Аннотации к рабочим программам внеурочной деятельности ООО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная
школа №18 поселка Паркового муниципального образования Тихорецкий район
имени Героя Советского Союза Павла Федотовича Головко
Аннотации к рабочим программам внеурочной деятельности основной
образовательной программы основного общего образования (5-9 классы)
2023 – 2024 учебный год
Курс

Аннотация к рабочей программе

Практикум по
геометрии

Рабочая программа кружка «Практикум по геометрии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе
примерной программы рабочей программы элективного курса «Практикум по геометрии», расположенной в учебно-методическом
пособии для учителя «Реализация курса «Практикум по геометрии, 8,9 класс», составленной на основе примерной основной
образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания
(сайт www.fgosreestr.ru), на основе методических материалов «Реализация курса «Практикум по геометрии, 9 класс»: учебнометодическое пособие. / под ред. Е.Н. Белай. – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2021. - 176с.в соответствии с
письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-01-13-14546/21 «О
составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования», соответствует требованиям и
положениям основной образовательной программе МБОУ СОШ №18 пос.Паркового. Рабочая программа предназначена для
обучающихся 9 классов и рассчитана на 34 часа в год.
Данный э курс реализуется на основе УМК под редакцией Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.«Геометрия: 7-9
классы: учебник для общеобразовательных организаций».
Цель программы:
создание условий для формирования устойчивых знаний обучающихся по геометрии на базовом уровне.
Задачи программы:
 повышение мотивации обучающихся к изучению геометрии;
 создание «ситуации успеха» у обучающихся при решении геометрических задач;
 обобщение и систематизация геометрических знаний, обучающихся;
 совершенствование практических навыков, математической культуры обучающихся;
 применение геометрического аппарата для решения разнообразных математических задач.

География
родного края

Программа разработана с учетом требований ФГОС ООО, Концепции развития географического образования в РФ,
Поручений Президента РФ по популяризации географии.
Программа составлена с целью методического сопровождения курса (модуля) «География родного края» при введении его
в систему географического образования в образовательных организациях, а также изучения этого курса в рамках внеурочной
деятельности.
Основная цель курса – формирование у учащихся целостного представления о геокультурном пространстве
Краснодарского края, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.
Для достижения этой цели предлагается реализация следующих задач:

Занимательный
русский язык

- освоение знаний об основных географических понятиях, - географических особенностях природы, населении
Краснодарского края о разнообразии и целостности окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями ориентироваться на местности, использовать один из «языков» международного общения —
географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных
географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием
окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своей стране, взаимопонимания с другими народами, экологической культуры,
позитивного отношения к окружающей среде;
- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни,
сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на
определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно
ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся. Программа предусматривает использование
различных форм и методов обучения и необходимость сочетания теории с практикой. Для этого в программу включены
практические, творческие и проектные работы, экскурсии, наблюдения за погодой, практикумы и семинары. Практикумы
представляют собой небольшие практические работы, связанные, как правило, с работой с картой, дополнительными источниками
информации и позволяют сделать вывод о фактических географических закономерностях. Творческие работы, выполняемые по
желанию индивидуально и в группах, предполагают использование различных дополнительных источников информации,
материалов СМИ, Интернет-ресурсов. Они могут выполняться во внеурочное время с последующим представлением результата
своей работы. Учитель вправе выбрать интересующие его формы проведения занятий.
Программа состоит из пояснительной записки, планируемых результатов обучения, содержания, тематического и
календарно тематического планирования для 8 класса (приложение 1), 9 класса (приложение 2).
Количество часов, отведенных на изучение курса «География Краснодарского края», может варьироваться в зависимости
от того, как изучается данный курс: в рамках курса «География России» - 20 часов, или как отдельно взятый курс внеурочной
деятельности на 2 года обучения: 8 класс- 34 часа, 9 класс- 34 часа.
Программа внеурочной деятельности составлена на основании и с учетом требований документов:
1) Федерального Закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями);
2) приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями);
3) приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1015 «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями);
4) постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010года №189 № 44 «Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях» (с изменениями);
На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности

