РП география СОО 10-11

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО

УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового
от « 30» августа 2022 года протокол № 1
Председатель

________

Г.П.Власова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По географии
Уровень образования среднее общее образование
Количество часов 68
Учитель Косов Иван Александрович
Программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, примерной
программы по географии СОО (базовый уровень), с учетом рабочей
программы Н.В.Болотниковой (Москва, Изд. «Планета», 2016)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии разработана на основании ФГОС
среднего общего образования, примерной программы для среднего общего
образования по географии (базовый уровень) 2010 года, рабочей программы
Н.В.Болотниковой (М., Изд. «Планета», 2016), в соответствии с требованиями,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной
дисциплины «География».
Выбор программы обусловлен наличием учебника Максаковского В.П.
«Экономическая и социальная география мира» - М.: Просвещение, 2017 г.,
рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации
и УМК для учителя.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ
В результате изучения географии на базовом уровне
Выпускник научится:
Знать и понимать:

Основные географические понятия и термины; традиционные и новые
методы географических исследований.

Особенности размещения основных видов природных ресурсов, их
главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и
динамику населения мира, отдельных
регионов и стран, их
этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни
населения, основные направления миграций; проблемы современной
урбанизации.

Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры
мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую
специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню
социально-экономического
развития,
специализации
в
системе
международного географического разделения труда; географические аспекты
глобальных проблем человечества.

Особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении
труда.
Выпускник получит возможность научиться

Определять и сравнивать по разным источникам информации
географические тенденции развития природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, процессов и явлений.

Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и
регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и
территориальной концентрации населения и производства, степень природных,

антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Применять разнообразные источники географической информации для
проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и
геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под
влиянием разнообразных факторов.

Составлять комплексную географическую характеристику регионов и
стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и процессов,
их территориальные взаимодействия.

Сопоставлять географические карты различной тематики.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви
и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства
географического пространства России как единой среды проживания
населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
2)
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых
познавательных интересов;
3)
Формирование личностных представлений о целостности природы,
населения и хозяйства Земли
4)
Формирование уважительного отношения к истории, культуре,
национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;
осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере
5)
Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей
6)
Развитие морального сознания и компетентности в решении
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам

7)
Формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной,
общественно
полезной,
учебно–исследовательской,
творческой и других видов деятельности
8)
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил
поведения на транспорте и на дорогах
9)
Формирование экологического сознания на основе признания ценности
жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде и рационального природопользования
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности
семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей
семьи
11)
Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе,
эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты обучения географии:
1)
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2)
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
3)
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4)
умение оценивать правильность
собственные возможности ее решения;

выполнения

учебной

задачи,

5)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6)
умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

7)
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8)

смысловое чтение;

9)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по географии являются:
1)
формирование представлений о географической науке, ее роли в
освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте
научной картины мира, об их необходимости для решения современных
практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны
окружающей среды и рационального природопользования;
2)
формирование первичных навыков использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной
ориентации в нем;
3)
формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и
во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей,
экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
4)
овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе ее
экологических параметров;
5)
овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;
6)
овладение основными навыками нахождения, использования и
презентации географической информации;

7)
формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных
бедствий и техногенных катастроф;
8)
формирование представлений об особенностях экологических проблем
на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и
экологически целостного поведения в окружающей среде.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ
Отметка «5» ставится, если ученик:
1.
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма
программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых
понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.
Умеет:
составить полный и правильный ответ на основе изученного материала,
выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ
конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать
анализ, обобщения, выводы
устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных
знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в
незнакомой ситуации
последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать
учебный материал; давать ответ в логической последовательности с
использованием принятой терминологии; делать собственные выводы;
формулировать точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника, излагать
материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на
дополнительные вопросы учителя;
самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия,
справочные
материалы,
учебник,
дополнительную
литературу,
первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении
записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводы из
наблюдений и опытов.
3.
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные
знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного
недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет
необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,

