РП Бизнес-клуб Профессиональные пробы. Успешный стартап

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №18 посёлка Паркового
муниципального образования Тихорецкий район имени Героя
Советского Союза Павла Федотовича Головко

УТВЕРЖДЕНА
решением педсовета протокол
№1 от 30.08.2023 года
председатель педсовета
__________О.В.Мирошниченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бизнес-клуб
«Профессиональные пробы. Успешный стартап»
Уровень образования (класс) среднее общее образование, 10-11 класс
Срок реализации программы - 2 года

Рабочая программа бизнес-клуба
«Профессиональные пробы. Успешный стартап»
Пояснительная записка
На современном этапе от учащихся требуется четкое осознание своих
целей, умение планировать, корректировать свои планы и сознательно
претворять их в жизнь, поэтому в Концепции модернизации российского
образования в качестве одного из приоритетных направлений
образовательной политики заложено создание «системы специализированной
подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной
школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию
обучающихся». Таким образом, введение профильного обучения изначально
заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение
способности будущего выпускника к самостоятельному действию на рынке
образовательных услуг, конструированию собственного образовательного
маршрута.
Данный курс знакомит школьников с общими основами выбора
профиля обучения (информационными, психологическими, практическими).
Знание этих основ обеспечивает учащимся принятие адекватного решения,
как о выборе конкретного профиля, так и о пути дальнейшего образования.
Курс рассчитан на 34 занятия. Однако изучение программного
материала можно менять, варьировать, так как модули, составляющие
программу, являются самостоятельными.
Особенностью предлагаемой программы является межпредметная
направленность, позволяющая учащимся на практике применять знания из
различных областей.
Программа не только информирует, но и дает на практике
использовать методики самоорганизации, самопознания и самоконтроля,
самоопределения.
В данной программе используются групповые и интерактивные
методы обучения. Преимущества тренинговой формы проведения занятия
заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции
креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.
Оценка достижений учащихся: оценивание происходит по итогам
групповой рефлексии, результатам психодиагностического исследования и
анализу образовательного продукта. В конце курса обучения каждый
участник принимает решение о выборе профессии и моделирует личную
образовательную траекторию.
Формы деятельности:
самоанализ;
анализ научных и художественных источников, СМИ;
анализ практических примеров проблемных ситуаций;
групповые дискуссии;
встречи с предпринимателями и фермерами;
экскурсии на предприятия;
посещение дней открытых дверей;
индивидуальная работа;

индивидуальная и групповая проектная работа;
психотренинг;
психодиагностические процедуры;
ролевые и деловые игры;
эвристические задания.
Цель программы:
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся 10-11 классов
образовательной
школы
в
выборе
индивидуального
маршрута
профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей,
склонностей и возможностей.
Задачи:
1. сформировать у школьников представления о требованиях
изменяющегося общества к выпускникам школы;
2. способствовать развитию у школьников отношения к себе как к
субъекту будущего профессионального образования и профессионального
труда;
3. обеспечить школьников способами и приемами принятия
адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и
профессионального маршрута;
4.
способствовать
приобретению
практического
опыта,
соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю
его дальнейшего обучения.
Планируемые результаты
В результате изучения данного курса у школьников должны быть
сформированы:
знания и представления о требованиях современного общества к
профессиональной самостоятельности человека, о рынке профессионального
труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не
только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о
психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля
обучения, в частности;
умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором
профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать
свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой
деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения;
выполнять
творческие
упражнения,
позволяющие
приобрести
соответствующий практический опыт;
знания о психологических особенностях процесса общения, его
структуре, закономерностях и средствах, а также эффективном
использовании различных средств;
представления о способах саморегуляции в условиях межличностного
взаимодействия.
Результаты внеурочной деятельности:
Личностными результатами обучающихся, формируемыми при
изучении содержания курса внеурочной деятельности, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное
участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии
различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и
уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; на признании равноправия народов, единства
разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и
семейных традиций; на осознании необходимости поддержания
гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны
перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные
результаты
изучения
обществознания
выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную
деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности
с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в
контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать
адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых
основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений
(высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и
правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том
числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной
социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в
адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с
учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного
поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни
этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Содержание курса внеурочной деятельности

