и интерпретация опытов,
свидетельствующих
об
атомномолекулярном строении вещества: опыты
с растворением различных веществ в воде.
Оценка размеров атомов и молекул с
использованием фотографий, полученных
на атомном силовом микроскопе.
Определение размеров малых тел
Наблюдение и объяснение броуновского
движения
и
явления
диффузии.
Проведение и объяснение опытов по
наблюдению теплового расширения газов.
Проведение и объяснение опытов по
обнаружению
сил
молекулярного
притяжения и отталкивания
Описание основных различий в строении
газов, жидкостей и твёрдых тел.
Объяснение
малой
сжимаемости
жидкостей и твёрдых тел, большой
сжимаемости
газов.
Объяснение
сохранения формы твёрдых тел и
текучести жидкости. Проведение опытов,
доказывающих, что в твёрдом состоянии
воды частицы находятся в среднем
дальше друг от друга, чем в жидком.
Установление
взаимосвязи
между
особенностями агрегатных состояний
воды
и
существованием
водных
организмов
Исследование равномерного движения и
определение его признаков. Наблюдение
неравномерного движения и определение
его отличий от равномерного движения.
Решение задач на определение пути,
скорости и времени равномерного
движения. Анализ графиков зависимости
пути и скорости от времени
Объяснение и прогнозирование явлений,
обусловленных инерцией. Проведение и
анализ
опытов,
демонстрирующих
изменение скорости движения тела в

4, 5

2 7, 5

4,7,5

1, 4, 5

4, 5

Давление
твёрдых
тел,
жидкостей
и газов

21

Сила.
Виды сил

16

Давление.
Передача
давления
твёрдыми
телами,
жидкостя
ми и
газами

3

результате действия на него других тел.
Решение задач на определение массы тела,
его объёма и плотности. Проведение и
анализ
опытов,
демонстрирующих
зависимость изменения скорости тела от
его массы при взаимодействии тел.
Измерение массы тела различными
способами. Определение плотности тела в
результате измерения его массы и объёма
Изучение взаимодействия как причины 1,5, 7
изменения скорости тела или его
деформации.
Описание
реальных
ситуаций взаимодействия тел с помощью
моделей, в которых вводится понятие и
изображение силы. Изучение силы
упругости. Исследование зависимости
силы упругости от удлинения. Анализ
практических ситуаций, в которых
проявляется действие силы упругости.
Анализ ситуаций, связанных с явлением
тяготения. Объяснение орбитального
движения планет с использованием
явления тяготения и закона инерции.
Измерение веса тела с помощью
динамометра. Обоснование этого способа
измерения. Анализ и моделирование
явления невесомости. Экспериментальное
получение правила сложения сил,
направленных вдоль одной прямой.
Определение
величины
равнодействующей сил. Изучение силы
трения скольжения и силы трения покоя.
Исследование зависимости силы трения
от веса тела и свойств трущихся
поверхностей. Анализ практических
ситуаций,
в
которых
проявляется
действие силы трения, используются
способы её уменьшения или увеличения.
Решение задач с использованием формул
для расчёта силы тяжести, силы
упругости, силы трения
Анализ и объяснение опытов и 2, 5
практических ситуаций, в которых
проявляется сила давления. Обоснование
способов уменьшения и увеличения
давления.
Изучение
зависимости
давления газа от объёма и температуры.
Изучение
особенностей
передачи
давления твёрдыми телами, жидкостями и
газами. Обоснование результатов опытов
особенностями строения вещества в
твёрдом, жидком и газообразном

состояниях.
Экспериментальное
доказательство закона Паскаля. Решение
задач на расчёт давления твёрдого тела

