2 1.Пояснительная записка Выбор профессии часто решает в дальнейшем весь жизненный путь и является одним из ответственных моментов в судьбе школьника. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия влияет на все остальные сферы жизни. Профориентация в общеобразовательной школе начинается в старших классах. Ребёнок не успевает сделать осознанный выбор, поэтому мы начинаем профориентацию в начальном звене обучения. Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, и с профессиями региона. Также младшему школьнику важно иметь представление о своем физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, индивидуальных особенностях, чтобы избежать в этот период возможных ошибок. Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений. К тому же, экономическая ситуация в нашей стране способствует более интенсивному перераспределению специалистов из одной области в другую. О множестве новых профессий дети практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают изменения, что требует от современного человека умения быстро перестроиться, быть мобильным, если надо – поменять специальность, предприятие, должность. Краснодарский край является аграрным регионом, в котором распространены сельскохозяйственные профессии. По данным департамента труда и занятости населения Краснодарского края, самыми востребованными являются профессии: врач, учитель, воспитатель, тракторист, виноградарь, садовод и овощевод. Поэтому программа данного курса направлена на знакомство с профессиями регионального характера. Программа включает в себя следующие блоки: «Я – ученик», «Профессии моей семьи», «Профессии моего посёлка», «Все профессии важны», «Профессии моего региона», «Новые профессии». Блок «Я – ученик» знакомит младших школьников с профессиями, с которыми они сталкиваются каждый день (Повар, библиотекарь, медицинская сестра, психолог, логопед и др.). В блоке «Профессии моей семьи» более широко представлены профессии из ближайшего окружения учащихся, семейные династии. Блок «Профессии моего поселка» рассчитан на знакомство с профессиями своего населенного пункта через экскурсии на предприятия и общение с их представителями. Это позволяет лучше узнать жизнь, историю, инфраструктуру своего поселка. Блок «Все профессии важны» более универсальный и знакомит школьников с многообразием профессий по категориям: строительство, транспорт, природа и др. Блок «Профессии моего региона» расширяет знания о сельскохозяйственных востребованных профессиях своего края (виноградарь, овощевод, садовод и др.). В блоке «Новые профессии» ученики знакомятся с новыми современными профессиями (контент-менеджер, интернет-коуч, копирайтер, оператор ПК, логистик, продюсер и др.) Программа дает учителю выбор в планировании экскурсий на предприятия. Проект «Школа мастеров» направлен на знакомство с профессиями в нетрадиционной форме, при взаимодействии с родителями. Программа предусматривает системно-деятельностный подход в организации внеурочной деятельности. Цель программы: формирование у учащихся потребности в профессиональном определении и повышение положительной мотивации к труду. Задачи: 1. Расширение представлений о профессиях. 2. Развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. 3. Формирование добросовестного, положительного отношения к труду. 3 4. Разъяснять ученикам общественную значимость различных профессий, их важности и необходимости. 5. Прививать элементарные трудовые навыки. 6. Взаимодействовать с семьей школьника. 7. Познакомить с историей некоторых профессий. Принципы организации учебной деятельности: тесное сотрудничество учащихся, учителя, родителя; доступность преподаваемого материала; здоровьесбережение; творческая направленность; коллективное участие в планировании, подготовке, проведении, обсуждении; социально полезная направленность деятельности детей. Сроки реализации программы: выполнение программы рассчитано на 4 года, занятия проводятся один раз в неделю, по 1 часу. 1класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего 33часа 34 часа 34 часа 34 часа 135 часов Формы организации работы: экскурсии, викторины, беседы, встречи с людьми разных профессий, конкурсы рисунков, проектные работы, презентация профессий, мастерклассы. Формы и виды контроля. В процессе