РП Кубановедение 1-4 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18 посёлка Паркового
муниципального образования Тихорецкий район имени Героя
Советского Союза Павла Федотовича Головко
Утверждена
Решением педагогического совета
от 30.08.2023 протокол №1
Директор _____ О.В.Мирошниченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Кубановедение» 1-4 классы
начальное общее образование
Количество часов 135 (1 час в неделю)

1.Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе региональной авторской
программы по кубановедению для 1 – 4 классов. / Еременко Е.Н. и др.
Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2013, методических
рекомендаций ККИДППО «О преподавании кубановедения в 2013-2014
учебном году» и с учетом требований к результатам освоения ООП НОО,
программы формирования УУД в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
(приказ Министерства образования и науки от 6 октября 2009 года № 373).
1.1.Цели и задачи регионального курса «Кубановедение»
Цель предмета «Кубановедение» в начальной школе – развитие и
воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся
ответственно и бережно к богатству и бережно к богатству природы Кубани, ее
истории, культуре, уважительно – к жителям края.
В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный
материал, отобранный строго по темам каждого отдельно взятого предмета.
Кубановедение призвано воссоздать многогранный, целостный образ родного
края.
Кубановедение (1 час в год за счет компонента образовательного
учреждения) и региональный (кубанский) компонент содержания образования
(в объеме 10-15% от программ по каждому предмету) дополняют друг друга.
Данная учебная дисциплина в системе общего развития учащихся
призвана решать следующие задачи:
-воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и
приумножение исторического и культурного наследия своего края;
-развитие экологического мышления, формирование экологической
грамотности;
-формирование эмоционально – волевых, нравственных качеств
личности ребенка, толерантного отношения к людям разных национальностей,
вероисповеданий;
-развитие креативности младшего школьника, способности к
позитивному преобразованию окружающего мира.
2.Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения кубановедения
В ходе изучения предмета «Кубановедение» на ступени обучения
начального общего образования обеспечиваются достижение обучающимися:

-воспитательных результатов - тех духовно – нравственных
приобретений, которые обучающийся получил в ходе изучения края, его
традиций, значимых исторических событий;
- воспитательного эффекта – того, к чему привело изучение курса
«Кубановедение» в ходе исследовательской, проектной деятельности;
идентификация себя как гражданина, бережное отношение к памяти предков,
потребность (положительная мотивация) в самостоятельном изучении своего
края.
Воспитательные результаты распределяются по трем уровням:
Первый уровень результатов направлен на приобретение
обучающимися социальных знаний:
-о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и
неодобряемых формах;
-об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях;
-о природных и климатических условиях Краснодарского края;
-об основных видах народного прикладного искусства, устном народном
творчестве,
о литературе Кубани;
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося со взрослыми – учителями, родителями – как
значимыми для них носителями положительного социального знания и
повседневного опыта.
Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися
опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые
лежат в основе бережного отношения к историческому и культурном наследию.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного
учреждения, в своей семье, т.е. защищенной, дружественной просоциальной
среде, в которой ребенок получает первое практическое применение
приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов предусматривает:
-получение обучающимися начального опыта самостоятельного
исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с
другими регионами;
-формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей
поведения в обществе;
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие с представителями различных социальных субъектов за
пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают воспитательные эффекты:
-на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом
предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своем
населенном пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребенка;

-на втором уровне воспитание осуществляется в контексте
жизнедеятельности школьников, и ценности могут ими усваиваться в форме
отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследований
своего района;
-на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в
нравственно ориентированной социально значимой деятельности и
приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе.
В ходе организации проектной исследовательской деятельности
предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных
результатов.
Личностные
результаты
освоения
учебной
дисциплины
«Кубановедение» должны отражать:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
-осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на свой
род в его историческом и культурном ракурсе;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре народов, населяющих Краснодарский край;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой
родины;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально –
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных
ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью;
-умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
-наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение»
являются:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
исследовательской деятельности, поиска средств ее осуществления;
-освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации: определять наиболее
эффективные способы исследования для достижения результата;
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-использование
знаково-символических
средств
представления
информации для создания родового дерева, герба, семьи, плана своего
населенного пункта (улицы, района);
-активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;
-использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том
числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать)
в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображение, звуки,
готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и
этикета;
-осознанное построение речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, квалификации по родовидным признакам, установления аналогий и
причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою;
-аргументация своей точки зрения и оценка событий;
-формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре;
-освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани
(наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве сети Интернет).
Предметные результаты:
-в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в
жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и
быте своего региона;
-в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих
ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально
оценивать шедевры Кубанского
искусства (в пределах изученного);
проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о
родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение
обсуждать коллективные результаты деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и
средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых
проектов путём трансформации известных (с использованием средств
изобразительного искусства и компьютерной графики).