сопутствующими ответу; записи ученика, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
4.
Демонстрирует хорошее знание карты и умение использовать ее, верно
решает географические задачи.
Отметка «4» ставится, если ученик:
^
1.
Показывает знание всего изученного программного материала. Даёт
полный и правильный ответ на основе изученных теорий; имеет при
воспроизведении изученного материала незначительные ошибки и недочёты,
небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях из наблюдений и опытов; определения понятий дает неполные;
материал излагает в определенной логической последовательности, при этом
допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их
исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи
преподавателя, в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ
конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы
учителя.
2.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном
материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы,
устанавливать внутрипредметные связи; применять полученные знания на
практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры
устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.
3.
В основном правильно дает определения понятий и использует
научные термины.
4.
Ответ дает самостоятельный.
5.
Имеет ряд неточностей в изложении географического материала. При
ответе определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения
последовательности изложения, небольшие неточности при использовании
научных терминовили в выводах и обобщениях.
6.
При ответе демонстрируется связное и последовательное изложение
материала; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные
пропуски.
7.
Демонстрируется наличие конкретных представлений и элементарных
реальных понятий изучаемых географических явлений; понимание основных
географических взаимосвязей; знание карты и умение ей пользоваться.
8.
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1.
Усвоил основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда
последовательно.
3.
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и

умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной
терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.
5.
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из
наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
6.
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для
решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на
основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров
практического применения теорий.
7.
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская основное) или
воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает
отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
8.
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при
воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает
неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
9.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических
навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом,
масштабом и т.д.).
10.
Географические
представления
скудны,
преобладают
формалистические знания.
11.
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.
12.
Только при помощи наводящих вопросов улавливает географические
связи.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1.
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.
2.
Не делает выводов и обобщений.
3.
Не знает и не понимает значительную или основную часть
программного материала в пределах поставленных вопросов.
4.
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять
их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
5.
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок,
которые не может исправить даже при помощи учителя.
6.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ
«Экономическая и социальная география мира»
Введение. Современные методы географических исследований. Источники
географической информации (1 час)
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы
географических исследований. Географическая карта - особый источник
информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод — один из основных в географии. Этапы
статистического изучения географических явлений и процессов. Виды
статистических материалов. Другие способы и формы получения
географической информации; экспедиции, стационарные наблюдения,
камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы
как
средство
получения,
обработки
и
представления,
пространственно-координированных географических данных.
Раздел 1. Современная политическая карта мира (4 часа)
Этапы формирования политической карты мира. Многообразие стран
современного мира. Влияние международных отношений на карту мира.
Типология стран. Государственный строй стран мира. Политическая география.
Раздел 2. «Природа и человек в современном мире» (6 часов)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем.
Международный характер проблемы дестабилизации окружающей среды.
Природные
ресурсы
Земли,
их
виды.
Ресурсообеспеченность.
Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные
сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли.
Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей
среды.
Геоэкологические
проблемы
регионов
различных
типов
природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Раздел 3. «Население мира» (6 часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и
стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура
населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по
образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и
странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и
регионов мира.
Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы
и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Раздел 4. «Мировое хозяйство и НТР» (5 часов)
Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География
важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.
Международная специализация и кооперирование - интеграционные зоны,
крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли
международной специализации стран и регионов мира; определяющие их
факторы.

Внешние экономические связи - научно-технические, производственное
сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География
мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные
отраслевые и региональные союзы. Международная торговля - основные
направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства (12 часов)
Агропромышленный комплекс. Растениеводство. Животноводство и
рыболовство. География транспорта мира. Сухопутный транспорт. Водный и
воздушный транспорт.
География промышленности. Топливно- энергетическая промышленность.
Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики.
Электроэнергетика, нетрадиционные источники энергии. Горнодобывающая
промышленность. Основные черты географии чёрной и цветной металлургии.
Машиностроительная, химическая, лесная и текстильная промышленности.
Промышленность и окружающая среда.
Транспорт. География международных экономических отношений. Открытая
экономика и свободные экономические зоны. Международная торговля. Международный туризм. Непроизводственная сфера.
Раздел 6 «Регионы и страны мира» (22 часа)
Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного
мира по размерам территории, численности населения, особенностям
населения, особенностям географического положения. Типы стран.
Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые
страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны;
страны внешне ориентированного развития; новые индустриальные страны и
др. группы).
Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального
деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и
освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем
современного социально-экономического развития крупных регионов и стран
Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.
Раздел 7. «Россия в современном мире» (3 часа)
Россия на политической карте мира. Изменение географического положения
России во времени. Характеристика современных границ государства.
Современное геополитическое положение России.
Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении
труда; география отраслей ее международной специализации.
Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики

прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных
финансово-экономических и политических отношений.
Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие
торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные
формы внешних экономических связей. Участие России в международных
отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества
независимых государств (СНГ). Участие России в Международных
социально-экономических и геоэкологических проектах.
Раздел 8. «Географические аспекты современных глобальных проблем
человечества» (9 часов)
Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и
взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в
прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная,
экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема
преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты
качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем
человечества. Геоэкология - фокус глобальных проблем человечества. Общие и
специфические экологические проблемы разных регионов Земли.
Оценочные практические работы
1. Характеристика ПГП страны.
2. Оценка ресурсобеспеченности отдельных стран (регионов) мира (по
выбору).
3. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов
мира.
4. Составление характеристики основных центров современного мирового
хозяйства.
5. Сравнительная
характеристика ведущих факторов размещения
производственных сил.
6. Составление экономико-географической характеристики одной из
отраслей промышленности мира.
7. Составление сравнительной экономико-географической характеристики
двух стран большой семерки.
8. Для каждого из макрорегионов США объяснение влияния природных
факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения.
9. Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов
Китая, объяснение причин.
10. Оценка природных предпосылок развития промышленности и сельского
хозяйства Индии.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По деятельности: информационные, исследовательские, творческие,
прикладные или практико-ориентированные.
По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные и
надпредметные.
По продолжительности: кратковременные и длительные.
По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 КЛАСС
№ Тема урока

Образовательные результаты
Предметные
Метапредметные

Практичес Основные
кие
направлена
работы
воспитател
ьной
деятельнос
ти
Введение. Современные методы географических исследований. Источники географической
информации (1 час)
1 Введение.
Определять цели
3, 7
Познавательные:
своего обучения,
• использовать различные
ставить новые задачи и источники географической
развивать мотивы в
информации (картографические,
познавательной
статистические, текстовые,
деятельности.
видео- и фотоизображения,
Формировать и
компьютерные базы данных) для
развивать практичепоиска и извлечения инфорские компетентности мации, необходимой для решения
учебных и
практико-ориентированных
задач;
Анализ карт
Регулятивные: самостоятельно
различной
обнаруживать и формулировать
тематики.
цель, проблему:
• выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из
предложенных и искать
самостоятельно средства
достижения цели.
Коммуникативные: составлять
описания, процессов и явлений с
использованием разных
источников географической
информации.
Раздел 1. Современная политическая карта мира (4 часа)
2 Этапы
Объяснять этапы
1
Познавательные:
формирования формирования по• использовать различные
политической литической карты
источники географической
карты мира.
мира, формы правинформации (картографические,
ления, государст3 Типология
статистические, текстовые,
Типы стран 4
венный строй, типо- видео- и фотоизображения,
стран мира.
современнологию стран на покомпьютерные базы данных) для го мира -

