РП ИЗО 1-4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО

УТВЕРЖДЕНА
решением педагогического совета
МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового
от « 30» августа 2021 года протокол № 1
Председатель

________

Г.П.Власова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству
Уровень образования (класс) начальное общее образование (1-4 класс)
Количество часов 135
Учитель Карабан Юлия Вячеславовна
Программа разработана на основе примерной программы по русскому языку
федерального государственного образовательного стандарта общего
начального образования ( приказ Минобрнауки РФ №373 от 6 октября
2009г с изменениями), включённой в содержателный раздел примерной
основной образовательной программы НОО, одобренной решением
федерального учебно- методического объединения по общему образованию (
протокол от 08.04. 2015г № 1\5)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
КУРСА
Содержание курса изобразительного искусства в н обеспечивает
реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов:
Личностные результаты
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине — Росcии; осознание
своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственное воспитание:
признание
индивидуальности
каждого
человека;
проявление
сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям.
3. Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью
5. Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное
отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям
6. Экологическое воспитание:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред
7. Формирование представлений о ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира; познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность
и
самостоятельность в познании
I.

Метапредметные результаты
Познавательные:
1. Умение видеть и воспринимать проявление художественной культуры в
окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и
др.);

2.
Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении и
выразительных средств произведений искусства;
3 . Активное использование языка изобразительного искусства и различных
художественных материалов для освоения содержания различных
художественных материалов для освоения содержания разных учебных
предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
4.
Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных,
деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
5. Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную
художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность,
выбирать средства для реализации художественного замысла;
6.
Формирование способности оценивать результаты художественнотворческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
1. В познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни
человека и общества; восприятия и характеристика художественных
образов, представленных в произведениях искусства; умение различать
основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их
специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и
художественных музеях своего региона;
2. В ценностно эстетической сфере - умение различать и передавать в
художественно-творческой
деятельности
характер
эмоционального
состояния и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание
общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и
отражение их в собственной художественной деятельности; умение
эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в
пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным
традициям своего народа и других народов;
3. В коммуникативной сфере способность высказывать суждения о
художественных особенностях произведений, изображающих природу и
человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать
коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
4.В трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства
художественной выразительности для передачи замысла в собственной
художественной деятельности; моделирование новых образов путём
трансформации известных (с использованием средств изобразительного
искусства и компьютерной графики).
Регулятивные:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления.
2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:
3.Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою
4. Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий.
В результате изучения изобразительного искусства на уровне
начального общего образования у обучающихся:
будут
сформированы
основы
художественной
культуры:
представление о специфике изобразительного искусства, потребность в
художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные
понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и
воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства,
формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться
эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и
художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности –
способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных
норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе,
другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые
станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального
выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших
отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к
родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого
человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого
потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности,
разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей,
открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных
культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и
духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия
«Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется
принятие культуры и духовных традиций многонационального народа
Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный
взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;

будут заложены основы российской гражданской идентичности,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и
историю России, появится осознание своей этнической и национальной
принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии
произведений пластических искусств и в различных видах художественной
деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре,
художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую
оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего
мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в
различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления
о пластических искусствах для выполнения учебных и художественнопрактических задач, познакомятся с возможностями использования в
творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками,
научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека
явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого
человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя
полученные знания и представления об изобразительном искусстве для
выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать
самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в
повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок,
живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн,
декоративно­прикладное
искусство)
и
участвовать
в
художественно­творческой
деятельности,
используя
различные
художественные материалы и приемы работы с ними для передачи
собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать
их специфику;
эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами
художественного образного языка;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
шедевры своего национального, российского и мирового искусства,

изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие,
красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
приводить примеры ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и
назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать
в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет
и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных
произведениях, изображающих природу и человека в различных
эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
использовать выразительные средства изобразительного искусства:
композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные
художественные
материалы
для
воплощения
собственного
художественно­творческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять
их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и
черной красками; использовать их для передачи художественного замысла
в собственной учебно­творческой деятельности;
создавать
средствами
живописи,
графики,
скульптуры,
декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на
плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные
черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять
и
анализировать
пространственную форму предмета; изображать предметы различной
формы; использовать простые формы для создания выразительных образов
в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные
узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и
стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной
художественно­творческой
деятельности
специфику
стилистики
произведений народных художественных промыслов в России (с учетом
местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:

пользоваться средствами выразительности языка живописи,
графики,
скульптуры,
декоративно­прикладного
искусства,
художественного
конструирования
в
собственной
художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные
эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при
создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем
трансформации известного, создавать новые образы природы, человека,
фантастического существа и построек средствами изобразительного
искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции,
используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно­творческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной
выразительности для создания образов природы, человека, явлений и
передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи
(передавать характер и намерения объекта — природы, человека,
сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и
скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с
опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы
действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу
представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять
терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое
отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные
темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
II.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного
творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства:

художественный образ, его условность, передача общего через единичное.
Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей
о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.
Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и
различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека,
природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии
художественной культуры (на примере культуры народов России).
Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России
(по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей,
Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка
шедевров
национального, российского
и мирового искусства.
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в
повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь,
пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими
материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная.
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных:
общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.
Цвет основа
языка живописи.
Выбор
средств
художественной
выразительности для создания живописного образа в соответствии с
поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании
выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими
скульптурными материалами для создания выразительного образа
(пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы).
Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота
человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов
для художественного конструирования и моделирования (пластилин,
бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными
материалами для создания выразительного образа (пластилин —
раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон —
сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования
навыков художественного конструирования и моделирования в жизни
человека.
Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного
искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере
народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда,
костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ

человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и
женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках,
песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном
искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в
прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей
деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с
произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом
местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в
пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении
композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта,
ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в
композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое,
темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр
(зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции.
Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета.
Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании
и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета.
Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью
цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые,
плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый
характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с
помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на
плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые
геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние
формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы
передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый,
беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в
эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача
движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в
декоративно­прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений,
различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в
изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.
Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование

различных художественных материалов и средств для создания
выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда,
норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие
и
эмоциональная
оценка
шедевров
русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики,
передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов —
представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов,
И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог
и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира,
представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в
характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в
искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного
искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере
традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы.
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта,
орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой,
песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в
традиционной культуре. Представления народа о красоте человека
(внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника
Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных
культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы,
семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность
образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и
качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и
т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня.
Использование различных художественных материалов и средств для
создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта,
видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических)
искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального
окружения. Отражение в пластических искусствах природных,
географических условий, традиций, религиозных верований разных
народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного
искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное
конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды,
мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной
и художественно­конструкторской деятельности.
Освоение
основ
рисунка,
живописи,
скульптуры,
декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и
воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой,
ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение
элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации
собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона,
композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры
материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности
различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа,
аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации,
фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели,
восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины,
подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств
произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к
произведению.
III.Тематическое планирование «Изобразительное искусство»
Наименование раздела
№ п/п

1 Виды художественной
деятельности.
2 Азбука искусства (обучение
основам художественной
грамоты). Как говорит
искусство?
3 Значимые темы искусства. О чем
говорит искусство?
4 Опыт художественно-творческой
деятельности
Итого:

Всего часов
1
2
3
4
класс клас класс клас
с
с

Всего

16

15

20

9

60

17

19

14

25

75

33

37

34

34

135

IV.ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

Содержание курса

Тематическое
планирование

Характеристика
деятельности
учащихся

Виды художественной деятельности
Особенности
Между художником
Воспринимать и
художественного
и зрителем нет
выражать свое
творчества:
непреодолимых
отношение к
художник и зритель.
границ. Художник,
шедеврам русского и
Образная сущность
воспроизводя
мирового искусства.
искусства:
реальный мир таким,
Участвовать в
художественный
каким он его видит и
обсуждении со
образ, его
чувствует, создает
держания и
условность,
художественный
выразительных средств
передача общего
образ. В
художественных
через единичное.
художественном
произведений.
Человек, мир
образе сосредоточены
Понимать
природы в реальной
реальность и
условность и
жизни — образ
воображение, идеи и
субъективность
человека, природы в
чувства, отношение
художественного об
искусстве.
художника к природе,
раза.
Отражение в
человеку, обществу,
Различать объекты и
произведениях
событиям и явлениям.
явления реальной
пластических
Зритель воспринимает
жизни и их образы,
искусств
произведение
выраженные в
человеческих чувств
искусства, соотнося
произведении
и идей: выражение
изображенное с
искусства, и объяснять
отношения к
собственным опытом,
разницу.
природе, человеку и
чувствами,
Понимать общее и
обществу средствами
отношением. Для того
особенное в
художественного
чтобы правильно
произведении
языка. Фотография и
понять содержание
изобразительного
произведение
произведения, надо
искусства и в
изобразительного
знать язык, на котором
художественной
искусства —
«говорит» художник.
фотографии.
сходство и различия.
Выбирать и
Восприятие и
Виды
использовать
эмоциональная
художественной
различные
оценка шедевров
деятельности:
художественные мате
живо писи, графики,
рисунок, живопись,
риалы для передачи
скульптуры,
скульптура,
собственного
архитектуры,
архитектура, дизайн,
художественного
декоративно
декоративно
замысла.
прикладного
прикладное
искусства (обзор).
искусство.
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как
говорит искусство?

Основные
направления
воспитательной
деятельности в
рамках модуля
«Школьный
урок»
1.2.3.7

3.5.6

Композиция,
форма, ритм,
линия, цвет, объем,
фактура — средства
художественной
выразительности
изобразительных
искусств.
Композиция в
рисунке, живописи,
скульптуре,
художественном
конструировании и
дизайне, декоративно
прикладном
искусстве.
Элементарные
приемы построения
композиции на
плоскости и в
пространстве.
Пропорции и
перспектива.
Понятия: линия
горизонта, ближе больше, дальше —
меньше,
загораживания.
Роль контраста в
композиции: низкое
и высокое, большое и
маленькое, тонкое и
толстое, темное и
светлое, спокойное
и динамичное и т.д.
Композиционный
центр (зрительный
центр композиции).
Главное и
второстепенное в
композиции. Сим
метрия и
асимметрия. Образы
природы в
живописи.
Роль ритма в
эмоциональном
звучании
композиции в
живописи и в
рисунке (ритмы:
спокойный,
замедленный,
порывистый,
беспокойный и
т.д.). Особая роль

Интернациональный
язык искусства.
Композиция —
основа языка всех
искусств. Способы
построения простой
композиции при
изображении
природы, человека,
предмета,
тематического
сюжета. Создание
композиции на
заданную тему на
плоскости (живопись,
рисунок, орнамент) и
в пространстве
(скульптура,
художественное
конструирование).
Жанр пейзажа.
Композиция пейзажа
в живописи и графике
(понятия: перспектива,
линия горизонта,
ближе —больше,
дальше —меньше,
загораживание;
контраст в
композиции: низкое и
высокое, большое и
маленькое, тонкое и
толстое, темное и
светлое, спокойное и
динамичное
и т.д.). Основная
идея тематики
уроков, связанных с
пейзажем
«Земля—наш общий
дом».Наблюдение
природы и природных
явлений, различение их
характера и
эмоциональных
состояний.
Использование
различных
художественных
материалов и средств
для создания
выразительных образов
природы в рисунке,
живописи, аппликации
(возможны темы:
«Осень в парке»,

