РП Основы педагогики и психологии 10-11 кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО
УТВЕРЖДЕНА
Решением педагогического совета
МБОУ СОШ №18 пос. Паркового
От 30 августа 2023 года
Протокол №1
Председатель _______О. В. Мирошниченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО
КУРСА «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ»
Уровень образования - 10-11 класс
Количество часов 10 класс – 34 часа; 11 класс – 34 часа.
Учитель Щепина Елена Владимировна
Программа разработана в соответствии и на основе
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (ФГОС СОО);
- основной общеобразовательной программы среднего общего образования;
с учетом примерной рабочей программы, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 18
марта 2022 г. № 1/22).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важнейшей задачей современной системы образования в нашей стране
является ранняя профориентация обучающихся, одно из направлений которой
нацелено на выявление и поддержку педагогически

одаренных детей.

Деятельность по выявлению и развитию педагогической одаренности
приобретает системный характер в рамках

психолого-педагогических

классов, обеспечивая создание системы непрерывного педагогического
образования.
Рабочая программа учебного курса «Основы педагогики и психологии»
для учащихся 10–11 классов МБОУ СОШ №18 поселка Паркового (далее –
Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(далее – ФГОС СОО), основной образовательной программой среднего
общего

образования,

а

также

программой

воспитания,.

Программа

разработана в помощь обучающимся, чтобы посредством метода активного
включения в познавательную и волонтерскую деятельность школьники могли
принять

решение

о

правильности

предпрофессионального

выбора;

включиться в процесс самоопределения, саморазвития, самовоспитания и
самообразования. Программа ориентирована на достижение метапредметных
результатов и развитие функциональной грамотности обучающихся.
Программа определяет цель, задачи, содержание и организацию изучения
курса «Основы педагогики и психологии» на уровне среднего общего
образования, а также планируемые результаты его освоения.
Целью реализации Программы является создание условий для
профессионального

самоопределения

обучающихся

и

формирования

позитивной установки на выбор педагогической профессии.
Задачи реализации программы:
−
и

мотивировать школьников на осознанный профессиональный выбор

потребность

в

профессиональном

самоопределении

с

помощью

формирования системного представления о педагогической деятельности;

− формировать осмысленное отношение к специфике педагогической
профессии, профессионально значимым качествам личности педагога и
требованиям к профессиональной педагогической деятельности;
− развивать у обучающихся навыки конструктивного общения,
саморегуляции поведения и деятельности, способности работать в команде.
−

развивать

проектные

и

исследовательские

умения,

умения

самостоятельно работать с информацией;
− обеспечить практический опыт исследовательской работы.
Общая характеристика учебного курса
Программа учебного курса «Основы педагогики и психологии» на
уровне среднего общего образования обеспечивает междисциплинарные
связи с учебными предметами «Обществознание», «Биология», «Русский
язык», «Технология», «Индивидуальный проект»; с программой воспитания.
Методологической

основой

Программы

является

системно-

деятельностный подход, предполагающий активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся, формирование готовности к саморазвитию и
непрерывному образованию, в данном случае в области психологии и
педагогики.
В рамках освоения Программы происходит развитие метапредметных
умений, включающих, наряду с другими, универсальные учебные действия:
способность формулировать и аргументировать собственную точку зрения,
самостоятельно выбирать оптимальные коммуникативные стратегии в
различных ситуациях общения. Таким образом, Программа направлена не
только на получение целостной системы знаний об основах педагогики и
психологии, но и на достижение метапредметных и личностных результатов.
Основные содержательные линии учебного курса представлены в
программе «Основы педагогики и психологии» в виде модулей, изучение
которых обеспечивает достижение поставленной цели.
Каждая тема программы направлена на решение конкретной задачи, для
которой разрабатывается соответствующий кейс (основы теории, цитаты и

портреты педагогов, схемы для анализа, примеры конкретных ситуаций,
ключевые слова, проблемные вопросы, описание методов для практической
работы, др.).
Место учебного курса в учебном плане
Изучение основ педагогики и психологии на уровне среднего общего
образования предполагается за счет часов части учебного плана, формируемой
участниками образовательных отношений, в объеме 68 часов: в10 классе – 34
часа, в 11 классе – 34 часа.
Планируемые результаты освоения курса
В результате освоения программы курса «Педагогика и психология»
обучающиеся будут знать:
- специфику педагогической профессии,
- какие личностные качества профессионально значимы для педагога;
- основные

