РП Вожатый 10-11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ГОЛОВКО ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА
УТВЕРЖДЕНА
решением педсовета
протокол № 1 от 30.08.2023 года
Председатель педсовета
______ О.В. Мирошниченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Вожатый»
Уровень образования (класс): среднее общее образование, 10-11 класс
Срок реализации программы - 1 год
Учитель:

Задорожних Ольга Евгеньевна

2023-2024 учебный год

I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Вожатый» для обучающихся
10-11 классов разработана на основе требований к результатам среднего общего
образования, представленных в Федеральном государственном стандарте среднего общего
образования, утверждённого приказом министерства образования и науки РФ № 413
от 17.05.2012г. (с изменениями от 29.12.2014г., приказ МО РФ № 1645)
В современных условиях востребован молодой человек, обладающий интеллектом,
способный активно участвовать в жизни своей страны, готовый взять на себя
ответственность, умеющий работать в команде. Невозможно ожидать, а тем более
требовать от человека серьёзной работы без соответствующей подготовки. Для того чтобы
правильно действовать, нужно иметь знания и представления о том, как это делать.
Поэтому актуальна организация обучения, способствующего становлению активной
жизненной позиции обучающихся, развитию их творческих, коммуникативных навыков и
дающего возможность попробовать себя в педагогической деятельности. Этому
способствует проведение уроков мастерства, в основу которых положены как
традиционные формы работы, так и инновационные технологии воспитательной работы,
лидерские тренинги.
Залогом успешного проведения оздоровительной кампании является уровень
профессионального мастерства кадрового состава детских оздоровительных учреждений.
Ежегодно, в каникулярное время, осуществляет свою деятельность лагерь дневного
пребывания детей при нашем образовательном учреждении. Данный вид отдыха
пользуется большим спросом среди обучающихся лицея. С каждым годом наблюдается
увеличение численности отдыхающих в ЛДП, поэтому возникла необходимость в
талантливых, умных, педагогически грамотные помощниках, которые способны сделать
жизнь детей полноценней и радостней.
Таким образом, было решено создать новое направление для работы со старшими
подростками - подготовка кадров для совместной работы с педагогами в лагерях дневного
пребывания на базе общеобразовательного учреждения.
Главной задачей курса являются обобщение, систематизация знаний деятельности
вожатого, организация воспитательного процесса в оздоровительных сменах лагерей
дневного пребывания, эффективное применение полученных знаний на практике.
Программа направлена на теоретическую, методическую и практическую подготовку
вожатских кадров, содействие самореализации и раскрытие творческого потенциала
старших вожатых, ориентация на изучение и сохранение культурного и духовного
наследия России, патриотическое и эстетическое воспитание подрастающего поколения
города.
Новизна данной программы в том, что она нацелена на создание комфортной
среды, оказывающей благотворное воздействие на ребёнка, включённого в следующие
формы деятельности: учебную, игровую, традиционные праздники, совместную
деятельность детей и взрослых.
Цель курса внеурочной деятельности: активизация общественной и творческой
деятельности подростков,
создание педагогических условий, способствующих социальному и профессиональному
самоопределению подростка.
Задачи курса внеурочной деятельности:
 формирование готовности подростков к проектированию своего профессионального
жизненного пути;
 овладение современными практическими умениями и навыками по организации
разнообразной деятельности детей и подростков в летний период;
 освоение необходимых психолого-педагогических и медико-профилактических
знаний;



обучение конкретным технологиям педагогической деятельности, умению их
применить в различных ситуациях;
 развитие профессионально значимых качеств вожатого, коммуникативных умений;
 формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность, чувства
гордости за причастность к общему делу.
Направленность программы:
Данная программа внеурочной деятельности детей имеет социальное направление.
Программа рассчитана на детей старшего школьного возраста 10-11 классы 16-17 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю, 1 академический час, в год -34 часа.

Основные методы обучения и формы организации
познавательной
деятельности:
 лекции, практикумы,
 дискуссионные формы работы;
 тренинги и деловые игры;
 работа по группам;
 демонстрацию образцов педагогического взаимодействия, культурно
нравственного поведения и отношений в педагогической системе
 встречи и педагогические гостиные с интересными людьми, мастерами педагогами;
 включение обучающихся в систему «общешкольных» дел различной
направленности;
 активную педагогическую практику в качестве воспитателей детских лагерей;
 групповое и индивидуальное консультирование обучающихся на всех этапах
обучения и практической деятельности;
 система диагностического, психолого-педагогического сопровождения и
поддержки обучающихся;
 аналитическая деятельность на всех этапах реализации программы;
 организацию самостоятельной исследовательской и проектировочной работы
слушателей на различных уровнях, с учетом профессионального интереса.
Формы подведения итогов: творческий конкурс вожатского мастерства,
получение удостоверения «Юный вожатый», участие в традиционном фестивале «Сила,
грация, креативность».
Занятия предполагают пробуждать воображение
и
творческие
силы,
опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому
обучение
органически сочетает в себе лекции, практические занятия, выступления на мероприятиях
,тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лицее,
методике организации досуга детей.

