МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18
ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕКИЙ РАЙОН ИМЕНИ
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО
Утверждена
Решением педагогического совета
от 30.08.2023 протокол №1
Директор _____ О.В.Мирошниченко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
коррекционной направленности
«Занимательный русский язык»
основное общее образование, 8-9 класс
Срок реализации программы-1год
Количество часов 34
2023-2024 уч.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности составлена на основании и с учетом
требований документов:
1) Федерального Закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изменениями);
2) приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
(с
изменениями);
3) приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 года №1015 «Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования» (с изменениями);
4) постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29
декабря 2010года №189 № 44 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно –эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями);
5) Адаптированной образовательной программы основного общего
образования МБОУ СОШ № 18 пос. Паркового, утвержденной решением
педагогического совета от 30.08.2023 года №1
На данном этапе развития системы образования на первый план
выдвигается создание условий для становления личности каждого ребёнка в
соответствии с особенностями его физического и психического развития,
возможностями и способностями.
Характерными особенностями учащихся коррекционных классов являются
следующие:
Недостаточно развито произвольное внимание, особенно такое его
свойство, как устойчивость. Поэтому во время урока учащиеся часто
отвлекаются от выполняемой работы либо вообще не включаются в
нее.
У учащихся часто снижен объем слухоречевого запоминания, т.е. дети
затрудняются запоминать материал на слух, но у них хорошо развита
зрительная память.
Слабо развиты мыслительные операции.
Для многих учащихся характерны медленный темп работы,
повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать
либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность.
Многие учащиеся затрудняются самостоятельно регулировать свою
деятельность и поведение, необходим внешний контроль со стороны.
В связи с этим для расширения и углубления знаний, а также для выработки
навыков и умений учащихся к курсу русского языка среднего звена введен 1
час занятий в неделю – 34 часа в год.
Направленность данной программы - адаптировать таких детей к
учебному процессу, помочь им в усвоении учебного материала, дать
возможность поверить в свои силы, не дать затеряться среди общей массы
учащихся.
Цель: ликвидация пробелов в знаниях учащихся по основным темам курса
русского языка.
Задачи:
повышение уровня общего развития учащихся;
восполнение пробелов предшествующего обучения и развития;
формирование доступных учащимся знаний и умений по русскому
языку , их практического применения в повседневной жизни;
максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их
познавательной деятельности и личностных качеств с учетом
индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах
обучения;
индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных
умений и навыков;
воспитание
у
школьников
целенаправленной
деятельности,
трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля,
аккуратности, умения принимать решение.
Планируемые результаты:
Личностными результатами освоения программы являются:
-воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей
эстетической принадлежности, знание истории языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия; воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;
его значения в процессе получения школьного образования;
-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение
к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
-достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств
для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения;
-адекватное восприятие на слух текстов различных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массивой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться
словарями различных типов, справочной литературой;
-владение приѐмами отбора и систематизации материалов на определѐнную
тему; умение вести самостоятельный поиск информации, еѐ анализ и отбор;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный текст с разной степенью
свѐрнутости;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
-соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
общения;
-способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии и задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
-применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной
работы рассматриваются индивидуальные достижения учащихся в
образовательной и внеобразовательной деятельности; мониторинги; анализ
результатов, полученных в ходе мониторинга.
8-9 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
-способы группировки орфограмм по основным признакам;
-виды грамматических справочников, их назначение;
-определения основных орфографических и пунктуационных правил;
обосновывать свои ответы и приводить примеры;
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы;
-дифференцировать части речи;
-целесообразно использовать различные виды грамматических справочников,
словарей;
-находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор,
правильно писать слова с изученными орфограммами.
Развитие речи:
-строить текст - рассуждение:
-аргументировать свои высказывания;
-уметь описать внешность человека, его характер, последовательно
описывать трудовые процессы;
-выразительно читать прозаический и стихотворный текст.
Содержание курса внеурочной деятельности
8-9 КЛАСС
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 1ч
Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам
предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми
к учащимся с ЗПР. Формирование групп на основе сходства у обучающихся
коррегируемых недостатков. 14
Раздел 2. Формирование грамматико-аналитических навыков 8ч
Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам. Составление
схем, алгоритмов. Упражнения в дифференциации частей речи и
орфографических правил. Развитие орфографической и пунктуационной
зоркости. Грамматические разборы: фонетический, морфемный
словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 8ч
Правописание окончаний, суффиксов имѐн существительных,
прилагательных, глагола. Правописание имѐн числительных. Знаки
препинания в ПП, СП и при прямой речи. Индивидуальная работа по
результатам педагогической диагностики.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 8ч
Глаголы и разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в суффиксах
глаголов. Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от
глаголов. Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте.
Слитное написание союзов зато, тоже, также, чтобы. Правописание
наречий и предлогов.
Раздел 5. Развитие речи 9ч
Расширение словарного запаса по темам «Черты характера человека»,
«Описание внешности человека», «Описание процессов труда». Составление
текстов с типом речи – рассуждение. Работа над выразительным чтением
прозаического и лирического текстов.
Диагностика
навыков
учащихся по
предмету
Повторение
1ч
Формирование
грамматикоаналитических
навыков
Фонетика. Фонетический разбор слова. Звуки
и буквы. Звуки гласные и согласные.
