РП Разговор о профессиях.Школа мастеров 1-4

2
1.Пояснительная записка
Выбор профессии часто решает в дальнейшем весь жизненный путь и является одним
из ответственных моментов в судьбе школьника. Поскольку в жизни все взаимосвязано,
правильно выбранная профессия влияет на все остальные сферы жизни. Профориентация в
общеобразовательной школе начинается в старших классах. Ребёнок не успевает сделать
осознанный выбор, поэтому мы начинаем профориентацию в начальном звене обучения.
Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить
с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий
людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день, и с профессиями
региона. Также младшему школьнику важно иметь представление о своем физическом
развитии,
интересах,
склонностях,
характере,
темпераменте,
индивидуальных
особенностях, чтобы избежать в этот период возможных ошибок. Знакомясь с приемами
самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и
возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии,
намечают планы реализации профессиональных намерений. К тому же, экономическая
ситуация в нашей стране способствует более интенсивному перераспределению
специалистов из одной области в другую. О множестве новых профессий дети практически
не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают изменения, что
требует от современного человека умения быстро перестроиться, быть мобильным, если
надо – поменять специальность, предприятие, должность.
Краснодарский край является аграрным регионом, в котором распространены
сельскохозяйственные профессии. По данным департамента труда и занятости населения
Краснодарского края, самыми востребованными являются профессии: врач, учитель,
воспитатель, тракторист, виноградарь, садовод и овощевод. Поэтому программа данного
курса направлена на знакомство с профессиями регионального характера.
Программа включает в себя следующие блоки: «Я – ученик», «Профессии моей
семьи», «Профессии моего посёлка», «Все профессии важны», «Профессии моего региона»,
«Новые профессии». Блок «Я – ученик» знакомит младших школьников с профессиями, с
которыми они сталкиваются каждый день (Повар, библиотекарь, медицинская сестра,
психолог, логопед и др.). В блоке «Профессии моей семьи» более широко представлены
профессии из ближайшего окружения учащихся, семейные династии. Блок «Профессии
моего поселка» рассчитан на знакомство с профессиями своего населенного пункта через
экскурсии на предприятия и общение с их представителями. Это позволяет лучше узнать
жизнь, историю, инфраструктуру своего поселка. Блок «Все профессии важны» более
универсальный и знакомит школьников с многообразием профессий по категориям:
строительство, транспорт, природа и др. Блок «Профессии моего региона» расширяет
знания о сельскохозяйственных востребованных профессиях своего края (виноградарь,
овощевод, садовод и др.). В блоке «Новые профессии» ученики знакомятся с новыми
современными профессиями (контент-менеджер, интернет-коуч, копирайтер, оператор ПК,
логистик, продюсер и др.) Программа дает учителю выбор в планировании экскурсий на
предприятия. Проект «Школа мастеров» направлен на знакомство с профессиями в
нетрадиционной форме, при взаимодействии с родителями.
Программа предусматривает системно-деятельностный подход в организации
внеурочной деятельности.
Цель программы: формирование у учащихся потребности в профессиональном
определении и повышение положительной мотивации к труду.
Задачи:
1. Расширение представлений о профессиях.
2. Развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально
разнообразных впечатлений о мире профессий.
3. Формирование добросовестного, положительного отношения к труду.

3
4. Разъяснять ученикам общественную значимость различных профессий, их
важности и необходимости.
5. Прививать элементарные трудовые навыки.
6. Взаимодействовать с семьей школьника.
7. Познакомить с историей некоторых профессий.
Принципы организации учебной деятельности:
тесное сотрудничество учащихся, учителя, родителя;
доступность преподаваемого материала;
здоровьесбережение;
творческая направленность;
коллективное участие в планировании, подготовке, проведении, обсуждении;
социально полезная направленность деятельности детей.
Сроки реализации программы: выполнение программы рассчитано на 4 года,
занятия проводятся один раз в неделю, по 1 часу.
1класс
2 класс
3 класс
4 класс
Всего
33часа
34 часа
34 часа
34 часа
135 часов
Формы организации работы: экскурсии, викторины, беседы, встречи с людьми
разных профессий, конкурсы рисунков, проектные работы, презентация профессий, мастерклассы.
Формы и виды контроля.
В процессе обучения применяются следующие виды контроля:
вводный контроль в начале каждого занятия направлен на повторение и закрепление
пройденного, осуществляется в форме устного опроса и в форме выполнения практических
занятий;
текущий контроль в процессе проведения занятий, направлен на закрепление знаний
изучаемой темы;
тематический контроль по завершению изучения раздела программы проводится в
форме устного опроса или в форме выполнения самостоятельных работ;
итоговый контроль по окончании изучения всей темы.
Методические рекомендации.
В ходе реализации программы уместно использование следующих приёмов:
словесные (мини-лекция, рассказ, беседа);
наглядные (иллюстрации, видеоматериалы, фотографии, схемы, наглядные пособия);
практические (работа с дополнительной литературой, наблюдения, сравнения,
зарисовки, макеты, проекты);
использование занимательного материала.
Методические приемы позволяют разнообразить учебную деятельность, реализовать
личностно-ориентированный подход в обучении.
2.Планируемые результаты
Личностные:
1. Гражданско-патриотическое воспитание:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений.
2. Духовно-нравственное воспитание:

