РП математика 1-4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО
УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового
от « 30» августа 2021 года протокол № 1
Председатель ________ Г.П.Власова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По математике
Уровень образования (класс) начальное общее образование (1-4 класс)
Количество часов 540
Учитель Чудикова Ольга Николаевна
Программа разработана на основе примерной программы по русскому
языку федерального государственного образовательного стандарта общего
начального образования ( приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября
2009г с изменениями), включённой в содержателный раздел примерной
основной образовательной программы НОО, одобренной решением
федерального учебно- методического объединения по общему образованию
( протокол от 08.04. 2015г № 1\5)

1

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по математике разработана на основе :
-Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.),,Концепции духовно –
нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также
планируемых результатов
начального общего образования, на основе
примерной программы по математике ФГОС, включенной в содержательный
раздел примерной основной образовательной программы НОО, одобренной
решением Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)
Реализуется на основе УМК «Перспектива», учебник «Математика»
Г.В.Дорофеева, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
• математическое развитие младшего школьника - формирование
способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаковосимволического мышления), пространственного воображения, математической
речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать
обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов,
оснований для упорядочения, вариантов и др.);
• освоение начальных математических знаний - понимание значения величин
и способов их измерения; использование арифметических способов для
разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и
практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения
арифметических действий;
• развитие интереса к математике, стремления использовать математические
знания в повседневной жизни.
Роль учебного курса: рабочая программа направлена на формирование
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса
математики.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического
содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися
следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
2

Личностными результатами обучения в начальной школе являются:
I.
Гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине — Рос сии;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны
и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений
II. Духовно-нравственное воспитание:
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к
другому человеку;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
III.
Эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности.
IV. Физическое воспитание, формирование культуры
здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью
V.
Трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, бе- режное
отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям
VI.
Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред
VII. Формирование представлений о ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность
анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических
3

характеристик, устанавливать количественные и пространственные
отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска
необходимой информации, определять логику решения практической и
учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью
знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход
решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о
числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах,
геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения
изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы
нахождения величин, приемы решения задач, умения использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для
решения математических задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ














Учащиеся научатся:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины
(метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр,
квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм,
килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя,
месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям
на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины
в разных единицах измерения;
выполнять арифметические действия с величинами;
правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма,
разность, произведение, частное); названия компонентов сложения
(слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность),
умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель,
частное);
находить неизвестные компоненты арифметических действий;
вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на
основе знания правил порядка выполнения действий;
выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
4

 устно выполнять простые арифметические действия с многозначными
числами;
 письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные
числа;
 проверять результаты арифметических действий разными способами;
 использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении
значений выражений;
 осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и
устанавливать зависимости между компонентами числового выражения,
данными текстовой задачи;
 понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной
пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных
единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем
работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление
изделия, количеством изделий и расходом материалов;
 решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение
количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию,
нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного
объекта; разностное и кратное сравнение;
 задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное
движение и движение в противоположных направлениях: на
производительность; на расход материалов;
 распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка,
отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник,
прямоугольник, квадрат, куб, шар);
 различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
 изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
 строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
 решать геометрические задачи на определение площади и периметра
прямоугольника.
Учащиеся получат возможность научиться:
 выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
 вычислять значения числовых выражений рациональными способами,
используя свойства арифметических действий;
 прогнозировать
результаты
вычислений;
оценивать
результаты
арифметических действий разными способами;
5

 решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение
количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение
множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного
объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;
 видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и
использовать её при решении текстовых задач;
 решать задачи разными способами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные











Учащиеся научатся:
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного
материала;
использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений,
свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной
деятельности;
самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и
действия, необходимые для решения задачи;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с
опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов
контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении,
вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при
делении);
вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам
самопроверки;
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами,
учителем;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её
в работе над ошибками.