II.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного курса.
Требования к уровню подготовки учащихся.

В коллектив принимаются обучающиеся 10-11 классов, имеющие выраженные
организаторские, коммуникативные данные, желающие выступать на сцене в роли
ведущих, желающие помогать в организации досуга обучающихся в учебное и
каникулярное время.

Диагностика проводится два раза в год (текущая и итоговая), данные заносятся в таблицу.
Это позволяет скорректировать работу педагога с учётом индивидуальных особенностей
каждого ребёнка и группы в целом.
В результате изучения программы «Вожатый» обучающимися должны быть
достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты – отражают индивидуальные личностные качества
обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса:
 понимание необходимости личного участия в формировании взгляда на
дальнейшую профессиональную деятельность;
 навыки формирования собственной культуры поведения, речи, при взаимодействии
с детьми;
 готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
 готовность к личностному самоопределению;
 уважительное отношение к иному мнению;
 овладение эффективными коммуникативными навыками сотрудничества с детьми,
взрослыми людьми и сверстниками;
 этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и
обстоятельствам других людей;
 положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
 дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
 навыки творческого подхода в решении различных задач, к работе на результат;
 оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты - характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий обучающихся, которые проявляются в познавательной
и практической деятельности:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения по данному курсу,
ставить для себя новые задачи, акцентировать мотивы и развивать интересы своей
познавательной деятельности;
 проективные умения (планирование коллективной и индивидуальной работы с
детьми в классе, отряде, определение конкретных целей и задач, планирование
собственной педагогической деятельности;
 организаторские умения
(организация жизнедеятельности в классе, отряде,
организация работы в группе, координация собственной деятельности);
 коммуникативные
умения (сотрудничество с детьми, взаимодействие с
педагогами, воспитателями, подбор индивидуального подхода);
 умение работать в команде: находить компромисы и общие решения, разрешать
конфликты на основе согласования различных позиций;
 умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
 аналитико-рефлексивные
умения (анализ собственной деятельности, анализ
педагогических ситуаций, организация анализа с детьми);
 диагностические умения;
 прикладные умения (оформление уголка, изготовление призов и т.д.).
Предметные результаты – характеризуют умение и опыт обучающихся, которые
приобретаются и закрепляются в процессе освоения курса:
 овладение основным приемами эффективного общения;
 овладение знаниями об особенностях возрастного развития детей младшего,






среднего школьного возраста и подростков.
знание нормативно-правовых основ деятельности вожатого.
овладение методикой организации коллективно-творческих дел, малых форм
работ.
овладение игровыми технологии.
овладение знаниями по охране жизни и здоровья детей.

Ожидаемые результаты
• получение теоретических и практических знаний по управлению детским и
молодежным коллективом;
• приобретение организаторского опыта и опыта самоорганизации;
• овладение навыками ориентирования в правовом пространстве при работе с
детьми и молодежью;
• совершенствование профессиональных качеств и личностный рост;
• раскрытие творческого потенциала;
• наличие перспектив профессиональной деятельности;
• способность принимать решение и брать
на себя ответственность при
возникновении проблемных жизненных ситуаций и конфликтных ситуаций внутри
коллектива.

III.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации учебных занятий, основных видов учебной
деятельности.
Темы

Содержание
Беседа.
Знакомство. Правила техники безопасности. Ввод в тематику
Вводное занятие.
занятий. Входное тестирование. Обзор действующего
Нормативноправовая основа
законодательства в сфере организации деятельности детских
работы старшего
общественных
объединений.
Закон
об
образовании,
вожатого - 1 час.
Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребёнка,
федеральные законы, указы и другие правовые акты.
Экскурсия, встреча с делопроизводителем МБОУ «Лицей №3»
Перечень необходимой документации вожатого. Тематические
Секреты
делопроизводства - папки. Дневники, летописи интересных дел, фотоотчеты.
Протоколы
сборов,
тетрадь
решений.
Оформление
1 час.
документации
Проектирование.
Методика планирования. Назначение, функции, структура
Планирование
работы вожатого- 2 планов. Постановка целей и задач. Виды планов:
перспективный, календарный, ежедневный, план подготовки
часа.
конкретного дела. Требования к оформлению.
Встреча с вожатыми ДОЦ «Надежда»
Основное средство сплочения коллектива. Стадии КТД.
Методика
Предварительная
работа.
Планирование.
Подготовка.
коллективноПроведение. Подведение итогов. Последействие. Виды КТД:
творческой
деятельности- 4 часа. спортивные, трудовые, интеллектуальные, творческие. Создание
банка КТД.
Детское и
Экскурсия в молодежный парламент города Братска.
молодежное
Знакомство с детскими и молодежными общественными
общественное

движение -3 часа.

