РП Думаю, читаю, понимаю функциональная грамотность 1-4_кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18 поселка Паркового муниципального
образования Тихорецкий район имени Героя Советского Союза Павла Федотовича Головко

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30.08. 2023 года протокол № 1
Директор
О.В. Мирошниченко

Программа курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»

«Думаю, читаю, понимаю»
(1- 4 классы)

Пос.Парковый
2023г

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286), на основании Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, с учетом Примерной
основной образовательной программы начального общего образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022 г.), с учетом Примерной
рабочей программы воспитания для общеобразовательных организаций
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22), Методических
рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от
15.08.2022 № 031190, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации
на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от
29.05.2015 № 996-р; санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20); санитарными правилами и нормами
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21);
Основной образовательной программы начального общего образования
МБОСОШ №18 поселка Паркового; Уставом школы .
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе
авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов
(авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель: создать условия для формирования и развития основ
функциональной грамотности у младших школьников.
Задачи:
 познакомить с миром профессий, особенностями разных профессий;
 способствовать формированию уважительного отношения к людям
разных профессий и результатам их труда;

 способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей
ребёнка;
 способствовать формированию нравственных качеств: доброты,
взаимовыручки, внимания, справедливости и т.д.;
 способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа
жизни.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на
них, использования их содержания для достижения собственных целей,
развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять
в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов
в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные
знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в
неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):

3

1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской
и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию
математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым,
последовательность проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;
 Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
 Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных
программ начального общего образования при одновременном сохранении
коррекционной направленности педагогического процесса, которая
реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания,
специфические методы, приемы работы.
Формируемые универсальные учебные действия
Личностные результаты:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном
бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных
финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
-- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в
том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
4

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать
правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания преобразовывать информацию из одной формы в
другую.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Познавательные
универсальные
учебные
действия:
-осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера:
работа
над
проектами
и
исследованиями;
-использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления
информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные
пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты.
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.

5

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная
грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на
научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы
человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,
активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.

6

Содержание курса
Блок I «Читательская грамотность» - 1 класс, 33 часа
В. Бианки. Лис и мышонок. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки по
цепочке. Выполнить задания по сказке в рабочем листе, проверка с учителем.
Задания: определить жанр произведения, назвать героев сказки, дополнить
предложения; пользуясь информацией из текста дать характеристику героям;
определить последовательность событий и рассказать сказку; составить из
частей пословицы и определять их соответствие произведению; различить
научно-познавательный текст и художественный, определять, чему учит сказка.
Русская народная сказка. Мороз и заяц. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение
сказки «Мороз и заяц». Выполнить задания в рабочем листе. Задания:
определить национальную принадлежность сказки по информации в заголовке,
дать характеристику героям сказки; устанавливания истинности и ложности
высказываний. Сказочная викторина по сказке.
Владимир Сутеев. Живые грибы. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. Задания: выбрать соответствующую
к сказке характеристику героям; дополнять предложения на основе
сведений из текста; определить последовательность событий и рассказать
сказку по плану, на основе сведений из научно-познавательного текста
выбирать верные высказывания. Составление вопросов по содержанию
сказки.
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Чтение сказки «Петушок и солнышко». Выполнение задании в рабочем листе.
Задания: определять вид сказки; назвать героев сказки, находить среди них
главного героя; чтение сказки по ролям; прочитать и объяснить смысл
пословиц. Литературная викторина.
М. Пляцковский. Урок дружбы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение
сказки. Выполнение задания в рабочем листе. Творческое задание нарисовать
комикс (рисованный рассказ в картинках) на тему: «Дружба».
Грузинская сказка. Лев и заяц. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки
«Лев и заяц». Выполнение задании в рабочем листе. Задания: определить жанр
сказки; выбрать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;
найти слова близкие по значению; ответить на вопросы по сказке. Творческое
задание придумать свою сказку про животных, о дружбе.
Русская народная сказка. Как лиса училась летать. Вводное слово учителя.
Чтение русской народной сказки «Как лиса училась летать». Выполнение
задании в рабочем листе. Задания: соотнести слова-характеристик с рисунками
героев; расположение в правильной последовательности событий по сказке,
7

