РП ОРКСЭ 4 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО
УТВЕРЖДЕНА
нием педагогического совета
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового
от « 30» августа 2021 года протокол № 1
Председатель

________ Г.П.Власова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)
Уровень образования (класс) начальное общее образование (4 классы)Количество часов: 34 часа
Учитель: Троянова Людмила Владимировна
Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования ( приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября 2009г с
изменениями), включённой в содержателный раздел примерной основной образовательной программы НОО,
одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию ( протокол от
08.04. 2015г № 1\5)

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 06.10.2009 года № 373)
с учетом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (решение федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г федерального учебно-методического объединения по общему образованию, УМК: Основы религиозных культур и светской этики. Сборник рабочих программ. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций /[Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, Т.Д. Шапошниковой и др.]. — М.: Дрофа, 2018. Учебник: Т.Д. Шапошниковой Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций 9-е изд. М.: Дрофа, 2018.
Примерная рабочая программа по предметной области (учебному предмету) «Основы религиозных культур и
светской этики» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования (Приказ Мин просвещения России от 06.10.2009 года №
373), а также Примерной программы воспитания.
Предлагаемая рабочая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную составляющую ФГОС НОО. Представленное в Программе тематическое планирование является последовательным изучением тематики по одному из модулей ОРКСЭ «Основы православной культуры» и составлена в соответствии с используемыми в школе УМК, учебником Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенского, Т.Д. Шапошникова Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс: учеб. для общеобразовательной организаций 9-е изд. М.: Дрофа, 2018.
В рамках реализации ОРКСЭ в части преподавания учебных модулей по основам религиозных культур не предусматривается подготовка обучающихся к участию в богослужениях, обучение религиозной практике в религиозной общине (Письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 №08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»). Тематическое планирование включает название раздела (темы) с указание количества академических часов, отводимых на освоение каж2

дой темы учебного модуля, характеристику основных видов деятельности учащихся, в том числе с учётом рабочей программы воспитания, возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании.
РАЗДЕЛ I
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»)
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1.Гражданско-патриотическоевоспитание:
Становление ценностного отношения к своей Родине—России;
Осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;уважение к своему и другим народам;первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственное воспитание:
Признание индивидуальности каждого человека;
Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;
Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
3.
Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям
и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
3

Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью
5.
Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным
профессиям
6.
Экологическое воспитание:
Бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред
7. Формирование представлений о ценности научного познания:
Первоначальные представления о научной картине мира;
Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании

1.
2.

3.

4.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств
их достижения.
Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить
соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины
успеха/неуспеха учебной деятельности.
Совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения
учебных заданий.
4

5. Овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
6. Овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и
причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
7. Формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек
зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий.
8. Совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и
пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
4 класс
Предметные результаты обучения по модулю «Основы православной культуры» должны обеспечивать следующие
достижения обучающегося:
1. Выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности.
2. Выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий
человека, приводить примеры.
3. Выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовнонравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования.
4. Рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье,
между людьми, в общении и деятельности.
5. Раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом,
спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств,
христианского нравственного идеала; объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции.
5

6. Первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций
православной этики.
7. Раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении
о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви.
8. Рассказывать о Священном Писании Церкви — Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число Таинств, смысл
Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции.
9. Рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас),
нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями.
10. Рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста.
11. Раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи,
отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; православных семейных ценностей.
12. Распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре.
13. Рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи; выделять и объяснять особенности
икон в сравнении с картинами.
14. Излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение
Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности.
15. Первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного
наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов.
16. Приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на этические нормы религиозной культуры и
внутреннюю установку личности, поступать согласно своей совести.
17. Выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к
религии, свободы вероисповедания;

6

18. Понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине —
России; приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий.
19. Называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм.
20. Выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА)
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Раздел I. Знакомство с новым предметом (2 ч).
1. Россия – наша Родина (1 ч).
Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
2. Духовные ценности человечества. Культура и религия (1 ч).
Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.
Раздел II. Введение в православную культуру. (8 ч).
3. Колокола. (1 ч)
Вы когда - нибудь слышали колокольный звон, какими красками его можно нарисовать.
4. Православный храм. (1 ч). Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм.
5. Как христианство пришло на Русь. (1 ч) Что такое Церковь. Что такое крещение.
7