литической карте мира. поиска и извлечения инфорГосударстСоставлять развермации;
венный
5
4 Государственнутый план доклада, Регулятивные:
строй и
ный строй стран
сообщения, строить
• выдвигать версии решения
администра
мира.
диаграммы, таблицы, проблемы, осознавать конечный тивнографики делать на их результат, выбирать из
территориал
основе выводы;
предложенных и искать
ьное
самостоятельно средства
устройство
достижения цели.
Характе6, 7
• разных источников географиче- ристика
5 Обобщение
ской информации.
ПГП стра«Современная
ны.
политическая
карта мира».
Раздел 2. Природа и человек в современном мире (6 часов)
6 Взаимодействие
3, 9
Познавательные:
общества и
• использовать различные
природы.
источники географической
информации (картографические,
7 Мировые при3
статистические,
текстовые,
родные
Объяснять особенности видео- и фотоизображения,
ресурсы.
Минеральные размещения основных компьютерные базы данных) для
видов природных
поиска и извлечения инфорресурсы.
ресурсов, их главные мации, необходимой для решения
месторождения и
учебных и
территориальные
практико-ориентированных
сочетания.
задач;
8 Земельные и
3, 9
• анализировать, обобщать и
водные ресурсы
интерпретировать
стран мира.
географическую информацию;
9 Биологические, Определять и срав9
• находить и формулировать по
климатические нивать по разным
результатам наблюдений (в том
и
источникам инфорчисле инструментальных)
рекреационные мации географические зависимости и закономерности;
ресурсы.
тенденции развития
• выявлять в процессе работы с
10
природных, социально- одним или несколькими
Оценка
6, 7
экономических и
источниками географической
геоэкологических
информации содержащиеся в них ресурсеобеспеобъектов, процессов и противоречивые сведения:
Загрязнение
ченности
явлений; оценивать и • представлять в различных
окружающей объяснять
отдельных
формах географическую
среды и эколо- ресурсообеспеченинформацию, необходимую для стран или
гические
регионов
ность отдельных стран решения учебных и практикепроблемы.
мира
и регионов мира.
ориентированных задач.
11 Обобщение зна- Работать в группах и Регулятивные:
7
ний по теме:
индивидуально.
• самостоятельно обнаруживать и

«География мировых природных ресурсов.
Загрязнение и
охрана окружающей
среды».

формулировать цель, проблему:
• выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из
предложенных и искать
самостоятельно средства
достижения цели.
Коммуникативные:
• составлять описания
географических объектов,
процессов и явлений с использованием разных источников
географической информации.

Раздел 3. Население мира (6 часов)
12 Численность и Определять чисОбъяснение 4
Познавательные:
воспроизводств ленность и динамику • использовать различные
процессов
о
населения мира,
источники географической
воспроизнаселения.
отдельных регионов и информации (картографические, водства
стран, их
статистические, текстовые,
населения в
этногеографическую видео- и фотоизображения,
двух респецифику: различия в компьютерные базы данных) для гионах мира
уровне и качестве
поиска и извлечения инфор(устно).
жизни населения,
мации, необходимой для решения
13 Состав
3, 4
основные направления учебных и
(структура)
миграций: проблемы практико-ориентированных
населения.
14 Размещение и современной урбаниза- задач;
3, 4
ции. Определять и
• анализировать, обобщать и
миграции
сравнивать по разным интерпретировать
населения.
источникам
географическую информацию: Опреде15 Расселение
11
информации
• находить и формулировать по ление стенаселения.
результатам наблюдений (в том пени обесСпецифика го- географические
числе инструментальных)
родских и сель- тенденции развития
печенности
ских поселений. природных, социально- зависимости и закономерности; крупных
экономических и
выявлять в процессе работы с
регионов и
геоэкологических
одним или несколькими
стран
объектов, процессов и источниками географической
трудовыми
явлений; оценивать и информации содержащиеся в них ресурсами».
объяснять
противоречивые сведения;
16 Городское и
11
демографическую
•
представлять
в
различных
сельское
ситуацию, уровни
формах географическую
население.
урбанизации и
информацию, необходимую для
Население и
территориальной
решения учебных и практикоокружающая
концентрации
ориентированных задач.
среда.
Регулятивные:
17 Обобщение по населения.
7
•
самостоятельно
обнаруживать
и
теме «Населеформулировать цель, проблему;
ние мира».