Учащиеся получат возможность научиться:
 планировать собственную познавательную деятельность с учётом
поставленной цели (под руководством учителя);
 использовать универсальные способы контроля результата вычислений
(прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка
результата).
6

Познавательные






















Учащиеся научатся:
выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую
запись условия задачи;
моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
сопоставлять разные способы решения задач;
использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на
пропорциональную зависимость);
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий
(продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и
решать задачи по аналогии);
осуществлять
синтез
числового
выражения
(восстановление
деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление
условия по рисунку, схеме, краткой записи);
конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать
часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую
фигуру на части;
сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые
задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы,
диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать
диаграммы;
находить нужную информацию в учебнике.
Учащиеся получат возможность научиться:
моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему
решения задачи в несколько действий;
решать задачи разными способами;
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений,
способы решения задач;
проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного
выражения;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её,
использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного
вида в другой;
7






находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми
жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода
материалов).

Коммуникативные
Учащиеся научатся:
 сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать
очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное
решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения
задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных
задач);
 задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
 учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные
ошибки, обосновывать своё решение;
 выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая
общий план действий и конечную цель;
 задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи,
формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения курса математики, обучающиеся на ступени начального
общего образования:
 научатся использовать начальные математические знания для описания
окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и
пространственных отношений;
 овладеют основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, приобретут
необходимые вычислительные навыки;
 научатся применять математические знания и представления для решения
учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических
знаний в повседневных ситуациях;
 получат представление о числе как результате счёта и измерения, о
десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и
8

письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный
компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и
находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
 познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся
распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют
способами измерения длин и площадей;
 приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для
практико-ориентированной математической деятельности умения,
связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут
научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм,
заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать
информацию, делать выводы и прогнозы.
Числа и величины
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или
самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на
несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
признаку;
читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь,
скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения
между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута — секунда; километр
— метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр
— миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои
действия;
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади,
времени), объяснять свои действия.
Арифметические действия
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение,
вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах
10·000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов
письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
9

выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных,
двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах
100 (в том числе с нулём и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его
значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 2—3 арифметических
действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия,
прикидки и оценки результата действия и др.).
Работа с текстовыми задачами
Выпускник научится:
анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами,
взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и
порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью,
арифметическим способом (в 1—2 действия);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли
(половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);
решать задачи в 3—4 действия;
находить разные способы решения задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок,
ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат,
окружность, круг);
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями
(отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться распознавать, различать и
10

называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.
Геометрические величины
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Выпускник получит возможность научиться вычислять периметр
многоугольника, площадь фигуры, составленной из прямоугольников.
Работа с информацией
Выпускник научится:
устанавливать истинность (верно, неверно) утверждений о числах, величинах,
геометрических фигурах;
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
читать несложные готовые круговые диаграммы;
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах
несложных таблиц и диаграмм;
·понимать простейшие выражения, содержащие логические связки и слова
(«и», «если то», «верно/неверно, что», «каждый», «все»,
«некоторые», «не»);
составлять, записывать и выполнять инструкцию (простой алгоритм), план
поиска информации;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме
(таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную
информацию с помощью таблиц и диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных
исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и
прогнозы).
Система оценки планируемых результатов
Оценивание устных ответов
11

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие
показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:
•
неправильный ответ на поставленный вопрос;
•
неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание
без помощи учителя;
•
при
правильном
выполнении
задания
неумение
дать
соответствующие объяснения.
Недочеты:
•
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
•
при правильном ответе неумение самостоятельно или полно
обосновать и проиллюстрировать его;
•
неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
•
медленный темп выполнения задания, не являющийся
индивидуальной особенностью школьника;
•
неправильное произношение математических терминов.
Оценивание устных ответов по математике
«5» ставится ученику, если он:
а) дает правильные ответы на все поставленные вопросы, обнаруживает
осознанное усвоение правил, умеет самостоятельно использовать изученные
математические понятия;
б) производит вычисления, правильно обнаруживая при этом знание изученных
свойств действий;
в) умеет самостоятельно решить задачу и объяснить ход решения;
г) правильно выполняет работы по измерению и черчению;
д) узнает, правильно называет знакомые геометрические фигуры и их элементы;
е) умеет самостоятельно выполнять простейшие упражнения, связанные с
использованием буквенной символики.
«4» ставится ученику в том случае, если ответ его в основном соответствует
требованиям, установленным для оценки «5», но:
а) при ответе ученик допускает отдельные неточности в формулировках или при
обосновании выполняемых действий;
12

