МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО УТВЕРЖДЕНА решением педсовета протокол №1 от 30.08.2023г Председатель педсовета __________О.В. Мирошниченко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Практикум по геометрии» Уровень образования (класс): основное общее образование, 8 класс Срок реализации программы - 1 год Учитель: Черных Ирина Николаевна 2023 Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практикум по геометрии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), в соответствии с письмом министерства образования , науки и молодежной политики Краснодарского краяот13.07.2021 №47-01-1314546/21«О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования». Рабочая программа предназначена для обучающихся 8классов и рассчитана на 34 часа в год. Цель курса: создание условий для формирования устойчивых знаний обучающихся по геометрии на базовом уровне. Задачи курса: расширениекругозора,повышениемотивацииобучающихсякизучениюгеометр ии;создание «ситуации успеха» у обучающихся при решении геометрических задач; развитие умения выделять главное, сравнивать и обобщать факты; обобщение и систематизация геометрических знаний обучающихся;совершенствованиепрактическихнавыков,математическойкуль турыобучающихся;применениегеометрическогоаппаратадлярешенияразнооб разныхматематическихзадач. 1. Планируемые результаты освоения элективного курса. Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,соответствующихтребованиямфедеральногогосударственногообраз овательногостандартаосновногообщегообразованияипримернойпрограммево спитания. Личностные результаты: патриотическое воспитание– проявление интереса к истории и современному состоянию российской математической науки; ценностное отношение к достижениямроссийскихучёныхматематиков(Основныенаправлениявоспитательнойдеятельности№2); эстетическое воспитание – восприятие эстетических качеств геометрии, еёгармоничногопостроения,строгости,точности,лаконичности(Основныенапр авлениявоспитательнойдеятельности№4); ценности научного познания– формирование и развитие познавательных мотивов,направленных на получение новых знаний по геометрии необходимых для объяснениянаблюдаемыхпроцессовиявлений(Основныенаправлениявоспитат ельнойдеятельности№5); экологическое воспитание – ориентация на применение геометрических знаний длярешениязадачвобластиокружающейсреды,повышениеуровняэкологическо йкультуры(Основныенаправлениявоспитательнойдеятельности№8); ответственноеотношениекучению,готовностьиспособностьобучающихся ксаморазвитиюисамообразованиюнаосновемотивациикобучениюипознанию; умениеконтролироватьпроцессирезультатучебнойиматематическойдеятельно сти;критичностьмышления,инициатива,находчивость,активностьприрешении математическихзадач. Метапредметныерезультаты: умениесамостоятельноопределятьцелисвоегообучения,ставитьиформули роватьдлясебя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательнойдеятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлятьконтроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способыдействийврамкахпредложенныхусловийитребований,корректировать своидействиявсоответствиисизменяющейсяситуацией; умениеопределятьпонятия,создаватьобобщения,устанавливатьаналогии, классифицировать; умениеустанавливатьпричинноследственныесвязи,строитьлогическоерассуждение,умозаключение(индуктив ное,дедуктивноеипоаналогии)иделатьвыводы; умениепониматьииспользоватьматематическиесредстванаглядности(графики, таблицы,схемыидр.)дляиллюстрации,интерпретации,аргументации; умениевыдвигатьгипотезыприрешениизадач,пониматьнеобходимостьихпрове рки;пониманиесущностиалгоритмическихпредписанийиумениедействоватьвс оответствииспредложеннымалгоритмом. Предметныерезультаты: умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимуюинформацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи сприменениемматематическойтерминологииисимволики,использоватьразлич ныеязыкиматематики, проводить классификации, логические обоснования, доказательстваматематическихутверждений; овладениенавыкамиустных,письменных,инструментальныхвычислений;овла дениегеометрическимязыком,умениеиспользоватьегодляописанияпредметов окружающегомира,развитиепространственныхпредставленийиизобретательн ыхумений,приобретениенавыковгеометрическийпостроений; умениеизмерятьдлиныотрезков,величиныуглов,использоватьформулыдл янахожденияпериметровгеометрическихфигур; умениеприменятьизученныепонятия,результаты,методыдлярешениязада чпрактического характера и задач из смежных дисциплин с использованием принеобходимостисправочныхматериалов,калькулятора,компьютера; находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную мерууглов,применяяопределения,свойстваипризнакифигуриихэлементов,раве нствофигур; использоватьсвойстваизмерениядлин,угловприрешениизадачнанахожден иедлиныотрезка,длиныокружности,длиныдугиокружности,градусноймерыуг ла; вычислятьдлинылинейныхэлементарныхфигуриихуглы,используяформу лыдлиныокружностиидлиныдугиокружности; вычислятьдлинуокружности,длинудугиокружностирешатьпрактические задачи,связанныеснахождениемгеометрическихвеличин,используяпри необходимостисправочникаитехническиесредства. Обучающийсянаучится: • оперироватьнабазовомуровнепонятиямигеометрическихфигур; • извлекатьинформациюогеометрическихфигурах,представленн уюначертежахвявномвиде; • применятьдлярешениязадачгеометрическиефакты,еслиуслови яихприменениязаданывявнойформе; • решатьзадачинанахождениегеометрическихвеличинпообразцамилиалгоритма м; • оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры,равенствотреугольников,параллельностьпрямых,перпендикулярность прямых,углымеждупрямыми,перпендикуляр,наклонная,проекция; • выполнятьизмерениедлин,расстояний,величинуглов,спомощь юинструментовдляизмеренийдлиниуглов; • применятьформулырасчетапериметрафигурыпривычислениях; • применятьтеоремуПифагорадлявычислениядлиннеизвестныхс торонтреугольника,расстояний,впростейшихслучаях; • изображатьтиповыеплоскиефигурыотрукииспомощьюинструментов; • выбиратьподходящийметоддлярешенияизвестныхтиповматем атическихзадач.Вповседневнойжизнииприизучениидругихпредметов: • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач,возникающихвситуацияхповседневнойжизни,задачпрактическогосодер жания; • вычислятьрасстояниянаместностивстандартныхситуациях,впр остейшихслучаях,применятьформулывпростейшихситуацияхвповседневнойж изни; • выполнятьпростейшиепостроениянаместности,необходимыевреальнойжизни. Обучающийсяполучитвозможность: • овладетьметодамирешениязадачнавычисленияидоказательст ва:методомотпротивного,методомпереборавариантов; • приобрестиопытпримененияалгебраическогоитригонометрич ескогоаппаратаприрешениигеометрическихзадач. 2. Содержание курса Раздел1.Углы.Треугольники(14часов) Величина угла. Градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы. Признаки и свойства параллельных прямых. Углы при параллельных прямых и секущей. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Биссектриса, высота, медиана треугольника. Равнобедренный треугольник. Равносторонний треугольник. Признаки равенства треугольников. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора. Средняя линиятреугольника.Неравенствотреугольника.Треугольникинаклетчатойбума ге. Раздел2.Многоугольники(8часов) Многоугольник,егоэлементыиегосвойства.Суммаугловвыпуклогомногоуголь ника. Четырехугольники. Параллелограмм, ромб, прямоугольник, квадрат, трапеция, равнобедренная трапеция. Свойства и признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника, квадрата. Средняя линия трапеции. Четырехугольники на клетчатой бумаге. Раздел3.Окружность.Круг(12часов) Окружность, круг, их элементы и свойства. Касательная и секущая к окружности, их свойства. Хорды и дуги. Центральные углы. Вписанные углы. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников. Длина окружности и площадь круга