обучения применяются следующие виды контроля: вводный контроль в начале каждого занятия направлен на повторение и закрепление пройденного, осуществляется в форме устного опроса и в форме выполнения практических занятий; текущий контроль в процессе проведения занятий, направлен на закрепление знаний изучаемой темы; тематический контроль по завершению изучения раздела программы проводится в форме устного опроса или в форме выполнения самостоятельных работ; итоговый контроль по окончании изучения всей темы. Методические рекомендации. В ходе реализации программы уместно использование следующих приёмов: словесные (мини-лекция, рассказ, беседа); наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы, наглядные пособия); практические (работа с дополнительной литературой, наблюдения, сравнения, зарисовки, макеты, проекты); использование занимательного материала. Методические приемы позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. 2.Планируемые результаты Личностные: 1. Гражданско-патриотическое воспитание: - становление ценностного отношения к своей Родине – России; - осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; - сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; - уважение к своему и другим народам; - первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. 2. Духовно-нравственное воспитание: 4 - признание индивидуальности каждого человека; - проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку; - неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. 3 . Эстетическое воспитание: - уважительное отношение и интерес к культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; - стремление к самовыражению в разных видах деятельности. 4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: - соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); - бережное отношение к физическому и психическому здоровью. 5. Трудовое воспитание: - осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. 6. Экологическое воспитание: - бережное отношение к природе; - неприятие действий, приносящих ей вред. 7. Формирование представлений о ценности научного познания: - первоначальные представления о научной картине мира; - познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Метапредметными результатами программы курса внеурочной деятельности по социальному направлению «Школа мастеров» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД Учащиеся научатся: -высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану; -совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии. Учащиеся могут научиться: - планировать свою работу индивидуально и в группе; -осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями. 2. Познавательные УУД Учащиеся научатся: -перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); -находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков). Учащиеся могут научиться: -осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета; -сопоставлять информацию, предоставленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении задания, строить логическую цепочку рассуждения. 3. Коммуникативные УУД Учащиеся научатся: 5 -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им; -учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Учащиеся могут научиться: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнения партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение. Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков). Первый уровень результатов (1 класс) – приобретение социальных знаний. Второй уровень результатов (2 – 3 классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Третий уровень результатов (4 класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых. 3. Содержание программы 1 класс (33 часа) 1. Я – ученик. (4 ч.) Вводное занятие. Знакомство со школой. Профессии людей, которые работают в школе. Экскурсии в медицинский кабинет, столовую, библиотеку, учительскую. 2. Профессии моей семьи. (4 ч.) Встречи с родителями. Экскурсии. Мастер-классы. Профессии родителей в рисунках. 3. Профессии моего поселка. (4 ч.) Культпросветработник. Экскурсия в Дом Культуры. Профессия «Библиотекарь».Любимая книга моей библиотеки 4. Все профессии важны. (5 ч.) Профессии, связанные с транспортом. Пассажирский транспорт, Железнодорожный транспорт. Воздушный транспорт. Водный транспорт. 