• выдвигать

версии решения
проблемы, осознавать конечный
результат
• выбирать из предложенных и
искать самостоятельно средства
достижения цели.
Коммуникативные:
• составлять описания
географических объектов,
процессов и явлений с
использованием разных
источников географической
информации.
Раздел 4. Мировое хозяйство и НТР (5 часов)
18 Характеристика Объяснять геограПознавательные:
НТР.
фические особенности • использовать различные
отраслевой и
источники географической
19 Мировое
территориальной
информации (картографические,
хозяйство.
20 Территориаль- структуры мирового статистические, текстовые,
ная структура хозяйства, размещение видео- и фотоизображения,
его основных отраслей. компьютерные базы данных) для
хозяйства и
региональная Оценивать и объяснять поиска и извлечения инфоруровень территоримации, необходимой для решения
политика.
альной концентрации учебных и
21 Воздействие
НТР на мировое производства, степень практико-ориентированных
природных,
задач;
хозяйство.
• анализировать, обобщать и
Факторы разме- антропогенных и
интерпретировать
щения произво- техногенных измегеографическую информацию;
дительных сил. нений отдельных
территорий. Работать в • находить и формулировать по
группах и
результатам наблюдений (в том
индивидуально.
числе инструментальных)
зависимости и закономерности;
• выявлять в процессе работы с
одним или несколькими
источниками географической
информации содержащиеся в них
противоречивые сведения;
• представлять в различных
формах географическую
информацию, необходимую для
решения учебных и практикоориентированных задач.
22 Обобщение
Регулятивные:
знаний по теме:
• самостоятельно обнаруживать и
«НТР и мировое
формулировать цель, проблему;

3
3
2

2

7

хозяйство».

выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из
предложенных и искать
самостоятельно средства
достижения цели.
Коммуникативные:
• составлять описания
географических объектов,
процессов и явлений с использованием разных источников
географической информации.
Раздел 5. География отраслей мирового хозяйства (12 часов)
23 География про- Объяснять геограПознавательные:
мышленности. фические особенно- • использовать различные
Топливности отраслевой и
источники географической
энергетическая территориальной
информации (картографические,
промышленструктуры мирового статистические, текстовые,
ность.
хозяйства, размевидео- и фотоизображения,
24 Нефтяная, газо- щение его основных компьютерные базы данных) для
поиска и извлечения инфорвая и угольная отраслей. Уметь
оценивать и объясмации, необходимой для решения
промышленнять территориаль- учебных и
ность как
основа мировой ную концентрацию практико-ориентированных
производства, степень задач;
энергетики.
• анализировать, обобщать и
25 Электроэнерге- природных,
антропогенных и
интерпретировать
тика,
техногенных измегеографическую информацию;
нетрадицинений отдельных
•
находить и формулировать
онные
территорий. Работать по результатам наблюдений (в
источники
в группах и
том числе инструментальных)
энергии.
зависимости и закономерности;
26 Горнодобываю- индивидуально.
• выявлять в процессе работы с
щая промышодним или несколькими
ленность. Осисточниками географической
новные черты
информации содержащиеся в них
географии чёрпротиворечивые сведения;
ной и цветной
• представлять в различных
металлургии.
формах географическую
информацию, необходимую для
решения учебных и практикоориентированных задач.
Регулятивные:
• самостоятельно обнаруживать и
формулировать цель, проблему;
• выдвигать версии решения
•

1, 2

1, 2

9

9

27 Машиностроительная, химическая, лесная и
текстильная
промышленности. Промышленность и
окружающая
среда.

проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из
предложенных и искать
самостоятельно средства
достижения цели.
Коммуникативные:
• составлять описания
географических объектов,
процессов и явлений с использованием разных источников
географической информации.

28 Агропромышле
нный
комплекс.
Растениеводств
о.

29 Животноводств
ои
рыболовство.
30 География
транспорта
мира. Сухопутный транспорт.
31 Водный и
воздушный
транспорт.
32 География
международных
экономических
отношений.
Открытая
экономика и
свободные
экономические

Построение 9
картосхемы
размещения
основных
районов
энергетической,
машиностро
ительной
химической
отраслей
промышленности
Обозначе- 8
ние на к/к
районов
распространения
важнейших
сельскохозяйственных
культур
8

2

2

■ Коммуникативные:
• составлять описания
географических объектов,
процессов и явлений с использованием разных источников
географической информации.

Анализ
3
статистических и
картографических
материалов,
характеризующих

зоны.
33 Международная
торговля. Международный
туризм.