3.Содержание курса программы
3.1.Таблица тематического распределения количества часов
№
п/
п
1
2

Количество часов
Рабочая программа

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 класс
Введение. «Мой родной
край»
Раздел 1. «Я и моя семья»

Раздел 2. «Я и моя школа»
Раздел 3. «Я и мои родные
4
места»
Раздел 4. «Я и природа
5
вокруг меня»
ИТОГО в 1 классе
Введение. «Символика
1 района (города), в котором я
живу
Раздел 1. «Природа моей
2
местности»
Раздел 2. «Населенные
3
аункты»
Раздел 3. «Труд и быт моих
4
земляков»
ИТОГО во 2 классе
Введение. «Изучаем родной
1
край»
Раздел 1. «Нет в мире краше
2
Родины нашей»
Раздел 2. «Без прошлого нет
3
настоящего»
Раздел 3 «Казачьему роду
4
нет переводу»»
ИТОГО в 3 классе
Введение. «Мой край на
1
карте России»
Раздел 1. «Береги землю
12 родимую, как мать
любимую»
Раздел 2. «Земля отцов- моя
13
земля»
Раздел 3. «Жизнь дана на
14
добрые дела»
ИТОГО в 4 классе
3

Авторская программа

Разделы, темы

1

1

8

8

7

7

9

9

8

8

33

33

2 класс 3 класс 4 класс

1

1

13

13

7

7

13

13

34

34
1

1

11

11

10

10

12

12

34

34
1

1

11

11

13

13

9

9

34

34

ИТОГО в 1- 4 классах

135

135

3.2.Содержание программы
I класс
Введение. «Мой родной край» - 1 час
Раздел 1. «Я и моя семья» - 8 часов
Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья.
Обязанности в нашей семье. Увлечение членов нашей семьи. Семейные
традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе.
Творческий проект «Будем жить одной семьей».
Раздел 2. «Я и моя школа» - 7 часов
Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой.
Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня.
Мои одноклассники. Правила школьной дружбы.
Творческий проект «Мы такие разные, но так похожие».
Раздел 3.«Я и мои родные места» - 9 часов
Главный город Краснодарского края. Родные места. Мой адрес. Улица, на
которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в
транспорте. Труд жителей моего населенного пункта.
Исследовательский проект «Какой я житель».
Раздел 4. «Я и природа вокруг меня» - 8 часов
Растения и животные вокруг меня. Что где растет, кто где живет? Забота
о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей
местности. Писатели и художники о красоте родного края.
Творческая мастерская. «Милый сердцу уголок»
II класс
Введение. «Символика района (города), в котором я живу – 1 час
Раздел 1. «Природа моей местности» - 13 часов
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 1. «Уж небо осенью дышало».
Формы земной поверхности моей местности. Физическая карта, условные
обозначения. Водоемы моей местности и их обитатели. Правила поведения
водоемов. Разнообразие растительного мира моей местности. Культурные и
дикорастущие растения. Лекарственные растения. Правила сбора и
использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь
при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности.
Красная книга Краснодарского края.

Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни
людей».
Раздел 2. «Населенные пункты» - 7 часов
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 2. «Зимушка – зима, зима снежная была».
Населенные пункты моего района. История образования города (района).
Глава города (района). Улицы моего населенного пункта. Происхождение их
названий. Имена знаменитых людей в названиях улиц. Исторические и
культурные достопримечательности. Спортивная жизнь в моем городе (районе).
Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».
Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» - 13 часов
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 3. «Ласточка с весною в гости к нам летит».
Земляки – жители моего района (города, села). Труженики родной земли.
Профессии и место работы членов семьи. Ремесла, распространенные в районе.
Знаменитые люди. Доска почета в населенном пункте, районе. Жилище казака.
Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Религиозные традиции
моих земляков.
Творческий проект «Труд в моей семье».
Годовой исследовательский проект сезонных изменений.
Часть 4. «Здравствуй, лето».
III класс
Введение. «Изучаем родной край» - 1 час
Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» - 11 часов
Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины,
горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололед). Календарь
народных примет. Стихийные бедствия (землетрясения, смерч, наводнение,
сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков.
Водоемы Краснодарского края (моря, реки, озера, плавни, лиманы). Солены и
пресные водоемы Краснодарского края. Типы почв, распространенные на
территории Краснодарского края. Черноземы – природное богатство Кубани.
Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края.
Хвойные и лиственные леса и их обитатели. его охрана. Растительный и
животный мир прибрежной зоны и водоемов. Культурные растения. Кубань –
территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная,
Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем
крае.
Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».
Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» - 10 часов

