РП Шахматы 1-4, 0,5 часов

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 18 п. Паркового
муниципального образования Тихорецкий район имени
Героя Советского Союза Павла Федотовича Головко

УТВЕРЖДЕНА
решением педсовета протокол №1
от _______30.08___ 2023_ года
председатель педсовета
_____________ О.В. Мирошниченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тип программы: общеинтеллектуальная
Наименование: «Шахматы»
Срок реализации : 4 года
Возраст обучающихся: 7-11 лет

Учитель: Миронова М.В.

I.Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматы» составлена для
обучающихся 1-4 классов общеобразовательной школы в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, на основе программы «Шахматная школа»,
автор Владимир Барский.
Используемая литература:
1.Владимир Барский. «Шахматная школа». – учебник для младших классов,
Москва, 2016.
2. Владимир Барский. «Шахматная школа». - рабочая тетрадь. Москва, 2016.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе
происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая
становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию
их творческих способностей. Шахматное образование способствует развитию
мыслительных способностей и интеллектуального потенциала школьников,
воспитанию у детей навыков волевой регуляции характера, включает в себя
повышение уровня общей образованности детей, формирование
компетенций. Учащиеся приобретают устойчивые адаптивные качества
личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями,
навыки быстрого принятия решений в трудных ситуациях, умение достойно
справляться с поражением, общительность и коллективизм. Реализации
программы
в общеобразовательном учреждении способна придать
воспитанию и обучению более активный целенаправленный характер.
Правильно организованная система шахматных занятий позволит
эффективно выявить и развивать индивидуальные способности ребенка,
формировать прогрессивную направленность личности, способствовать
интеллектуальному развитию и воспитанию школьника.
Цели программы; 1. Обучить правилам игры в шахматы. 2. Сформировать
умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами без нарушений правил шахматного кодекса. 3. Воспитать
уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
- содействовать интеллектуальному развитию учащихся, развивать у
школьников логическое и образное мышление, память, внимание,
усидчивость;
- обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам
долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;

- способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной
тактики и техникой расчѐта вариантов в практической игре;
- включить учащихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях
и турнирах;
- привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать
чувство уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи
и трудности; - развивать навыки работы в команде, способствовать освоению
корпоративной шахматной культуры;
- формировать познавательную мотивацию в процессе обучения.
Общая характеристика курса.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе
положительно влияют на совершенствование у детей многих психических
процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память,
мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение
игре в шахматы с самого раннего 'возраста помогает многим детям не отстать
в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням
тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения,
возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет
этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая
целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по
обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим
школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих
учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют,
делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается
широкое использование занимательного материала, включение в уроки
игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при
изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая
деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных
заданий, создания игровых ситуаций. Основные формы работы на занятии:
индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через
использование дидактических сказок и игровых ситуаций. Для закрепления
знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для
игровой практики.
Место внеурочной деятельности в учебном плане
На реализацию курса «Шахматы» (внеурочная деятельность) в 1 классе
отведено 33 часа, из расчета 1 учебный час в неделю;2-4 классы -34 часа, из
расчета 1 учебный час в неделю.
Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача,
преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать
воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система

шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и
развивая
индивидуальные
способности,
формируя
прогрессивную
направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию
младших школьников. Работа с детьми по данной программе наряду с
теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и
индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована
с графиком соревнований, что позволяет учащимся в полной мере проявить
полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки
в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо лекций, бесед,
игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и
сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач,
этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, учащиеся
готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных на
ответственных турнирах партий В кружок принимаются все желающие
заниматься.
II. Результаты освоения курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных,
метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в
ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения программы – отражают индивидуальные
личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения программного материала.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости
за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
- ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к
моральной децентрации;
- формирование чувства прекрасного и эстетического чувства на основе
знакомства с мировой и отечественной шахматной культурой;
- формирование основ шахматной культуры;
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного
здоровья;
- понимание основных принципов культуры безопасного, здорового образа
жизни;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- уважительное отношение к иному мнению;
- приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и
сверстниками; умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;

- этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и
обстоятельствам
других людей;
- умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в
достижении
поставленных целей;
- навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на
результат;
- оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы - характеризуют уровень
сформированности универсальных учебных действий: познавательных,
коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
- умение с помощью педагога и самостоятельно выделять, и формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
- овладение способом структурирования шахматных знаний;
- овладение способом выбора наиболее эффективного способа решения
учебной задачи в зависимости от конкретных условий;
- овладение способом поиска необходимой информации;
- умение совместно с учителем самостоятельно ставить и формулировать
проблему, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении
проблемы творческого или поискового характера;
- овладение действием моделирования, а также широким спектром
логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- умение строить логические цепи рассуждений;
- умение анализировать результат своих действий;
- умение воспроизводить по память информацию;
- умение устанавливать причинно – следственные связи;
- умение логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть
реакцию соперника, сравнивать, развивать концентрацию внимания, умение
находить
нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
- находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, уметь вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
- умение донести свою позицию до других;
- умения учитывать позицию партнера (собеседника), организовывать и
осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,
адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия
деятельности в речи.

Регулятивные УУД:
- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои
умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать
свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы – характеризуют умение и
опыт обучающихся, которые приобретаются и закрепляются в процессе
освоения учебного предмета.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее
позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,
эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах
успешной учебы и социализации;
–
овладение
умениями
организовать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные
мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной
партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
- развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления,
начальных форм волевого управления поведением.
Ш. Содержание курса
1 год обучения
I.Шахматная доска.-2ч
Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и
черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.
II. Шахматные фигуры-5ч
Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф =
9).
III. Начальная расстановка фигур-2ч
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в
начальном положении; правило“Каждый ферзь любит свой цвет”. Связь
между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой
фигур.
IV. Ходы и взятие фигур. (Основная тема учебного курса.)-4ч
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра “на уничтожение. Белопольные
и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество.
Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и
королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.

V. Цель шахматной партии.-3ч
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии.
Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и
другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее
правила.
VI. Игра всеми фигурами из начального положения.-1ч
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как
начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии.
2 год обучения
I.Краткая история шахмат-3ч
Рождение шахмат. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по
шахматам. Выдающиеся шахматисты нашего времени. Шахматные правила
FIDE.Этика шахматной борьбы.
II. Шахматная нотация-4ч.
Обозначение горизонталей и вертикалей, наименование полей, шахматных
фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись начального положения.
Запись шахматной партии.
III.Ценность шахматных фигур-5ч
Повторение: ценность шахматных фигур(K C=3, Л=5 , Ф=9) Достижение
материального перевеса. Нападение и защита. Способы защиты(5 способов)
IV. Техника матования одинокого короля-3ч
Мат различными фигурами. Ферзь и ладья против короля. Две ладьи против
короля. Король и ферзь против короля, Король и ладья против короля.
V.Достижение мата без жертвы материала 4ч
Учебные положения на мат в два хода в дебюте(начало игры),миттельшпиле
(середине игры), эндшпиле(конец игры).Защита от мата.
3 год обучения.
I.Шахматная партия. Три стадии шахматной партии 2ч
Шахматная партия. Три стадии шахматной партии (дебют, миттельшпиль,
эндшпиль) Двух и трех ходовые партии.
II.Основы дебюта-4ч
Правила и законы дебюта. Дебютные ошибки. Невыгодность раннего ввода в
игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов партии. Детский мат и
защита от него. Игра против «повторюшки-хрюшки». Связка в дебюте
.Коротко о дебютах. Принципы игры в дебюте: быстрейшее развитие фигур,
понятие о темпе, гамбиты, наказание «пешкоедов». Борьба за центр.
Безопасная позиция короля. Значение рокировки. Гармоничное пешечное
расположение. Разумная игра пешками. Классификация дебютов.
III. Основы миттельшпиля-5ч
Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии.
Понятие о тактике .тактические приемы. Связка в миттельшпиле .Двойной
удар. Открытое нападение .открытый шах. Двойной шах. Понятие о
стратегии .Пути реализации материального перевеса.

