Русская словесность

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 ПОСЁЛКА ПАРКОВОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ПАВЛА
ФЕДОТОВИЧА ГОЛОВКО

УТВЕРЖДЕНА
решением педсовета протокол №1
от 30.08.2023 года
Председатель педсовета
_____________
О.В. Мирошниченко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Русская словесность»
Уровень образования (класс) основное общее образование,5 класс
Срок реализации программы - 1 год

Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена для учащихся 5 классов на основе авторской программы Р.И.Альбетковой
«Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы» допущенной Министерством Образования РФ и
опубликованной в сборнике программно-методических материалов «Русский язык. 5-9 классы», М., Дрофа, 2002 (сост.
Л.М.Рыбченкова).
Словесность – это особый предмет, помогающий прояснить самую сущность языка и литературы. Строение языка, его
нормы дают возможность использовать язык как материал для создания художественных произведений, а художественные
произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства. Цель изучения словесности
– помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Задачи изучения словесности:
-раскрыть для учащихся эстетическую роль языка, его способность создавать художественный мир в произведении
словесности,
-научить пользоваться языком как средством выражения собственных мыслей и чувств,
-научить понимать смысл произведения через его язык,
-развивать творческий потенциал учеников.
В 5 классе в курсе словесности учащиеся знакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать
содержание, в частности, с понятиями литературный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную
окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окраской. Также в 5 классе учащиеся получают
первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях –
эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного
выражения содержания в этих разновидностях словесности.
Умения и навыки (к концу учебного года учащиеся должны):
-выразительно читать различные по теме и эмоциональной окраске тексты; произведения с учётом употреблённых в них
средств художественной изобразительности; тексты-описания, научные и художественные тексты-рассуждения;
стихотворные и прозаические произведения; эпизоды рассказа, басни; стихи, пьесы по ролям;
-различать разговорный и литературный язык; понятия «устная речь» и «разговорный язык»; «письменная речь» и
«литературный язык»; стихотворную и прозаическую речь; виды интонации в повествовательных, вопросительных,
побудительных предложениях; виды устной народной словесности; литературную сказку, басню, рассказ и повесть;

-уметь пользоваться этимологическим и толковым словарями;
-находить в тексте произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы,
историзмы, фразеологизмы; эпитеты и сравнения;
-строить диалог, уместно употреблять просторечия;
-определять лексическое значение слова; тему и основную мысль текста;
-употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях; эпитеты, сравнения, аллегории; пословицы и
поговорки;
-создавать повествовательный текст на предложенную тему, словесное описание предмета, рассуждение, диалог, монолог;
подбирать рифмы к предложенным словам; устный рассказ по собственным впечатлениям;
-рассказывать сказки и небылицы, произносить скороговорки и считалки; пересказывать литературную сказку; сочинять
собственную сценку, инсценировку эпического произведения.
Содержание курса
Что такое слово.
Что такое словесность.
Богатство лексики русского языка.
Прямое и переносное значение слова.
Текст.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.
Устная народная словесность.
Литературное эпическое произведение.
Лирическое произведение.
Драматическое произведение.
№
Тема урока
п/п
1
Вводный урок. Знакомство
с предметом.

Тематическое планирование
Тип урока Формы деятельности Формы контроля
Домашнее
учащихся
задание
Беседа
Чтение, слушание,
Творческая
П. 1 читать,
игры со словами
работа на уроке
упр.4 на стр.10
(упр.1, 4 на стр.15)
(пересказ

Сроки

2

Что такое слово. Для чего
служат слова.

Беседа

3

Что такое словесность.
Разговорный и
литературный язык.

Объяснение
нового
материала.

4

Разговорный язык.
Просторечие.
Литературный язык.

Объяснение
нового
материала.

5

Язык художественной
словесности.

Объяснение
нового
материала.

6

Лексическое значение
слова. Слова однозначные
и многозначные.

Беседа

7

Слова-термины, способы
определения понятия.

Объяснение
нового
материала.