Прошлое и настояшее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и
Гермонасса). Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на
Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани.
Добрые соседи. Майкоп – столица Адыгеи.
Творческий проект «Без прошлого нет настоящего».
Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» - 12 часов
Твоя родословная. История моей семьи. Ты и твое имя, имена в моей
семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и
рода.
Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные,
исторические, спортивные традиции нашего края..
IV класс
Введение. «Мой край на карте России» - 1 час
Раздел 1. «Берегите землю родимую, как мать любимую» - 11 часов
Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказник.
Школьные
лесничества.
Естественные и
искусственные
водоемы.
Использование и охрана водоемов Краснодарского края. Защита и охрана почв.
Ветровая и водная эрозия. Лесополоса. Полезные ископаемые Краснодарского
края, их использование (нефть, газ, песок, глина, мергель, гипс, известняк).
Целебные минеральные источники и грязи. Значение природных богатств
Краснодарского края для жителей России.
Проектная работа «Берегите землю родимую, как мать любимую»
Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» - 13 часов
Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре.
Древние жилища. Современный облик края: здания и сооружения (культовые,
спортивные и др.). Вещи рассказывают о прошлом. Предметы быта различных
эпох. Народные ремесла и промыслы. Одежда жителей Кубанив прошлом и
настоящем. Первые письменные исторические источники. История Кубани в
литературных, научных источниках. Современные письменные источники.
Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на
Кубани. Екатеринодар – Краснодар. Краснодар – административный центр
Краснодарского края. Губернатор.
Проектная работа «Земля отцов - моя земля»
Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» - 9 часов
Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей.
Наши земли – гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты – наследник
земли отцов.
Проектная работа «Жизнь дана на добрые дела»
4.Тематическое планирование

Разделы/класс

Характеристика основных видов деятельности

1 класс
Введение. «Мой родной
край»
Раздел 1 «Я и моя семья»
Раздел 2 «Я и моя школа»

Раздел 3 «Я и мои родные
места»

Раздел 4. «Я и природа
вокруг меня»

2 класс
Введение. «Символика
района (города), в котором я
живу –
Раздел 1. «Природа моей
местности»
Раздел 2. «Населенные
пункты»
Раздел 3. «Труд и быт моих
земляков»

3класс
Введение. «Изучаем родной
край»
Раздел 1 «Нет в мире краше
Родины нашей»
Раздел 2. «Без прошлого нет
настоящего»
Раздел 3 «Казачьему роду
нет переводу»

Объяснять, что изучает кубановедение Характеризовать понятия
«малая родина» Называть край, в котором проживает
Называть своё имя ,рассказывать о своей мечте, описывать свой
характер.
Рассказывать о своей школе, называть отличия различных видов
школ,
рассказывать
о
школьных
принадлежностях,
классифицировать их, анализировать своё поведение, учатся
ориентироваться в их месторасположении. Изучают традиции
своей школы;
Характеризовать понятия «достопримечательность», участвовать
в составлении плана рассказа, описывать свою улицу,
классифицировать различные виды транспорта, описывать их,
описывать труд людей разных профессий , участвовать в
групповом проекте, характеризовать понятия «индивидуальный»
и « коллективный» труд.
Оценивать духовно- нравственный смысл понятия «малая
родина», характеризовать понятия «гимн», « флаг», « герб».
Анализировать сезонные изменения в природе.
Классифицировать растения на группы. Характеризовать
культурные и дикорастущие растения, описывать способы
применения лекарственных растений.
Знакомятся со значением Красной книги Кубани.
Изучают родственные связи в семье, уклад семьи.
Характеризовать типы населённых пунктов : «район», « город»,
«станица», «село», «хутор», «аул»
Знакомятся с кубанскими песнями, пословицами, поговорками.
Изучают основные правила поведения в окружающей среде, в
общественных местах, на дорогах, у водоемов, в школе;
Знакомятся с именами выдающихся людей своего района.
Учатся толерантному отношению к представителям других
нацинальностей и конфессий.
Характеризовать понятия «кубанская семья», составлять рассказ о
своей семье по плану, составлять рассказ об одном из предметов
быта
Учатся устанавливать связь между деятельностью человека и
условиями его жизни и быта на Кубани.
Знакомятся
с
природными
условиями,
особенностями
хозяйственной
деятельности,
быта
и
культуры,
сельскохозяйственные населения Краснодарском крае;
Изучают формы земной поверхности края.
Знакомятся с разновидностями водоемов края.
Знакомятся с особенностями почв края, их значение для жизни
растений и животных;
Знакомятся с названиями и отличительными признаками наиболее
распространённых в Краснодарском крае растений и животных;

