РП Основы финансовой грамотности 1-4

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 п. Паркового
муниципального образования Тихорецкий район имени
Героя Советского Союза Павла Федотовича Головко

УТВЕРЖДЕНА
решением педсовета протокол № 1
от _______30.08______ 2023 года
председатель педсовета
_____________
О.В. Мирошниченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: общеинтеллектуальная
Наименование: «Основы формирования финансовой грамотности»
Срок реализации : 4 года
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Учитель: Миронова М.В.
Программа разработана на основе учебной программы по финансовой
грамотности
Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная
программа «Финансовая грамотность» 1-4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015.
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства
финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие
повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию
финансового образования в Российской Федерации»).

Программа разработана в соответствии с
образования

ФГОС начального общего

I.
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса « Основы финансовой грамотности» разработана
в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального
общего образования на основе требований к результатам освоения
дополнительной
образовательной программы начального общего
образования , на основе программы по финансовой грамотности
Е.
Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова.«Финансовая грамотность» 1-4 класс.
Программа направлена на достижение планируемых результатов,
обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к
познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических
отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для
выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Задачи программы:
•
формировать представления о существенных сторонах финансовой
грамотности.
• содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины
окружающего мира, важной составной частью которого являются
экономические отношения, с помощью экономических категорий и понятий.
• научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
• способствовать общему развитию школьников: развивать мышление,
эмоционально-волевую сферу.
• развивать культуру экономического мышления.
•
воспитывать ответственность и нравственное поведение в области
экономических отношений в семье.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
• ситуационная игра;
• образно-ролевые игры;
• исследовательская деятельность;
• урок-практикум;
• дискуссия, обсуждение.
II.
Планируемые результаты реализации программы
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты:

осознание себя как члена семьи, общества и государства;
 овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений;

 развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои
поступки;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том
числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной
деятельности.
Метапредметные результаты.
Регулятивные.
Обучающийся научится:
 понимать цели своих действий;
 составлять простые планы с помощью учителя
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 оценивать правильность выполнения действий;
 адекватно воспринимать предложения товарищей, учителей, родителей.
Познавательные.
Обучающийся научится:
 освоению способов решения проблем творческого и поискового
характера;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
 овладение
логическими
действиями
сравнения,
обобщения,
классификации,
установление аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Коммуникативные.
Обучающийся научится:
 составлять текст в устной и письменной формах;
 слушать собеседника и вести диалог;
 признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждогоиметь свою;
 излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оцениватьсобственное поведение и поведение окружающих.
Предметные.
Обучающийся научится:
 понимать и правильно использовать экономические термины;
 иметь представление о роли денег в семье и обществе;
 уметь характеризовать виды и функции денег;

 знать источники доходов и направлений расходов семьи;
 уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет
 определять элементарные проблемы в области семейных
финансов и путей ихрешения
 проводить элементарные финансовые расчеты.
Содержание курса «Финансовая грамотность» отобрано с учетом
возрастных особенностей обучающихся. Прочному усвоению
содержания курса помогают сказочные персонажи, выполненные
с помощью компьютерной анимации,
периодически появляющиеся на занятиях в роли педагогов - экономистов:
Гном Эконом (2 класс), друг-Бурундук и его компания (3–4 классы). Формированию
самостоятельности и развитию творческих способностей детей при
изучении данного курса способствует обязательное ведение рабочих
тетрадей. Учитывая возрастные особенности детей, на уроках активно
используется видеоматериал, мультимедийные презентации, наглядный
материал, что, безусловно, способствует лучшему пониманию и
закреплению полученных детьми знаний.
Основные формы контроля:
- мониторинг (тестирование, анкетирование);
- практикумы;
- творческие задания;
- проектная, исследовательская деятельность;
- конкурсы;
- деловые и ролевые игры;
- олимпиады
Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками
экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки
экономики тесно связаны с русским языком, математикой,
изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и
проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает
прагматическую направленность экономических знаний.
Математика:
- Построение и чтение столбчатых и круговых графиков;
- Решение математических задач с экономическим содержанием;
- Сравнение нескольких величин;
- Нахождение части от числа и числа по его части;
- Решение задач на сообразительность.
Русский язык:
- Написание сочинений;
- Подготовка сообщений;
- Обогащение словарного запаса детей;

- Ведение словаря экономических терминов;
- Разгадывание ребусов, шарад и других занимательных заданий;
- Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство:
- Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже;
- Раскрашивание;
- Конкурсные задания по рисунку на экономические темы;
- Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир:
- Экология родного края;
- Природные ресурсы;
- Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека;
- Обычаи и жизнь народов разных стран;
- Города и страны.
III.

