МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО
УТВЕРЖДЕНА
Решением педагогического совета
МБОУ СОШ №18 пос. Паркового
От 30 августа 2023 года
Протокол №1
Председатель _______О. В. Мирошниченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО
КУРСА «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
Уровень образования - 10-11 класс
Количество часов 10 класс – 34 часа; 11 класс – 34 часа.
Учитель Щепина Елена Владимировна
Программа разработана в соответствии и на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (ФГОС СОО);
- основной общеобразовательной программы среднего общего образования;
с учетом примерной рабочей программы, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18
марта 2022 г. № 1/22).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей задачей современной системы образования в нашей стране
является ранняя профориентация обучающихся, одно из направлений которой
нацелено на выявление и поддержку педагогически
одаренных детей.
Деятельность по выявлению и развитию педагогической одаренности
приобретает системный характер в рамках
психолого-педагогических
классов, обеспечивая создание системы непрерывного педагогического
образования.
Рабочая программа учебного курса «Основы педагогики и психологии»
для учащихся 10–11 классов МБОУ СОШ №18 поселка Паркового (далее –
Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(далее – ФГОС СОО), основной образовательной программой среднего
общего
образования,
а
также
программой
воспитания,.
Программа
разработана в помощь обучающимся, чтобы посредством метода активного
включения в познавательную и волонтерскую деятельность школьники могли
принять
решение
о
правильности
предпрофессионального
выбора;
включиться в процесс самоопределения, саморазвития, самовоспитания и
самообразования. Программа ориентирована на достижение метапредметных
результатов и развитие функциональной грамотности обучающихся.
Программа определяет цель, задачи, содержание и организацию изучения
курса «Основы педагогики и психологии» на уровне среднего общего
образования, а также планируемые результаты его освоения.
Целью реализации Программы является создание условий для
профессионального
самоопределения
обучающихся
и
формирования
позитивной установки на выбор педагогической профессии.
Задачи реализации программы:
−
и
мотивировать школьников на осознанный профессиональный выбор
потребность
в
профессиональном
самоопределении
с
помощью
формирования системного представления о педагогической деятельности;
− формировать осмысленное отношение к специфике педагогической
профессии, профессионально значимым качествам личности педагога и
требованиям к профессиональной педагогической деятельности;
− развивать у обучающихся навыки конструктивного общения,
саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде.
−
развивать
проектные
и
исследовательские
умения,
умения
самостоятельно работать с информацией;
− обеспечить практический опыт исследовательской работы.
Общая характеристика учебного курса
Программа учебного курса «Основы педагогики и психологии» на
уровне среднего общего образования обеспечивает междисциплинарные
связи с учебными предметами «Обществознание», «Биология», «Русский
язык», «Технология», «Индивидуальный проект»; с программой воспитания.
Методологической
основой
Программы
является
системно-
деятельностный подход, предполагающий активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию, в данном случае в области психологии и
педагогики.
В рамках освоения Программы происходит развитие метапредметных
умений, включающих, наряду с другими, универсальные учебные действия:
способность формулировать и аргументировать собственную точку зрения,
самостоятельно выбирать оптимальные коммуникативные стратегии в
различных ситуациях общения. Таким образом, Программа направлена не
только на получение целостной системы знаний об основах педагогики и
психологии, но и на достижение метапредметных и личностных результатов.
Основные содержательные линии учебного курса представлены в
программе «Основы педагогики и психологии» в виде модулей, изучение
которых обеспечивает достижение поставленной цели.
Каждая тема программы направлена на решение конкретной задачи, для
которой разрабатывается соответствующий кейс (основы теории, цитаты и
портреты педагогов, схемы для анализа, примеры конкретных ситуаций,
ключевые слова, проблемные вопросы, описание методов для практической
работы, др.).
Место учебного курса в учебном плане
Изучение основ педагогики и психологии на уровне среднего общего
образования предполагается за счет часов части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений, в объеме 68 часов: в10 классе – 34
часа, в 11 классе – 34 часа.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения программы курса «Педагогика и психология»
обучающиеся будут знать:
- специфику педагогической профессии,
- какие личностные качества профессионально значимы для педагога;
- основные
требования
к
профессиональной
педагогической
деятельности;
- ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и
психологии, изучаемые в рамках данного курса;
- методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения
различных образовательных ситуаций;
- о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного
развития, успешного образовательного и социального взаимодействия.
Будут уметь:
− проектировать стратегию собственного профессионального и
личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения
педагогической профессии;
− работать в команде для совместного решения поставленных задач, в
том числе проектно-исследовательских;
− самостоятельно работать с информацией.
Будут иметь опыт:
− организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в
виртуальной среде, проектирования условий и средств продуктивной
коммуникации в контексте учебной деятельности;
Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении
педагогической профессии.
Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается
на уровне среднего общего образования за счет часов части из учебного плана,
формируемой
участниками
образовательных
отношений,
обучение
обеспечивает:
− удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
− развитие личности обучающихся, их познавательных интересов,
интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
− развитие навыков самообразования и самопроектирования;
− углубление, расширение и систематизацию знаний в психологопедагогической области;
− совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта
познавательной
деятельности,
профессионального
самоопределения
обучающихся.
Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики и психологии»
способствуют:
− развитию личности обучающихся средствами педагогики и психологии:
развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностносмысловых установок;
−
развитию
способностей,
познавательных,
готовности
и
регулятивных
способности
и
к
коммуникативных
саморазвитию
и
профессиональному самоопределению;
− обеспечению профессиональной ориентации обучающихся.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Итоговая оценка складывается из результатов оценки метапредметных и
предметных результатов.
Оценка метапредметных результатов
Оценивание заявленных в Программе метапредметных результатов
осуществляется по результатам проектно-исследовательской деятельности
обучающихся.
Система оценки предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего,
промежуточного, так и итогового оценивания.
Критерии оценивания письменных работ (эссе)
Эссе – основная форма проверки умения правильно и последовательно
излагать свои мысли (или услышанный текст) и проверки уровня развития
речи обучающихся.
При оценивании эссе внимание обращается прежде всего на содержание
и речевое оформление, при этом учитываются:
− соответствие работы обучающегося теме и основной мысли;
− полнота раскрытия темы;
− правильность фактического материала;
− последовательность изложения;
− умение использовать языковые средства в соответствии со стилем,
темой.
Проектная и исследовательская работа
Критерии оценки проектной и исследовательской работы:
− самостоятельность в постановке проблемы в рамках определенной темы
и в выборе способов ее решения, включая поиск и обработку информации;
− самостоятельность в формулировке, обосновании и апробации выводов;
− сформированность предметных знаний и способов действий для
раскрытия содержания работы;
− правильность оформления и изложения результатов исследовательской
работы
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Основное
содержание
учебного
курса
«Основы
педагогики
и
психологии» делится на блоки «Основы педагогики и психологии, 10 класс»
и «Основы педагогики и психологии, 11 класс».
10 класс
Педагогические классы. Искусство самоопределения
Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 21-м
веках. Искусство выбора в современном мире и образовании. Правильно ли я
выбрал профиль для обучения и карьеры? Как мы будем учиться?
Обоснование методов и подходов к построению совместного образования и
индивидуального образовательного маршрута. Как работать с текстом
учащихся, другими учебными материалами?
Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры
человечества
Педагогика в динамике и развитии, педагогика как важнейший компонент
культуры человечества. Наука о счастье и благополучии человечества.
Историко-культурный анализ динамики развития педагогических практик.
Педагогика
и
ценностно-смысловое
единство
мира.
Педагогика
и
технологический прогресс. Педагогика будущего.
Психология в жизни каждого из нас
Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология.
Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека?
Будущее психологии и ее перспективы.
Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии
Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности.
Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в
современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности
личностного развития и успешного социального взаимодействия.
Развитие личностного потенциала человека
Развитие
психики
человека.
Личностные
и
характерологические
особенности человека. Всѐ об эмоциях. Искусство управления эмоциями.
Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическаяготовность
к самостоятельному принятию решений.
Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как
субъект деятельности
Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в
образовательном процессе. Эффективная обратная связь и самооценка.
Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Познание как
совместная деятельность.
Учимся учиться самостоятельно
От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимсядруг
у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и
внешняя
мотивация
учения.
Выученная
беспомощность.
Развитие
познавательных интересов. Уровень притязаний и самооценка. Способы и
приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы.
11 класс
Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества
Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную
деятельность?
Как
общаться
и
работать
вместе?
Социальный
и
эмоциональный интеллект. Как вести за собой?
Азбука общения: от А до Я
Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения.
Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении
конфликтов. Психология лидерства.
Универсальные компетенции для жизни и учебы
Искусство навыков XXI века. Успеваем всѐ: современный таймменеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство
переговоров.
Проектирование своей истории успеха
Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный
путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для
каждого.
Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе
Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование.
Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика.
Практическая психология на каждый день
Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология
в управлении. Психология и современное производство. Психологическая
помощь в экстремальных ситуациях.
Институциональная
основа
современных
психологических
и
педагогических практик
Общее представление об институтах. Нормативная база современного
образования. Нормативная база современной психологии. Этические нормы
профессий. Волонтерство в педагогике и психологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (34 часа)
Краткое содержание
Модул
ь
Колво
часов
1.Педаг
огическ
ие
классы.
Искусст
во
самооп
ределен
ия
1.Педагогические классы.
Как и зачем создавались
классы в 20-м и 21-м
веках?
2.Искусство
выбора в современном
мире и образовании.
Правильно ли я выбрал
профиль для обучения и
карьеры.?
3.Как
мы
будем
учиться?
4
Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Обоснование методов и
подходов к построению
совместного образования
и
индивидуального
образовательного
маршрута. 4.Как работать
с
текстом учеников,
другими
учебными
материалами?