4
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности к другому человеку;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
3 . Эстетическое воспитание:
- уважительное отношение и интерес к культуре, восприимчивость к разным видам
искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах деятельности.
4. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
5. Трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, бережное отношение к
результатам труда, интерес к различным профессиям.
6. Экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе;
- неприятие действий, приносящих ей вред.
7. Формирование представлений о ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира;
- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании.
Метапредметными результатами программы курса внеурочной деятельности по
социальному направлению «Школа мастеров» являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
-высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить
работать по предложенному учителем плану;
-совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на занятии.
Учащиеся могут научиться:
- планировать свою работу индивидуально и в группе;
-осознавать своё продвижение в овладении знаниями и умениями.
2. Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на
основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
-находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков).
Учащиеся могут научиться:
-осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
-сопоставлять информацию, предоставленную в разных видах, обобщать её и
использовать при выполнении задания, строить логическую цепочку рассуждения.
3. Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:

5
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учащиеся могут научиться:
-распределять обязанности при работе в группе;
-учитывать мнения партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки,
обосновывать своё решение.
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых
группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Первый уровень результатов (1 класс) – приобретение социальных знаний.
Второй уровень результатов (2 – 3 классы) – формирование ценностного отношения
к социальной реальности.
Третий уровень результатов (4 класс) – получение опыта самостоятельного
общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.
3. Содержание программы
1 класс (33 часа)
1. Я – ученик. (4 ч.)
Вводное занятие. Знакомство со школой. Профессии людей, которые работают в
школе. Экскурсии в медицинский кабинет, столовую, библиотеку, учительскую.
2. Профессии моей семьи. (4 ч.)
Встречи с родителями. Экскурсии. Мастер-классы. Профессии родителей в рисунках.
3. Профессии моего поселка. (4 ч.)
Культпросветработник.
Экскурсия
в
Дом
Культуры.
Профессия
«Библиотекарь».Любимая книга моей библиотеки
4. Все профессии важны. (5 ч.)
Профессии, связанные с транспортом.
Пассажирский транспорт, Железнодорожный транспорт. Воздушный транспорт.
Водный транспорт.
5. Новые профессии. (4 ч.)
Какие приборы заменил компьютер. Компьютер в нашей жизни. Оператор ПК.
Профессия и компьютер.
6. Профессии региона. (4 ч.)
Современный трактор и сферы использования. Трактор в сельском хозяйстве.
Машинно-тракторные агрегаты. Деятельность человека в труднодоступных местах.
7. Проект «Школа мастеров» (8 ч.)
Рекламный проспект. Выставка «В мире профессий». Ярмарка профессий.
2 класс (34 часа)
1. Я – ученик. (4 ч.)
Вводное занятие. Литературные произведения о профессиях: С.Маршак «Детям»,
Н.Носов «Незнайка в солнечном городе», С.Михалков «Дядя Степа», К.Чуковский «Доктор
Айболит». Игровой урок «Какой я?».
2. Профессии моей семьи. (4 ч.)
Встречи с родителями. Экскурсии на предприятия. Презентация профессий. Мастеркласс.
3. Профессии моего поселка. (4 ч.)