Говори и пиши
правильно

каждого ребёнка в соответствии с особенностями его физического и психического развития, возможностями и способностями.
Характерными особенностями учащихся коррекционных классов являются следующие:
 Недостаточно развито произвольное внимание, особенно такое его свойство, как устойчивость. Поэтому во время урока
учащиеся часто отвлекаются от выполняемой работы либо вообще не включаются в нее.
 У учащихся часто снижен объем слухоречевого запоминания, т.е. дети затрудняются запоминать материал на слух, но у
них хорошо развита зрительная память.
 Слабо развиты мыслительные операции.
 Для многих учащихся характерны медленный темп работы, повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут
возникать либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность.
 Многие учащиеся затрудняются самостоятельно регулировать свою деятельность и поведение, необходим внешний
контроль со стороны.
В связи с этим для расширения и углубления знаний, а также для выработки навыков и умений учащихся к курсу русского языка
среднего звена введен 1 час занятий в неделю (5-7, 8-9) – 34 часа в год.
Направленность данной программы - адаптировать таких детей к учебному процессу, помочь им в усвоении учебного
материала, дать возможность поверить в свои силы, не дать затеряться среди общей массы учащихся.
Цель: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по основным темам курса русского языка.
Задачи:
 повышение уровня общего развития учащихся;
 восполнение пробелов предшествующего обучения и развития;
 формирование доступных учащимся знаний и умений по русскому языку , их практического применения в повседневной
жизни;
 максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных
качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
 индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков;
 воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и
самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение.
Программа составлена с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности
обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а
также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Данная программа внеурочной деятельности интеллектуальной направленности создаёт условия для повышения качества
образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, способствует самоопределению учащихся в выборе профиля
обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса «Говори и пиши правильно» разработана на основе
спецкурса С.И.Львовой «Русское правописание: орфография и пунктуация».
Цель занятий:
- повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки

Есть такая
профессия

учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ.
Задачи курса:
- обобщать и систематизировать орфографические и пунктуационные правила русского языка, совершенствовать грамотность
учащихся;
- способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных умений и навыков;
-формировать навыки, обеспечивающие успешное прохождение итоговой аттестации.
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 класса в соответствии с требованиями
ФГОС.
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются любознательность, познавательный интерес,
открытость внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место
профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с
максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд
дети наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием есть немаловажная
составляющая системного знания.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» обеспечивает знакомство с разнообразием профессий на уровне
начального общего образования, обеспечивает условия для исследования способностей обучающихся применительно к
рассматриваемой профессии, расширяет представления учащихся о социокультурных особенностях и значении для общества
профессий человека.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием; развитие
познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи программы:
 познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
 развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших школьников;
 содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо профессией;
 формировать положительное отношение к труду и людям труда.
При этом средствами данной программы целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных
процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
В основе методики преподавания программы используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут
наблюдения за общественной жизнью, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера,
различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, драматизация сказок. Для
успешного решения задач важны экскурсии, взаимодействие и сотрудничество с социумом, с родителями обучающихся,
обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с людьми разных профессий.
Формы проведения занятий:
 экскурсии
 беседа
 практическая работа
 наблюдение