Овладевать основами
языка живописи,
графики, скульптуры,
декоративно
прикладного искусства,
художественного
конструирования.
Создавать
элементарные ком
позиции на заданную
тему на плоскости
(живопись, рисунок,
орнамент) и в
пространстве
(скульптура,
художественное
конструирование).
Наблюдать
природу и при
родные
явления,
различать
их
характер
и
эмоциональные со
стояния.
Понимать
разницу
в
изображении
природы в разное
время года, суток, в
различную погоду.
Использовать
элементарные
правила
перспективы для
пере дачи
пространства на
плоскости в
изображениях
природы, городского
пейзажа, сюжетных
сцен.
Использовать
контраст для усиления
эмоционально
образного звучания
работы. Использовать
композиционный
центр, отделять
главное от
второстепенного.
Изображать
растения, животных,
человека, природу,
сказочные
и
фантастические
существа,
здания,

ритма в
декоративно
прикладном
искусстве. Ритм
линий, ритм пятен,
ритм цвета.
Передача движения
в композиции с
помощью ритма
элементов.

Цвет —основа
языка живописи.
Живописные
материалы. Красота
и разнообразие
природы, человека,
зданий, предметов,
выраженные
средствами живо
писи. Основные и
составные, теплые и
холодные цвета.
Выбор средств
художественной
выразительности
для создания
живописного образа
в соответствии с
поставленными
задачами.

«Осенний лес»).
Выполнение
упражнений на ритм.
Передача движения и
эмоционального
состояния в
композиции на
плоскости:
изображение птичьей
стаи, стайки рыб,
падающей листвы
(рисунок, живопись,
граттаж,
аппликация).
Передача движения в
композиции с
помощью ритма.
Уравновешенные
или динамичные ком
позиции на заданную
тему. Украшение
закладки или
открытки простым
орнаментом,
используя
чередование
геометрических или
растительных
элементов.

предметы.
Передавать с
помощью ритма
движение и
эмоциональное
состояние в
композиции на
плоскости.

Изучение свойств
цвета в процессе
создания композиций
– основные и
составные цвета
(примерные темы:
«Цветы для мамы»,
«Цветущий луг»,
«Воз душные шары»,
«Разноцветные
бабочки» и т.п.),
теплые и холодные
цвета (примерные
темы:
«Дворец Снежной
королевы»,
«Изумрудный
город»,

Использовать
различные средства
живописи для
создания
выразительных
образов природы
разных
географических
широт.
Различать
основные и
составные, теплые и
холодные цвета.
Овладевать на
практике основами
цветоведения.
Создавать
средствами живо
писи эмоционально
выразительные
образы природы,
человека,
сказочного героя.
Передавать с
помощью цвета

«Город солнца»,
«Цветочный
город»). Передача с
помощью цветов
теплой или
холодной гаммы
характера

1.2.6.7

Образы человека в
живописи.

человеческих
взаимоотношений,
различных
эмоциональных
состояний: добра и
зла, тревоги и
нежности,
сострадания и
героики и т.д.
(создание
живописными
средствами образа
постройки,
сказочного
персонажа).
Роль белой и черной
красок в
эмоциональном
звучании и
выразительности
образа (примерные
темы: «Гроза»,
«Ветер», «Снежная
буря», «Весенний
день», «Солнечный
день в горах»,
«Закат»).
Знакомство с
художественными
произведениями,
изображающими
природу и человека
в контрастных
эмоциональных
состояниях.
Жанр портрета.
Основная идея
тематики уроков,
связанных с
портретом, —
«Человек и
человеческие
взаимоотношения».
Об раз человека в
разных культурах
мира.
Представления
народов о красоте
человека,
отраженные в
изобразительном
искусстве, сказках,

характер и
эмоциональное
состояние природы,
персонажа.
Воспринимать и
эмоционально
оценивать шедевры
русского и
зарубежного
искусства,
изображающие
природу и человека
в контрастных
эмоциональных со
стояниях.

