РП Занимательный русский КРЗ 8-9 классы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18
ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕКИЙ РАЙОН ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО

Утверждена
Решением педагогического совета
от 30.08.2023 протокол №1
Директор _____ О.В.Мирошниченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
коррекционной направленности
«Занимательный русский язык»
основное общее образование, 8-9 класс
Срок реализации программы-1год
Количество часов 34

2023-2024 уч.

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности составлена на основании и с учетом
требований документов:
1) Федерального Закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями);
2) приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(с
изменениями);
3) приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 года №1015 «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями);
4) постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29
декабря 2010года №189 № 44 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями);
5) Адаптированной образовательной программы основного общего
образования МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового, утвержденной решением
педагогического совета от 30.08.2023 года №1
На данном этапе развития системы образования на первый план
выдвигается создание условий для становления личности каждого ребёнка в
соответствии с особенностями его физического и психического развития,
возможностями и способностями.
Характерными особенностями учащихся коррекционных классов являются
следующие:
 Недостаточно развито произвольное внимание, особенно такое его
свойство, как устойчивость. Поэтому во время урока учащиеся часто
отвлекаются от выполняемой работы либо вообще не включаются в
нее.
 У учащихся часто снижен объем слухоречевого запоминания, т.е. дети
затрудняются запоминать материал на слух, но у них хорошо развита
зрительная память.
 Слабо развиты мыслительные операции.
 Для многих учащихся характерны медленный темп работы,
повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать
либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность.
 Многие учащиеся затрудняются самостоятельно регулировать свою
деятельность и поведение, необходим внешний контроль со стороны.

В связи с этим для расширения и углубления знаний, а также для выработки
навыков и умений учащихся к курсу русского языка среднего звена введен 1
час занятий в неделю – 34 часа в год.
Направленность данной программы - адаптировать таких детей к
учебному процессу, помочь им в усвоении учебного материала, дать
возможность поверить в свои силы, не дать затеряться среди общей массы
учащихся.
Цель: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по основным темам курса
русского языка.
Задачи:
 повышение уровня общего развития учащихся;
 восполнение пробелов предшествующего обучения и развития;
 формирование доступных учащимся знаний и умений по русскому
языку , их практического применения в повседневной жизни;
 максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их
познавательной деятельности и личностных качеств с учетом
индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах
обучения;
 индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных
умений и навыков;
 воспитание
у
школьников
целенаправленной
деятельности,
трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля,
аккуратности, умения принимать решение.
Планируемые результаты:
Личностными результатами освоения программы являются:
-воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей
эстетической принадлежности, знание истории языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
его значения в процессе получения школьного образования;
-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение
к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
-достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения;
-адекватное восприятие на слух текстов различных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массивой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой;
-владение приѐмами отбора и систематизации материалов на определѐнную
тему; умение вести самостоятельный поиск информации, еѐ анализ и отбор;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный текст с разной степенью
свѐрнутости;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
общения;
-способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;

-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии и задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
-применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной
работы рассматриваются индивидуальные достижения учащихся в
образовательной и внеобразовательной деятельности; мониторинги; анализ
результатов, полученных в ходе мониторинга.
8-9 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
-способы группировки орфограмм по основным признакам;
-виды грамматических справочников, их назначение;
-определения основных орфографических и пунктуационных правил;
обосновывать свои ответы и приводить примеры;
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы;
-дифференцировать части речи;
-целесообразно использовать различные виды грамматических справочников,
словарей;
-находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор,
правильно писать слова с изученными орфограммами.
Развитие речи:
-строить текст - рассуждение:

-аргументировать свои высказывания;
-уметь описать внешность человека, его характер, последовательно
описывать трудовые процессы;
-выразительно читать прозаический и стихотворный текст.
Содержание курса внеурочной деятельности
8-9 КЛАСС
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 1ч
Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам
предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми
к учащимся с ЗПР. Формирование групп на основе сходства у обучающихся
коррегируемых недостатков. 14
Раздел 2. Формирование грамматико-аналитических навыков 8ч
Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам. Составление
схем, алгоритмов. Упражнения в дифференциации частей речи и
орфографических правил. Развитие орфографической и пунктуационной
зоркости. Грамматические разборы: фонетический, морфемный
словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 8ч
Правописание окончаний, суффиксов имѐн существительных,
прилагательных, глагола. Правописание имѐн числительных. Знаки
препинания в ПП, СП и при прямой речи. Индивидуальная работа по
результатам педагогической диагностики.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 8ч
Глаголы и разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в суффиксах
глаголов. Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от
глаголов. Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.
Слитное написание союзов зато, тоже, также, чтобы. Правописание
наречий и предлогов.
Раздел 5. Развитие речи 9ч
Расширение словарного запаса по темам «Черты характера человека»,
«Описание внешности человека», «Описание процессов труда». Составление
текстов с типом речи – рассуждение. Работа над выразительным чтением
прозаического и лирического текстов.