Россия – мои
горизонты

 встреча с представителями профессии
 коллективные и индивидуальные исследования
 подготовка (обучение) к проекту, представление проекта
 самостоятельная работа
 защита исследовательских работ
 консультация
 круглый стол
 дискуссия
 выставка
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в
неделю (34 часа)
Настоящая рабочая программа внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» для 6-9 классов разработана на
основе:
 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом
Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом
Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287;
Методических рекомендаций по реализации Проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-9
классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующихобразовательные программы основного общего и
среднего общегообразования
Цель программы:
 создать систему действенной профориентационной работы с обучающимися, способствующую профессиональному
самоопределению обучающихся в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями и с учетом
социокультурной и экономической ситуации в районе, крае
Задачи:
 создать условия, обеспечивающие развитие у обучающихся потребности в трудовой деятельности, самовоспитании,
саморазвитии, самореализации;
 обеспечить овладение обучающимися знаниями о современном рынке труда; средних и высших учебных заведениях;
способах поиска работы и трудоустройства; навыках и личностных качествах необходимых для освоения определенной
профессии;
способствовать формированию умения выстраивать профессионально – жизненный путь в соответствии с интересами,
склонностями, способностями, а также прогнозируемым спросом на современном рынке труда; способствовать получению
практического опыта, соответствующего
интересам
и
склонностям личности, профилю дальнейшего
обучения.

Для реализации программы используются Методические рекомендации по реализации Проекта «Билет в будущее» по
профессиональной ориентации обучающихся 6-9 классов образовательных организаций РоссийскойФедерации, реализующих
образовательные программы основного общего и среднего общего образования, в соответствии с которыми разработана данная
рабочая программа.
Учет рабочей программы воспитания заключается в том, что программа курса обеспечивает достижение одной из
приоритетных целей воспитания детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) в общеобразовательной
организации – создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,
ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного
профессиональногосамоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Достижению поставленной цели воспитания
школьников будет способствовать решение одной из основных задач - организация профориентационной работы со
школьниками.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Курс
6 класс
1/34 часа

РП Разговоры о
важном 1-11

Классы /кол-во часов (в неделю/год)
7 класс
8 класс
9 класс
1/34 часа
1/34 часа
1/34 часа

«Россия - мои
горизонты»
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» разработана в соответствии с
требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
 Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
 Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания
государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
 Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом
Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением
Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
 СанПиН 1.2.3685-21;
 основной образовательной программы ООО.
«Разговоры o важном» – цикл еженедельных внеурочных занятий, построенных с учетом необходимости соблюдения
единства образовательного контекста, в котором оказывается школьник вне зависимости от региона проживания, гарантирующий
каждому обучающемуся доступ к интересному, полезному, просветительскому контенту, идеям, основанным на традиционных
ценностях Российской Федерации. Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская
идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ
и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических
проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими
особенностями развития личности школьников.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости
своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое
не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей школьников, в доступной форме. В легкой,
интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе
откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне. Далее возрастает
доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности»,
«ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и
т.п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они
должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно. Обсуждения и оценка различных ситуаций,
взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам)
с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в
реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав
и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах обучающихся, но и на их обязанностях, показать
неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость
как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на
уважении и соблюдении прав других людей.
Максимальное использование визуализированного контента, интерактивных заданий с применением игровых,
занимательных, активных форм работы при изучении курса создают благоприятные, естественные условия для понимания и
усвоения обучающимися нравственных норм.
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры
и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и
социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на
сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры. Включение элементов занимательности является обязательным для
занятий со школьниками.
Новизна рабочей программы в том, что она намеренно акцентирует внимания не только на права обучающихся, но и на их
обязанности, неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие в социально – значимых
акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость
как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на
уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического и духовнонравственного воспитания учащихся.

В соответствии с возрастными особенностями школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде
определенных фактов и понятий, представлений. Именно представления позволяют приблизить ученика к сложным явлениям его
настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности. Попутно факты и представления при их анализе
и осмыслении содействуют формированию сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий,
причинно-следственных связей, закономерностей).
Цель курса:
 формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм,
гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Основными задачи:
 воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных
ценностей;
 совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
 повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры
родного края, России;
 развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия
в коллективной деятельности;
 формирование культуры поведения в информационной среде.
Ценностные ориентиры содержания курса.
 Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью.
 Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление
любви.
 Ценность природы Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научнопопулярных произведений литературы.
 Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
 Ценность семьи - формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви,
благодарности, взаимной ответственности.
 Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого
существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет учебная деятельность. В процессе её организации средствами
учебного предмета у ребёнка развиваются целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
 Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство
ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни
и её народу.
 Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для
существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Формы организации занятия:
- ролевая игра;
- этическая (познавательная) беседа, дискуссия;

