РП Электив Физхимия 10-11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Физическая химия»
Уровень образования среднее общее образование, 10-11 класс
Уровень изучения углубленный
Беляева Наталья Александровна, учитель химии

п Парковый , 2023 год

Содержание курса
10 класс
Тема 1. Химическая термодинамика (18 ч)
Первый закон термодинамики. Термохимия. Закон Гесса. Следствия из
закона Гесса. Зависимость теплового эффекта от температуры. Второй закон
термодинамики. Энтропия. Определение возможности и предела
протекания процесса. Энергия Гиббса. Энергия Гельмгольца. Зависимость
энтропии и энергии Гиббса от температуры.
Практическая работа № 1 «Калориметрия».
Тема 2. Химическая кинетика (16 ч)
Скорость химической реакции и влияющие на неё факторы. Влияние
концентрации реагентов на скорость реакции. Основной постулат
химической кинетики. Кинетические уравнения односторонних реакций.
(Формальная кинетика простых реакций.) Методы определения
кинетического порядка реакции. Влияние температуры на скорость
химической реакции. Каталитические реакции.
Практическая работа № 2 «Зависимость скорости химической реакции от
концентрации реагентов».
Практическая работа № 3 «Зависимость скорости реакции от
температуры».
Практическая работа № 4 «Каталитические реакции».
Содержание курса
11 класс
Тема 3. Химическое равновесие (8 ч)
Обратимые и необратимые химические реакции. Виды химического
равновесия. Закон действующих масс. Константа равновесия. Влияние
различных факторов на состояние равновесия.
Практическая работа № 5 «Химическое равновесие».
Тема 4. Поверхностные явления (25 ч)
Поверхностная энергия. Поверхностное натяжение. Смачивание и
несмачивание. Когезия и адгезия. Адсорбция. Адсорбция на поверхности
жидкости. Адсорбция на поверхности твёрдых тел. Хроматография.
Практическая работа № 6 «Измерение поверхностного натяжения
жидкостей».
Практическая работа № 7 «Сравнение поверхностной активности
растворов веществ одного гомологического ряда».
Практическая работа № 8 «Сравнение эффективности моющих средств».
Практическая работа № 9 «Адсорбция карбоновых кислот активированным
углём».
Практическая работа № 10 «Обнаружение катионов металлов с помощью
бумажной хроматографии».
Тема 5. Научно-практическая конференция (2 ч)

Защита рефератов, практических работ исследовательского характера.
Подведение итогов (круглый стол).
Планируемые результаты освоения курса элективного курса для 10-11
классов.
Личностные

учёт возможностей и способностей обучаемых и создание
необходимых условия для развития их индивидуальных способностей;

обеспечение комфорта, бесконфликтных условий развития личности,
реализацию её природных потенциалов;

организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование
учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей;

стремление к созданию ситуации успеха для каждого обучаемого;

побуждение учащихся к поиску альтернативной информации;

привитие гордости за российскую науку;

осознание
своего
будущего
профессионального
назначения
(когнитивные УУД).
Метапредметные результаты:
 умениесамостоятельноопределятьцелидеятельности и составлять планы
деятельности;
самостоятельноосуществлять,
контролировать
и
корректировать
деятельность;
использоватьвсевозможныересурсыдлядостиженияпоставленныхцелейиреал
изацииплановдеятельности;выбирать
успешныестратегиивразличныхситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе
совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
 владениенавыкамипознавательной,учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешенияпроблем;способностьиготовностьксамостоятельному
поискуметодоврешенияпрактическихзадач,применению
различных
методовпознания;

готовностьиспособностьксамостоятельнойинформационнопознавательной деятельности, владениенавыками получения необходимой
информации
из
словарей
разных
типов,умениеориентироватьсявразличныхисточникахинформации,
критически
оценивать
и
интерпретировать
информацию,получаемуюизразличныхисточников;
 умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационныхзадач
ссоблюдениемтребованийэргономики,техникибезопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых
и
этических

