МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО УТВЕРЖДЕНА Решением педагогического совета МБОУ СОШ №18 пос. Паркового От 30 августа 2023 года Протокол №1 Председатель _______О. В. Мирошниченко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ» Уровень образования - 10-11 класс Количество часов 10 класс – 34 часа; 11 класс – 34 часа. Учитель Щепина Елена Владимировна Программа разработана в соответствии и на основе - Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО); - основной общеобразовательной программы среднего общего образования; с учетом примерной рабочей программы, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22). ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Важнейшей задачей современной системы образования в нашей стране является ранняя профориентация обучающихся, одно из направлений которой нацелено на выявление и поддержку педагогически одаренных детей. Деятельность по выявлению и развитию педагогической одаренности приобретает системный характер в рамках психолого-педагогических классов, обеспечивая создание системы непрерывного педагогического образования. Рабочая программа учебного курса «Основы педагогики и психологии» для учащихся 10–11 классов МБОУ СОШ №18 поселка Паркового (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), основной образовательной программой среднего общего образования, а также программой воспитания,. Программа разработана в помощь обучающимся, чтобы посредством метода активного включения в познавательную и волонтерскую деятельность школьники могли принять решение о правильности предпрофессионального выбора; включиться в процесс самоопределения, саморазвития, самовоспитания и самообразования. Программа ориентирована на достижение метапредметных результатов и развитие функциональной грамотности обучающихся. Программа определяет цель, задачи, содержание и организацию изучения курса «Основы педагогики и психологии» на уровне среднего общего образования, а также планируемые результаты его освоения. Целью реализации Программы является создание условий для профессионального самоопределения обучающихся и формирования позитивной установки на выбор педагогической профессии. Задачи реализации программы: − и мотивировать школьников на осознанный профессиональный выбор потребность в профессиональном самоопределении с помощью формирования системного представления о педагогической деятельности; − формировать осмысленное отношение к специфике педагогической профессии, профессионально значимым качествам личности педагога и требованиям к профессиональной педагогической деятельности; − развивать у обучающихся навыки конструктивного общения, саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде. − развивать проектные и исследовательские умения, умения самостоятельно работать с информацией; − обеспечить практический опыт исследовательской работы. Общая характеристика учебного курса Программа учебного курса «Основы педагогики и психологии» на уровне среднего общего образования обеспечивает междисциплинарные связи с учебными предметами «Обществознание», «Биология», «Русский язык», «Технология», «Индивидуальный проект»; с программой воспитания. Методологической основой Программы является системно- деятельностный подход, предполагающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, в данном случае в области психологии и педагогики. В рамках освоения Программы происходит развитие метапредметных умений, включающих, наряду с другими, универсальные учебные действия: способность формулировать и аргументировать собственную точку зрения, самостоятельно выбирать оптимальные коммуникативные стратегии в различных ситуациях общения. Таким образом, Программа направлена не только на получение целостной системы знаний об основах педагогики и психологии, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Основные содержательные линии учебного курса представлены в программе «Основы педагогики и психологии» в виде модулей, изучение которых обеспечивает достижение поставленной цели. Каждая тема программы направлена на решение конкретной задачи, для которой разрабатывается соответствующий кейс (основы теории, цитаты и портреты педагогов, схемы для анализа, примеры конкретных ситуаций, ключевые слова, проблемные вопросы, описание методов для практической работы, др.). Место учебного курса в учебном плане Изучение основ педагогики и психологии на уровне среднего общего образования предполагается за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, в объеме 68 часов: в10 классе – 34 часа, в 11 классе – 34 часа. Планируемые результаты освоения курса В результате освоения программы курса «Педагогика и психология» обучающиеся будут знать: - специфику педагогической профессии, - какие личностные качества профессионально значимы для педагога; - основные требования к профессиональной педагогической деятельности; - ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и психологии, изучаемые в рамках данного курса; - методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения различных образовательных ситуаций; - о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного развития, успешного образовательного и социального взаимодействия. Будут уметь: − проектировать стратегию собственного профессионального и личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения педагогической профессии; − работать в команде для совместного решения поставленных задач, в том числе проектно-исследовательских; − самостоятельно работать с информацией. Будут иметь опыт: − организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в виртуальной среде, проектирования условий и средств продуктивной коммуникации в контексте учебной деятельности; Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении педагогической профессии. Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается на уровне среднего общего образования за счет часов части из учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, обучение обеспечивает: − удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся; − развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы; − развитие навыков самообразования и самопроектирования; − углубление, расширение и систематизацию знаний в психологопедагогической области; − совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся. Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики и психологии» способствуют: − развитию личности обучающихся средствами педагогики и психологии: развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностносмысловых установок; − развитию способностей, познавательных, готовности и регулятивных способности и к коммуникативных саморазвитию и профессиональному самоопределению; − обеспечению профессиональной ориентации обучающихся. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА Итоговая оценка складывается из результатов оценки метапредметных и предметных результатов. Оценка метапредметных результатов Оценивание заявленных в Программе метапредметных результатов осуществляется по результатам проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Система оценки предметных результатов Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего, промежуточного, так и итогового оценивания. Критерии оценивания письменных работ (эссе) Эссе – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать свои мысли (или услышанный текст) и проверки уровня развития речи обучающихся. При оценивании эссе внимание обращается прежде всего на содержание и речевое оформление, при этом учитываются: − соответствие работы обучающегося теме и основной мысли; − полнота раскрытия темы; − правильность фактического материала; − последовательность изложения; − умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой. Проектная и исследовательская работа Критерии оценки проектной и исследовательской работы: − самостоятельность в постановке проблемы в рамках определенной темы и в выборе способов ее решения, включая поиск и обработку информации; − самостоятельность в формулировке, обосновании и апробации выводов; − сформированность предметных знаний и способов действий для раскрытия содержания работы; − правильность оформления и изложения результатов исследовательской работы СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Основное содержание учебного курса «Основы педагогики и психологии» делится на блоки «Основы педагогики и психологии, 10 класс» и «Основы педагогики и психологии, 11 класс». 10 класс Педагогические классы. Искусство самоопределения Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 21-м веках. Искусство выбора в современном мире и образовании. Правильно ли я выбрал профиль для обучения и карьеры? Как мы будем учиться? Обоснование методов и подходов к построению совместного образования и индивидуального образовательного маршрута. Как работать с текстом учащихся, другими учебными материалами? Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры человечества Педагогика в динамике и развитии, педагогика как важнейший компонент культуры человечества. Наука о счастье и благополучии человечества. Историко-культурный анализ динамики развития педагогических практик. Педагогика и ценностно-смысловое единство мира. Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего. Психология в жизни каждого из нас Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология. Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека? Будущее психологии и ее перспективы. Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности личностного развития и успешного социального взаимодействия. Развитие личностного потенциала человека Развитие психики человека. Личностные и характерологические особенности человека. Всѐ об эмоциях. Искусство управления эмоциями. Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическаяготовность к самостоятельному принятию решений. Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как субъект деятельности Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в образовательном процессе. Эффективная обратная связь и самооценка. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Познание как совместная деятельность. Учимся учиться самостоятельно От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимсядруг у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и внешняя мотивация учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов. Уровень притязаний и самооценка. Способы и приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы. 11 класс Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за собой? Азбука общения: от А до Я Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология лидерства. Универсальные компетенции для жизни и учебы Искусство навыков XXI века. Успеваем всѐ: современный таймменеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров. Проектирование своей истории успеха Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого. Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика. Практическая психология на каждый день Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Институциональная основа современных психологических и педагогических практик Общее представление об институтах. Нормативная база современного образования. Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в педагогике и психологии. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс (34 часа) Краткое содержание Модул ь Колво часов 1.Педаг огическ ие классы. Искусст во самооп ределен ия 1.Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 21-м веках? 2.Искусство выбора в современном мире и образовании. Правильно ли я выбрал профиль для обучения и карьеры.? 3.Как мы будем учиться? 4 Характеристика основных видов деятельности обучающихся Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Обоснование методов и подходов к построению совместного образования и индивидуального образовательного маршрута. 4.Как работать с текстом учеников, другими учебными материалами? 2.Кому и зачем нужна педагог ика? Педагог ика как часть культур ы человеч ества 1.Педагогика в динамике и развитии. Педагогика как важнейший компонент культуры человечества. 2.Наука о счастье и благополучии человечества. 3.Историко-культурный анализ динамики развития педагогических практик. 4.Педагогика и ценностно-смысловое единство мира. Дискуссия. Промежуточный контроль 5 Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль 5.Педагогика и технологический прогресс. Педагогика будущего 3.Психо логия в жизни каждог о из нас 1. Для чего психология? 2. Житейская нужна и профессиональная психология. 3.Место психологии в системе наук. 4.Как психология помогает понять человека. 5.Будущее психологии и ее перспектив 5 Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль 4.Челов ек как уникаль ная личност ь в социаль ном взаимод ействии 5.Разви тие личност ного потенц иала человек а 6.Как мы учимся ? Искусст во эффект ивного познани я. Человек как 1.Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности. 2.Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. 3.Личность в современном мире. 4.Человек на пересечении социальных реалий. 5.Возможности личностного развития и успешного социального взаимодействия 5 1.Развитие психики человека. 2.Личностные и характерологические особенности человека. 3.Всѐ об эмоциях. Искусство управления эмоциями. 4. Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. 5. Психологическая готовность к самостоятельному принятию решений 5 1.Умение решать задачи. 5 2.Чтение и письмо. 3. Эффективная обратная связь и самооценка. 4. Проектная Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. деятельность. Решение учебных задач. 5. Исследовательская Групповое проектирование. деятельность. Познание как совместная деятельность Дискуссия. Промежуточный контроль субъект деятель ности 7.Учим ся учиться самосто ятельно 1.От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. 2.Учимся друг у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. 3. Внутренняя и внешняя мотивация учения. Выученная беспомощность. Развитие познавательных интересов. 5 Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссии. Выполнение контроля. итогового Итоговый контроль (проект) 4. Уровень притязаний и самооценка. 5.Способы и приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы Всего 34 11 класс (34 часа) Модуль Колво Краткое содержание часов Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщес тва Человек, коллектив, 4 общество. Как организовать совместную деятельность? Как общаться и работать вместе? Социальный и эмоциональный интеллект. Как вести за собой? Характеристика основных видов деятельности обучающихся Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Азбука общения : от А до Я Навыки эффективного 5 общения. Культура виртуального общения. Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении конфликтов. Психология лидерства Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Универс альные компете нции для жизни и учебы Искусство навыков XXI 5 века. Успеваем всѐ: современный таймменеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство переговоров Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Проекти рование своей истории успеха Психология идентичности: 5 кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для каждого Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Где и как работаю т педагоги ? Педагог ика в совреме нном обществ е Семейная педагогика. 5 Детский сад. Школа. Дополнительное образование. Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика Практич еская психолог ия на каждый день Психология в социальной 5 сфере. Психология в образовании. Психология в управлении. Психология и современное производство. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. Промежуточный контроль Институ циональ ная основа совреме нных психолог ических и педагоги Общее представление об 5 институтах. Нормативная база современного образования (Конституция, Закон, Стандарт). Нормативная база современной психологии. Этические нормы профессий. Волонтерство в педагогике и психологии Работа с вопросом. проблемным Сочинение-рассуждение. Самостоятельный выбор цели и построение маршрута. Решение учебных задач. Групповое проектирование. Дискуссия. ческих практик Итоговый контроль (проект) Всего 34 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация программы обеспечивается доступом обучающихся к библиотечным фондам, электронным изданиям основной учебнойлитературы, информационно-образовательным ресурсам и инструментам образовательных организаций. Кабинеты для проведения занятий по возможности должны быть оснащены техническими интерактивными досками, средствами обучения, компьютерами, мультимедийными проекторами, многофункциональным оборудованием.