б) допускает в отдельных случаях негрубые ошибки;
в) при решении задач дает недостаточно точные объяснения хода решения,
пояснения результатов выполняемых действий;
г) допускает единичные недочеты при выполнении измерений и черчения.
«3» ставится ученику, если он:
а) при решении большинства (из нескольких предложенных) примеров получает
правильный ответ, даже если ученик не умеет объяснить используемый прием
вычисления или допускает в вычислениях ошибки, но исправляет их с помощью
учителя;
б) при решении задачи или объяснении хода решения задачи допускает ошибки,
но с помощью учителя справляется с решением.
«2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части
программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями
даже при помощи учителя
Математический диктант
-время проведения - 5 - 7 мин.
Класс Кол-во На
контроле Примерные темы
за год администрации
1

5

1-2

1.Нумерация чисел в пределах 10.
2.Таблица сложения (вычитания).

2

8

2

1.Решение примеров с переходом через десяток.
2.Таблица умножения (деления).

3

8

2

1.Порядок действий с выражениями со скобками и
без них.

4

8

2

1.Решение арифметических задач.

Критерии оценивания математического диктанта.
Математический диктант, включающий в себя 8-10 примеров для проверки
вычислительных навыков:
«5»

- все выполнено верно, не более одного недочета;
«4» - не выполнена 1/5 часть задания;
«3» - не выполнена 1/4 часть задания;
«2» - не выполнена 1/2 часть задания.
13

2.Контрольные работы
-время проведения: 35-40 мин.
Класс

Кол-во за год

На контроле администрации

1

5

-

2

10

2

3

10

2

4

12

2

Оценивание письменных работ
В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность
выполнения и объем выполненного задания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
•
незнание или неправильное применение свойств, правил,
алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения
задания или используемых в ходе его выполнения;
•
неправильный выбор действий, операций;
•
неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка
вычислительных умений и навыков;
•
пропуск части математических выкладок, действий, операций,
существенно влияющих на получение правильного ответа;
•
несоответствие
пояснительного
текста,
ответа
задания,
наименования величин выполненным действиям и полученным
результатам;
•
несоответствие выполненных измерений и геометрических
построений заданным параметрам.
•
Недочеты:
неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
•
ошибки в записях математических терминов, символов при
оформлении математических выкладок;
•
неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с
проверкой вычислительных умений и навыков;
•
наличие записи действий;
•
отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.
Контрольная работа (примеры):
«5» - без ошибок
«4» - 1 – 2 ошибки
«3» - 2 – 3 ошибки
«2» - 4 и более ошибок
14

Контрольная работа (задачи):
«5» - без ошибок
«4» - 1 – 2 негрубые ошибки
«3» - 2 – 3 ошибки (более половины работы выполнено)
«2» - 3 и более ошибок
Оценивание итоговых контрольных работ (комбинированного характера)
Они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического
характера и др. В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач,
примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая
отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний
балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы
являются
основными.
Нормы оценок за итоговые контрольные работы соответствуют общим
требованиям
(см.
оценивание
письменных
работ).
Тестирование
• проводиться для замера знаний и умений учащихся 3- 4 классов;
• оно содержит обобщенный материал по арифметическим и геометрическим
навыкам и нацелено на выявление и усвоение нового материала;
• задания должны иметь однозначный ответ.
3. Содержание учебного предмета, курса

3.1.Таблица тематического распределения часов по примерной программе
( I вариант).
Количество часов
Примерная
программа

Рабочая
программа

Рабочая программа по
классам
1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл.

1. Числа и величины.

70

70

23

13

15

19

2. Арифметические действия.
3. Работа с текстовыми задачами.
Пространственные отношения.
4.
Геометрические фигуры.
5. Геометрические величины.
6. Работа с информацией.

190
110

190 (40р.ч.) 49
110
22

56
30

80
24

45
34

50

50

22

14

2

12

40
40

40
40

6
10

9
14

10
5

15
11

№ п/п Разделы, темы

15

Резерв

40

Итого.

