РП Русский язык 7-9 кл

1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ПОСЁЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА
ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08.2023 года протокол №1
Председатель__
О.В. Мирошниченко

____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень образования (класс): основное общее образование, 7-9 классы
Количество часов 340
Учитель Печенкина Валентина Александровна
Программа разработана в соответствии и на основе Федеральной рабочей
программы основного общего образования, Москва, 2022 г.,
авторской
программы
М.М.Разумовской,
С.И.Львовой,
В.И.Капинос,
В.В.Львова,
Г.А.Богдановой, УМК под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта, -М.:
Дрофа,2016.

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федеральной рабочей программы
основного общего образования, Москва, 2022 г.,
авторской программы
М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова, Г.А.Богдановой, УМК под
редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта, -М.: Дрофа, 2016., ориентирована на
использование предметной линии учебников М. М. Разумовской, входящих в
Федеральный перечень учебников:
М.М.Разумовская. Русский язык 7 класс. – М.: Дрофа, 2014 г.
М.М.Разумовская. Русский язык 8 класс. – М.: Дрофа, 2015 г.
М.М.Разумовская. Русский язык 9 класс. – М.: Дрофа, 2016 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения русского (родного) языка:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
- свободное пользование словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и
на электронных носителях;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
- умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:

3
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом
замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание
разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен
мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение
основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно
использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
-осуществление речевого самоконтроля в процессе учебной деятельности и в повседневной
практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания,
языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять
их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях
актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе
речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях
актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения русского (родного) языка:
1) представление об основных функциях языка; о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека
и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной
литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

4
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста;
основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)
проведение
различных
видов
анализа
слова
(фонетический,
морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и
предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание данной программы направлено на достижение указанных результатов обучения.
Они конкретизированы по классам в специальном разделе «Основные результаты обучения», в
котором выделено две части: «Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных
результатов обучения» и «Предметные результаты обучения».
Направленность процесса обучения на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов потребовала усиления коммуникативно-деятельностной составляющей курса. В связи с
этим развиваются следующие аспекты работы, обеспечивающие овладение в процессе обучения:
1) языком науки и в связи с этим — формирование навыков чтения текстов лингвистического
содержания, а также способности строить рассуждения на лингвистическую тему;
2) метапредметными умениями и навыками и универсальными учебными действиями,
предполагающими формирование и развитие умений обобщать, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т. п.;
3) функциональной грамотностью, способностью применять разные виды деятельности, чтобы
самостоятельно получать новые знания и применять их в учебной, учебно-проектной деятельности;
4) умениями использовать информационно-коммуникационные технологии в процессе
изучения русского языка в школе. Усиление направленности курса на достижение личностных
результатов обучения предполагает формирование таких важных качеств личности ребёнка, как
ответственность, способность к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе
обучения, потребности регулярно обращаться к словарно-справочной литературе, интернетсправочникам для разрешения возникающих при обучении трудностей, способность к самооценке,
развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Учебники, реализующие данную
программу, характеризуются направленностью на всестороннее развитие личности средствами
предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического
мышления. Материалы учебников направлены на то, чтобы ученики могли понять роль языка в
жизни людей, осознать богатство русского языка. На этой основе воспитывается любовь к родному
языку, стремление к самообразованию, к овладению языковой, коммуникативной компетенциями,
необходимыми
для
успешной
учебной
и
трудовой
деятельности.

5

ВЫПУСКНИК НАУЧИТСЯ:
-владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками,
включая
СМИ
и
ресурсы
Интернета;
-владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и
информационной переработки прочитанного материала;
-владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов
различных функциональных разновидностей языка;
-адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей
языка;
-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические
высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации
общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
-создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
-анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной
информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной
разновидности языка;
-использовать знание алфавита при поиске информации;
-различать значимые и незначимые единицы языка;
-проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
-классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным
параметрам их звукового состава;
-членить слова на слоги и правильно их переносить;
-определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы
слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
-опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое
значение слова с опорой на его морфемный состав;
-проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
-проводить лексический анализ слова;
-опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет,
сравнение, гипербола, олицетворение);
-опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
-проводить морфологический анализ слова;
-применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического
анализа слов;
-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
-анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурносмысловой организации и функциональных особенностей;
-находить грамматическую основу предложения;
-распознавать главные и второстепенные члены предложения;
-опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
-проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
-соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
-опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в
практике правописания;
-опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в
предложении;