6
Профессия «Пожарный». Экскурсия в пожарную часть. Профессия в рисунках.
Конкурс-игра «Я – пожарный».
4. Все профессии важны. (5 ч.)
Влияние человека на окружающую среду. Изучение экологической обстановки своего
населенного пункта. Проект по улучшению экологической обстановки. Профессии,
связанные с экологией.
5. Новые профессии. (4 ч.)
Системный оператор. Программист. Дизайнер. Фотограф. Проекты: «Я – дизайнер»,
«Я – фотограф».
6. Профессии региона. (4 ч.)
Профессии овощеводства: селекционер, агроном, овощевод, механизатор. Занятия
овощевода. Мастер-класс «Я – агроном».
7. Проект «Школа мастеров» (9 ч.)
Рекламный проспект. Выставка «В мире профессий», Ярмарка профессий.
3 класс (34 часа)
1. Я – ученик. (4 ч.)
Вводное занятие. Знакомство с профессиями «Психолог», «Логопед». Литературные
произведения о профессиях: Д. Родари «Чем пахнут ремесла», В. Маяковский «Кем быть?»,
Л. Аким «Неумейка».
2. Профессии моей семьи.(4 ч.)
Встречи с родителями. Экскурсии. Презентация профессий. Мастер-класс.
3. Профессии моего поселка. (4 ч.)
Профессия «Врач». Экскурсия в амбулаторию. Правила оказания первой помощи
пострадавшим. Викторина «В мире медицины».
4. Все профессии важны. (5 ч.)
Жилища наших предков. Современные технологии в строительстве. Строительные
профессии. Техника на стройке. Проект «Дом моей мечты».
5. Новые профессии. (4 ч.)
Профессия «Логист». Качества человека-логиста. Флористика. Проект «Я – флорист».
6. Профессии региона. (4 ч.)
Садовод. Профессии садоводства. Проект клумбы для школьного участка «Юный
садовник».
7. Проект «Школа мастеров». (9 ч.)
Рекламный проспект. Выставка «В мире профессий». Ярмарка профессий.
4 класс (34 часа)
1. Я – ученик. (4 ч.)
Театр. Профессии театра. Изготовление реквизита. Театральные постановки.
2. Профессии моей семьи. (4 ч.)
Проект «Кем быть?». Подготовка и презентация проектов.
3. Профессии моего поселка. (4 ч.)
Профессия «Учитель». Экскурсии по кабинетам школы. Сочинение «Каким должен
быть учитель?». Деловая игра «Я – учитель».
4. Все профессии важны. (5 ч.)
Есть такая профессия – Родину защищать. Военные профессии.
5. Новые профессии. (4 ч.)
В мире роботов. Робототехника. Роботы будущего.
6. Профессии региона. (4.)

7
Виноградарь. Выращивание винограда. Виноградарство – сельскохозяйственная
отрасль Кубани. Продукты переработки винограда.
7. Проект «Школа мастеров». (9 ч.)
Рекламный проспект. Выставка «В мире профессий», Ярмарка профессий.
4.Тематическое планирование

1

2

3

Тема
занятий

Всего

Количество часов по классам
1
2
3
4

Характеристика
деятельности учащихся

Аудиторны
е
Внеаудито
рные
Аудиторны
е
Внеаудито
рные
Аудиторны
е
Внеаудито
рные
Аудиторны
е
Внеаудито
рные

№
п/
п

1 3 3 1 2 2 2
2
Я – ученик
16
1 класс. Вводное занятие. Знакомство со школой.
Профессии людей, которые работают в школе.
Экскурсии в медицинский кабинет, столовую,
библиотеку, учительскую.
2 класс. Литературные произведения о профессиях:
С.Маршак «Детям», Н. Носов «Незнайка в солнечном
городе»,
С.
Михалков
«Дядя
Степа»,
К. Чуковский «Доктор Айболит». Игровой урок
«Какой я?».
3 класс. Знакомство с профессиями «Психолог»,
«Логопед».
Литературные
произведения
о
профессиях: Д. Родари «Чем пахнут ремесла»,
В. Маяковский «Кем быть?», Л. Аким «Неумейка».
4 класс. Театр. Профессии театра. Изготовление
реквизита. Театральные постановки.
2 2 2 2 2 2 3 1
Профессии
16
моей семьи
1 класс. Встречи с родителями. Профессии
родителей в рисунках.
2 класс. Встречи с родителями. Экскурсии. Мастерклассы. Презентации профессий.
3класс. Проект «Профессия моих родителей».
Подготовка и презентация проектов.
4 класс. Проект «Кем быть?». Подготовка и
презентация проектов.
Профессии
16 2 2 1 3 2 2 2 2
моего
поселка
1 класс.Культпросветработник. Экскурсия в Дом
Культуры. Профессия «Библиотекарь».Любимая
книга моей библиотеки.
2 класс. Профессия «Пожарный». Экскурсия в
пожарную часть. Профессия в рисунках. Конкурсигра «Я – пожарный».
3 класс. Профессия «Врач». Экскурсия в