5. Новые профессии. (4 ч.) Какие приборы заменил компьютер. Компьютер в нашей жизни. Оператор ПК. Профессия и компьютер. 6. Профессии региона. (4 ч.) Современный трактор и сферы использования. Трактор в сельском хозяйстве. Машинно-тракторные агрегаты. Деятельность человека в труднодоступных местах. 7. Проект «Школа мастеров» (8 ч.) Рекламный проспект. Выставка «В мире профессий». Ярмарка профессий. 2 класс (34 часа) 1. Я – ученик. (4 ч.) Вводное занятие. Литературные произведения о профессиях: С.Маршак «Детям», Н.Носов «Незнайка в солнечном городе», С.Михалков «Дядя Степа», К.Чуковский «Доктор Айболит». Игровой урок «Какой я?». 2. Профессии моей семьи. (4 ч.) Встречи с родителями. Экскурсии на предприятия. Презентация профессий. Мастеркласс. 3. Профессии моего поселка. (4 ч.) 6 Профессия «Пожарный». Экскурсия в пожарную часть. Профессия в рисунках. Конкурс-игра «Я – пожарный». 4. Все профессии важны. (5 ч.) Влияние человека на окружающую среду. Изучение экологической обстановки своего населенного пункта. Проект по улучшению экологической обстановки. Профессии, связанные с экологией. 5. Новые профессии. (4 ч.) Системный оператор. Программист. Дизайнер. Фотограф. Проекты: «Я – дизайнер», «Я – фотограф». 6. Профессии региона. (4 ч.) Профессии овощеводства: селекционер, агроном, овощевод, механизатор. Занятия овощевода. Мастер-класс «Я – агроном». 7. Проект «Школа мастеров» (9 ч.) Рекламный проспект. Выставка «В мире профессий», Ярмарка профессий. 3 класс (34 часа) 1. Я – ученик. (4 ч.) Вводное занятие. Знакомство с профессиями «Психолог», «Логопед». Литературные произведения о профессиях: Д. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Маяковский «Кем быть?», Л. Аким «Неумейка». 2. Профессии моей семьи.(4 ч.) Встречи с родителями. Экскурсии. Презентация профессий. Мастер-класс. 3. Профессии моего поселка. (4 ч.) Профессия «Врач». Экскурсия в амбулаторию. Правила оказания первой помощи пострадавшим. Викторина «В мире медицины». 4. Все профессии важны. (5 ч.) Жилища наших предков. Современные технологии в строительстве. Строительные профессии. Техника на стройке. Проект «Дом моей мечты». 5. Новые профессии. (4 ч.) Профессия «Логист». Качества человека-логиста. Флористика. Проект «Я – флорист». 6. Профессии региона. (4 ч.) Садовод. Профессии садоводства. Проект клумбы для школьного участка «Юный садовник». 7. Проект «Школа мастеров». (9 ч.) Рекламный проспект. Выставка «В мире профессий». Ярмарка профессий. 4 класс (34 часа) 1. Я – ученик. (4 ч.) Театр. Профессии театра. Изготовление реквизита. Театральные постановки. 2. Профессии моей семьи. (4 ч.) Проект «Кем быть?». Подготовка и презентация проектов. 3. Профессии моего поселка. (4 ч.) Профессия «Учитель». Экскурсии по кабинетам школы. Сочинение «Каким должен быть учитель?». Деловая игра «Я – учитель». 4. Все профессии важны. (5 ч.) Есть такая профессия – Родину защищать. Военные профессии. 5. Новые профессии. (4 ч.) В мире роботов. Робототехника. Роботы будущего. 6. Профессии региона. (4.) 7 Виноградарь. Выращивание винограда. Виноградарство – сельскохозяйственная отрасль Кубани. Продукты переработки винограда. 7. Проект «Школа мастеров». (9 ч.) Рекламный проспект. Выставка «В мире профессий», Ярмарка профессий. 4.Тематическое планирование 1 2 3 Тема занятий Всего Количество часов по классам 1 2 3 4 Характеристика деятельности учащихся Аудиторны е Внеаудито рные Аудиторны е Внеаудито рные Аудиторны е Внеаудито рные Аудиторны е Внеаудито рные № п/ п 1 3 3 1 2 2 2 2 Я – ученик 16 1 класс. Вводное занятие. Знакомство со школой. Профессии людей, которые работают в школе. Экскурсии в медицинский кабинет, столовую, библиотеку, учительскую. 2 класс. Литературные произведения о профессиях: С.Маршак «Детям», Н. Носов «Незнайка в солнечном городе», С. Михалков «Дядя Степа», К. Чуковский «Доктор Айболит». Игровой урок «Какой я?». 3 класс. Знакомство с профессиями «Психолог», «Логопед». Литературные произведения о профессиях: Д. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Маяковский «Кем быть?», Л. Аким «Неумейка». 4 класс. Театр. Профессии театра. Изготовление реквизита. Театральные постановки. 