6
-использовать орфографические словари.
ВЫПУСКНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ:
-анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и
успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
-оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления;
-опознавать различные выразительные средства языка;
-писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки,
доверенности, резюме и другие жанры;
-осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
-участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать
ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
-характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
-использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения
слова;
-самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в
учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
-самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
5 класс
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Восприятие высказывания. Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное
понимание содержания читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного
стиля, правильно расставлять логическое ударение, передавать с помощью интонации авторское
отношение к предмету речи.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий
тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагменты — описание предмета,
повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания. Определять стиль речи
(разговорный, художественный); находить в тексте языковые средства, характерные для данного
стиля.
Воспроизведение текста. Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты,
содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При
подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и
характерные для исходного текста языковые средства.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая
мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на
темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение);
раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету речи;
соблюдать последовательность и связность изложения.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочёты в построении текста, в
частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать
повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета,
элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
по фонетике и графике: выделять в слове звуки и характеризовать их, различать ударные и
безударные гласные; не смешивать звуки и буквы; правильно произносить названия букв, свободно

7
пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями, последовательно употреблять букву ё;
по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов;
заимствованные слова; употребительные слова изученных частей речи, лингвистические термины;
пользоваться орфоэпическим словарём;
по лексике и фразеологии: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и
антонимы; пользоваться толковым словарём;
по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и
словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные
слова с учётом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые
приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи
и их формы; опознавать изученные способы словообразования в ясных случаях (приставочный,
суффиксальный, сложение);
по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать морфологические признаки
глаголов, имён существительных, прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь
склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и др.;
по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать
орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых
и непроверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о—ё после шипящих в корне,
чередующихся а—о, е—и в корнях типа -раст-//-рос-, -лаг-// -лож-, -мер-//-мир-, -тер-// -тир-; знать
неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т. д.), приставки на -з(-с) (раз-//рас-; из-//ис- и др.) и верно их
писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания существительных, прилагательных и
глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания;
безошибочно писать буквенные сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ; верно
употреблять разделительные ъ—ь, букву ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с
глаголами;
по синтаксису: вычленять словосочетания из предложения, определяя главное и зависимое
слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию
второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные
предложения изученных видов по заданным схемам; интонационно правильно произносить
предложения изученных синтаксических конструкций;
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать
пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной
связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами;
разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов
автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем
существительным в именительном падеже.
6 класс
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ. 6 КЛАСС
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Чтение и аудирование. Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной
дополнительной информации читать учебно-научные тексты, составлять план отдельных параграфов
учебника. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий,
классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием.
Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении
главную информацию и запоминать её. На уроках замечать и фиксировать в устных ответах
товарищей недочёты в построении научных определений, «чтении» классификационных схем, в
использовании языковых средств, в частности терминов.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в текстах языковые средства, характерные
для научного и делового стилей; выделять в текстах художественных произведений фрагменты с
описанием места и состояния окружающей среды, в учебной литературе находить информативное