Передавать
характерные черты
внешнего облика,
одежды,
украшений,
отражающих
отношение народов
к человеку.
Использовать
пропорциональные
отношения лица,
фигуры человека
при создании
портрета.
Изображать
портреты
персонажей
народных сказок,
мифов,
литературных
произведений,
передавать свое
отношение к
персонажу.
Эмоционально

2.3.6.7

Линия —основа
языка рисунка.
Многообразие
линий (тон кие,
толстые, прямые,
волнистые,
плавные, острые,
закругленные
спиралью,
летящие) и их
знаковый характер.
Материалы для
рисунка: карандаш,
ручка, фломастер,
уголь, пастель,
мелки и т.д.
Приемы работы
раз личными
графическими
материалами. Роль
рисунка в

песнях.
Композиция и
порядок
изображения (от
пятна) портрета в
живописи.
Пропорции фигуры
и лица человека.
Изображение
женского и
мужского портретов
персонажей русских
народных
сказок(например,
Василиса Пре
красная, Василиса
Премудрая,
Аленушка, Иван
царевич, Илья
Муромец и т.д.).
Создание женских
и мужских образов
античного мира,
Средневековья,
стран Востока.
Красота и гармония
общения (со
сверстниками, с
людьми старшего
поколения, природой)
в искусстве как
отражение
внутреннего мира
человека.
Изображение
портрета
современника
(друга,
автопортрета, мамы,
солдата Великой
Отечественной
войны и т.д.).
Примерные темы
композиций: «Мать
и дитя», «Я и моя
семья», «Мои
друзья» и др.).
Приемы работы
различными
графическими

откликаться на
образы персонажей
произведений
искусства,
пробуждающих
чувства печали,
сострадания,
радости, героизма,
бескорыстия,
отвращения, ужаса
и т.д.
Понимать
ценность искусства
в сотворении
гармонии между
человеком и
окружающим ми
ром.

1.2.5.6.7
Овладевать
приемами работы
различными
графическими
материалами.
Создавать
графическими
средствами
выразительные
образы природы,
человека, животного.
Создавать
средствами
компьютерной
графики
выразительные
образы природы,
человека,
животного (в
программе Paint).

искусстве.
Красота и
разнообразие при
роды, человека,
зданий, предметов,
выраженные
средствами
рисунка.

материалами.
Рисунок как
самостоятельное
про изведение
искусства и как
подготовительная
работа.
Создание с
помощью линии,
штриха, пятна
выразительных
образов, передача
эмоционального
состояния природы,
чело века,
животного.
Примерные
задания: образы
деревьев —
старое,
крючковатое,
молодое, нежное,
стройное;
величавое,
мощное,
раскидистое
(образы:
«Дуб богатырь»,
«Березка — де

Выбирать
характер линий для
создания
ярких
эмоциональных
образов
в
рисунке.

Линия, штрих,
пятно и
художественный
образ. Изображение
деревьев, птиц,
животных: общие
и характерные
черты.
Форма.
Разнообразие форм
предметного мира и
передача их на
плоскости и в
пространстве.
Сходство и контраст
форм. Простые
геометрические
формы.
Природные формы.
Трансформация
форм. Влияние
формы пред мета на
представление о его
характере. Силуэт.

вица красавица»
и т.п.). Образы
животных:
разъяренных и
ласковых,
например кошки,
со баки и др.
Примерные темы
композиций:
«Зимний лес», «Лес
Снегурочки»,
«Лес
Деда
Мороза»,
«Лес
Кощея
Бессмертного»,
«Кошка
на
окошке», «Кошка
охотница» и т.п.
Знакомство с
рисунками русских и
зарубежных
художников,
изображающими
природу, человека,
животных.
Изображение
графическими
средствами бабочек,
сказочной птицы,
зверя, фантастических
существ, сказочных
замков; выражение их
характера.
Анализ
геометрической фор
мы предмета.
Изображение
предметов различной
формы (рисунок,
живопись). Жанр
натюрморта.
Представление о роли
изобразительных
(пластических)
искусств в
повседневной жизни
человека, в
организации его
материального
окружения.
Изображение

Изображать
графическими
средствами реальных
и фантастических
птиц, насекомых,
зверей, строения;
выражать их
характер.
Наблюдать,
сравнивать,
сопоставлять,
анализировать
геометрические
формы предметов.
Изображать
предметы раз
личной формы,
использовать
простые формы
для создания
выразительных
образов в рисунке и
живописи.