6. Жизнь Иисуса Христа. (1 ч) Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.
7. Священное Писание. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. (1 ч) Кто такие христиане. Что такое Библия.
Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.
8. Не совсем обычный урок. (1 ч) Размышления о цели и смысле жизни.
9. О душе. (1 ч) Почему душа для православных – это самое главное. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в
человеке.
10. О душе (продолжение). (1 ч) Человеческая душа отличается одним замечательным и уникальным, только ей присущим свойством – свободой выбора.
Раздел III. Храм – дом Божий на земле. (7 ч)
11. Как вести себя в православном храме. (1 ч) Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм.
12. Не совсем обычный урок. (1 ч) Знакомство с внутренним строением храма.
13. Православная молитва. (1 ч) Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
14. Фреска и икона. (1 ч) Самые известные техники в росписи храмов.
15. Отличие иконы от картины. (1 ч) Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
16. Образ Христа в искусстве. (1ч) Как подражают Христу. Чему радуются святые.
17. Православные традиции и семейные ценности.
«Семья – малая церковь» (1 ч) Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Раздел IV. Православные праздники (3 ч)
18. Календарный год в православии. (1ч) Чем православный церковный календарь отличается от гражданского.
19. Рождество. Крещение. (1ч) Рождение сына Божьего Иисуса Христа. Крещение водою после покаяния.
20. Пасха. (1ч) Воскресение Христа. Русская Пасха. Как празднуют Пасху.
8

Раздел V. Духовные ценности православия. (4 ч)
21. Чудо. Таинства. (1 ч) О Святой Троице. О христианских добродетелях.
22. Христианские заповеди. (1 ч) Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда
сердце бывает чистым.
23. Любовь. (1 ч) Почему любовь – это жертвенность
24. Не совсем обычный урок. Прощение. (1 ч) Как верующие могут показать свою любовь к Богу.

Раздел VI. Жизнь по заповедям. (6 ч).
25. Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта. (1 ч) Легко ли всех любить.
26. Житие святителя Николая Чудотворца. Милосердие. (1 ч) Что значит, прийти на помощь, не требуя ничего в замен.
27. Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие. (1 ч) О первом грехе людей. Какой труд напрасен
28-29. Не совсем обычный урок. Монастыри. Жизнь по заповедям. (2 ч)
Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.
30. Не совсем обычный урок. Жизнь современной православной церкви. (1ч) Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Повторение (4 ч)
31. Повторительно - обобщающий урок (1 ч).
32 – 34. Итоговая презентация творческих проектов учащихся (3 ч).

РАЗДЕЛ III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ (УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА)
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
9

И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Раздел

Количество часов

I. Знакомство с новым предметом.
1. Россия – наша Родина!

2
1

2. Духовные ценности человечества. Культура.
Религия.

1

II. Введение в православную духовную традицию.

8

10

Основные виды деятельности обучающихся

Основные
направления
воспитательной
деятельности

Знать: основные понятия: Отечество,
Родина, духовный мир, культурные традиции.
Уметь: объяснить, что такое духовный
мир человека. Рассказать о традициях
своей семьи. Рассказать, какие ценности
лежат в основе своей семьи. Рассказать
о празднике День народного единства (4
ноября).
Знать: что такое культура, и как она
создаётся. Что такое религия. Что такое
православие.
Уметь: выразить слова благодарности
в разнообразных формах. Понимать
взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской
православной культуры XVII века

1,2

2,3,5,7

3. Колокола.

1

Знать: иметь представления о колокольном звоне, его назначении и роли в
жизни русского народа.

1,3,7

Уметь: рассказать о ценности колокола
как необходимой принадлежности русского православного храма. Активизировать историко-культурный словарь
учащихся. Развивать ценностное отношение к духовному и культурному
наследию;
4. Православный храм.

11

1

Знать: для чего людям нужен храм, что
они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь»,
«Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковнославянский язык».
Уметь: рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое
иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать,
может ли православный христианин
молиться без иконы. Отличать на иконе
изображение Иисуса Христа и Божьей
Матери. Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для

1,2,3,4,5

чего они нужны.
5. Как христианство пришло на Русь.

