РП Занимательная математика 5-7_

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГОЛОВКО
ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА

УТВЕРЖДЕНА
решением педсовета
протокол № 1 от 30.08.2023 года
Председатель педсовета
______ О.В. Мирошниченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общеинтеллектуальной направленности
«Занимательная математика»
Уровень образования (класс): основное общее образование, 5-7 классы
Срок реализации программы - 1 год
Учитель: Зеликова Надежда Николаевна

2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа составлена на основе программы Министерства
образования и науки Российской Федерации, которая содержит минимум
учебного материала, необходимого учащимся для социальной адаптации.
Программа кружка «Занимательная математика» углублена и расширена
представлениями о числе, об исторических корнях ряда арифметических
понятий и символов, о роли математики в общечеловеческой культуре.
Содержание программы позволяет ученику любого уровня обученности
активно включиться в учебно-познавательную деятельность и максимально
проявить себя.
Разработанная программа кружка «Занимательная математика» для
5-7 классов основана на получении знаний по истории математики,
углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она
расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел.
Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а
также с другими учебными предметами. В программу включены игры,
задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые
способствуют развитию логического мышления.
Основные цели:
· повысить активность учащихся и расширение их кругозора;
· систематизировать и углубить имеющиеся знания по математике;
· создать условия для самостоятельной творческой работы учащихся;
· совершенствовать навыки счёта;
· развивать мышление, память, внимание детей, а также их речь;
Основные задачи:
· коррекция недостатков познавательной деятельности и личностных
качеств учащихся;
· дать учащимся такие знания, которые помогут им в дальнейшем
включиться в трудовую деятельность;
· повышать мотивацию обучения, прививать интерес к предмету
· развивать математическую инициативу и любознательность.
формировать такие черты личности, как аккуратность,
настойчивость, воля;
· воспитывать гибкость математического мышления.
Актуальность
программы определяется
рядом
факторов
практического характера:
ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию
ученика, на общение учителя и ученика и немаловажное – занятость ученика
во внеурочное время. Предположение об эффективности задач логического,
поискового, познавательного характера обосновывается следующими
доводами:

-развитие личности ученика, его творческого потенциала
- развитие интеллекта, исследовательского начала
- развитие познавательных действий и операций, начиная от действий,
связанных с восприятием, умений классифицировать посредством
осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и
творческого мышления.
Методика обучения
Образовательный процесс имеет развивающий характер, т. е. направлен
на развитие природных задатков детей на реализацию их интересов и
способностей. Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности
ребёнка. Широко применяются личностно-ориентированные технологии
обучения, в центре внимания которых неповторимая личность, стремящая к
реализации своих возможностей.
Методы:
-словесные - рассказ, беседа.
-наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и
компьютерные
-практические
выполнение
практических,
творческих
и
исследовательских работ
Учащиеся на занятиях получают знания и умения посредством
активной заинтересованности и творческой деятельности.
Условия реализации программы.
Факультатив «Занимательная математика» рассчитана на 1 год
обучения (17 часов). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое занятие
состоит из следующих частей:
· изложение программного материала;
· стихи о математике;
· занимательные задачи;
· дидактические игры.
подведение итогов
В конце года проводится урок-обобщение «Математика вокруг нас».
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
· некоторые исторические сведения о мерах длины, массы и
стоимости, о числах календаря, арифметических действиях;
· об истории появления измерительных приборов;
· несколько стихотворений о математике.
Учащиеся должны уметь:
· выполнять арифметические действия;
· пользоваться измерительными инструментами;
· разбираться в правилах игры и соблюдать их;

уметь переносить полученные знания в новые условия и
применять их.
Находить рациональные способы решения
логических задач
Самостоятельно работать, думать, решать

занимательных

и

Контроль ожидаемых результатов
Контроль осуществляется по каждой теме в различной форме: тестирование,
решение занимательных и логических задач, кроссворды, упражнения,
задачи, ребусы, головоломки, практические задания.
Контроль на факультативных занятиях обеспечивает мотивацию к учёбе:
- развивает интерес к математике как к науке
- способствует успешному усвоению знаний
- обеспечивает социализацию знаний
На занятиях обучающую роль играют наравне с учителем
высказывания детей, информация, добытая ими в процессе работы как дома,
так и в классе.
Содержание тем учебного материала
Тема 1. Старинные системы записи чисел
Иероглифическая система древних египтян. Римские цифры,
алфавитные системы. Стихотворение о математике. Игра «Гномик».
Занимательные задачи.
Тема 2. Числа великаны
История возникновения названия – «миллион». Миллиард, триллион и
другие. Задачи на смекалку. Игра-соревнование «Кто быстрее долетит до
Марса».
Тема 3. Четыре действия арифметики
Как появились знаки «+», «-», «×», «:». Стихотворения об умножении и
делении. Занимательные задачи. Игра «Математический футбол».
Тема 4. Открытие нуля
История открытия нуля. Стихотворение о нуле. Занимательные задачи.
Игра «Математическая цепочка».
Тема 5. История линейки
История линейки в России. Занимательные задачи. Загадки. Игра
«Пифагор о числе».
Тема 6. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси
Сведения из истории мер длины, в том числе исконно русские. Чтение
стихотворений. Занимательные задачи. Игра «Математический бег».
Тема 7. Возникновение денег
Возникновение денег, как и откуда произошли их названия.
Занимательные задачи. Стихи. Игра «Математическая мозаика».
Тема 8. Денежная система в Древней Руси

