РП Рассказы по истории Отечества 5 класс

Муниципальное образование Тихорецкий район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 18 поселка Паркового
имени Героя Советского Союза Павла Федотовича Головко

Утверждена
Решением педагогического совета
от 30.08.2023 протокол №1
Директор _____ О.В.Мирошниченко

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Рассказы по истории Отечества»
5 класс
основное общее образование

Пояснительная записка
Программа курса «Рассказы по истории Отечества», входящего в
предметную область «Общественно-научные предметы» и реализующего
воспитательный потенциал учебного предмета «История России», составлена
с учетом требований Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования к результатам освоения и к
структуре основной образовательной программы основного общего

1

образования, программы воспитания1 на уровне основного общего
образования и с опорой на следующие нормативные документы:
• Конституция Российской Федерации (1993 г.);
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря
2015 г. № 1577).
• Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 703
«О внесении изменений в Стратегию государственной национальной
политики Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждённую Указом Президента Российской Федерации от 19
декабря 2012 г. № 1666».
• Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
• Поручение Президента РФ от 29 января 2020 г. (Пр-127, п. 2) о
подготовке и представлении федерального проекта «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального
проекта «Образование»;
• Постановление правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 о
«Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016–2020 гг.».
• Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
• Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности
при введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования».

Планируемые результаты освоения
учебного курса «Рассказы по истории Отечества»
Планируемые результаты освоения учебного курса «Рассказы по
истории Отечества» соответствуют планируемым результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования (ООП
ООО), которые представляют собой систему ведущих целевых установок и
ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих
содержательную основу образовательной программы. Планируемые
Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения
по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). https://fgosreestr.ru
1

2

результаты опираются на ведущие целевые установки, отражающие
основной, сущностный вклад примерной программы курса «Рассказы по
истории Отечества» в развитие личности обучающихся, их способностей.
Сохраняя содержательную связь с учебным предметом «История»,
учебный курс «Рассказы по истории Отечества» 5 классе поможет в решении
разнообразных задач, направленных на достижение планируемых освоения
предмета «История». Прежде всего, он поможет закрепить результаты,
достигнутые обучающимися в начальной школе при освоении модуля по
отечественной истории как составляющей курса «Окружающий мир», а
затем, постепенно усложняя содержание и формы деятельности на занятиях,
вести пятиклассников к новому уровню предметной компетентности,
отраженному в стандарте основного общего образования. В то же время
учебный курс «Рассказы по истории Отечества» как курс внеурочной
деятельности поможет активнее добиваться именно тех результатов, которым
обычно меньше внимания уделяется на меньше внимания уроках истории.
Формат курса внеурочной деятельности предусматривает создание
обучающимися
самостоятельно
или
под
руководством
учителя,
индивидуально или в группе сложных творческих «продуктов», организацию
и проведение межклассных и межвозрастных мероприятий, направленных на
обеспечение позитивной динамики развития личности обучающихся.
В соответствии с положениями ФГОС основного общего образования
личностные результаты изучения курса должны отражать:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству; знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
3




















чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие
мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла
учения;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения курса должны отражать:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
4







потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
развитие мотивации к овладению культурой активного пользования
словарями и другими поисковыми системами;
Предметные результаты освоения курса:
приобретение первоначальных навыков работы с исторической
информацией;
формирование умения восстанавливать последовательность и
длительность событий;
расширение исторических представлений о разных эпохах истории
Отечества, приобретение начального опыта осмысления деяний
личностей и народов в истории своей страны;
готовность пополнять исторические знания, применять их для
сохранения исторических и культурных памятников страны.