формулирование и запись вопроса к сказке; работа с пословицами. Творческое
задание: нарисовать иллюстрацию к сказке «Как лиса училась летать?»
Евгений Пермяк. Четыре брата . (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки
«Четыре брата». Выполнение задании в рабочем листе. Задания: соотнести
слова-характеристик с рисунками героев; расположение в правильной
последовательности событий по сказке, разгадать ребусы, найти соответствие.
Заключительная интерактивная игра
«Путешествие по
сказкам»
Блок «Математическая грамотность»
Про курочку рябу, золотые и простые яйца. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Устный счёт, решение математических задач. Выполнение задании в рабочем
листе. Задания: определить количество предметов при счёте; составить и
решить выражения с ответом 5; решение задач на уменьшение числа на
несколько единиц; соединять с помощью линейки точки; решение задач в два
действия.
Про козу, козлят и капусту. (1 ч.) Вводное слово учителя. Устный счёт,
решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе. Задания:
определять количество предметов при счёте; образовывать число 8; составить
и решить выражения с ответом 9; решить задачу в два действия; находить
остаток числа; соединить с помощью линейки точки и назвать геометрическую
фигуру – ломаную.
Про петушка и жерновцы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Устный счёт,
решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе. Задания:
разложить число 9 на два слагаемых; ответить на вопросы на основе условия
задачи. работа в группе.
Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки. (1 ч.) Вводное слово
учителя. Устный счёт, решение математических задач. Выполнение задании в
рабочем листе. Задания: раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно
из слагаемых больше другого; раскладывать число 10 на два слагаемых, когда
слагаемые равны; раскладывать число 10 на три слагаемых; раскладывать число
10 на три чётных слагаемых.
Про наливные яблочки. (1ч.) Вводное слово учителя. Устный счёт, решение
математических задач. Выполнение задании в рабочем листе. Задания:
преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; находить
недостающие данные при решении задач; складывать одинаковые слагаемые в
пределах 10; определение истинности/ложности высказываний.
Про Машу и трёх медведей. (1ч.) Вводное слово учителя. Устный счёт,
решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе. Задания:
раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых; решать задачи на нахождение
8

суммы; чтение таблицы, дополнение недостающей в таблице данных;
устанавливание закономерности.
Про старика, старуху, волка и лисичку. (1ч.) Вводное слово учителя. Устный
счёт, решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе.
Задания: раскладывать число 12 на несколько слагаемых; решать задачи на
нахождение части числа: читать таблицы; заполнять недостающие данные в
таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; практическая работа с
круговыми диаграммами, сравнивание сектора круговой диаграммы;
сравнивание числовых выражении, составление по рисункам; нахождение
прямоугольников на рисунке.
Про медведя, лису и мишкин мёд. (1ч). Вводное слово учителя. Устный счёт,
решение математических задач. Выполнение задании в рабочем листе. Задания:
решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько
единиц; чтение таблицы, заполнение недостающих данных в таблице по
самостоятельно выполненным подсчётам; раскладывание числа первого и
второго десятка на несколько слагаемых; чтение простейших чертежей.
Блок «Финансовая грамотность»
За покупками. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем
листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения об умении
экономно тратить деньги, решение задач. Работа понятиями: цена, товар, спрос.
Отгадывание загадок.
Находчивый колобок. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения об
товаре и услуге, решение задач. Работа понятиями: товар и услуга. Отгадывание
загадок.
День рождения Мухи-Цокотухи. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение
задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы,
рассуждения об товаре и стоимости, решение задач. Работа понятиями: товар и
стоимость. Работа с пословицами.
Буратино и карманные деньги. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение
задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы,
рассуждения об товаре и услуге, решение задач. Работа понятиями: карманные
деньги, необходимая покупка, желаемая покупка. Ролевая игра «Магазин».
Кот Василий продаёт молоко. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение
задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы,
рассуждения о рекламе, решение задач. Работа понятиями: реклама. Творческое
задание нарисовать рекламу молока для кота Василия.

9

Лесной банк. (1ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем
листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения. Работа
понятиями: финансы, банк. Ролевая игра «Банк».
Как мужик и медведь прибыль делили. (1ч.) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на
вопросы, рассуждения о доходе, затраты и как получают прибыль, решение
задач. Работа понятиями: доход.
Как мужик золото менял. (1ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании
в рабочем листе. Задания: чтение сказки, ответы на вопросы, рассуждения об
бартере, решение задач. Работа понятиями: равноценный обмен.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Как Иванушка хотел попить водицы. (1ч) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. Задания: наблюдать над свойством воды
– прозрачность; определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане
вода смешана с сахаром; определять, как уровень воды в стакане влияет на
высоту звука; объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца
плавать; определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой
поверхности; использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды.
Подведение итогов.
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик. (1ч) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. Задания: доказывать, что внутри шарика
находится воздух, который легче воды; показывать, что шарик можно
наполнять водой; объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного
сока и соды; рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;
объяснять, почему шарик не тонет в воде; рассказывать, в каком случае шарик
может летать; делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
Подведение итогов.
Про репку и другие корнеплоды. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение
задании в рабочем листе. Задания: описывать и характеризовать овощикорнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности
внешнего вида; осуществлять поиск необходимой информации из рассказа
учителя, из собственного жизненного опыта; планировать совместно с
учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации. Подведение итогов.
Плывёт, плывёт кораблик. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании
в рабочем листе. Задания: – Определять плавучесть металлических предметов;
объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; понимать, что внутри
плавучих предметов находится воздух; объяснять, почему случаются
кораблекрушения; объяснение что такое ватерлиния; определять направление
ветра. Подведение итогов.
10