540

540

-

-

-

132

136 136

136

Резервные часы (40часов) добавлены в раздел «Арифметические действия»
для отработки навыков устного и письменного счёта.
3.2. Содержание программы
1 класс (132 часа)
1. Числа и величины (23 часа)
Счет предметов. Названия, запись, последовательность чисел до 100.
Сравнение чисел (знаки сравнения). Числовой ряд, взаимное расположение
чисел в числовом ряду (следующее число, предыдущее). Четные и нечетные
числа. Десятичный состав двузначных чисел.
Масса, единицы массы (килограмм). Вместимость, единицы вместимости
(литр).
2.Арифметические действия (49 час)
Сложение, вычитание (смысл действий, знаки действий). Переместительный
закон сложения. Взаимосвязь действий сложения и вычитания.
Таблица сложения в пределах 20. Сложение и вычитание в пределах 20 с
переходом через десяток. Сложение и вычитание с числом 0.
Выражение (сумма, разность), значение выражения. Равенство, неравенство.
Названия компонентов сложения и вычитания (слагаемые, уменьшаемое,
вычитаемое). Нахождение значения выражения без скобок. Рациональные
приёмы вычислений (перестановка и группировка слагаемых).
3.Работа с текстовыми задачами (22 часов)
Сравнительные количественные характеристики групп предметов: столько
же, больше, меньше, больше на..., меньше на... .
Развитие способности понимания текста, содержащего числовые данные.
Моделирование текста, содержащего числовые данные. Структура и элементы
текстовой задачи (условие, вопрос, числовые данные, неизвестное). Краткая
запись условия, восстановление условия задачи по краткой записи.
Решение текстовых задач: нахождение суммы и остатка, увеличение
(уменьшение) на несколько единиц, нахождение слагаемого, нахождение
уменьшаемого, нахождение вычитаемого.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры (22 часа)
Пространственные отношения (выше–ниже, длиннее–короче, шире–уже,
перед, за, между, слева–справа).
Отрезок, прямая линия, кривая.
Многоугольники: квадрат, прямоугольник, треугольник. Круг.
5.Геометрические величины (6 часов)
16

Измерение длины отрезка, изображение отрезка заданной длины. Длина.
Единицы длины (сантиметр, дециметр). Длина ломаной.
6.Работа с информацией (10 часов)
Виды информации: текст, рисунок, схема, символьная запись. Сопоставление
информации, представленной в разных видах.
Таблица (строка, столбец). Табличная форма представления информации.
Чтение и заполнение таблиц.
2 класс (136 часов)
1.Числа и величины (13 часов)
Названия, запись, последовательность чисел до 1000. Сравнение чисел.
Разряды (единицы, десятки, сотни).
Время, единицы времени (час, минута). Метрические соотношения между
изученными единицами времени.
2.Арифметические действия (56 часов)
Сочетательный закон сложения. Сложение и вычитание чисел в пределах 100
с переходом через десяток. Письменное сложение и вычитание чисел. Проверка
результатов вычитания сложением
Умножение, деление (смысл действий, знаки действий). Таблица умножения,
соответствующие случаи деления. Умножение и деление с числами 0 и 1.
Переместительный и сочетательный законы умножения. Взаимосвязь действий
умножения и деления. Проверка результатов деления умножением.
Выражение (произведение, частное). Названия компонентов умножения и
деления (множители, делимое, делитель). Порядок действий. Нахождение
значения выражения со скобками. Рациональные приёмы вычислений
(перестановка и группировка множителей, дополнение слагаемого до круглого
числа).
3.Работа с текстовыми задачами (30 часов)
Составление краткой записи условия. Моделирование условия текстовой
задачи.
Решение текстовых задач: разностное сравнение, нахождение произведения,
деление на равные части, деление по содержанию, увеличение и уменьшение в
несколько раз.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.(14 часов)
Луч, ломаная, многоугольник. Куб, пирамида.
Угол. Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников
(прямоугольный, равносторонний). Свойства сторон прямоугольника, квадрата,
ромба (на уровне наглядных представлений).
5.Геометрические величины (9 часов)
17

