Муниципальное образование Тихорецкий район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 поселка Паркового имени Героя Советского Союза Павла Федотовича Головко УТВЕРЖДЕНА решение педагогического совета от 30.08.2023 года протокол № 1 Председатель __________О.В. Мирошниченко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Введение в химию Уровень образования (класс) основное общее образование (5 класс) Количество часов 34 (1 час в неделю) Учитель Варнакина Ольга Александровна Программа разработана в соответствии с Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Химии. Введение в курс» составлена на основании: Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273 – ФЗ; Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»); - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год» (Зарегистрирован Минюстом России 30 января 2013 г., регистрационный N 26755); Согласно календарному учебному графику на 2020-2021 учебный год и учебному плану на изучение предмета «Введение в химию», как пропедевтического курса углубленного изучения химии, в 5 - 6 классах отводится 68 часов (по 35часов из расчета 1 час в неделю). Рабочая программа по предмету составлена в соответствии с авторской программой А.Е.Гуревича «Физика и химия. 5–6 классы», включенной в перечень программ для общеобразовательных учреждений. Из программы исключены темы по разделам физики. Программа отражает содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов химии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися. Для изучения программного материала по предмету используется учебник «Физика и химия. 5-6 классы» (учебник для общеобразовательных учреждений, авторы А.Е.Гуревич, Д.А.Исаев, Л.С.Понтак, год издания учебников - 2011-2012). Химия как учебный предмет в системе основного общего образования играет фундаментальную роль в формировании у обучающихся системы научных представлений об окружающем мире, основ научного мировоззрения. В процессе изучения предмета решаются задачи развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов лицеистов, овладения ими основами диалектического мышления, привития вкуса к постановке и разрешению проблем. Приобретённые обучающимися химические знания являются в дальнейшем базисом при изучении биологии, физической географии, технологии, ОБЖ. Своими целями, задачами и содержанием образования предмет «Введение в химию» должен способствует формированию функционально грамотной личности, т.е. личности, которая способна использовать уже имеющиеся у неё знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений и которая способна осваивать новые знания на протяжении всей жизни. Цели и задачи курса: овладение конкретными химическими понятиями, необходимыми для изучения курса химии, для продолжения образования; интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для химической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе; формирование представлений об идеях и методах изучения природы, о химии как форме еѐ описания и методе познания действительности; формирование представлений о химии как части общечеловеческой культуры, понимания значимости химии для общественного прогресса; пробуждение интереса к самостоятельному творческому мышлению; формирование у учащихся рациональных умений и приѐмов умственной деятельности; воспитание культуры мышления, мировоззренческой культуры учащихся. Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 34 учебных часа Структура программы. Курс 5-го класса преимущественно рисует картину природы и человека, знакомит учащихся с химическими и физическими явлениями, в которых проявляется свойства тел, строение вещества. Учащиеся знакомятся с лабораторным оборудованием и его применением на уроках химии, с правилами техники безопасности и поведения в химической лаборатории. Вторая часть курса 5-го класса структурирует представление о физической картине мире на основе постепенного углубления представлений о природе взаимодействий. Учащиеся познакомятся со строением атома и структурой периодической системы химических элементов, простыми и сложными веществами. Методы и формы обучения. В курсе используются эвристические исследовательские методы обучения: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени должны обеспечить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в самостоятельности в приобретении знаний при выполнении творческих заданий, экспериментальных исследований. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и еѐ результатов. В соответствии с целями программы, еѐ содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа. Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы: консультация с учителем; работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских заданий; подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований. Личностные результаты обучения химии: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметные результаты обучения химии: Метапредметными результатами изучения курса «Физика и химия» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»). Средством формирования регулятивных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно- аппаратные средства и сервисы. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на: проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов; воспитание убеждѐнности в возможности диалектического познания природы; применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни. Коммуникативные УУД: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Средством формирования коммуникативных УУД служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. Обще предметные результаты обучения химии: знания о природе важнейших физических и химических явлений окружающего мира; умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, объяснять полученные результаты и делать выводы; умения применять теоретические знания по химии на практике, решать задачи на применение полученных знаний; умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды; формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей; развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез; коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации. Предполагаемые результаты. Программа предусматривает формирование у школьников следующих общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: Познавательная деятельность: использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование; формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач; приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез. Информационно-коммуникативная деятельность: владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации. Рефлексивная деятельность: владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий; организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств. Система оценки знаний и умений обучающихся. Оценке подлежат умения: применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы, техники; оценивать влияние технологических процессов на экологию окружающей среды, здоровье человека и других организмов; самостоятельно работать с учебником, научно-популярной литературой, информацией в СМИ и Интернете; решать задачи на основе известных законов и формул; пользоваться справочными таблицами. При оценке лабораторных работ учитываются умения: планировать проведение опыта; собирать установку по схеме; пользоваться измерительными приборами; проводить наблюдения, составлять таблицы и строить графики; составлять краткий отчет и делать выводы по проделанной работе. Оценка ответов обучающихся. 