викторина;
художественная выставка;
социальные практики (проектная деятельность);
работа с интерактивной картой;
музыкальная, литературная, художественная гостиная;
дискуссионный клуб.
Программа
курса «Самбо» разработана в соответствии с:
РП Самбо
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования от 06 октября 2009 г. № 373
(в ред. Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.12.2015 г. №1576);
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577);
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования от 6 октября 2009 г. № 413 (в
ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578);
Примерной программой учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих
программы начального, основного и среднего общего образования разработана под общей редакцией Кагановой В. Ш. –
заместителя министра образования и науки Российской Федерации, доктора экономических наук, авторами – составителями:
Табаковым С.Е. – кандидатом педагогических наук, профессором кафедры теории и методики единоборств Российского
государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (РГУФКСМиТ), руководителем научнометодической комиссии ОФ-СОО
«Всероссийская
федерация
Самбо»,
исполнительный
директор
международнойфедерации Самбо (ФИАС),
Ломакиной Е.В. – руководителя ресурсного центра инновационного развития физического воспитания ФГБУ «Федеральный
центр организационно- методического обеспечения физического воспитания», одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 20 сентября 2016 г. № 3/16).
Программа учебного модуля самбо разработана на 34 учебные недели в год по годам обучения с 1 по 11 класс и
проводится либо за счет 3 часа урока физической культуры, либо за счет часов внеурочной деятельности:
5-7 класс – 34 часа
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Проектноисследовательска основного общего образования, на основе Примерной программы Биология 5-9 классы. Проектная деятельность из Реестра
ООО, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
я деятельность по Программ
планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учетом выбора участниками образовательных
биологии
отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.
Актуальность реализации данной программы обусловлена самой особенностью проектно-исследовательской деятельности. Эта
деятельность лежит в основе познавательного интереса ребенка, является залогом умения планировать любые действия и важным
условием успешной реализации идей. Любые изменения современного общества связаны с проектами и исследованиями – в
науке, творчестве, бизнесе, общественной жизни. Поэтому важным элементом развития личности обучающегося является
формирование основных навыков проектно- исследовательской деятельности

-

Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня знаний, а также и практического опыта работы
с лабораторным оборудованием, овладение приемами исследовательской деятельности. Методы организации образовательной
и научно-исследовательской деятельности предусматривают формирование у обучающихся нестандартного творческого
мышления, свободы самовыражения и индивидуальности суждений
Для полного учета потребностей учащихся в программе используется дифференцированный подход, что стимулирует учащегося
к увеличению потребности в индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности и развитию научноисследовательских навыков. Программа станет востребованной в первую очередь школьниками, которые имеют стойкий интерес
и соответствующую мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла, естественным наукам и технологиям
Программа нацелена на помощь ребенку в освоении основ организации и осуществления собственной проектноисследовательской деятельности, а также в приобретении необходимого опыта для работы над индивидуальным исследованием
или проектом. Программа поможет школьнику в более глубоком изучении интересующей его области естественных наук, а
также в приобретении важных социальных навыков, необходимых для продуктивной социализации и формирования
гражданской позиции
Программа разбита на модули, которые могут быть использованы либо частично, либо полностью. Так модуль «Как
животные и растения приспосабливаются» (эволюционная экология) предполагается для изучения в 5 или 6 классе в течение
одного года (34 часа в год). Модули «Основы растениеводства» и «Биотехнология» рассчитаны на 68 часов и могут быть
реализованы в течении 2-х лет (по 34 часа в год) или в течении 1 года (68 часов в год). Во втором случае возможно прохождение
обоих модулей («Основы растениеводства» в 7 или 8 классе, «Биотехнологии» в 7 или 8 классе). Аналогично модули
«Молекулярные основы физиологии и фармакологии» и «Молекулярные основы селекции» рассчитаны на 68 часов и могут
быть реализованы в течении 2- х лет (по 34 часа в год) или в течении 1 года (68 часов в год). Во втором случае возможно
прохождение обоих модулей («Молекулярные основы селекции» в 8 классе, «Молекулярные основы физиологии и
фармакологии» в 9 классе).
Можно рекомендовать использовать модули «Как животные и растения приспосабливаются», «Основы растениеводства»,
«Молекулярные основы селекции» в качестве непрерывного образовательного цикла (5-9 класс по 1 часу в неделю) для классов
агробиотехнологической направленности. Модули «Как животные и растения приспосабливаются», «Биотехнологии» и
«Молекулярные основы физиологии и фармакологии» в качестве непрерывного образовательного цикла (5-9 класс по 1 часу в
неделю) для классов биотехнологического или медицинского направлений.