Оценивать значимость
человеческого труда и
разных профессий,
связанных с
творчеством для всего
общества.Работать с
конструктором.
Описыватьразные
профессии.
Участвовать в минипроектах.
Собирать и оформлять
информацию (текст,
набор иллюстраций) о
профессиях.
Выполнить творческие
проекты.
Преобразовывать
извлечённую
информацию о
профессиях.
Выделять главное,
сравнивать, выражать
своё отношение и
представлять её в виде
устного или
письменного текста,
рисунка, компьютерной
презентации.
Читать вслух и про себя
тексты
художественных и
научно-популярных
книг,
пониматьпрочитанное.
Отвечать на простые и

Основн
ые
направл
ения
воспита
тельной
деятель
ности

2,3,
5

5

1,2,3,4,
5,6

8

4

5

6

7

амбулаторию. Правила оказания первой помощи
пострадавшим. Викторина «В мире медицины».
4 класс. Профессия «Учитель». Экскурсии по
кабинетам школы. Сочинение «Каким должен быть
учитель?». Деловая игра «Я – учитель».
3 2 3 2 3 2 3 1
Все
20
профессии
важны
1
класс.Профессии,
связанные
с
транспортом.Пассажирский
транспорт.
Железнодорожный транспорт. Воздушный транспорт.
Водный транспорт.
2 класс.Влияние человека на окружающую среду.
Изучение
экологической
обстановки
своего
населенного пункта. Проект по улучшению
экологической обстановки. Профессии, связанные с
экологией.
3 класс.Жилища наших предков. Современные
технологии
в
строительстве.
Строительные
профессии. Техника на стройке. Проект «Дом моей
мечты».
4 класс.Есть такая профессия – Родинузащищать.
Военные профессии
2 2 2 2 2 2 3 1
Новые
16
профессии
1 класс. Какие приборы заменил компьютер?
Компьютер в нашей жизни. Оператор ПК. Профессия
и компьютер.
2 класс. Системный оператор. Программист.
Дизайнер. Фотограф. Проекты: «Я – дизайнер»,
«Я – фотограф».
3 класс. Профессия «Логист». Качества человекалогиста. Флористика. Проект «Я – флорист».
4 класс. В мире роботов. Робототехника. Роботы
будущего.
Профессии
16 2 2 2 2 3 1 1 3
региона
1
класс.
Современный
трактор и
сферы
использования. Трактор в сельском хозяйстве.
Машинно-тракторные
агрегаты.
Деятельность
человека в труднодоступных местах.
2 класс. Профессии овощеводства: селекционер,
агроном, овощевод, механизатор. Занятия овощевода.
Мастер-класс «Я – агроном».
3 класс. Виноградарь. Выращивание винограда.
Виноградарство – сельскохозяйственная отрасль
Кубани. Продукты переработки винограда.
4 класс. Садовод. Профессии садоводства. Проект
клумбы для школьного участка «Юный садовник».
4 4 4 5 5 4 5 4
Проект
35
«Школа
мастеров»

сложные вопросы
учителя, самим
задавать вопросы,
находить нужную
информацию в тексте.
Участвовать в работе
группы, распределять
роли, договариваться
друг с другом.
Применить полученные
знания и умения на
уроках в жизни.
Применить полученные
знания и умения на
уроках в жизни.
Подготовить
компьютерную
презентацию
«Профессии, связанные
с творчеством».
Выполнить творческие
проекты.

1, 2,
3,4,
5,6,7

3,7

1,5,
6,7

1, 2, 3,
4, 5, 6,
7

9
Рекламный проспект. Выставка «В мире профессий».
Ярмарка профессий.
5. Материально-техническое и информационное обеспечение
1.Интерактивный комплекс (интерактивная панель).
2. Ноутбуки мобильного класса.
3. 3-Dпринтер с пластиком.
4. Клеевой пистолет, стержни.
5. Коврик для сердечно-легочной реанимации.
6. Тренажёр-манекен для удаления инородного тела из верхних дыхательных путей.
7. Набор имитаторов травм и поражений.
8. Табельные средства для первой медицинской помощи.
9. Воротник шейный.
10. Шина лестничная.
11. Микрофон.
12. Фотоаппарат, штатив.
13. Видеокамера.
14. Комплекты лабораторного оборудования.
15. Профессиональный конструктор «LegoWeDoeducation».
16. Литература:
Энциклопедия «Мир профессий». – М.: Изд. «Знание», 2005.
Энциклопедия «Я познаю мир». – М.: Изд. Дрофа, 2007.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».