Про Снегурочку и превращения воды. (1ч) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. Задания: объяснять, что такое снег и лёд;
объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит; наблюдать за
переходом воды из одного состояния в другое; наблюдать над формой и
строением снежинок; составлять кластер; проводить несложные опыты со
снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; высказывать
предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. Подведение
итогов.
Как делили апельсин. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе. Задания: объяснять, почему лопается воздушный шарик при
воздействии на него сока из цедры апельсина; объяснять, почему не тонет
кожура апельсина; объяснять, как узнать количество долек в неочищенном
апельсине; определять в каком из апельсинов больше сока; познакомиться с
правилами выращивания цитрусовых из косточек, проводить несложные опыты
и объяснять полученные результаты опытов. Подведение итогов.
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду. (1ч) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. Задания: объяснять, когда можно увидеть
своё отражение в воде; определять, в каких предметах можно увидеть свое
отражение, наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и
вогнутых металлических предметах; наблюдать многократность отражений;
проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов;
строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Подведение
итогов.
Иванова соль. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем
листе. Задания: – Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать
свойства соли и песка; составлять связное речевое высказывание в соответствии
с поставленной учебной задачей; представлять результаты исследовательской
деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное
письменное высказывание; анализировать условия проведения опыта и
проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов;
проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты
опытов;. Подведение итогов.
Владимир Сутеев. Яблоко. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании
в рабочем листе. Задания: доказывать, как с помощью яблочного сока можно
рисовать; доказывать, что существует сила притяжения; пользуясь
информацией из текста, дополнять предложения; соединять части текста и
рисунки; называть героев сказки; отвечать на вопрос после выполнения
арифметических действий; давать характеристику герою; определять стоимость
части от целого; придумывать рекламу-упаковку; определять профессию
рабочего банка; объяснять, чему учит сказка. Подведение итогов.

11

Календарно-тематическое планирование (1 класс)
№
п/п

Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

В. Бианки. Лис и мышонок.
Русская народная сказка.
Мороз и заяц.
В. Сутеев. Живые грибы.
Г. Цыферов. Петушок и
солнышко.
М. Пляцковский. Урок
дружбы.
Грузинская сказка. Лев и
заяц.
Русская народная сказка.
Как лиса училась летать.
Е. Пермяк. Четыре брата.
Про курочку рябу, золотые
и простые яйца.
Про козу, козлят и капусту.
Про петушка и жерновцы.
Как петушок и курочки
делили бобовые зернышки.
Про наливные яблочки.
Про Машу и трех медведей.
Про старика, старуху, волка
и лисичку.
Про медведя, лису и
мишкин мед.
За покупками.
Находчивый колобок.
День
рождения
мухицокотухи.
Буратино и карманные
деньги.
Кот
Василий
продает
молоко.
Лесной банк.
Как мужик и медведь
прибыль делили.
Как мужик золото менял.
Как
Иванушка
хотел
попить водицы.
Пятачок, Винни-пух
и
воздушный шарик.
Про репку и другие
корнеплоды.
Плывет, плывет кораблик.
Про
Снегурочку
и
превращения воды.
Как делили апельсин.

Всего
часов
1
1

В том числе
Дата проведения
Теория
Практика Планир. Факт.
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1
1
1

0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

12

31. Крошка енот и Тот, кто
1
сидит в пруду.
32. Иванова соль.
1
33. В. Сутеев. Яблоко.
1
Итого: 33

13

0,5

0,5

0,5
0,5
16,5

0,5
0,5
16,5

Блок I «Читательская грамотность» - 2 класс, 34 часа
Михаил Пришвин. Беличья память. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение
сказки. Выполнить задания по сказке в рабочем листе, проверка с учителем.
Задания: определить жанр произведения, назвать героев сказки, дополнить
предложения; пользуясь информацией из текста дать характеристику героям;
определить последовательность событий и рассказать сказку; составить из
частей пословицы и определять их соответствие произведению; различить
научно-познавательный текст и художественный, определять, чему учит сказка.
И. Соколов-Микитов. В берлоге. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки
«Мороз и заяц». Выполнить задания в рабочем листе. Задания: определить
национальную принадлежность сказки по информации в заголовке, дать
характеристику героям сказки; устанавливания истинности и ложности
высказываний. Решение ребусов. Викторина по сказке.
Лев Толстой. Зайцы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе. Задания: выбрать соответствующую к сказке характеристику
героям; дополнять предложения на основе сведений из текста; определить
последовательность событий и рассказать сказку по плану, на основе сведений
из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания.
Составление вопросов по содержанию сказки.
Николай Сладков. Веселая игра. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение
произведения «Весёлая игра». Выполнение задании в рабочем листе. Задания:
определять вид сказки; назвать героев сказки, находить среди них главного
героя; чтение сказки по ролям; прочитать и объяснить смысл пословиц.
Литературная викторина.
Обыкновенные кроты. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение сказки.
Выполнение задания в рабочем листе. Творческое задание нарисовать комикс
(рисованный рассказ в картинках) на тему: «Обыкновенные кроты».
Эдуард Шим. Тяжкий труд. (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение
произведения «Тяжкий труд». Выполнение задании в рабочем листе. Задания:
определить жанр произведения; выбрать изображение, подходящее для
иллюстрации героя; найти слова близкие по значению; ответить на вопросы по
сказке.
Полевой хомяк. Вводное слово учителя. Чтение произведения. Выполнение
задании в рабочем листе. Задания: соотнести слова-характеристик с рисунками
героев; расположение в правильной последовательности событий по
произведению, формулирование и запись вопроса к сказке; работа с
пословицами.
14