8
повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, проводить стилистический и
типологический анализ текста; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи
предложений.
Воспроизведение текста. Пересказывать учебно-научные тексты типа рассужденияобъяснения, информативного повествования. Осуществлять информационную переработку текста:
передавать его содержание в виде плана (простого, сложного), типологической схемы, таблицы;
кратко, в тезисной форме выражать основную мысль текста. Подробно и выборочно (устно и
письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описание места
и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения типологическую структуру
исходного текста и языковые средства выразительности.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к
сочинению (с учётом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учётом основной мысли);
составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные
типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать
небольшие сочинения-рассказы из собственной жизни, используя в них речь типа изобразительного
повествования и описания. Составлять краткое информационное сообщение (типа аннотации) о
книге (статье, фильме, телепередаче) двух видов: а) о чём говорится и б) что говорится. Давать отзыв
о прочитанной книге (сочинении или устном ответе учащегося) в форме рассуждения с оценочным
тезисом и его обоснованием; строить устное определение научного понятия.
Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего
высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы,
неудачное употребление стилистически окрашенных слов и оборотов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
К концу 6 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращённые слова;
употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём; по
лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в
соответствии с их лексическим значением, с учётом условий и задач общения; избегать засорения
речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и
фразеологизмов; свободно пользоваться различными видами лексических словарей (синонимов,
антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного
анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов,
включающую 3—5 звеньев; опознавать изученные способы словообразования (приставочный,
суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов);
по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы
изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять
грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов;
правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также
слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке,
свободно пользоваться орфографическим словарём;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно
строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически
оправданно употреблять их в речи.
7 класс
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Чтение и аудирование. Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать
местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи
— по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации

9
переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде
тезисов. Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и
основной мысли сообщения.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для
публицистического стиля речи; определять прямой и обратный порядок слов в предложениях текста;
определять способы и средства связи предложений в тексте; определять в тексте ведущий тип речи,
находить в нём фрагменты с иным типовым значением (описание состояния человека, рассуждениеразмышление, отдельные языковые средства, передающие оценку предметов, действий, состояний) и
объяснять целесообразность их соединения в данном тексте.
Воспроизведение текста. Подробно, сжато и выборочно (устно и письменно) пересказывать тексты,
содержащие описание состояния человека, его оценку и другие изученные типы речи. Сохранять в
изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые и
речевые средства.
Создание текста. Уметь видеть проявление физического и психического состояния человека во
внешности людей (в выражении лица, мимике, жестах, голосе, интонации, позе, походке) и
передавать его словами, пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, прилагательных и
существительных со значением состояния лица. Создавать этюды, отражающие то или иное
состояние человека, прочитанное по его внешности с помощью фотографии, репродукции картины, в
непосредственном общении (возможная учебная ситуация «Игра в портреты»). Создавать устные и
письменные высказывания художественного и публицистического стилей, раскрывая в них своё
отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей: писать сочинения-описания
внешности и состояния человека, сочинения повествовательного характера (рассказ по данному
началу или концу, на основе данного сюжета, на материале жизненного опыта учащихся);
сочинения-размышления, сочинения дискуссионного характера на морально-этическую тему с
доказательством от противного. Писать заметки в газету, рекламные аннотации.
Совершенствование текста. С учётом стиля речи совершенствовать написанное: повышать
выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и
публицистического стилей выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный
порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
К концу 7 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно
пользоваться орфоэпическим словарём;
по морфемике и словообразованию: объяснять значение слова, его написание и грамматические
признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели;
опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный,
приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в
другую;
по лексике и фразеологии: свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
по морфологии: распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и
систему формоизменения;
по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание;
правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим
словарём;
по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить
сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать
сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию
предложений в речи;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе
изученного в 5—7 классах.
8 класс
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ

МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

10
РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Анализ текста. Находить в молодёжных газетах проблемные статьи, репортажи, портретные
очерки, определять их тему и основную мысль, оценивать в этом контексте заголовок. Находить в
тексте статьи, репортажа, портретного очерка фрагменты, представляющие собой повествование,
разные виды рассуждения и описания, определять их роль в данном жанре; находить характерные
для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя; производить
разнонаправленный речеведческий анализ текста: содержательно-композиционный (смысловой)
стилистический, типологический — включать в каждый из них анализ выразительных средств,
характерных именно для данного аспекта рассмотрения текста, — под углом зрения темы и основной
мысли, стиля, типа речи.
Воспроизведение текста. Создавать на основе исходного авторского текста вторичное
высказывание, отражая в нём проблематику текста, позицию автора и своё собственное мнение,
совпадающее или не совпадающее с мнением автора текста. Пересказывать (устно и письменно)
тексты указанных выше жанров, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста.
Создание текста. Вести репортаж (устно и письменно) о школьной жизни (например, с урока
или с большой перемены), об открытии (посещении) памятника истории и культуры, о каком-либо
интересном событии, спортивном мероприятии; писать сочинение о человеке (литературном герое,
знакомом, о себе), писать статью в школьную или местную газету.
Совершенствование написанного. Добиваться полного соответствия отбора содержания и
языковых средств коммуникативной задаче. Повышать выразительность речи, уместно используя
характерные для публицистики средства языка: выразительную газетную лексику и фразеологию,
экспрессивный синтаксис: именительный темы, расчленённые предложения (парцелляцию),
риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных
членов с парным соединением, многосоюзие, перечислительные ряды со значением градации,
контрастные сопоставления и противопоставления, двойное отрицание и другие экспрессивные
конструкции.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
К концу 8 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов
произношения; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
по морфемике и словообразованию: опираться на словообразовательный анализ при
определении лексического значения, морфемного строения и написания слов разных частей речи;
опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный,
приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в
другую;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов социальной тематики, правильно их
употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать
литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматикоорфографическим словарём;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами,
слова специальной тематики с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами; свободно
пользоваться орфографическим словарём;
по синтаксису: правильно строить и употреблять словосочетания изученных видов; различать
простые предложения разных видов; употреблять односоставные предложения в речи с учётом их
специфики и стилистических свойств; уместно употреблять предложения с вводными словами,
словосочетаниями и предложениями; правильно строить и употреблять предложения с
обособленными членами; правильно использовать в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую
речь косвенной; интонационно правильно произносить и выразительно читать простые предложения
изученных синтаксических конструкций;
по пунктуации: находить пунктограммы в простом предложении и обосновывать постановку
соответствующих знаков препинания с помощью изученных в 8 классе пунктограмм; правильно
ставить знаки препинания во всех изученных случаях.

11
9 класс
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Восприятие высказывания. При восприятии устного и письменного высказывания определять
его принадлежность к той или иной разновидности русского национального языка: литературный
язык, диалект, просторечие, жаргон; замечать в собственной речи, в речи собеседников,
выступающих по радио и телевидению, отступления от норм литературного языка; фиксировать
замеченные нарушения норм, различать грубые и негрубые нарушения (языковые ошибки и речевые
недочёты), исправлять ошибки в собственной речи и, если позволяет ситуация общения, тактично
реагировать на речевые погрешности в высказывании собеседников.
Анализ текста. Определять стиль речи, тему высказывания и его основную мысль, указывать
способы и средства связи предложений в тексте; анализировать строение текста, языковые и речевые
средства, характерные для изученных стилей речи.
Воспроизведение текста. Писать изложения по текстам публицистического, художественного
стиля, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования).
Создание текста. Создавать письменные высказывания художественного и публицистического
стилей на свободные темы, как правило морально-этического характера, предложенные учителем
или самостоятельно выбранные учащимися: продумывать общий замысел, основную мысль
высказывания, планировать ход развития основной темы и мысли, отбирать и систематизировать
материал с учётом замысла стиля, определять типологическую структуру текста (ведущий и
сопутствующий стиль речи).
Строить устные и письменные высказывания, ориентированные на жанры публицистики (эссе,
путевые заметки, рецензию). Писать сочинения в публицистическом и художественном стиле с
использованием разных типов речи.
Составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию. Составлять
тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи).
Создавать высказывания научного стиля: готовить развёрнутые сообщения и доклады на
лингвистические и литературные темы для уроков-семинаров, зачётов, кружковых занятий.
Совершенствование написанного. Находить и исправлять недочёты в построении и содержании
высказывания: отступления от темы и основной мысли, нарушения требований относительной
автономности, завершённости текста (отсутствие в нём начала или конца); нарушение логики
изложения, абзацного членения текста. Находить и исправлять речевые недочёты (неправильное или
неточное словоупотребление, неудачный выбор средства связи между предложениями: лексического
повтора, порядка слов, замены существительного местоимением) и грамматические ошибки
(нарушение норм согласования и управления, построения предложений с причастным и
деепричастным оборотом,
сложных предложений
с придаточным определительным,
изъяснительным). Повышать выразительность речи, добиваться целесообразного выбора языковых
средств.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
К концу 9 класса учащиеся должны владеть следующими умениями:
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов
произношения; свободно пользоваться орфографическим словарём;
по лексике и фразеологии: разъяснять значение слов общественно-политической и моральноэтической тематики, правильно их употреблять; свободно пользоваться лексическими словарями
разных видов; по морфемике и словообразованию: владеть приёмом разбора слова по составу: от
значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова исходя
из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т.
п.); пользоваться этимологическим и словообразовательным словарями; опознавать основные
способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочносуффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
по морфологии: распознавать изученные в 5—7 классах части речи и их формы; соблюдать