Функциональна Программа из Программ ФГОС реестра, реализуется в работе с обучающимися 5—9 классов.
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю.
грамотность.
Учимся для жизни Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность

обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры,
организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит
обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить
свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и
социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной
грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО

Занимательная
математика

(http://skiv.instrao.ru/), электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/),
материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также
разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива
школьников, а также их индивидуальную и групповую работу Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом
рекомендаций примерной программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины,
человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое
отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание
гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного
познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует
осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их
позитивной социализации.
Программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 1год (17часов) и предназначена для
учащихся 5-7, 8-9 классов общеобразовательной школы. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной
личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять
математические знания в жизни. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается
знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют
наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе
занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее,
развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа позволяет учащимся
осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный
выбор профиля обучения в старшей школе. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным
требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности. Может быть рекомендована как рабочая программа для
внеурочной деятельности для учащихся 8-9 классов, обучающихся в режиме ФГОС. Внеурочная познавательная деятельность
школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность
познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации. Изучение данной программы позволит учащимся
лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на
повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных
сферах нашей жизни.
Цель курса:  формирование всесторонне образованной и инициативной личности;  обучение деятельности — умение ставить
цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
 формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
 обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего
труда.
Задачи:  создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной
деятельности со сверстниками и взрослыми;
 формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;

Я и безопасность

Основы
финансовой
грамотности

 расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
 развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы ФГОС основного общего образования.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
5 КЛАСС
- Учащиеся должны знать о чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти с человеком в жилище, вне дома.
- Учащиеся должны уметь предвидеть опасность, стараться избегать ее.
- Учащиеся должны овладеть навыками правильного безопасного поведения при ЧС.
6 КЛАСС
- Учащиеся должны знать об опасностях, которые могут произойти с человеком в лесу.
- Учащиеся должны уметь предвидеть опасность, предупредить или избежать ее.
- Учащиеся должны овладеть навыками безопасного поведения при автономном существовании в природных
условиях.
7 КЛАСС
- Учащиеся должны иметь представление о различных стихийных бедствиях и более подробно знать о стихийных бедствиях, которые могут
произойти в нашем городе.
- Учащиеся должны уметь правильно вести себя при стихийных бедствиях, знать о мерах по предупреждению тяжелых последствий.
- Учащиеся должны овладеть навыками безопасного поведения при ЧС, оказания первой помощи пострадавшим.
Рабочая программа курса «Основы финансовая грамотность» разработана в соответствии с Федеральным государственным
стандартом начального общего образования, программы «Финансовая грамотность» под редакцией Ю. Корлюговой, Е. Гоппе,
Москва 2018 год. Программа направлена а обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию,
приобщение к общечеловеческим ценностям.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических
отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи,
а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Программа реализуется через следующие формы занятий:
• ситуационная игра;
• образно-ролевые игры;
• исследовательская деятельность;
• урок-практикум;
• дискуссия, обсуждение.