Про бобров. ( 1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение произведения. Выполнение
задании в рабочем листе. Задания: ответить на вопросы.
Позвоночные животные (1 ч.) Вводное слово учителя. Чтение произведение
«Позвоночные животные». Выполнение задании в рабочем листе. Ответить на
вопросы.
Блок «Математическая грамотность»
Про беличьи запасы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Работа с таблицами:
интерпретировать и дополнять данные; выполнять сложение и сравнение чисел
в пределах 100; объяснять графические модели при решении задач;
анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;
строить ломаную линию.
Про беличьи запасы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Анализировать данные
столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде; дополнять
недостающие на диаграмме данные; отвечать на вопросы, ответы на которые
спрятаны на диаграмме; анализировать данные таблицы, устанавливая их
истинность и ложность; выполнять вычисления на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц; решать логические задачи на практическое деление;
находить периметр треугольника; строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
Про зайчат и зайчиху (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять количество
часов в сутках; находить необходимую информацию в тексте и выполнять
математические вычисления; подбирать из предложенных чисел суммы чисел,
состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;
решать логические задачи по данному условию; составлять элементарную
диаграмму.
Лисьи забавы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять дату по календарю;
находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические
вычисления; записывать краткую запись и решение задач; решать логические
задачи с помощью таблицы; анализировать данные, представленные в
столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные;
составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой
диаграммы; читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в
соответствии с данными задачи.
Про крота. (1 ч.) Вводное слово учителя. Решать задачи логического
характера; решать задачи с использованием данных таблицы; решать задачи на
основе данных диаграммы; решать примеры на основе предложенной цепочки
примеров; определять цвета геометрических фигур на основе верных
высказываний.
15

Про ежа. (1 ч.) Вводное слово учителя. Находить значение выражений,
соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого;
определять время с помощью скорости и расстояния; определять данные
столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в
таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму; отвечать на
вопросы на основе полученных данных; определять последовательность
маршрута на основе схемы; записывать слова с помощью кода; называть
месяцы, сравнивать количество месяцев.
Про полевого хомяка. (1 ч.) Вводное слово учителя. Находить значение
выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название
животного; строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;
отвечать на вопросы на основе имеющихся данных; находить путь хомяка на
основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно; записывать
именованные числа в порядке возрастания; строить четырёхугольники по
заданному условию.
Встреча друзей. (1ч.) Вводное слово учителя. Находить необходимую
информацию в тексте задания; понимать, что такое «валюта», «курс рубля»,
«кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»; анализировать и
дополнять недостающие в таблице данные; выполнять письменное и устное
сложение чисел в пределах 1000.
Блок «Финансовая грамотность»
Беличьи деньги. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем
листе. Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»;
понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»;
находить у монеты аверс и реверс; выполнять логические операции: анализ,
синтез и сравнение; готовить небольшое сообщение на заданную тему.
Повреждённые и фальшивые деньги. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. Правила использования поврежденных
денег; находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;
находить необходимую информацию в тексте; отвечать на вопросы на основе
полученной информации.
Банковские карты. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе, давать характеристику наличным деньгам; рассказывать о
дебетовой банковской карте; объяснять, что обозначают надписи на карте;
объяснять, как производить покупку в магазине; объяснять, как можно снять
деньги в банкомате с помощью карты; рассказывать о кредитной банковской
карте.
Безопасность денег на банковской карте. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. Иметь представление об элементах,
расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять
16

их назначение; находить необходимую информацию в тексте задания;
формулировать правила безопасности при использовании банковских карт.
Про кредиты. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем
листе. Объяснять, что такое «кредит»; определять виды кредитов; понимать,
чем отличаются друг от друга разные виды кредитов; определять сумму
переплаты по кредиту; определять, какой кредит наиболее выгоден банку по
срокам его оплаты; определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка
по срокам его оплаты.
Про вклады. (1 ч.) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем
листе. Давать определение вклада; называть виды вкладов: срочный вклад,
вклад до востребования; объяснять, что такое банковский процент по вкладам;
объяснять, как считают банковский процент по вкладам; объяснять, почему
банки выплачивают проценты.
Ловушки для денег. (1ч.) Вводное слово учителя. Определять доходы, расходы
и прибыль; отличать желаемые покупки от необходимых; рассуждать, как
поступать в различных ситуациях при покупке товара; объяснять, что такое
дефицит и профицит; рассуждать, как не тратить напрасно деньги.
Такие разны деньги. (1ч.) Вводное слово учителя. Иметь представление о
валюте как национальной денежной единице; находить необходимую
информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям; устанавливать
принадлежность денежной единицы стране; иметь представление о банковской
операции «обмен валюты».

Блок «Естественно-научная грамотность»
Про белочку и погоду. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе. – Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода»,
«облачность»; объяснять, что такое «оттепель», «наст»; работать с таблицами
наблюдений за погодой; высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений; работа в парах.
Лесные сладкоежки. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе. Проводить несложные опыты с мёдом; определять
последовательность действий при проведении опытов; делать выводы по
результатам опытов; различать свойства настоящего и поддельного,
искусственного мёда; анализировать данные таблицы; строить логические
рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи; иметь представление
о лечебных свойствах мёда.
Про зайчишку и овощи. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе. Определять по рисункам названия растений и находить среди
них овощи; выделять среди овощей корнеплоды, проводить опыт по
17