12
литературные нормы при образовании и употреблении слов; пользоваться грамматикоорфографическим словарём;
по орфографии: правильно писать слова со всеми изученными в 5—7 классах орфограммами,
слова общественно-политической и морально-этической тематики с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
по синтаксису: различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно
выразительно произносить предложения изученных видов;
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях.
Выпускник научится:
-владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
-владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и
информационной переработки прочитанного материала;
-владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного
содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов
различных функциональных разновидностей языка;
-адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей
языка;
-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические
высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации
общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
-создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
-анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
-использовать знание алфавита при поиске информации;
-различать значимые и незначимые единицы языка;
-проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
-классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным
параметрам их звукового состава;
-членить слова на слоги и правильно их переносить;
-определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
-опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое
значение слова с опорой на его морфемный состав;
-проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
-проводить лексический анализ слова;
-опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет,
сравнение, гипербола, олицетворение);
-опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
-проводить морфологический анализ слова;
-применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
-опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
-анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурносмысловой организации и функциональных особенностей;
-находить грамматическую основу предложения;
-распознавать главные и второстепенные члены предложения;
-опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;

13
-проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
-соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
-опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в
практике правописания;
-опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
-использовать орфографические словари.
КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Число контрольных работ в год
Вид контрольных работ
по классам
7 класс
8 класс
9 класс
6
5
4
Контрольная работа (диктант, тест,
комплексный анализ и др.)
2
3
2
Изложения
2
2
2
Сочинения

Наименование разделов учебой программы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные содержательные линии
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой
и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в
структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии,
обеспечивающие формирование указанных компетенций:
 содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
 содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой)
компетенций;
 содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение
которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое
общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности
функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия»,
«Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология»,
«Синтаксис», «Культура речи», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и
культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и
интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают
соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют
виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют
представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс
осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях
общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса
и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Наименование разделов учебной программы
Особенностью обучения по УМК М.М. Разумовской является то, что материалы раздела «Речь»
изучаются блоками в течение года. Все разделы, отражённые в примерной и авторской программах,
представлены в таблице с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого.

14

7 класс(136 ч)
№п/п
Название раздела
1
2
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
4.

О языке
Речь
Язык. Правописание. Культура речи
Закрепление и углубление изученного в 6 классе
Морфология. Орфография
Причастие
Деепричастие
Предлог
Союз
Частица
Междометия и звукоподражательные слова
Повторение

Количество часов
1
21
46 (41+5 речь)
83 (67+16 речь)
30 (26+4 речь)
26 (22+4 речь)
11 (7+4 речь)
9 (6+3 речь)
4
3 (2+1 речь)
6

8 класс (102 ч)
№п/п
1
2
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6

3.7
3.8
4.

Название раздела
О языке
Речь
Повторение и обобщение изученного в 5-7 классах.
Язык. Правописание. Культура речи
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание и предложение
Синтаксис простого предложения
Двусоставное
предложение.
Главные
и
второстепенные члены предложения
Односоставные простые предложения
Неполные предложения
Предложения с однородными членами
Предложения с обращениями, вводными словами
(словосочетаниями,
предложениями),
междометиями
Предложения с обособленными членами
Прямая и косвенная речь
Повторение

Количество часов
1
22
13 (11+2 речь)
84 (64+ 20 речь)
12 (8+4 речь)
13 (9+ 4 речь)
6
5 (2+3 речь)
11 (10+1 речь)
14 (9+5 речь)
16 (11+3 речь)
7
4

9 класс (102 ч)
№п/п
1
2
3.
3.1
3.2.
3.3.
3.4
3.5
4.