1. Оценка устного ответа. Отметка «5»: -ответ полный и правильный на основании изученных теорий; -материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; -ответ самостоятельный. Ответ «4»: -ответ полный и правильный на сновании изученных теорий; -материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «З»: -ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «2»: - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа. Оценка экспериментальных умений. - Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы). Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения. Оценка умений решать расчетные задачи. Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом; Отметка «4»: в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2»: имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении, отсутствие ответа на задание. Оценка письменных контрольных работ. Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные. Отметка «2»: работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок, работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Учебно - тематический план Содержание программы (34ч) 5 класс (34 ч, 1 ч в неделю) 1. Введение (8ч). Введение. Человек часть живой природы. Тела и вещества Что изучает химия. Методы изучения природы. Лабораторное оборудование Лабораторная работа. Лабораторное оборудование 2. Тело и вещество (26 ч). Характеристика тел и веществ. Состояние вещества Масса Строение вещества: молекулы, атомы, ионы Взаимодействие частиц вещества Строение твердых тел, жидкостей, газов с молекулярной точки зрения Строение атома Атомы и ионы Химические элементы. Периодическая таблица Д.И. Менделеева. Простые и сложные вещества Кислород Водород Вода Растворы и взвеси. Способы разделения смесей. Выдающиеся учѐные-химики Лабораторные работы. Знакомство с лабораторным оборудованием и измерительными приборами Наблюдение различных состояний вещества Определение положения химических элементов в Периодической системе Д.И. Менделеева Наблюдение горения Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием Измерение плотности вещества № п/п Название разделов 5 класс 1. Введение 2. Тело и вещество Итого: Вид занятий Число лабораторных работ 1 5 6 Часы на Всего контрольные часов работы 0 3 3 8 26 34 Тематическое планирование Темы, входящие в данный раздел программы Основное содержание по темам Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) 5 класс 34 часа Введение (8 ч) Введение. Человек часть живой природы. Тела и вещества Что изучает химия. Методы изучения природы. Лабораторное оборудование Лабораторная работа. Лабораторное оборудование Формирование познавательного интереса к изучению природы. Работать по плану, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства. Уметь оценивать степень успеха или Тело и вещество (26 ч) неуспеха своей образовательной деятельности. Различать способы познания природы, оперировать пространственновременными масштабами мира. Определять цену деления измерительных приборов. Определять цену деления измерительного прибора и объема жидкости при помощи мензурки. Характеристика тел и веществ. Работать по плану, используя Состояние вещества самостоятельно подобранные Масса средства. Уметь оценивать Строение вещества: молекулы, степень успешности своей атомы, ионы Взаимодействие образовательной деятельности. частиц вещества Анализировать, сравнивать, Строение твердых тел, классифицировать и обобщать жидкостей, газов с молекулярной изученные понятия. точки зрения Строение атома Представлять информацию в Атомы и ионы виде таблицы, схемы. Химические элементы. Отстаивая свою точку зрения, Периодическая таблица Д.И. приводить аргументы, Менделеева. Простые и сложные подтверждая их фактами. вещества Представлять информацию в Кислород Водород Вода виде таблицы, схемы. Растворы и взвеси. Сформировать умение Способы разделения смесей. анализировать, сравнивать, Выдающиеся ученые-химики классифицировать и обобщать Лабораторные работы. факты и явления, выявлять Знакомство с лабораторным причины и следствия простых оборудованием и явлений. Сформировать умение измерительными приборами строить логическое Наблюдение различных рассуждение, включающее состояний вещества установление причинноОпределение положения следственных связей. химических элементов в Сформировать умение Периодической системе Д.И. самостоятельно организовывать Менделеева учебное взаимодействие в Наблюдение горения группе. Разделение растворимых и Применять полученные нерастворимых веществ знания для решения фильтрованием практической задачи Измерение плотности вещества измерения массы и плотности. Пользоваться измерительными приборами (весами) и определять массу тел. Характеризовать понятия, связанные с атомномолекулярным строением вещества, три состояния вещества. Сравнивать частицы (электрон, протон, нейтрон), три состояния вещества и обнаруживать их сходства и отличия. Обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА. В результате изучения курса учащиеся должны: знать методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение), понятия: масса, плотность вещества, примеры разнообразных явлений, знать знаки химических элементов; уметь пользоваться Периодической таблицей Д.И. Менделеева научиться думать, рассуждать; уметь обобщать и делать выводы; применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение 1. Физика. Химия. 5-6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. - М.: Дрофа, 2007-2009. 2. Мир знаний: физика. Учебник 5-6 кл. / Г.Н. Степанова. – М.: СТП, Школа, 2007. 3. Габриелян О.С, Смирнова Т.В Изучаем химию: Дидактические материалы. – М.: Блик плюс, 2004. 4. Габриелян О.С., Рунов Н.Н., Толкунов В.И. Химический эксперимент в основной школе – М.: Дрофа. 2005. 5. Физика. Химия. 5-6 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2007. 6. Большой справочник школьника. 5-11 класс. – М.: Дрофа, 2008. 7. Научно-методические журналы «Химия в школе». – М.: ООО Издательство «Школа-Пресс», 2008, №№ 2-8, 2009, №№ 1-7. 8. Гуревич А.Е., Исаев Д.С., Понтак А.С. Методическое пособие «Физика. Химия. 5-6 классы» с опорой на учебник «Физика. Химия. 5-6 класс», - Дрофа. - 2010 г. 9. Гуревич А. Е., Краснов М. В., Нотов Л. А., Понтак Л. С. Химия. Физика. 6 класс. Рабочая тетрадь. Дрофа. 2010 г.; Электронные пособия 1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. 2. Уроки химии Кирилла и Мефодия. 3. Виртуальная химическая лаборатория