норм,норминформационнойбезопасности;
 умениеопределятьназначениеифункцииразличных
социальныхинститутов;
 умениесамостоятельнооцениватьиприниматьрешения,определяющиестра
тегиюповедения,сучетомгражданскихинравственныхценностей;
 владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно
излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковыесредства;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых
действий
и
мыслительныхпроцессов,ихрезультатовиоснований,границсвоегознанияине
знания,новыхпознавательныхзадачисредствихдостижения;
Предметные результаты:
 сформированностьпредставленийоместехимиивсовременной
научной
картине
мира;
понимание
роли
химии
вформированиикругозораифункциональнойграмотности
человекадлярешенияпрактическихзадач;
 владениеосновополагающимихимическимипонятиями,
теориями,
законами
и
закономерностями;
уверенное
пользованиехимическойтерминологиейисимволикой;
 владениеосновнымиметодаминаучногопознания,используемыми в химии:
наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать,
объяснять
результаты
проведенныхопытовиделатьвыводы;готовностьиспособность
применять
методы познания при решениипрактическихзадач;
 сформированность умения давать количественные оценки и проводить
расчеты по химическим формулам и уравнениям;
 владение правилами техники безопасности при использовании
химическихвеществ;
 сформированность собственной позиции поотношению к химической
информации, получаемой из разных источников;
 для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровьяовладениеосновнымидоступнымиметодаминаучногопознания;
 для
слепых
и
слабовидящих
обучающихся
овладение
правиламизаписихимическихформулсиспользованиемрельефноточечнойсистемыобозначенийЛ.Брайля;

10 класс
11 класс
.

Кол-во
практических работ
4
6

Тема

Основное содержание

10 класс
1
Тема 1. Химическая термодинамика (18 ч)
1.1
Первый закон термодинамики.
Внутренняя энергия, теплота, работа, энтальпия
1.2
Термохимия. Закон Гесса. Расчёттеплового
эффекта реакции методом комбинирования
1.3
Первое следствие из закона Гесса,стандартная
энтальпия
образования
вещества.
Второе
следствие иззакона Гесса, стандартная энтальпия
сгорания вещества
1.4
Закон
Кирхгофа,
молярная
теплоёмкость
вещества, зависимость теплоёмкости и теплового
эффекта
от температуры
1.5
Практическая работа № 1 «Калориметрия»
Опыт 1. «Определение тепловогоэффекта
реакции нейтрализации».
Опыт 2. «Определение тепловогоэффекта при
растворении
соли».Обработка
полученных
результатови оформление отчёта
1.6
Второй закон термодинамики. Энтропия
Самопроизвольные
и
несамопроизвольные
процессы. Энтропия. Расчёт изменения энтропии
при химических реакциях
1.7
Определение возможности и предела протекания
процесса.Энергия Гиббса.Энергия Гельмгольца,
их
изменение энтропии, энергииГиббса, энергии
Гельмгольца. Расчёт стандартной энергии Гиббса
химической реакции.
1.8
Зависимость энтропии и энергииГиббса от
температуры.
Определение
возможности
самопроизвольного протекания реакции в
заданных условиях с использованием уравнения
Гиббса–Гельмгольца
2
Тема 2. Химическая кинетика (16 ч)
2.1
Скорость химическойреакции и влияющие