Единицы длины (миллиметр, метр). Измерение длины отрезка. Метрические
соотношения между изученными единицами длины.
Периметр многоугольника.
Площадь (на уровне наглядных представлений).
6.Работа с информацией. (14 часов)
Интерпретация информации, представленной в виде рисунка, в табличной
форме. Представление текста в виде схемы (моделирование условия задачи).
Знакомство с комбинаторными задачами. Решение комбинаторных задач с
помощью схемы, таблицы
3 класс (136 часов)
1.Числа и величины (15часов)
Названия, запись, последовательность чисел до 1000. Сравнение чисел.
Разряды (единицы, десятки, сотни), разрядный состав трехзначных чисел.
Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.
Масса, единицы массы (тонна, грамм). Метрические соотношения между
изученными единицами массы.
Время, единицы времени (секунда, сутки, неделя, месяц, год). Метрические
соотношения между изученными единицами времени.
Скорость, единицы скорости.
2.Арифметические действия (80час)
Распределительный закон. Сложение и вычитание с переходом через разряд в
пределах 1000.
Письменное умножение на однозначное число в пределах 1000. Деление с
остатком. Письменное деление на однозначное число в пределах 1000.
Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.
Рациональные приёмы вычислений (вычитание числа из суммы и суммы из
числа, умножение и деление суммы на число).
Приёмы контроля и самопроверки результата вычислений (определение
последней цифры результата сложения, вычитания, умножения; определение
первой цифры результата деления и числа цифр в ответе).
3.Работа с текстовыми задачами(24 часа)
Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами.
Решение текстовых задач: кратное сравнение; определение длины пути,
времени и скорости движения; определение цены и стоимости; определение доли
числа и числа по доле.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры.(2 часов)
Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение
18

геометрических фигур на клетчатой бумаге.
5.Геометрические величины (10 часов)
Единицы длины (километр). Метрические соотношения между изученными
единицами длины.
Единицы площади (квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный
километр). Площадь прямоугольника.
6.Работа с информацией (5 часов)
Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с
таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами (столбчатая
диаграмма, круговая диаграмма).
4 класс
1.Числа и величины (19 часа)
Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды.
Сравнение чисел.
Масса, единицы массы (центнер, тонна). Метрические соотношения между
изученными единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по массе.
Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными
единицами времени. Сравнение и упорядочивание промежутков времени по
длительности.
2.Арифметические действия (45 час)
Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на
двузначные и трехзначные числа. Рациональные приёмы вычислений
(разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9,
99 и т.д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе.
Способы проверки правильности вычислений.
Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с
переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий
буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий
(усложненные случаи).
Действия с величинами.
3.Работа с текстовыми задачами (34 часов)
Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих
однородные величины.
Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в
противоположных
направлениях;
определение
объёма
работы,
производительности и времени работы, определение расхода материалов.
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры(12 часов)
Круг и окружность (радиус, диаметр). Построение окружности с помощью
19

циркуля.
5.Геометрические величины(15 часов)
Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение
и упорядочивание величин по длине.
Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между
изученными единицами площади. Сравнение и упорядочивание величин по
площади.
Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на
определение периметра и площади.
6.Работа с информацией (11часов)
Информация, способы представления информации, работа с информацией
(сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая).
Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»).

20

4.Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся (1 вариант)
Содержание курса

Счёт предметов. Чтение и
запись чисел от нуля до
миллиона. Классы и разряды.
Представление многозначных
чисел в виде суммы разрядных
слагаемых.
Сравнение
и
упорядочение чисел, знаки
сравнения.
Измерение величин; сравнение
и
упорядочение
величин.
Единицы
массы
(грамм,
килограмм, центнер, тонна),
вместимости (литр), времени
(секунда,
минута,
час).
Соотношения
между
единицами
измерения
однородных
величин.
Сравнение и упорядочение
однородных величин. Доля
величины (половина, треть,
четверть,
десятая,
сотая,
тысячная).

Тематическое планирование

1.Числа и величины (70 ч)
Числа.
Счет предметов. Порядок следования
чисел при счете. Число
«нуль». Классы и разряды. Образование
многозначных чисел. Запись
и чтение чисел от 1 до 1 000
000.Представление числа в виде суммы
разрядных слагаемых.
Отношения
«равно», «больше», «меньше» для
чисел, знаки сравнения. Сравнение чисел (с
опорой на порядок следования чисел при
счете, с помощью действий вычитания,
деления).
Сравнение
многозначных
чисел.
Группировка чисел. Упорядочение
чисел.
Составление
числовых
последовательностей.
Величины.
Различные
способы
измерения
величин. Сравнение
и
упорядочение
предметов
(событий)
по
разным
признакам: массе, вместимости, времени,
стоимости. Единицы массы:
грамм,

Характеристика
деятельности
учащихся

Основные направления
воспитательной
деятельности в рамках
модуля «Школьный урок»

