МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ПОСЕЛКА ПАРКОВОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ГОЛОВКО ПАВЛА ФЕДОТОВИЧА УТВЕРЖДЕНА решением педсовета протокол №1 от 30.08.2023г Председатель педсовета _____О.В.Мирошниченко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Практикум по геометрии» Уровень образования (класс): основное общее образование, 9 класс Срок реализации программы - 1 год Учитель: Черных Ирина Николаевна 2023 1. Пояснительная записка Рабочая программа кружка «Практикум по геометрии» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной программы рабочей программы элективного курса «Практикум по геометрии», расположенной в учебно-методическом пособии для учителя «Реализация курса «Практикум по геометрии, 9 класс», составленной на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования (сайт www.fgosreestr.ru), с учетом примерной программы воспитания (сайт www.fgosreestr.ru), на основе методических материалов «Реализация курса «Практикум по геометрии, 9 класс»: учебно-методическое пособие. / под ред. Е.Н. Белай. – Краснодар, ГБОУ ИРО Краснодарского края. - 2021. - 176с.в соответствии с письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 13.07.2021 № 47-0113-14546/21 «О составлении рабочих программ учебных предметов и календарно-тематического планирования», соответствует требованиям и положениям основной образовательной программе МБОУ СОШ №18 пос.Паркового. Рабочая программа предназначена для обучающихся 9 классов и рассчитана на 34 часа в год. Данный э курс реализуется на основе УМК под редакцией Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.«Геометрия: 7-9 классы: учебник для общеобразовательных организаций». Цель программы: создание условий для формирования устойчивых знаний обучающихся по геометрии на базовом уровне. Задачи программы: повышение мотивации обучающихся к изучению геометрии; создание «ситуации успеха» у обучающихся при решении геометрических задач; обобщение и систематизация геометрических знаний, обучающихся; совершенствование практических навыков, математической культуры обучающихся; применение геометрического аппарата для решения разнообразных математических задач. 2. Планируемые результаты освоения элективного курса. Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания. Личностные результаты: патриотическое воспитание — проявление интереса к истории и современному состоянию российской математической науки; ценностное отношение к достижениям российских учёных-математиков (Основные направления воспитательной деятельности № 2); эстетическое воспитание — восприятие эстетических качеств геометрии, её гармоничного построения, строгости, точности, лаконичности; (Основные направления воспитательной деятельности № 4) ценности научного познания — формирование и развитие познавательных мотивов, направленных на получение новых знаний по геометрии необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и явлений (Основные направления воспитательной деятельности № 5); экологическое воспитание — ориентация на применение геометрических знаний для решения задач в области окружающей среды, повышение уровня экологической культуры (Основные направления воспитательной деятельности № 8); ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности; критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать; умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; умение выдвигать гипотезы при решении задач, понимать необходимость их проверки; понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. Предметные результаты: умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобретательных умений, приобретение навыков геометрический построений; умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера; находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, равенство фигур; оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов; использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла; вычислять длины линейных элементарных фигур и их углы, используя формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур; вычислять площади треугольников, прямоугольников, параллелограммов, трапеций, кругов и секторов; вычислять длину окружности, длину дуги окружности; решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин, используя при необходимости справочники и технические средства. Обучающийся научится: • оперировать на базовом уровне понятиями геометрических фигур; • извлекать информацию о геометрических фигурах, представленную на чертежах в явном виде; • применять для решения задач геометрические факты, если условия их применения заданы в явной форме; • решать задачи на нахождение геометрических величин по образцам или алгоритмам; • оперировать на базовом уровне понятиями: равенство фигур, равные фигуры, равенство треугольников, параллельность прямых, перпендикулярность прямых, углы между прямыми, перпендикуляр, наклонная, проекция; • выполнять измерение длин, расстояний, величин углов, с помощью инструментов для измерений длин и углов; • применять формулы периметра, площади и объема при вычислениях, когда все данные имеются в условии; • применять теорему Пифагора, базовые тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей в простейших случаях; • изображать типовые плоские фигуры и фигуры в пространстве от руки и с помощью инструментов; • выбирать подходящий изученный метод для решения изученных типов математических задач. В повседневной жизни и при изучении других предметов: • использовать свойства геометрических фигур для решения типовых задач, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания; • использовать отношения для решения простейших задач, возникающих в реальной жизни; • вычислять расстояния на местности в стандартных ситуациях, площади в простейших случаях, применять формулы в простейших ситуациях в повседневной жизни; • выполнять простейшие построения на местности, необходимые в реальной жизни. Обучающийся получит возможность: • овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов; • приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач; • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора; • вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности. 3. Содержание курса Раздел 1. Углы (7 часов) Угол. Величина угла. Градусная мера угла. Биссектриса угла. Смежные и вертикальные углы. Углы, образованные параллельными прямыми и секущей. Треугольники.Виды треугольников. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника Углы в равнобедренном, равностороннем треугольниках. Углы, связанные с окружностью. Углы в четырехугольниках. Свойства углов параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата, трапеции. Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности (17 часов) Высота, медиана, биссектриса, серединный перпендикуляр, средняя линия треугольника. Признаки равенства треугольников, в том числе и прямоугольных. Диагонали и высоты в параллелограмме, ромбе, прямоугольнике, квадрате, трапеции. Средняя линия трапеции. Отрезки ипрямые, связанные с окружностью. Касательная и секущая к окружности. Хорда, радиус и диаметр окружности. Вписанные и описанные окружности для треугольников, четырехугольников, правильных многоугольников. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Определение синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора. Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30⸰, 45⸰, 60⸰. Вычисление элементов треугольников с использованием тригонометрических соотношений. Треугольники и четырехугольники на клетчатой бумаге. Раздел 3. Площади фигур (10 часов) Понятие о площади плоской фигуры и ее свойствах. Измерение площадей. Сравнение и вычисление площадей. Площадь параллелограмма. Площадь прямоугольника. Площадь ромба. Площадь квадрата. Площадь трапеции. Площадь треугольника. Площадь многоугольника. Площадь круга и его частей. Площади фигур, изображенных на клетчатой бумаге. 3 4 5 6 Углы, связанные с окружностью 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11 Личностные: формирование стартовой мотивации к обучению; положительного отношения к учению, желания приобретать новые знания, умения. Регулятивные: уметь исследовать ситуации, требующие оценки действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: строить логические цепи рассуждений. Коммуникативные: умение оформлять мысли Основные направления воспитательной деятельности** Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ компетенции, межпредметные понятия 2 Угол. Биссектриса угла Смежные и вертикальные углы Углы, образованные параллельными прямыми и секущей Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника Углы в равнобедренном, равностороннем треугольниках Раздел 1. Углы 7 часов Объяснять, что такое угол и градусная мера угла, биссектриса угла; какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными, знать свойства и признаки параллельных прямых. Формулировать теорему о Материальнотехническое оснащение (оборудование)* 1 Дата (факт) Темы Дата (план) № занятия Основные виды деятельности обучающихся (на уровне учебных действий) 3. Тематическое (календарно-тематическое) планирование элективного курса 2, 5, 8 7 8 9 10 сумме углов треугольника и её в устной и письменной следствие о внешнем угле речи с учетом речевых треугольника, знать свойства ситуаций. углов в равнобедренном и ИКТ-компетенции: равностороннем 1) самостоятельно треугольниках. находить информацию в Формулировать понятия информационном поле; центрального угла и градусной 2) анализировать Углы в меры дуги окружности; информацию. четырехугольниках формулировать теоремы: о Межпредметные понятия: вписанном угле. утверждение, свойства, Формулировать утверждение о сравнение, схема, сумме углов выпуклого классификация многоугольника, знать и применять свойства углов в параллелограмме, прямоугольнике, ромбе, квадрате, трапеции Раздел 2. Линии в треугольнике, четырехугольнике и окружности 17 часов Высота, Знать определения высоты, 1, 2, 3, Личностные: медиана, медианы, биссектрисы, 4, 5, 6, формирование воли и биссектриса, серединного перпендикуляра, 11 настойчивости в треугольника средней линии треугольника. достижении цели. Формулировать теоремы, Регулятивные: Серединный связанные с замечательными самостоятельно находить перпендикуляр, точками треугольника: о и формулировать средняя линия