проращиванию моркови, определять цвет сока овощей опытным путём;
сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
Лисьи норы. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в рабочем
листе. Иметь представление об устройстве лисьих нор; проводить простейшие
опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы;
делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; понимать и
объяснять, от чего зависит плодородие почвы.
Корень-часть растения. (1ч) Вводное слово учителя. Выполнение задании в
рабочем листе. Называть части цветочных растений; объяснять, для чего
растению корень; доказывать, что рост растения начинается с корня; называть
виды корневых систем; называть видоизменённые корни.
Занимательные особенности яблока. (1ч) Вводное слово учителя.
Выполнение задании в рабочем листе. – Объяснять, почему яблоко в месте
разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет; объяснять,
почему яблоко плавает; объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
объяснять, почему неспелое яблоко кислое; находить на срезе яблока рисунок
звезды.
Про хомяка и его запасы. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть растения,
плоды которых составляют основу питания хомяка; объяснять и доказывать,
как влажность и воздух влияют на прорастание семян; объяснять и доказывать,
что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества,
запасённые в самих семенах; объяснять и доказывать, как влияет наличие света
на прорастание семян; объяснять и доказывать, как влияет температура на
прорастание семян; объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на
прорастание семян; определять правильную последовательность прорастания
семян гороха.
Материал для плотин. (1 ч.) Вводное слово учителя. Иметь представление о
составе древесины, проводить простейшие опыты по изучению свойств
древесины разных пород деревьев; делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов; понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие
породы деревьев.
Позвоночные животные. (1ч.) Вводное слово учителя. называть признаки
пяти групп позвоночных животных; определять название животного по
описанию; выбирать признаки земноводного животного; выбирать
утверждения, которые описывают признаки животного; выбирать вопросы, на
которые нельзя найти ответы в тексте; составить описание внешнего вида рыбы
с указанием признаков этого животного; рассуждать об открытии, сделанном
на занятии.

18

Календарно-тематическое планирование (2 класс)
Тема занятия

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

В том числе
Дата проведения
Теория
Практика Планир. Факт.
0,5
0,5

Всего
часов
1

Михаил Пришвин. Беличья
память.
Про беличьи запасы.
Беличьи деньги.
Про белочку и погоду.
И. Соколов-Микитов. В
берлоге.
Медвежье потомство.
Поврежденные и
фальшивые деньги.
Лесные сладкоежки.
Лев Толстой. Зайцы.
Про зайчат и зайчиху.
Банковская карта.
Про зайчишку и овощи.
Николай Сладков. Веселая
игра.
Лисьи забавы.
Безопасность денег на
банковской карте.
Лисьи норы.
Обыкновенные кроты.
Про крота.
Про кредиты.
Корень часть растения.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про ежа.
Про вклады.
Занимательные
особенности яблока.
Полевой хомяк.
Про полевого хомяка.
Ловушки для денег.
Про хомяка и его запасы.
Про бобров.
Бобры строители.
Такие разные деньги.
Материал для плотин.
Позвоночные животные.
Встреча друзей.
Итого: 34

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

17

19

17

Блок I «Читательская грамотность» - 3 класс, 34 часа
Про дождевого червяка. (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять тип текста;
дополнять предложение словами из текста; определять периоды развития
дождевого червя на основе теста; объяснять, почему дождевые черви – это
настоящие сокровища, живущие под землёй; определять на основе теста способ
питания дождевых червей; находить предложение, соответствующее рисунку;
выбирать утверждения, соответствующие тексту; составлять вопрос по
содержанию текста; называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет
в тексте.
Кальций. (1 ч.) Вводное слово учителя. Работать с кластером; дополнять
предложение словами из текста; определять, что такое минерал; называть
стройматериалы, содержание; выбирать утверждения, которые соответствуют
прочитанному тексту; составлять предложения по рисунку; составлять вопрос
по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос.
Сколько весит облако? (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; находить ответ
на вопрос в тексте; объяснять значение слова; дополнять предложения;
выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; дополнять план
текста; рассказывать о прочитанном произведении; составлять вопрос по
содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; определять
название книг с достоверными сведениями.
Хлеб всему голова. (1 ч.) Вводное слово учителя. – Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; записывать
пословицы о хлебе; записывать предложение, которое соответствует рисунку;
находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; рассказывать о
прочитанном произведении; составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос; работать с толкованием слова;
определять порядок следования предложений; называть хлебобулочные
изделия.
Про мел. (1 ч.) Вводное слово учителя. Заполнять кластер о происхождении
мела; составлять вопрос по готовому ответу; давать определение слова;
работать с толковым словарём; работа с толкованием слова; соединять части
предложений и определять их порядок; составлять план текста в виде вопросов;
составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный
вопрос.
Про мыло. (1 ч.) Вводное слово учителя. Дополнять предложение; давать
определение слова; работать с толковым словарём; соединять части
предложений и определять их порядок; находить в тексте предложение,
которое соответствует рисунку; находить в тексте предложение по заданному
20