требования

к

профессиональной

педагогической

деятельности;
- ключевые термины и понятия, характерные для педагогики и
психологии, изучаемые в рамках данного курса;
- методы и приемы изучения поведения человека с точки зрения
различных образовательных ситуаций;
- о способностях человека, их природе, о стратегиях личностного
развития, успешного образовательного и социального взаимодействия.
Будут уметь:
− проектировать стратегию собственного профессионального и
личностного развития, в том числе в области дальнейшего освоения
педагогической профессии;
− работать в команде для совместного решения поставленных задач, в
том числе проектно-исследовательских;
− самостоятельно работать с информацией.
Будут иметь опыт:
− организации совместной деятельности и общения, в т. ч. в

виртуальной среде, проектирования условий и средств продуктивной
коммуникации в контексте учебной деятельности;
Смогут сделать осознанный профессиональный выбор в отношении
педагогической профессии.
Поскольку учебный курс «Основы педагогики и психологии» изучается
на уровне среднего общего образования за счет часов части из учебного плана,
формируемой

участниками

образовательных

отношений,

обучение

обеспечивает:
− удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
− развитие личности обучающихся, их познавательных интересов,
интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы;
− развитие навыков самообразования и самопроектирования;
− углубление, расширение и систематизацию знаний в психологопедагогической области;
− совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта
познавательной

деятельности,

профессионального

самоопределения

обучающихся.
Результаты изучения учебного курса «Основы педагогики и психологии»
способствуют:
− развитию личности обучающихся средствами педагогики и психологии:
развитию их общей культуры, мировоззрения, формирование ценностносмысловых установок;
−

развитию

способностей,

познавательных,

готовности

и

регулятивных
способности

и
к

коммуникативных
саморазвитию

и

профессиональному самоопределению;
− обеспечению профессиональной ориентации обучающихся.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Итоговая оценка складывается из результатов оценки метапредметных и
предметных результатов.

Оценка метапредметных результатов
Оценивание заявленных в Программе метапредметных результатов
осуществляется по результатам проектно-исследовательской деятельности
обучающихся.
Система оценки предметных результатов
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего,
промежуточного, так и итогового оценивания.
Критерии оценивания письменных работ (эссе)
Эссе – основная форма проверки умения правильно и последовательно
излагать свои мысли (или услышанный текст) и проверки уровня развития
речи обучающихся.
При оценивании эссе внимание обращается прежде всего на содержание
и речевое оформление, при этом учитываются:
− соответствие работы обучающегося теме и основной мысли;
− полнота раскрытия темы;
− правильность фактического материала;
− последовательность изложения;
− умение использовать языковые средства в соответствии со стилем,
темой.
Проектная и исследовательская работа
Критерии оценки проектной и исследовательской работы:
− самостоятельность в постановке проблемы в рамках определенной темы
и в выборе способов ее решения, включая поиск и обработку информации;
− самостоятельность в формулировке, обосновании и апробации выводов;
− сформированность предметных знаний и способов действий для
раскрытия содержания работы;
− правильность оформления и изложения результатов исследовательской
работы

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Основное

содержание

учебного

курса

«Основы

педагогики

и

психологии» делится на блоки «Основы педагогики и психологии, 10 класс»
и «Основы педагогики и психологии, 11 класс».
10 класс
Педагогические классы. Искусство самоопределения
Педагогические классы. Как и зачем создавались классы в 20-м и 21-м
веках. Искусство выбора в современном мире и образовании. Правильно ли я
выбрал профиль для обучения и карьеры? Как мы будем учиться?
Обоснование методов и подходов к построению совместного образования и
индивидуального образовательного маршрута. Как работать с текстом
учащихся, другими учебными материалами?
Кому и зачем нужна педагогика? Педагогика как часть культуры
человечества
Педагогика в динамике и развитии, педагогика как важнейший компонент
культуры человечества. Наука о счастье и благополучии человечества.
Историко-культурный анализ динамики развития педагогических практик.
Педагогика

и

ценностно-смысловое

единство

мира.