Развиваемся
вместе

Рабочая программа разработана на основе:
1. Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 208
2. Федерального государственного образовательного стандарта 2 поколения;
3. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ № 18 п. Паркового
4. Учебного плана МБОУ-СОШ № 18 п. Паркового
5. Программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5 – 6классы). – 3-е изд. – М.:
Генезис, 2008.
6. Программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе 7 – 8 классы). – 3-е изд. – М.:
Генезис, 2005.
7. Рабочей программы Д.С. Девяткиной, О.С. Челноковой «Познай себя» для старшеклассников
Актуальность:
Предлагаемая программа психологических занятий в средней образовательной школе направлена на формирование и
сохранение психологического здоровья подростков. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных
возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует
установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в
комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для
полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по
мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой.
Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой
работы, которая включает три основных компонента:
•
аксиологический (связанный с сознанием);
•
инструментально-технологический;
•
потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»:
собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком
ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с
миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью
концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении,
побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при
построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы среднего
общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование
компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, развитию способностей.
Рабочая программа реализуется для учащихся 5-9 классов, рассчитана на 5 лет, по 1 часу в неделю для каждого класса – по

Дружина юных
пожарных

34 часа в год (всего 170 часов).
Цель рабочей программы - формирование и сохранение психологического здоровья школьников через создание условий
для их успешной адаптации к школьной жизни и социализации.
Задачи курса:
1. Способствовать успешной психологической адаптации учащихся к условиям обучения в основной школе.
2. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
3. Мотивировать к самопознанию и познанию других людей.
4. Развивать самосознание, самопринятие.
5. Содействовать формированию эго-идентичности.
6. Способствовать актуализации индивидуальных взглядов, позиций, установок.
7. Учить анализировать свое поведение, свои поступки и поступки других.
8. Содействовать формированию самостоятельности как предпосылки умения принять ответственность за свою жизнь.
9. Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать свои чувства и чувства другого
человека.
10. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений и
адаптации в социальной среде.
11. Прививать умение быть толерантными и терпимыми к недостаткам и особенностям других людей.
12. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
Формировать терпимость к мнению собеседника. Учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа
рассчитана на 1год (34 часов) и предназначена для учащихся 5-6 классов общеобразовательной школы. Предметные результаты
 развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач
из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов;
 развитие умений оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности;
 развитие умений предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия;
 развитие и совершенствование навыков оказания первой помощи;
 применение на практике методов и форм противопожарной безопасности;
 планирование профилактической деятельности с ровесниками и младшими школьниками;
 реализация своих творческих способностей при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии,
выполнять рисунки;
 развитие умений убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитие им навыков
пожаробезопасного поведения;
 осознание своей ответственности за качество выполненного проекта;
 развитие умений презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
 развитие умений проводить игры, беседы с детьми младшего возраста, взаимодействовать с другими членами отряда
ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы.
 приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным навыкам;
 формирование интереса к регулярным занятиям спортом, повышение спортивного мастерства; овладение двигательными

умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.

Рассказы о родной Программа учебного курса «Рассказы о родной природе», реализующего воспитательный потенциал предметной области
«Общественно-научные предметы», составлена с учётом требований Федерального государственного образовательного
природе

