Пояснительная записка Модифицированная программа создана на основе Примерной программы учебного курса, предмета, дисциплины по оказанию первой помощи Л.И.Дежурного, Г.В.Неудахина и др. Преподавание курса «Основы медицинских знаний» для учащихся как дополнительного образования обусловлено многими причинами. Ежегодные медицинские осмотры школьников свидетельствуют о том, что у многих из них есть комплекс заболеваний. Для решения этих проблем важным является профилактическое направление в отношении здоровья населения и в первую очередь детей и подростков. Поэтому приоритетным направлением при обучении является формирование принципов здорового образа жизни. Кроме этого излишне убеждать в том, что каждому человеку нужны элементарные знания правил, приёмов и способов оказания первой помощи пострадавшим при самых разнообразных несчастных случаях и чрезвычайных ситуациях, которая должна осуществляться в порядке самопомощи или взаимопомощи Обучающиеся должны иметь соответствующие знания и практические навыки по оказанию первой медицинской помощи человеку, находящемуся в чрезвычайной ситуации, уметь оказывать само и взаимопомощь при различных травмах и неотложных состояниях. Направленность (профиль) программы: естественнонаучная Актуальность программы: Здоровье человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Школьная программа по биологии дает сумму теоретических знаний, а дополнительная программа научит учащихся применять знания и умения на практике. Адресат программы: Программа предназначена для детей 11-16 лет Уровень программы, объем программы: Программа «Основы медицинских знаний» реализуется на ознакомительном уровне и рассчитана на один год. Общий объем – 34 часа. Форма обучения и виды занятий: Форма обучения по программе «Основы медицинских знаний» - очная. Виды занятий: -Лекции -Самоподготовка -Групповые обсуждения -Работа в малых группах -Практические задания Срок освоения программы: 1 учебный год. Цель программы: Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья на основе принципов здорового образа жизни; Приобретение навыков распознавания неотложных состояний и умений оказывать первую доврачебную помощь; Реализация цели предусматривает решение следующих задач: Образовательные (предметные) задачи: 1. Углублённое изучение воспитанниками анатомии и физиологии человеческого организма в нормальных и экстремальных ситуациях. 2. Ознакомление с признаками нарушения физиологических процессов органов и систем, методами предупреждения возникновения и развития заболеваний. 3. Овладение методами оказания неотложной помощи. Приобретение навыков учебно-исследовательской деятельности по анатомии, физиологии и экологии человека; Личностные задачи: 1. Развитие потребности в познании собственного организма и ведения здорового образа жизни; 2. Развитие логического мышления, умения держаться на аудитории, лаконично и точно излагать свои мысли; 3. Формировать чувство необходимости знаний основ медицины и правил оказания первой помощи Метапредметные задачи: 1. Привить навыки оказания первой необходимой помощи в различных жизненных ситуациях; 2. Помочь учащимся в выборе профессии. Формы проверки знаний - Устный опрос - Решение тестовых заданий - Контрольные работы - Решение ситуационных задач - Выполнение проектных работ Учебный план № раздела 1 2 3 4 5 Тема раздела ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ Количество часов: всего теория практика 1 1 10 4 6 5 4 1 5 4 1 5 1 4 Форма контроля Тестирование Решение ситуационных задач Проектная работа Тестирование ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ 6 РЕАНИМАЦИЯ 5 2 3 7 ПЕРВАЯ ПООМЩЬ ПРИ ВНЕЗАПНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ 3 2 1 34 18 16 Всего: Решение ситуационных задач Решение ситуационных задач Содержание учебного плана Название занятия, практических работ, Краткое содержание занятий экскурсий, проектов (формы организации). Раздел 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (1 час). Первая помощь. Принципы оказания первой помощи. Общие принципы первой 1 Последовательность действий, обращение с помощи (лекция). пострадавшим. Средства первой помощи. Раздел 2. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ (10 часов). Травма/повреждение, ушиб, сдавление, вывих, ссадина, 2 Травмы (лекция). рана. Признаки, первая помощь. 