Название раздела
О языке
Речь
Язык. Правописание. Культура речи
Обобщение изученного в 5-8 классах.
Синтаксис сложного предложения
Сложное предложение
Сложносочинённое предложение
Сложноподчинённое предложение
Бессоюзное сложное предложение
Сложное предложение с разными видами связи
Повторение

Количество часов
2
14
15
68
2
15 (12+3 речь)
18 (11+7 речь)
14 (12+2 речь)
5 (3+2 речь)
17

15

Направления проектной деятельности обучающихся
Класс
5

6

7

8
9

Направления
2 триместр
Проекты
по
лексике
и
фразеологии «Почему мы так
говорим?»
Имя
существительное- Имена
прилагательные
в
«хлеб» языка
названиях
художественных
произведений
Происхождение и изменение Культура электронного общения
некоторых
наречий
и
наречных сочетаний
Особенности языка СМС- Односоставные предложения в
сообщений
художественной литературе
Особенности
лексики Язык деловых бумаг
учащихся 9 классов моей
школы
1 триместр
Составление
лингвистических сказок

3 триместр
Составление проектов
«Занимательная
орфография»
Глагол-самая
живая
часть речи
Праздник
служебных
частей речи
Ребусы-гимнастика ума
Прошлое, настоящее и
будущее писем

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, умений и навыков учащихся по
русскому языку. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следящими критериями:
 полнота и правильность ответа;
 степень осознанности, понимания изученного;
 речевое оформление ответа.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на
определенную тему, показывать его умение применять определения, правила к конкретным случаям.
Оценка «5» ставится, если ученик:
 обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает
правильные определения языковых понятий;
 обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои
суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не
только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
 излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм
литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки
«5», но допускает единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя, и единичные
погрешности в последовательности и языке изложения.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной
темы, но:
 излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении
понятий или формулировке правил;
 не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и
привести свои примеры,
 излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в
языковом оформлении изложения.
Оценка «2» ставится, если ученик: обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела
изученного материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл,
беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке
ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка диктантов

16
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты. Эти тексты должны отвечать нормам
современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса -100-110, для 7 класса - 110-120,
для 8 класса - 120-140, для 9 класса - 140-160. (При подсчете учитываются как самостоятельные, так и
служебные слова).
П р и м е ч а н и е . Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его может быть
сокращен примерно на 10 слов.
Словарный диктант может состоять из следующего количества слов: для 5 класса -10-15 слов, для 6 класса 15-20, для 7 класса - 20-25, для 8 класса - 25-30, для 9 класса - 30-35.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме
орфограммы и пунктограммы были бы представлены 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и
пунктограмм включаются основные; они также должны быть представлены 2-3 случаями. В целом,
количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать: в 5 классе - 12 различных
орфограмм и 2-3 пунктограмм, в б классе - 16 различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 7 классе - 20
различных орфограмм и 2-3 пунктограмм, в 8 классе - 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в
достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть до 5 слов с непроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики
специально обучались. До конца первой четверти, а в 5 классе - до конца первого учебного полугодия
сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен, включать
основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности: ранее
приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце полугодия и в конце учебного года,
проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) на правила, которые не включены в школьную программу,
2) на еще не изученные правила;
3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
4) в передаче так называемой авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются ошибки, к которым следует отнести написания, искажающие звуковой
облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "тупло" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять
негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете
ошибок две негрубые считаются за одну.
К негрубым относятся ошибки:
1)в исключениях из всех правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях,
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами;
4) в случаях, когда вместо одного знака поставлен другой;
5) в случаях, требующих различения не и ни (в сочетаниях не кто иной, как..., не что иное, как..., никто
иной не..., ничто иное не...);
6) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении: их
последовательности.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное)
оценка, снижается на один балл, но такое снижение не должно привести к неудовлетворительной оценке
работы ученика. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 и более исправлении.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка "5" выставляется за безошибочную работу при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1
негрубой пунктуационной ошибки.