Педагогика

и

технологический прогресс. Педагогика будущего.
Психология в жизни каждого из нас
Для чего нужна психология? Житейская и профессиональная психология.
Место психологии в системе наук. Как психология помогает понять человека?
Будущее психологии и ее перспективы.
Человек как уникальная личность в социальном взаимодействии
Личность человека и ее уникальность. Факторы развития личности.
Внутренняя позиция личности. Потенциал и ресурсы личности. Личность в
современном мире. Человек на пересечении социальных реалий. Возможности
личностного развития и успешного социального взаимодействия.

Развитие личностного потенциала человека
Развитие

психики

человека.

Личностные

и

характерологические

особенности человека. Всѐ об эмоциях. Искусство управления эмоциями.
Эмоциональный интеллект в жизни и профессии. Психологическаяготовность
к самостоятельному принятию решений.
Как мы учимся? Искусство эффективного познания. Человек как
субъект деятельности
Умение решать задачи, школа кейсовых практик. Чтение и письмо в
образовательном процессе. Эффективная обратная связь и самооценка.
Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Познание как
совместная деятельность.
Учимся учиться самостоятельно
От «Матетики» Коменского к внутрифирменному обучению. Учимсядруг
у друга, учимся вместе, учимся у лучших. Целеполагание. Внутренняя и
внешняя

мотивация

учения.

Выученная

беспомощность.

Развитие

познавательных интересов. Уровень притязаний и самооценка. Способы и
приемы самостоятельной работы. Ресурсы для самостоятельной работы.
11 класс
Как мы живем и работаем вместе? Человек как член сообщества
Человек, группа, коллектив, общество. Как организовать совместную
деятельность?

Как

общаться

и

работать

вместе?

Социальный

и

эмоциональный интеллект. Как вести за собой?
Азбука общения: от А до Я
Навыки эффективного общения. Культура виртуального общения.
Конфликты и пути их разрешения. Возможности медиации при разрешении
конфликтов. Психология лидерства.
Универсальные компетенции для жизни и учебы
Искусство навыков XXI века. Успеваем всѐ: современный таймменеджмент. Будь уверен! Говори! Навыки самопрезентации. Искусство
переговоров.

Проектирование своей истории успеха
Психология идентичности: кто Я? Как стать успешным! Мой карьерный
путь. Папка достижений. Подготовка портфолио. Мой успех – успех для
каждого.
Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе
Семейная педагогика. Детский сад. Школа. Дополнительное образование.
Специальное образование. Педагогика для взрослых. Цифровая педагогика.
Практическая психология на каждый день
Психология в социальной сфере. Психология в образовании. Психология
в управлении. Психология и современное производство. Психологическая
помощь в экстремальных ситуациях.
Институциональная

основа

современных

психологических

и

педагогических практик
Общее представление об институтах. Нормативная база современного
образования. Нормативная база современной психологии. Этические нормы
профессий. Волонтерство в педагогике и психологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс (34 часа)
Краткое содержание
Модул
ь

Колво
часов

1.Педаг
огическ
ие
классы.
Искусст
во
самооп
ределен
ия

1.Педагогические классы.
Как и зачем создавались
классы в 20-м и 21-м
веках?
2.Искусство
выбора в современном
мире и образовании.
Правильно ли я выбрал
профиль для обучения и
карьеры.?
3.Как
мы
будем
учиться?

4

Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.

Обоснование методов и
подходов к построению
совместного образования
и
индивидуального
образовательного
маршрута. 4.Как работать
с
текстом учеников,
другими
учебными
материалами?
2.Кому
и зачем
нужна
педагог
ика?
Педагог
ика как
часть
культур
ы
человеч
ества

1.Педагогика в динамике
и развитии. Педагогика
как
важнейший
компонент
культуры
человечества. 2.Наука о
счастье и благополучии
человечества.
3.Историко-культурный
анализ
динамики
развития педагогических
практик. 4.Педагогика и
ценностно-смысловое
единство мира.