Количество
часов
Авторская Рабочая
программа программа
18
2

18
2

2

2

2

2

2

2

4

4

2

2

2

2

2

2

16
2

16
2

на неё факторыСкорость химической реакции.
Факторы, влияющие на скорость реакции
2.2
Зависимость скорости
реакции от концентрацииисходных
продуктов
2.3
Методы определения
кинетического порядка реакции
2.4
Практическая работа № 2 «Зависимость
скорости
химической
реакцииот
концентрацииреагентов»
2.5
Зависимость скоростиреакции от температуры
Правило
Вант-Гоффа,
уравнениеАррениуса.
Энергия активации
2.6
Практическая работа № 3 «Зависимость
скорости реакции от температуры»
2.7
Каталитические реакции
Катализ: гомогенный и гетерогенный. Механизм
протекания каталитических реакций
2.8
Практическая работа № 4 «Каталитические
реакции»
11 класс
3
Тема 3. Химическое равновесие (8 ч)
3.1
Химическое
равновесие.
Обратимые
инеобратимые
химические
реакции.
Видыхимическогоравновесия
3.2
Закон действующихмасс. Константы равновесия
3.3
Влияние различныхфакторов на состояние
равновесия
3.4
Практическая работа № 5 «Химическое
равновесие»
4
Тема 4. Поверхностные явления (25 ч)
4.1
Поверхностная энергия. Поверхностное
натяжение
4.2
Практическая работа № 6 «Измерение
поверхностного натяжения жидкостей»
4.3
Смачивание и несмачивание.Растекание.
4.4
Когезия и адгезия
4.5
Адсорбция. Адсорбция на поверхностижидкости
4.6
Практическая
работа
№
7
«Сравнениеповерхностной
активности
раствороввеществ одного гомологического ряда»
4.7
Практическая
работа
№
8
«Сравнениеэффективности моющих средств»
4.8
Адсорбция на поверхноститвёрдыхтел

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

8
2

8
2

2
2

2
2

2

2

25
2

25
2

2

2

2
2
2
2

2
2
2
2

2

2

2

2

Практическая
работа
№
9
«Адсорбциякарбоновых
кислотактивированнымуглём»
4.10 Хроматография
4.11 Практическая работа № 10 «Обнаружение
катионов
металлов
с
помощьбумажной
хроматографии»
4.12 Резервное время
41.13 Решение расчетных задач
5
Тема 5. Научно-практическая конференция
(2 ч)
5.1
Итоговое занятие в
форме научно-практической конференции
4.9

2

2

2
2

2
2

3
0
2

0
3
2

2

2

3.Таблица тематического распределения часов.
Тема

Часы Основные
деятельности

виды Основные

направления
воспитательной
деятельности

10 класс
Тема 1. Химическая термодинамика (18 ч)
1
Первый
закон 2
Использовать
термодинамики
межпредметныесвязи.Первы
й закон термодинамики.
Внутренняя
энергия,
теплота, работа, энтальпия
Термохимия. Закон Гесса.
2
Термохимия. Закон
2
Расчёттеплового
эффекта
Гесса
реакции
методом
комбинирования
Первое следствие из закона
Гесса,стандартная
3
Следствие
из 2
энтальпия
образования
законаГесса
вещества. Второе следствие
иззакона Гесса, стандартная
энтальпия
сгорания
вещества. Закон Кирхгофа,
4
Зависимость
2
молярная
теплоёмкость
теплового эффекта от
вещества,
зависимость
температуры.
теплоёмкости и теплового
УравнениеКирхгофа
эффектаот температуры

5

Практическая

4

Опыт

1.

«Определение

https://educon
.by/index.php/
materials/phys
/termodinami
ka
https://educon
.by/index.php/
materials/phys
/termodinami
ka
https://educon
.by/index.php/
materials/phys
/termodinami
ka
https://zaochn
ikcom.com/spra
vochnik/fizika
/termodinami
ka/teplovojeffekt/

работа
№
«Калориметрия»

1

6

Второй
закон 2
термодинамики.
Энтропия

7

Определение
2
возможности
и
предела протекания
процесса.Энергия
Гиббса.
Энергия Гельмгольца

8

Зависимость
2
энтропии и энергии
Гиббса
от
температуры

9

10

Тема 2. Химическая
кинетика (16 ч)
Скорость химической 2
реакции и влияющие
на неё факторы