17
Оценка "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1
орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических
ошибок. Оценка "4" может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка "3" может быть выставлена за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок
при отсутствии орфографических. В 5 классе допускается выставление оценки "3" за диктант при 5
орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка "3" может быть выставлена также при наличии 6
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются по 3 однотипные
ошибки.
Оценка "2" ставится за. диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных
ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных
ошибок, 8 орфографических и б пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки: за диктант,
следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким
пределом является для оценки "4" 2 орфографические ошибки, для оценки "3" - 4 орфографические ошибки
(для 5 класса - 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 8 орфографических ошибок.
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного грамматического, орфографического,
лексического задания, выставляются две оценки отдельно за каждый, вид работы.
При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка "5" ставится, если ученик выполнил все задания.
Оценка "4" ставится, если ученики правильно выполнил не менее s заданий.
Оценка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка сочинений и изложений
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в 6 классе - 150-200, в 7
классе - 200-250, в 8 классе - 250-350, в 9 классе -350-450.
Текст итоговых контрольных изложений в 7 и 8 классах может быть несколько увеличен по
сравнению с нормами.
Рекомендуется следящий примерный объем самостоятельных классных сочинений: в 5 классе - 0,5-1,0
страницы, в 6 классе - 1,0-1,5, в 7 классе - 1,5-2,0, в 8 классе - 2,0-2,5, в 9 классе - 2,5-3,5.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к сугубо примерному, так как объем
ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности, от стиля и жанра сочинения,
характера темы и замысла, темпа, письма учащихся, их общего развития и т.п. Однако если объем сочинения
в полтора (и более) раза меньше или больше указанной примерной нормы, то учитель имеет право
понизить или повысить оценку (кроме выставления оценки "5").
С помощью сочинений и изложений проверяется:
1) умение раскрывать тему и производить отбор языковых средств в соответствии с темой и
задачей высказывания;
2) соблюдение грамматических норм и правил правописания.
Поэтому любое сочинение или изложение оценивается двумя оценками: первая ставится за его
содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.
Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа,
проверяющая знания по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по
литературе.
При оценке содержания работы и его речевого оформления учитель руководствуется следующими
критериями:
Оценка «5»:
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно (по сформулированному плану или без него).
4. Работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием используемых
морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема изученных грамматических
сведений и сведений по стилистике).

18
5. Достигнуто стилевое единство
Допускается:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»:
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 речевой недочет.
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от
темы)
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли.
4.. Лексический и грамматический строй речи в целом достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3
пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки: при отсутствии орфографических ошибок, а
также 2 грамматических ошибки.
Оценка «3»
1. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 речевых
недочетов.
2. Работа достоверна в главном, но в ней нет последовательности изложения.
3. В работе допущены существенные отклонения от темы.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе - 5
орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними,
работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной
связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено до 6 недочетов в содержании и до 7
речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8
пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6
пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание:
1. Учителю необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического
сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его
хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на 1 балл.
2. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема
высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения и изложения распространяются приведенные в пункте II указания об учете при
выставлении оценки однотипных: ошибок и сделанных учеником исправлений.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные виды упражнений и диктантов неконтрольного характера)
оцениваются более строго, чем контрольные работы. При оценке обучающих работ учитываются:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы.

19
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки "5" и "4" ставятся только в том
случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из
этих оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности
записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В
работе, превышающей по количеству слов объем диктанта для данного класса, для оценки "4" допустимо и
2 исправления ошибок.
Первая (или: первая и вторая) работа, как классная, так и домашняя по закреплению определенного
умения и навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Совершенно самостоятельно выполненные работы (без предшествовавшего анализа ошибок в классе)
оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Выведение итоговых оценок
За триместр (за полугодие) и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в
обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала,
овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих
оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем
показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное
отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок
необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости (оценки за устные ответы, обучающие работы, а
также уровень выполнения контрольных работ).
При выведении итоговой оценки преимущественное внимание уделяется отметкам, отражающим
овладение навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая оценка не
может быть положительной, если на протяжении триместра (полугодия) большинство контрольных
диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались
баллом «2».

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол
заседания
методического совета
МБОУ СОШ № 18 пос.Паркового
от «29».08. 2023 года № 1
____________________________

Заместитель директора по УМР
__________ Т.В. Лопатина
«29».08.2023 года


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».