Дискуссия.
Промежуточный контроль

5

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

5.Педагогика
и
технологический
прогресс.
Педагогика
будущего
3.Психо
логия в
жизни
каждог
о из нас

1. Для

чего
психология?
2. Житейская

нужна
и

профессиональная
психология.
3.Место
психологии в системе
наук. 4.Как психология
помогает
понять
человека.
5.Будущее
психологии
и
ее
перспектив

5

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

4.Челов
ек как
уникаль
ная
личност
ь
в
социаль
ном
взаимод
ействии

5.Разви
тие
личност
ного
потенц
иала
человек
а

6.Как
мы
учимся
?
Искусст
во
эффект
ивного
познани
я.
Человек
как

1.Личность человека и ее
уникальность. Факторы
развития
личности.
2.Внутренняя
позиция
личности. Потенциал и
ресурсы
личности.
3.Личность
в
современном
мире.
4.Человек на пересечении
социальных
реалий.
5.Возможности
личностного развития и
успешного социального
взаимодействия

5

1.Развитие
психики
человека. 2.Личностные и
характерологические
особенности
человека.
3.Всѐ
об
эмоциях.
Искусство
управления
эмоциями.
4. Эмоциональный
интеллект в жизни и
профессии.
5. Психологическая
готовность
к
самостоятельному
принятию решений

5

1.Умение решать задачи.

5

2.Чтение и письмо.
3. Эффективная обратная

связь и самооценка.
4. Проектная

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.

деятельность.

Решение учебных задач.

5. Исследовательская

Групповое проектирование.

деятельность. Познание
как
совместная
деятельность

Дискуссия.
Промежуточный контроль

субъект
деятель
ности
7.Учим
ся
учиться
самосто
ятельно

1.От
«Матетики»
Коменского
к
внутрифирменному
обучению. 2.Учимся друг
у друга, учимся вместе,
учимся
у
лучших.
Целеполагание.
3. Внутренняя и внешняя
мотивация
учения.
Выученная
беспомощность. Развитие
познавательных
интересов.

5

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссии.
Выполнение
контроля.

итогового

Итоговый контроль (проект)

4. Уровень притязаний и

самооценка. 5.Способы и
приемы самостоятельной
работы. Ресурсы для
самостоятельной работы
Всего

34

11 класс (34 часа)

Модуль

Колво

Краткое содержание

часов
Как мы
живем и
работаем
вместе?
Человек
как член
сообщес
тва

Человек,
коллектив, 4
общество. Как организовать
совместную деятельность?
Как общаться и работать
вместе? Социальный и
эмоциональный интеллект.
Как вести за собой?

Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.

Дискуссия.
Промежуточный контроль

Азбука
общения
: от А до
Я

Навыки
эффективного 5
общения.
Культура
виртуального
общения.
Конфликты и пути их
разрешения. Возможности
медиации при разрешении
конфликтов.
Психология
лидерства

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Универс
альные
компете
нции для
жизни и
учебы

Искусство навыков XXI 5
века.
Успеваем
всѐ:
современный
таймменеджмент. Будь уверен!
Говори!
Навыки
самопрезентации.
Искусство переговоров

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Проекти
рование
своей
истории
успеха

Психология идентичности: 5
кто
Я?
Как
стать
успешным! Мой карьерный
путь. Папка достижений.
Подготовка
портфолио.
Мой успех – успех для
каждого

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.

Промежуточный контроль

Где
и
как
работаю
т
педагоги
?
Педагог
ика
в
совреме
нном
обществ
е

Семейная
педагогика. 5
Детский
сад.
Школа.
Дополнительное
образование. Специальное
образование.
Педагогика
для взрослых. Цифровая
педагогика

Практич
еская
психолог
ия
на
каждый
день

Психология в социальной 5
сфере.
Психология
в
образовании. Психология в
управлении. Психология и
современное производство.
Психологическая помощь в
экстремальных ситуациях

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль
Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.
Дискуссия.
Промежуточный контроль

Институ
циональ
ная
основа
совреме
нных
психолог
ических
и
педагоги

Общее представление об 5
институтах. Нормативная
база
современного
образования (Конституция,
Закон,
Стандарт).
Нормативная
база
современной психологии.
Этические
нормы
профессий. Волонтерство в
педагогике и психологии

Работа
с
вопросом.

проблемным

Сочинение-рассуждение.
Самостоятельный
выбор
цели и построение маршрута.
Решение учебных задач.
Групповое проектирование.

Дискуссия.

ческих
практик

Итоговый контроль (проект)

Всего

34

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы обеспечивается доступом обучающихся к
библиотечным фондам, электронным изданиям основной учебнойлитературы,
информационно-образовательным ресурсам и инструментам образовательных
организаций.
Кабинеты для проведения занятий по возможности должны быть
оснащены

техническими

интерактивными

досками,

средствами

обучения,

компьютерами,

мультимедийными

проекторами,

многофункциональным оборудованием.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».