3 Повязка на палец, кисть, локтевой сустав. Первая помощь при 4 Повязка на плечевой сустав, грудь. ранениях (практические 5 Повязка на голову, глаз, пращевидная повязка. занятия). 6 Повязка на таз, коленный сустав, голеностоп. Виды кровотечение, их признаки и характеристика. Первая помощь при 7 Приёмы остановки кровотечения. Первая помощь при кровотечениях (лекция). носовом кровотечении. Примеры остановки кровотечения максимальным Первая помощь при фиксированным сгибанием конечности. Точки 8 кровотечениях пальцевого прижатия для остановки артериального (практическое занятие). кровотечения. Наложение резинового жгута: этапы наложения жгута. Ошибки при наложении жгута. Закрытые и открытые переломы, признаки, первая 9 Переломы (лекция). помощь. Принципы иммобилизации и транспортировки при переломах. Способы иммобилизации Способы иммобилизации и транспортировки при и транспортировки при переломах: использование повязки, шины 10 переломах (практическое занятие). Травматический шок. Степени шока и их признаки. Травматический шок Оказание первой помощи при шоке. Запрещающие 11 (лекция). действия в рамках оказания первой помощи при шоковом состоянии. Раздел 3. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ (5 часов). Степени ожогов. Запрещающие действия при оказании помощи пострадавшим. Первая помощь. Химический 12 Ожог (лекция). ожог: кислотами, щелочами, перекисью водорода. Первая помощь. Химические поражения глаз. Солнечный ожог. № урока 13 Электротравма (лекция). 14 Отморожение (лекция). 15 Утопление (лекция). 16 17 Причины электротравмы. Варианты прохождения электрического тока по телу. Первая помощь при электротравме: прекардиальный удар, непрямой массаж сердца, искусственное дыхание. Признаки отморожения. Степени отморожения. Порядок оказания первой помощи при отморожениях. Виды утоплений, причины. Первая помощь при утоплении: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Познавательная игра «Первая помощь при термических поражения и несчастных случаях». Первая помощь при травматических повреждениях, термических поражениях и несчастных случаях (познавательная игра). Раздел 4. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ (5 часов). Виды отравлений. Способы проникновения токсинов в организм человека. Причины пищевых отравлений, Отравления. Пищевые симптоматика, первая помощь. Отравления ядовитыми отравления (семинар). ягодами и грибами, симптоматика, первая помощь. Отравления алкоголем, Признаки и первая помощь при отравлениях алкоголем, никотином (семинар). никотином. Отравление угарным Признаки и первая помощь при отравлениях угарным газом, газом, фосфорорганическими соединениями, уксусной 19 фосфорорганическими кислотой. соединениями, уксусной кислотой (семинар). Отравления Признаки и первая помощь при отравлениях медицинскими медицинскими лекарствами, ртутью. 20 лекарствами, ртутью (семинар). Первая помощь при Подготовка и защита проектов. 21 отравлениях (проектная деятельность). Раздел 5. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (5 часов). Инфекционные болезни – болезни, вызванные вредоносными микроорганизмами. Источники инфекций, Инфекционные классификация, пути передачи. Мероприятия по 22 заболевания (лекция). уничтожению вредоносных микроорганизмов. Иммунитет. Разновидность иммунитета. Дизентерия, сальмонеллез, ботулизм, брюшной тиф, холера, стафилококк, гепатит А, пищевые токсикоинфекции - пути передачи и источники 23 Кишечные инфекции заболевания, симптомы, инкубационный период и (семинар). продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. 18 24 Инфекции дыхательных путей (семинар). 25 Кровяные инфекции и контактно-бытовые инфекции (семинар). 26 Гельминтозы (семинар). Дифтерия, туберкулёз, грипп, ветряная оспа, корь, краснуха - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. Клещевой энцефалит, клещевой боррелиоз, малярия, чума, столбняк - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. ВИЧ-инфекция, гепатит В и С - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. Аскаридоз - пути передачи и источники заболевания, симптомы, инкубационный период и продолжительность заболевания, влияние и последствия болезни на организм, необходимые мероприятия в отношении больных. Раздел 6. РЕАНИМАЦИЯ (5 часов) 27 Понятие о терминальных состояниях (лекция) 28 Сердечно-легочная реанимация (лекция) 29 30 31 Состояния клинической и физиологической смерти. Остановка дыхания и прекращение сердечной деятельности. Способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Способы реанимации: искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Оказание первой помощи при остановке сердечной Сердечно-легочная деятельности и прекращении дыхания реанимация (практическое занятие) Раздел 7. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ВНЕЗАПНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (3 часа). Правила оказания первой помощи при инфаркте. Инфаркт. Проявления гипертонического криза, первая помощь. 32 Гипертонический криз. Первые признаки инсульта, первая помощь до приезда Инсульт (лекция). «скорой помощи». Обморок. Диабетическая Причины обморока. Симптомы обморока. Действия при 33 потери сознания. Диабетическая кома, первая помощь. кома (лекция). Основы медицинских Познавательная игра «Основы медицинских знаний и знаний и правила правила оказание первой помощи». 34 оказание первой помощи (познавательная игра). Всего: 34 часа Планируемые предметные результаты: В процессе занятий по программе учащиеся приобретает: знания в области основ медицинских знаний и оказания первой помощи, понимание необходимости использования ЗУНов в повседневной жизни; углублённые знания по анатомии и физиологии человеческого организма в нормальных и экстремальных ситуациях; знания о нарушениях физиологических процессов органов и систем, методами предупреждения возникновения и развития заболеваний. правила применения средств оказания первой помощи; знания о принципах оказания первой помощи; знания о принципах иммобилизации и транспортировки пострадавших при переломах; знания о способах остановки кровотечений (капиллярных, венозных, артериальных); знания правил техники выполнения обработки ран, наложения повязок на раны, наложения кровоостанавливающего жгута; знания о способах проникновения токсинов в организм человека, причины и симптоматика отравлений (пищевые, отравления ядовитыми ягодами и грибами, алкоголем, никотином, угарным газом, медикаментами, ртутью); знания о болезнях, вызванных вредоносными микроорганизмами, источниками инфекций, пути передачи, мероприятиях по уничтожению вредоносных микроорганизмов, разновидность иммунитета. навыки и умения оказания первой помощи при синдроме длительного сдавливания, при переломах, вывихах, ушибах; навыки и умения оказания первой помощи при кровотечениях (капиллярных, венозных, артериальных); навыки и умения оказания первой помощи при обморожениях ожогах (термических, химических, солнечных); навыки и умения оказания первой помощи при поражении электрическим током; навыки и умения оказания первой помощи при внезапном прекращении сердечной деятельности, при остановке дыхания; навыки и умения оказания первой помощи при обморожении и при утоплении; навыки и умения оказания первой помощи при терминальных состояниях; навыки и умения оказания первой помощи при отравлениях (пищевые, отравления ядовитыми ягодами и грибами, алкоголем, никотином, угарным газом, медикаментами, ртутью); при инфаркте, гипертоническом кризе, инсульте, обмороке, диабетической коме. Планируемые личностные результаты: усвоение правил оказания первой помощи в повседневной жизни, в неотложных ситуациях пострадавшим; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Планируемые метапредметные результаты: приобретение учащимися навыков и опыта самостоятельно принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей профессиональной деятельности; Календарно-учебный план № Дата Тема занятия КолВремя Форма Место Форма во проведе занятия проведен контроля часов ния ия Раздел 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (1 час). 1. Общие принципы 1 лекция Кабинет первой помощи биологии Раздел 2. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЯХ (10 часов). 2. Травмы 1 лекция Кабинет Тестирование биологии 3. Первая помощь 1 Практическое Кабинет Решение при ранениях занятие биологии ситуационны х задач 4. Первая помощь 1 Практическое Кабинет Решение при ранениях занятие биологии ситуационны х задач 5. Первая помощь 1 Практическое Кабинет Решение при ранениях занятие биологии ситуационны х задач 6. Первая помощь 1 Практическое Кабинет Решение при ранениях занятие биологии ситуационны х задач 7. Первая помощь 1 лекция Кабинет Текущий при кровотечениях биологии контроль 8. 1 практическое Кабинет Решение Первая помощь занятие биологии ситуационны при кровотечениях х задач 9. 