Диагностика
навыков
учащихся по
предмету

Повторение

1ч

Формирование
грамматикоаналитических
навыков

Фонетика. Фонетический разбор слова. Звуки
и буквы. Звуки гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Обозначение
мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Согласные звонкие и глухие. Правописание
звонких и глухих согласных на конце слов.
Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после
гласных. Гласные ударные и безударные.
Проверка написания безударных гласных
путем изменения формы слова.

3ч

Морфемика. Словообразование. Морфемный 2ч
состав слова, словообразовательный разбор.
Состав слова. Корень и однокоренные слова.
Окончание, приставка, суффикс. Способы
образования слов .

Морфология. Самостоятельные и служебные
3ч
части речи. Общее понятие о частях речи:
существительном, прилагательном, глаголе,
местоимении, числительном, наречии,
причастии, деепричастии, категории
состояния, предлоге, союзе, частице. Умение
различать части речи по вопросам и значению.

Выполнение морфологического разбора.
Восполнение
пробелов в
знаниях .

Пропедевтика
изучения
сложных тем

Развитие речи

Правописание окончаний, суффиксов имѐн
существительных, прилагательных, глагола,
причастия, наречия.

2ч

Правописание имѐн числительных.

2ч

Знаки препинания в ПП, СП

2ч

Знаки препинания при прямой речи.

2ч

Глаголы и разноспрягаемые глаголы.

1ч

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1ч

Н-НН в суффиксах причастий и
прилагательных, образованных от глаголов.

2ч

Знаки препинания при причастном и
деепричастном обороте.

2ч

Слитное написание союзов зато, тоже,
также, чтобы.

1ч

Правописание наречий и предлогов.

1ч

Расширение словарного запаса по темам
«Черты характера человека», «Описание
внешности человека», «Описание процессов
труда».

4ч

Составление текстов с типом речи –
рассуждение.

4ч

Работа над выразительным чтением
прозаического и лирического текстов.

1ч

Календарно –тематическое планирование уроков по занимательному
русскому языку
8-9 класс
№ п/п

№ по
теме

Тема урока

Дата
План

1

3

2
1.

1

Факт

Диагностика навыков учащихся по предмету
6.09
Повторение. ВХОДНАЯ
ДИАГНОСТИКА
Формирование грамматико-аналитических навыков
13.09
Фонетика. Фонетический
разбор слова. Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные.
20.09
Согласные твердые и мягкие.
Обозначение мягкости
согласных буквами ь, е, ё, и, ю,
я. Согласные звонкие и глухие.
27.09
Р.Р. Описание внешности
человека
Буквы е, ё, ю, я в начале слова и 4.10
после гласных

2.

1

3.

2

4.

3

5.

4

6.

5

Морфемика. Словообразование. 11.10
Морфемный
состав
слова,
словообразовательный разбор.

7.

6

Состав
слова.
Корень
и 18.10
однокоренные слова. Окончание,
приставка,
суффикс.
Образование слов при помощи
приставок и суффиксов.

8.

7

Р.Р.Описание
человека

9.

8

10.

9

Морфология. Самостоятельные
и служебные части речи.
Общее понятие о частях речи:
существительном,
прилагательном, глаголе,
местоимении, числительном,
наречии, причастии,

черт

характера 25.10
8.11
15.11

4

11.

10

12.

11

13.

12

деепричастии, категории
состояния, предлоге, союзе,
частице.
Р.Р. Описание процессов труда
.
Выполнение морфологического
разбора
Р.Р.
человека

22.11
29.11

Сочинение-описание 6.12

Восполнение пробелов в знаниях
Правописание окончаний,
суффиксов имѐн
существительных,
прилагательных, глагола,
причастия.
Правописание окончаний,
суффиксов имѐн
существительных,
прилагательных, глагола,
причастия.
Правописание наречия.

13.12

4

Р.Р. Составление текстов с
типом речи – рассуждение

17.01

18.

5

24.01

19.

6

20.

7

Правописание имѐн
числительных.
Правописание имѐн
числительных.
Знаки препинания в ПП, СП

21

8

Р.Р. Составление текстов с
типом речи – рассуждение

14.02

22.

9

Знаки препинания в ПП, СП

21.02

23.

10

Знаки препинания при прямой
речи

28.02

24.

11

Знаки препинания при прямой

7.03

14.

1

15.

2

16.

3

17.

20.12

27.12

31.01
7.02

речи
25.

12

26.

1

27

2

28

3

29

4

30

5

31

6

32

7

33

8

34

9

Р.Р Составление текстов с типом 14.03
речи – рассуждение
Пропедевтика изучения сложных тем
Глаголы и разноспрягаемые
21.03
глаголы.
Правописание гласных в
4.04
суффиксах глаголов
Н-НН в суффиксах причастий и 11.04
прилагательных, образованных
от глаголов
Н-НН в суффиксах причастий и
18.04
прилагательных, образованных
от глаголов
Р.Р Составление текстов с типом 25.04
речи – рассуждение
Знаки препинания при
2.05
причастном и деепричастном
обороте
Знаки препинания при
9.05
причастном и деепричастном
обороте
Слитное написание союзов зато, 16.05
тоже, также, чтобы.
ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА

23.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».