Давление
жидкости

Атмосфер
ное
давление

Действие
жидкости
и газа на
погружённ
ое в них
тело

Работа и
мощность
Работа и
мощность.
Энергия

5

6

7

4

13
Простые
механизмы

5

Исследование
зависимости
давления
жидкости от глубины погружения и
плотности
жидкости.
Наблюдение
и
объяснение гидростатического парадокса
на основе
закона
Паскаля.
Изучение
сообщающихся сосудов. Решение задач на
расчёт давления жидкости. Объяснение
принципа действия гидравлического пресса.
Анализ и объяснение практических ситуаций,
демонстрирующих проявление давления
жидкости и закона Паскаля, например
процессов в организме при глубоководном
нырянии
Экспериментальное
обнаружение
атмосферного давления. Анализ и объяснение
опытов и практических ситуаций, связанных с
действием
атмосферного
давления.
Объяснение существования атмосферы на
Земле и некоторых планетах или её
отсутствия на других планетах и Луне.
Объяснение изменения плотности атмосферы
с высотой и зависимости атмосферного
давления от высоты. Решение задач на расчёт
атмосферного давления. Изучение устройства
барометра-анероида
Экспериментальное обнаружение действия
жидкости и газа на погружённое в них тело.
Определение
выталкивающей
силы,
действующей на тело, погружённое в
жидкость. Проведение и обсуждение опытов,
демонстрирующих
зависимость
выталкивающей силы, действующей на тело в
жидкости, от объёма погружённой в жидкость
части тела и от плотности жидкости.
Исследование зависимости веса тела в воде от
объёма погружённой в жидкость части тела.
Решение задач на применение закона
Архимеда и условия плавания тел.
Конструирование
ареометра
или
конструирование лодки и определение её
грузоподъёмности
Экспериментальное
определение
механической работы силы тяжести при
падении тела и силы трения при равномерном
перемещении тела по горизонтальной
поверхности. Расчёт мощности, развиваемой
при подъёме по лестнице. Решение задач на
расчёт механической работы и мощности
Определение выигрыша в силе простых
механизмов на примере рычага, подвижного и
неподвижного блоков, наклонной плоскости.
Исследование условия равновесия рычага.
Обнаружение свойств простых механизмов в

4,5

3,4,5

1,2,5

4,5,7

2, 5,7

Механичес
кая
энергия

Обобщение и
систематизация
изученного за год
материала

4

различных инструментах и приспособлениях,
используемых в быту и технике, а также в
живых
организмах.
Экспериментальное
доказательство
равенства
работ
при
применении
простых
механизмов.
Определение КПД наклонной плоскости.
Решение задач на применение правила
равновесия рычага и на расчёт КПД
Экспериментальное определение изменения 2, 5,7
кинетической и потенциальной энергии тела
при его скатывании по наклонной плоскости.
Формулирование на основе исследования
закона сохранения механической энергии.
Обсуждение границ применимости закона
сохранения энергии. Решение задач с
использованием закона сохранения энергии

Выполнять задания творческого и 2, 5, 6, 7, 8
поискового
характера.
Выполнять
контрольные задания и оценивать свои
достижения на уроке.

2

8 класс (68 часов)
Раздел

Тепловые
явления

Колво
часов

Темы

Колво
часов

Строение
и
свойства
вещества

2

Тепловые
процессы

20

22

Основные
направления
воспитатель
ной деят-и
Наблюдение и интерпретация опытов, 2, 5, 7
свидетельствующих
об
атомномолекулярном строении вещества: опыты
с растворением различных веществ в воде.
Объяснение броуновского движения,
явления диффузии и различий между
ними на основе положений молекулярнокинетической теории строения вещества.
Объяснение основных различий в
строении газов, жидкостей и твёрдых тел
с
использованием
положений
молекулярно-кинетической
теории
строения
вещества.
Наблюдение,
проведение и объяснение опытов по
наблюдению теплового расширения газов,
жидкостей и твёрдых тел. Объяснение
сохранения
объёма
твёрдых
тел,
текучести жидкости давления газа.
Анализ
практических
ситуаций,
связанных
со
свойствами
газов,
жидкостей и твёрдых тел
Обоснование
правил
измерения 2, 5, 7
температуры.
Сравнение
различных
способов измерения и шкал температуры.
Наблюдение и объяснение опытов,
демонстрирующих изменение внутренней
Основные виды деятельности
обучающихся на уровне универсальных
учебных действий)