организациями России и Европы. Пионеры, октябрята,
комсомольцы, скауты.
Урок практикум с привлечением педагога-психолога.
Общение. Искусство Как говорить. Как слушать. Как понять собеседника. Виды
общения. Бытовое общение. Деловой разговор. Невербальные
публичных
средства общения. Культура речи. Ораторское искусство.
выступлений – 2
Навыки выступления. Содержание. Тело и движения. Голос и
часа.
интонация. Содержание. Юмор. Подготовка к выступлению.
Творческая мастерская «Магазин ирг»
Теоретические основы использования игровых технологий в
процессе воспитания. Специфика игровых технологий,
Игровые технологии
применяемых в работе с детьми разного возраста.
-1 час.
Классификация игр. Игры на знакомство, на взаимодействие.
Игры на развитие лидерских качеств. Кричалки. Подвижные
игры.
Посещение и анализ мероприятия в МБОУ «Лицей №3».
Методика проведения праздничных мероприятий. Формы
Праздники и
массовых мероприятий. Этапы организации массовых
массовые
мероприятий. Конструирование. Подготовка. Проведение.
мероприятия в
Анализ. Подготовка ведущих, музыкальное оформление. Работа
школе – 2 часа.
над сценарием. Конкурсная программа. Жюри. Болельщики.
Работа со зрителями. Призы.
Наблюдение, совместное посещение мероприятий в начальной
школе МБОУ «Лицей №3»
Особенности
Основные
характеристики.
Психолого-педагогические
возрастного развития доминанты развития. Принцип сотрудничества Младшее
школьное детство
детей – 1 час.
(7-11 лет). Подростковое детство (11-15 лет. Старшее детство
(15-18 лет)
Мастер класс вожатых ДОЦ «Надежда».
Понятие коллектива. Стадии развития коллектива. Алгоритм
Всё о детском
формирования коллектива. Педагогика временных детских
коллективе – 2 часа.
коллективов. Особенности работы с разновозрастным
коллективом.
Лидерство. Работа с Игровые упражнения, трениг.
детским активом 2 Теоретическое обоснование лидерства. Типология лидерства.
часа.
Формальный и неформальный лидер. Проявления лидерства.
Лидеры - созидатели. Лидеры - разрушители. Организаторы,
генераторы, инициаторы, эрудиты, умельцы. Абсолютные
лидеры. Позиция актива в коллективе детей. Организаторские
способности актива. Школа актива. Систематичность и
традиции. Система поручений.
Встреча с педагогом-психологом.
Понятие
толерантности.
Составляющие
толерантного
Толерантность и
поведения. Милосердие. Принятие. Терпимость и др.
разрешение
конфликтов- 2 часа. Разрешение конфликтов. Правила поведения в споре. Избегание
конфликтных ситуаций. Позиция вожатого
Мастер-класс преподавателя ИЗО-студии «Веселый карандаш».
Материалы для оформления. Шрифты. Фон, способы
Оформительский
наложения фона. Стенная газета. Отрядный уголок. Стенд.
практикум- 2 часа.
Объявление. Изготовление призов, дипломов. Оформление
сцены, зала.

Аналитическая
деятельность
старшего вожатого2 часа.

Школа интересных
каникул2 часа.
Участие в
мероприятиях –
2 часа.
Конкурсы и
мероприятия – 2
часа.
Итоговое занятие - 1
час.

Круглый стол «Анализируй и улучшай».
Выбор темы, направления, объекта анализа. Составление
четкой программы действий, выбор методов. Собственно
аналитическая деятельность. Подведение итогов, обобщение.
Выводы. Различные виды анализа: Оперативный. Тематический
(отдельные направления деятельности), аспектный. Поэтапный.
Общий. Анализ по формам (КТД, этическая беседа,
воспитательное мероприятие, занятие с активом и т.д.)
Посещение и обмен опытом «Школы подготовки вожатых» в в
летних лагерях города.
Организация работы летнего пришкольного лагеря труда и
отдыха. Что провести в каникулы. Идеи для мероприятий.
Тематические периоды .
Ярмарка «Мастерства»
Акции. Конкурсы вожатского мастерства, участие в фестивале,
активная творческая деятельность.
Творческий конкурс «Юный вожатый», открытое мероприятие.
Подведение итогов работы. Тестирование. Анкетирование

V. Календарно – тематическое планирование 10-11 класс
(34 часа)
№
п/п

№
Темы

1.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

2.

