ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В связи с увеличением числа современных автомобилей и совершенствованием их конструкций возрастает потребность в квалифицированных специалистах по обслуживанию и ремонту автомобилей, знающих устройство и принцип действия узлов и агрегатов современной автомобильной техники. Специалисты такого профиля должны хорошо знать конструкцию современных автомобилей, владеть информацией о направлениях их развития, постоянно следить за новинками в автомобилестроении. Современные легковые автомобили являются весьма сложными изделиями, состоящими из кузова, двигателя и систем двигателя, трансмиссии, подвески, систем управления, электрооборудования. Изучение и освоение рабочей программы дополнительного образования «Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей» имеет своей целью ознакомить учащихся основными технологическими процессами ремонта, технического обслуживания, разборкой, сборкой основных узлов и систем, выявлением и устранением неисправностей, а так же оборудованием, приспособлениями и инструментами, применяемыми при разборке и ремонте автомобилей. При освоении программы используются принципы компетентностного и системно-деятельностного подхода к обучению. Производители автомобилей постоянно их совершенствуют. Появляются новые агрегаты и системы, модернизируются давно существующие. Все шире применяются электронные системы управления и контроля параметров работы, позволяющие оптимизировать работу автомобиля, повысить его безопасность, сделать экономичным и экологически более приспособленным к современным требованиям. При изучении курса ремонта и обслуживания легковых автомобилей обучающиеся получат представление о конструкторской, технологической, эксплуатационной, ремонтной документации, применяемой при ТО и ремонте автомобилей, государственных стандартах требований к техническому состоянию автомобилей и их систем, возможных неисправностях автомобилей, методах их обнаружения и способах устранения. Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на получение обучающимися знаний в области технологий технического обслуживания и ремонта автомобилей, их агрегатов и систем, и нацеливает на осознанный выбор своей будущей профессиональной деятельности и профессии. Новизна программы - выполняемые учебные работы способствуют формированию практических умений и навыков, и творческой деятельности обучающихся, принятию оптимальных решений при выполнении действий по ремонту и обслуживанию автомобилей. Тематика ряда заданий программы аналогична заданиям модулей компетенции Ремонт и обслуживание легковых автомобилей WORLDSKILLS RUSSIA Адресат программы. Возраст учащихся, участвующих в реализации данной рабочей программы, от 13 до 15 лет Форма обучения - очная Режим занятий. Программа относится к базовому уровню и рассчитана на 204 часа аудиторного обучения. Занятия проводятся в групповой форме. Цели и задачи программы; требования к результатам освоения дисциплины: Целью данного курса является изучить основные приемы и действия при ремонте и обслуживании автомобилей, развитие практических навыков выполнения работ по ремонту и обслуживанию узлов и систем автомобилей. Задачи программы: - развитие интереса к технике и профессии; - развитие технического и творческого мышления; Цели занятий: Обучающая: - обучить умению использовать техническую документацию при ремонте автомобиля; - обучить пользоваться инструментами и приспособлениями для ремонта; - обучить выполнению разборочно-сборочных и ремонтных работ в соответствии с технологической документацией; Метапредметные: - развивать логику, техническое мышление, творческие способности; - развивать умение анализировать и обобщать полученные знания; - развивать внимание, анализировать результаты выполненной деятельности; Личностные: - воспитывать интерес к технике и личностные качества; - воспитывать познавательный интерес; - воспитывать интерес к новым технологиям. Ожидаемые результаты и способы их проверки: Умение обучающихся выбирать и применять инструменты для измерений и ремонтных работ. Разбирать, определять неисправности, заменять, собирать узлы автомобиля. Выполнять регулировки узлов и систем автомобилей. Понимать и выполнять указания технической документации для ТО и ремонта. Проверка осуществляется путем экспертной оценки результатов деятельности и выполнения заданий обучающимися. Аттестация - итоговая аттестация. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в конкурсах, чемпионатах разных уровней, выполнение итоговой практической работы по ремонту узлов или систем автомобиля. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Название разделов, тем Количество часов Всего Практик Теория а Введение. Техника безопасности при часов проведении занятий 6 6 Раздел 1. Движение WorldSkills International и Ворлдскиллс Россия, место движения в развитии мировой и отечественной системы 6 6 профессионального образования и подготовки. Современные технологии в профессиональной сфере, в том числе цифровые. Стандарты Ворлдскиллс и спецификация стандартов Ворлдскиллс по компетенции. Разделы спецификации Тема 1.1 История WorldSkills International Тема 1.2 Современное состояние и перспективы движения Ворлдскиллс в России Тема 1.3 Стандарт компетенции WSSS "Ремонт и обслуживание легковых автомобилей" Раздел 2. Компоновка, агрегаты и системы автомобилей. Тема 2.1. Характеристики автомобилей. Основные узлы и системы автомобилей. Тема 2.2. Типовые группы и подгруппы автомобилей и прицепов. Тема 2.3. Изучение устройства шасси автомобиля. Раздел 3. Документы для ТО и ремонта автомобилей Тема 3.1. Технологическая документация ЕСТД. Эксплуатационная документация ГОСТ 2.601-2013. Тема 3.2. Нахождение мест установки деталей по каталогу. Раздел 4. Ремонт двигателей автомобилей Тема 4.1. Назначение и устройство двигателя и его систем. Тема 4.2. Техническое обслуживание и ремонт кривошипно-шатунного механизма. Тема 4.3. Техническое обслуживание и ремонт газораспределительного механизма. Тема 4.4. Техническое обслуживание и ремонт топливной системы бензинового двигателя. Тема 4.5. Диагностика, ТО, ремонт систем охлаждения и смазки. Тема 4.6. Работа по заданию модуля «Механика двигателя» из компетенции Ремонт и обслуживание легковых автомобилей WSR Раздел 5. Ремонт электрооборудования автомобиля. Тема 5.1. Схема электрооборудования автомобиля. Приборы. ЭСУД. Тема 5.2. ТО, ремонт системы освещения и сигнализации. 2 2 2 2 2 2 14 10 4 4 4 4 6 2 4 8 6 2 4 4 4 2 2 40 20 20 12 12 6 2 4 8 2 6 6 2 4 6 2 4 2 4 2 54 8 46 24 4 20 24 4 20 Тема 5.3. Диагностика, ТО АКБ, ремонт генератора, стартера, системы пуска Тема 5.4. Работа по заданию модуля «Электрические системы» из компетенции Ремонт и обслуживание легковых автомобилей WSR Раздел 6. Ремонт трансмиссии автомобиля Тема 6.1. Конструкции сцеплений и коробок передач. Тема 6.2. Конструкции мостов, карданной передачи и переднего привода. Тема 6.3. Диагностика, и ремонт сцепления и привода сцепления автомобиля. Тема 6.4. Диагностика, ТО, ремонт коробки передач заднеприводного автомобиля Тема 6.5. Ремонт механизма переключения передач коробки передач. Тема 6.6. Ремонт коробки передач переднеприводного автомобиля. Тема 6.7. ТО и ремонт карданной передачи и привода передних колес. Тема 6.8. ТО и поузловая разборка, сборка заднего ведущего моста. Тема 6.9. Работа по заданию модуля «коробка передач» из компетенции Ремонт и обслуживание легковых автомобилей WSR Раздел 7. Ремонт подвески автомобиля Тема 7.1. ТО подвески; замена телескопической стойки, поворотного кулака. Тема 7.2. ТО, ремонт узла ступицы колеса, регулировка углов установки колес Раздел 8. Ремонт рулевого управления и тормозной системы автомобиля Тема 8.1. Конструкция рулевого управления. Тема 8.2. Ремонт рулевых механизмов без усилителя. Тема 8.3 Замена элементов рулевого привода Тема 8.4. Устройство тормозной системы. Тема 8.5. Ремонт колесных тормозных механизмов. Тема 8.6. Ремонт стояночной тормозной системы. ТО тормозной системы. Тема 8.7. Работа по заданию модуля «Системы управления, подвески» из компетенции Ремонт и обслуживание легковых автомобилей WSR 2 2 4 4 34 10 4 4 6 6 24 4 4 4 4 2 2 4 4 4 4 4 4 2 2 8 4 4 4 2 2 4 2 2 28 12 16 6 6 4 4 2 6 2 6 4 4 4 4 2 2 Итоговая работа: выполнение работ по ремонту узлов или механизмов автомобиля. Модуль А «Система управления двигателем» Модуль В «Системы рулевого управления, подвеска» Модуль С «Электрические и электронные системы» Модуль D «Двигатель (механическая часть)» Модуль Е «Коробка передач (механическая часть)» Модуль G «Тормозные системы» Итого 12 12 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 204 76 134 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Наименование Содержание учебного материала, Объем разделов и тем