2 2 2 2 2 2 3 1 Профессии 16 моей семьи 1 класс. Встречи с родителями. Профессии родителей в рисунках. 2 класс. Встречи с родителями. Экскурсии. Мастерклассы. Презентации профессий. 3класс. Проект «Профессия моих родителей». Подготовка и презентация проектов. 4 класс. Проект «Кем быть?». Подготовка и презентация проектов. Профессии 16 2 2 1 3 2 2 2 2 моего поселка 1 класс.Культпросветработник. Экскурсия в Дом Культуры. Профессия «Библиотекарь».Любимая книга моей библиотеки. 2 класс. Профессия «Пожарный». Экскурсия в пожарную часть. Профессия в рисунках. Конкурсигра «Я – пожарный». 3 класс. Профессия «Врач». Экскурсия в Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий, связанных с творчеством для всего общества.Работать с конструктором. Описыватьразные профессии. Участвовать в минипроектах. Собирать и оформлять информацию (текст, набор иллюстраций) о профессиях. Выполнить творческие проекты. Преобразовывать извлечённую информацию о профессиях. Выделять главное, сравнивать, выражать своё отношение и представлять её в виде устного или письменного текста, рисунка, компьютерной презентации. Читать вслух и про себя тексты художественных и научно-популярных книг, пониматьпрочитанное. Отвечать на простые и Основн ые направл ения воспита тельной деятель ности 2,3, 5 5 1,2,3,4, 5,6 8 4 5 6 7 амбулаторию. Правила оказания первой помощи пострадавшим. Викторина «В мире медицины». 4 класс. Профессия «Учитель». Экскурсии по кабинетам школы. Сочинение «Каким должен быть учитель?». Деловая игра «Я – учитель». 3 2 3 2 3 2 3 1 Все 20 профессии важны 1 класс.Профессии, связанные с транспортом.Пассажирский транспорт. Железнодорожный транспорт. Воздушный транспорт. Водный транспорт. 2 класс.Влияние человека на окружающую среду. Изучение экологической обстановки своего населенного пункта. Проект по улучшению экологической обстановки. Профессии, связанные с экологией. 3 класс.Жилища наших предков. Современные технологии в строительстве. Строительные профессии. Техника на стройке. Проект «Дом моей мечты». 4 класс.Есть такая профессия – Родинузащищать. Военные профессии 2 2 2 2 2 2 3 1 Новые 16 профессии 1 класс. Какие приборы заменил компьютер? Компьютер в нашей жизни. Оператор ПК. Профессия и компьютер. 2 класс. Системный оператор. Программист. Дизайнер. Фотограф. Проекты: «Я – дизайнер», «Я – фотограф». 3 класс. Профессия «Логист». Качества человекалогиста. Флористика. Проект «Я – флорист». 4 класс. В мире роботов. Робототехника. Роботы будущего. Профессии 16 2 2 2 2 3 1 1 3 региона 1 класс. Современный трактор и сферы использования. Трактор в сельском хозяйстве. Машинно-тракторные агрегаты. Деятельность человека в труднодоступных местах. 2 класс. Профессии овощеводства: селекционер, агроном, овощевод, механизатор. Занятия овощевода. Мастер-класс «Я – агроном». 3 класс. Виноградарь. Выращивание винограда. Виноградарство – сельскохозяйственная отрасль Кубани. Продукты переработки винограда. 4 класс. Садовод. Профессии садоводства. Проект клумбы для школьного участка «Юный садовник». 4 4 4 5 5 4 5 4 Проект 35 «Школа мастеров» сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в тексте. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Применить полученные знания и умения на уроках в жизни. Применить полученные знания и умения на уроках в жизни. Подготовить компьютерную презентацию «Профессии, связанные с творчеством». Выполнить творческие проекты. 1, 2, 3,4, 5,6,7 3,7 1,5, 6,7 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 9 Рекламный проспект. Выставка «В мире профессий». Ярмарка профессий. 5. Материально-техническое и информационное обеспечение 1.Интерактивный комплекс (интерактивная панель). 2. Ноутбуки мобильного класса. 3. 3-Dпринтер с пластиком. 4. Клеевой пистолет, стержни. 5. Коврик для сердечно-легочной реанимации. 6. Тренажёр-манекен для удаления инородного тела из верхних дыхательных путей. 7. Набор имитаторов травм и поражений. 8. Табельные средства для первой медицинской помощи. 9. Воротник шейный. 10. Шина лестничная. 11. Микрофон. 12. Фотоаппарат, штатив. 13. Видеокамера. 14. Комплекты лабораторного оборудования. 15. Профессиональный конструктор «LegoWeDoeducation». 16. Литература: Энциклопедия «Мир профессий». – М.: Изд. «Знание», 2005. Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 2007.