Согласные твердые и мягкие. Обозначение
мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я.
Согласные звонкие и глухие. Правописание
звонких и глухих согласных на конце слов.
Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после
гласных. Гласные ударные и безударные.
Проверка написания безударных гласных
путем изменения формы слова.
3ч
Морфемика. Словообразование. Морфемный 2ч
состав слова, словообразовательный разбор.
Состав слова. Корень и однокоренные слова.
Окончание, приставка, суффикс. Способы
образования слов .
Морфология. Самостоятельные и служебные
3ч
части речи. Общее понятие о частях речи:
существительном, прилагательном, глаголе,
местоимении, числительном, наречии,
причастии, деепричастии, категории
состояния, предлоге, союзе, частице. Умение
различать части речи по вопросам и значению.
Выполнение морфологического разбора.
Восполнение
пробелов в
знаниях .
Пропедевтика
изучения
сложных тем
Развитие речи
Правописание окончаний, суффиксов имѐн
существительных, прилагательных, глагола,
причастия, наречия.
2ч
Правописание имѐн числительных.
2ч
Знаки препинания в ПП, СП
2ч
Знаки препинания при прямой речи.
2ч
Глаголы и разноспрягаемые глаголы.
1ч
Правописание гласных в суффиксах глаголов.
1ч
Н-НН в суффиксах причастий и
прилагательных, образованных от глаголов.
2ч
Знаки препинания при причастном и
деепричастном обороте.
2ч
Слитное написание союзов зато, тоже,
также, чтобы.
1ч
Правописание наречий и предлогов.
1ч
Расширение словарного запаса по темам
«Черты характера человека», «Описание
внешности человека», «Описание процессов
труда».
4ч
Составление текстов с типом речи –
рассуждение.
4ч
Работа над выразительным чтением
прозаического и лирического текстов.
1ч
Календарно –тематическое планирование уроков по занимательному
русскому языку
8-9 класс
№ п/п
№ по
теме
Тема урока
Дата
План
1
3
2
1.
1
Факт
Диагностика навыков учащихся по предмету
6.09
Повторение. ВХОДНАЯ
ДИАГНОСТИКА
Формирование грамматико-аналитических навыков
13.09
Фонетика. Фонетический
разбор слова. Звуки и буквы.
Звуки гласные и согласные.
20.09
Согласные твердые и мягкие.
Обозначение мягкости
согласных буквами ь, е, ё, и, ю,
я. Согласные звонкие и глухие.
27.09
Р.Р. Описание внешности
человека
Буквы е, ё, ю, я в начале слова и 4.10
после гласных
2.
1
3.
2
4.
3
5.
4
6.
5
Морфемика. Словообразование. 11.10
Морфемный
состав
слова,
словообразовательный разбор.
7.
6
Состав
слова.
Корень
и 18.10
однокоренные слова. Окончание,
приставка,
суффикс.
Образование слов при помощи
приставок и суффиксов.
8.
7
Р.Р.Описание
человека
9.
8
10.
9
Морфология. Самостоятельные
и служебные части речи.
Общее понятие о частях речи:
существительном,
прилагательном, глаголе,
местоимении, числительном,
наречии, причастии,
черт
характера 25.10
8.11
15.11
4
11.
10
12.
11
13.
12
деепричастии, категории
состояния, предлоге, союзе,
частице.
Р.Р. Описание процессов труда
.
Выполнение морфологического
разбора
Р.Р.
человека
22.11
29.11
Сочинение-описание 6.12
Восполнение пробелов в знаниях
Правописание окончаний,
суффиксов имѐн
существительных,
прилагательных, глагола,
причастия.
Правописание окончаний,
суффиксов имѐн
существительных,
прилагательных, глагола,
причастия.
Правописание наречия.
13.12
4
Р.Р. Составление текстов с
типом речи – рассуждение
17.01
18.
5
24.01
19.
6
20.
7
Правописание имѐн
числительных.
Правописание имѐн
числительных.
Знаки препинания в ПП, СП
21
8
Р.Р. Составление текстов с
типом речи – рассуждение
14.02
22.
9
Знаки препинания в ПП, СП
21.02
23.
10
Знаки препинания при прямой
речи
28.02
24.
11
Знаки препинания при прямой
7.03
14.
1
15.
2
16.
3
17.
20.12
27.12
31.01
7.02
речи
25.
12
26.
1
27
2
28
3
29
4
30
5
31
6
32
7
33
8
34
9
Р.Р Составление текстов с типом 14.03
речи – рассуждение
Пропедевтика изучения сложных тем
Глаголы и разноспрягаемые
21.03
глаголы.
Правописание гласных в
4.04
суффиксах глаголов
Н-НН в суффиксах причастий и 11.04
прилагательных, образованных
от глаголов
Н-НН в суффиксах причастий и
18.04
прилагательных, образованных
от глаголов
Р.Р Составление текстов с типом 25.04
речи – рассуждение
Знаки препинания при
2.05
причастном и деепричастном
обороте
Знаки препинания при
9.05
причастном и деепричастном
обороте
Слитное написание союзов зато, 16.05
тоже, также, чтобы.
ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА
23.05