практические работы, часов 1 2 3 Кружок «Техническое обслуживание и ремонт легковых 204 автомобилей» Введение. Техника Инструктаж по технике безопасности. безопасности при 2 Вводное занятие. проведении занятий Раздел 1. Движение WorldSkills International и Ворлдскиллс Россия, место движения в развитии мировой и отечественной системы профессионального образования и подготовки. Современные технологии в профессиональной сфере, в том 12 числе цифровые. Стандарты Ворлдскиллс и спецификация стандартов Ворлдскиллс по компетенции. Разделы спецификации Тема История WorldSkills International 1.1 Содержание учебного материала История, современное состояние и перспективы движения WorldSkills International как инструмента развития профессиональных сообществ и систем подготовки кадров. Реорганизация системы профессионального образования с применением стандартов. Содержание учебного материала 2 Тема Современное состояние перспективы движения Ворлдскиллс России 1.2 Миссия и задачи движения Ворлдскиллс Россия («Молодые профессионалы»). История и и современное состояние движения Ворлдскилле Россия («Молодые профессионалы»). Роль движения Ворлдскилле Россия («Молодые в профессионалы») в развитии профессиональных сообществ и систем подготовки кадров Тема 1.3 Содержание учебного материала Стандарт Стандарт компетенции WSSS «Ремонт и компетенции обслуживание легковых автомобилей». Понятие WSSS "Ремонт и о компетенции. Компетенции в системе обслуживание разделения труда. Содержание компетенций и легковых задачи профессионального образования. автомобилей" Стандарты компетенции «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей»: конкурсное задание, техническое описание. Раздел 2. Компоновка, агрегаты и системы автомобилей. Тема 2.1. Содержание учебного материала Характеристики автомобилей. Характеристики легковых автомобилей. Основные узлы и Основные системы и агрегаты автомобиля: системы кузов, двигатель, сцепление, коробка передач, автомобилей. карданная передача, приводы колес, мосты, подвески, электрооборудование, системы управления. Тема 2.2. Содержание учебного материала Типовые группы и Типовые группы и подгруппы автомобилей и подгруппы прицепов в соответствии с отраслевым автомобилей и стандартом. прицепов. Тема 2.3. Содержание учебного материала Изучение Практическое занятие устройства шасси Изучение устройства шасси автомобиля. автомобиля Практическое занятие ТО и ремонт шасси автомобиля. Раздел 3. Документы для ТО и ремонта автомобилей Тема 3.1. Содержание учебного материала Технологическая документация ЕСТ Назначение, содержание технологических Д. процессов, технологических инструкций, карт Эксплуатационная эскизов. Номенклатура, содержание 2 2 14 4 4 2 4 8 6 документация ГОСТ 2.601-2013. эксплуатационных документов: руководства по эксплуатации, паспорта, этикетки, каталога деталей, плакатов. Практическое занятие Тема 3.2.Нахождение Нахождение по каталогу мест установки мест установки деталей в автомобиле, названия и количества деталей по деталей каталогу. Раздел 4. Ремонт двигателей автомобилей Тема 4.1. Содержание учебного материала Назначение и Назначение, классификация, общее устройство устройство поршневых ДВС. Назначение, двигателя и его устройство, принцип действия систем систем поршневых ДВС Тема 4.2. Содержание учебного Ремонт материала кривошипноОсобенности устройства кривошипношатунного шатунного механизма механизма Практическое занятие Снятие, разборка, дефектовка, сборка кривошипно-шатунного механизма. Тема 4.3. Содержание учебного материала Ремонт Особенности устройства газораспредели газораспределительного механизма. тельного Практические занятия механизма. Снятие, разборка, дефектовка, сборка, ТО газораспределительного механизма. Тема 4.4. Содержание учебного материала Ремонт топливной Особенности устройства топливной системы системы бензинового двигателя. бензинового Практическое занятие двигателя Выявление неисправности, снятие и установка деталей и узлов системы питания. Тема 4.5. Содержание учебного материала Диагностика, ТО, Особенности устройства систем охлаждения ремонт систем и смазки охлаждения и Практическое занятие смазки Определение мест не герметичности системы. Снятие, установка деталей и узлов систем охлаждения и смазки. Ремонт водяного насоса. Неисправности и замена термостата. ТО радиатора. Разборка, сборка масляного насоса, замена фильтра. Тема 