Модуль 1. Развитие компетентности в общении
(4 часа).
Тема 1. Характер и темперамент (1 часа).
Врожденные особенности человека. Диагностика темперамента.
Влияние темперамента на выбор профессии. Устойчивые особенности
личности: черты характера.
Тема 2. Психические качества личности (1 часа).
Внимание, память, мышление, воображение. Интеллектуальные
возможности человека.
Тема 3. Интересы и склонности (1 час).
Интерес и склонности как важные составляющие успеха в жизни.
Диагностика собственных интересов. Понятие самооценки. Диагностика
собственного уровня самооценки
Тема 4. Мотивация личности (1 часа).
Жизненные и профессиональные ценности, цели, мотивы. Мотивация
достижений.
Модуль 2. Мир профессий (21 час)
Тема 1. Экскурсии на предприятия города.
Тема 2. Встречи с представителями различных профессий и
направлений сфер деятельности.
Типы профессий: «человек-техника», «человек-человек», «человекприрода», «человек-знаковая система», «человек – художественный образ».
Классы профессий в соответствии с целями труда: гностические,
преобразующие, изыскательские. Отделы профессий, в основе которых лежат
применяемые орудия труда и средства производства: профессии ручного
труда, профессии механизированного труда, профессии автоматизированного
труда, профессии, в которых основными орудиями труда выступают
функциональные свойства организма. Направления профессий, наиболее
востребованных и удачно сложившихся в период рыночной экономики, в
бизнесе.
Модуль 3. «Переговорная площадка с родителями» (3 часа)
Тема 1. Мои родословные ценности (1 час) -Профессиональная
история семьи.
Тема 2. Совместное проектирование профессионального будущего
(1 час)
Влияние семьи на выбор профессионального маршрута.
Тема 3. Твои возможности без границ (1 час).
Варианты выбора продолжения образования по окончании основной
школы. Профиль обучения. Право на собственное содержание образования.
Возможности и ограничения. Вера в успех. Противоречия мира
профессионального образования и образовательного труда. Человек как
«делатель» общественной пользы. Интерес к собственному будущему.
Модуль 4. Современный рынок труда (6 часов)
Тема 1. Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального
труда (1 час)

Особенности индустриального и постиндустриального общества. От
цивилизации исполнителей к цивилизации индивидуальностей. Изменения,
происходящие в обществе, и их влияние на жизнь человека. Самобытность
человека в меняющемся мире.
Тема 2. Рынок труда и образовательных услуг (1 часа).
Изменения
на
отечественном
рынке
труда.
Мозаичная
профессиональная культура. Универсальный работник и специалист в
определенной области знания. Потребность общества в профессионалах с
различным уровнем и типом образования. Индивидуальные и
профессиональные качества человека. Человек как субъект выбора.
Помощники человека в поиске работы. Образование и профессия.
Тема 3. Пути продолжения образования и приобретения профессии
(1 час).
Виды учебных заведений. Перспективы профессионального
становления в условиях региона (территории).
Рынок образовательных услуг. Риски предстоящего выбора.
Тема 4. Притязания человека и его профессиональная карьера (1
часа).
Современные представления о профессиональной карьере. Пути
достижения карьеры.
Ценностные ориентации в жизни человека. Воля и профессиональный
успех. Способы согласования притязаний человека с требованиями его
деятельности. Определение и характеристика «формулы успеха».
Тема 5. Принятие решения о выборе профиля обучения (1 часа).
Определение понятия «готовность к принятию решения».
Характеристика компонентов и вариантов выбора профиля обучения.
Факторы выбора профиля обучения. Согласование рационального и
интуитивного в выборе.
Тема 6. Проектирование индивидуальной образовательной
траектории (1 час). Алгоритм проектирования индивидуальной
образовательной программы. Критерии готовности к принятию решения о
выборе профиля обучения.
Тематическое планирование
№
п/п
1