Зависимость
скорости
реакции
концентрации
исходных
продуктов

2
от

тепловогоэффекта реакции
нейтрализации».
Опыт
2.
«Определение
тепловогоэффекта
при
растворении
соли».Обработка
полученных
результатови
оформление отчёта
Самопроизвольные
и
несамопроизвольные
процессы. Энтропия. Расчёт
изменения энтропии при
химических реакциях

https://obrazo
vaka.ru/fizika/
vtoroy-zakontermodinamik
iformula.html

Изменение
энтропии,
энергии
Гиббса,
энергии
Гельмгольца —
критерии возможности и
пределапротекания реакции.
Расчёт стандартной энергии
Гиббса химической реакции
Определение возможности
самопроизвольного
протекания
реакции
в
заданных
условиях
с
использованием уравнения
Гиббса–Гельмгольца

https://obrazo
vaka.ru/fizika/
vtoroy-zakontermodinamik
iformula.html

Скорость
химической
реакции.Механизм
химической реакции.
Элементарная
реакция,
молекулярность
реакции.
Факторы, влияющие на
скорость реакции.
Основной
постулат
химической
кинетики.
Константа
скорости.
Порядок
реакции.
Формальная
кинетика

https://studfile
.net/preview/5
621813/

https://studfile
.net/preview/5
621813/

11

Методы определения
кинетического
порядка реакции

12

Практическая
2
работа
№
2
«Зависимость
скорости химической
реакции
от концентрации
реагентов»

13

Зависимость
2
скоростиреакции от
температуры
Практическая
2
работа
№
3
«Зависимость
скорости реакции от
температуры»
Каталитические
2
реакции

14

15

16

Практическая
работа
№
«Каталитические
реакции»

2

2
4

реакций целого порядка
Основные
методы
определения кинетического
порядка реакции: метод
начальных
скоростей,
методопределения порядка
реакции
попериоду
полупревращений (метод
Освальда),
метод
подстановки, метод ВантГоффа
Проведение практической
работы:«Определение
кинетического
порядка
реакции
разложения
тиосерной
кислоты».
Обработка
полученных
результатов и оформление
отчёта
Правило
Вант-Гоффа,
уравнениеАррениуса.
Энергия активации
Проведение практической
работы.
Обработка
полученных
результатов
и оформление отчёта
Катализ: гомогенный и
гетерогенный.
Механизм
протекания каталитических
реакций
Опыт
1.
«Активность
различных
катализаторов в реакции
разложения
пероксида
водорода».
Опыт 2. «Каталитическое
восстановление
ионов
железа (III)».
Опыт
3.
«Кинетика
каталитического разложения
пероксида
водорода».
Обработка
полученных
результатов и оформление

https://studfile
.net/preview/5
621813/

https://studfile
.net/preview/5
621813/

https://studfile
.net/preview/5
621813/

1

2

Тема 3. Химическое
равновесие (8 ч)
Химическое
2
равновесие.
Обратимые и
необратимые
химические реакции.
Виды
химическогоравновес
ия
Закон действующих
2
масс.
Константы
равновесия

отчёта
11 класс
Кинетически необратимые
реакции.
Кинетически
обратимые
реакции.
Истинное
химическое
равновесие. Заторможенное
химическое равновесие
Закон действующих масс.
Константы
равновесия,
выраженные
через
равновесные
парциальные
давления,
равновесные
концентрации, равновесные
мольные доли

https://academ
ycontent.apkpr
o.ru/lesson/f0
cb5def-307e4575-89d086041b60365
5
https://academ
ycontent.apkpr
o.ru/lesson/0e
41e568-0a2b4605-bb9235d1ab69f9ba
https://academ
ycontent.apkpr
o.ru/lesson/8a
e38be6-e06f4fae-972969903109f968

3

Влияние различных
2
факторов
на
состояние равновесия

4

Практическая
работа
№
«Химическое
равновесие»

2
5

Влияние
катализатора,
концентрации веществ —
участников
равновесия,
температуры,
общего
давления
на
состояние
равновесия.
Принцип
подвижного
равновесияЛеШателье–
Брауна
Опыт
1.
«Влияние
изменения
концентраций
компонентов
и
добавокпосторонних
веществ
на
положение
химического равновесия».
Опыт
2.
«Изучение
химического

https://lesson.
edu.ru/lesson/
0e41e5680a2b-4605bb9235d1ab69f9ba
?backUrl=%2
F04%2F11