34 Непроизводственная
сфера.
11 класс
Раздел 6. Регионы и страны мира (22 часа)
Зарубежная Европа-6 часов
1 Общая
Оценивать и объяснять Познавательные:
экономикоресурсообеспеченность • использовать различные
географическая отдельных стран
источники географической
характеристика Европы, их демоинформации (картографические,
Зарубежной
графическую
статистические, текстовые,
Европы: состав, ситуацию, уровни
видео- и фотоизображения,
ПК, ПРП.
урбанизации и
компьютерные базы данных) для
территориальной
поиска и извлечения
Население.
концентрации насеинформации, необходимой для
Хозяйство
2
ления и производства, решения учебных и пракЗарубежной
степень природных и тико-ориентированных задач;
Европы.
• анализировать, обобщать и
3 Промышленнос техногенных
т Зарубежной изменений отдельных интерпретировать географитерриторий;составлять ческую информацию;
Европы.
комплексную
• находить и формулировать по
4 Сельское
характеристику стран результатам наблюдений (в том
хозяйство.
Европы: таблицы,
числе инструментальных)
Транспорт,
картосхемы,
зависимости и закономерности;
наука и
• выявлять в процессе работы с
финансы, отдых диаграммы,
простейшие карты,
одним или несколькими иси туризм,
экологические модели, отражающие точниками географической

географию
ВЭО.
Опреде2
ление стран
– экспортеров основных видов
промышленной и
сельскохозяйственной
продукции,
видов сырья; районов
международного туризма и
отдыха.
2

3

3

7

3

5

6

7

8

9

10
11

12

13

14

проблемы.
Географически
й рисунок
расселения и
хозяйства.
Субрегионы и
страны. ФРГ.

географические
закономерности
различных явлений и
процессов, их
территориальные
взаимодействия.

информации содержащиеся в них
противоречивые сведения;
Составлени
• представлять в различных
е
формах географическую инЭГХ
формацию, необходимую для
страны.
решения учебных и практикоориентированных задач.
• Регулятивные:
• самостоятельно обнаруживать и
формулировать цель, проблему;
• выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели. Коммуникативные:
• составлять описания географических объектов, процессов
и явлений с использованием
разных источников
географической информации.
Зарубежная Азия. Австралия-8 часов
Общая ЭГХ
Оценивать и объяснять Познавательные:
Зарубежной
ресурсообеспеченность • использовать различные
Азии.
отдельных стран Азии, источники географической
Австралии и Океании, информации (картографические,
Население
их демографическую статистические, текстовые,
Зарубежной
ситуацию, уровни
видео- и фотоизображения,
Азии.
урбанизации и
компьютерные базы данных) для
Хозяйство
территориальной
поиска и извлечения
Зарубежной
концентрации
информации, необходимой для
Азии.
населения и
решения учебных и пракКитай.
производства, степень тико-ориентированных задач;
Япония:
природных и
• анализировать, обобщать и
территория,
техногенных измеинтерпретировать географиграницы,
нений отдельных
ческую информацию;
население.
территорий; составлять • находить и формулировать по
Хозяйство
результатам наблюдений (в том
Японии на пути комплексную характеристику стран
числе инструментальных)
в 21 век.
Азии: таблицы,
зависимости и закономерности;
Индия картосхемы, диа• выявлять в процессе работы с
крупнейшая
развивающая граммы, простейшие одним или несколькими
карты, модели,
источниками географической
страна мира.
Комплексная отражающие геогра- информации содержащиеся в них
противоречивые сведения;
характеристика фические
закономерности
• представлять в различных

5

7

2, 7

2, 7

2, 7

2, 7
2, 7

2, 7

2, 7

2, 7

Австралии и
Океании.

различных явлений и
процессов, их
территориальные
взаимодействия.

