Введение в химию 5 кл.

Муниципальное образование Тихорецкий район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа № 18 поселка Паркового
имени Героя Советского Союза Павла Федотовича Головко
УТВЕРЖДЕНА
решение педагогического совета
от 30.08.2023 года протокол № 1
Председатель
__________О.В. Мирошниченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Введение в химию
Уровень образования (класс) основное общее образование (5 класс)
Количество часов 34 (1 час в неделю)
Учитель Варнакина Ольга Александровна
Программа разработана в соответствии с Федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства
образования и науки РФ от 5 марта 2004 г. № 1089

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Химии. Введение в курс» составлена на
основании:
Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года
№273 – ФЗ;
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ
Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г.
N 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных
(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих
государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» (Зарегистрирован Минюстом
России 30 января 2013 г., регистрационный N 26755);
Согласно календарному учебному графику на 2020-2021 учебный год и учебному
плану на изучение предмета «Введение в химию», как пропедевтического курса
углубленного изучения химии, в 5 - 6 классах отводится 68 часов (по 35часов из расчета
1 час в неделю).
Рабочая программа по предмету составлена в соответствии с авторской
программой А.Е.Гуревича «Физика и химия. 5–6 классы», включенной в перечень
программ для общеобразовательных учреждений.
Из программы исключены темы по разделам физики. Программа отражает
содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и
последовательность изучения разделов химии с учетом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в
классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися.
Для изучения программного материала по предмету используется учебник «Физика
и химия. 5-6 классы» (учебник для общеобразовательных учреждений, авторы
А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак, год издания учебников - 2011-2012).
Химия как учебный предмет в системе основного общего образования играет
фундаментальную роль в формировании у обучающихся системы научных представлений
об окружающем мире, основ научного мировоззрения. В процессе изучения предмета
решаются задачи развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов
лицеистов, овладения ими основами диалектического мышления, привития вкуса к
постановке и разрешению проблем. Приобретённые обучающимися химические знания
являются в дальнейшем базисом при изучении биологии, физической географии,
технологии, ОБЖ.
Своими целями, задачами и содержанием образования предмет «Введение в
химию» должен способствует формированию функционально грамотной личности, т.е.
личности, которая способна использовать уже имеющиеся у неё знания, умения и навыки
для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений и которая способна
осваивать новые знания на протяжении всей жизни.

Цели и задачи курса:
овладение конкретными химическими понятиями, необходимыми для изучения
курса химии, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления,
характерных для химической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в
обществе;
формирование представлений об идеях и методах изучения природы, о химии
как форме еѐ описания и методе познания действительности;
формирование представлений о химии как части общечеловеческой
культуры, понимания значимости химии для общественного прогресса;
пробуждение интереса к самостоятельному творческому мышлению;
формирование у учащихся рациональных умений и приѐмов умственной
деятельности;
воспитание культуры мышления, мировоззренческой культуры учащихся.

Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 34 учебных часа

Структура программы.
Курс 5-го класса преимущественно рисует картину природы и человека, знакомит
учащихся с химическими и физическими явлениями, в которых проявляется свойства тел,
строение вещества. Учащиеся знакомятся с лабораторным оборудованием и его
применением на уроках химии, с правилами техники безопасности и поведения в
химической лаборатории. Вторая часть курса 5-го класса структурирует представление о
физической картине мире на основе постепенного углубления представлений о природе
взаимодействий. Учащиеся познакомятся со строением атома и структурой
периодической системы химических элементов, простыми и сложными веществами.

Методы и формы обучения.
В курсе используются эвристические исследовательские методы обучения: анализ
информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в
наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении
знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований. Роль
учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого
процесса деятельности учащихся и еѐ результатов.
В соответствии с целями программы, еѐ содержанием и методами обучения
наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская
работа. Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:
 консультация с учителем;
 работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских
заданий;
 подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.







Личностные результаты обучения химии:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития
человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике
как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении
новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и
возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и

изобретений, результатам обучения.

Метапредметные результаты обучения химии:
Метапредметными результатами изучения курса «Физика и химия» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и
индивидуальной учебной деятельности.
 Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
 Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
 Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану,
использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная
литература, физические приборы, компьютер.
 Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
 Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью





деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.

Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной
деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»),
определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо
сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии
проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
 Строить логичное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.
 Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
 Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для
себя форму фиксации и представления информации.
 Использовать
различные
виды
чтения
(изучающее,
просмотровое,
ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
 Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать правила информационной безопасности.
 Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как
инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче
программно- аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего
продуктивные задания учебника, нацеленные на:
 проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием
необходимых измерительных приборов;
 воспитание убеждѐнности в возможности диалектического познания природы;
 применение полученных знаний и умений для решения практических задач
повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
 Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
 В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль
(владение механизмом эквивалентных замен).
 Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его.



Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства
(аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
 Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных
позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в
малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного
чтения.










Обще предметные результаты обучения химии:
знания о природе важнейших физических и химических явлений окружающего
мира;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать
результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц,
графиков и формул, объяснять полученные результаты и делать выводы;
умения применять теоретические знания по химии на практике, решать задачи на
применение полученных знаний;
умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов
действия важнейших технических устройств, решения практических задач
повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального
природопользования и охраны окружающей среды;
формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений
природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии
материальной и духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений
устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать
гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования,
участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать
справочную литературу и другие источники информации.

Предполагаемые результаты.
Программа предусматривает формирование у школьников следующих
общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных
методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; формирование умений
различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение
опыта выдвижения гипотез для объяснения известных
фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать
точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение использование для решения
познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть
возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение
оптимального соотношения цели и средств.

Система оценки знаний и умений обучающихся.
Оценке подлежат умения:
 применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники;



оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды,
здоровье человека и других организмов;
 самостоятельно
работать
с
учебником, научно-популярной
литературой, информацией в СМИ и Интернете;
 решать задачи на основе известных законов и формул;
 пользоваться справочными таблицами.
При оценке лабораторных работ учитываются умения:
 планировать проведение опыта;
 собирать установку по схеме;
 пользоваться измерительными приборами;
 проводить наблюдения, составлять таблицы и строить графики;
 составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе.

Оценка ответов обучающихся.
1. Оценка устного ответа. Отметка «5»:
-ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
-материал изложен в определенной логической последовательности, литературным
языком;
-ответ самостоятельный.

Ответ «4»:
-ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
-материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены
две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «З»:
-ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный,
несвязный.

Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного
материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить
при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за
работу.

Отметка «5»:




работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и
выводы;
эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил
работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего
места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:



работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при
этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки
в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:
 работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена
существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в
соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и
оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:
 допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в
объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности
при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить

даже по требованию учителя;
 работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

Оценка умений решать расчетные задачи. Отметка «5»:
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным
способом;

Отметка «4»:
 в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена
нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:


в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная
ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:


имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении, отсутствие
ответа на задание.

Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
 ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:


ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:


работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка
и при этом две-три несущественные.

Отметка «2»:


работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных
ошибок, работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать
требования единого орфографического режима.

Учебно - тематический план
Содержание программы (34ч)
5 класс (34 ч, 1 ч в неделю)
1. Введение (8ч).
Введение. Человек часть живой природы. Тела и вещества
Что изучает химия. Методы изучения природы.
Лабораторное оборудование
Лабораторная работа. Лабораторное оборудование
2. Тело и вещество (26 ч).
Характеристика тел и веществ. Состояние вещества
Масса
Строение вещества: молекулы, атомы, ионы Взаимодействие частиц вещества
Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения Строение атома
Атомы и ионы
Химические элементы. Периодическая таблица Д.И. Менделеева. Простые и сложные
вещества
Кислород Водород Вода
Растворы и взвеси.
Способы разделения смесей. Выдающиеся учѐные-химики
Лабораторные работы.
Знакомство с лабораторным оборудованием и измерительными приборами
Наблюдение различных состояний вещества
Определение положения химических элементов в Периодической системе Д.И.
Менделеева
Наблюдение горения
Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием
Измерение плотности вещества
№ п/п Название разделов
5 класс
1. Введение
2. Тело и вещество
Итого:

Вид занятий
Число
лабораторных
работ
1
5
6

Часы
на Всего
контрольные
часов
работы
0
3
3

8
26
34

Тематическое планирование
Темы, входящие в
данный раздел
программы

Основное содержание по темам

Характеристика основных
видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

5 класс 34 часа
Введение (8 ч)