Слушают, отвечают
на вопросы,
выполнение
упражнений, чтение,
пересказ
Самостоятельное
чтение, работа в
тетради, выполнение
упражнений, игры со
словами
Комментированное
чтение, ответы на
вопросы, выполнение
упражнений
Слушают, читают,
анализ текстов,
ответы на вопросы,
игры со словами
Комментированное и
самостоятельное
чтение, ответы на
вопросы, выполнение
упражнений, работа в
тетради
Слушают, ответы на
вопросы, работа в
тетради

Фронтальный
опрос, домашнее
упр.
Фронтальный
опрос

словарных
статей)
П. 2-3 читать,
упр.6 с.16
(письм.
составить
рассказ)
П. 4 -6 читать,
упр.14 с.20
(таблица)

Устный ответ,
проверочная
работа

П. 7-9 читать,
упр. 20 (письм.),
25 (устно)

Творческая
работа
(сочинениеописание)
Устный ответ,
домашнее
упражнение

П. 10 читать,
упр. 36 или 38
(письм. на
выбор)
П. 11-12 читать,
упр. 45 (письм.)

Фронтальный
опрос, задание в
тетради

П. 13 читать,
записать 2-3
предложения с
терминами из

8

Омонимы, их отличие от
многозначных слов.

9

Синонимы, их роль в
художественных
произведениях.

10

11

12

13

14

Объяснение
нового
материала,
беседа

Чтение, работа в
тетради, выполнение
упражнений, игры со
словами

Объяснение Слушают учителя,
нового
читают, работа в
материала. тетради, со словарём,
выполнение
упражнений
Антонимы, их роль в
Беседа
Слушают учителя,
художественных
читают, ответы на
произведениях.
вопросы, выполнение
упражнений
Новые и устаревшие слова, Объяснение Слушают учителя,
их значение в
нового
работа в тетради,
произведении.
материала. выполнение
упражнений
Фразеологизмы.
УрокКомментированное
практикум чтение, выполнение
упражнений, краткие
записи в тетради
Урок-зачёт по теме
Урок
Письменно и устно
«Богатство лексики
контроля
отвечают на вопросы
русского языка».
Прямое и переносное
Объяснение Слушают учителя,

Фронтальный
опрос

Домашнее
упражнение

Проверочная
работа

проф.
деятельности
родителей
П. 14 читать,
упр. 51
(сочинить сказку
по рисунку
устно), игра 2 на
с. 63 (письм)
П. 15 читать,
упр. 55 (письм.)

П. 16 читать,
упр.66 (устно),
61 (письм.)

Творческая
П.17–18 читать,
работа (описание упр. 70 (письм.)
картины)
Творческая
работа (рассказ о
событии)

П. 19 читать,
упр. 72 (письм.)

Самостоятельная Не задано
работа
Творческая

П. 20 – 21

значение слова. Сравнение. нового
материала.
15

16

17

18

19

20

чтение, ответы на
вопросы, анализ
текста
Эпитет. Аллегория.
Объяснение Самостоятельное
нового
чтение, слушание,
материала. работа в тетради,
выполнение
упражнений
Что такое текст. Тема
Беседа
Самостоятельное
текста. Основная мысль
чтение, ответы на
(идея) текста.
вопросы, выполнение
упражнений,
написание
миниатюры
Способы связи
Объяснение Анализ текста,
предложений в тексте.
нового
составление схем,
материала. выполнение
упражнений, игры со
словами 1,2,5
Формы словесного
Объяснение Чтение, ответы на
выражения: повествование, нового
вопросы, заполнение
описание, рассуждение,
материала. таблицы, выполнение
диалог и монолог.
упражнений
Стихотворная и
прозаическая формы
словесного выражения.
Ритм.
Интонация. Цель
высказывания и интонация.

Объяснение
нового
материала,
беседа
Объяснение
нового

работа
(лингвистические
сказки)
Фронтальный
опрос, домашнее
упр.

читать, упр. 78
(письм.)

Сочинениеминиатюра по
картинкам

П. 24-26 читать,
упр. 87,88
(письм.)

Домашнее
упражнение

П. 27 читать,
упр. 93 (письм.)

Проверочная
работа,
домашнее
упражнение
(сказка)
Фронтальный
опрос

П. 28-31 читать,
упр. 107 или
игра 6 (на выбор,
письм.)

Комментированное
чтение, ответы на
вопросы, выполнение
упражнений
Чтение, работа в
Устный ответ
тетради, выполнение (выразительное

П. 22-23 читать,
упр. 81 (письм.),
84 (устно)

П. 32-33 читать,
игра 3 на с. 112
(устно)
П. 34-35 читать,
упр.111 (письм.),

материала.

21

Особенности интонации в
стихах.

22

Ритм и рифма в стихах.
Строфа.

23

Произведение устной
народной словесности.
Сказки и их виды.
Особенности языка сказок.
Сказка и правда.

24

Небылицы. Пословицы и
поговорки.