1 лекция Кабинет Тестирование Переломы биологии 10. Способы 1 практическое Кабинет Решение иммобилизации и занятие биологии ситуационны транспортировки х задач при переломах 11. Травматический 1 лекция. Кабинет Текущий шок биологии контроль Раздел 3. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЯХ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ (5 часов). 12. 1 лекция Кабинет Текущий Ожог биологии контроль 13. 1 лекция Кабинет Текущий Электротравма биологии контроль 14. 1 лекция Кабинет Текущий Отморожение биологии контроль 15. 1 лекция Кабинет Текущий Утопление биологии контроль 16. Первая помощь 1 познавательна Кабинет Решение при я игра биологии ситуационны травматических х задач повреждениях, термических поражениях и несчастных случаях Раздел 4. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОТРАВЛЕНИЯХ (5 часов). 17. Отравления. 1 семинар проектная Пищевые деятельность отравления 18. Отравления 1 семинар проектная алкоголем, деятельность никотином 19. Отравление 1 семинар Текущий угарным газом, контроль фосфорорганическ ими соединениями, уксусной кислотой 20. Отравления 1 семинар Текущий медицинскими контроль лекарствами, ртутью 21. Первая помощь 1 семинар проектная при отравлениях деятельность Раздел 5. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (5 часов). 22. Инфекционные 1 лекция Кабинет Текущий заболевания биологии контроль 23. Кишечные 1 семинар Кабинет Текущий инфекции биологии контроль 24. Инфекции 1 семинар Кабинет дыхательных биологии путей 25. Кровяные 1 семинар Кабинет Текущий инфекции и биологии контроль контактнобытовые инфекции 26. Гельминтозы 1 семинар Кабинет биологии тестирование Раздел 6. РЕАНИМАЦИЯ (5 часов) 27. Понятие о 1 лекция Кабинет Текущий терминальных биологии контроль состояниях 28. Сердечно1 лекция Кабинет Текущий легочная биологии контроль реанимация 29. Сердечно1 практическое Кабинет Решение легочная занятие биологии ситуационны реанимация х задач 30. Сердечно1 практическое Кабинет Решение легочная занятие биологии ситуационны реанимация х задач 31. Сердечно1 практическое Кабинет Решение легочная занятие биологии ситуационны реанимация х задач Раздел 7. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ВНЕЗАПНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ (3 часа). 32. Инфаркт. 1 лекция Кабинет Текущий Гипертонический биологии контроль криз. Инсульт 33. Обморок. 1 лекция Кабинет Текущий Диабетическая биологии контроль кома 34. Основы 1 познавательна Кабинет Решение медицинских я игра биологии ситуационны знаний и правила х задач оказание первой помощи Итого: 34 часа Условие реализации программы: Оборудование 1. Компьютер с выходом в Интернет. 2. Проектор. 3. Плакаты и презентации по темам «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи». 4. Тренажер - манекен взрослого пострадавшего для отработки приемов сердечно-легочной реанимации. 5. Расходный материал для тренажера. 6. Аптечка индивидуальная. 7. Индивидуальный перевязочный пакет. 8. Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7x14. 9. Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5x10. 10. Вата медицинская компрессная. 11. Косынка медицинская (перевязочная). 12. Булавка безопасная. 13. Шина проволочная (лестничная) для ног. 14. Шина проволочная (лестничная) для рук. 15. Жгут кровоостанавливающий эластичный. Электронные ресурсы. 1. Министерство здравоохранения РФ - http://www.minzdrav-rf.ru 2. Сайт для учителей. Презентации по основам медицинских знаний и правил оказания первой помощи - https://kopilkaurokov.ru/obzh/presentacii/osnovymieditsinskikh-znanii-i-pravila-okazaniia-piervoi-pomoshchi Проект «Инфоурок» - ведущий образовательный портал России, который создан специально для учителей - https://infourok.ru/programma-vneurochnoy-deyatelnostipo-obzh-542469.html Методическое обеспечение программы Список литературы при составлении рабочей программы 1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011 г.. 2. Виноградов А.В., Шаховец В.В. Первая медицинская помощь в ЧС. 2-е издание, исправленное, дополненное. Учебное пособие. // Библиотечка журналов «военные знания». – 2000 г.. 3. Гараева М. В. Обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности: формирование умений оказания первой помощи пострадавшим // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 932-934. 4. Методическое пособие для преподавателей по оказанию первой медицинской помощи.- М.: Просвещение, 2011 г..