энергии тела в результате теплопередачи
и работы внешних сил. Наблюдение и
объяснение
опытов,
обсуждение
практических
ситуаций,
демонстрирующих
различные
виды
теплопередачи:
теплопроводность,
конвекцию, излучение. Исследование
явления теплообмена при смешивании
холодной и горячей воды. Наблюдение
установления
теплового
равновесия
между горячей и холодной водой.
Определение (измерение) количества
теплоты,
полученного
водой
при
теплообмене с нагретым металлическим
цилиндром. Определение (измерение)
удельной
теплоёмкости
вещества.
Решение задач, связанных с вычислением
количества теплоты и теплоёмкости при
теплообмене.
Анализ
ситуаций
практического использования тепловых
свойств веществ и материалов, например
в
целях
энергосбережения:
теплоизоляция,
энергосберегающие
крыши, термоаккумуляторы и т.д.
Наблюдение явлений испарения и
конденсации. Исследование процесса
испарения
различных
жидкостей.
Объяснение явлений испарения и
конденсации
на
основе
атомномолекулярного учения. Наблюдение и
объяснение процесса кипения, в том числе
зависимости температуры кипения от
давления.
Определение
(измерение)
относительной
влажности
воздуха.
Определение
(измерение)
удельной
теплоты плавления льда. Решение задач,
связанных с вычислением количества
теплоты в процессах теплопередачи при
плавлении и кристаллизации, испарении и
конденсации.
Анализ
ситуаций
практического
применения
явлений
плавления и кристаллизации, например,
получение сверхчистых материалов,
солевая грелка и др. Анализ работы и
объяснение принципа действия теплового
двигателя.
Вычисление
количества
теплоты, выделяющегося при сгорании
различных видов топлива, и КПД
двигателя. Обсуждение экологических
последствий использования двигателей
внутреннего сгорания, тепловых и
гидроэлектростанций

Электричес
кие
явления

Электрич
еские
заряды.
Заряженн
ые тела и
их
взаимоде
йствие

4

Постоянн
ый
электриче
ский ток

24

28

Наблюдение и проведение опытов по 1, 2, 5, 7
электризации тел при соприкосновении и
индукцией. Наблюдение и объяснение
взаимодействия
одноимённо
и
разноимённо
заряженных
тел.
Объяснение
принципа
действия
электроскопа.
Объяснение
явлений
электризации при соприкосновении тел и
индукцией с использованием знаний о
носителях электрических зарядов в
веществе. Распознавание и объяснение
явлений электризации в повседневной
жизни. Наблюдение и объяснение опытов,
иллюстрирующих
закон
сохранения
электрического
заряда.
Наблюдение
опытов по моделированию силовых линий
электрического
поля.
Исследование
действия
электрического
поля
на
проводники и диэлектрики
Наблюдение различных видов действия 2, 5, 7, 8
электрического тока и обнаружение этих
видов действия в повседневной жизни.
Сборка и испытание электрической цепи
постоянного тока. Измерение силы тока
амперметром. Измерение электрического
напряжения вольтметром. Проведение и
объяснение опытов, демонстрирующих
зависимость
электрического
сопротивления проводника от его длины,
площади
поперечного
сечения
и
материала. Исследование зависимости
силы тока, протекающего через резистор,
от сопротивления резистора и напряжения
на резисторе. Проверка правила сложения
напряжений
при
последовательном
соединении двух резисторов. Проверка
правила для силы тока при параллельном
соединении резисторов. Решение задач с
использованием закона Ома и формул
расчёта электрического сопротивления
при последовательном и параллельном
соединении проводников. Определение
работы
электрического
тока,
протекающего
через
резистор.
Определение мощности электрического
тока,
выделяемой
на
резисторе.
Исследование зависимости силы тока
через лампочку от напряжения на ней.
Определение
КПД
нагревателя.
Исследование преобразования энергии
при подъёме груза электродвигателем.
Объяснение устройства и принципа