Появление названий рубль и копейка. Старинная русская денежная
система. Задачи-шутки, кроссворды. Игра «Магазин».
Тема 9. Как люди научились измерять время
Возникновение мер времени. Сутки – первая естественная единица
измерения
времени.
Стихотворения
о
геометрических фигурах.
Занимательные задачи. Игра «Какой цифры не стало».
Тема 10. Изобретение календаря
Название месяцев и их продолжительность, крупные единицы времени
– год и век. Стихотворения. Ребусы, кроссворды. Загадки о времени. Игра
«Математический цветок».
Тема 11. Из истории мер массы. Система мер русского народа
Измерение количества вещества по его массе. Рычажные весы. История
возникновения мер массы. Основные единицы измерения массы в России.
Занимательные задачи, стихотворения о математике. Игра по геометрии
«Почтальон».
Тема 12. Происхождение метрической системы мер
Разработанная во Франции в 18 веке единая система мер и весов. Метр
и килограмм. Стихотворения о линейке и циркуле. Занимательные задачи.
Загадки. Игра-соревнование «Пройди по цепочке».
Тема 13. Знаменитые математики
Софья Васильевна Ковалевская – первая женщина математик. Леонард
Эйлер – идеальный математик. Занимательные задачи. Игра «Лабиринт».
Стихотворения.
Тема 14. Происхождение дробей
Когда появились дроби. Как человек стал ими пользоваться.
Стихотворения. Задачи на смекалку. Игра – соревнование «Кто быстрее
ставит стрелки».
Тема 15. Из истории цифры 7
О числе и цифре 7. Пословицы и поговорки. Почему в неделе 7 дней.
Стихотворения. Занимательные задачи. Игра «Молчанка».
Тема 16. Покорение космоса и математика
Освоение космического пространства человечеством. Роль математики
в этом процессе. Задачи, связанные с историей освоения космоса.
Стихотворения о космосе. Игра «Полёт на Марс».
Тема 17. Математика и наш город
История строительства собора. Занимательные задачи. Стихотворения
об Ульяновске и Волги. Игра-соревнование «Кто быстрее».
Тема 18. Математика и здоровье человека
Основы здорового образа жизни и математика. Занимательные задачи,
связанные с валеологией. Игра «Расшифруй слово». Стихотворения о пользе
здорового образа жизни.
Тема19. Геометрия – значит «земледелие»
История возникновения геометрии как науки. Конкурс рисунка и
аппликации «Геометрия вокруг нас». Стихотворения о геометрических
фигурах. Игра «Из каких геометрических фигур состоит рисунок».

Тема 20. Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости
многоугольниками
Виды многоугольников. Треугольник, квадрат и шестиугольник могут
полностью замостить плоскость без пробелов и перекрытий. Вычерчивание
паркетов, раскрашивание их. Стихотворения о геометрических фигурах.
Тема 21. Делится или не делится. Признаки делимости
Признаки делимости на 2, 3, 4, 5, 9. Задачи на смекалку.
Стихотворения. «Занимательные квадраты», «Лабиринты».
Тема 22. Бережливость дороже богатства
Пути экономии в домашнем хозяйстве. Решение оригинальных задач.
Кроссворды. Викторина. Пословицы и поговорки о бережливости и
экономии. Игра – соревнование «Как вы бережёте свои вещи».
Тема 23. Земля – кормилица
О бережном отношении к земле, умелом её использовании для
производства продуктов питания. Оригинальные задачи. Огород на
подоконнике. Стихотворения. Мини-кроссворд.
Тема 24. Экономика и математика
Раскрытие содержательной стороны экономических понятий через
математические задания. Например, надо выбрать правильные названия для
такой торговли: вещь покупает тот, кто предложит за неё выше цену.
Аукцион – 44, ярмарка -49. Из 1 столбика выбрать наименьшее число. Из 2 –
наибольшее, из 3 – не наибольшее и не наименьшее. Сумма этих чисел даст
правильный ответ.
Тема 25. Урок – обобщение «Математика вокруг нас»
Игры и соревнования. Викторина. Загадки. Конкурс на лучшего чтеца
стихотворений о математике.
Примерный тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Название темы
Старинные системы записи чисел. Числа великаны.
Четыре действия арифметики. Открытие нуля.
История линейки. Как появились меры длины. Как
измеряли на Руси.
Возникновение денег. Денежная система в Древней
Руси.
Как люди измерять время. Изобретение календаря.
Из истории мер массы. Система мер русского народа.
Происхождение метрической системы мер.
Знаменитые математики.
Происхождение дробей. Из истории цифр.
Покорение космоса и математика.
Математика и наш город.
Математика и здоровье человека.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12
13
14
15
16
17

Геометрия – значит «земледелие».
Бережливость дороже богатства.
Делится или не делится. Признаки делимости.
Многоугольники. Паркеты – замощения плоскости
многоугольниками.
Земля – кормилица.
Экономика и математика.
Всего:

1
1
1
1
1
1
17 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».