4.6. Практическое занятие 2 40 12 2 4 2 6 2 4 2 4 Работа по заданию модуля «Механика Разборка двигателя, диагностика состояния двигателя» из ГБЦ, КШМ, ГРМ, замеры, определение и компетенции неисправностей, сборка, Ремонт и устранение регулировка, моменты затяжки. обслуживание легковых автомобилей WSR Раздел 5. Ремонт электрооборудования автомобиля Тема 5.1. Схема Содержание учебного материала электрооборудован Обозначение основных элементов ия автомобиля. электрооборудования и приборов автомобиля на Приборы. ЭСУД. схеме электрооборудования. Основные приборы автомобиля (группа 38). Свечи, провода, датчики. Принцип работы электронной системы управления двигателем. Практическое занятие Исследование и измерение сигналов, основных датчиков и исполнительных механизмов в системах управления современных автомобилей; электрические, принципиальные и монтажные схемы; практические работы по поиску и устранению неисправностей датчиков и исполнительных механизмов, смоделированных тренерами на макетах, стендах и реальном автомобиле с помощью осциллографа Тема 5.2. Содержание учебного материала Диагностика, ТО, Обозначение основных элементов ремонт системы электрооборудования и приборов автомобиля на освещения и схеме электрооборудования сигнализации Практическое занятие Проверка работы, ТО приборов освещения и сигнализации. Регулировка света фар. Ремонт фонарей автомобиля, снятие, установка фар, фонарей, звукового сигнала. Тема 5.3. Практическое занятие Диагностика, Диагностика, ТО, снятие, установка ТО АКБ, ремонт генератора. Разборка, проверка состояния генератора, деталей, замена деталей, сборка генератора. стартера системы Снятие, установка узлов системы пуска пуска двигателя. Проверка работы стартера. Замена щеток стартера, реле стартера. Практическое занятие Тема 5.4. Работа по заданию Диагностика системы освещения и модуля сигнальных, и информационных устройств на 2 54 4 20 4 20 2 4 приборной панели. Определение и устранение «Электрические системы» из неисправностей. компетенции Ремонт и обслуживание легковых автомобилей WSR Раздел 6. Ремонт трансмиссии автомобиля. Тема 6.1. Содержание учебного материала Конструкции Устройство сцеплений и приводов сцеплений и сцеплений. Общая схема и основные узлы коробок коробок передач. Изображение на чертежах передач. деталей типа валов, шестерен, уплотнений, пружин. Тема 6.2. Содержание учебного материала Конструкции мостов, карданной Устройство карданной передачи и приводов передачи и передних колес, задних и передних мостов. переднего привода. Тема 6.3. Практическое занятие Диагностика, и ремонт сцепления Диагностика сцепления. Разборка, сборка и привода рычажного сцепления. Ремонт главного и сцепления рабочего цилиндров гидропривода сцепления. автомобиля. Тема 6.4. Практическое занятие Диагностика, ТО, ремонт коробки ТО и диагностика состояния коробки передач передач. Разборка, дефектовка деталей, сборка заднеприводног коробки передач. о автомобиля Тема 6.5. Практическое занятие Ремонт механизма переключения Ремонт механизма переключения передач коробки передач Тема 6.6. Практическое занятие Ремонт коробки передач Ремонт коробки передач автомобиля ВАЗпереднеприводног 2109 о автомобиля. Тема 6.7. Практическое занятие Ремонт карданной Замена крестовины и подшипника передачи и карданного шарнира. Замена переднего привода привода передних с заменой ШРУС колес 34 4 6 4 4 2 4 4 Тема 6.8. ТО и Практическое занятие поузловая Поузловая разборка-сборка заднего моста. разборка заднего Замена полуоси. Замена ведущей шестерни ведущего моста. главной передачи. Техническое обслуживание заднего моста. Тема6.9. Практическое занятие Работало заданию модуля «коробка передач» из Разборка коробки передач, определение компетенции неисправностей, измерения износов, устранение Ремонт и неисправностей, сборка, моменты затяжки. обслуживание легковых автомобилей WSR Раздел 7. Ремонт подвески автомобиля. Тема 7.1. ТО Содержание учебного материала подвески; замена Особенности устройства подвески телескопической Практическое занятие стойки, Дефектовка, снятие, установка поворотного телескопической стойки. Замена поворотного кулака. кулака стойки передней подвески Тема 7.2. ТО, Содержание учебного материала ремонт узла Основные неисправности подвески ступицы колеса, Практическое занятие регулировка углов Ремонт узла ступицы колеса, регулировка установки колес подшипников ступицы. Регулировка