IV.Основы эндшпиля-6ч.
Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи(простые
случаи),ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя).Ладья
против
ладьи
(при
неудачном
расположении
неприятельской
ладьи),слона(простые случаи),коня(простые случаи). Матование двумя
слонами (простые случаи). Матование слоном и конем( простые
случаи).Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего
короля. Правило «квадрата». Пешка проходит в ферзи при помощи своего
короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей,
второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения
(два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против
короля). Самые общие рекомендации о том ,как играть в эндшпиле.
4год обучения.
История развития шахмат.-1ч
Международная шахматная федерация. Выдающиеся шахматисты
современности. Молодые зарубежные шахматисты. Шахматисты Брянской
области.
Тактика.-1ч. Принципы экономического расчета вариантов в
турнирной партии.
Стратегия.-3ч Преимущество
во
времени.
Висячие
пешки.
Изолированная пешка. Понятие стратегической инициативы. Атака при
разноцветных слонах. Атака на ферзевом фланге. Компенсация за ферзя.
Позиционная жертва пешки. Игра на двух флангах. Маневренная борьба в
закрытой позиции.
Методы тренировки шахматистов.-4ч. Закономерности спортивной
тренировки, совершенствование как многолетний тренировочный процесс.
Перспективное и годовое планирование, периодизация спортивной
тренировки, общая тренировка, общая подготовка физическая, волевая и
психологическая, специальная выносливость), специальная подготовка
(продуманный дебютный репертуар, наличие наигранных мительшпильных
схем, знание основных эндшпильных позиций, быстрый и безошибочный
расчет вариантов). Методы совершенствования шахматиста: развитие
счетных и оценочных способностей, анализ собственного творчества,
постоянное участие в соревнованиях.
Система подготовки к соревнованиям. -2ч
Значение системы подготовки к соревнованиям. Методика подготовки:
физическая подготовка, просмотр литературы, аналитическая работа,
тренировочные партии, устранение недостатков.
Классификационные соревнования.-2ч
Анализ
сыгранных
партий
типовых
позиций. Участие
в
классификационных турнирах. Разбор сыгранных партий с преподавателем.
Консультационные партии. -1ч.
Проведение партий по консультации между двумя группами
кружковцев. Партию желательно начинать одним из изучаемых дебютов. По

окончании партии проводится совместный подробный ее разбор под
руководством преподавателя.
Сеансы одновременной игры. -3ч.Проведение руководителем
шахматного кружка сеансов одновременной игры (в том числе тематических
по изучаемым темам) с последующим разбором партии с кружковцами.
Конкурсы
решения
задач,
этюдов
и
нахождение
комбинаций, связанных по своему содержанию с изучаемыми темами по
тактике, стратегии, эндшпилю.
IV.Тематическое планирование.
Тематическое планирование 1 класс
№ п\п Тема
Кол-во часов
1.
Шахматная доска
2
2.
Шахматные фигуры
5
3.
Начальная расстановка фигур
2
4.
Ходы и взятие фигур
4
5.
Цель шахматной партии
3
6.
Игры всеми фигурами из начального положения
1
17
Всего
Тематическое планирование 2 класс
№ п\п Тема
Кол-во часов
1.
Краткая история шахмат
3ч
Шахматная нотация
Ценность шахматных фигур
Техника матования одинокого короля
Достижение мата без жертвы материала
Всего
Тематическое планирование 3 класс
№ п\п Тема
1
Шахматная партия. Три стадии шахматной
партии
2
Основы дебюта
3
Основы миттельшпиля
4
Основы эндшпиля
Всего
2.
3.
4.
5.

4ч.
5ч
3ч
4ч
17
Кол-во часов
2ч
4ч
5ч
6ч
17

Тематическое планирование 4 класс
№ п\п
1
2
3
4
5

Тема
История развития шахмат.
Тактика
Стратегия
Методы тренировки шахматистов.
Система подготовки к соревнованиям.

Кол-во часов
1ч
1ч
3ч
4ч
2ч

6
7
8

Классификационные соревнования
Консультационные партии.
Сеансы одновременной игры.
Всего

СОГЛАСОВАНО:
Протокол № __ от _______
заседания кафедры учителей
начальных классов
руководитель кафедры
______________Н.П.Пряхина

.

2ч
1ч
3ч
17 ч.
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УВР
__________ Н.Г.Клименко
«____» ______20___г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».