МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО Утверждена Решением педагогического совета от 30.08.2023 протокол №1 Директор _____ О.В.Мирошниченко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ коррекционной направленности «Занимательный русский язык» основное общее образование, 8-9 класс Срок реализации программы-1год Количество часов 34 2023-2024 уч. Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности составлена на основании и с учетом требований документов: 1) Федерального Закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); 2) приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями); 3) приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1015 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями); 4) постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010года №189 № 44 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями); 5) Адаптированной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового, утвержденной решением педагогического совета от 30.08.2023 года №1 На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребёнка в соответствии с особенностями его физического и психического развития, возможностями и способностями. Характерными особенностями учащихся коррекционных классов являются следующие: Недостаточно развито произвольное внимание, особенно такое его свойство, как устойчивость. Поэтому во время урока учащиеся часто отвлекаются от выполняемой работы либо вообще не включаются в нее. У учащихся часто снижен объем слухоречевого запоминания, т.е. дети затрудняются запоминать материал на слух, но у них хорошо развита зрительная память. Слабо развиты мыслительные операции. Для многих учащихся характерны медленный темп работы, повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность. Многие учащиеся затрудняются самостоятельно регулировать свою деятельность и поведение, необходим внешний контроль со стороны. В связи с этим для расширения и углубления знаний, а также для выработки навыков и умений учащихся к курсу русского языка среднего звена введен 1 час занятий в неделю – 34 часа в год. Направленность данной программы - адаптировать таких детей к учебному процессу, помочь им в усвоении учебного материала, дать возможность поверить в свои силы, не дать затеряться среди общей массы учащихся. Цель: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по основным темам курса русского языка. Задачи: повышение уровня общего развития учащихся; восполнение пробелов предшествующего обучения и развития; формирование доступных учащимся знаний и умений по русскому языку , их практического применения в повседневной жизни; максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения; индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков; воспитание у школьников целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, аккуратности, умения принимать решение. Планируемые результаты: Личностными результатами освоения программы являются: -воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей эстетической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; -понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; -осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; -достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы являются: владение всеми видами речевой деятельности: -адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; -владение разными видами чтения; -адекватное восприятие на слух текстов различных стилей и жанров; -способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массивой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; -владение приѐмами отбора и систематизации материалов на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, еѐ анализ и отбор; -умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; -способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; -умение воспроизводить прослушанный текст с разной степенью свѐрнутости; -умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения; -способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; -соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; -способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого общения; -способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; -умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; -умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; -владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; -умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; -умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; -умение осознанно использовать речевые средства в соответствии и задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; -применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются индивидуальные достижения учащихся в образовательной и внеобразовательной деятельности; мониторинги; анализ результатов, полученных в ходе мониторинга. 8-9 КЛАСС Учащиеся должны знать: -способы группировки орфограмм по основным признакам; -виды грамматических справочников, их назначение; -определения основных орфографических и пунктуационных правил; обосновывать свои ответы и приводить примеры; Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: -самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы; -дифференцировать части речи; -целесообразно использовать различные виды грамматических справочников, словарей; -находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Развитие речи: -строить текст - рассуждение: -аргументировать свои высказывания; -уметь описать внешность человека, его характер, последовательно описывать трудовые процессы; -выразительно читать прозаический и стихотворный текст. Содержание курса внеурочной деятельности 8-9 КЛАСС Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 1ч Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с ЗПР. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков. 14 Раздел 2. Формирование грамматико-аналитических навыков 8ч Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам. Составление схем, алгоритмов. Упражнения в дифференциации частей речи и орфографических правил. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Грамматические разборы: фонетический, морфемный словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный. Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 8ч Правописание окончаний, суффиксов имѐн существительных, прилагательных, глагола. Правописание имѐн числительных. Знаки препинания в ПП, СП и при прямой речи. Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 8ч Глаголы и разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте. Слитное написание союзов зато, тоже, также, чтобы. Правописание наречий и предлогов. Раздел 5. Развитие речи 9ч Расширение словарного запаса по темам «Черты характера человека», «Описание внешности человека», «Описание процессов труда». Составление текстов с типом речи – рассуждение. Работа над выразительным чтением прозаического и лирического текстов. Диагностика навыков учащихся по предмету Повторение 1ч Формирование грамматикоаналитических навыков Фонетика. Фонетический разбор слова. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. 3ч Морфемика. Словообразование. Морфемный 2ч состав слова, словообразовательный разбор. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Способы образования слов . Морфология. Самостоятельные и служебные 3ч части речи. Общее понятие о частях речи: существительном, прилагательном, глаголе, местоимении, числительном, наречии, причастии, деепричастии, категории состояния, предлоге, союзе, частице. Умение различать части речи по вопросам и значению. Выполнение морфологического разбора. Восполнение пробелов в знаниях . Пропедевтика изучения сложных тем Развитие речи Правописание окончаний, суффиксов имѐн существительных, прилагательных, глагола, причастия, наречия. 2ч Правописание имѐн числительных. 2ч Знаки препинания в ПП, СП 2ч Знаки препинания при прямой речи. 2ч Глаголы и разноспрягаемые глаголы. 1ч Правописание гласных в суффиксах глаголов. 1ч Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. 2ч Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте. 2ч Слитное написание союзов зато, тоже, также, чтобы. 1ч Правописание наречий и предлогов. 1ч Расширение словарного запаса по темам «Черты характера человека», «Описание внешности человека», «Описание процессов труда». 4ч Составление текстов с типом речи – рассуждение. 4ч Работа над выразительным чтением прозаического и лирического текстов. 1ч Календарно –тематическое планирование уроков по занимательному русскому языку 8-9 класс № п/п № по теме Тема урока Дата План 1 3 2 1. 1 Факт Диагностика навыков учащихся по предмету 6.09 Повторение. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА Формирование грамматико-аналитических навыков 13.09 Фонетика. Фонетический разбор слова. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. 20.09 Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. 27.09 Р.Р. Описание внешности человека Буквы е, ё, ю, я в начале слова и 4.10 после гласных 2. 1 3. 2 4. 3 5. 4 6. 5 Морфемика. Словообразование. 11.10 Морфемный состав слова, словообразовательный разбор. 7. 6 Состав слова. Корень и 18.10 однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. 8. 7 Р.Р.Описание человека 9. 8 10. 9 Морфология. Самостоятельные и служебные части речи. Общее понятие о частях речи: существительном, прилагательном, глаголе, местоимении, числительном, наречии, причастии, черт характера 25.10 8.11 15.11 4 11. 10 12. 11 13. 12 деепричастии, категории состояния, предлоге, союзе, частице. Р.Р. Описание процессов труда . Выполнение морфологического разбора Р.Р. человека 22.11 29.11 Сочинение-описание 6.12 Восполнение пробелов в знаниях Правописание окончаний, суффиксов имѐн существительных, прилагательных, глагола, причастия. Правописание окончаний, суффиксов имѐн существительных, прилагательных, глагола, причастия. Правописание наречия. 13.12 4 Р.Р. Составление текстов с типом речи – рассуждение 17.01 18. 5 24.01 19. 6 20. 7 Правописание имѐн числительных. Правописание имѐн числительных. Знаки препинания в ПП, СП 21 8 Р.Р. Составление текстов с типом речи – рассуждение 14.02 22. 9 Знаки препинания в ПП, СП 21.02 23. 10 Знаки препинания при прямой речи 28.02 24. 11 Знаки препинания при прямой 7.03 14. 1 15. 2 16. 3 17. 20.12 27.12 31.01 7.02 речи 25. 12 26. 1 27 2 28 3 29 4 30 5 31 6 32 7 33 8 34 9 Р.Р Составление текстов с типом 14.03 речи – рассуждение Пропедевтика изучения сложных тем Глаголы и разноспрягаемые 21.03 глаголы. Правописание гласных в 4.04 суффиксах глаголов Н-НН в суффиксах причастий и 11.04 прилагательных, образованных от глаголов Н-НН в суффиксах причастий и 18.04 прилагательных, образованных от глаголов Р.Р Составление текстов с типом 25.04 речи – рассуждение Знаки препинания при 2.05 причастном и деепричастном обороте Знаки препинания при 9.05 причастном и деепричастном обороте Слитное написание союзов зато, 16.05 тоже, также, чтобы. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА 23.05