Сравнивать числа по классам
1.2.3.7
и разрядам.
Моделировать
ситуации,
требующие перехода от одних
единиц
измерения к другим.
Составлять модель числа.
Группировать
числа
по
заданному или самостоятельно
установленному правилу.
Наблюдать:
устанавливать
закономерности
в
числовой
последовательности, составлять
числовую последовательность по
заданному или самостоятельно
выбранному правилу.
Оценивать
правильность
составления
числовой
последовательности.
Исследовать
ситуации,
требующие сравнения чисел и
величин, их упорядочения.
Характеризовать явления и
21

килограмм,
центнер, тонна. Единица события
вместимости: литр. Единицы времени: величин.
секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц,
год, век Стоимость. Единицы стоимости:
копейка, рубль. Соотношения
между единицами измерения однородных
величин. Упорядочение величин. Доля
величины. Нахождение доли величины.
2.Арифметические действия (190 ч+ 40р.ч=230 часов)
Сложение,
вычитание,
умножение и деление. Названия
компонентов арифметических
действий, знаки
действий.
Таблица сложения. Таблица
умножения.
Связь
между
сложением,
вычитанием,
умножением
и
делением.
Нахождение
неизвестного
компонента арифметического
действия. Деление с остатком.
Числовое
выражение.
Установление
порядка
выполнения
действий
в
числовых
выражениях
со
скобками
и
без
скобок.
Нахождение
значения
числового
выражения.
Использование
свойств
арифметических действий в
вычислениях (перестановка и
группировка
слагаемых
в

Сложение и вычитание
Сложение. Слагаемые, сумма.
Знак сложения. Таблица сложения.
Сложение с нулем.
Перестановка
слагаемых
в
сумме
двух
чисел.
Перестановка и группировка слагаемых в
сумме нескольких чисел.
Вычитание.
Уменьшаемое,
вычитаемое, разность. Знак вычитания.
Вычитание нуля.
Взаимосвязь сложения и вычитания.
Нахождение
неизвестного
компонента сложения, вычитания. Устное
сложение и вычитание чисел в пределах
ста (и в случаях, сводимых к выполнению
действий в пределах ста, в том числе с 0 и
1).
Отношения
«больше на...», «меньше на...». Нахождение
числа, которое на несколько единиц
(единиц разряда) больше или
меньше данного.
Алгоритмы письменного сложения и

с

использованием

Сравнивать разные способы
вычислений, выбирать удобный.
Моделировать ситуации,
иллюстрирующие
арифметическое
действие и ход его выполнения.
Использовать математическую
терминологию при записи и
выполнении арифметического
действия (сложения, вычитания,
умножения.
деления).
Моделировать
изученные
арифметические зависимости.
Составлять инструкцию, план
решения, алгоритм выполнения
задания(при записи числового
выражения, нахождении
значения числового выражения и
т.д.)
Прогнозировать результат
вычисления.

2.3.5

22

сумме,
множителей
в
произведении;
умножение
суммы и разности на число).
Алгоритмы письменного
сложения,
вычитания,
умножения
и
деления
многозначных чисел.
Способы
проверки
правильности
вычислений
(алгоритм, обратное действие,
оценка
достоверности,
прикидки
результата,
вычисление на калькуляторе).

вычитания многозначных чисел.
Умножение и деление
Умножение. Множители, произведение.
Знак умножения. Таблица
умножения.
Перестановка множителей в произведении
двух чисел. Перестановка и группировка
множителей в произведении нескольких
чисел. Умножение на нуль, умножение
нуля.
Деление. Делимое, делитель, частное.
Знак деления. Деление в пределах таблицы
умножения. Внетабличное деление в
пределах ста. Деление нуля. Деление с
остатком, проверка правильности
выполнения действия.
Взаимосвязь умножения и сложения,
умножения и деления. Нахождение
неизвестного компонента
умножения,
деления.
Отношения «больше в ... раз»,
«меньше в ... раз». Нахождение числа,
которое в несколько раз больше или
меньше данного.
Алгоритмы письменного умножения и
деления многозначного
числа на однозначное, двузначное,
трехзначное число.
Числовые выражения
Чтение и запись числового выражения.
Скобки. Порядок выполнения действии в
числовых выражениях. Нахождение
значений числовых выражений со

Контролировать и осуществлять пошаговый контроль
правильности и полноты
выполнения алгоритма
арифметического действия.
Использовать различные
приемы проверки правильности
вычисления результата действия,
нахождения значения числового
выражения.