углов установки колес. Раздел 8. Ремонт рулевого управления и тормозной системы автомобиля Тема 8.1. Содержание учебного материала Конструкция Устройство рулевых механизмов червячного рулевого и реечного типов, рулевой трапеции, рулевой управления колонки. Тема 8.2. Практическое занятие Ремонт рулевых Ремонт рулевых механизмов типа червякмеханизмов без ролик. Ремонт рулевых механизмов реечного усилителя. типа. Тема 8.3. Практическое занятие Замена элементов Замена рулевых тяг рулевой трапеции. рулевого привода. Тема 8.4. Содержание учебного материала Устройство Устройство тормозной системы легкового 4 2 8 2 2 2 2 28 2 4 2 6 автомобиля тормозной системы. Тема 8.5. Практическое занятие Ремонт колесных Разборка, осмотр, замена деталей, сборка, тормозных регулировка барабанных и дисковых колесных механизмов. тормозных механизмов легкового автомобиля. Тема 8.6. Практическое занятие Ремонт стояночной тормозной Ремонт стояночной тормозной системы. ТО системы. ТО тормозной системы тормозной системы. Тема 8.7. Практическое занятие Работа по заданию модуля «Системы управления, Диагностика подвески и систем управления, подвески» из замеры, определение и устранение компетенции неисправностей, сборка, регулировка углов Ремонт и установки колес (УУК). обслуживание легковых автомобилей WSR Итоговая Практическое занятие работа Модуль А «Система управления двигателем» Модуль В «Системы рулевого управления, подвеска» Модуль С «Электрические и электронные системы» Модуль D «Двигатель (механическая часть)» Модуль Е «Коробка передач (механическая часть)» Модуль G «Тормозные системы» 4 4 2 12 12 Планируемые результаты Обучающиеся будут знать: -наименование узлов и деталей, входящих в состав систем автомобилей; - виды нормативно технической документации для проведения ТО и ремонта автомобилей; - технологический процесс по разборке и сборке узлов автомобилей; - номенклатуру применяемого при ремонте инструмента; - общее устройство основных агрегатов и узлов автомобилей. Обучающиеся будут уметь: - уметь определять признаки неисправностей в работе узлов и систем автомобилей; - давать заключение о техническом состоянии механизма; уметь определять изношенные или неисправные детали; - разбирать, собирать узлы автомобиля, заменять неисправные детали; -уметь выполнять требования техники безопасности; -производить демонтаж и монтаж деталей; -выполнять приёмы работ с использованием инструмента, приспособлений и оснастки. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы требует наличия мастерской или лаборатории ремонта автомобилей. Оборудование лаборатории (мастерской): «Ремонт автомобилей» - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - автомобиль, сборочные единицы и механизмы двигателя, трансмиссии, подвески, электрооборудования, систем управления; - оборудование, инструмент, приспособления и инвентарь для технического обслуживания и ремонта автомобиля, его узлов и систем; - наглядные пособия; - техническая, нормативная и технологическая документация; - мультимедийная система (экспозиционный экран, мультимедийный проектор, акустическая система, принтер, сканер, компьютер с лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения); - модели узлов с вырезами: двигатель, коробка передач, генератор, стартер, рулевой механизм, подвеска, задний мост, колесные тормозные механизмы. - технологические карты по разборке-сборке узлов автомобилей. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ Основные источники: 1. Шишлов А.Н., Лебедев С.В. Автомобильные двигатели - М., 2017-279с. 2. Шишлов А.Н., Лебедев С.В. Электрооборудование автомобилей. Трансмиссия автомобилей. — М.: 2017-230с. 3. Шишлов А.Н., Лебедев С.В. Ходовая часть автомобилей. Органы управления автомобилей - М.: 2017-279с. 4. Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - М: ИЦ «Академия», 2018; 5. Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: ПО в 2 ч. — М.: ИЦ «Академия» «Академия», 2018. Дополнительные источники: 1. Пехальский А.П. Устройство автомобилей. - М.: ИЦ «Академия», 2017; 2. Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей. - М.: ИЦ «Академия», 2018. 3. Шишлов А.Н., Лебедев С.В. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта - М.: , 2017-352с. Электронные ресурсы: 1. http://znanium.com Электронно-библиотечная система Znaniiim.com 2. http://urait-book.ru Электронная библиотечная система Юрайт