Введение. Человек часть живой
природы. Тела и вещества
Что изучает химия. Методы
изучения природы.
Лабораторное оборудование
Лабораторная работа.
Лабораторное оборудование

Формирование
познавательного интереса к
изучению природы. Работать
по плану, исправляя ошибки,
используя самостоятельно
подобранные средства. Уметь
оценивать степень успеха или

Тело и вещество
(26 ч)

неуспеха своей
образовательной
деятельности.
Различать способы познания
природы, оперировать
пространственновременными масштабами
мира.
Определять цену деления
измерительных приборов.
Определять цену деления
измерительного прибора и
объема жидкости при помощи
мензурки.
Характеристика тел и веществ.
Работать по плану, используя
Состояние вещества
самостоятельно подобранные
Масса
средства. Уметь оценивать
Строение вещества: молекулы,
степень успешности своей
атомы, ионы Взаимодействие
образовательной деятельности.
частиц вещества
Анализировать, сравнивать,
Строение твердых тел,
классифицировать и обобщать
жидкостей, газов с молекулярной изученные понятия.
точки зрения Строение атома
Представлять информацию в
Атомы и ионы
виде таблицы, схемы.
Химические элементы.
Отстаивая свою точку зрения,
Периодическая таблица Д.И.
приводить аргументы,
Менделеева. Простые и сложные подтверждая их фактами.
вещества
Представлять информацию в
Кислород Водород Вода
виде таблицы, схемы.
Растворы и взвеси.
Сформировать умение
Способы разделения смесей.
анализировать, сравнивать,
Выдающиеся ученые-химики
классифицировать и обобщать
Лабораторные работы.
факты и явления, выявлять
Знакомство с лабораторным
причины и следствия простых
оборудованием и
явлений. Сформировать умение
измерительными приборами
строить логическое
Наблюдение различных
рассуждение, включающее
состояний вещества
установление причинноОпределение положения
следственных связей.
химических элементов в
Сформировать умение
Периодической системе Д.И.
самостоятельно организовывать
Менделеева
учебное взаимодействие в
Наблюдение горения
группе.
Разделение растворимых и
Применять
полученные
нерастворимых веществ
знания для решения
фильтрованием
практической задачи
Измерение плотности вещества измерения массы и плотности.
Пользоваться
измерительными приборами
(весами) и определять массу тел.
Характеризовать понятия,
связанные с атомномолекулярным строением
вещества, три состояния

вещества.
Сравнивать частицы (электрон,
протон, нейтрон), три
состояния вещества и
обнаруживать их сходства и
отличия.
Обосновывать взаимосвязь
характера теплового движения
частиц вещества и свойств
вещества.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА.
В результате изучения курса учащиеся должны:
 знать методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение), понятия:
масса, плотность вещества, примеры разнообразных явлений, знать знаки
химических элементов;
 уметь пользоваться Периодической таблицей Д.И. Менделеева
 научиться думать, рассуждать;
 уметь обобщать и делать выводы; применять полученные знания в нестандартных
ситуациях.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Физика. Химия. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Е.
Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. - М.: Дрофа, 2007-2009.
2. Мир знаний: физика. Учебник 5-6 кл. / Г.Н. Степанова. – М.: СТП, Школа, 2007.
3. Габриелян О.С, Смирнова Т.В Изучаем химию: Дидактические материалы. – М.:
Блик плюс, 2004.
4. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в основной
школе – М.: Дрофа. 2005.
5. Физика. Химия. 5-6 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2007.
6. Большой справочник школьника. 5-11 класс. – М.: Дрофа, 2008.
7. Научно-методические журналы «Химия в школе». – М.: ООО Издательство
«Школа-Пресс», 2008, №№ 2-8, 2009, №№ 1-7.
8. Гуревич А.Е., Исаев Д.С., Понтак А.С. Методическое пособие «Физика. Химия. 5-6
классы» с опорой на учебник «Физика. Химия. 5-6 класс», - Дрофа. - 2010 г.
9. Гуревич А. Е., Краснов М. В., Нотов Л. А., Понтак Л. С. Химия. Физика. 6 класс.
Рабочая тетрадь. Дрофа. 2010 г.;
Электронные пособия
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
2. Уроки химии Кирилла и Мефодия.
3. Виртуальная химическая лаборатория


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».