Использование
простых форм для
создания
выразительных
образов.
Объем – основа
языка скульптуры.
Материалы
скульптуры и их
роль в создании
выразительного
образа.
Элементарные
приемы работы
пластическими
скульптурными
материалами для
создания
выразительного
образа
(пластилин, глина
—раскатывание;
набор объема;
вытягивание
формы). Основные
темы скульптуры.

простого
натюрморта с на
туры или по
представлению.
Передача с
помощью формы и
цвета образа
характера предметов
(например,
олицетворение
предметов быта с
героями известной
сказки или
выполнение эскиза
чайного сервиза
для купчихи,
царевны, Бабы яги
и т.д.). Сходство и
контраст форм.
Геометрические и
природные формы в
орнаменте (эскиз
украшения
предмета быта
или одежды,
например платка).
Объем в
пространстве и
объем на
плоскости.
Способы пере дачи
объема.
Выразительность
объемных
композиций.
Разнообразие форм
предметного мира и
передача их в
пространстве.
Лепка животных,
человека, сказочных
персонажей.
Прием
трансформации
объемных форм для
создания
выразительных
образов животных.
Знакомство

Использовать
декоративные
элементы, простые
узоры
(геометрические,
растительные) для
украшения
реальных
и
фантастических
образов.
Использовать
простые формы для
создания
выразительных об
разов человека или
животного в
скульптуре.
Моделировать с
помощью
трансформации
природных форм
образы
фантастических
животных или
человечков на
плоскости и в
объеме.
Использовать
приемы транс
формации объемных
форм для

Красота человека и
животных,
выраженная
средствами
скульптуры.
Художественное
конструирование и
дизайн.
Разнообразие
материалов для
художественного
конструирования и
моделирования.
Элементарные
приемы работы с
различными
материалами для
создания
выразительного
образа.
Представление о
возможностях
использования
навыков
художественного
конструирования
и моделирования в
жизни человека.

с выразительными
произведениями
скульптуры,
изображающими
человека, животных,
мифологических
персонажей.
Лепка
фигуры
спортсмена,
вы
разительного
сказочного
или
литературного
персонажа.
Представление о
разнообразии
материалов для
художественного
конструирования и
моделирования.
Основная идея
тематики уроков,
связанных с
организацией
материальной
среды— «Искусство
дарит людям
красоту».
Элементарные
приемы работы с раз
личными
материалами
(пластилин, бумага,
картон и др.)для
создания
выразительного
образа.
Постройки в
природе: птичьи
гнезда, норы, ульи,
панцирь черепахи,
домик улитки и т.д.
Разнообразие форм
предметного мира,
сходство и контраст,
пере дача их в
объеме или
выполнение
эскизов на
плоскости.
Искусство дизайна
в современном мире.
Художественное

создания
выразительных
образов животных.
Изображать в
объеме
выразительные
образы человека,
литературного
персонажа.
Понимать роль
изобразительных
(пластических)
искусств в
повседневной жизни
человека, в
организации его
материального
окружения.
Давать
эстетическую оценку
произведениям
художественной
культуры, предметам
быта, архитектурным
постройкам,
сопровождающим
жизнь человека.
Наблюдать
постройки в при
роде: птичьи гнезда,
норы, ульи,
панцирь черепахи,
домик улитки и т.д.
Различать
разнообразие форм
предметного
мира.
Видеть и
понимать
многообразие
видов
художественной
деятельности
человека, связанной
с моделированием и
конструиро-