23

скобками и без скобок.
Свойства арифметических действий:
переместительное свойство сложения и
умножения,
сочетательное
свойство
сложения и умножения, распределительное
свойство
умножения
относительно
сложения,
относительно
вычитания.
Использование свойств арифметических
действий для удобства вычислений.
Способы
проверки
правильности
вычислений (алгоритм, обратное действие,
оценка
достоверности,
прикидки
результата, вычисление на калькуляторе).
Решение текстовых задач
арифметическим
способом.
Планирование хода решения
задачи. Представление текста
задачи
(таблица,
схема,
диаграмма и другие модели).
Задачи,
содержащие
отношения «больше на (в)…»,
«меньше на (в)…». Зависимости
между
величинами,
характеризующими процессы:
движения,
работы,
куплипродажи и др.Скорость, время,
путь, объём работы, время,
производительность
труда;
цена, количество товара , общая
стоимость товара и др.

3.Работа с текстовыми задачами (110 часов)
Выполнять краткую запись
Задача
1.2.6.7
Условие и вопрос задачи. Установление разными способами, в том числе
зависимости
между
величинами, с помощью геометрических
представленными в задаче. Планирование образов (отрезок, прямоугольник
хода решения задачи. Запись решения и и др.)
ответа
Планировать
решение
на вопрос задачи. Арифметические
задачи.
действия с величинами при решении задач. Выбирать
наиболее
Примеры задач, решаемых разными целесообразный
способ
способами.
решения
текстовой задачи.
выбор
Решение
текстовых
задач Объяснять
арифметических действий для
арифметическим способом
Задачи, при
решении
которых решения.
используются: смысл арифметического
Действовать по заданному и
действия
(сложение,
вычитание, самостоя-тельно составленному
умножение, деление); понятия «увеличить плану решения задачи.
на (в)...», «уменьшить на (в)...»; сравнение Презентовать
различные
24

Задачи на нахождение доли величин.
Задачи,
содержащие способы
рассуждения
(по
целого и целого по значению зависимость между величинами, харак- вопросам, с комментированием,
его доли.
теризующими
процессы:
движения составлением
(скорость, время, пройденный путь при выражения).
равномерном прямолинейном
Самостоятельно
выбирать
движении), работы (производительность способ решения задачи.
труда,
время,
объем всей работы), Использовать геометрические
изготовления товара (расход на предмет, образы для решения задачи.
количество предметов, общий расход), Контролировать:
расчета (цена товара, количество, общая обнаруживать и устранять
стоимость).
ошибки логического (в ходе
Задачи на время
(начало,
конец, решения) и арифметического (в
продолжительность события).
вычислении) характера.
Решение текстовой задачи в несколько Наблюдать
за
изменением
действий разными способами.
решения задачи при изменении ее
Предметное
представление
о доле. условия (вопроса)
Задачи, содержащие долю (половина,
треть, четверть, пятая часть и т. п.); задачи
на нахождение доли целого и целого по
значению его доли.
Решение задач логического характера
4.Пространственные отношения. Геометрические фигуры (50 ч)
Взаимное
расположение Описание
местоположения предмета в Моделировать разнообразные
3.4.5
предметов в пространстве и на пространстве и на плоскости. Взаимное ситуации расположения объектов
плоскости (выше-ниже, слева- расположев
справа.сверху-снизу,
ближе- ние предметов в пространстве и на пространстве и на плоскости.
дальше.
плоскости:
выше-ниже, слева-справа, Конструировать
модели
между и пр.).
сверху-снизу, ближе-дальше, между
геометрических
фигур,
Распознавание и изображение
преобразовывать
модели.
Геометрические фигуры
геометрических фигур: точка, Распознавание
и
называние Наблюдать:
находить
линия (кривая,
прямая), геометрической фигуры: точка, линия геометрические
формы
в
отрезок,
ломаная,
угол, (кривая, прямая), отрезок, ломаная окружающем
25

многоугольник, треугольник,
прямоугольник,
квадрат,
окружность,
круг.
Использование
чертежных
инструментов для выполнения
построений.
Геометрические
формы
в
окружающем
мире.
Распознавание и называние:
куб, шар, пирамида, цилиндр,
конус

(замкнутая и незамкнутая), угол (прямой,
острый,
тупой),
многоугольник,
треугольник, прямоугольник, квадрат,
окружность, круг. Выделение фигур на
чертеже.
Изображение фигуры от руки.
Построение отрезка заданной длины,
прямоугольника
с
определенными
длинами сторон с помощью чертежных
инструментов
(линейки,
чертежного
угольника) на бумаге в клетку. Построение
окружности с помощью циркуля.
Соотнесение реальных объектов с
моделями геометрических фигур.
Распознавание
и
называние
геометрического тела:
куба, шара,
пирамиды, цилиндра, конуса
5.Геометрические величины (40 ч)