Изучают герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы
родного города (станицы), района;
Знакомятся с фамилиями и именами выдающихся деятелей
культуры, спорта, и т.д..
Учатся толерантному отношению к представителям других
нацинальностей и конфессий.
Учащиеся должны уметь:
-определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы и
опасных для человека животных;
-различать особо охраняемые растения и редких животных;
-ориентироваться по карте Краснодарского края;
-объяснять историю возникновения своего населенного пункта,
его
названия,
культурных
и
исторических
достопримечательностей;
Использовать приобретенные
знания и
умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
-обогащения жизненного опыта, решения практических задач с
помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей
своей местности;
-выполнения правил сбора грибов в своей местности;
-правильного поведения у водоема в разное время года;
-бережного отношения к растениям и животным.
-выполнять исследовательские или творческие проекты;
4 класс
Введение. «Мой край на
карте России»
Раздел 1. «Береги землю
родимую, как мать
любимую»
Раздел 2. «Жизнь дана на
добрые дела»

Изучать природные зоны Краснодарского края.
Знакомиться с различными видами карт Краснодарского края
(физическая.
административная,
историческая),
их
отличительные особенности.
Изучают природные богатства родного края и их использование
человеком.
Изучают административную карту Краснодарского края,
символику
Краснодарского
края,
органы
местного
самоуправления.
Знакомятся с датами важнейших событий в истории края, города,
станицы, хутора и т.д., с особенностями культуры и быта
народов, населяющих территорию, народами, населяющими
Кубань, особенностями их быта и культуры.
Знакомятся с достопримечательностями родного края.
Знакомятся с наиболее важными событиями исторической,
общественной, спортивной и культурной жизни Кубани.
Изучают особенности хозяйственной деятельности людей,
живущих на территории Краснодарского края, важнейшие
экологические проблемы Краснодарского края, заповедники и
заказники, находящиеся на территории Краснодарского края.
Знакомятся с фамилиями и именами выдающихся деятелей
Кубани.
Учатся анализировать и сравнивать особенности хозяйственной
деятельности людей, живущих на территории Краснодарского
края, важнейшие экологические проблемы Краснодарского края,
заповедники и заказники, находящиеся на территории
Краснодарского края
Учащиеся должны уметь:

-определять местоположение Краснодарского края на карте
России;
-узнавать наиболее распространённые лекарственные растения
своей местности;
-определять хронологическую последовательность основных
событий на Кубани (исторических, кльтурных, спортивных);
-правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории
Кубани;
-исполнять гимн Краснодарского края;
Использовать
приобретенные
знания
и
умения
в
практической деятельности и повседневной жизни для:
-правильного поведения во время исполнения гимна России и
Кубани;
-выполнения изученных правил безопасного поведения;
-исполнения знакомых народных песен;
-самоорганизации в выполнении исследовательских проектов.

Перечень экскурсий и проектная деятельность
№
п/п

Класс

1

1
класс

2

2
класс

3

3
класс

Количество
Тематика экскурсий и проектов
экскурсий и
проектов
Экскурс Проекты
Экскурсии
Проекты и исследования
ии
3
4
1.Экскурсия по школе
1. «Будем жить одной
2.Экскурсия по близлежащей семьей»;
от школы улице. Знакомство 2. «Мы такие разные, но такие
с историей названия улицы,
похожие»;
объектами культуры, быта
3. «Какой я житель»;
3. Экскурсия по природе:
4.Творческая мастерская
«Времена года в нашем
«Милый сердцу уголок»
поселке».
4
4
1.Экскурсии в природу для
1. «Растения и животные в
наблюдения сезонных
природе и жизни людей»;
изменений в погоде. - 4
2. «Где я могу проводить
свободное время»
3. «Труд в моей семье»;
4.Годовой исследовательский
сезонный проект в 4 частях:
-«Уж небо осенью дышало»;
-«Зимушка – зима, зима
снежная была»;
-«Ласточка с весною в сени к
нам летит»;
-«Здравствуй, лето».
2
4
1.Виртуальная экскурсия по
1. «Нет в мире краше родины
городу Краснодару
нашей»;
2.Виртуальная экскурсия по
2. «Без прошлого нет
Большому Кавказскому
настоящего». Проект «Лента
заповеднику»
времени»;
3. «Казачьему род нет
переводу». Создание альбома

4

4
класс

2

3

1.Виртуальная экскурсия по
карте Краснодарского края
2.Экскурсия в храм

«Моя родословная»;
4.«Моя семья в истории
Кубани»
1. «Береги землю родимую,
как мать любимую». Проект
«Книга для гостей нашего
края»;
2. «Земля отцов - моя земля».
Проект «Письменный
исторический источник»;
3. «Жизнь дана на добрые
дела». Проект «Письмо моим
наследникам».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».