условию; дополнять текст по заданному условию; определять даты принятия
гербов.
История свечи. (1ч.) Вводное слово учителя. Давать определение слова;
записывать ответ на поставленный вопрос; определять слово по его
лексическому значению; называть вещества, которые используют при
изготовлении свечей; выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;
составлять вопросы и находить ответы в тексте; соединять части предложений
и определять их порядок; заполнять кластер по рисункам на основе
прочитанного текста; называть правила безопасности при использовании
свечей; рассказывать о прочитанном произведении; отвечать на поставленный
вопрос.
Магнит. (1 ч.) Вводное слово учителя. Давать определение слова; дополнять
предложение; находить ответ на поставленный вопрос; объяснять значение
словосочетания; с помощью текста находить отличия между предметами;
называть предметы, о которых говорится в тексте; рассказывать о прочитанном
произведении.
Блок «Математическая грамотность»
Расходы и доходы бюджета. (1 ч.) Вводное слово учителя. Определять
дефицитный и профицитный бюджет; анализировать данные, представленные
на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; выполнять
вычисления по таблице; выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел; составлять задачу по предложенному решению; формулировать вопрос
задачи.
Планируем семейный бюджет. (1 ч.) Вводное слово учителя. анализировать
данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые
вычисления; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление
круглого числа на однозначное; анализировать данные столбчатой диаграммы;
выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения
одинаковых слагаемых; выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.
Подсчитываем семейный доход. (1 ч.) Вводное слово учителя. Анализировать
график и по данным графика заполнять таблицу; выполнять сложение круглых
многозначных чисел; находить с помощью калькулятора среднее
арифметическое; сопоставлять таблицу и круговую диаграмму; анализировать
данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на
круговой диаграмме; самостоятельно составлять круговую диаграмму.
Пенсии и пособия. (1 ч.) Вводное слово учителя. Анализировать данные,
представленные в таблице; выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел; анализировать данные, представленные в виде гистограммы; вычислять,
21

на сколько увеличилась пенсия за определённый период; заполнять таблицу на
основе текстового материала; подсчитывать доход семьи от детских пособий.
Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы. (1 ч.) Вводное слово
учителя. Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с
выигрыша; подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;
под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа.
Подсчитываем расходы. (1 ч.) Вводное слово учителя. Анализировать данные
инфографики; находить в таблице информацию, необходимую для выполнения
задания; подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от
семейного дохода они составляют; подсчитывать, какую часть семья
откладывает на непредвиденные расходы.
Расходы на обязательные платежи. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Определять, какие налоги должна платить семья; анализировать данные
диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу; подсчитывать
ежемесячные обязательные расходы; пользоваться калькулятором; объяснять
причину уменьшения или увеличения обязательных платежей; выполнять
сложение и вычитание многозначных чисел.
Блок «Финансовая грамотность»
Что такое «бюджет»? (1 ч.) Вводное слово учителя. Использовать финансовые
термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»; понимать, из каких
уровней состоит бюджетная система России; объяснять, откуда берутся деньги
в госбюджете и куда они расходуются; выдвигать свои предположения и уметь
аргументировать свой ответ; уметь слушать и слышать собеседника.
Семейный бюджет. (1 ч.) Вводное слово учителя. Объяснять значение понятия
«семейный бюджет»; понимать, как в семье появляются доходы; делить
расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»; заполнять
кластер; формулировать высказывание в устной и письменной речи на
заданную тему.
Откуда в семье берутся деньги? Зарплата. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата»,
«фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»; анализировать
данные, представленные в виде графика; приводить примеры различных
профессий; объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.
Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия (1 ч.)
Вводное слово учителя. Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»; на доступном для
третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной
пенсии; называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим.
22

Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш (1 ч.) Вводное
слово учителя. Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и
недвижимое имущество»; понимать, что выигрыш облагается налогом; иметь
представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов,
полученных в виде выигрыша; понимать, как должен поступить человек,
нашедший клад; называть предметы, которые человек может получить в
наследство.
На что тратятся семейные деньги? Виды расходов (1 ч.) Вводное слово
учителя. Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы»
«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы»,
«ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые
расходы», определять, к какой группе относятся те или иные расходы.
На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи (1ч.) Вводное
слово учителя. Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»; объяснять, почему
обязательные платежи нужно платить вовремя; на примере различных ситуаций
определять вид обязательного платежа.
Как сэкономить семейные деньги? (1ч.) Вводное слово учителя. Понимать и
правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного
бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»;
формулировать простые правила экономии семейного бюджета; на доступном
для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить
семейный бюджет.

Блок «Естественно-научная грамотность»
Дождевой червь. (1ч) Вводное слово учителя. Называть части тела дождевого
червя; объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;
рассказывать, чем питается дождевой червь; объяснять, почему во время дождя
дождевые черви выползают на поверхность земли; наблюдать, как дождевые
черви создают плодородную почву; заполнять таблицу-характеристику на
дождевого червя.
Полезный кальций. (1ч.) Вводное слово учителя. Заполнять таблицу;
дополнять предложение; определять с помощью опытов, что происходит с
костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; составлять суточное
меню с молочными продуктами; дописывать вывод о необходимости кальция
для организма.