конструирование и
оформление
помещений и парков,
транспорта и
посуды, мебели и
одежды, книг и
игрушек
(примерные
задания:
изображение
любимой игрушки,
иллюстрации к
любимой книжке,
проектирование
мебели для куклы
или детской
площадки, лепка
или
конструирование
из бумаги,
коробочек
транспорта,
посуды и т.д.).
Коллективная
работа.
Художественное
конструирование
сказочных зданий
(например,
сказочного
зоопарка, в
котором форма и
декор домиков для
животных
передают черты
его обитателя или
улицы в
Цветочном
городе).
Трансформация
форм. Влияние
формы предмета на
представление о его
характере.
Коллективная
работа.
Конструирование
детской площадки,
парка, городской
улицы (с транс
портом) с

ванием:
здания,
предметы
быта,
транспорт, посуда,
одежда,
театральные
декорации, садовопарковое искусство
и т.д.
Конструировать
здания из картона,
бумаги, пластилина.
Моделировать
различные комплексы:
детскую площадку,
сказочный зоопарк,
улицу и т.д.
Использовать
для
выразительности
композиции
сходство и
контраст форм.

использованием
простых
геометрических и
растительных
форм.

Изготовление маски
или куклы для
кукольного
спектакля с
использованием
приема транс
формации формы для
выразительности
характеристики
персонажа.
Выполнение макета
оформления сцены
для музыкальной
сказки («Золушка»,
«Щелкунчик»,
«Снегурочка»,
«Садко» и др.).
Конструирование
макета костюма
сказочного
персонажа.
Образы архитектуры
разных эпох и
народов.
Композиция на
темы город кой
жизни или
иллюстрации к
мифам Античности
и сказкам
Средневековья с
изображением
человека в городской

Понимать роль
художника в театре.
Моделировать
маску, костюм
сказочного
персонажа из под
ручных
материалов.
Выполнять простые
макеты.
Узнавать
характерные черты
нескольких ярких
культур мира
(например,
Древняя Греция,
средневековая
Европа, Япония или
Индия).
Понимать и
передавать в
собственной
художественной
деятельности единые
черты в архитектуре,
одежде, предметах
быта нескольких
наиболее ярких куль
тур.
Осознавать
героизм и
нравственную красоту
подвига защитников
Отечества.

1.2.3.6.7

среде (на фоне
зданий).
Коллективная
работа(создание
макета
мемориального
комплекса
«Защитникам
Отечества»).

Декоративно
прикладное
искусство.
Понимание
истоков
декоративно
прикладного
искусства и его
роли в жизни
человека. Роль
природных
условий в
характере
традиционной
культуры народа.
Пейзажи родной
природы.
Синтетичный
характер народной
культуры
(украшения
жилища, предметов
быта, орудий труда,
костюма; музыка,
песни, хороводы;
былины, сказания,
сказки).

Истоки
декоративно
прикладного
искусства и его роль
в жизни человека.
Определяющая
роль природных
условий в характере
традиционной
культуры народа.
Красота пейзажей
род ной природы.
Создание
композиции на
тему «Гармония
жилья с
природой»
(коллективная или
индивидуальная
работа).
Единство
декоративного строя
в
украшении
жилища, предметов
быта, орудий труда,
костюма
(на
примере русского
искусства).
Основная идея
тематики уро ков,

Понимать
собственную
ответственность за
свою Родину,
принимать
посильное участие в
сохранении памяти о
ее героях.

Понимать важность
гармонии постройки с
окружающим
ландшафтом.
Создавать
графическими и
живописными
средствами ком
позицию пейзажа с
входящими в него
постройками.

2.5.6.7

связанных с русской
культу рой и
искусством, —
«Родина моя —
Россия».
Конструкция и декор
традиционного
жилища, костюмов,
предметов быта и
орудий труда.
Изображение
крестьянской избы (на
плоскости или в
объеме),
использование
элементов декора.

Разнообразие
декоративных форм
в природе.
Сказочные образы
народной культуры и
декоративно
прикладное
искусство.
Ознакомление с
произведениями
народных
художественных
промыслов
России (с учетом
местных
условий).