Геометрические величины и их
измерение. Измерение длины Длина отрезка. Периметр
Измерение длины отрезка. Единицы
отрезка.
Единицы
длины
длины: миллиметр, сантиметр,
(миллиметр,
сантиметр,
дециметр, метр, километр;
дециметр, метр.
соотношения между ними. Переход от
километр).
одних единиц длины к другим.
Периметр.
Вычисление
Длина ломаной. Периметр. Измерение
периметра
треугольника,
и вычисление периметра
прямоугольника, квадрата.
прямоугольника, квадрата,
Площадь.
Единицы
треугольника, произвольного
площади
(квадратный
многоугольника.
сантиметр,
квадратный
Площадь
дециметр, квадратный метр).
Единицы площади: квадратный

мире.
Характеризовать
свойства
геометрических фигур
Сравнивать
геометрические
фигуры по форме

Анализировать
житейские 2.3
ситуации, требующие умения
находить
геометрические
величины
(планировка,
разметка).
Сравнивать геометрические
фигуры по величине (размеру).
Классифицировать (объединять
в
группы)
геометрические
фигуры.
Находить
геометрическую
величину разными способами
Использовать различные
26

Измерение
площади
геометрической
фигуры.
Точное
и
приближённое
измерение
площади
геометрической
фигуры.
Вычисление площади
прямоугольника

Сбор и представление
информации, связанной со
счётом (пересчётом),
измерением величин;
фиксирование результатов.
Чтение и заполнение таблицы.
Интерпретация данных
таблицы. Чтение столбчатой
диаграммы. модели (схема,
таблица, цепочка).Сбор и
представление информации,
связанной со счетом,
измерением величин;
фиксирование результатов
сбора.

сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр, квадратный километр; соотношения между ними.
Измерение площади геометрической
фигуры с помощью палетки.
Вычисление площади прямоугольника,
квадрата.
Оценка размеров геометрических
объектов, расстояний приближенно (на
глаз)
6.Работа с информацией (40 ч)
Формулирование проблемы для
поиска
информации,
составление
простейшего алгоритма (или) плана поиска,
отбор источников информации, выбор
способа представления результатов.
Сбор
информации.
Поиск
информации в математических текстах,
содержащих рисунки, таблицы, схемы.
Описание предметов, объектов, событий на
основе полученной информации.
Логические выражения , содержащие
связки
«..и»,
«если…,то…»,
«верно/неверно, что…», «каждый», «все»,
«некоторые», «не»: чтение, понимание ,
составление.
Проверка
истинности
утверждения.
Упорядочение математических объектов.
Составление
конечной
последовательности(цепочки) предметов,
чисел, геометрических фигур и др.
Таблица. Чтение и заполнение строк,

инструменты и технические
средства для проведения
измерений.

Работать
с
информацией: 1.2.3.4.5.6.7
находить,
обобщать
и
представлять данные (с помощью
и самостоятельно); использовать
справочную
литературу для уточнения и
поиска
информации;
интерпретировать информацию
(объяснять,
сравнивать
и
обобщать
данные,
формулировать выводы и прогнозы)
Понимать информацию,
представленную разными
способами (текст, таблица,
схема, диаграмма и др.).
Использовать информацию для
установления количественных и
пространственных отношений,
причинно-следственных связей.

27

столбцов несложной готовой таблицы.
Таблица как средство
описания предметов, объектов, событий.
Выявление
соотношений
между
значениями величин в таблице.
Заполнение таблицы по тексту, текста по
таблице.
Диаграмма.
Чтение
столбчатой
диаграммы. Представление информации в
таблице , на диаграмме.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания кафедры
учителей начальных классов
МБОУСОШ №18п.Парковый
от 30.08.2021 года № 1
Руководитель кафедры ______О.А. Черницына

Строить и объяснять
простейшие логические
выражения.
Находить общее свойство
группы предметов, чисел,
геометрических фигур, числовых
выражений и пр.; проверять его
выполнение для каждого объекта
группы.
Сравнивать
и
обобщать
информацию, представленную в
строках, столбцах таблицы.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________
Н.Г.Клименко
30.08.2021года

28

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».