23

Про облака. (1ч.) Вводное слово учителя. С помощью опыта показывать
образование облаков; объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
называть явления природы; называть виды облаков; определять погоду по
облакам.
Про хлеб и дрожжи. (1ч.) Вводное слово учителя. – Называть внешние
признаки сходства и различия ржи и пшеницы; описывать внешний вид
ржаного и пшеничного хлеба; определять наличие дырочек в хлебобулочных
изделиях; давать определение слову «дрожжи»; проводить опыт,
показывающий влияние температуры на процесс брожения; проводить опыт,
показывающий влияние сахара на процесс брожения; проводить опыт,
доказывающий образование углекислого газа при брожении; проводить опыт,
доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста.
Интересное вещество- мел. (1ч.) Вводное слово учителя. Определять внешние
признаки мела; доказывать, что мел не растворяется в воде; называть, из чего
состоит мел; доказывать, что мел содержит карбонат кальция; определять
состав мела; называть области применения мела.
Чем интересно мыло и как оно «работает». (1ч) Вводное слово учителя.
Вводное слово учителя. Называть виды мыла; исследовать мыло в сухом виде;
показывать, что при намокании мыла появляется пена; проводить опыт,
доказывающий, что мыло очищает воду от масла; проводить опыт,
доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды;
исследовать с помощью лупы мыльные пузыри; доказывать, что мыльные
пузыри образуются из жидкого мыла.
Про свечи. (1 ч.) Вводное слово учителя. Рассказывать о строении свечи;
рассказывать о зонах пламени свечи; объяснять, почему гаснет свеча;
объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода; объяснять, почему
происходит возгорание дыма.
Волшебный магнит. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть виды магнитов;
определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит; доказывать с
помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы;
показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические
предметы; рассказывать о том, что магнит имеет два полюса; показывать с
помощью опыта, как можно создать компас.
Проверь себя. (1ч.) Проверочная работа.

24

Календарно-тематическое планирование (3 класс)
№
п/п

Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.

23.
24.

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Магнит.
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Проверь себя.
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Откуда в семье берутся
деньги? Пенсия и
социальные пособия.
Откуда в семье берутся
деньги? Наследство, вклад
выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
На что тратятся семейные
деньги? Обязательные
платежи.
Как сэкономить семейные
деньги?
Расходы и доходы
бюджета.
Планируем семейный
бюджет.
Подсчитываем семейный
доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.

Всего
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

В том числе
Дата проведения
Теория
Практика Планир. Факт.
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

25

32. Расходы на обязательные
1
платежи.
33. Подсчитываем
1
сэкономленные деньги.
34. Проверь себя.
1
Итого: 34

17

26

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5
17

Блок I «Читательская грамотность» - 4 класс, 34 часа
Старинная женская одежда. (1 ч.) Вводное слово учителя. – Определять
лексическое значение слова; озаглавливать текст; определять тему; определять
главную мысль; составлять план в виде вопросов; с помощью текста определять
название женской одежды; с помощью рисунка вписывать в текст название
старинной женской одежды; объяснять значение слова; приводить примеры
современной женской одежды.
Старинные женские головные уборы. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Определять лексическое значение слова с помощью словаря; отвечать на
вопросы по тексту; вписывать пропущенные слова в текст; находить ответ на
вопрос в тексте; объяснять значение слова; оформлять план текста; определять
с помощью описания название предмета.
Старинная мужская одежда и головные уборы. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Определять лексическое значение слова с помощью словаря; отвечать на
вопросы по тексту; вписывать пропущенные слова в текст; находить ответ на
вопрос в тексте; объяснять значение слова; оформлять план текста; определять
с помощью описания название предмета.
Жилище крестьянской семьи на Руси. (1 ч.) Вводное слово учителя.
Определять лексическое значение слова с помощью словаря; рассуждать и
записывать своё мнение о различии между предметами; отвечать на вопросы по
тексту; рассуждать, давать определение слова; называть элементы оформления
избы.
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. (2 ч.) Вводное
слово учителя. Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
письменно отвечать на вопросы; называть предметы печной утвари; работать с
толковым словарём; работать с толкованием слова; рассуждать и записывать
своё мнение о предложенном выражении; соотносить описание предметов с их
рисунками; описывать назначение предметов; составлять обобщающий план.
История посуды на Руси. (1 ч.) Вводное слово учителя. – Определять
лексическое значение слова с помощью словаря; соотносить рисунок и его
название; работать с толковым словарём; рассуждать и записывать ответ на
вопрос; записывать ответ на вопрос по его началу; определять части предмета,
называть их; определять порядок предложений в тексте; дополнять текст по
заданному условию.
Какие деньги были раньше в России. (1ч.) Вводное слово учителя.
Определять лексическое значение слова с помощью Википедии; называть
опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос; определять
тему текста; составлять план текста; находить информацию в Интернете;
27

записывать названия монет в порядке их возрастания; указывать названия
современных денег.
Блок «Математическая грамотность»
В бассейне. (1 ч.) Вводное слово учителя. Анализировать расписание занятий
с целью определения свой занятости; решать задачи на определение стоимости
покупки; определять, какая из двух покупок является более выгодной; решать
задачи на определение скорости плавания; решать логические задачи.
Делаем ремонт. (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать, что такое «смета»;
решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта
кухни; решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для
ремонта кухни; читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.
Праздничный торт. (1 ч.) Вводное слово учителя. Работать с таблицами;
подсчитывать стоимость продуктов для торта; определять, какие продукты
выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на
приготовление торта; сравнивать цену различных товаров, выполняя
необходимые преобразования; использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Обустраиваем участок. (1 ч.) Вводное слово учителя. Читать простой чертеж
и определять его масштаб; находить площадь и периметр участка и построек на
нём; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Поход в кино. (1 ч.) Вводное слово учителя. Находить заданные временные
промежутки с помощью календаря; решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Отправляемся в путешествие. (1 ч.) Вводное слово учителя. Находить
заданные временные промежутки с помощью календаря; решать задачи с
тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные
умения и навыки в практической жизни.
Составляем словарик по финансовой грамотности. (1 ч.) Вводное слово
учителя. Понимать значение и правильно использовать финансовые термины;
иллюстрировать изученные понятия; составлять математические задачи с
изученными финансовыми терминами; работать самостоятельно и в парах;
планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
Потребительская корзина (1 ч.) Вводное слово учителя. Термин
«потребительская корзина»; понимать, почему подсчитывается прожиточная
28