3.

4

5.

6.

7.

8

9.

Наименование
Темы
Вводное
занятие.
Нормативноправовая основа
деятельности
старшего
вожатого
Секреты
делопроизводства
Планирование
работы
вожатого.
Планирование
работы
вожатого.

Знакомство с
методикой
коллективно творческой
деятельности
Методика
коллективнотворческой
деятельности
Разработка
коллективнотворческого
дела.
Защита
коллективнотворческого
дела.
Детское и
молодежное
общественное
движение

Колво
часов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Характеристика
основных видов
деятельности
учащихся
Знакомство с
деятельностью и
режимом работы
кружка.
Нормативноправовая база.
Знакомство с
документацией
вожатого.
Знакомство с
методикой
планирования
(разработка планов)
Знакомство с
перспективным,
календарным,
ежедневным
планом подготовки
конкретного дела.
Знакомство с
видами КТД:
спортивные,
трудовые,
интеллектуальные,
творческие.
Создание банка
КТД.
Самостоятельный
выбор КТД
обучающимися,
совместная
разработка с
педагогом.
Представление
КТД, защита по
группам, анализ
ошибок.
Знакомство с
детскими и
молодежными
общественными
организациями

Дата
по
плану

Примечание
по
факту

10.

11.

12.

13.

14.

10.

11.

12.

13

14.

Детское и
молодежное
общественное
движение
(представление
субкультур
Детское и
молодежное
общественное
движение
(субкультуры
города)
Общение.
Искусство
публичных
выступлений
Общение.
Искусство
публичных
выступлений
Игровые
технологии

1

1

1

1

1

15.

16.

17.

18.

19.

15.

16.

17.

18.

19.

Праздники и
массовые
мероприятия в
лицее.

Праздники и
массовые
мероприятия в
лицее
Особенности
возрастного
развития детей.
Всё о детском
коллективе.
Все о детском
коллективе.

1

1

1

1

1

России и Европы.
Представление,
защита культуры на
выбор.

Совместный анализ
деятельности
молодежных
объединений
города.
Знакомство с виды
общения. Культура
речи. Ораторское
искусство.
Знакомство с виды
общения. Культура
речи. Ораторское
искусство.
Знакомство со
спецификой
игровых
технологий,
применяемых в
работе с детьми
разного возраста.
Совместная
разработка
сценарного плана
для проведения
мероприятия.
Назначение
ответственных.
Проведение
мероприятия,
анализ
проведенного
мероприятия
Знакомство с
основными
возрастными
характеристиками.
Знакомство с
алгоритм
формирования
коллектива.
Выявление
особенностей
работы с
разновозрастным

20.

21.

22.

20.

21.

22.

Лидерство.
Работа с
детским
активом
Лидерство.
Работа с
детским
активом

1

1

Толерантность и
разрешение
конфликтов
1

23.

23.

Толерантность и
разрешение
конфликтов
1

24.

24.

Оформительский
практикум.
1

25.

25.

Оформительский
практикум
1

26.

27.

28.

29.

26.

27.

28.

29.

Аналитическая
деятельность
старшего
вожатого
Аналитическая
деятельность
старшего
вожатого
Школа
интересных
каникул

Школа
интересных
каникул

1

1

1

1

коллективом.
Знакомство с
типологией
лидерства.
Диагностические
способы выявления
лидерства в детском
коллективе.
Знакомство с
оставляющими
толерантного
поведения.
Милосердие.
Принятие.
Терпимость.
Проигрывание
ситуаций,
разрешение
конфликтов.
Правила поведения
в споре. Избегание
конфликтных
ситуаций.
Знакомство
эстетикой
оформления, зала,
стенгазеты,
объявления,
отрядного уголка.
Знакомство
эстетикой
оформления, зала,
стенгазеты,
объявления,
отрядного уголка
Различные виды
анализа работы,
направлений
деятельности.
Анализ
обучающихся своей
деятельности
Совместная
деятельность и
разработка
программы летнего
отдыха детей ЛДП.
Совместная
деятельность и
разработка
программы летнего

30.

30.

Творческий
конкурс «Юный
вожатый»
1

31.

32.

33.

34.

31.

32.

33.

34.

Участие в
мероприятиях

Участие в
мероприятиях,
творческие
встречи
Открытое
мероприятие

1

1

1

Итоговое занятие
1

отдыха детей ЛДП
Выявление
творческих,
талантливых
молодых людей,
получение
удостоверений.
Помощь в
проведении и
оформлении
праздника
Мастер –класс в
лагере «Надежда»
Проведение
праздника «Золотой
Росток»
Подведение итогов
деятельности
«Школы вожатых»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».