биссектрисе угла и, как учебную проблему, треугольника следствие, о пересечении составлять план Признаки равенства биссектрис треугольника; о выполнения работы. треугольников 2, 5, 8 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Признаки равенства прямоугольных треугольников Диагонали и высоты в параллелограмме, ромбе, прямоугольнике, квадрате, трапеции Средняя линия трапеции Проверочная работа по теме «Углы. Линии в треугольнике» Отрезки, связанные с окружностью. Хорда, диаметр, радиус Прямые, связанные с окружностью. Касательная, секущая Вписанная в треугольник окружность Описанная около треугольника окружность Вписанная в серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника. Формулировать и применять признаки равенства треугольников, в том числе и прямоугольных. Изображать и распознавать многоугольники на чертежах; в том числе на клетчатой бумаге, показывать элементы: высоты, диагонали параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; формулировать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, построение, связанные с этими видами четырёхугольников. Знать определение и свойства средней линии трапеции. Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать Познавательные: сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия объектов Коммуникативные: умение при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, подтверждая аргументы фактами. ИКТ -компетенции: 1) самостоятельно находить информацию в информационном поле; 2) осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательной организации. Межпредметные понятия: расстояние, свойства, масштаб, вид, сравнение, схема, аналогия, 20 21 22 23 24 четырехугольник, правильный многоугольник окружность Описанная около четырехугольника, правильного многоугольника окружность Теорема Пифагора Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30 о , 45 о , 60 о. Треугольники и четырехугольники на клетчатой бумаге определение касательной к окружности; формулировать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать теоремы: о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи на вычисление и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками. Уметь формулировать теорему классификация 25 26 27 28 29 30 Площадь плоской фигуры. Площадь параллелограмма Площадь прямоугольника, ромба, квадрата Площадь трапеции Площадь треугольника Площадь круга и его частей Итоговая проверочная работа Пифагора и обратную ей; решать задачи на вычисления, связанные с теоремой Пифагора. Формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; знать основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°. Находить элементы треугольника на клетчатой бумаге. Раздел 3. Площади 10 часов Объяснять, как производится измерение площадей треугольников, многоугольников; круга и его частей; формулировать основные свойства площадей, 1, 2, 3, знать и применять формулы 6, 11 площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; решать задачи на вычисления, связанные с формулами площадей. Находить площади Личностные: формирование нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания. Регулятивные: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выполнять учебные 1, 2, 5 31 32 33 34 Площади многоугольников, изображенных на клетчатой бумаге Площади многоугольников, изображенных на клетчатой бумаге Практическая работа по теме: «Площади фигур» Занятие по обобщению и систематизации знаний за курс Итого: различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге 34 задачи, не имеющие однозначного решения. Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. ИКТ -компетенции: 1) умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников; 2) умение интерпретировать и представлять информацию. Межпредметные понятия: сравнение, схема, площадь, формула, аналогия, классификация проверочные работы – 2 практические работы - 1 *Материально-техническое оснащение (оборудование) 1.Интернет-ресурс: https://fipi.ru/oge/otkrytyy-bank-zadaniy-oge#!/tab/173942232-2 2. Учебное пособие для обучающихся «Практикум по геометрии, 9 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021. 3. Учебно-методическое пособие для учителя «Реализация элективного курса «Практикум по геометрии», 9 класс», ГБОУ ИРО Краснодарского края, 2021. 4. Классный набор чертежных инструментов (линейка классная, угольник классный, циркуль классный, транспортир классный) 5. Доска магнитно-маркерная или меловая. 6. Проектор мультимедийный с креплением 7. Компьютер (ноутбук) педагога. 8. Компьютер (ноутбук) обучающегося. 9. Система голосования (при наличии в ОО). 10. Интерактивная доска (при наличии в ОО). 11. Индивидуальный набор чертежных инструментов обучающегося (линейка, угольник, транспортир). 12. Ножницы, клей, цветная бумага, картон. **Основные направления воспитательной деятельности 2. Патриотическое воспитание. 4. Эстетическое воспитание 5. Ценности научного познания. 8. Экологическое воспитание РАССМОТРЕНА на заседании методического совета протокол №1 от 29.08. 2021г. руководитель методсовета _________Н.А.Беляева СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УМР __________О.В.Мирошниченко 30.08. 2021г