Содержание учебного курса «Рассказы по истории
России»»
Тема 1. Рождение Руси (1 час)
Формы организации и виды деятельности: беседа, создание картыаппликации, диалог-игра, инсценировка.
Тема 2. Древняя Русь (9 часов)
Великая княгиня Ольга — устроительница Руси. Отвага и гибель князя
Святослава. Крещение Руси. Владимир Святой. Образование в Древней Руси.
Ярослав Мудрый. Господин Великий Новгород. Нашествие Батыя. Ледовое
побоище. Сергий Радонежский — игумен земли Русской. За свободу Руси!
Куликовская битва.
Тема 3. Московское государство (6 часов)
Русь обретает свободу. «Стояние» на реке Угре. Единая страна —
единые законы. Судебник 1497 года. Москва строит новый Кремль. В Россию
приходит книгопечатание. Смута. Освобождение Москвы. Освоение Сибири.
Семен Дежнев.
Тема 4. Российская империя (9 часов)
Основание Петербурга. «Гром победы, раздавайся!». Полтава и Гангут.
Заводская держава Урала. Век императриц. Борьба за Крым. Отечественная
война 1812 года. Бородинская битва. Освобождение крестьян. Строительство
Транссибирской магистрали. Первая мировая война: героизм и милосердие.
Тема 5. Советская Россия (6 часов)
СССР Россия на переломе истории. Революция и Гражданская война. К
чужим берегам. «В буднях великих строек…». Сражение под Москвой.
Разгром гитлеровских войск под Сталинградом. Первые в космосе! Когда
взрослые были детьми.
Тема 6. Современная Россия (2 часа)
5

«Петр Великий» выходит в море.
Воссоединение Крыма с Россией.
Резерв учебного времени – 1 час.

Время

доброй

надежды.

Тематическое планирование учебного курса «Рассказы по
истории Отечества» определением видов учебной деятельности
Тематическое планирование составлено так, чтобы домашняя работа
обучающихся сводилась к минимуму или вообще не требовалась. Лишь в
немногих случаях есть необходимость заранее прочитать произведение,
слишком объёмное для чтения на уроке. Кроме содержания занятий и
количества часов, в планировании обозначены ключевые задачи (результаты
деятельности) для каждого занятия.
Планирование предполагает использование разнообразных форм
организации и видов деятельности:
•
беседа;
•
групповая работа;
•
практическое занятие;
•
проектное задание;
•
создание рисунков;
•
составление устного рассказа;
•
написание эссе;
•
инсценировка;
•
выступление с подготовленным сообщением;
•
создание презентации;
•
работа с интернет-ресурсами;
•
интервьюирование;
•
анализ репродукций картин российских художников;
•
обсуждение кинофильмов;
•
прослушивание аудиозаписей;
•
знакомство с музеями России;
•
проведение выставок, конкурсов, читательских конференций,
заседаний книжного клуба.
№ п/п

1

Разделы и темы курса

Введение. Рождение Руси.

Количе
ство
часов
1

Древняя Русь
2

Великая княгиня Ольга — устроительница Руси

1

3

Отвага и гибель князя Святослава

1

4

Крещение Руси. Владимир Святой

1

5

Образование в Древней Руси. Ярослав Мудрый

1

6

Господин Великий Новгород

1

7

Нашествие Батыя

1
6

8

Ледовое побоище

1

9

Сергий Радонежский — игумен земли Русской

1

10

За свободу Руси! Куликовская битва

1

Московское государство
11

Русь обретает свободу. «Стояние» на реке Угре.

1

12

Единая страна — единые законы. Судебник 1497 года

1

13

Москва строит новый Кремль

1

14

В Россию приходит книгопечатание

1

15

Смута. Освобождение Москвы

1

16

Освоение Сибири. Семен Дежнев.

1

Российская империя
17

Основание Петербурга

1

18

«Гром победы, раздавайся!». Полтава и Гангут

1

19

Заводская держава Урала

1

20

Век императриц

1

21

Борьба за Крым

1

22

Отечественная война 1812 года. Бородинская битва

1

23

Освобождение крестьян

1

24

Строительство Транссибирской магистрали

1

25

Первая мировая война: героизм и милосердие

1

Советская Россия. СССР
26

Россия на переломе истории. Революция и Гражданская война.

1

27

К чужим берегам.

1

28

«В буднях Великих строек»

1

29

Сражение под Москвой.

1

30

Разгром гитлеровских войск под Сталинградом

1

31

Первые в космосе!