корзина для трёх категорий населения; объяснять, почему различается
стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны;
объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.
Прожиточный минимум (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать значение и
правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный
размер оплаты труда»; объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных
регионах нашей страны; объяснять, почему различается размер прожиточного
минимума для разных категорий населения нашей страны.
Инфляция (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать значение и правильно
использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; анализировать
данные, представленные в виде гистограммы; называть уровни инфляции;
понимать значение инфляции для экономики.
Распродажи, скидки, бонусы (2 ч.) Вводное слово учителя. Понимать
значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка»,
«бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для
увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; понимать, что чем
больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; формировать навыки
грамотного покупателя.
Благотворительность (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать значение и
правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный
фонд»; называть группы населения, которые могут нуждаться в
благотворительной
помощи;
объяснять
необходимость
оказания
благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.
Страхование (1 ч.) Вводное слово учителя. Понимать значение и правильно
использовать термины «страхование», «страховка», «полис»; называть виды
страхования; называть различные страховые риски.

Блок «Естественно-научная грамотность»
Томат. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть части растения; объяснять, что
значит «многогнёздная ягода»; определять горизонтальный и вертикальный
срез; указывать количество гнёзд; объяснять, почему плоды у помидора – это
ягода; называть части плода помидора; объяснять, что такое пасынок у
помидора; работать с таблицей.
Болгарский перец. (1ч.) Вводное слово учителя. Объяснять, что такое паприка;
называть части растения; рассказывать о строении плода перца; определять
форму плода перца; рассказывать о строении семени перца; делать выводы на
основе полученной информации.
29

Картофель. (1ч.) Вводное слово учителя. – Называть части растения;
объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; объяснять,
какой вывод сделали и почему; объяснять, почему после нарезки картофеля на
разделочной доске остаются белые следы; объяснять, почему нужно сажать
разные сорта картофеля; объяснять, что такое крахмалистость; определять срок
созревания картофеля; объяснять, почему нельзя использовать в пищу
позеленевший картофель; называть способы размножения картофеля.
Баклажан. Семейство Паслёновые. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть
представителей семейства Паслёновые; объяснять, что такое соланин; называть
благоприятные условия для прорастания семян; определять условия,
необходимые для прорастания семени баклажана;
определять глубину посева семян; заполнять таблицу наблюдений за ростом
растений.
Лук. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть части лука; называть способы
выращивания лука зимой на подоконнике; называть этапы выращивания лука;
наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.
Капуста. (1 ч.) Вводное слово учителя. Называть виды капусты; отвечать на
вопросы по содержанию текста; называть части капусты; исследовать капусту
в разрезе; рассказывать о размножении капусты; проводить опыты с цветной
капустой.
Горох. (1ч.) Вводное слово учителя. Рассказывать о строении гороха;
рассказывать о строении семени гороха; объяснять, почему горох обладает
взрывной силой; определять, что горох является холодостойким растением;
проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.
Грибы. (1ч.) Вводное слово учителя. Называть части гриба; называть виды
грибов; рассказывать о плесневых грибах; называть грибы-невидимки;
проводить опыт по выращиванию плесени; называть грибы-паразиты.
Творческая работа. (1ч.) Представление творческого проекта.

30

Календарно-тематическое планирование (4 класс)
№
п/п

Тема занятия
1. Старинная женская одежда.
2. Старинные женские
головные уборы.
3. Старинная мужская одежда
и головные уборы.
4. Жилище крестьянской
семьи на Руси.
5. Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.
6. История посуды на Руси.
7. Какие деньги были раньше
в России
8. Томат.
9. Болгарский перец.
10. Картофель.
11. Баклажан. Семейство
Паслёновые.
12. Лук.
13. Капуста.
14. Горох.
15. Грибы.
16. Творческая работа.
17. Потребительская корзина.
18. Прожиточный минимум.
19. Инфляция.
20. Распродажи, скидки,
бонусы.
21. Благотворительность.
22. Страхование.
23. В бассейне.
24. Делаем ремонт.
25. Праздничный торт.
26. Обустраиваем участок.
27. Поход в кино.
28. Отправляемся в
путешествие.
29. Составляем словарик по
финансовой грамотности.
Итого:

Всего
часов
1
1

В том числе
Дата проведения
Теория
Практика Планир. Факт.
0,5
0,5
0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

2

1

1

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5

1
1
1
1
1
2
1
1
2

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1

1
1
1
2
1
1
2
1

0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5

0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5

1

0,5

0,5

34

17

31

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».