Магнитные
явления

Световые
явления

6

Магнитн
ые
явления

6

10

Световые
явления

10

действия
домашних
электронагревательных
приборов.
Объяснение причин короткого замыкания
и
принципа
действия
плавких
предохранителей. Решение задач с
использованием закона Джоуля—Ленца.
Исследование
магнитного 1, 4, 5, 6, 8
взаимодействия постоянных магнитов.
Изучение магнитного поля постоянных
магнитов при их объединении и
разделении. Проведение опытов по
визуализации поля постоянных магнитов.
Изучение
явления
намагничивания
вещества.
Исследование
действия
электрического тока на магнитную
стрелку.
Проведение
опытов,
демонстрирующих зависимость силы
взаимодействия катушки с током и
магнита от силы и направления тока в
катушке. Анализ ситуаций практического
применения электромагнитов. Изучение
действия магнитного поля на проводник с
током.
Изучение
действия
электродвигателя.
Измерение
КПД
электродвигательной
установки.
Распознавание и анализ различных
применений электродвигателей.
Наблюдение опытов, демонстрирующих 1, 4, 5, 6, 8
явление
прямолинейного
распространения света (возникновение
тени и полутени), и их интерпретация с
использованием понятия светового луча.
Объяснение и моделирование солнечного
и лунного затмений. Исследование
зависимости угла отражения светового
луча от угла падения. Изучение свойств
изображения
в
плоском
зеркале.
Наблюдение и объяснение опытов по
получению изображений в вогнутом и
выпуклом зеркалах. Наблюдение и
объяснение опытов по преломлению света
на границе различных сред, в том числе
опытов
с
полным
внутренним
отражением. Распознавание явлений
отражения и преломления света в
повседневной
жизни.
Анализ
и
объяснение явления оптического миража.
Решение задач с использованием законов
отражения
и
преломления
света.
Получение изображений с помощью
собирающей и рассеивающей линз.
Определение фокусного расстояния и

Обобщение и
систематизация
изученного за год
материала

оптической силы собирающей линзы.
Анализ устройства и принципа действия
некоторых
оптических
приборов:
фотоаппарата, микроскопа, телескопа.
Анализ
явлений
близорукости
и
дальнозоркости, принципа действия очков
Выполнять задания творческого и 1, 2, 4, 5, 6, 8
поискового
характера.
Выполнять
контрольные задания и оценивать свои
достижения на уроке.

2

9 класс (102часа)
Раздел

Механичес
кие
явления

Колво
часов

34

Темы

Механиче
ское
движение
и способы
его
описания

Колво
часов

7

Основные
направления
воспитатель
ной деят-и
Анализ и обсуждение различных примеров 5, 7
Основные виды деятельности
обучающихся на уровне универсальных
учебных действий)

механического движения. Обсуждение границ
применимости модели «материальная точка».
Описание
механического
движения
различными способами (уравнение, таблица,
график). Анализ жизненных ситуаций, в
которых
проявляется
относительность
механического
движения.
Наблюдение
механического движения тела относительно
разных тел отсчёта. Сравнение путей и
траекторий движения одного и того же тела
относительно разных тел отсчёта. Анализ
текста Галилея об относительности движения;
выполнение заданий по тексту. Определение
средней скорости скольжения бруска или
движения шарика по наклонной плоскости.
Анализ
и
обсуждение
способов
приближённого определения мгновенной
скорости.
Определение
скорости
равномерного движения. Определение пути,
пройденного за данный промежуток времени,
и скорости тела по графику зависимости пути
равномерного
движения
от
времени.
Вычисление
пути
и
скорости
при
равноускоренном прямолинейном движении
тела. Определение пройденного пути и
ускорения движения тела по графику
зависимости скорости равноускоренного
прямолинейного движения тела от времени.
Определение
ускорения
тела
при
равноускоренном движении по наклонной
плоскости. Измерение периода и частоты
обращения тела по окружности. Определение
скорости равномерного движения тела по
окружности. Решение задач на определение
кинематических
характеристик
механического движения различных видов.
Распознавание и приближённое описание
различных видов механического движения в