2.Кому
и зачем
нужна
педагог
ика?
Педагог
ика как
часть
культур
ы
человеч
ества
1.Педагогика в динамике
и развитии. Педагогика
как
важнейший
компонент
культуры
человечества. 2.Наука о
счастье и благополучии
человечества.
3.Историко-культурный
анализ
динамики
развития педагогических
практик. 4.Педагогика и
ценностно-смысловое
единство мира.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
5
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
5.Педагогика
и
технологический
прогресс.
Педагогика
будущего
3.Психо
логия в
жизни
каждог
о из нас
1. Для
чего
психология?
2. Житейская
нужна
и
профессиональная
психология.
3.Место
психологии в системе
наук. 4.Как психология
помогает
понять
человека.
5.Будущее
психологии
и
ее
перспектив
5
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
4.Челов
ек как
уникаль
ная
личност
ь
в
социаль
ном
взаимод
ействии
5.Разви
тие
личност
ного
потенц
иала
человек
а
6.Как
мы
учимся
?
Искусст
во
эффект
ивного
познани
я.
Человек
как
1.Личность человека и ее
уникальность. Факторы
развития
личности.
2.Внутренняя
позиция
личности. Потенциал и
ресурсы
личности.
3.Личность
в
современном
мире.
4.Человек на пересечении
социальных
реалий.
5.Возможности
личностного развития и
успешного социального
взаимодействия
5
1.Развитие
психики
человека. 2.Личностные и
характерологические
особенности
человека.
3.Всѐ
об
эмоциях.
Искусство
управления
эмоциями.
4. Эмоциональный
интеллект в жизни и
профессии.
5. Психологическая
готовность
к
самостоятельному
принятию решений
5
1.Умение решать задачи.
5
2.Чтение и письмо.
3. Эффективная обратная
связь и самооценка.
4. Проектная
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
деятельность.
Решение учебных задач.
5. Исследовательская
Групповое проектирование.
деятельность. Познание
как
совместная
деятельность
Дискуссия.
Промежуточный контроль
субъект
деятель
ности
7.Учим
ся
учиться
самосто
ятельно
1.От
«Матетики»
Коменского
к
внутрифирменному
обучению. 2.Учимся друг
у друга, учимся вместе,
учимся
у
лучших.
Целеполагание.
3. Внутренняя и внешняя
мотивация
учения.
Выученная
беспомощность. Развитие
познавательных
интересов.
5
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссии.
Выполнение
контроля.
итогового
Итоговый контроль (проект)
4. Уровень притязаний и
самооценка. 5.Способы и
приемы самостоятельной
работы. Ресурсы для
самостоятельной работы
Всего
34
11 класс (34 часа)
Модуль
Колво
Краткое содержание
часов
Как мы
живем и
работаем
вместе?
Человек
как член
сообщес
тва
Человек,
коллектив, 4
общество. Как организовать
совместную деятельность?
Как общаться и работать
вместе? Социальный и
эмоциональный интеллект.
Как вести за собой?
Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Азбука
общения
: от А до
Я
Навыки
эффективного 5
общения.
Культура
виртуального
общения.
Конфликты и пути их
разрешения. Возможности
медиации при разрешении
конфликтов.
Психология
лидерства
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Универс
альные
компете
нции для
жизни и
учебы
Искусство навыков XXI 5
века.
Успеваем
всѐ:
современный
таймменеджмент. Будь уверен!
Говори!
Навыки
самопрезентации.
Искусство переговоров
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Проекти
рование
своей
истории
успеха
Психология идентичности: 5
кто
Я?
Как
стать
успешным! Мой карьерный
путь. Папка достижений.
Подготовка
портфолио.
Мой успех – успех для
каждого
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Где
и
как
работаю
т
педагоги
?
Педагог
ика
в
совреме
нном
обществ
е
Семейная
педагогика. 5
Детский
сад.
Школа.
Дополнительное
образование. Специальное
образование.
Педагогика
для взрослых. Цифровая
педагогика
Практич
еская
психолог
ия
на
каждый
день
Психология в социальной 5
сфере.
Психология
в
образовании. Психология в
управлении. Психология и
современное производство.
Психологическая помощь в
экстремальных ситуациях
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Институ
циональ
ная
основа
совреме
нных
психолог
ических
и
педагоги
Общее представление об 5
институтах. Нормативная
база
современного
образования (Конституция,
Закон,
Стандарт).
Нормативная
база
современной психологии.
Этические
нормы
профессий. Волонтерство в
педагогике и психологии
Работа
с
вопросом.
проблемным
Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
ческих
практик
Итоговый контроль (проект)
Всего
34
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы обеспечивается доступом обучающихся к
библиотечным фондам, электронным изданиям основной учебнойлитературы,
информационно-образовательным ресурсам и инструментам образовательных
организаций.
Кабинеты для проведения занятий по возможности должны быть
оснащены
техническими
интерактивными
досками,
средствами
обучения,
компьютерами,
мультимедийными
проекторами,
многофункциональным оборудованием.