1

32

Когда взрослые были детьми

1

Современная Россия
33

«Петр Великий» выходит в море

1

34

Время доброй надежды. Воссоединение Крыма с Россией

1

Тема 1. Рождение Руси
Формы организации и виды деятельности: беседа, создание картыаппликации, диалог-игра, инсценировка.
Тема 2. Древняя Русь
Формы организации и виды деятельности: беседа, создание словаряаппликации, изготовление ленты времени, диалог-игра, инсценировка
«Оживление исторического персонажа», работа с историческими
7

источниками (летописными рассказами), постановка мини-сцен с опорой на
исторический источник, составление устного рассказа; выступление с
подготовленным сообщением, составление «репортажа с места событий»,
викторина, работа с интернет-ресурсами, создание комикса.
Тема 3. Московское государство
Формы организации и виды деятельности: беседа, заполнение
контурных карт, изготовление ленты времени, диалог-игра, виртуальное
путешествие, инсценировки судебных разбирательств, работа с
историческими источниками (текстами законов), составление устного
рассказа; выступление с подготовленным сообщением, игра с пословицами,
составление экскурсионного буклета, работа с интернет-ресурсами,
организация модели музейной выставки, диспут, создание плаката
«Освобождение Москвы» ко Дню народного единства, создание картыаппликации.
Тема 4. Российская империя
Формы организации и виды деятельности: беседа, изготовление ленты
времени, диалог-игра, виртуальное путешествие, составление устного
рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление плана
рассказа, создание схемы-аппликации города, составление «репортажа с
места событий», викторина, работа с интернет-ресурсами, прослушивание
аудиозаписей, работа с историческими источниками (текстом Манифеста
1861 г.), проведение исторического диспута «Опровержение исторических
мифов об Отечественной войне 1812 года», заполнение контурных карт,
виртуальная поездка по железной дороге на Дальний Восток.
Тема 5. Советская Россия
Формы организации и виды деятельности: беседа, изготовление ленты
времени, диалог-игра, виртуальное путешествие, составление устного
рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление плана
рассказа, работа с интернет-ресурсами, создание плакатов, защита проекта,
прослушивание аудиозаписей, составление «репортажа с места событий»,
создание рисунков, интервьюирование старших членов семьи, создание
выставки «Когда взрослые были детьми», создание фотоколлажей.
Тема 6. Современная Россия
Формы организации и виды деятельности: беседа, изготовление ленты
времени, диалог-игра, виртуальное путешествие, составление устного
рассказа; выступление с подготовленным сообщением, составление плана
рассказа,
работа
с
интернет-ресурсами,
создание
рисунков,
интервьюирование старших членов семьи.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательной деятельности
Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании).
8

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции
приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
3. Указ Президента Российской Федерации от 06 декабря 2018 г. № 703 «О
внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики
Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённую Указом
Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666».
4. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года».
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от
29 мая 2015 г. № 996-р.
Учебно-методическое обеспечение
1. Примерная основная образовательная программа основного общего
образования. В редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 федерального
учебно-методического
объединения
по
общему
образованию.
https://fgosreestr.ru
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2
июня 2020 г. № 2/20). https://fgosreestr.ru
3. Д. М. Володихин, С. Н. Рудник. Общественно-научные предметы. Рассказы
по истории Отечества. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций; под ред.
О. Ю. Васильевой. М. : Просвещение, 2021.— 192 с. : ил.— (Цивилизационное
наследие России).
4. О. А. Борисова. Методическое пособие к учебнику «Рассказы по истории
Отечества. 5 класс» (авторы Д. М. Володихин, С. Н. Рудник; под ред. О. Ю.
Васильевой).
Материально-техническое обеспечение
1. Стенды для постоянных и временных экспозиций.
2. Комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения:
• аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации;
• компьютер;
• мультимедиа-проектор;
• интерактивная доска;
• множительная техника;
• коллекция медиаресурсов, в том числе обучающие программы;
• выход в Интернет;
3. Комплект экранно-звуковых пособий и слайдов;
4. Библиотека учебной, программно-методической, учебно-методической,
справочно-информационной и научно-популярной литературы.

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».