равновесия
гомогенной
реакции».Обработкаполучен
ных результатов
и оформление работы

5

6

7

4.Тема
Поверхностные
явления (25 ч)
Поверхностная
энергия.
Поверхностное
натяжение

Практическая
работа
№
«Измерение
поверхностного
натяжения
жидкостей»
Смачивание
несмачивание.
Растекание

2

2
6

и 2

8

Когезия и адгезия

9

Адсорбция.
2
Адсорбция
на
поверхностижидкост
и

2

Особое состояние молекул
поверхностного
слоя.
Поверхностнаяэнергия
и
поверхностное натяжение.
Некоторые
методы
измерения
поверхностного натяжения.
Путисамопроизвольного
снижения
поверхностной
энергии.
Влияние
химической
природы
веществ на их
поверхностное натяжение
Проведение практической
работы.Обработка
полученных
результатови
оформление отчёта

https://studizb
a.com/lectures
/himija/kolloi
dnajahimija/26138poverhnostnaj
a-jenergija-ipoverhnostno
enatjazhenie.ht
ml

Капиллярные явления —
результатсмачивания
или
несмачивания
втонких
трубках
и
узких
зазорах.Краевой
угол.
Уравнение Юнга
Когезия и работа когезии,
адгезияи работа адгезии.
Уравнение Дю-пре–Юнга.
Адгезия и когезия вприроде,
технике
и
повседневнойжизни
человека
Адсорбция,
адсорбент,
адсорбат.Физическая
и
химическая
адсорбция.
Поверхностно-активные и
поверхностно-инактивные
вещества

https://studizb
a.com/lectures
/himija/kolloi
dnajahimija/26138poverhnostnaj
a-jenergija-ipoverhnostno
enatjazhenie.ht
ml
https://studfile
.net/preview/6
024557/page:
2/

10

11

12

13

14

Практическая
2
работа
№ 7 «Сравнение
поверхностной
активности
растворов
веществ
одного
гомологического
ряда»
Практическая
2
работа
№ 8 «Сравнение
эффективности
моющих средств»
Адсорбция
на 2
поверхноститвёрдых
тел

Практическая
2
работа
№
9
«Адсорбция
карбоновых кислот
активированным
углём»
Хроматография
2

15

Практическая
2
работа
№
10
«Обнаружение
катионов металлов с
помощьбумажной
хроматографии»

16

Резервное время

3

Проведение практической
работы.Обработка
полученных
результатови
оформление отчёта

Проведение практической
работы.Обработка
полученных
результатови
оформление отчёта
Основные
адсорбенты:
активированный
уголь,
силикагель.
Иониты,
обменная ёмкость ионитов.
Ионообменная адсорбция.
Жёсткость воды
Проведение практической
работы.Обработка
полученных
результатови
оформление отчёта

https://studfile
.net/preview/9
845767/page:
34/

История
открытия
хроматографии.Сущность
хроматографии.
Хроматографическая
колонка. Подвижная фаза,
неподвижная
фаза.
Классификация
хроматографических
методов.
Практическое
применение хроматографии
Опыт
«Обнаружение
катионов
Cu2+,
Co2+,
Ni2+
с
помощью
бумажной
хроматографии». Обработка
полученных
результатов
оформление отчёта
Решение задач, подготовка к
научно-практической

https://ru.wiki
pedia.org/wiki
/%D0%A5%
D1%80%D0
%BE%D0%B
C%D0%B0%
D1%82%D0
%BE%D0%B
3%D1%80%
D0%B0%D1
%84%D0%B
8%D1%8F

конференции
Тема 5. Научнопрактическая
конференция (2 ч)
17

Итоговое занятие в
2
форме
научнопрактической
конференции

Защита
рефератов,
практических
работ
исследовательского
характера


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».