формах географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практикоориентированных задач

Регулятивные:
• самостоятельно обнаруживать и
формулировать цель, проблему;
• выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели. Коммуникативные:
• составлять описания географических объектов, процессов
и явлений с использованием
разных источников
географической информации.
Африка-3 часа
4991115 Общая ЭГХ
Оценивать и объяснять Познавательные:
Африки.
ресурсообеспеченность • использовать различные
отдельных стран
источники географической
16 Субрегионы:
Африки, их демоинформации (картографические,
Северная
графическую
статистические, тексте- вые,
Африка.
ситуацию, уровни
видео- и фотоизображения,
17 Тропическая
компьютерные базы данных) для
Африка. ЮАР. урбанизации и
территориальной
поиска и извлечения
концентрации насеинформации, необходимой для
ления и производства, решения учебных и пракстепень природных и тико-ориентированных задач;
техногенных
• анализировать, обобщать и
изменений отдельных интерпретировать географитерриторий; составлять ческую информацию;
комплексную
• находить и формулировать по
характеристику стран результатам наблюдений (в том
Африки: таблицы, кар- числе инструментальных)
тосхемы, диаграммы, зависимости и закономерности;
простейшие карты,
выявлять в процессе работы с
модели, отражающие одним или несколькими исгеографические
точниками географической
закономерности
информации содержащиеся в них
различных явлений и противоречивые сведения;
процессов, их
• представлять в различных
территориальные
формах географическую инвзаимодействия.
формацию, необходимую для

4
4

4

решения учебных и практикоориентированных задач.
Регулятивные:
• самостоятельно обнаруживать и
формулировать цель, проблему;
• выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели.
Коммуникативные:
• составлять описания географических объектов, процессов
и явлений с использованием
разных источников
географической информации
Северная Америка-3 часа.
Общая ЭГХ
Оценивать и объяснять Познавательные:
18
США.
ресурсообеспеченность • использовать различные
источники географической
19 Макрорегионы отдельных стран
Северной Америки, их информации (картографические,
США.
демографическую
статистические, текстовые,
ситуацию, уровни
видео- и фотоизображения,
20 Канада.
урбанизации и
компьютерные базы данных) для
Социальнопоиска и извлечения
экономическая территориальной
информации, необходимой для
характеристика. концентрации
населения и
решения учебных и пракпроизводства, степень тико-ориентированных задач;
природных и тех• анализировать, обобщать и
ногенных изменений интерпретировать географиотдельных территорий; ческую информацию;
составлять
находить и формулировать по
комплексную
результатам наблюдений (в том
характеристику стран числе инструментальных)
Северной Америки:
зависимости и закономерности;
таблицы, картосхемы, • выявлять в процессе работы с
диаграммы,
одним или несколькими испростейшие карты,
точниками географической
модели, отражающие информации содержащиеся
географические
в них противоречивые сведения;
закономерности
• представлять в различных
различных явлений и формах географическую инпроцессов, их
формацию, необходимую для
территориальные
решения учебных и практико-

4

4

4

взаимодействия.

ориентированных задач.
Регулятивные:
• самостоятельно обнаруживать и
формулировать цель, проблему;
• выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели.
Коммуникативные:
• составлять описания географических объектов, процессов
и явлений с использованием
разных источников
географической информации
Латинская Америка-2 часа
21 Общая ЭГХ
Оценивать и объяснять Познавательные:
Латинской
ресурсообеспеченность • использовать различные исАмерики.
отдельных стран
точники географической ин22 ЭГХ Бразилии. Латинской Америки, формации (картографические,
их демографическую статистические, текстовые,
ситуацию, уровни
видео- и фотоизображения,
урбанизации и
компьютерные базы данных) для
территориальной
поиска и извлечения инконцентрации
формации, необходимой для
населения и произрешения учебных и практиководства, степень
ориентированных задач;
природных и
• анализировать, обобщать и
техногенных
интерпретировать географиизмененийотдельных ческую информацию;
территорий: составлять • находить и формулировать по
комплексную харак- результатам наблюдений (в том
теристику стран
числе инструментальных)
Латинской Америки; зависимости и закономерности;
таблицы, картосхемы, • выявлять в процессе работы с
диаграммы,
одним или несколькими испростейшие карты,
точниками географической
модели, отражающие информации содержащиеся
географические
в них противоречивые сведения;
закономерности
• представлять в различных
различных явлений и формах географическую инпроцессов, их
формацию, необходимую для
территориальные
решения учебных и практиковзаимодействия
ориентированных задач.
Регулятивные:

4

4

самостоятельно обнаруживать и
формулировать цель, проблему:
• выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели. Коммуникативные:
составлять описания географических объектов, процессов
и явлений с использованием
разных источников
географической информации
Раздел 7. Россия в современном мире (3 часа)
23 Россия в
Оценивать и объяснять Познавательные:
мировом хоресурсообеспеченность • использовать различные
зяйстве и
отдельных стран РФ, источники географической
международном их демографическую информации (картографические,
разделении
ситуацию, уровни ур- статистические, текстовые,
труда;
банизации и
видео- и фотоизображения,
география
территориальной
компьютерные базы данных) для
отраслей ее
концентрации
поиска и извлечения
международной населения и
информации, необходимой для
специализации. производства, степень решения учебных и пракприродных и
тико-ориентированных задач;
24 Крупнейшие
техногенных изме• выявлять в процессе работы с
торговые
нений отдельных
одним или несколькими испартнеры
территорий; составлять точниками географической
России.
комплексную
информации содержащиеся
Структура
характеристику РФ:
в них противоречивые сведения;
внешнеторгового баланса. таблицы, картосхемы, • представлять в различных
диаграммы,
формах географическую инФормы
формацию, необходимую для
внешнеэкономи простейшие карты,
ческих связей. модели, отражающие решения учебных и практикоориентированных задач.
25 Участие России географические
закономерности
Регулятивные:
в межразличных явлений и • самостоятельно обнаруживать и
дународных
формулировать цель, проблему;
организациях. процессов, их
территориальные
• выдвигать версии решения
Россия и СНГ.
взаимодействия.
проблемы, осознавать конечный
результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения
цели.
Коммуникативные:
• • составлять описания гео•

1, 9

1

1, 8

графических объектов, процессов
и явлений с использованием
разных источников
географической информации.
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества (9
часов)
26 Глобальные
Сопоставлять
9, 10
Познавательные:
проблемы:
географические карты • использовать различные
проблемы мира различной тематики; источники географической
и разоружения уметь находить приме- информации (картографические,
27 Энергетическая нение географической статистические, текстовые,
9
информации, включая видео- и фотоизображения,
и сырьевая
Разработка
карты, статистические компьютерные базы данных) для
проблемы.
проекта
материалы,
поиска и извлечения
решения одгеоинформационные информации, необходимой для
ной из
системы и ресурсы
решения учебных и пракглобальных
Интернета: давать
тико-ориентированных задач;
проблем
правильную оценку
• анализировать, обобщать и
человеважнейшим социально- интерпретировать географичества.
экономическим
ческую информацию:
28 Демографическ
9
событиям
• находить и формулировать по
ая и
международной жизни. результатам наблюдений (в том
экологическая и
числе инструментальных)
проблемы
зависимости и закономерности:
• Регулятивные:
• самостоятельно обнаруживать и
формулировать цель, проблему:
• . Коммуникативные:
• составлять описания географических объектов, процессов
и явлений с использованием
разных источников
географической информации.
29 Продо• анализировать, обобщать и
9
вольственная
интерпретировать географипроблема
ческую информацию;
• находить и формулировать по
результатам наблюдений (в том
числе инструментальных)
зависимости и закономерности;
30 Проблемы
использования
Мирового
океана,
освоения

выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный
результат

9

космоса.
31 Проблема
сохранения
мира на земле.
Преодоление
отсталости
развивающихся
стран
32 Глобальные
прогнозы,
гипотезы,
проекты.

• Регулятивные:

9, 10

самостоятельно обнаруживать и
формулировать цель, проблему:

Коммуникативные:
составлять описания географических объектов, процессов
и явлений с использованием
разных источников
географической информации.
33 Роль географии
• Коммуникативные:
в решении
составлять описания геоглобальных
графических объектов, процессов
проблем.
и явлений с использованием
разных источников
географической информации.
34 Мир в 21 веке Сопоставлять
• Коммуникативные:
географические карты составлять описания георазличной тематики; графических объектов, процессов
ресурсы Интернета.
и явлений с использованием
разных источников
географической информации.
•

СОГЛАСОВАНО
Протокол
заседания
методического
объединения естественнонаучного цикла
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового
от 29.08.2022 года
Руководитель ____________ Варнакина О.А.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УМР
____________О.В. Мирошниченко
29.08.2022 года

9,10

8

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».