РП Говори и пиши правильно 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ПОСЁЛКА ПАРКОВОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО
УТВЕРЖДЕНА
решением педсовета протокол №1 от
30.08.2023 года
Председатель
_______ О.В.Мирошниченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тематическая программа
интеллектуальной направленности
«Говори и пиши правильно»
Уровень образования (класс) основное общее образование, 9 класс
Срок реализации программы - 1 год
Учитель: В.А.Печенкина

2023-2024 уч.год

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности составлена на основании и с учетом
требований документов:
1) Федерального Закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями);
2) приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
3) приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 года №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования» (с изменениями);
4) постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29
декабря 2010года №189 № 44 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями);
5) Основной образовательной программы основного общего образования
МБОУ СОШ № 18 пос.Паркового, утвержденной решением педагогического
совета от 31.08.2017 года №1 (с изменениями).
Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования
образовательного процесса, повышения результативности обучения детей,
обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого
образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к
условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Данная
программа
внеурочной
деятельности
интеллектуальной
направленности создаёт условия для повышения качества образования,
обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению
учащихся в выборе профиля обучения с учетом возможностей педагогического
коллектива.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса «Говори и
пиши правильно» разработана на основе спецкурса С.И.Львовой «Русское
правописание: орфография и пунктуация».
Цель занятий:
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся,
развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к
прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.
Задачи курса:
- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила
русского языка, совершенствовать грамотность учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных
умений и навыков;

-формировать
аттестации.

навыки,

обеспечивающие

успешное

прохождение итоговой

Планируемые результаты:
 овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и
лингвистической компетенции 9-классников;
 научиться грамотно писать сжатое изложение, используя соответствующие
приёмы компрессии текста;
 научиться писать сочинение, умело приводя аргументы;
 владеть формами обработки информации исходного текста;
 работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя)
понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
 четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
 самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
 уметь работать с бланками экзаменационной работы;
 сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение
правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания
текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих
сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности;
закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести
устойчивые навыки).
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию
некоторых встречающих затруднения у учащихся правил орфографии и
пунктуации. Также уделяется внимание правильности и культуре русской речи,
речевым и грамматическим ошибкам, редактированию творческих работ.
Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и
обобщение знаний в области правописания. Для этого необходимо применять
наиболее эффективные приёмы, которые помогают реализовать указанное
направление. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по
орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими
словарями и орфографический анализ словообразовательных моделей, который
развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема
культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора
языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы
и языковые ошибки).
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по
тексту публицистического или научного стиля. Сжатое изложение – это форма
обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс
необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
 умение точно определять круг предметов и явлений действительности,
отражаемой в тексте;
 умение адекватно воспринимать авторский замысел;
 умение вычленять главное в информации;

умение сокращать текст разными способами;
 умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
 умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой
передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде
всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную
информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен
или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать
текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею,
видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении
микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и
задания с кратким открытым ответом. Задания второй части проверяют глубину и
точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют
уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий.
Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления,
провёряемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения
орфографическими и речевыми нормами.
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания
(15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Задания
проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение
строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.
При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать
положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это
общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а
часто и в профессиональной деятельности. Умение отстать свои позиции
уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в
доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания
вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации
доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития
эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается
такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.
Программа рассчитана на 34 недели- 34 часа(1 час в неделю)
Методы, формы работы, используемые технологии.
Методы:
1) объяснительно-иллюстративный;
2) репродуктивный;
3) проблемное изложение изучаемого материала;
4) частично-поисковый, или эвристический;
5) исследовательский.
Используемые технологии:
1)развивающее обучение;
2) проблемное;
3) развитие критического мышления через чтение и письмо;
4) здоровьесберегающие


Форма учета результатов внеурочной деятельности обучающихся – ведение
диагностической карты
Календарно-тематическое планирование курса
№ урока
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

ТЕМА УРОКА

Структура экзаменационной работы по русскому
языку в формате ОГЭ
Критерии оценивания работы в формате ОГЭ
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.
Отработка приема исключение.
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.
Отработка приема упрощение.
Сжатое изложение. Приемы сжатия текста.
Отработка приема обобщение.
Выбор приемов сжатия
Написание сжатого изложения
Структура сочинения
Учимся формулировать тезис
Учимся аргументировать
Отработка навыка написания сочинения,
комментарий определения
Написание сочинения- рассуждения 13.3
Фактические ошибки
Речевые и грамматические ошибки
Словосочетание. Виды подчинительной связи
(согласование, управление, примыкание)
Средства выразительности речи
Грамматическая основа предложения
Грамматическая основа предложения
Пунктуационный анализ предложения
Пунктуационный анализ предложения
Правописание приставок
Правописание приставок
Правописание суффиксов
Правописание суффиксов
Правописание корней
Правоисание корней
Простое осложнённое предложение
Простое осложнённое предложение
Обособленные члены предложения
Предложения с вводными словами и

колво
часо
в
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения

31.
32.
33.
34.

обращениями
Пунктуация в сложносочинённом предложении
Пунктуация в сложноподчинённом предложении
Пунктуация в сложном предложении с разными
видами связи
Тестирование

1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».