Мир, в котором
мы живем

стандарта основного общего образования к результатам освоения и к структуре основной образовательной программы
основного общего образования, Примерной программы воспитания1 на уровне основного общего образования.
Учебный курс «Рассказы о родной природе» предназначен для использования в 5 классе для организации внеурочной
деятельности в целях общекультурного, общеинтеллектуального или духовно-нравственного развития личности. Курс направлен
на формирование способности и готовности обучающегося к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению, реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, к
сознательному личностному, профессиональному, гражданскому самоопределению.
Каждый рассказ сопровождается системой вопросов и заданий. Предложенные вопросы и задания помогут в закреплении
изученного материала и навыков работы с географической информацией. Среди заданий есть как репродуктивные,
направленные на формирование навыка работы с текстом и географической картой, так и продуктивные, направленные на
формированиеу школьников различных метапредметных умений.
Задачи курса:
1) образовательные:
расширение первоначального представления об особенностях научной географии, многообразии географических наук;
развитие целостного географического взгляда на мир;
приобретение и расширения научных знаний о природе России, её компонентах, особо охраняемых природных территориях;
формирование яркого образа природного облика Родины;
2) воспитательные:
формирование ценностного, уважительного и бережного отношения к природному и культурному наследию России;
формирование основ экологической культуры и экологического самосознания;
расширение представлений о семейных ценностях, культурных и исторических традициях народов России, формирование
ценностного к ним отношения;
воспитание патриотизма, гражданственности, национального самосознания;
3) развивающие:
первичное формирование и дальнейшее развитие навыков работы с источниками географической информации (карта, план,
снимки и т. д.)
расширение кругозора;
развитие памяти, внимательности;
развитие навыков самостоятельной проектной, исследовательской и познавательной деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Мир, в котором мы живем» предназначена для обучающихся 5-6 классов, нацеленных на
получение профильного образования в естественнонаучном направлении. Содержание программы способствует пробуждению
интереса к физике как науке, пропедевтике основных физических явлений и законов, расширяет представления школьников об
экспериментальном методе познания окружающего мира, развивает самостоятельную творческую деятельность, инициативу.

Рассказы по
истории
Отечества

Программа носит практикоориентированный характер, Курс рассчитан на 68 часов на 2 года обучения. Программа курса может
быть использована во всех типах образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования в
соответствии с ФГОС ООО (2021 г.).
Учебный предмет «Физика» начинает осваиваться с 7 класса. Вместе с тем, в начальной школе в предмете «Окружающий мир»
школьникам уже предлагается знакомство с начальными физическими понятиями и явлениями. Поэтому целесообразно в 5-6
классе восполнить временной промежуток и предложить в качестве вида внеурочной деятельности курс «Мир, в котором мы
живем». Он нацелен на пробуждение интереса к физике как науке, осмысление явлений окружающего мира с использованием
научных методов познания, пропедевтике основных физических явлений и законов, введение школьников в область
экспериментальной науки через наблюдение природных явлений, их описания и объяснения. Основной идеей программы
является поддержание естественного интереса младших школьников к познанию мира и трансформацию естественного интереса
в познавательный с последующим его развитием. Содержание курса способствует развитию: - логического мышления наблюдательности -умения пользоваться методами научного исследования явлений природы -творчества.
Новизна предлагаемого курса обусловлена переходом на обновлённые федеральные государственные образовательные
стандарты основного общего образования, которые закрепляет углубленное изучение физики с 7 класса, а это в свою очередь
востребует введение начальных физических знаний в 5-6 классе.
Цели и задачи курса Главная цель курса: развивать устойчивый познавательный интерес к естественным и точным наукам;
углубить уже имеющиеся начальные знания в области физики.
Задачи:  усвоение содержания физических понятий и законов в процессе активной познавательной деятельности;
 приобретение навыков работы с физическими приборами;
 знакомство с основными методами физической науки;
 овладение навыками самостоятельного и творческого эксперимента.
Курс ориентирован на:
 удовлетворение любознательности обучающихся 5-6 классов;
 развитие коммуникативных компетенций;  формирование творческих способностей;
 развитие логического мышления.
Курс внеурочной деятельности позволит:
– улучшить и расширить представления обучающихся об экспериментальном методе познания физики, о роли и месте
эксперимента в становлении научного мировоззрения;
– приучить обучающихся к самостоятельной творческой деятельности; развить инициативу;  сформировать первоначальные
навыки исследовательской деятельности.
Программа курса «Рассказы по истории Отечества», входящего в предметную область «Общественно-научные предметы» и
реализующего воспитательный потенциал учебного предмета «История России», составлена с учетом требований Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения и к структуре основной
образовательной программы основного общего 2 образования, программы воспитания1 на уровне основного общего
образования.
Сохраняя содержательную связь с учебным предметом «История», учебный курс «Рассказы по истории Отечества» 5 классе
поможет в решении разнообразных задач, направленных на достижение планируемых освоения предмета «История». Прежде