Древние образы и
знаковый характер
древних
изображений,
используемых в
украшении жилья и
предметов быта.
Сказочные образы
народной культуры
в декоративно
прикладном
искусстве.
Наблюдение и
зарисовка
разнообразных
декоративных форм
в природе: цветы,
раскраска бабочек,
переплетение
ветвей деревьев,
узоры мороза на
стекле и т.д.
Стилизация
природных форм.
Роль силуэта в
орнаменте.
Изображение
в
живописи, графике,
рельефе,
аппликации
сказочных образов
народной культуры

Понимать смысл
знаков образов
народного искусства
и знаковосимволический язык
декоративноприкладного
искусства.
Наблюдать и
передавать в
собственной
художественно
творческой
деятельности
разнообразие и
красоту природных
форм и украшений в
природе.
Обобщать в
рисунке природные
формы, выявлять
существенные
признаки для
создания
декоративного
образа.
Использовать
стилизацию форм
для создания
орнамента.

1.2.6.7

Представление о
богатстве
и
разнообразии
художественной
культуры.

(конь, петух, птица
Сирин,
птица
Алконост,
Древо
жизни и др.).
Изготовление
эскизов и моде лей
игрушек, посуды по
мотивам
современных
народных
промыслов
(Дымково,
Филимоново,
Хохлома, Гжель,
местные
промыслы и т.д.).
Изготовление
эскизов украшения
прялки,
эскизов
вышивки
на
полотенце, скатерти
с использованием
древних образов
знаков. Эскизы
народных костюмов.
Изображение
народных
праздников, сцен
быта и труда народа
(коллективные или
индивидуальные
работы).
Знакомство с
произведениями
изобразительного
искусства,
изображающими
сцены праздников и
труда народа.
Проявления
художественной
культуры вокруг нас:
музеи искусства,
пластические
искусства в доме, на
улице, в театре
(обобщение
пройденного
материала возможно
в форме выставки
работ учащихся,
викторины,

Различать
произведения
ведущих народных
художественных
промыслов России
и называть
известные центры
художественных
ремесел России.
Изготавливать
эскизы и модели
игрушек, посуды
по мотивам
современных
народных
промыслов,

Передавать
специфику
стилистики
произведений
народных
художественных
промыслов в
России (с учетом
местных условий).
Изображать
многофигурные
сцены.
Эмоционально
откликаться на
красоту народных
праздников, сцен
быта и труда
народа,
отраженных в
произведениях
изобразительного
искусства, и
выражать свое
отношение к ним в
собственной
художествен но
творческой
деятельности.
Осознавать, что

1.2.3.4.5.6.7

Ведущие
художественные
музеи России: ГТГ,
Русский музей,
Эрмитаж, Музей
изобразительных
искусств им. А.С.
Пушкина— и
региональные
музеи.

экскурсии по городу,
в музей и др.).

архитектура и
декоративно
прикладные
искусства во все
времена украшали
повседневную
жизнь человека.
Выражать свое
отношение к
произведению
изобразительного
искусства в
высказываниях, рас
сказе, небольшом
сочинении.

Знакомство с
ведущими
художественными
музеями России:
ГТГ, Русский
музей, Эрмитаж,
Музей
изобразительных
искусств им. А.С.
Пушкина—и
региональными
музеями. Их
внешний вид,
характер интерьеров
и специфика
коллекций.
Произведения разных
видов и жанров
изобразительных
(пластических)
искусств в музеях:
живопись, графика,
скульптура,
декоративно
прикладное искусство.
Жанры
изобразительного
искусства: портрет,
пейзаж, натюрморт.

Участвовать в
обсуждении
содержания и
выразительных
средств произведений
изобрази тельного
искусства.
Воспринимать и
эмоционально
оценивать
шедевры русского
и
мирового
искусства.
Группировать
произведения
изобразительных
искусств по видам
и жанрам.
Группировать и
соотносить
произведения
разных искусств по
характеру,
эмоциональному
состоянию.
Называть
ведущие
художественные
музеи России и
художественные
музеи
своего
региона.
.

1.2.7

СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания кафедры
учителей начальных классов
МБОУ СОШ №18 п.Паркового
От 30.08.2021г №1
__________Черницына О.А

СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
______Клименко Н.Г
30.08.2021г


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».