1

6. Жизнь Иисуса Христа.

1

7. Священное Писание. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий.

1

12

Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое
Библия и Евангелие.
Что такое Откровение Божие.
Уметь: объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос –
христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется.
Рассказать об апостолах Христовых.
Знать: Кого православная культура
называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди.
Уметь: понимать, как вера влияет на
поступки человека, и рассказать об
этом.
Знать: что такое Евангелие, Священное Писание
Уметь: рассказать о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, создателях славянской азбуки.
Рассказать историю
возникновения
кириллицы.

3,5

1,3,7

1,2,3

8. Не совсем обычный урок.

1

Знать: что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой
Богочеловек. В чём состояла жертва
Иисуса Христа.
Уметь: рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос
не уклонился от распятия. Объяснить,
почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.

1,3,7

9. О душе.

1

2,3,6,7

10. О душе (продолжение).

1

Знать: чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир»
человека. В чём заключается свобода
для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. Христианина.
Уметь: объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.
Знать: что христиане считают добром,
злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние.
Уметь: рассказать, как совесть подска-

13

2,3,4,5

зывает человеку правильный выбор в
поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и
«мёртвая душа». Рассказать, почему
покаяние называют «лекарством души».
III. Храм – дом Божий на земле.

7

11. Как вести себя в православном храме.

1

14

Знать: как вести себя в храме, что люди там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь»,
«Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковнославянский язык».
Уметь: рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое
иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может
ли православный христианин молиться
без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери. Объяснить значение выражения
«Казанская Богоматерь». Рассказать
правила поведения в храме, и для чего
они нужны.

2,3,4,5

12. Не совсем обычный урок. Внутреннее
строение и убранство храма.

1

Знать: для чего людям нужен храм, что
они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь»,
«Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковнославянский язык».
Уметь: рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое
иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать,
может ли православный христианин
молиться без иконы. Отличать на иконе
изображение Иисуса Христа и Божьей
Матери. Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь». Рассказать правила поведения в храме, и для
чего они нужны.

3,4,5,7

13. Православная молитва.

1

Знать: что такое молитва, и чем она
отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать».
Кто такие святые.
Уметь: рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от
магии. Объяснить слово «искушение»,
и зачем людям посылаются испытания

2,3,4,5,7

15

в жизни. Объяснить выражение «Знать,
как «Отче наш».
14. Фреска и икона.

1

Знать: в чём состоит отличие иконы от
обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и
как на иконах изображается невидимый
мир. Что такое фреска.
Уметь: объяснить, как понятие света
связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане
считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся
христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик»

2,3,,5

15. Отличие иконы от картины.

1

Знать: в чём состоит отличие иконы от
обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и
как на иконах изображается невидимый
мир.
Уметь: объяснить, как понятие света
связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане
считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся
христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик

2,3,5,7

16

16.Образ Христа в искусстве.

1

Знать: в чём состоит христианское
учение о Святой Троице. Что такое
христианские добродетели и в чём они
проявляются.
Уметь: отличать на иконе изображение
Святой Троицы. Объяснить связь слов
«вера» и «верность». Рассказать, какие
добродетели видит учащийся в самом
себе и своих одноклассниках

1,2,3,7

17. Православные традиции и семейные ценности. «Семья – малая Церковь».

1

Знать: почему заключение брака в
церкви называется «венчание». Что
означает венец над молодожёнами. Что
означает обручальное кольцо.
Уметь: рассказать, какие традиции есть
в семье обучающегося. Объяснить, какое поведение называется хамским. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть
бросать постаревшего или заболевшего
супруга?»

1,2,3,5,7

17

IV.Православные праздники.

3

18. Календарный год в православии.

1

1,2,3,5
Знать: развивать способности анализировать и обобщать информацию.
Различными виды календарей.
Уметь: осмысливать и конкретизировать духовно-нравственные категории,
предусмотренных программ.

19. Рождество. Крещение.