Взаимоде
йствие
тел

27

Законы
сохранен
ия

10

природе и технике (на примерах свободно
падающих
тел,
движения
животных,
небесных тел, транспортных средств и др.)
Наблюдение и обсуждение опытов с 4,8, 5, 6,7
движением тела при уменьшении влияния
других тел, препятствующих движению.
Анализ текста Галилея с описанием
мысленного эксперимента, обосновывающего
закон инерции; выполнение заданий по
тексту.
Обсуждение
возможности
выполнения закона инерции в различных
системах отсчёта. Наблюдение и обсуждение
механических явлений, происходящих в
системе отсчёта «Тележка» при её
равномерном и ускоренном движении
относительно кабинета физики. Действия с
векторами сил: выполнение заданий по
сложению
и
вычитанию
векторов.
Наблюдение и/или проведение опытов,
демонстрирующих зависимость ускорения
тела от приложенной к нему силы и массы
тела. Анализ и объяснение явлений с
использованием второго закона Ньютона.
Решение задач с использованием второго
закона Ньютона и правила сложения сил.
Определение жёсткости пружины. Анализ
ситуаций, в которых наблюдаются упругие
деформации,
и
их
объяснение
с
использованием закона Гука. Решение задач с
использованием закона Гука. Определение
коэффициента трения скольжения. Измерение
силы трения покоя. Решение задач с
использованием формулы для силы трения
скольжения. Анализ движения тел только под
действием силы тяжести — свободного
падения.
Объяснение
независимости
ускорения свободного падения от массы тела.
Оценка
величины
силы
тяготения,
действующей между двумя телами. Анализ
движения небесных тел под действием силы
тяготения Решение задач с использованием
закона всемирного тяготения и формулы для
расчёта силы тяжести.
Наблюдение
и
обсуждение
опытов, 4,8, 5, 6,7
демонстрирующих передачу импульса при
взаимодействии тел, закон сохранения
импульса при абсолютно упругом и
неупругом взаимодействии тел. Анализ
ситуаций
в
окружающей
жизни
с
использованием закона сохранения импульса.
Распознавание
явления
реактивного
движения в природе и технике. Решение задач
с
использованием
закона
сохранения
импульса.
Определение
работы
силы
упругости
при
подъёме
груза
с
использованием неподвижного и подвижного
блоков. Измерение мощности. Измерение

Механичес
кие
колебания
и волны

Электрома
гнитное
поле и
электромаг
нитные
волны

Механиче
ские
колебания

7

Механиче
ские
волны.
Звук

8

Электром
агнитная
индукция

7

15

22

потенциальной
энергии
упруго
деформированной
пружины.
Измерение
кинетической энергии тела по длине
тормозного
пути.
Экспериментальное
сравнение изменения потенциальной и
кинетической энергий тела при движении по
наклонной плоскости. Экспериментальная
проверка закона сохранения механической
энергии при свободном падении. Применение
закона сохранения механической энергии для
расчёта потенциальной и кинетической
энергий
тела.
Решение
задач
с
использованием
закона
сохранения
механической энергии
Наблюдение колебаний под действием сил 4,8, 5, 6,7
тяжести и упругости и обнаружение
подобных колебаний в окружающем мире.
Анализ колебаний груза на нити и на
пружине. Определение частоты колебаний
математического и пружинного маятников.
Наблюдение и объяснение явления резонанса.
Исследование
зависимости
периода
колебаний подвешенного к нити груза от
длины нити. Проверка независимости периода
колебаний груза, подвешенного к ленте, от
массы груза. Наблюдение и обсуждение
опытов, демонстрирующих зависимость
периода колебаний пружинного маятника от
массы груза и жёсткости пружины.
Применение математического и пружинного
маятников в качестве моделей для описания
колебаний в окружающем мире. Решение
задач, связанных с вычислением частоты
(периода) колебаний
Обнаружение и анализ волновых явлений в 4,8, 5, 6,7
окружающем
мире.
Наблюдение
распространения продольных и поперечных
волн и обнаружение аналогичных видов волн
в природе. Вычисление длины волны и
скорости распространения звуковых волн.
Экспериментальное определение границ
частоты слышимых звуковых колебаний.
Наблюдение зависимости высоты звука от
частоты. Наблюдение и объяснение явления
акустического
резонанса.
Анализ
оригинального
текста,
посвящённого
использованию звука (или ультразвука) в
технике.
Опыты
по
исследованию
явления 4,8, 5, 6,7,
электромагнитной индукции: исследование
изменений
значения
и
направления
индукционного
тока.
Построение
рассуждений, обосновывающих взаимосвязь
электрического и магнитного полей