Содержание учебного курса

Первый год обучения
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание
программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом
индивидуальных и типологических особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ТНР.
Тема 1. Введение в экономику (1 час): Введение в экономику.
Знакомство спонятием «экономика». Для чего нужна экономика;
Тема 2. Потребности (1 часа): Потребности. Что такое «потребность».
Какиебывают потребности;
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей (3 часа):
Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности
нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и
потребности;
Тема 4. Домашнее хозяйство (2 часа): Домашнее хозяйство.
Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое
бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть
богатым. Посчитаем семейный бюджет;
Тема 5. Товары и услуги (3 часа): Что такое «товар». Какие бывают товары.
Где можно приобрести товары и услуги. Зачем нужна реклама. Роль рекламы;
Тема 6. Деньги (4 часа): Зачем нужны деньги. Как появились деньги.
Деньгии страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Тема 7. Маркетинг (2 часа): Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок.
Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция;
Тема 8. Задачи от Гнома - Эконома (1 час): Задачи с
экономическимсодержанием от Гнома – Эконома.
Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники должны знать:

что изучает экономика;
что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их
удовлетворения;
отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и
современные, деньги разных стран;
что такое маркетинг.
Должны уметь:
выделять общие и основные потребности, находить источники
их удовлетворения;
пользоваться деньгами;
классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
определять цену товара.
Второй год обучения
Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией (1 час): Знакомство с
лесными героями – Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие
«экономика»;
Тема 2. Потребности (1 час): Потребности человека. Значение
труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение
потребностей;
Тема 3. Торговля (6 часов): Когда и где возникла торговля. Зачем
современному человеку
нужна
торговля.
Как
и
где
производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары
стоят дороже, а другие дешевле.
Тема 4. Графики (1 час): Что такое «график». Какие бываю графики.
Графики
«доходов» и «расходов»;
Тема 5. Деньги (2 часа): История денег. Деньги бумажные и
металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет
свои деньги. Что изображено наденьгах. Защита денег
от
подделки;
Тема 6. Занимательная экономика (2 часа): Занимательная экономика.
Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании.
Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир.
Взаимодействие экономики с другими науками;
Тема 7. Экономические задачи (2 часа): Решаем задачи с
экономическим содержанием;
Тема 8. Аренда (1 час): Аренда. Что такое «аренда». История аренды;
Тема 9. Банки. Вклады (1час): Банки. Для чего нужны банки. Зачем
людивкладывают деньги в банк. Крупные банки России.
Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники должны знать:

- выделять физиологические и духовные потребности;
- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и
издержки;
- что такое сделки и посредники; доля посредника;
- для чего нужен график; виды графиков;
- что такое аренда; виды аренды;
- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Должны уметь:
- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
- чертить элементарные графики доходов и расходов;
- отличать настоящие деньги от фальшивых;
- решать простейшие экономические задачи.
Третий год обучения
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час): Бурундук и
компанияюных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы
экономики!
Тема 2. Основы экономического развития (4 часа): Что такое
экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся.
Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в
экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике;
Тема 3. Реклама. Качество товара (2 часа): Реклама и качество товара.
Качественные и некачественные товары. Что можно, а что нельзя
рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (1 часа) Банки. Ценные бумаги. Виды
вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов.
Функциисберегательной книжки;
Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы.
Кто взимаетштрафы;
Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет.
Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес
– этикет;
Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История
профессий. Популярные современные профессии;
Тема 8. Налоги (1 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги.
Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный,
имущественный);
Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами.
Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;
Тема 10. Экономические задачи (2 часа): Решаем экономические
задачи нанахождение прибыли;
Тема 11. Занимательная экономика (2 часа): Занимательная наука –
экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники должны знать:

- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии,
основные профессиивашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Ожидаемые результаты:
После изучения курса «Финансовая грамотность» обучающиеся начальной
школы
должны знать:
– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена»,
«зарплата» и другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении
потребностей людей. Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении
потребностей.
Четвёртый год обучения
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе (1 час)
Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают
изучать азы экономики!
Тема 2. Основы экономического развития (4 часа)

Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно
создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему
происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль
правительства в экономике;
Тема 3. Реклама. Качество товара (2 часа)
Реклама и качество товара. Качественные и некачественные товары. Что
можно, а что нельзя рекламировать. Штрих-коды на товарах и их значение;
Тема 4. Банки. Ценные бумаги (1 час)
Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и
отличия). История вкладов. Функциисберегательной книжки;
Тема 5. Штрафы (1 час): Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы.
Кто взимаетштрафы;
Тема 6. Деловая этика (1 час): Деловая этика. Этика и этикет.
Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес
– этикет;
Тема 7. История профессий (1 час): Появление профессий. История
профессий. Популярные современные профессии;
Тема 8. Налоги (2 часа): Что такое «налоги». Кто собирает налоги.
Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный,
имущественный);
Тема 9. Международная торговля (1 час): Торговля между странами.
Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт;
Тема 10. Экономические задачи (2 часа): Решаем экономические
задачи нанахождение прибыли;
Тема 11. Занимательная экономика (2 часа): Занимательная наука –
экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники должны знать:
- что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки
- что такое акционерное общество, как оно создается;
- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
- виды рекламы, правила рекламы;
- как появились профессии; почему возникают новые профессии,
основные профессиивашей местности;
- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Должны уметь:
- различать качественный и некачественный товар,
- чертить кривую развития экономики,
- определять вид ценной бумаги,
- составлять рекламный текст;
- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Ожидаемые результаты:
После изучения курса «Финансовая грамотность» обучающиеся начальной
школы
должны знать:

– какие бывают потребности;
– каковы источники удовлетворения потребностей;
– почему все потребности нельзя удовлетворить;
– что такое деньги; их роль в жизни человека;
– что такое доходы и расходы;
– где можно приобрести товары и услуги;
– что такое «источники доходов»;
– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена»,
«зарплата» и
другие экономические понятия;
– о взаимоотношениях продавца и покупателя;
– значение труда в удовлетворении потребностей;
– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении
потребностей людей. Учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении
потребностей.
IV. Тематическое планирование учебного курса
(1-ый год обучения)
№
Темы
Кол-во
п/п
часов
1
Введение в экономику
1
2
Потребности
1
3
Источники удовлетворения
3
потребностей
4
Домашнее хозяйство
2
5
Товары и услуги
3
6
Деньги
4
7
Маркетинг
2
8
Задачи от Гнома -Эконома
1
Итого:
17
Учебно -тематический план
(2-ый год обучения)
№
Темы
п/п
1
Знакомство с Бурундуком и компанией

Кол-во
часов
1

2
3
4
5
6
7
8
9

Потребности
Торговля
Графики
Деньги
Занимательная экономика
Экономические задачи
Аренда
Банки. Вклады
Итого:

Учебно-тематический план
(3-ый год обучения)
№
Темы
п/п
1
Встреча в лесной Экономической
школе
2
Основы экономического развития
3
Реклама. Качество товара
4
Банки. Ценные бумаги
5
Штрафы
6
Деловая этика
7
История профессий
8
Налоги
9
Международная торговля
10 Экономические задачи
11 Занимательная экономика
Итого:

1
6
1
2
2
2
1
1
17

Кол-во
часов
1
4
2
1
1
1
1
1
1
2
2
17

Учебно-тематический план
(4-ый год обучения)
№
Темы
п/п
1
Встреча в лесной экономической
школе
2
Основы экономического развития
3
4
5
6
7
8
9
10

Реклама. Качество товара
Банки. Ценные бумаги
Штрафы
Деловая этика
История профессий
Налоги
Международная торговля
Экономические задачи

Кол-во
часов
1
4
2
1
1
1
1
1
1
2

11

Занимательная экономика
Итого:

СОГЛАСОВАНО:
Протокол № __ от _______
заседания кафедры учителей
начальных классов
руководитель кафедры
______________Н.П. Пряхина

2
17

СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УВР
__________ Н.Г. Клименко
«____» ______20___г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».