Хор «Победа»

всего, он поможет закрепить результаты, достигнутые обучающимися в начальной школе при освоении модуля по
отечественной истории как составляющей курса «Окружающий мир», а затем, постепенно усложняя содержание и формы
деятельности на занятиях, вести пятиклассников к новому уровню предметной компетентности, отраженному в стандарте
основного общего образования. В то же время учебный курс «Рассказы по истории Отечества» как курс внеурочной
деятельности поможет активнее добиваться именно тех результатов, которым обычно меньше внимания уделяется на меньше
внимания уроках истории. Формат курса внеурочной деятельности предусматривает создание обучающимися самостоятельно
или под руководством учителя, индивидуально или в группе сложных творческих «продуктов», организацию и проведение
межклассных и межвозрастных мероприятий, направленных на обеспечение позитивной динамики развития личности
обучающихся.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хор «Победа» для обучающихся 5-9 классов на уровне основного общего
образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных
в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также направлена на
формирование в образовательном учреждении целостного образовательного пространства, объединяющего урочную и
внеурочную деятельность детей, обеспечивающего тесное взаимодействие с родителями обучающихся и другими социальными
партнерами по вопросам обучения и воспитания детей в целях достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи программы «Хор «Победа» определяются в рамках обобщённых целей и задач ФГОС ООО и Примерных
программ по музыке ООО, являются их логическим продолжением.
Главная цель: Развитие музыкальной культуры обучающихся как части их духовной культуры, патриотического воспитания
через коллективную исполнительскую деятельность — пение в хоре.
Основные цели в соответствии со спецификой освоения предметной области «Искусство» в целом и музыкального искусства в
частности:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, интонационно-художественного отражения
многообразия жизни;
3) реализация творческих потребностей обучающихся, развитие потребности в общении с произведениями искусства,
внутренней мотивации к музицированию.
Достижению поставленных целей способствует решение круга задач, конкретизирующих в процессе регулярной музыкальной
деятельности обучающихся наиболее важные направления, а именно:
—приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через опыт собственного переживания музыкальных образов, развитие
и совершенствование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в искусстве и в жизни;
—развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных способностей обучающихся;
—формирование устойчивого интереса к постижению художественной картины мира, приобретение разнообразного опыта
восприятия музыкальных произведений;
—воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России; практическое освоение интонационно-образного
содержания произведений отечественной музыкальной культуры;
—расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран и народов;

—понимание основных закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные
выразительные средства, элементы музыкального языка, направления, стили и т. д.;
—формирование чувства коллективизма, сопричастности к общему творческому делу, ответственности за общий результат;
—гармонизация межличностных отношений, формирование позитивного взгляда на окружающий мир;
—улучшение физического и психического самочувствия, укрепление здоровья обучающихся;
—создание в образовательном учреждении творческой культурной среды;
—получение обучающимися опыта публичных выступлений, формирование активной социальной позиции, участие в
творческой и культурной жизни школы, района, города, республики, страны.
Программа предназначена для обучающихся 5-9 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями
обучающихся, рассчитана на проведение 1 часа в неделю. Итого в год – 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение программы внеурочной деятельности направлено на достижение трёх групп результатов: личностных,
метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение различных видов результатов на практике
выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и метапредметные, в первую очередь коммуникативные
результаты, имеют глубокое и содержательное предметное воплощение. «Хор — не собрание поющих, не обезличенное
абстрактное единство, хор — это множество личностей, личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений,
личностных оценок, личностного творчества. Объединение множества личностных сотворений в единстве созидаемого
музыкального образа в процессе общения со слушателем — высшая цель хорового музицирования».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».