Электром
агнитные
волны

Световые
волны

Испускан
ие и
поглощен
ие света
атомом

Квантовые
явления

18

7

8

6

Строение
атомного
ядра

6

Ядерные
реакции

6

Экспериментальное
изучение
свойств
электромагнитных
волн.
Анализ
рентгеновских
снимков
человеческого
организма. Анализ текстов, описывающих
проявления электромагнитного излучения в
природе: живые организмы, излучения
небесных тел. Распознавание и анализ
различных применений электро-магнитных
волн в технике. Решение задач с
использованием формул для скорости
электромагнитных волн, длины волны и
частоты света
Наблюдение
интерференции
света.
Наблюдение по разложению белого света в
спектр. Наблюдение и объяснение опытов по
получению белого света при сложении света
разных цветов. Проведение и объяснение
опытов по восприятию цвета предметов при
их наблюдении через цветовые фильтры
Обсуждение цели опытов Резерфорда по
исследованию атомов, выдвижение гипотез о
возможных результатах опытов в зависимости
от предполагаемого строения атомов,
формулирование выводов из результатов
опытов.
Обсуждение
противоречий
планетарной модели атома и оснований для
гипотезы Бора о стационарных орбитах
электронов. Наблюдение сплошных и
линейчатых спектров излучения различных
веществ. Объяснение линейчатых спектров
излучения
Анализ изменения состава ядра и его
положения в периодической системе при aрадиоактивности. Исследование треков aчастиц
по
готовым
фотографиям.
Обнаружение и измерение радиационного
фона с помощью дозиметра, оценка его

1,2,4,5,8

1,2,4,5,8

1,2,4,5,8

1,2,4,5,8

интенсивности. Анализ биологических
изменений, происходящих под действием
радиоактивных
излучений.
Использование радиоактивных излучений
в медицине
Решение задач с использованием законов 1,2,4,5,8
сохранения массовых и зарядовых чисел
на определение результатов ядерных
реакций; анализ возможности или
невозможности ядерной реакции. Оценка
энергии связи ядер с использованием
формулы
Эйнштейна.
Обсуждение
перспектив использования управляемого
термоядерного синтеза. Обсуждение
преимуществ и экологических проблем,
связанных с ядерной энергетикой

Строение и
эволюция
Вселенной

Повторите
льнообобщающ
ий модуль

5

Строение
и
эволюция
Вселенно
й

5

5

Системат
изация и
обобщени
е
предметн
ого
содержан
ия и
опыта
деятельно
сти,
приобретё
нного при
изучении
всего
курса
физики

5

Наблюдать слайды или фотографии 1,2,4,5,8
небесных объектов; называть группы
объектов, входящих в Солнечную
систему; причины образования пятен на
Солнце; приводить примеры изменения
вида звездного неба в течение суток;
сравнивать планеты земной группы;
планеты-гиганты;
анализировать
фотографии
или
слайды
планет,
фотографии
солнечной
короны
и
образований в ней;
описывать
фотографии малых тел Солнечной
системы; три модели нестационарной
Вселенной, предложенные Фридманом;
объяснять
физические
процессы,
происходящие в недрах Солнца и звезд; в
чем
проявляется
нестационарность
Вселенной; записывать закон Хаббла;
демонстрировать
презентации,
участвовать в обсуждении презентаций
Выполнение
учебных
заданий, 1,2,3,4,5,6,7,
требующих
демонстрации 8
компетентностей,
характеризующих
естественнонаучную
грамотность:
применения полученных знаний для
научного объяснения физических явлений
в окружающей природе и повседневной
жизни, а также выявления физических
основ ряда современных технологий;
применения
освоенных
экспериментальных
умений
для
исследования физических явлений, в том
числе для проверки гипотез и выявления
закономерностей. Решение расчётных
задач, в том числе предполагающих
использование физической модели и
основанных на содержании различных
разделов курса физики. Выполнение и
защита групповых или индивидуальных
проектов, связанных с содержанием курса
физики

СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания
методического
объединения естественнонаучного цикла
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового
от 29.08.2022 года
Руководитель __________ Варнакина О.А.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
____________О.В. Мирошниченко
29.08.2022 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».