2
3

Тема
Характер и
темперамент

УУД

мотивированность и направленность на активное и
созидательное участие в будущем в общественной
и государственной жизни
Психические качества умении сознательно организовывать свою
личности
познавательную деятельность
Интересы и
умении объяснять явления и процессы социальной
склонности
действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив

4

Мотивация личности

5

Экскурсии на
предприятия города

6

Встречи с
представителями
различных профессий
Экскурсии на
предприятия города
Встречи с
представителями
различных профессий
Экскурсии на
предприятия города
Встречи с
представителями
различных профессий
Экскурсии на
предприятия города
Встречи с
представителями
различных профессий
Экскурсии на
предприятия города
Встречи с
представителями
различных профессий
Экскурсии на
предприятия города

7
8

9
10

11
12

13
14

15

16

17

18

способности анализировать реальные социальные
ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках
реализуемых основных социальных ролей
исследование несложных реальных связей и
зависимостей;
определение
сущностных
характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки
объектов; поиск и извлечение нужной информации
по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа
поиск и извлечение нужной информации по
заданной теме в адаптированных источниках
различного типа

поиск и извлечение нужной информации по
заданной теме в адаптированных источниках
различного типа
поиск и извлечение нужной информации по
заданной теме в адаптированных источниках
различного типа
Встречи с
поиск и извлечение нужной информации по
представителями
заданной теме в адаптированных источниках
различных профессий различного типа
Экскурсии на
поиск и извлечение нужной информации по
предприятия города
заданной теме в адаптированных источниках
различного типа
Встречи с
поиск и извлечение нужной информации по
представителями
заданной теме в адаптированных источниках
различных профессий различного типа

19

Экскурсии на
предприятия города

20

Встречи с
представителями
различных профессий
Экскурсии на
предприятия города

21

22

23

24

25

Встречи с
представителями
различных профессий
Экскурсии на
предприятия города
Встречи с
представителями
различных профессий
Встречи с
представителями

26

Мои родословные
ценности

27

Совместное
проектирование
профессионального
Твои возможности
без границ

28

29

Изменения,
происходящие
в
обществе и мире
профессионального
труда

30

Рынок труда и
образовательных

поиск и извлечение нужной информации по
заданной теме в адаптированных источниках
различного типа
поиск и извлечение нужной информации по
заданной теме в адаптированных источниках
различного типа
поиск и извлечение нужной информации по
заданной теме в адаптированных источниках
различного типа
поиск и извлечение нужной информации по
заданной теме в адаптированных источниках
различного типа
поиск и извлечение нужной информации по
заданной теме в адаптированных источниках
различного типа
поиск и извлечение нужной информации по
заданной теме в адаптированных источниках
различного типа
поиск и извлечение нужной информации по
заданной теме в адаптированных источниках
различного типа
ценностные ориентиры, основанные на идеях
патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как
высшей ценности; на стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного
единства; на признании равноправия народов,
единства разнообразных культур; на убежденности
в важности для общества семьи и семейных
традиций; на осознании необходимости
поддержания гражданского мира и согласия и
своей ответственности за судьбу страны перед
нынешними и грядущими поколениями;
заинтересованность не только в личном успехе, но
и в развитии различных сторон жизни общества, в
благополучии и процветании своей страны
мотивированность и направленность на активное и
созидательное участие в будущем в общественной
и государственной жизни
умение объяснять явления и процессы социальной
действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив
умение сознательно организовывать свою
познавательную деятельность

услуг
31

Пути
продолжения
образования
и
приобретения
профессии

32

Притязания человека
и его
профессиональная
карьера

33

Принятие решения о
выборе профиля
обучения

34

Проектирование
индивидуальной
образовательной
траектории

умение объяснять явления и процессы социальной
действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив
умение объяснять явления и процессы социальной
действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив
умение объяснять явления и процессы социальной
действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив
умение объяснять явления и процессы социальной
действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их
комплексно в контексте сложившихся реалий и
возможных перспектив


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».