1

Знать: когда родился Иисус Христос
Узнать: что такое рождество и крещение.
Как Русь стала христианской страной.
Уметь: отличать православный храм от
других, узнавать изображение Иисуса
Христа и Пасхи на иконах.
Рассказать историю проникновения
христианства в древнерусские земли и
крещения Руси.

1,2,3

20. Пасха.

1

Знать: что такое Пасха (Воскресение).
Как празднуют Пасху.
Как звучит пасхальное приветствие. Как
звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.

1,2,3,7

18

Уметь: объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяс-нить,
как христиане связывают свою судьбу с
воскресением Христа. Расска-зать, в чём
состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

V. Духовные ценности православия.
21. Чудо. Таинства.

4
1

22. Христианские заповеди. Совесть.

1

19

Знать: какие чудеса сотворил Господь,
в чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые
Уметь: нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея.
Правильно употреблять в речи слово
«смирение». Объяснить выражение
«Даром приняли – даром давайте».
Знать: что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям
через пророка Моисея.
Уметь: рассказать, что такое «Десять
заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от
заповедей блаженств Иисуса Христа

1,2,3,6

1,2,3,5

23. Любовь.

1

Знать: кого христиане называют
«ближним». Как христианин должен
относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».
Уметь: объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия.

1,2,3,5

24. Не совсем обычный урок. Прощение.

1

Знать: что такое Причастие, что такое
церковное Таинство. Нужно ли уметь
прощать.
Что происходит в храме во время Литургии.
Уметь: рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда
христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви.

2,3,5,7

IV.Жизнь по заповедям.
25. Жизнь преподобного Серафима Саровского. Доброта.

6
1

Знать: что такое милосердие, что такое
жертвенность.

1,2,7

20

Пример подвижнической жизни святителя Николая Чудотворца.
Уметь: объяснить слово «милосердие»,
«жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых
люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о Николае Чудотворце.
26. Жизнь святителя Николая Чудотворца.
Милосердие.

1

Знать: что такое милосердие, что такое
жертвенность.
Пример подвижнической жизни святителя Николая Чудотворца.
Уметь: объяснить слово «милосердие»,
«жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых
люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о Николае Чудотворце.

1,2

27. Жизненный подвиг Сергия Радонежского.
Трудолюбие.

1

Знать: что такое трудолюбие, что такое
добродетель.
Пример жизни преподобного Серафима
Саровского
Уметь: объяснить слово «трудолюбие»,
«добродетель» и употреблять их в речи.
Различать ценности, ради которых люди

1,2

21

жертвуют своим временем, здоровьем,
даже жизнью. Рассказать о жизни Сергия радонежского.

28 Не совсем обычный урок. Монастыри.

1

Знать: кто такой монах, и почему люди
идут в монахи. Что представляет собой
монастырь. Какие монастыри и лавры
существуют на территории России.
Уметь: объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и
известные монастыри действуют на территории России.

1,2,3,5,6,7

29 Не совсем обычный урок. Жизнь по заповедям.

1

Знать: что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым.
Уметь: объяснить, почему христиане
благодарны Иисусу Христу. Читать
текст Заповедей Блаженства с полным
пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами

1,2,3,5,6,7

22

30. Не совсем обычный урок. Жизнь современной Православной Церкви.

1

31. Повторительно - обобщающий урок.

1

32-34. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

3

СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания кафедры
учителей начальных классов
МБОУ СОШ №18 п.Паркового
От 30.08.2021г №1
__________Черницына О.А

23

Знать: Главные ценности для человека,
1,2,3,5,6,7
к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, –
Родина, семья, жизнь, культура.
Уметь: объяснить выражение «жизнь
положить за други своя». Рассказать,
какие дела может совершать человек
(даже ребёнок) на благо других людей,
на благо своей Родины.
Знать: информационную составляю- 1,2,3,5,6,7
щую изученного материала.
Уметь: правильно транслировать приобретенные знания в ходе изучения
курса.
Знать: всесторонне тему, по которой 1,2,3,5,6,7
готовит выступление.
Уметь: грамотно презентовать свой
творческий проект. Владеть красивой,
грамотной речью, уметь аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
______Клименко Н.Г
30.08.2021г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».