25

Загадки. Особенности
языка загадок.
Скороговорки, считалки,
дразнилки, потешки.

Урокпрактикум

упражнений

Слушают учителя,
чтение, краткие
записи,
выразительное
чтение, анализ текста
Объяснение Самостоятельное
нового
чтение, краткие
материала. записи, выполнение
упражнений, игры со
словами 1,6
Объяснение Аналитическое
нового
чтение, работа в
материала. тетради, выполнение
упражнений,
выразительное
чтение
Беседа
Слушают рассказ
учителя, чтение,
ответы на вопросы,
выполнение
упражнений,
составление таблицы
Беседа
Игры со словами,
наблюдение, работа в
тетради (схемы),
чтение

чтение
отрывков),
домашнее
упражнение
Устный ответ
(выразительное
чтение басни)

112 и 113 (устно)

Домашнее
упражнение,
устный опрос

П. 37-38 читать,
упр. 117
(письм.), 119
(устно)

Устный ответ
(сказывание
сказки)

П. 39-42 читать,
упр.123. (устно)

Творческая
работа

П. 43,44 читать,
упр. 127 и 128
(письм.) или 130
(рассказ с
поговоркой)

Устный ответ,
творческая
работа

П. 45-47 читать,
игра 2 на с. 129
(устно), упр.132
и 135 (письм.)

П. 36 читать,
упр.114 (устно),
игры 7-8 (устно)

26

Три рода произведений
созданных писателями.
Литературная сказка.

27

Басня. Особенности языка
басен.

28

Рассказ, повесть, роман.
Особенности языка
эпического произведения.

29

Сюжет и эпизод
произведения.

30

Что такое лирическое
произведение. Стихи о
природе.

31

Зачем поэт говорит
стихами. Стихи о
животных. Стихи о какомлибо событии.

Объяснение Комментированное
нового
чтение, ответы на
материала. вопросы, работа в
тетради, с
иллюстрацией
Беседа
Ответы на вопросы,
анализ текста,
выразительное
чтение
Объяснение Комментированное
нового
чтение, анализ
материала, текста, ответы на
беседа
вопросы, работа в
тетради
Объяснение Ответы на вопросы,
нового
выполнение
материала. упражнений, игры со
словами 3,4

Фронтальный
опрос

П. 48-49 читать,
упр. 140 (устно),
игра 1 на с. 145

Фронтальный
опрос, домашнее
упр.

П. 50-51 читать,
упр. 143 (устно),
144 (письм.)

Устный ответ
(сочинениеописание по
портрету)

П. 52,53 читать,
упр.150 (устное
сочинение)

Творческая
работа (рассказ
по личным
впечатлениям
или по картине)
Объяснение Работа в группах при Устный ответ,
нового
чтении текста, анализ выразительное
материала. текстов, устные
чтение
ответы,
стихотворений
выразительное
чтение, устное
рисование по картине
Беседа
Комментированное
Выразительное
чтение,
чтение,
выразительное
фронтальный
чтение
опрос

П. 54 читать,
упр.154 или 155
(на выбор,
письм.)
П. 55,56 читать,
упр. 160 (устно),
163 (письм.)

П. 57-59 читать,
упр. 167 или 171
(устно), игры 1,2
(письм.)

32

Что такое драматическое
произведение. Отличие
пьесы-сказки от эпической
литературной сказки.

33

Урок-зачёт по теме «Три
рода произведений»

34

Заключительный урок.
Игра «Загадки
словесности».

стихотворений, их
анализ, работа с
иллюстрациями,
ответы на вопросы
Объяснение Комментированное
нового
чтение и чтение по
материала. ролям, письменные
ответы на вопросы,
выполнение
упражнений
Урок
контроля

Устные и
письменные ответы
на вопросы
Обобщение Работа в группах,
изученного ответы на вопросы

Фронтальный
опрос,
творческая
работа (сценка)

Контрольные
вопросы и
задания
Игровые задания

П. 60-61 читать,
упр. 180
(письм.),
повторить
параграф 48-61,
подготовиться к
зачёту
Не задано
Выбрать и
принести
лучшие
творческие
работы

Список литературы для учителя
1. Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» 5 класс, Р.И.Альбеткова,
М., Дрофа, 2004
2. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к
словесности» 5 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2001
3. «Язык мой – друг мой», пособие для учителей, Л.Т.Григорян, М., «Просвещение»,
1982

Список литературы для учащихся
1. Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» 5 класс, Р.И.Альбеткова,
М., Дрофа, 2004
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ Ltd.,1992


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».